Зарубежный триумф Ка-32

Вертолеты Bell-212 и Ка-32 на базе фирмы HeviLift. Сидней, Австралия


30 июля 1990 года три вертолета Ка-32, принадлежащие Владивостокскому авиапредприятию, были доставлены в Порт Морсби – столицу островного государства Папуа – Новая Гвинея. Днем позже в аэропорту Велп вблизи швейцарского города Берн приземлился вертолет Ка-32 с группой специалистов фирмы «Камов» на борту. Делегацию, прибывшую по приглашению фирмы Heliswiss, возглавлял заслуженный летчик СССР Игорь Евдокимов. Так 10 лет назад открылась зарубежная страница биографии одного из самых популярных вертолетов семейства «Ка».

И в ПНГ, и в Швейцарии российские машины ожидали с интересом, но с некоторым недоверием. В первых числах августа 1990 г. на аэродроме Порта Морсби собрались представители авиационных властей, общественности, телевизионщики. Ждали сенсации: предстоял демонстрационный подъем пятитонного груза на внешней подвеске российского вертолета. «Неужели эта груда железа способна оторваться от земли?» -недоверчиво произнес кто-то из наблюдавших. Не только оторваться, но и аккуратно поднять груз, сделать плавный круг над аэродромом и опустить ношу в заданное место! Все это Ка-32 произвел с ювелирной точностью. Сенсация состоялась!

В Папуа – Новой Гвинее в то время активно разрабатывались природные богатства. Крупные западные компании буквально вгрызались в недра островов: бурили нефтяные и газовые скважины, осваивали золотоносные породы, добывали ценные сорта дерева. Места разработок обычно располагались высоко в горах, и иных дорог к ним, кроме воздушных, не было. Вертолеты Ка-32 со своими прекрасными тяговыми и маневренными качествами оказались очень кстати. А российские экипажи не нужно было специально готовить к своеобразным условиям работы в горах и приморских тропиках: за их плечами был опыт работы по обслуживанию плавучих буровых установок на Сахалине, перевозке и монтажу опор ЛЭП в горной и холмистой местности Приморья.

К концу 1990 г. количество вертолетов Ка-32 в ПНГ удвоилось, за 1991 г. они налетали почти 4000 часов.

«Дебютом» Ка-32 в Швейцарии стало участие в расчистке лесных завалов в Альпах, образовавшихся после бури, пронесшейся здесь в феврале 1990 г. Со своей нелегкой задачей вертолет Ка-32 справился за три месяца. Затем он стал применяться на монтаже опор и установке подвесных мостов. Один из таких мостов – 50-метровый пешеходный деревянный мост был установлен над ущельем буквально за считанные минуты.

Признанием высокого качества вертолета фирмы «Камов» стал сертификат летной годности, выданный швейцарской администрацией F0CA модели Ка-32А12 17 июня 1996 г.

Успешная работа россиян в ПНГ и Швейцарии не прошла мимо внимания авиационных кругов. Одним из тех, кто приехал в ПНГ и лично наблюдал здесь за работой вертолетов Ка-32, был президент канадской компании VTH Logging Кен Нори. Он был настолько поражен увиденным, что лично полетел в Москву для встречи с президентом фирмы «Камов» С. Михеевым. И вскоре вертолет Ка-32 заступил на трудовую вахту в лесах Британской Колумбии.

Результаты работы Ка-32 на логгинге были такими впечатляющими, что компания VIH отказалась от использования американских вертолетов S-61, арендовала еще две винтокрылые российские машины, а также инициировала процесс сертификации модели вертолета Ка-32А11ВС по американским нормам летной годности FAR-29. И такой Сертификат типа № Н-100 был выдан 11 мая 1998 г. Министерством транспорта Канады.

Таким образом, вертолет Ка-32 стал первым российским летательным аппаратом, получившим сертификат летной годности в западном полушарии.

География применения вертолетов Ка-32 в Тихоокеанском регионе также расширялась. Примеру Папуа – Новой Гвинеи последовали Бирма, Лаос, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия, Соломоновы острова. Блестяще показала свои возможности наша машина и в Австралии. Так, в 1995 г. Ка-32 в паре с Bell-212 за 500 летных часов смонтировал опоры для 7,5-километровой подвесной дороги вблизи курортного городка Кернс, в 1998 г. водрузил три олимпийские фигуры на верхнюю площадку 305-метровой телевизионной башни Сиднея. С помощью вертолетов Ка-32 за два дня были установлены 120 столбов для освещения северной части Сиднея, пирамидальные купола на старинном кафедральном соборе. Ювелирной точности потребовала установка опор ЛЭП в Сиднейском заливе: каждую из них весом свыше 3 тонн и габаритами 6x20 м нужно было соединить с выступающим на 3 м из воды металлическим фундаментом с помощью 24 болтовых соединений.


Канада. Логгинг


Канада. Логгинг


Швейцария. Установка опор ЛЭП


Швейцария. Установка подвесной дороги


В предместье Канберры летом 1999 г. Ка-32 участвовали в работах по укреплению плотины: с помощью вертолетов в проделанные отверстия вставлялись металлические жгуты, которые затем заливались бетоном.

Не миновала вертолет Ка-32 и кинематографическая стезя: оснащенные бутафорскими ракетами и пушками, соосные «вертушки» стали героями австралийского фантастического фильма «Побег невозможен».

Хорошо известны наши вертолеты и в Европе. В Австрии, Франции, Испании, Греции вертолет Ка-32 прекрасно проявил себя при тушении пожаров, на транспортных и монтажных работах.

Крупная «колония» машин Ка-32 образовалась в Южной Корее. Эта страна купила 33 вертолета и успешно использует их в морской полиции, для охраны леса и борьбы с пожарами.

Среди многочисленных «профессий» вертолета Ка-32 есть и военная – три такие машины находятся на вооружении ВВС Алжира.

Сейчас, на исходе века, за рубежом работают 75 вертолетов Ка-32. Для века грядущего фирма «Камов» подготовила ряд проектов, которые предусматривают создание новых модификаций на базе этой машины: пассажирской с салоном повышенной комфортности; со специальным оборудованием для тушения пожаров; выполнения монтажных и спасательных работ; с грузоподъемностью на внешней подвеске до 8 тонн.

Пользователи винтокрылой техники давно ждут такие вертолеты.

Юрий САВИНСКИЙ, зам. начальника отделения логистического обеспечения (фирма «Камов»)


Эксплуатация Ка-32 за рубежом
Страна базирования Модель Количество Основной род деятельности
    (в том числе проданных)  
Южная Корея Ка-32Т, Ка- 32С 23 (23), 8 (8) Морская полиция, охрана леса, борьба с пожарами
Папуа - Новая Гвинея Ка-32Т, Ка-32С 2,4 Участие в освоении нефтяных и газовых месторождений, перевозка золота
Малайзия Ка-32Т, Ка-32С 1,4(1) Логгинг
Иран Ка-32Т 3 Туризм
Алжир Ка-32Т, С 3(3) ВВС
США Ка-32Т, С 3(2) Полиция, перевозка грузов внутри фюзеляжа
Колумбия Ка-32Т, С 3(3) Перевозка людей и грузов
Испания Ка-32Т 3 Борьба с пожарами
Канада Ка-32А11ВС 2(2) Логгинг
Соломоновы острова Ка-32Т, С 2 Логгинг
Австралия Ка-32А Ка-32С 1 (1), 1 Монтаж, борьба с пожарами, перевозка грузов на внешней подвеске
Австрия Ка-32Т,С 2(2) Монтаж, перевозка грузов на внешней подвеске
Вьетнам Ка-32Т 2(2) Разные работы
Лаос Ка-32Т 2 Разные работы
Швейцария Ка-32А12 1(1) Перевозка грузов, монтаж
Франция, Греция, Филиппины,      
Индонезия, Новая Зеландия Ка-32Т, С 6 - по одному вертолету в стране Борьба с пожарами, монтаж, логгинг, перевозка грузов
    Всего 76 (48)  









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх