Бронетанковая техника Германии


В вермахте существовала (да и сейчас применяется в бундесвере) весьма подробная и логичная классификация бронетанковой техники, включающая в себя следующие группы: танки; истребители танков; штурмовые орудия; самоходные установки, в том числе противотанковые, самодвижущиеся полевые артиллерийские системы, зенитные; бронетранспортеры; бронеавтомобили; специальные машины.

Согласно принятому главным штабом сухопутных сил правилу германская бронетанковая техника учитывалась по двум номенклатурам: специальной и армейской. Первую формировало управление вооружений. По ней все подвижные военные объекты, включая автомобили и мотоциклы, получали индекс Sd Kfz (Sonderkraftfahrzeug) с порядковым номером из арабских цифр.

Армейское обозначение представляло собой аббревиатуру, составленную из полного наименования образца бронетехники. Так, линейный танк назывался Pz Kpfw (Panzerkampfwasen. реже – Punzal Очередная модель, за исключением «тигров» и «пантер», идентифицировалась по порядковому номеру римскими цифрами. Модификации, т. е. машины с существенными изменениями в вооружении, бронировании, ходовой части и т. д., распознавались по приставке Ausf (Ausliilinmii) с добавлением большой (иногда малой) латинской буквы.

Командирские танки обозначались Pz Bef Wg (Panzerbefelilswagen) с упоминанием порядкового номера базовой модели. Эти машины, особенно ранних лет производства, не имели основного вооружения: для маскировки пушечный ствол заменялся деревянным макетом. Тем самым освобождали место для работы командира или начальника штаба от батальона и выше. Такие Pz Bef Wg, конечно, нельзя относить к линейным танкам. На более поздних командирских машинах пушечное вооружение сохраняли. Вторую радиостанцию устанавливали за счет уменьшения боекомплекта.

Артиллерийским корректировщикам предназначались бронированные машины наблюдения Pz Beob Wg (Panzerbeabaclmmgswagen). Для них также использовались танковые шасси. Строились они либо сразу по специальному заказу, либо переделывались из линейных танков во время капитального ремонта. Вместо башни устанавливалась просторная рубка без пушечного вооружения, но с приборами артиллерийской разведки и радиостанциями.

Иногда обозначения некоторых образцов бронетехники несколько отличались от принятых. Известны, например, штурмовые (Siurmpanzer) и зенитные Flak Pz (FUtkpimzer) танки. Хотя по сути это не что иное, как штурмовое орудие и зенитная самоходная установка, соответственно.

Истребителями танков Jgd iJaydpimzcr) назывались самоходные установки с длинноствольными противотанковыми пушками. Базовыми для них были танки текущего производства с сохранением полной схемы бронирования. Тем не менее, они, как и штурмовые орудия, а также различные самоходные установки, хотя и состояли в штатах соединений и частей панцерваффе, но до осени 1943 года относились к артиллерии.

Штурмовые орудия StuG (Siurmgescliiiiz) и штурмовые гаубицы StuH (Sturmliciiibitze) строились по тому же принципу, что и истребители танков, но являлись прежде всего мощным подвижным средством огневой поддержки пехоты в ее боевых порядках.

Поначалу на них устанавливалось короткоствольное орудие. И даже когда в виду возросшей опасности от танков противника на StuG стали устанавливать длинноствольные противотанковые пушки, они все равно сохранили свое название и принадлежность.

Противотанковые самоходные установки Pz Jag (Panzerjager) следует рассмат-" ривать в основном как результат модернизации (переделки) устаревших немецких и трофейных танков, а также бронетранспортеров. Если ходовая часть, двигатель, трансмиссия, а зачастую и корпус сохранялись от базовой машины, то вместо башни ставилась легкобронированная рубка, открытая сверху и сзади. В качестве противотанкового вооружения часто применялись трофейные орудия.

Самодвижущиеся полевые артиллерийские CHCTeMbi Sf (SelbslfahrlafelteJ были представлены полевыми гаубицами, в том числе и устаревшими, установленными на серийные танковые или специальные шасси, бронетранспортеры, гусеничные и полугусеничные тягачи Zqkw (Zugkraftwagen). Для этих целей использовались и шасси трофейных танков, иногда с небольшой переделкой. Примерно по такому же принципу создавались зенитные самоходные установки.

В армейских названиях истребителей танков, штурмовых орудий и самоходных установок представлялась довольно полная информация: назначение, базовое шасси, марка пушечного вооружения с указанием калибра (реже длины ствола). Иногда обозначений было два- три. Но в вермахте чаще использовали то, которое больше всего соответствовало предназначению образца. Тем не менее, в этой главе книги по возможности все они будут упоминаться. Обязательный код имели образцы трофейной техники: е – английский, f – французский, i – итальянской, r – советской, t – чехословацкой и т. д.

К гусеничным бронированным машинам относились ремонтно-звакуационные тягачи Berge Pz (Bergepanzer) и транспортеры боеприпасов Mun'ScHI (Munitionsschlepper). Если первые были и специальной постройки, то вторые – переделки из устаревших трофейных или поврежденных в бою танков.

В незначительных количествах изготовлялись танковые мостоукладчики (Briickenleger) и механизированные штурмовые мосты.

Часть линейных танков после перевооружения огнеметами (FUwimenwerfer) стала называться огнеметными – Flamnwanzer.

Большим числом выпускались дистанционно управляемые машины (или мини-танки): минные тральщики Min R Wg (Мinenriiumwagen) и самоходные носители подрывных зарядов Ladungstrtiger.

В отличие от серийных экспериментальные образцы обозначались УК (Versuchskonstruktion) с четырехзначной группой цифр. Первые две обозначали проектную массу, остальные – порядковый номер проработки. В скобках обязателно указывались конструкторские бюро: Р – Ф. Порше, Н – фирмы Хе~ шель, DB – фирмы Даймлер-Бенц и др.

Германские бронетранспортеры SPW (Schiitzenpanzerwanen) представляли собой легкобронированные, открытые сверху полугусеничные машины. В вермахте они нашли самое широкое применение: для перевозки личного состава, раненых, оборудовались как подвижные штабные, радийные и другие специальные машины.

По некоторым боевым функциям (разведка, связь, поддержка мотопехоты в бою) к ним близки бронеавтомобили Pz SpW {Panzcrspiihwagen). Наряду с колесными вариантами бронеавтомобилей, известно небольшое их количество с двойным движителем – колесно-гусеничные.

И, наконец, очень малыми партиями, часто в единичных экземплярах, изготовлялись бронированные машины специального назначения, как, скажем, танк прорыва DW (Durchbruchswagen).


ТАНКИ

За предвоенный и военный периоды германские сухопутные силы получили девять моделей серийных танков, если не считать в этом числе прои вводившуюся длительное время для вермахта чехословацкую машину TNHP-S под армейским обозначением Pz Kpfw 38(t).

«Чисто» немецкие модели подразделялись на легкие (Pz Kpfw I и Pz Kpfw II), средние (Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV и Pz Kpfw V) и тяжелый (Pz Kpfw VIH) танки. Были также Pz Kpfw II Ausf L «Luchs» и Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» – соответственно тоже «второй» и «шестой», но совершенно новых конструкций.

Все немецкие танки имели некоторые общие черты. Двигатели располагали в корме, а коробку передач и ведущее колесо – спереди. Подвеска у большинства моделей, кроме Pz Kpfw I и Pz Kpfw IV, была индивидуальной. Командирская башенка считалась обязательной. Высоким качеством отличались средства наблюдения и связи. Вообще управлению в звене танк-взвод-рота и в более высоких командных инстанциях, а также взаимодействию с авиацией,артиллерией и пехотой придавалось очень важное, если не решающее значение.

Танки в Германии считались наиболее мобильным и массовым средством блицкрига – «только движение приносит победу».


ЛЕГКИЙ ТАНК Pz Kpfw I (Sd Kfz 101)

В 1933 году управление вооружений сухопутных войск предложило пяти фирмам (Крупп. Хеншель, MAN, Крупп-Грузон и Даймлер-Бенц) разработать проект 5-тонного танка. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 года (без вооружения) поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов и обкатки в войсках предпочтение отдали крупповскому образцу, который создали инженеры Хогельлох и Вольферт.

Считается, что немецкие конструкторы ориентировались на английскую танкетку «Виккерс-Карден-Лойд» MkVI. Существует две версии этой легенды. По первой якобы советское правительство передало немцам две машины из приобретенных в 1929 году для бронесил Красной Армии. Английские источники утверждают, что в 1932 году немецкая фирма А. Новак купила три шасси купила этой танкетки. В любом случае, как видим, повод у немцев для тщательного изучения английской техники был.

• Выпускавшиеся серийно с июля 1934-го по 1936 год Pz Kpfw I Ausf А комплектовались 57- сильными четырехцилиндровыми двигзтелями воздушного охлаждения «Крупп» М305. Силовая передача – механическая, производства Рейнметалл-Борзиг, с пятиступенчатой коробкой передач и бортовыми фрикционами в качестве механизмов поворота. Корпус сварной из катаных броневых листов средней твердости, с расширенной подбашенной коробкой. В верхнем лобовом листе расположен люк для доступа к агрегатам трансмиссии. Место водителя смещено влево от продольной оси по ходу движения. Низкая башня смещена соответственно вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части – передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток выполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков. Танк вооружался спаренной пулеметной установкой в башне. Всего построили 818 Pz Kpfw I Ausf А.

• В 1935 году в результате модернизации появился Pz Kpfw I Ausf В. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы Майбах, из-за чего повысилась скорость движения. Увеличили и длину корпуса – ввели еще один каток и приподняли ленивец. Танк «потяжелел», но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 года.

С самого начала танки Pz Kpfw I рассматривались как учебные. Но им все же пришлось «понюхать пороха»: в 1937 году в Испании (88-й танковый батальон легиона «Кондор»), затем в Польше. Франции, Северной Африке и СССР. На 1 сентября 1939 г. в войсках имелось 1145 машин, а на 1 июня 1941-го их числилось 843. В 1942 году оставшиеся около 700 Pz Kpfw I наконец-то перевели в ранг чисто учебных и в боях использовали разве что против партизан.

• В 1935-1937 годах фирма Даймлер- Бенц построила 184 малых командирских танка Kl Pz BefWg I Ausf В (Sd Kfe 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса – 5,9 т, экипаж – 3 человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки.


Легкий танк Pz Kpfw I Ausf В. Франция, 1940 г.


Прототип танка Pz Kpfw I


• В 1936-1938 гг. выпустили 164 легких ремонтно-эвакуационных машин Berqe Pz I Ausf В. Без башни, вооружения и кранового оборудования их масса составляла 4,0 т. В экипаж, помимо командира и водителя, входили несколько ремонтников. В сентябре 1939 года 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов Mun Schl. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом. Со временем обе модификации стали базовыми (после переделки) и для некоторых образцов самоходных установок. И еще, по крайней мере, три танка переделали в огнеметные машины – Fnimmniwcrfcr auf Pz Kpfw I Ausf A.

. Хотя с 1937 года серийный выпуск Pz Kpfw I, по сути, прекратился, конструкторы продолжали их усовершенствовать. главным образом за счет усиления бронирования. В 1942 году специалисты фирмы Краусс-Маффей предложили две небольшие партии экспериментальных танков. В начале 1942 года появились 30 машин VK1801 (или Pz Kpfw I Ausf F) массой 21 т и с 80-мм броней со всех сторон корпуса и башни. Вооружение и экипаж остались прежними. Танк получил новую ходовую часть – катки большого диаметра на торсионной подвеске, расположенные в шахматном порядке. Ее разработал инженер Г. Книпкамп. Не совсем ясно назначение этих машин. При уменьшившейся до 25 км/ч максимальной скорости они превратились в подобие подвижных ДОТов.

• К осени того же года построили 40 единиц УК 601 ( или Pz Kpfw Ausf С). Это действительно было нечто новое. Танк массой 8 т с двигателем мощностью 150 л. с. развивал скорость 64, а по другим данным – даже 79 км/ч. Изменилось вооружение. Хотя и были оставлены пулеметы, но разного калибра: 13,2 и 7,92 мм (по другим данным, 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет). Толщина лобовой брони доходила до 30, а бортовой – 20 мм. Эту машину, по-видимому, создавали для специальных операций, поскольку предусматривалась ее транспортировка по воздуху гигантским планером Ме323. А вот на роль маневренного бронированного разведчика она подходила мало, так как экипаж, как и прежде, состоял из двух человек.

По крайней мере восемь VK1801 воевали на советско-германском фронте в составе 1-й танковой дивизии. В это же соединение вермахта поступили и два VK601, остальные участвовали в боях во Франции в 1944 году.


Легкий танк Pz Kpfw I Ausf A



Командирская машина на базе Pz Kpfw I Ausf A


Машина технической помощи на базе Pz Kpfw I Ausf В


Командирская машина Kl Pz Bef Wg I Ausf B


Pz Kpfw I Ausf f


Командирская машина Kl Pz Bef Wg на Восточном фронте





ЛЕГКИЙ ТАНК Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)

Своим появлением обязан скорее всего Г. Гудериану. Именно он желал видеть в будущих танковых дивизиях сравнительно легкий танк с противотанковым вооружением. Такая машина массой 10 т в июле 1934 г. была заказана фирмам Крупп-Грузон, Хеншель и MAN. Танк с 2-см пушкой предназначался для использования в качестве разведывательного и замены пулеметного Pz Kpfw I. До тех пор, пока не были сняты ограничения Версальского договора, он официально создавался как сельскохозяйственный трактор LaS 100.

• Первые прототипы из неброневой стали были готовы в октябре 1935 г. Ни один проект полностью не устраивал заказчика, и в производство была передана комбинированная машина: шасси от фирмы MAN, корпус и башня – от Даймлер-Бенц. С мая 1936-го по февраль 1937 г. было изготовлено 75 танков. Все они имели ходовую часть из шести опорных катков малого диаметра, сгруппированных в три тележки на борт. Боевая масса составляла 7,6 т.

Эта партия в свою очередь делилась на три подмодификации а/1, а/2 и а/ 3. в каждой по 25 машин. Между собой в общем плане они отличались несущественно, но в то же время выполняли роль испытательного стенда для проверки отдельных технических решений. Так, Pz Kpfw II Ausf а/2 получили вместо литого сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. Танки Pz Kpfw II Ausf а/3 имели увеличенный радиатор системы охлаждения и усиленные пружины подвески.

• Весной 1937 года было выпущено 25 машин Pz Kpfw II Ausf b с усовершенствованной трансмиссией и ходовой частью (новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики). Попутно установили более мощный мотор, который значительно лучше вентилировался и охлаждался. Масса танка возросла до 7,9 т.

• Ставшую затем классической для этого типа танков ходовую часть из пяти опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор обкатывали на 25 машинах Pz Kpfw II Ausf с фирмы Хеншель.

« Серийные танки стали производить с марта 1937 г. До апреля 1940 г. было выпущено 1088 машин модификации А, В и С. В принципе это была одна и та же конструкция с закругленной носовой частью корпуса. Различие состояло лишь в расположении и размерах смотровых щелей и используемых прицелах. Броневая защита, как показала польская кампания, оказалась довольно слабой. Даже лобовая броня легко пробивалась из польского противотанкового ружья «Ur». Ее в спешном порядке усилили методом экранировки – накладкой дополнительных 20-м пластин.

• С мая 1938-го по август 1939 года фирмы Даймлер-Бенц и MAN, выпустили для танковых батальонов легких дивизий 143.так называемых быстрых машин (Schinellkampfwagen). По сути, это уже были следующие модификации танков- D и Е. От предыдущих они существенно отличались ходовой частью типа Кристи, имевшей по четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов. Подвеска катков индивидуальная торсионная. Корпус также значительно перекомпонован. Без изменений осталась лишь башня с вооружением. 140- сипьный двигатель «Майбах» HL62TRM сообщал танку скорость 55 км/ч. Боевая масса составила 10 т, запас хода -200 км. Бронирование: лоб корпуса – 30 мм, борт корпуса и башня – 14,5 мм.

. В 1940 году, стремясь расширить возможности этого типа машин, на базе шасси текущего производства решили строить огнеметные танки. Вплоть до лета 1942 года произвели 112 машин и еще 43 переделали из линейных в ходе капитального ремонта. В уменьшенной башне устанавливался 7,92-мм пулемет. Два огнемета в бронеголовках размещались по передним углам корпуса. В горизонтальной плоскости они наводились в секторе почти 180° и могли произвести 80 огнеметаний продолжительностью 2-3 с на дальность 35 м.


Легкий танк Pz Kpfw II Ausf С


Легкий танк Pz Kpfw II Ausf D


Легкий танк Pz Kpfw II Ausf b


Огнеметный танк Pz Kpfw II Flamm


Долговременная огневая точка с использованием башни танка Pz Kpfw II. Франция, август 1944 г.


Легкий танк Pz Kpfw II Ausf J (VK1601)


Боевая масса Pz Kpfw II Flamm Ausf А и В (Sd Kfz 122), известных также под названием «Фламинго», нередко достигала 12 т. Запас хода составил 250 км. Экипаж остался прежним – три человека. Несколько увеличилась толщина брони: до 30 мм в лобовых деталях башни и корпуса, 20-25 мм на бортах. Но этого оказалось недостаточно: из-за малой дальности огнеметания огнеметным танкам приходилось слишком близко подходить к траншеям противника и они несли большие потери. Приняв боевое крещение в июне 1941 г. на советско-германском фронте, они в конце концов были переоборудованы в самоходные установки.

• Pz Kpfw II Ausf F – практически последняя массовая модификация «двоек». 524 машины были выпущены с марта 1941-го по декабрь 1942 г. (в дальнейшем строились исключительно самоходные установки на базовом шасси). Их главное достоинство по сравнению с предыдущими образцами – усиленная броневая защита. Теперь носовая часть корпуса выполнялась из 35-мм листа с наклоном 13° к вертикали. Верхний 30- мм лист имел наклон 70°. Изменилась форма ленивца и конструкция подбашенной коробки. В ее лобовом листе, установленном с наклоном 10°, справа канавкой имитировалась смотровая щель.

Командирская башенка имела восемь перископов.

Pz Kpfw II в начале Второй мировой войны составляли 38% танкового парка вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7ТР, французских R35 и Н35, советских Т-26 и БТ. Но все равно производство Pz Kpfw II. существенно сократившееся в1940 года, в последующие два года резко возросло. До накопления в необходимых количествах Pz Kpfw III и Pz Kpfw VI, легкие машины продолжали оставаться основной техникой в танковых частях и подразделениях. Лиш ьв 1942 году их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах , либо на второстепенных участках фронта. Все в больших количествах танковые шасси после ремонта передавались под монтаж самоходных установок.

На немногочисленных экспериментальных танках (двенадцать VK901, четыре VK1301. двадцать два УК1601)отрабатывались оригинальные технические решения. Так, готовясь к вторжению в Англию, немецкие конструкторы разработали для Pz Kpfw II навесные понтоны с винтами. На плаву опытные машины развивали скорость до 10км/ч при волнении моря 3-4 балла. Попытки кардинально увеличить скорость и усилить бронирование так и не были завершены.

С 1939 года в танковые части стали поступать чешские машины под обозначением PzKpfw38(t). По многим показателям они оказались выигрышнее немецких, а потому без каких-либо переделок были приняты на вооружение вермахта.

Вообще танк TNHP-S (или LT-38) конструктора А. Сурина считается одним из самых удачных в мировом танкостроении того периода. Его конструктивные особенности не раз повторялись во многих позднейших разработках. Благодаря хорошо продуманной компоновке внутри машины свободно размещались четыре человека. На танке установили шестицилиндровый карбюраторный мотор «Прага» ЕРА, планетарную коробку передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота. Опорные катки большого диаметра были сблокированы по два на листовых горизонтальных рессорах с механическими амортизаторами. Равномерное распределение массы машины на катки облегчало ее вождение и увеличивало маневренность. Удельное давление на грунт составляло 0,55 кг/см² , что почти в полтора раза ниже, чем у немецких машин аналогичного класса. Корпус полностью клепаный. На башне имелась командирская башенка с триплексами.

Если быть предельно точным, то.150 танков LT-38, построенных по заказу чехословацкого военного министерства достались немецкой армии в качестве трофеев. Остальные же 1411 Pz Kpfw 38(t) строились до 1942 года уже по заказу управления вооружений. Модификации А, В, С, D, Е, F. S и G наглядно иллюстрируют направленность проводимой модернизации: усиливалось бронирование, увеличивалась мощность мотора, возрастала масса. Танковые шасси выпускались до самого конца войны под различные самоходные установки.

Чешские танки в составе немецких танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях. На 1 июня 1941 г. в наличии насчитывалось 763 Pz Kpfw 38(t). Вместе со 189 трофейными LT-35 они составляли почти четверть танкового парка вермахта Однако бои на советско-германском фронте положили конец их «карьере». Уцелевшие машины немецкое командование перебросило на Запад или передало словацкой армии.



Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf A


Легкий танк Pz Kpfw 38(f) Ausf С


Разведывательный танк Aufklarung auf Fgst Pz 38(f) с 7,5 см короткоствольным орудием


Разведывательный танк Aufklarung auf Fgst Pz 38(f)


Легкий танк Kpfw 38(t) Ausf E/F


Легкий танк Pz Kpfw 38(f) Ausf G


Опытный танк VK1301


Опытный танк VK1601


Легкий танк Pz Kpfw II Ausf L «Luchs»


Проект опытного разведывательного танка «Леопард» с использованием элементов ходовой части "Пантеры».


Легкий танк Pz Kpfw II Ausf L «Luchs»


ЛЕГКИЙ ТАНК Pz Kpfw II Ausf L «Luchs» (Sd Kfz 123)

Созданием специальных гусеничных машин для разведывательных подразделений с 1939 года занималась фирма MAN. Ее конструкторы для своего танка взяли все лучшее от опытных образцов, построенных в рамках программы Pz Kpfw II: широкие гусеницы и катки, расположенные в шахматном порядке, торсионная подвеска с упругими элементами и т. д. Изготовленная в апреле 1942 года пока еще из мягкой стали модель УК 1303 почти полностью соответствовала своему предназначению. От серийных «двоек» она заметно отличалась лучшими проходимостью и маневренностью, имела две коробки передач и шесть скоростей. В дополнение к обычным стеклоблокам в крыше башни установили два перископа с круговым обзором – один в люке командира, другой – над наводчиком. Две приемо-передающие радиостанции позволяли оперативно обмениваться разведывательной информацией. Для их обслуживания в экипаж помимо командира, наводчика и водителя вводился радист.

В поточное производство танк передавался как модификация L с собственным названием «Луке» (Luchs). Из заказанных 800 машин 100 должны были быть со штатной 2-см пушкой, а остальные- с пушкой калибра 5 см. С сентября 1942-го по январь 1944 г. произвели лишь первую сотню (сюда же следует добавить и четыре танка, переделанных



Средний танк Pz Kpfw III, захваченный Красной Армией в ходе летних боев 1941 г.


Средний танк Pz Kpfw III Ausf J


Средний танк Pz Kpfw III во Франции, 1940 r. .


СРЕДНИЙ ТАНК Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)

Следуя концепции Г. Гудериана о материальной части танковых дивизий, управление вооружений в 1935 году выдало нескольким фирмам задание на 15- тонный средний танк. Лучшим оказался проект фирмы Даймлер-Бенц, за которой и закреплялось право головного разработчика. В 1937-1938 годах построили небольшие партии опытных машин модификаций А. В, С и D (толщина брони у них составляла только 14,5 мм). Настоящее серийное производство началось в 1938 году выпуском модификации Е. Машина имела боевую массу 19,5 т, скорость 40 км/ч. Экипаж состоял из пяти человек (командир, механик-водитель, наводчик, стрелок-радист и заряжающий). Компоновка машины в традиции немецкого танкостроения – силовое отделение в корме, отделение управления совмещено с трансмиссионным и находится в носу, боевое отделение посередине корпуса и в башне. Ведущие колеса – передние. Корпус и башня сварены из листов броневой хромо- никелевой стали с поверхностной закалкой. Бронирование корпуса и башни было одинаковым – 30 мм.

Вооружение включало 3,7-см танковую полуавтоматическую пушку и три пулемета (лобовой и два в башне).

После французской кампании А. Гитлер потребовал перевооружить «тройки» длинноствольной 5-см пушкой L/60 (так обозначалась длина ствола в калибрах). К этому вынудила толстая броня английских танков «Матильда». Однако управление вооружений решило по- иному и выбрало пушку с длиной ствола 42 калибра и к тому же с низкой начальной скоростью снаряда. Она ставилась на танках Pz Kpfw III Ausf E, F, G, с которыми немецкая армия вступила в войну с Советским Союзом. Инициатива управления вооружений дорого обошлась танковым частям – снаряд 5-см пушки практически не пробивал броню советских КВ и Т-34.

На появившейся в 1940 году модификации Н за счет экранов увеличили толщину брони лобовых и кормовых деталей корпуса до 60 мм. Возросшая до 21,8 т боевая масса потребовала более широких гусениц, чтобы оставить и без того высокое удельное давление на грунт хотя бы на прежнем уровне.

Танки модификации J (вторая половина 1941 года) наконец-то получили длинноствольную пушку, о которой говорил фюрер. Ее бронебойный снаряд с 500 м пробивал броневой лист толщиной 75 мм, а подкалиберный – до 115 мм. Масса машины составила 21,5 т.

С июля 1942 г. стали серийно выпускать модификацию L. а с октября – Ausf М. отличавшиеся усиленной броневой защитой лобовой части корпуса. Вместе с 20-мм экраном ее толщина достигала 70 мм.

Последняя модификация N была вооружена тем же короткоствольным 7.5- см орудием, которое раньше устанавливалось на Pz Kpfw IV. Ее скорее всего надо относить не к линейным, а к так называемым штурмовым танкам. В 1942-1943 гг. их построили 660.


Компоновочная схема среднего танка Pz Kpfw III Ausf L


Средний танк Pz Kpfw III Ausf В


Средний танк Pz Kpfw III Ausf A


Средний танк Pz Kpfw III Ausf С


Средний танк Pz Kpfw III Ausf D


Средний танк Pz Kpfw III Ausf J ранних серий


Средний танк Pz Kpfw III Ausf H


Средний танк Pz Kpfw III Ausf M с навесными экранами


Средний танк Pz Kpfw III Ausf M



Средний танк Pz Kpfw III Ausf M



Трофейная «тройка»


Всего же выпустили 5691 Pz Kpfw III двенадцати модификаций. Кроме того, построили 220 командирских машин без пушечного вооружения ,8 1 с короткоствольной и 50- с длинноствольной пушкой . В 1943 году произвели еще 100 огнеметных Pz Kplw III Flamm. а с февраля 1943-го по апрель 1944 года – 262 артиллерийских наблюдательных машины Pz Beob Wg III (SdKfz143). 150 танков были переделаны в ремонтно-эвакуационные машины.

С технической точки зрения этот средний танк был весьма интересной машиной. На нем нашли применение многие новшества: торсионная подвеска опорных катков, управление с помощью сервоприводов и планетарных механизмов поворота и т. д.

С другой стороны, машина отличалась недостаточной подвижностью и низкой проходимостью. Попытки модернизации ничего существенного, кроме усиления вооружения и, частично, бронирования, не дали. Моторная группа ни разу не пересматривалась, а потому с увеличением массы от модификации к модификации удельная мощность снижалась.

При всем желании немцам так и не удалось уравнять боевые качества Pz Kpfw III с нашей «тридцатьчетверкой», главным образом, из-за отсутствия конструктивных резервов. В августе 1943 г. производство этих танков прекратилось. Освободившиеся заводские мощности переключили на выпуск штурмовых орудий на их базе.


Командирский танк Pz BeF Wg III


Средний танк PzKpfw III на специальном транспортере


Огнемётный танк PzKpfw III (Fl)


Брошенный Pz Kpfw III Ausf N. Ленинградский фронт, 1942 г.


Средний танк-Pz Kpfw IV Ausf Е с дополнительным бронированием корпуса


СРЕДНИЙ ТАНК Pz Kpfw IV (Sd Kfz 161)

Решение о создании среднего танка (иногда называемого танком артиллерийской поддержки) с короткоствольной пушкой приняли в январе 1934 г. В следующем году фирмы Рейнметалл-Борзиг, MAN и Крупп-Грузон представили прототипы для испытании. Армейцам больше понравился крупповский проект. В 1937 году были выпушены машины модификации А. в 1938-м – модификации в,(т, н. установочные партии)- J 1939 году построили 134 машины модификации С.

Танки имели боевую массу от 18,4 до 19 т, броню толщиной до 30 мм, скорость по шоссе – 40 км/ч и запас хода – 200 км. В башне устанавливалось 7.5-см орудие длиной 24 калибра (L/24) и спаренный с ним пулемет. Еще один пулемет в шаровой установке размещался в лобовом листе корпуса справа В основном по компоновке и конструкции танк почти полностью повторял Pz Kpfw III.

К 1 сентября 1939 г. вермахт располагал 211 Pz Kpfw IV. В польской кампании танк показал себя хорошо, и его утвердили в качестве основного наряду с Pz Kpfw III. С октября того же года развернулось его массовое производство Уже в 1940 году выпустили 278 машин модификаций D и Е.

К моменту вторжения во Францию в немецких танковых дивизиях на Западном театре насчитывалось около 280 Pz Kpfw IV. Опыт эксплуатации в боевых условиях указал на недостаточную броневую защиту. В результате толщину листов лобовой части корпуса довели до 60, на бортах – до 40, на башне – до 50 мм. Естественно, возросла до 22 т и боевая масса модификаций Е и F выпускавшихся в 1940-1941 гг. Чтобы сохранить удельное давление в приемлемых рамках, увеличили, правда незначительно. ширину гусениц – с 380 до 400 мм.

Огневые поединки с советскими танками Т-34 и КВ «четверки» проигрывали из-за неадекватных характеристик пушечного вооружения. С весны 1942 года на ней стали устанавливать 7,5- см. длинноствольную (L/43) пушку. Ее подкалиберный снаряд получал начальную скорость – 920 м/с. Так появилась модификация F (Sd Kfz 161/1), по вооружению даже превосходившая наш Т-34-76. В 1942-1943 годах выпускалась модификация G, с 1943-го – Н и с июня 1944-го – J (все они кодировались как Sd Kfz 161/2). Танки последних двух модификаций оказались самыми совершенными. Толщина лобовых броневых листов корпуса доходила до 80 мм. Пушка стала еще мощнее: длина ее ствола достигла 48 калибров. Масса возросла до 25 т. Pz Kpfw IV Ausf J могли на одной заправке перемещаться по шоссе на расстояние 320 км. С 1943 года на всех танках стали обязательными 5-мм экраны, защищавшие борта и башню сбоку и сзади от кумулятивных снарядов и пуль противотанковых ружей.


Средний танк Pz Kpfw IV Ausf A


Средний танк Pz Kpfw IV Ausf Рr


Средний танк Pz Kpfw IV Ausf D


Средний танк Pz Kpfw IV Ausf H


Средний танк Pz Kpfw IV Ausf J


Pz Kpfw IV движется по дороге во Франции. 1940 r.


Pz Kpfw IV Ausf A в Польше, 1939 г.


"Четверки"- во Франции, 1940 г.


Средний танк Pz Kpfw IV Ausf Н, захваченный американцами в Италии, 1944 г.


Разбитый Pz Kpfw IV Ausf Н, Восточный фронт.


Сварной корпус машины прост по конструкции, хотя и не отличался рациональным наклоном броневых листов. Обилие люков, с одной стороны, облегчало доступ к различным агрегатам и механизмам, а с другой – снижало прочность корпуса. Внутреннее пространство делилось перегородками на три отсека. Передний занимало отделение управления, в котором находились коробки передач: общая и бортовые. Тут же размещались водитель (слева) и радист, каждый со своими приборами наблюдения. Средний отсек и башня многогранной формы отводились под боевое отделение. В нем располагались основное вооружение, боеукладка и остальные члены экипажа: командир, наводчик и заряжающий. Люки по бокам башни улучшали ее вентилирование, но снижали снарядостойкость.

Командирская башенка оборудовалась пятью смотровыми приборами с броневыми заслонками. Смотровые щели имелись также по обе стороны маски пушки и в боковых люках башни. Наводчику полагался телескопический прицел. Вращение башни осуществлялось электромотором или вручную, вертикальная наводка пушки – только вручную. В боекомплект входили осколочно- фугасные и дымовые гранаты, бронебойные, подкалиберные и кумулятивные снаряды.

Моторное отделение в кормовой части корпуса предназначалось для 12- цилиндрового с водяным охлаждением карбюраторного двигателя. Ходовая часть состояла из восьми обрезиненных опорных катков малого диаметра, сблокированных по два. В качестве упругих элементов подвески использовались листовые рессоры.

Pz Kpfw IV зарекомендовал себя очень надежной и легкоуправляемой машиной. Однако проходимость ее, особенно у перетяжеленных последних выпусков, была неудовлетворительной. По вооружению и броневой защите он превосходил все танки западных стран, кроме некоторых модификаций американских М4 и английских «Комет».



СРЕДНИЙ ТАНК Pz Kpfw V «Panther» (Sd Kfz 171)

В 1937 году нескольким фирмам поручили проектирование очередной, но более тяжелой модели боевой машины. В отличие от других танков дело двигалось медленно. Командование вермахта пока удовлетворяли Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, а потому оно долго не могло определиться с тактическими требованиями к новой машине и несколько раз меняло техническое задание. Были построены лишь единичные опытные образцы с 7,5-см короткоствольным орудием. Но и они по большинству параметров были скорее прообразами тяжелых танков.

Медлительность в разработках сразу исчезла после нападения гитлеровской Германии на СССР, когда на полях сражений немецкие танки встретились с нашими Т-34 и КВ. Уже через месяц фирма Рейнметалл взялась за срочную разработку мощной танковой пушки. По предложению Г. Гудериана специальная юмиссия принялась за изучение трофейных советских машин. 20 ноября 1941 года она доложила о выдающихся конструктивных особенностях Т-34, которые должны быть реализованы в немецком танкостроении: наклонное расположение броневых листов, катки большого диаметра, обеспечивающие устойчивость в движении и т. д. Почти сразу министерство вооружений поручило фирмам Даймлер-Бенц и MAN создать прототип мощного танка VK3002, по многим характеристикам напоминавшего советскую машину: боевая масса – 35 т, скорость – 55 км/ч, удельная мощность – 22 л. с./т, броня – 60 мм, длинноствольная 7,5-см пушка. Задание условно именовалось «Пантера» («Panther»).

В мае 1942 года приемная комиссия (так называемая «Пантеркомиссия») рассмотрела оба проекта. Фирма Даймлер-Бенц предложила образец, даже внешним видом напоминавший Т-34. Полностью копировалась компоновка агрегатов: моторно-трансмиссионное отделение и ведущие колеса заднего расположения. Восемь катков большого диаметра располагались в шахматном порядке, блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Башня была сдвинута вперед, броневые листы корпуса имели большой наклон. Фирма даже предложила установить вместо бензинового дизельный мотор и гидравлическую систему управления.

Образец фирмы MAN отличался задним расположением мотора и передним коробки переключения передач. Подвеска индивидуальная, двойная, торсионная, катки – в шахматном порядке. Боевое отделение оказалось между моторным и трансмиссионным (отделением управления). Поэтому башня отодвигалась к корме и в ней устанавливалась 7,5-см пушка с очень длинным (L/70, т. е. 525 см) стволом.

Проект фирмы Даймлер-Бенц оказался весьма хорош. Элементы подвески – дешевле и легче в изготовлении и обслуживании. Гитлер лично интересовался ходом работ над танком и отдавал предпочтение именно этой машине, но потребовал установки длинноствольной пушки. Тем, по существу, и «зарубил» проект, хотя фирме и успели выдать заказ на 200 машин (впоследствии аннулированный).

«Пантеркомиссия» решительно высказалась за проект фирмы MAN прежде всего не видя преимущества заднего расположения мотора и трансмиссии. Но самый главный козырь был в другом – башня фирмы Даймлер-Бенц нуждалась в серьезной доводке. Не спасла даймлеровский проект и готовая башня фирмы Рейнметалл, так как не стыковалась с корпусом. Таким образом, выиграла фирма MAN и приступила к постройке первой партии танков.

Конструкторами Pz Kpfw V (кстати, машину «Пантерой» без упоминания войскового кода стали называть в штабных документах и обиходе значительно позже после 1943 года) были главный инженер танкового отдела фирмы MAN П. Вибикке и инженер Г. Книпкамп из управления усовершенствования и испытания оружия.

В металле VK3002 был готов в сентябре 1942 г. и подвергся тщательным испытаниям. В ноябре появились танки установочной серии. Поспешность, проявленная при разработке и пуске в производство Pz Kpfw V, привела к множеству «детских» болезней. Масса машины на 8 т превысила проектную, потому снизилась по сравнению с проектной и удельная мощность. Лобовая броня толщиной 60 мм явно была слабой, отсутствовал лобовой пулемет. До выхода машин модификации D в январе 1943 г. эти проблемы успели решить: довели толщину брони до 80 мм, установили пулемет в прорези на лобовом листе. Сборочные линии под серийные машины наладили на заводах Фирм Даймлер- Бенц, Хеншель, Демаг, MNH и др. И все же в первые месяцы боевой службы «Пантеры» чаще выходили из строя от различных поломок, нежели от воздействия противника.


Средний танк Pz Kpfw V Ausf А "Panther"


Прототип VK 3002 фирмы Даймлер-Бенц


Средний танк Pz Kpfw Ґ Ausf D


Командирский танк Pz Bef Wg mit 7,5 cm KwK L/70 «Panther»


«Panther» Ausf F


«Panther»» II


БРЭМ «Bergepanther»


Средний танк Pz Kpfw V на ходовых испытаниях


Долговременная огневая позиция с использованием башни Pz Kpfw V Ausf D "Panther», разрушенная американцами в Италии, 1944 г.


Средний танк Pz Kpfw V Ausf A «Panther" на Куммерсдорфском полигоне


Во второй половине 1943 года появились танки модификации А. Они получили новую командирскую башенку с бронированными головками перископов и лобовой пулемет в шаровой установке .

Машины модификации G, выпускавшиеся с 1944 года идо конца войны, имели другой угол наклона более толстых бортовых плит корпуса (60° вместо 50°), увеличенный боекомплект и массу.

С самого начала производство Pz Kpfw V обладало высшим приоритетом. Их планировалось строить по 600 машин в месяц. Однако план не выполнили ни разу. Рекордного выпуска – 400 единиц – достигли лишь в июле 1944 г. (Для сравнения: более тысячи «тридцатьчетверок» в месяц выпускалось уже в 1942 году). Всего собрали 5976 «Пантер».

При переходе от одной модификации машины к другой конструкторы главным образом стремились добиться максимальной эффективности в использовании оружия и обеспечить удобства для экипажа. Была специально создана мощная 7,5- см танковая пушка KwK42, бронебойный снаряд, который пробивал с 1000 м установленный вертикально броневой лист толщиной 140 мм. Выбор сравнительно небольшого ее калибра давал высокую скорострельность и позволил увеличить боекомплект. Прицелы и смотровые приборы были очень высокого качества. Это позволяло вести бой с танками противника на дистанциях 1500-2000 м. Башня со сплошным поликом приводилась во вращение гидроприводом. Электроспуск увеличивал меткость стрельбы. Командир имел башенку с семью перископическими приборами наблюдения. Кольцо на башенке предназначалось для крепления зенитного пулемета. Загазованность боевого отделения снижалась специальным устройством для продувки ствола пушки после выстрела сжатым воздухом и отсоса газов из гильзы. В кормовой части башни находился люк для загрузки боекомплекта, смены ствола пушки и для аварийного выхода заряжающего, а с левой стороны – круглый лючок для выбрасывания стреляных гильз.

Механическая трансмиссия АК-7- 200 состояла из трехдискового главного фрикциона сухого трения, семискоростной коробки передач с одной передачей заднего хода, планетарного механизма поворотов с двойным подводом мощности, дисковых тормозов и бортовых редукторов. Привод управления трансмиссией – гидравлический. Водитель управлял машиной штурвалом.


Средний танк Pz Kpfw V Ausf A «Panther»»


Средний танк Pz Kpfw V Ausf G «Panther» с прибором ночного видения


Бронированная позиция с башней танка Pz Kpfw V «Panther»



Проект противотанковой САУ на базе танка Pz Kpfw V «Panther»


Мобильный ДОТ – бронекоробкас башней танка Pz Kpfw V


Компоновка среднего танка Pz Kpfw V Ausf А «Panther»


«Panther» Ausf F


Средний танк Pz Kpfw V Ausf G «Panther» с прибором ночного видения


Pz Kpfw V Ausf G


Карданный вал от двигателя к коробке переключения передач делился на три части. На средней отбиралась мощность на гидронасос механизма поворота башни. Шахматное расположение катков более равномерно распределяло нагрузку на гусеницы. Поврежденный танк легко буксировался. Поскольку катков было много (причем половина двойных), появилась возможность снабдить их тонкой обрезинкой, которая не перегревалась при длительном движении. Такая ходовая часть в сочетании с индивидуальной торсионной подвеской катков обеспечивала этому довольно тяжелому танку плавность хода и хорошую проходимость. Однако в холодное время грязь, набивавшаяся между катками, частенько замерзала и блокировала катки. При отступлении экипажи не раз бросали свои исправные, но обездвиженные машины.

В танке удачно сочеталась форма корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Люк для водителя находился в крыше корпуса, чтобы увеличить прочность лобового листа. Бронирование со второй половины 1943 года усиливали навешиванием по бортам экранов. Корпус и башня «Пантеры», как, впрочем, и других немецких танков и самоходных артиллерийских установок, покрывалась специальным цементом «циммерит», благодаря чему магнитные мины и гранаты к ним не «прилипали».

Pz Kpfw V считается лучшей машиной германских панцерваффе и одним из сильнейших танков Второй мировой войны. Он был очень опасным противником в танковом бою. Ни англичане, ни американцы не смогли создать танка, равноценного «Пантере».

При многих положительных боевых качествах эта машина все-таки оставалась мало технологичной на этапе производства и сложной при эксплуатации в частях, а по некоторым узлам отличалась низкой технической надежностью. Например, торсионы часто ломались, а их замена, как и катков, была очень трудоемкой. Из-за общей перегруженности быстро выходили из строя ведущие колеса и бортовые передачи. От этих недостатков до конца войны так полностью и не избавились.

Что же касается фирмы Даймлер- Бенц, то она не оставила надежды создать свою «Пантеру». Прежде всего конструкторы занялись башней. Они придали ей зауженную форму с уменьшенной площадью лобового листа. Вместо широкой прямоугольной маски с отверстиями для пулемета и прицела пушка получила коническую муфту. Башня с 120-мм лобовым, 60-мм бортовыми и 25-мм верхним листами оснащалась дальномером. Катки на новом танке сделали с внутренней амортизацией. Скорость повысилась до 55 км/ч. Остальные характеристики не изменились. Успели построить лишь один экземпляр такого танка, известного под модификацией F, – уже шли проработки танка Pz Kpfw «Panther II» под 8,8-см пушку.

На единственной новой «Пантере», изготовленной фирмой MAN, проектная масса в 48 т была повышена до 55 т, хотя и башня, и пушка оставались прежние. Танк получил семь катков на борт и вместо двойных торсионов одинарные.

На базе Pz Kpfw V выпустили 339 ремонтно-эвакуационных машин Bergepanther (Sd Kfz 179) боевой массой 43 т и с экипажем из пяти человек. Сначала они вооружались 2-см автоматической пушкой, в последующем – только двумя пулеметами. Вместо башни устанавливалась грузовая платформа с 8-мм броневыми бортами для перевозки запасных частей. Машина оснащалась мощной лебедкой и крановой стрелой.

В командирские танки были переоборудованы 329 «Пантер» – за счет сокращения боекомплекта до 64 выстрелов в них монтировалась вторая радиостанция. Имелась также 41 машина для артиллерийских наблюдателей Pz Beob Wg «Panther». Башня с заделанной амбразурой и деревянным макетом вместо пушки не вращалась. В ней размещался дальномер. Из вооружения оставалось два пулемета: один в лобовом листе башни в шаровой установке, второй – курсовой (по аналогии с модификацией D).

«Пантера» рассматривалась как база под серию самоходных установок с 10,5 и 15-см гаубицами, 3-см спаренными в башне и 8,8-см зенитными пушками, 12,8-см пушкой и направляющими для стрельбы ракетами. Планировалось также создать разведывательный танк на укороченном шасси и штурмовой танк с 15-см орудием. Но всему этому не суждено было сбыться.

Pz Kpfw «Panther» впервые пошли в бой на Курской дуге в составе 51-го и 52-го танковых батальонов 10-й танковой бригады – всего 204 танка, в том числе семь командирских и четыре ремонтно-эвакуационных машины. Затем их использовали на всех фронтах.



DW 1


VK 3001(H)


VK 3001(F)


Американские офицеры возле расстрелянного советской артиллерией "Тигра"


ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Pz Kpfw VI Ausf Н "Tiger" (Sd Kfz 181)

В 1937 году вермахту потребовался танк прорыва, который был бы в полтора раза тяжелее Pz Kpfw IV и имел 50-мм броню. Его проектирование поручалось машиностроительной фирме Хеншель в г. Кассель.

От управления вооружений заказом занялся начальник отдела новых разработок Э. Адерс, впоследствии признанный «отцом тигров» (Tigerfaler). Первой его машиной стал DW1 (Durchbruchswagen – машина прорыва), изготовленный в одном экземпляре. В 1938 году появился DW2. С такой же, как и у DW1 ходовой частью (пять катков на индивидуальной торсионной подвеске), он развивал скорость 35 км/ч. В сентябре Э. Адерс начал работу над уточненным (масса конкретизировалась в 30 т) заданием. Одновременно к проекту подключились фирмы MAN, Даймлер- Бенц и конструкторское бюро Ф. Порше.

К тому времени обозначения для экспериментальных машин стандартизировали и заказанная машина получила идентификатор VK3001. Первые две цифры обозначали проектную массу, последние – порядковый номер образца. .

Э. Адерс взял за основу свою машину DW2. На фирме Хеншель изготовили четыре незначительно различавшихся прототипа – по два в марте и октябре 1941 г. Что представляли собой эти машины? При боевой массе 32 т двигатель мощностью 300 л. с. обеспечивал им скорость не более 25 км/ч. Ходовая часть состояла из семи (одинарных и парных) катков, расположенных в шахматном порядке, и трех поддерживающих роликов. Вооружался танк короткоствольной 7,5-см пушкой и двумя пулеметами. Лобовую часть корпуса и башни защищала 50-мм броня, борта – 30- мм. Экипаж предусматривался из пяти человек.

Пока VK3001 (Н) дорабатывался, началась кампания против Советского Союза. После первых же сражений стало ясно, что хеншелевские прототипы проверку боем с Т-34 и КВ не выдержат.

Что касается Ф. Порше, то он только пробовал себя в конструировании танков. Это, по-видимому, и предопределило его дальнейшие неудачи на поприще танкостроения. Два экземпляра его машины VK3001 (Р) изготовили зимой 1940-1941 гг. Танк не превысил заданной массы и благодаря двум двигателям с воздушным охлаждением развивал скорость 60 км/ч! Ф. Порше предложил продольную торсионную подвеску шести катков на борт и электротрансмиссию. Однако освоить столь сложную конструкцию в сжатые сроки немецкая. промышленность не смогла, и оригинальный замысел остался не реализованным.

Фирма Хеншель в мае 1941 г. занялась еще одним экспериментальным образцом VK3601 с пушкой, снаряд которой мог бы пробивать броню толщиной 100 м с расстояния 1500 м. Кстати, когда изготовили этот танк, толщина его брони составила также 100 мм. Машина массой 40 т развивала скорость 40 км/ ч. Ее ходовая часть имела восемь катков большого диаметра (позже она перешла к «Тигру»).

В июле 1941 г. министерство вооружений и боеприпасов выдало фирме Хеншель и конструкторскому бюро Ф. Порше заказ на VK4501. Предлагалось спроектировать машину под 8,8-см зенитную пушку обр. 1936 года, которая перерабатывалась в танковый вариант. Пушка была создана в 20-е годы совместными усилиями двух концернов – немецкого Крупп и шведского Бофорс. Имея основное предназначение для борьбы с воздушными целями, эта система все-таки более прославилась как мощное противотанковое средство. В такой роли немцы опробовали ее еще в Испании. А особенно активно использовали в 1940- 1942 гг. на полях сражений Второй мировой войны против танков с противоснарядным бронированием – советских танков Т-34 и КВ, английских и американских «Матильд», «Грантов» и «Шерманов». Выпущенный из нее бронебойный снаряд поражал эти машины даже на дистанциях 2000-2500 м.


Тяжелый танк Pz Kpfw VI «Tiger»» первой серии


Тяжелый танк «Tiger» конструкции Порше


Тяжелый танк Pz Kpfw VI «Tiger» позднего выпуска


Тяжелый танк Pz.Kpfw VI «Tiger» позднего выпуска на Куммерсдорфском полигоне. Обратите внимание на опорные катки с внутренней амортизацией и стальными бандажами


Американские солдаты осматривают подбитый тяжелый танк Pz Kplw VI "Tiger». Италия, 1944 г.


Размещение внутренних агрегатов и экипажа в танке Pz Kplw VI «Tiger»


Полуавтоматическое, с вертикальным клиновым затвором орудие дополнили дульным тормозом и электроспуском. После модернизациионо стало называться 8.8cm KwK36 – 8,8-см пушка образца 1936 года.

Оба VK4501 ГН и Р) должны были быть готовы к дню рождения Гитлера 20 апреля 1942 г. То есть, времени отводилось маловато. И тот и другой конструктор взяли все лучшее из своих предыдущих экспериментальных машин. После сравнительных испытаний выбор остановили на танке Адерса. хотя фюрер Поддерживал своего любимца Ф. Порше.

Его VK4501(P) – конструкторское обозначение «Порше 101» – имел боевую массу 57 т, экипаж из пяти человек, развивал скорость 35 км/ч. Вооружение и крупповская башня были такими же, что и у машины соперника. Толщина лобовой брони башни и корпуса составляла 100 мм, бортовой – 80 мм.

Благодаря сиcтеме воздушного охлаждения двух десятицилиндровых бензиновых двигателей, лучшей машины, чем конструкция Порше, было не найти для пустынных условий Африки. На заводе фирмы Нибелунг в австрийском г.Линце в июле 1942 г. даже изготовили пять танков и еще около 90 корпусов, получивших обозначение Pz Kpfw VIP или «Tiger(P)». И тем и другим нашли применение: если первые использовали лишь как учебные, то из полуфабрикатов получились неплохие истребители танков.

Серийное производство танков конструкции Адерса фирма Хеншель организовала с августа 1942 г. Позднее аналогичные сборочные линии открыла и фирма Вегманн. Выпуск «Тигров» продолжался до августа 1944 г. В 1942 году построили 84 танка, в 1943-м – 647, в 1944-м – 623. Максимальный месячный выпуск зарегистрирован в апреле 1944 г. -104 машины.

Первоначально они официально именовались Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger». С Февраля 1944 г., после принятия на вооружение танка «Tiger II», название изменили на Pz Kpfw VI Ausf Е или просто «Tiger I». Это не очередная модификация «шестерки». Их, кроме одной, больше не имелось. Хотя, конечно, некоторые изменения в конструкцию в ходе производства все же вносились.

Боевая масса серийных машин превысила заданную более чем на 10 т. С момента появления и на протяжении около полутора лет «Тигр» был сильнейшим танком в мире почти по всем показателям. Прежде всего, он имел весьма мощное бронирование. Э. Адерс придал корпусу прямоугольное коробчатое сечение за счет вертикальной установки бортовых и незначительного наклона лобовых броневых плит. Такая конфигурация упростила и ускорила технологический процесс. Более того, броневые плиты соединялись на шипах и закреплялись сваркой, что позволяло достигать высокой механической прочности. Днище изготавливалось из одного листа. Броня – катаная хромоникельмолибденовая, гомогенная.


Подбитый тяжелый тонк Pz Kplw VI «Tiger» позднего выпуска. Румыния. 1944 г.


Ходовая часть танка Pz Kplw VI «Tiger». Заштрихованные катки снимались при транспортировке


Внутреннее пространство корпуса делилось на четыре отсека. Впереди слева размещался в своем отделении водитель, справа – радист. Между ними монтировалась многоступенчатая коробка переключения передач (восемь переднего и четыре заднего хода) безвального типа. В ее картер помещались многодисковый, работающий в масле главный фрикцион и тормоз. Дифференциальный механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче и поворот на месте. Управлялся танк рулевым колесом через полуавтоматический гидравлический сервопривод. При его отказе задействовались два ручных рычага с приводом на дисковые тормоза.

Ширина смотровой щели водителя регулировалась перемещавшейся вверх-вниз толстой броневой заслонкой. При плохой видимости он больше ориентировался не визуально,а по курсоуказателю (гирополукомпасу), расположенному справа. Люки, прорезанные над головами водителя и радиста, прикрывались крышками с перископическими приборами наблюдения. При стрельбе из лобового пулемета MG34 радист прицеливался через свой перископ.

Под боевое отделение отводилась подковообразная, выгнутая из 80-мм броневого листа башня с вертикальными стенками и средняя часть корпуса, отделенная от моторного отсека броневой перегородкой. Слева от пушки рабочее место наводчика, справа – заряжающего. И тот и другой перед собой имели узкие смотровые щели со стеклоблоками. Башню поворачивал с помощью гидравлического привода наводчик, нажимая ногой на педаль. Дублировал горизонтальную наводку и командир танка.

Ему предназначалась устанавливаемая слева сзади на крыше башни цилиндрическая башенка с люком и пятью смотровыми щелями. С июля 1943 г. ее заменили на унифицированную (такую же, как и на «Пантере») сферической формы с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и круговым обводом для крепления и перемещения зенитного пулемета. На передней стенке башни монтировались три метательных устройства для стрельбы дымовыми гранатами.

8,8-см пушка (L/56) и спаренный 7,92-мм пулемет (справа от нее) устанавливались в броневой маске толщиной 110 мм. Боеукладка размещалась ниже погона башни – по стенкам боевого отделения, рядом с водителем и под поликом башни. Унитарный патрон и полуавтоматика орудия обеспечивали боевую скорострельность до 8 выстрелов в минуту.

«Тигр» стал первым серийным немецким танком с новой ходовой частью, изобретенной Г. Книпкампом. На борт приходилось по восемь расположенных в шахматном порядке тройных опорных катков на торсионной подвеске с гидравлическими амортизаторами на первом и последнем блоках. Кстати, немцы уже применяли такую конструкцию шасси на более легких машинах – полугусеничных бронетранспортерах и артиллерийских тягачах. Она равномерно распределяла массу машины по гусенице, не слишком нагружая каждый каток, и позволяла экономить резину на бандажах. С января 1 944 г. перешли к каткам с внутренней амортизацией, без бандажей (опять же, как на «Пантере»).

В моторном отделении размещался карбюраторный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL210P45 мощностью 650 л. с. С мая 1943 г. в связи с переходом на унификацию танкового производства его заменили на более мощный и уже проверенный на «Пантерах» HL230P30.

Прогрессивная трансмиссия с гидросервоприводами и торсионная подвеска сделали «Тигр» легкоуправляемой машиной с плавным ходом. Ее водитель не затрачивал больших физических усилий, не переутомлялся. Освоить управление танком было несложно. От водителя не требовалось высокой квалификации, и если он выбывал из строя, его заменял любой член экипажа. Образно говоря, трансмиссия сама вела танк.

495 ранних «Тигров» оснастили оборудованием для подводного вождения (ОПВТ), позволявшим преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 м. Кроме того, машины первых серий вооружались S- средством (Schrapnell) ближнего боя. Оно предназначалось для поражения солдат противника, пытающихся взять «на абордаж» поврежденный танк. Пять гранатометов по краям корпуса выстреливали вверх на 1,5-2 м шрапнельные гранаты. Взрываясь, они засыпали все вокруг 360 стальными шариками.

Помимо линейных, было изготовлено 84 командирских танка. Освобождая место для второй радиостанции, в башне убрали спаренный пулемет и уменьшили боекомплект пушки до 66 выстрелов.

Впервые «Тигры» пошли в бой на Восточном фронте в районе станции Мга (под Ленинградом) осенью 1942 года. В дальнейшем воевали на всех фронтах.



ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II" (Sd Kfz 182)

Отслеживая тенденцию совершенствования бронетанковой техники союзников (и в первую очередь Красной Армии) в плане повышения бронезащищенности, немецкое командование вполне обоснованно пожелало усилить вооружение танков, приспособив для них самые мощные полевые буксируемые 8.8- :м противотанковые пушки, принятые на вооружение в 1943 году и больше известные как РаК 43/41 и РаК 43 (Panzerab – werhkanone). Выпускаемый из них с начальной скоростью 1000 м/с бронебойный снаряд массой 10,2 кг пробивал на дистанции 2000 м броню толщиной до 132 мм под углом 30° к нормали, а подкалиберный – и того более.

Техническое задание на машину, превосходившую «Тигр» не только по огневой мощи, но и по другим параметрам, зыдали фирме Хеншель и конструкторскому бюро Порше в августе 1942 г.. то есть еще задолго до окончательной отработки пушки KwK43. Важным требованием было рациональное расположение броневых листов корпуса по подобию советских Т-34.

Э. Адерс и Ф. Порше вновь начали состязание – чей танк признают лучшим. Как и прежде, Ф. Порше проиграл. Он стал попросту подгонять свой «Тигр» год новый проект. На машине «тип 180» в смещенной вперед башне конструктор предлагал установить 15-см пушку (L/37) или 10,5-см с длиной ствола 70 калибров. Но вскоре эту затею оставил и принялся создавать VK4502(P). Впрочем, большая потребность в дефицитных материалах, 8 частности меди, поставила крест и на этом танке.

Первый образец Э. Адерса тоже отвергли, а вот второй – УК4503(Н) – приняли. Прототип изготовили лишь в октябре 1943 г. Правда, Адерсу предложили включить в него некоторые удачные конструктивные находки фирмы MAN, работавшей тогда над Pz Kpfw «Panther II». Заказчик настаивал на унификации последующих поколений серийных машин.

К производству танка, получившего обозначение Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» (Sd Kfz 182 (в нашей литературе известен как «Королевский тигр»), приступили в январе 1944 г. Сначала со сборочного конвейера завода фирмы Хеншель сходили обе «шестерки». Тем не менее в том году выпустили 377 «Королевских тигров», а в январе-марте 1945-го -112. Максимум – 84 танка – пришелся на август 1944 г. Всего же построили 489 таких машин.

Первые 50 «Королевских тигров» получили башню обтекаемой формы конструкции Порше. Основание командирской башенки выступало за ее боковую стенку. Закругленная лобовая часть создавала заметный «заман». Этот специфический термин очень тонко характеризовал главный недостаток конструкции: снаряд, попадавший в скошенную броню, отражался вниз и пробивал относительно тонкую крышку корпуса . С июля 1944 г. машины стали комплектовать более простой башней Адерса. которая к тому же в лобовой детали имела броню 185 м вместо 100 мм у башни Порше.


Варианты тяжелого танка VK 4502 конструкции Порше с передним и задним размещением башни


Тяжелый танк Pz Kplw VI Ausf В «Tiger II» с башней Порше на Куммерсдорфском полигоне


Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» с башней Порше


Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II»


Компоновка тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II»




Помимо мощной пушки, Pz Kpfw VI Ausf В выгодно отличался рациональной формой и вообще бронированием корпуса. Верхний лобовой лист толщиной 150 мм ставился к вертикали под углом 50°.

Под таким же, но обратным углом устанавливался 100-мм нижний лист. Верхние боковые стенки были наклонены на 25, кормовые на 30°, нижние располагались вертикально. Толщина всех стенок корпуса одинакова – 80 мм, дна и крыши – 40-42 мм; бортов и кормы башни – 80 мм при наклоне последней 21°. Однако гомогенная броня из-за пониженного содержания легирующих добавок (сказался дефицит в связи с потерей сырьевой базы на Украине) уступала по снарядостойкости применявшейся ранее на «Тиграх» и «Элефантах». Перед сваркой броневые листы соединялись сложным способом» посредством шипов, «ласточкиного хвоста» и т. п.

Почти третью часть боекомплекта – 22 унитарных снаряда в горизонтальном положении – разместили в большой кормовой нише башни вблизи казенника пушки. Вместе с механизмом заряжания это повышало боевую скорострельность и облегчало работу заряжающего.

«Королевские тигры» имели оптические приборы очень высокого качества. Командир же танка располагал еще и панорамным артиллерийским прицелом. Следовательно, дальность ведения огня теперь ограничивалась только максимальным углом возвышения пушки – 15° (для сравнения: у «Тигра» -10, у «Элефанта» -14°).

Башня в отличие от «Тигра» и «Пантеры» была без полика. Механический (как на «Тигре») привод ее поворота дополнялся гидростатическим, управлять которыми могли и наводчик, и командир.

Для уменьшения загазованности боевого отделения предусматривалась система продувки сжатым воздухом канала ствола пушки до открытия затвора после выстрела. Командирская башенка была такой же, как на «Пантере». Через люк в заднем обводе башни меняли ствол пушки, загружали боеприпасы и покидали танк в аварийных ситуациях. Ее прямоугольная дверца имела пистолетную амбразуру.

В корме располагалась силовая установка – двигатель «Майбах» HL230P30, такой же, как и на «Пантере». Трансмиссии «Тигров» друг от друга отличались лишь некоторыми деталями: на модификации В у механизма поворота отсутствовали две степени свободы при прямолинейном движении. Управление механизмом поворота осуществлялось гидросервоприводом посредством штурвала; механический привод являлся резервным.

Более существенны расхождения в ходовой части. Сдвоенные катки с внутренней амортизацией и тем же шахматным расположением не заходили в промежутки с соседними блоками, а чередовались на длинных и коротких осях балансиров. Подвеска катков торсионная одинарная. На первом и девятом узлах находились гидравлические амортизаторы. Ширина боевых гусениц составляла 800 мм. При перевозке по железной дороге они заменялись на узкие транспортные – 660 мм, внешние катки снимались. Верхние ветви гусениц прикрывались экранами, защищающими танк от кумулятивных снарядов.

«Королевский тигр» в дуэльном огневом бою превосходил все танки Второй мировой войны. Обладал он и наибольшей боевой массой – 68 т. Командирские танки оснащались дополнительной радиостанцией.

Новыми танками вооружили несколько тяжелых танковых батальонов вермахта и войск СС. Воевали они на Восточном и Западном фронтах, особенно интенсивно в 1944 году в Польше, в Арденнах. Последний раз эти машины участвовали в бою в мартовском наступлении 1945 года в районе озера Балатон в Венгрии, где большая часть их была уничтожена советскими войсками.


Первый прототип «205/1» на ходовых испытаниях


СВЕРХТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Pz Kpfw «Maus»

Волна гигантомании в танкостроении перед Второй мировой войной прокатилась по многим странам. В СССР, например, на довольно высоком уровне в 1934 году рассматривалось предложение о создании бронированной машины массой 300 т, разрабатывался 95- тонный танкТ-39. Проектами стальных монстров увлекались также американцы, англичане, японцы. Но только немецким конструкторам удалось воплотить эту идею в реальность.

8 июня 1942 г. Ф. Порше был приглашен на встречу с А. Гитлером и А. Шпеером. Кто-то из троих высказал пожелание спроектировать огромный танк, вооруженный 12,8-или даже 15-см пушкой. Как бы там ни было, но сейчас этот факт рассматривается как личная инициатива фюрера.

Против отвлечения сил на реализацию подобных замыслов категорически возразили лидеры панцерваффе и немецкого танкостроения Г. Гудериан, С. фон Гайдекампф (председатель комиссии по усовершенствованию танков) и Г. Книпкамп. Официально заказ на проектные работы не оформлялся. Вскоре об этом забыли. Только не сам Порше.

Являясь председателем танковой комиссии (Panzerkommission), а также пользуясь расположением А. Гитлера, ему удалось все-таки договориться с заинтересованными лицами о строительстве своей машины. Фирма Крупп бралась изготовить корпус, Даймлер- Бенц – двигатель, а Алькетт – провести общую сборку. Кстати, Порше планировал установить на танк дизель воздушного охлаждения собственной конструкции, который к тому времени еще не успели изготовить. Ситуацию разрядил А. Шпеер, уговоривший конструктора остановиться на дизельном двигателе МВ517.

В августе 1943 г. приступили к сборке прототипа («Порше 205») с мотором МВ509. Поставка башни и вооружения откладывалась из-за участившихся бомбардировок союзной авиацией заводов Круппа. Тем не менее, испытание шасси с равноценным грузом-балластом вместо башни все же провели в декабре. В мае 1944 г. танк собрали полностью и через месяц обкатали.

Второй прототип строился с дизелем. Попытка оказалась не совсем удачной, поскольку возникший на испытаниях пожар серьезно повредил моторную группу, и дальнейшие работы приостановились на неопределенный срок. При приближении советских войск к Куммерсдорфскому полигону в апреле 1945 г. обе машины были взорваны.

Отдельные узлы, например заготовки башни и ходовой части, были изготовлены еще для девяти машин. Воспользовавшись ими и другими сохранившимися агрегатами и деталями, наши специалисты сумели собрать один «маус» с вооружением, но без соответствующей «начинки». Сейчас этот танк экспонируется в музее бронетанковой техники в Кубинке.

В «Маусе» поражает невиданная в то время толщина брони: 200-240 мм в лобовых деталях корпуса и башни. Вооружение включало две пушки: 12,8-см и справа от нее калибром 7,5 см.

Ф. Порше и здесь не отказался от полюбившейся ему электромеханической трансмиссии. Динамо-машина работала на два тяговых электромотора – по одному на каждую гусеницу. Прорабатывался даже вопрос преодоления танком водных преград по дну. В этом случае электроэнергия по кабелю должна была передаваться от стоящей на берегу машины.

Конструктору очень хотелось применить свою оригинальную подвеску с продольными торсионами высокой динамической эффективности. Но изготовить ее оказалось не по силам даже ведущим фирмам, и пришлось довольствоваться пружинной подвеской завода Шкода. Ходовая часть включала по 12 (на борт) сблокированных попарно двойных катков и ведущее колесо заднего расположения.

Впрочем, когда стали отчетливо проявляться реальные черты будущего сверхгиганта, появилось официальное задание на разработку конкурентоспособного варианта. Его получила фирма «Хеншель» под обозначением Е100.140-тонную махину должен был передвигать двигатель мощностью 800 л. с. со скоростью 40 км/ч. Вооружение – 15- и 7,5-см пушки при том же бронировании, что и у «Мауса». Конец разработкам этой машины положил сам А. Гитлер. Конечно, ни «Маус», ни Е100 всерьез не рассматривались как штатное вооружение панцерваффе. Им в лучшем случае отводилась роль подвижных ДОТов в промежутках между опорными пунктами пехоты. Потому-то и их скорости не придавалось значения.

В Германии считалось, что танки-гиганты являются испытательными стендами для отработки конструктивных решений будущих машин.


Второй прототип «205/2» на Куммерсдорфском полигоне. 1944 г.


Размещение внутренних агрегатов в танке Pz Kpfw «Maus»


Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»



Схема расположения узлов подвески танка Pz Kpfw «Maus»


Компоновка сверхтяжелого танка Pz Kpfw «Maus»


БОЕВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕМЕЦКИХ ТАНКОВ
  Pz Kpfw I Ausf А Pz Kpfw I Ausf В Pz Kpfw II Ausf А Pz Kpfw II Ausf F Pz Kpfw II Ausf L Pz Kpfw 38(t) Ausf A Pz Kpfw 38(t) Ausf S Pz Kpfw III AusfE Pz Kpfw III Ausf G
Год выпуска 1934 1935 1937 1941 1943 1939 1941 1938 1910
Боевая масса, кг 5400 5800 8600 9500 13000 9400 9650 19500 20300
Экипаж, чел. 2 2 3 3 4 4 4 5 5
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ  
Длина по корпусу, мм 4020 4420 4810 4810 4630 4600 4610 5380 5410
Длина с пушкой вперед, мм
Ширина, мм 2060 2060 2220 2280 2480 2120 2140 2910 2950
Высота, мм 1720 1720 1990 2150 2210 2400 2400 2440 2442
ЗАЩИЩЕННОСТЬ. Толщина броневых листов, мм (угол наклона к вертикали, град.)  
Лобовая часть корпуса 13(27) 13(27) 14.5(цил.) 35(13) 30(22) 25(16) 50(16) 30(21) 30(21)
Борта корпуса 13(0) 13(0) 14,5(0) 15(0) 20(0) 15(0) 15(0) 30(0) 30(0)
Лобовая часть башни 13(10) 13(10) 14,5(цил.) 30(цил.) 30(10) 25(10) 50(10) 30(15) 30(15)
Крыша и днище корпуса 6 и 6 6 и 6 15 и 15 15 и 5 10 и 10 8 и 8 8 и 8 17 и 16 18 и 16
ВООРУЖЕНИЕ  
Марка пушки   KwK30 KwK38 KwK38 KwK38(t) KwK38(t) KwK KwK38
Калибр в мм (длина ствола в клб)   20(55) 20(55) 20(55) 37(47.8) 37(47,8) 37(46.5) 50(42)
Боекомппект. выстрепов. шт. _ 180 180 330 72 72 131 99
Число пулеметов и их калибр, мм 2—7,92 2—7.92 1—7.92 1—7.92 1—7,92 2—7,92 2—7,92 3—7,92 3—7.92
Боекомплект, патронов, шт. 2250 2250 2250 2700 2250 2400 2400 4500 2700
ПОДВИЖНОСТЬ  
Двигатель, тип, марка «Крупп» М305 «Майбах» NL38TR «Майбах» HL62TR «Майбах» HL62TR «Майбах» HL66P «Прага» ERA «Прага» ERA «Майбах» HL120TR «Майбах» HL120TRM
Мощность двигателя, л. с. 57 100 140 140 180 125 125 300 300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 37 40 40 40 60 42 42 40 40
Запас топлива, л 145 145 200 175 236     320 320
Запас хода по шоссе, км 145 170 200 200 290 250 250 165 165
Среднее давление на грунт, кг/см² 0,4 0,42 0,76 0,66 0.75 0,55 0,55 0,95 0.93
Производство бронетанковой техники. ТАНКИ*
Наименование образца 1934—37 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
PzKpfw I 1493         70       1563
Pz Kpfw II 332 669 246 53 275 355       1930
PzKpfwII Ausf L           16 77 7   100
Pz Kplw III C3.7-cm пушкой 38 33 206 391           668
Pz Kpfw III с 5-cm пушкой L/42       467 1673 332       2472
Pz Kpfw III с 5-cm пушкой L/60         40 1943 26     2019
Pz Kpfw III C7.5-cm пушкой L/24           450 213     663
PzKpfw III Flamm             100     100
Pz Kpfw IV с 7,5-cm пушкой L/24 13 102 141 278 467 124       1125
Pz Kpfw IV С 7.5-см пушкой L/43 или 1748           870 3013 3126 385 7394
Pz Kpfw V             1768 3749 459 5078
Pz Kpfw VI Ausf H           84 647 623   1354
PzKpfw VI Ausf В               377 112 489
Pz Kpfw 38(1)     150 370 698 193        
Pz Kpfw P40 737(i)               100    
ИТОГО 1876 804 743 1559 3153 4437 5854 7982 956 27 364

* В общее количество включены опытные машины VK601, VK1801. VK301 и другие.


Подбитый огнеметный танк Pz Kpfw II Flamm, Восточный фронт.


Танки Pz Kpfw II (слева) и Pz Kpfw III (справа) во Франции, 1940 г.



Окончание таблицы
  PzKpfw III Ausf М PzKpfw III Ausf N Pz Kpfw IV Ausf D Pz Kpfw IV Ausf F PzKpfw IV Ausf J PzKpfwV Ausf D PzKpfwV Ausf G PzKpfw VI Ausf H PzKpfw VI Ausf В «Maus»
Год выпуска 1942 1942 1939 1942 1914 1943 1914 1942 1914 1944
Боевая масса,кг 22700 23000 20000 23000 25000 43000 45500 57000 68000 188000
Экипаж, чел. 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина по корпусу, мы 5410 5650 5920 5930 5930 6880 6880 6200 7260 9230
Длина с пушкой вперед, мм 6410     6630 7020 8860 8860 8450 10260 10090
Ширина, мм 2950 2950 2840 2840 2880 3400 3400 3700 3760 3670
Высота, мм 2500 2500 2680 2680 2680 2950 2980 2860 3080 3660
3АЩИЩEHНОСТЬ. Толщина броневых листов, мм (угол наклона к вертикали, град)
Лобовая часть корпуса 50(21) 50(21) 30(12) 50(12) 80(15) 80(55) 80(55) 100(24) 150(50) 200(35)
Борта корпуса 30(0) 30(0) 20(0) 30(0) 30(0) 40(40) 50(30) 80(0) 80(25) 180(35)
Лобовая часть башни 57(15) 57(15) 30(10) 50(11) 50(10) 100(10) 110(11) 110(8) 180(9) 240
Крыша и днище корпуса 18 и 16 18 и 16 12 и 10 12 и 10 16 и 10 15 и 30 40 и 30 26 и 28 40 и 40 100 и 50
ВООРУЖЕНИЕ
Марка пушки KwK39 KwK37 KwK37 KwK40 KwK40 KwK42 KwK42 KwK36 KwK43 KwK44
Калибр в мм (длина ствола в клб) 50(60) 75(24) 75(24) 75(43) 75(48) 75(70) 75(70) 88(56) 88(71) 128(55) и 75(36,5)
Боекомплект, выстрелов, шт. 92 64 Ю 87 87 79 81 92 72 32 и 200
Число пулеметов и их калибр, мм 2-7,92 2—7.92 2—7,92 2—7,92 2—7,92 2—7.92 3—7.92 2—7,92 2—7,92 2—7,92
Боекомплект, патронов, шт. 3750 3750 2700 3030 3150 5100 4800 4800 5850 10000
ПОДВИЖНОСТЬ
Двигатель, тип, марка «Майбах» HL120TRM «Майбах» HL120TRM «Майбах» HL120TRM -(Майбах» HL120TRM «Майбах» HL120TRM112 «Майбах» HL230P30 «Майбах» HL230P30 «Майбах» HL230P45 «Майбах» HL230P30 MB509
Мощность двигателя, л. с. 300 300 300 330 272 650 700 700 700 1060
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 40 40 40 40 38 46 46 38 35 20
Запас топлива, л 318 318 470 470 680 730 730 570 860 4800
Запас хода по шоссе, км 155 155 200 200 320 200 200 140 170 186
Среднее давление на грунт, кг/см2 0,94 0,94 0,75 0,84 0,89 0,85 0,88 1,04 1.07 1,45

Опытный легкий танк Pz Kpfw I Ausf С


Командирская машина Pz Bef Wg III


Средний танк Pz Kpfw III Ausl L


Транспортер на базе танка Pz Kpfw III









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх