Бронетанковая техника Чехословакии

ЧАСТЬ IV ПРОТОТИПЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Наиболее интересным прототипом среднего танка был V-8-H, с которым фирма ЧКД в Праге работала в 1937-1939 гг. Проектные прикидки проводились еще годом раньше. Вели проектирование этого танка инженеры Алексей Сурин и Карел Экснер. Прототип собирался до конца 1937 года и с 21 декабря 1937 г. начались его интенсивные испытания, которые проводились испытательным отделом танкового училища.

Испытания продолжались до 3 мая 1938 года. Машина прошла 4555 км, из которых 1533 – по пересеченной местности. Конечно, не обошлось без поломок и аварий: их было 143. Из них 16 – серьезных. Больше всего неприятностей сначала доставлял двигатель. Часто наблюдались поломки в ходовой части, особенно в пружинах подвески. В то время как коробка передач «Прага-Вильсон» выдержала 3000 км пробега до первой неисправности. В апреле 1938 г. комиссия представила заводу список неисправностей. Была улучшена система охлаждения мотора, система подачи топлива, коробка передач, карбюратор и т. д. По их устранению машину снова подвергли испытаниям. В итоге, V-8-H оказался единственным прототипом, годным к поставке в серийное производство.

20 апреля 1938 г. первый отдел ГШ дал второму отделу Министерства народной обороны приказ на выдачу заказа на 300 танков V-8-H. Для этой цели были выделены 386 миллионов чешских крон. А ведь пока еще не был решен вопрос о вооружении танка. Предполагалось оснастить его 47-мм пушкой обр. 1938 года, с которой Шкода работала еще с 1934 года. Под названием А/9 в июне 1938 г. пушка была успешно испытана, однако были отмечены некоторые неполадки в системе автоматики.

ЧКД тем временем дорабатывала свой танк, стремясь оснастить его гироскопическим стабилизатором направления движения, перископическим прибором водителя, электростартером и стартером с помощью сжатого воздуха.

С марта по сентябрь 1938 г. Шкода и ЧКД интенсивно работали над прототипом совместного среднего танка SP-IIB. Прототип был передан в войска лишь 14 апреля 1939 г. Немцев эта машина совершенно не заинтересовала.

Работала Шкода и над танком с электротрансмиссией – SET, легким танком I'll а и средним Т-21, на которых стояли сервоприводы механизмов управления с помощью сжатого воздуха.

Ничего не получалось и с танком группы S-III, которым занималась лишь Шкода. 14 декабря 1935 г. Министерство народной обороны выдало заказ на два прототипа S-III. Неудачей кончились испытания прототипа S-III-8 24 апреля 1938. И сама фирма отказалась от продолжения работ.

В 1937-1940 гг. ЧКД работала с плавающим танком F-IV-H. Заказ на такую машину поступил от ГШ 12 ноября 1937 г. За основу был взят танк AH-IV (прежде всего ходовая часть) с корпусом увеличенных размеров для обеспечения плавучести. Масса – 6,5 т, экипаж – 3 человека. Размеры – 505 х 245 х 207 см. Танк был вооружен только одним пулеметом в башне (боекомплект 4000 патронов). Броня – 6-14 мм. Двигатель мощностью 120 л. с. сообщал танку скорость на суше 45, а на воде-9 км/ч. Танк снабжался чем-то вроде гидродинамического кожуха, имел два винта, руля не было. На суше танк имел запас хода 145 км. Испытания его в сентябре 1939 г. проводили уже немцы.

Улучшенный вариант F-IV-M также испытывали немцы до июля 1942 г. Танк показал скорость на воде 11,5 км/ч. Но испытателям он не понравился, как и F-IV-Н, и оба были разобраны.


Проект среднего танка T-III фирмы Татра


Средний танк S-III фирмы Шкода


Средний танк V-8-H фирмы ЧКД


САУ на базе танкетки MU-6


Транспортер 47-мм пушки IK.MVP


Опытный плавающий танк F-IV-H фирмы ЧКД


Опытный плавающий танк F-IV-H фирмы ЧКД


Печальна была и участь шкодовского плавающего танка SOT, так и не завершенного до момента оккупации.

Работы над первым образцом чешской САУ с 40-мм пушкой в инициативном порядке начала Шкода. В качестве базы сначала хотели использовать колесный тягач «Шкода» МТР6, а затем танкетку MU- 6. Работы велись в 1934-1935 гг., но идея вовсе не заинтересовала Министерство народной обороны.

В ноябре 1936 года Шкода предложила LKMVP (lehky kanonovy motorovy vuz pasovy-легкая пушечная гусеничная машина). Прототип был представлен в августе 1937 г. и имел массу 2,06 т. Впрочем, это не была САУ в настоящем смысле слова, а транспортер 47-мм противотанковой пушки, которую при переправе, скажем, через реку или после доставки к полю боя снимали на землю.

Аналогичной идеей занималась и ЧКД. Свой заказ Министерство народной обороны отменило в декабре 1938 г.


ЧАСТЬ V ФОРМИРОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ ЧЕХОСЛОВАКИИ

Прежде всего уточним термины и названия образцов чехословацкой БТТ. Примерно до 1939 года танк по-чешски назывался Utocna vozba (UV), на русский язык это сразу и не переведешь. Даже в двухтомном чешско-русском словаре, изданном в 1973 году коллективом лексикографов ЧСАН, содержащем 62.000 слов, слово vozba мы не нашли. Однако всему должно быть объяснение. Слово Utok – означает – нападение, штурм. A vozba – телега, повозка (может быть, так назывались боевые повозки Яна Жижки в XIV в.). Таким образом, UV- означает «штурмовая повозка». По существу-это буквальный перевод французского термина char dassaut, так называли свои танки французы в Первую мировую войну.

Первым самостоятельным формированием боевых машин было организованное 29 октября 1920 г. Управление особых боевых частей, куда вошли все имевшиеся к тому времени бронепоезда и бронеавтомобили, с расположением в Миловицах. 7 июня 1922 г. Министерство народной обороны вместо Управления создало танковый батальон (Ргарог). В него входили семь взводов БА и три группы бронепоездов. Танки же входили в его учебную роту.

В 1929 году танковый батальон (PUV) претерпел реорганизацию. В него входила рота БА (взвод танков, два взвода БА), рота бронепоездов. Чуть позже в полк вошел эскадрон бронеавтомобилей из трех взводов по четыре машины. Затем PUV состоял из роты БА №1 (три взвода БА) и роты БА №2 (взвод БА, взвод танков, взвод танкеток – все по четыре машины).

По мере поступления новой техники, решено было PUV преобразовать в танковый полк. По штату от 15 сентября 1933 г. БА были выделены в новую структурную единицу, названную хоругвь. Может быть, это соответствовало батальону. Во всяком случае, хоругвь состояла из четырех эскадронов БА плюс двух-учебных эскадронов. В полку же было две роты танкеток, рота легких танков и рота бронепоездов. Пока что в чехословацкой армии был один танковый полк – Миловицкий.

В1935 году Главный штаб решил организовать два танковых полка – в Чехии и Моравии, а в Словакии – всего лишь один батальон.

В сентябре 1935 г. из имевшегося танкового полка была убрана хоругвь бронеавтомобилей. Все бронеединицы – танки, БА и бронепоезда вошли в состав трех танковых полков – один в Миловицах, другой – в Оломоуце и третий (вернее, пока еще батальон) – в Мартине (Словакия). Одновременно в Миловицах была создана танковая школа. В плане обучения, организации и личного состава все эти части подчинялись командованию организованной 1 октября 1935 г. в Миловицах танковой бригады, с последующим переводом ее в Оломоуц. Когда же в 1937 году была создана моторизованная бригада, включавшая в себя батальон легких танков обр. 1935 года и моторизованный разведывательный отряд, возникли предпосылки для формирования моторизованных дивизий. Существовавшие четыре кавалерийские бригады имели в своем составе эскадрон БА, а позже и танковый батальон. Вот они-то и стали ядром моторизованных дивизий.

Кавалерийская бригада сливалась с моторизованной бригадой, которая в свою очередь состояла из двух мотопехотных батальонов, двух батальонов легких танков и моторизованного артиллерийского дивизиона. В состав кавалерийской бригады входили два драгунских полка, мотоциклетный батальон и конный артдивизион. Кроме того, в штатах дивизии состоял моторизованный разведотряд (рота БА, мотоциклетная рота и взвод поддержки), моторизованная саперная рота, батальон связи и пр. По штатам моторизованная дивизия насчитывала 460 офицеров, 218 подофицеров и 10.457 нижних чинов. На вооружении имелось 24 полевых орудий, 28 37-мм противотанковых пушек, шесть минометов, 16 крупнокалиберных зенитных пулеметов, 264 ручных и 66 станковых пулеметов, 98 танков и 12 БА. Транспортные средства: 135 легких, 874 грузовых и специальных автомашин, 298 мотоциклов, а также 2832 лошади.

1 октября 1937 года были утверждены четыре моторизованные дивизии: первая- в Праге, вторая – в Брно, третья.- в Братиславе, четвертая – в Пардубицах. В третьей дивизии был всего лишь один батальон легких танков (имелись в виду танки S-НА).


ЧАСТЬ VI UMLCENE ZBRANE

«Умолкшее оружие» – так называлась изданная в Праге коллективом чешских авторов книга. Смысл названия в том, что прекрасное оружие (танки, пушки, пулеметы и т. д.) не было использовано теми, кому оно представлялось – чехословацкой армией. Мы знаем, что онр воевало и неплохо воевало в руках врага – т. е. немецкого вермахта, а также и в армиях стран-сателлитов Третьего Рейха, а именно: Венгрии, Румынии и Словакии. Но, может быть, все-таки, хотя бы в небольших масштабах чешский солдат использовал его в боевых действиях? Да, и вот в каких случаях.

Известно, что в пограничных с Германией районах Чехии – Судетах – проживало немецкое население. Почти одновременно с приходом к власти Гитлера, там образовался «Отечественный фронт» судетских немцев. Возглавлял его Конрад Генляйн (1898-1945 гг.). «Фронт» ставил своей задачей отделение Судет от Чехословакии и присоединение к Германии. Партия судетских немцев по существу была нацистской. После демонстраций и требований в 1938 году генляйновцы перешли к террористическим действиям. Был даже сформирован «свободный корпус» («Фрайкор»), насчитывавший около 15 тысяч боевиков. Корпус предпринимал нападения на воинские части, правительственные учреждения и т. п.

24 апреля 1938 года Генляйн провозгласил программу создания Судетского нацистского государства. 21 мая того же года произошел так называемый инцидент в г. Хэб: во время нападения на полицию погибли два судетских немца. Этим воспользовалось ведомство Геббельса, чтобы развязать в печати античешскую кампанию. К границе стали подтягиваться немецкие войска. Правительство ЧСР объявило частичную мобилизацию. Переговоры с генляйновцами были сорваны 7 сентября.

«Фрайкоровцы» начали нападения на места дислокации чехословацкой армии, которая оказала им решительное сопротивление. Вместе с пехотой действовали и танки. Так, для ликвидации повстанцев действовал взвод танкеток и две роты пехоты в качестве так называемого «летучего» отряда. 2 октября в районе Крумлов действовала 1-я рота 7-го батальона легких танков. Впрочем, в бою принял участие только один взвод. Там, где были танки, «фрайкоровцы» терпели поражение. Чем бы это кончилось, неизвестно, но 30 сентября было подписано Мюнхенское соглашение о разделе Чехословакии. Прикрываясь политикой «невмешательства» соглашение подписали Н.Чемберлен, Э.Даладье (премьер-министры Англии и Франции), А.Гитлер и Б.Муссолини. По этому соглашению Судеты отходили Германии.

Воспользовавшись такой ситуацией, Венгрия в августе 1938 г. потребовала передачи ей тех районов ЧСР, где компактно проживало венгерское население. Переговоры в октябре в венгерском городе Комарно никаких результатов не дали. И начались столкновения с венгерскими боевыми частями. Так, 5 октября 1938 г. в районе Ферединце границу перешел целый батальон венгров. В отражении нападения венгров участвовали три чешских танка. Венгры были отброшены, потеряв 30 убитых и раненых. С чешской стороны был только один раненый.

Но и на востоке ЧСР было неспокойно. Там начались беспорядки в Подкарпатской Руси (позже этот район стал Закарпатской областью СССР). Эту область требовала себе Венгрия. И, кроме того, там возникло движение за отделение этой области от Чехословакии. Появились и боевики из организации, называвшейся Karpatska Sic. По звучанию – это украинское слово, а на деле террористическая организация украинских националистов. И с ее боевиками чешским солдатам пришлось вести бои, как, например, 14 марта 1939 г. на улицах города Хуст. В этой и других стычках как с сичевиками, так и с поддерживающими их венгерскими частями участвовали танки и бронеавтомобили.

Упомянем и еще одну боевую античешскую организацию – «Глинкову Гарду» по имени главы клерикальной партии Словакии, провозгласившей 6 ноября 1938 г. автономию Словакии. И в этом случае не обошлось без столкновений с применением бронетехники.

В момент отделения Словакии от Чехии 14 марта 1939 г. на ее территории дислоцировался танковый полк в Мартине, не имевший полного состава. Кроме того, там оказалось несколько танков LT-35 и бронеавтомобилей, отброшенных в мартовских боях из Подкарпатской Руси венгерскими войсками. Затем последовали поступления из Германии LT-38, Pz.II и Pz.IV. Словакия присоединилась к странам Оси и как таковая приняла участие во вторжении в Польшу в сентябре 1939 г. Сформированный словацкий отряд, имевший несколько танков, вступил на территорию Польши, но в боях не участвовал.

К моменту нападения на СССР Словакия сформировала мотобригаду (rychla brigada), принявшую участие в боях, впрочем, без какого-либо успеха. 25 июля 1941 г. была сформирована мотодивизия (rychla divize), в ее составе была лишь одна рота танков LT-35 и LT-38. В 1943 году часть дивизии перешла на сторону Красной Армии. Когда 29 августа 1944 г. вспыхнуло антинацистское словацкое восстание, в руках повстанцев оказалось до 25 танков LT-35, LT-38 и немецких Pz.HI.

Следует все же разобраться в термине – rychla brigade (divize), который мы перевели, вернее – не перевели, а обозначили как моторизованная бригада (дивизия). На самом деле слово rychla-по- чешски значит «быстрая», «скорая», может быть, – подвижная. Но ведь в этой дивизии были и кавалерийские подразделения, даже конная артиллерия. Может быть, лучше назвать это соединение по- современному, следуя примеру американцев – бронекавалерийская. Хотя в американском бронекавалерийском полку ни одной лошади нет. Это название скорее традиционное, историческое. Еще вариант – мобильная дивизия.

И в продолжение темы: чехословацким танкистам еще раз пришлось пойти в бой, но уже на советских танках Т-34. Это было в 1947 г. в Подкарпатской Руси в боях против бандеровцев.


Трофейный танк 35t из состава 6-й танковой дивизии вермахта


ЧАСТЬ VII ВСЕ ДЛЯ ВЕРМАХТА

15 марта 1939 г. началась немецкая оккупация Чехии, именно Чехии, потому что Чехословацкого государства уже не стало, т. к. накануне, 14 марта, Словакия объявила о своей независимости и отделении от Чехии. До этого момента в чехословацкой армии находилось 418 гусеничных и 75 колесных бронированных машин. Это были: 70 «танчиков» обр. 1933 г., 50 легких танков LT-34 и 298 LT-35. Кроме того, 24 тяжелых БА обр. 1927 года и 51 БА обр. 1930 года. Из них в танковом полку в Мартине в Словакии было 15 бронированных машин.

Вся эта техника в полной исправности досталась немцам. Тут же вновь созданной армии Словацкого государства было передано 79 танков LT-35, а также 13 бронеавтомобилей обр. 1930 года и «танчиков».

Какова же дальнейшая судьба этой, по существу очень неплохой, чехословацкой бронетанковой техники? Незамедлительно 219 танков LT-35 были включены в состав вермахта. Там они получили обозначение PzKpfw 35 (t) (t-от tschechisch – чешский). Их выпуск не планировался, хотя запасные части фирма Шкода продолжала поставлять.

Все технические характеристики LT- 35 поначалу сохранились, хотя в процессе их почти трехлетней службы они подверглись некоторым изменениям, в частности, танки стали получать немецкую радиостанцию вместо чешской, естественно, с другой антенной. Пришлось отказаться от пневматической системы управления трансмиссией. Некоторые машины переоборудовались в командирские с установкой второй радиостанции с рамочной антенной. А самое главное – танк получил четвертого члена экипажа – заряжающего -за счет небольшого сокращения боекомплекта пушки с 78 до 72 выстрелов.

Танки LT-35 поступили на вооружение 31-го танкового полка и 65-го танкового батальона вермахта. Они вошли в состав 1-й легкой дивизии, которая из 229 танков имела 112 LT-35. Дивизия приняла участие в сентябрьской компании против Польши. В октябре 1939 года на базе танкового полка 1-й легкой дивизии была сформирована 6-я танковая дивизия вермахта. В составе 41-го танкового корпуса генерала Райнхардта она участвовала в боях во Франции в мае-июне 1940 г.

LT-35 успешно сражались с легкими французскими танками R35 и Н35, а также с легкими английскими танками. 6-я танковая дивизия прошла с боями сотни километров и 23 мая разгромила штаб Британских экспедиционных сил. Потери составили всего 15 танков LT-35. Двенадцать из них впоследствии отремонтировали на сродном» заводе фирмы Шкода.

Далее 6-я дивизия в составе 4-й танковой группы участвовала в нападении на СССР. Ее боевой путь вместе с танками LT-35 прошел через Старую Руссу, Великие Луки, и в конце ноября дивизия дошла до города Клин. В условиях морозов русской зимы полностью отказало пневматическое управление трансмиссией танка. На некоторые машины стали ставить подогреватели воздуха для сервосистемы.


Легкий танк Pz.Kpfw 35(t)


Башня румынского танка S-IIA(R-2)


Румынский танк S-IIA(R-2)


Артиллерийский тягач на базе танка танка Pz.Kpfw 35(t)


¦ Легкий танк Pz.Kpfw 35(t) 6-й танковой дивизии вермахта. Россия, 1941 г.


Легкий танк Pz.Kpfw 38(t) 20-й танковой дивизии вермахта в России. Осень 1941г.


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f), захваченный советскими войсками


В декабре 1941 г. последние чешские танки были выведены из состава 6-й танковой дивизии. По немецким данным летом 1942 года в вермахте насчитывалось еще 178 исправных LT-35. Но теперь они уже входили в состав полицейских, противопартизанских формирований, а также 7-й добровольческой горно-стрелковой дивизии СС «Принц Евгений», действовавшей на территории Югославии.

Поступавшие на завод после ремонта поврежденные танки LT-35 переоборудовались в артиллерийские тягачи. С них снимались башни, и они оснащались буксирным крюком. Тягач мог буксировать орудие. Снятые башни использовались в качестве неподвижных огневых точек. Значительно дольше LT-35 прослужили в армиях-сателлитов Германии: Болгарии, Румынии и Словакии.

Румыния до оккупации Чехословакии 14 августа 1936 г. заказала фирме Шкода 126 танков LT-35, получивших обозначение S-2A(R-2), лишь незначительно отличавшихся от основного образца, в частности, боевая масса составила 10,6 т. Танк был вооружен 37-мм пушкой обр. 1937 года и почему-то развивал скорость 36 км/ч, хотя имел тот же двигатель, что и LT-35. Производство танков для Румынии началось в августе 1938 г. Последний был сдан в феврале 1939 г. Первые пятнадцать из этой партии, впрочем, ничем не отличались от чехословацких танков. Следующие же имели цементированную броню и несколько измененную конструкцию башни, а также кормовой части корпуса. Летом 1942 года Румыния закупила у вермахта 26 PzKpfw 35(t). Чешские танки вошли в состав 1-й танковой дивизии «Великая Румыния». Они воевали под Одессой и, в основном, погибли в боях на Дону зимой 1942 года.

Болгария еще до захвата Чехословакии также заказала 26 LT-35. Но лишь в 1940 году они были получены из состава 11-го танкового полка вермахта. Позже с разрешения немецкого командования Шкода продала Болгарии 10 танков, изготовленных для Афганистана, вооруженных пушкой «Шкода А8» (фирменное обозначение S-II-аВ).


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.A


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.B


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.E/F


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.G


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.C


Разведывательный танк Aufklarung auf Fgst Pz. 38(f) с 75-мм короткоствольным орудием


Разведывательный танк Aufklarung auf Fgst Pz. 38(f)


Транспортер боеприпасов на базе Pz.Kpfw 38(f)


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) венгерской армии, подорьа»ший . ся на мине, Восточный


Вариант танка Pz.Kpfw


Не раз писалось, что на вермахт работала военная промышленность стран, оккупированных Германией. Какие же из этих стран имели собственное танкостроение? Это – Чехословакия, Польша, Франция, ну, может быть, для полноты картины можно упомянуть и Бельгию, где по лицензии английской фирмы Карден-Лойд в совершенно незначительных количествах строились легкие танки.

Слабое польское танкостроение по существу было бесполезно для вермахта, также, как и захваченная в Польше техника. Удивительно другое – что немцы совершенно не использовали танкостроительные заводы Франции. А ведь французских фирм было немало: знаменитая Рено, Гочкис, АМХ, FAMH, FCM, SOMUA. Немцы не стали даже достраивать находившиеся в заводских цехах танки. Победителям достались сотни исправных трофейных французских танков. Однако немцы использовали лишь небольшое количество из них. По крайней мере ни один французский танк не поступил в штаты германских танковых дивизий. Их использовали лишь в многочисленных формированиях типа роты, на второстепенных театрах военных действий. В частности, на Балканах для борьбы с югославскими партизанами. Настолько уж французские танки не соответствовали требованиям немецких панцерваффе.

Совсем другое дело-чехословацкие танки. Из 298 танков LT-35 219 были включены в состав танковых войск Германии (79 их осталось пока на территории вновь образованного Словацкого государства вместе с 13 БА обр. 1930 года и «танчиков» обр. 1933 года). Вслед за ними последовали танки фирмы ЧКД (получившей немецкое название – Bomisch-Marische Motorenfabrik- сокращенно ВММ).


Pz.Kpfw 38(t) 22-й танковой дивизии 4 вермахта


Разведывательный танк Pz. 38(t) nA


Разведывательный танк Т-15 фирмы Шкода


Чем же эти чешские машины угодили немецким танкистам? Конечно, имела значение нехватка бронетехники для полного оснащения 10 планируемых танковых дивизий вермахта. И действительно, на 1 сентября 1939 г. германская армия имела менее трех тысяч танков. Из них самыми массовыми были легкие Pz.II (1223 ед.), 1145 Pz.I (ничтожной боевой ценности, с самого начала не планировавшиеся для использования в боевых частях, а лишь как учебные). Средних танков Pz.HI и Pz.IV было (соответственно) 98 и 211 единиц. Чешские танки во всем – вооружении, бронировании, маневренности превосходили Pz.II, а главное – имели четыре члена экипажа. Pz.II модификаций А, В, С при боевой массе 8,9 т были вооружены 20- мм пушкой и защищены 15-мм броней. Они имели скорость 40 км/ч и запас хода 200 км. Даже средний Pz.HI модификаций С, D, Е был вооружен 37-мм пушкой, О пулеметном вооружении Pz.I нечего и говорить. К упомянутой дате вермахт имел 219 LT-35 и 76 LT-38. Они немедленно приняли участие в боях против Польши. А затем танкостроительные заводы протектората Чехии и Моравии до последнего дня войны неустанно и без перерывов снабжали вермахт вполне пригодной бронетанковой техникой. Последние только что изготовленные истребители танков «Хетцер» повстанцы в Праге захватили в цехах ВММ 8 мая 1945 г.

Заказанные еще Министерством народной обороны Чехословакии в 1938 году 150 танков LT-38 были готовы к ноябрю 1939 г. (первая серия TNHPS). Их немецкое обозначение – PzKpfw 38(t) Ausf.A. Они за исключением антенны к чешскому радио FuG37(t) и обеспечения места в башне для четвертого члена экипажа (заряжающего) не отличались от TNHPS. 59 из них в составе 67-го танкового полка 3- й легкой дивизии воевали в сентябре 1939 г. в Польше.

Дальше пошло как по накатанным рельсам. Правда, особенно в 1944-1945 гг на чешских заводах отмечались частые случаи саботажа.

Вторая, третья, четвертая серии TNHPS выпускались с января по ноябрь 1940 г. (325 танков модификации В, С, D в немецком обозначении). Они лишь незначительно отличались от Pz 38(t)A. Танки следующих модификаций Е и F (V и VI серии TNHPS, 525 единиц), построенные с ноября 1940 по октябрь 1941 г., получили усиленное бронирование путем экранировки 25-мм броневыми листами лобовых деталей башни и корпуса. Борта башни получили толщину брони 30 мм, а корма – 22 мм. Борта корпуса тоже были экранированы 15-мм плитами, а толщина крыши башни доведена до 15 мм. Это привело к увеличению боевой массы до 9,85 т. Танки получили новые смотровые приборы для водителя и наводчика и теперь уже немецкую радиостанцию FuG5.

Танки Pz 38(t) Ausf.G (VII серия TNHPS, 321 единица) выпускались с октября 1941 г. по июль 1942 г. Теперь те же толщины брони, что и у Pz 38(t) Ausf.F, достигались цельными броневыми плитами, а не экранировкой.

Еще до оккупации Чехословакии шведское правительство заказало фирме ЧКД 90 танков, получивших заводское обозначение TNH-Sv. Но немцы запретили продавать танки Швеции и решили включить их в состав своей армии 1* . Впрочем, фирма ВММ направила в Швецию прототип танка. Производство этих машин шло с октября 1941 г. по июнь 1942 г. Практически они – в немецком обозначении Pz 38(t) Ausf.S – ничем не отличались от Ausf. Е и F. Шведам продали лицензию на их производство, и с февраля 1943 г. они стали поступать в шведскую армию под обозначением Strv m/41, . 32 танка Pz III) Ausf.S поступило в словацкую армию, и в составе 1-й мобильной дивизии они участвовали в боях против СССР

Таким образом, всего ВММ было построено (с участием, естественно, Шкоды) 1411 танков серии TNH. В момент вторжения во Францию и в Бельгию 10 мая 1940 г. в танковых соединениях вермахта насчитывалось 106 Pz 35(t) и 228 Pz 38(t) из общего количества 2440 танков. Танки Pz 38(t) входили в состав 7-й (командир Э.Роммель) и 8-й танковых дивизий.

22 июня 1941 г. на границе с СССР в танковых дивизиях Вермахта насчитывалось 772 Pz 38(t). В январе 1942 г. боеспособных их насчитывалось 1144 единицы. Впрочем, эти поначалу вовсе неплохие танки морально себя исчерпали. Со своей 37-мм пушкой (для которой немецкие конструкторы разработали подкалиберный снаряд) они явно уступали нашим Т-34 и КВ. В мае 1942 г. Гитлер запретил строить танки с 37-мм пушками.

Спасая положение, ВММ в начале 1942 г. предложила в качестве разведывательного танка Pz 38(t) пА (neues Art- новый образец). Это была машина массой 14,8 т с экипажем четыре человека и броней со всех сторон 35 мм на базе Pz 38(t). Башня новой конструкции, но с прежней 37-мм пушкой, как и корпус, целиком сварные. Двигатель мощностью 250 л. с. обеспечивал танку скорость 62 км/ч при запасе хода 200 км. Весьма неплохо для разведчика. Несмотря на успешные испытания, заказа на этот танк не последовало.

Одновременно Шкода представила свой прототип разведывательного танка Т- 15, впрочем, также отвергнутого в пользу чисто немецкого разведчика Pz.IIL «Луке».

Теперь мощности чешских заводов переключились на производство ряда САУ с использованием весьма удачной базы Pz 38(t). Первой была 7,62 cm РаК 36(г), иначе называемая «Мардер III» (VII и VIII серии TNHPS). Это была легкая противотанковая САУ, в которой так нуждалась немецкая армия. Ее масса составляла 10,67 т, экипаж – 4 человека, и вооружена она была трофейной 76,2-мм советской пушкой УСВ (отсюда и немецкая «r» – russisch). Пушка устанавливалась за щитом в средней части корпуса САУ Бронирование корпуса в лобовых деталях – 50 мм, борта -16 мм. Ходовые качества сохранились как у базовой машины, хотя двигатель был форсирован до 150 л. с. С апреля по октябрь 1942 г. было построено 344 самоходок, а 19 САУ в 1943 г. переделали из танков.

1* Авторитетный чехословацкий эксперт О.Голуб пишет, что немцы в конце концов согласились на вывоз TNH-Sv и, что их было заказано не 90, а 92.


Самоходная установка 15 см SIG 33 auf Pz.38(t) Ausf H


Противотанковая САУ 7,62 cm Рак 36(r) «Мардер 111»


Противотанковая САУ Panzerjager 38(t) mit 7,5 cm Pak 40/3 Ausf M «Мардер III»


САУ 15 cm sIG 33 (Sf) auf Pz.38(f) Ausf H


Самоходная установка 15 cm SIG 33/1 auf Sf 38(f) Ausf M


ЗСУ Flakpanzer 38(f) auf Sf 38 (t) M


Затем последовала серия более удачных противотанковых САУ 7,5 cm РаК 40/ 3 auf Pz 38(t) Ausf.H. Было построено 242 таких САУ с ноября 1942 г. по апрель 1943 г. и 175 переделано в 1943 году из танков Pz 38(t)G, но с 15-мм бортовой броней (лобовая – 50 мм). Менее громоздкая, чем ее предшественница, она была вооружена 75-мм пушкой длиной ствола 46 калибров (боекомплект 38 выстрелов), защищена спереди и боков, но без крыши. Двигатель Ргада ЕРА/2 мощностью 150 л. с. сообщал машине массой 10,8 т скорость 35 км/ч. Запас хода – 240 км. Чешский пулемет в передней части корпуса был сохранен (как, впрочем, и у предыдущего образца САУ).

Новое шасси под обозначением Sf 38(t) Ausf.M для САУ фирма ВММ разработала в начале 1943 года. Гитлер согласился с предложением использовать это шасси для САУ с 150-мм пехотным орудием. Кстати, и поступившие с фронта на ремонт танки легко могли быть переоборудованы в САУ, получившую название 15 cm sIG 33(Sf) auf Pz 38(t) Ausf.H (мы позволяем себе несколько сократить полное длинное немецкое название) или Gerat805 «Grille» (VIII серии TNHPS). 90 единиц построили в феврале-апреле 1943 г. Масса – 11,5 т, экипаж – 5 человек. Броня: лоб корпуса – 50 мм, щит орудия – 25 мм, борта – 15 мм. 150-мм орудие длиной ствола 12 калибров посылало снаряд весом 25 кг на 4700 м (угол возвышения 72°). Имелся и кумулятивный снаряд, пробивавший 160-мм броню.

Следующая противотанковая САУ – Panzeijager 38(t) mit 7,5 cm РаК 40/3 Ausf.M, другое, – «звериное», название «Мардер III» (X серия TNHPS), оказалась много удачнее и даже изящнее. Это была машина того же класса, что и наша СУ-76, но с более могущественной пушкой – 75-мм РаК 40/3. Компоновка ее была уже другой: двигатель перенесен в среднюю часть корпуса, что позволило поместить пушку более удобно в кормовой части несколько удлиненного корпуса (длина 495 см, вместо прежних 461 см). Масса уменьшилась до 10,5 т, в частности, и за счет уменьшения толщины брони – 15 мм лоб и борт корпуса, 20 мм – щит. Экипаж – 4 человека (водитель справа), скорость – 42 км/ч, запас хода -190 км. Боекомплект пушки состоял из 27 выстрелов. С апреля 1943 г. по май 1944 г. выпущено 975 таких САУ с месячным максимумом 141 машина в октябре. Поначалу САУ не имела пулемета, но позже его получила.

Но база Pz 38(t) Ausf.M была использована еще не раз, в частности, и для 15 cm sIG 33/1 auf Sf 38(t) Ausf.M, иначе «Grille». Почти в той же рубке, что на предыдущей модели, устанавливалось 150- мм пехотное орудие. Масса достигла 12 т, а скорость упала до 35 км/ч. Экипаж – 4 человека. Боекомплект к орудию состоял из 18 выстрелов. С апреля по июнь 1943 г. и октября 1943 г. по сентябрь 1944 г. выпущено 282 таких машин.

С ноября 1943 г. по февраль 1944 г. на той же базе Pz 38(t) Ausf.M (или X серия TNHPS) были построены 140 единиц ЗСУ FlaKpanzer 38(t) aufS f38(t) М. Ее масса достигала 9,8 т, экипаж состоял из 4 человек. В низком 10-мм броневом ограждении в корме корпуса размещалась 20- мм автоматическая зенитная пушка Flak 38 (боекомплект – 1040 патронов). Стенки ограждения пушки раскладывались в горизонтальном положении, обеспечивая пушке все 360° наведения по горизонту.

Следующим образцом творчества конструкторов ВММ был разведывательный танк Aufklarung auf Fgst Pz 38(t), выпускавшийся в феврале-марте 1944 г. Шасси осталось без изменений. На новой верхней части корпуса устанавливалась башенка с 20-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом (с возможностью стрельбы по воздушным целям). Масса – 9,75 т, экипаж – 4 человека. Было изготовлено 50 машин, плюс еще две с короткоствольным 75-мм орудием вместо 20- мм пушки.

Вот мы и подошли к шедевру чешских танкостроителей времен второй мировой войны.


Разведывательный танк Pz. 38 (t) п. А.


Опытный БТР "Katzchen". 1944 г.


150-мм САУ s!G 33/2 (Sf) Auf Jagdpanzer 38( t). Сентябрь 1944 г.


Огнеметный танк Flammpanzer 38( t). Зима 1945 г.


Опытная разведывательная машина Aufklaerungspanzer 38(f). Зима 1944- 1945 гг.


Швейцарская САУ G-13, 1948 г.

Окончание следует


Примечания:



Бронетанковая техника Чехословакии

ЧАСТЬ IV ПРОТОТИПЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Наиболее интересным прототипом среднего танка был V-8-H, с которым фирма ЧКД в Праге работала в 1937-1939 гг. Проектные прикидки проводились еще годом раньше. Вели проектирование этого танка инженеры Алексей Сурин и Карел Экснер. Прототип собирался до конца 1937 года и с 21 декабря 1937 г. начались его интенсивные испытания, которые проводились испытательным отделом танкового училища.

Испытания продолжались до 3 мая 1938 года. Машина прошла 4555 км, из которых 1533 – по пересеченной местности. Конечно, не обошлось без поломок и аварий: их было 143. Из них 16 – серьезных. Больше всего неприятностей сначала доставлял двигатель. Часто наблюдались поломки в ходовой части, особенно в пружинах подвески. В то время как коробка передач «Прага-Вильсон» выдержала 3000 км пробега до первой неисправности. В апреле 1938 г. комиссия представила заводу список неисправностей. Была улучшена система охлаждения мотора, система подачи топлива, коробка передач, карбюратор и т. д. По их устранению машину снова подвергли испытаниям. В итоге, V-8-H оказался единственным прототипом, годным к поставке в серийное производство.

20 апреля 1938 г. первый отдел ГШ дал второму отделу Министерства народной обороны приказ на выдачу заказа на 300 танков V-8-H. Для этой цели были выделены 386 миллионов чешских крон. А ведь пока еще не был решен вопрос о вооружении танка. Предполагалось оснастить его 47-мм пушкой обр. 1938 года, с которой Шкода работала еще с 1934 года. Под названием А/9 в июне 1938 г. пушка была успешно испытана, однако были отмечены некоторые неполадки в системе автоматики.

ЧКД тем временем дорабатывала свой танк, стремясь оснастить его гироскопическим стабилизатором направления движения, перископическим прибором водителя, электростартером и стартером с помощью сжатого воздуха.

С марта по сентябрь 1938 г. Шкода и ЧКД интенсивно работали над прототипом совместного среднего танка SP-IIB. Прототип был передан в войска лишь 14 апреля 1939 г. Немцев эта машина совершенно не заинтересовала.

Работала Шкода и над танком с электротрансмиссией – SET, легким танком I'll а и средним Т-21, на которых стояли сервоприводы механизмов управления с помощью сжатого воздуха.

Ничего не получалось и с танком группы S-III, которым занималась лишь Шкода. 14 декабря 1935 г. Министерство народной обороны выдало заказ на два прототипа S-III. Неудачей кончились испытания прототипа S-III-8 24 апреля 1938. И сама фирма отказалась от продолжения работ.

В 1937-1940 гг. ЧКД работала с плавающим танком F-IV-H. Заказ на такую машину поступил от ГШ 12 ноября 1937 г. За основу был взят танк AH-IV (прежде всего ходовая часть) с корпусом увеличенных размеров для обеспечения плавучести. Масса – 6,5 т, экипаж – 3 человека. Размеры – 505 х 245 х 207 см. Танк был вооружен только одним пулеметом в башне (боекомплект 4000 патронов). Броня – 6-14 мм. Двигатель мощностью 120 л. с. сообщал танку скорость на суше 45, а на воде-9 км/ч. Танк снабжался чем-то вроде гидродинамического кожуха, имел два винта, руля не было. На суше танк имел запас хода 145 км. Испытания его в сентябре 1939 г. проводили уже немцы.

Улучшенный вариант F-IV-M также испытывали немцы до июля 1942 г. Танк показал скорость на воде 11,5 км/ч. Но испытателям он не понравился, как и F-IV-Н, и оба были разобраны.


Проект среднего танка T-III фирмы Татра


Средний танк S-III фирмы Шкода


Средний танк V-8-H фирмы ЧКД


САУ на базе танкетки MU-6


Транспортер 47-мм пушки IK.MVP


Опытный плавающий танк F-IV-H фирмы ЧКД


Опытный плавающий танк F-IV-H фирмы ЧКД


Печальна была и участь шкодовского плавающего танка SOT, так и не завершенного до момента оккупации.

Работы над первым образцом чешской САУ с 40-мм пушкой в инициативном порядке начала Шкода. В качестве базы сначала хотели использовать колесный тягач «Шкода» МТР6, а затем танкетку MU- 6. Работы велись в 1934-1935 гг., но идея вовсе не заинтересовала Министерство народной обороны.

В ноябре 1936 года Шкода предложила LKMVP (lehky kanonovy motorovy vuz pasovy-легкая пушечная гусеничная машина). Прототип был представлен в августе 1937 г. и имел массу 2,06 т. Впрочем, это не была САУ в настоящем смысле слова, а транспортер 47-мм противотанковой пушки, которую при переправе, скажем, через реку или после доставки к полю боя снимали на землю.

Аналогичной идеей занималась и ЧКД. Свой заказ Министерство народной обороны отменило в декабре 1938 г.


ЧАСТЬ V ФОРМИРОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ ЧЕХОСЛОВАКИИ

Прежде всего уточним термины и названия образцов чехословацкой БТТ. Примерно до 1939 года танк по-чешски назывался Utocna vozba (UV), на русский язык это сразу и не переведешь. Даже в двухтомном чешско-русском словаре, изданном в 1973 году коллективом лексикографов ЧСАН, содержащем 62.000 слов, слово vozba мы не нашли. Однако всему должно быть объяснение. Слово Utok – означает – нападение, штурм. A vozba – телега, повозка (может быть, так назывались боевые повозки Яна Жижки в XIV в.). Таким образом, UV- означает «штурмовая повозка». По существу-это буквальный перевод французского термина char dassaut, так называли свои танки французы в Первую мировую войну.

Первым самостоятельным формированием боевых машин было организованное 29 октября 1920 г. Управление особых боевых частей, куда вошли все имевшиеся к тому времени бронепоезда и бронеавтомобили, с расположением в Миловицах. 7 июня 1922 г. Министерство народной обороны вместо Управления создало танковый батальон (Ргарог). В него входили семь взводов БА и три группы бронепоездов. Танки же входили в его учебную роту.

В 1929 году танковый батальон (PUV) претерпел реорганизацию. В него входила рота БА (взвод танков, два взвода БА), рота бронепоездов. Чуть позже в полк вошел эскадрон бронеавтомобилей из трех взводов по четыре машины. Затем PUV состоял из роты БА №1 (три взвода БА) и роты БА №2 (взвод БА, взвод танков, взвод танкеток – все по четыре машины).

По мере поступления новой техники, решено было PUV преобразовать в танковый полк. По штату от 15 сентября 1933 г. БА были выделены в новую структурную единицу, названную хоругвь. Может быть, это соответствовало батальону. Во всяком случае, хоругвь состояла из четырех эскадронов БА плюс двух-учебных эскадронов. В полку же было две роты танкеток, рота легких танков и рота бронепоездов. Пока что в чехословацкой армии был один танковый полк – Миловицкий.

В1935 году Главный штаб решил организовать два танковых полка – в Чехии и Моравии, а в Словакии – всего лишь один батальон.

В сентябре 1935 г. из имевшегося танкового полка была убрана хоругвь бронеавтомобилей. Все бронеединицы – танки, БА и бронепоезда вошли в состав трех танковых полков – один в Миловицах, другой – в Оломоуце и третий (вернее, пока еще батальон) – в Мартине (Словакия). Одновременно в Миловицах была создана танковая школа. В плане обучения, организации и личного состава все эти части подчинялись командованию организованной 1 октября 1935 г. в Миловицах танковой бригады, с последующим переводом ее в Оломоуц. Когда же в 1937 году была создана моторизованная бригада, включавшая в себя батальон легких танков обр. 1935 года и моторизованный разведывательный отряд, возникли предпосылки для формирования моторизованных дивизий. Существовавшие четыре кавалерийские бригады имели в своем составе эскадрон БА, а позже и танковый батальон. Вот они-то и стали ядром моторизованных дивизий.

Кавалерийская бригада сливалась с моторизованной бригадой, которая в свою очередь состояла из двух мотопехотных батальонов, двух батальонов легких танков и моторизованного артиллерийского дивизиона. В состав кавалерийской бригады входили два драгунских полка, мотоциклетный батальон и конный артдивизион. Кроме того, в штатах дивизии состоял моторизованный разведотряд (рота БА, мотоциклетная рота и взвод поддержки), моторизованная саперная рота, батальон связи и пр. По штатам моторизованная дивизия насчитывала 460 офицеров, 218 подофицеров и 10.457 нижних чинов. На вооружении имелось 24 полевых орудий, 28 37-мм противотанковых пушек, шесть минометов, 16 крупнокалиберных зенитных пулеметов, 264 ручных и 66 станковых пулеметов, 98 танков и 12 БА. Транспортные средства: 135 легких, 874 грузовых и специальных автомашин, 298 мотоциклов, а также 2832 лошади.

1 октября 1937 года были утверждены четыре моторизованные дивизии: первая- в Праге, вторая – в Брно, третья.- в Братиславе, четвертая – в Пардубицах. В третьей дивизии был всего лишь один батальон легких танков (имелись в виду танки S-НА).


ЧАСТЬ VI UMLCENE ZBRANE

«Умолкшее оружие» – так называлась изданная в Праге коллективом чешских авторов книга. Смысл названия в том, что прекрасное оружие (танки, пушки, пулеметы и т. д.) не было использовано теми, кому оно представлялось – чехословацкой армией. Мы знаем, что онр воевало и неплохо воевало в руках врага – т. е. немецкого вермахта, а также и в армиях стран-сателлитов Третьего Рейха, а именно: Венгрии, Румынии и Словакии. Но, может быть, все-таки, хотя бы в небольших масштабах чешский солдат использовал его в боевых действиях? Да, и вот в каких случаях.

Известно, что в пограничных с Германией районах Чехии – Судетах – проживало немецкое население. Почти одновременно с приходом к власти Гитлера, там образовался «Отечественный фронт» судетских немцев. Возглавлял его Конрад Генляйн (1898-1945 гг.). «Фронт» ставил своей задачей отделение Судет от Чехословакии и присоединение к Германии. Партия судетских немцев по существу была нацистской. После демонстраций и требований в 1938 году генляйновцы перешли к террористическим действиям. Был даже сформирован «свободный корпус» («Фрайкор»), насчитывавший около 15 тысяч боевиков. Корпус предпринимал нападения на воинские части, правительственные учреждения и т. п.

24 апреля 1938 года Генляйн провозгласил программу создания Судетского нацистского государства. 21 мая того же года произошел так называемый инцидент в г. Хэб: во время нападения на полицию погибли два судетских немца. Этим воспользовалось ведомство Геббельса, чтобы развязать в печати античешскую кампанию. К границе стали подтягиваться немецкие войска. Правительство ЧСР объявило частичную мобилизацию. Переговоры с генляйновцами были сорваны 7 сентября.

«Фрайкоровцы» начали нападения на места дислокации чехословацкой армии, которая оказала им решительное сопротивление. Вместе с пехотой действовали и танки. Так, для ликвидации повстанцев действовал взвод танкеток и две роты пехоты в качестве так называемого «летучего» отряда. 2 октября в районе Крумлов действовала 1-я рота 7-го батальона легких танков. Впрочем, в бою принял участие только один взвод. Там, где были танки, «фрайкоровцы» терпели поражение. Чем бы это кончилось, неизвестно, но 30 сентября было подписано Мюнхенское соглашение о разделе Чехословакии. Прикрываясь политикой «невмешательства» соглашение подписали Н.Чемберлен, Э.Даладье (премьер-министры Англии и Франции), А.Гитлер и Б.Муссолини. По этому соглашению Судеты отходили Германии.

Воспользовавшись такой ситуацией, Венгрия в августе 1938 г. потребовала передачи ей тех районов ЧСР, где компактно проживало венгерское население. Переговоры в октябре в венгерском городе Комарно никаких результатов не дали. И начались столкновения с венгерскими боевыми частями. Так, 5 октября 1938 г. в районе Ферединце границу перешел целый батальон венгров. В отражении нападения венгров участвовали три чешских танка. Венгры были отброшены, потеряв 30 убитых и раненых. С чешской стороны был только один раненый.

Но и на востоке ЧСР было неспокойно. Там начались беспорядки в Подкарпатской Руси (позже этот район стал Закарпатской областью СССР). Эту область требовала себе Венгрия. И, кроме того, там возникло движение за отделение этой области от Чехословакии. Появились и боевики из организации, называвшейся Karpatska Sic. По звучанию – это украинское слово, а на деле террористическая организация украинских националистов. И с ее боевиками чешским солдатам пришлось вести бои, как, например, 14 марта 1939 г. на улицах города Хуст. В этой и других стычках как с сичевиками, так и с поддерживающими их венгерскими частями участвовали танки и бронеавтомобили.

Упомянем и еще одну боевую античешскую организацию – «Глинкову Гарду» по имени главы клерикальной партии Словакии, провозгласившей 6 ноября 1938 г. автономию Словакии. И в этом случае не обошлось без столкновений с применением бронетехники.

В момент отделения Словакии от Чехии 14 марта 1939 г. на ее территории дислоцировался танковый полк в Мартине, не имевший полного состава. Кроме того, там оказалось несколько танков LT-35 и бронеавтомобилей, отброшенных в мартовских боях из Подкарпатской Руси венгерскими войсками. Затем последовали поступления из Германии LT-38, Pz.II и Pz.IV. Словакия присоединилась к странам Оси и как таковая приняла участие во вторжении в Польшу в сентябре 1939 г. Сформированный словацкий отряд, имевший несколько танков, вступил на территорию Польши, но в боях не участвовал.

К моменту нападения на СССР Словакия сформировала мотобригаду (rychla brigada), принявшую участие в боях, впрочем, без какого-либо успеха. 25 июля 1941 г. была сформирована мотодивизия (rychla divize), в ее составе была лишь одна рота танков LT-35 и LT-38. В 1943 году часть дивизии перешла на сторону Красной Армии. Когда 29 августа 1944 г. вспыхнуло антинацистское словацкое восстание, в руках повстанцев оказалось до 25 танков LT-35, LT-38 и немецких Pz.HI.

Следует все же разобраться в термине – rychla brigade (divize), который мы перевели, вернее – не перевели, а обозначили как моторизованная бригада (дивизия). На самом деле слово rychla-по- чешски значит «быстрая», «скорая», может быть, – подвижная. Но ведь в этой дивизии были и кавалерийские подразделения, даже конная артиллерия. Может быть, лучше назвать это соединение по- современному, следуя примеру американцев – бронекавалерийская. Хотя в американском бронекавалерийском полку ни одной лошади нет. Это название скорее традиционное, историческое. Еще вариант – мобильная дивизия.

И в продолжение темы: чехословацким танкистам еще раз пришлось пойти в бой, но уже на советских танках Т-34. Это было в 1947 г. в Подкарпатской Руси в боях против бандеровцев.


Трофейный танк 35t из состава 6-й танковой дивизии вермахта


ЧАСТЬ VII ВСЕ ДЛЯ ВЕРМАХТА

15 марта 1939 г. началась немецкая оккупация Чехии, именно Чехии, потому что Чехословацкого государства уже не стало, т. к. накануне, 14 марта, Словакия объявила о своей независимости и отделении от Чехии. До этого момента в чехословацкой армии находилось 418 гусеничных и 75 колесных бронированных машин. Это были: 70 «танчиков» обр. 1933 г., 50 легких танков LT-34 и 298 LT-35. Кроме того, 24 тяжелых БА обр. 1927 года и 51 БА обр. 1930 года. Из них в танковом полку в Мартине в Словакии было 15 бронированных машин.

Вся эта техника в полной исправности досталась немцам. Тут же вновь созданной армии Словацкого государства было передано 79 танков LT-35, а также 13 бронеавтомобилей обр. 1930 года и «танчиков».

Какова же дальнейшая судьба этой, по существу очень неплохой, чехословацкой бронетанковой техники? Незамедлительно 219 танков LT-35 были включены в состав вермахта. Там они получили обозначение PzKpfw 35 (t) (t-от tschechisch – чешский). Их выпуск не планировался, хотя запасные части фирма Шкода продолжала поставлять.

Все технические характеристики LT- 35 поначалу сохранились, хотя в процессе их почти трехлетней службы они подверглись некоторым изменениям, в частности, танки стали получать немецкую радиостанцию вместо чешской, естественно, с другой антенной. Пришлось отказаться от пневматической системы управления трансмиссией. Некоторые машины переоборудовались в командирские с установкой второй радиостанции с рамочной антенной. А самое главное – танк получил четвертого члена экипажа – заряжающего -за счет небольшого сокращения боекомплекта пушки с 78 до 72 выстрелов.

Танки LT-35 поступили на вооружение 31-го танкового полка и 65-го танкового батальона вермахта. Они вошли в состав 1-й легкой дивизии, которая из 229 танков имела 112 LT-35. Дивизия приняла участие в сентябрьской компании против Польши. В октябре 1939 года на базе танкового полка 1-й легкой дивизии была сформирована 6-я танковая дивизия вермахта. В составе 41-го танкового корпуса генерала Райнхардта она участвовала в боях во Франции в мае-июне 1940 г.

LT-35 успешно сражались с легкими французскими танками R35 и Н35, а также с легкими английскими танками. 6-я танковая дивизия прошла с боями сотни километров и 23 мая разгромила штаб Британских экспедиционных сил. Потери составили всего 15 танков LT-35. Двенадцать из них впоследствии отремонтировали на сродном» заводе фирмы Шкода.

Далее 6-я дивизия в составе 4-й танковой группы участвовала в нападении на СССР. Ее боевой путь вместе с танками LT-35 прошел через Старую Руссу, Великие Луки, и в конце ноября дивизия дошла до города Клин. В условиях морозов русской зимы полностью отказало пневматическое управление трансмиссией танка. На некоторые машины стали ставить подогреватели воздуха для сервосистемы.


Легкий танк Pz.Kpfw 35(t)


Башня румынского танка S-IIA(R-2)


Румынский танк S-IIA(R-2)


Артиллерийский тягач на базе танка танка Pz.Kpfw 35(t)


¦ Легкий танк Pz.Kpfw 35(t) 6-й танковой дивизии вермахта. Россия, 1941 г.


Легкий танк Pz.Kpfw 38(t) 20-й танковой дивизии вермахта в России. Осень 1941г.


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f), захваченный советскими войсками


В декабре 1941 г. последние чешские танки были выведены из состава 6-й танковой дивизии. По немецким данным летом 1942 года в вермахте насчитывалось еще 178 исправных LT-35. Но теперь они уже входили в состав полицейских, противопартизанских формирований, а также 7-й добровольческой горно-стрелковой дивизии СС «Принц Евгений», действовавшей на территории Югославии.

Поступавшие на завод после ремонта поврежденные танки LT-35 переоборудовались в артиллерийские тягачи. С них снимались башни, и они оснащались буксирным крюком. Тягач мог буксировать орудие. Снятые башни использовались в качестве неподвижных огневых точек. Значительно дольше LT-35 прослужили в армиях-сателлитов Германии: Болгарии, Румынии и Словакии.

Румыния до оккупации Чехословакии 14 августа 1936 г. заказала фирме Шкода 126 танков LT-35, получивших обозначение S-2A(R-2), лишь незначительно отличавшихся от основного образца, в частности, боевая масса составила 10,6 т. Танк был вооружен 37-мм пушкой обр. 1937 года и почему-то развивал скорость 36 км/ч, хотя имел тот же двигатель, что и LT-35. Производство танков для Румынии началось в августе 1938 г. Последний был сдан в феврале 1939 г. Первые пятнадцать из этой партии, впрочем, ничем не отличались от чехословацких танков. Следующие же имели цементированную броню и несколько измененную конструкцию башни, а также кормовой части корпуса. Летом 1942 года Румыния закупила у вермахта 26 PzKpfw 35(t). Чешские танки вошли в состав 1-й танковой дивизии «Великая Румыния». Они воевали под Одессой и, в основном, погибли в боях на Дону зимой 1942 года.

Болгария еще до захвата Чехословакии также заказала 26 LT-35. Но лишь в 1940 году они были получены из состава 11-го танкового полка вермахта. Позже с разрешения немецкого командования Шкода продала Болгарии 10 танков, изготовленных для Афганистана, вооруженных пушкой «Шкода А8» (фирменное обозначение S-II-аВ).


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.A


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.B


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.E/F


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.G


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) Ausf.C


Разведывательный танк Aufklarung auf Fgst Pz. 38(f) с 75-мм короткоствольным орудием


Разведывательный танк Aufklarung auf Fgst Pz. 38(f)


Транспортер боеприпасов на базе Pz.Kpfw 38(f)


Легкий танк Pz.Kpfw 38(f) венгерской армии, подорьа»ший . ся на мине, Восточный


Вариант танка Pz.Kpfw


Не раз писалось, что на вермахт работала военная промышленность стран, оккупированных Германией. Какие же из этих стран имели собственное танкостроение? Это – Чехословакия, Польша, Франция, ну, может быть, для полноты картины можно упомянуть и Бельгию, где по лицензии английской фирмы Карден-Лойд в совершенно незначительных количествах строились легкие танки.

Слабое польское танкостроение по существу было бесполезно для вермахта, также, как и захваченная в Польше техника. Удивительно другое – что немцы совершенно не использовали танкостроительные заводы Франции. А ведь французских фирм было немало: знаменитая Рено, Гочкис, АМХ, FAMH, FCM, SOMUA. Немцы не стали даже достраивать находившиеся в заводских цехах танки. Победителям достались сотни исправных трофейных французских танков. Однако немцы использовали лишь небольшое количество из них. По крайней мере ни один французский танк не поступил в штаты германских танковых дивизий. Их использовали лишь в многочисленных формированиях типа роты, на второстепенных театрах военных действий. В частности, на Балканах для борьбы с югославскими партизанами. Настолько уж французские танки не соответствовали требованиям немецких панцерваффе.

Совсем другое дело-чехословацкие танки. Из 298 танков LT-35 219 были включены в состав танковых войск Германии (79 их осталось пока на территории вновь образованного Словацкого государства вместе с 13 БА обр. 1930 года и «танчиков» обр. 1933 года). Вслед за ними последовали танки фирмы ЧКД (получившей немецкое название – Bomisch-Marische Motorenfabrik- сокращенно ВММ).


Pz.Kpfw 38(t) 22-й танковой дивизии 4 вермахта


Разведывательный танк Pz. 38(t) nA


Разведывательный танк Т-15 фирмы Шкода


Чем же эти чешские машины угодили немецким танкистам? Конечно, имела значение нехватка бронетехники для полного оснащения 10 планируемых танковых дивизий вермахта. И действительно, на 1 сентября 1939 г. германская армия имела менее трех тысяч танков. Из них самыми массовыми были легкие Pz.II (1223 ед.), 1145 Pz.I (ничтожной боевой ценности, с самого начала не планировавшиеся для использования в боевых частях, а лишь как учебные). Средних танков Pz.HI и Pz.IV было (соответственно) 98 и 211 единиц. Чешские танки во всем – вооружении, бронировании, маневренности превосходили Pz.II, а главное – имели четыре члена экипажа. Pz.II модификаций А, В, С при боевой массе 8,9 т были вооружены 20- мм пушкой и защищены 15-мм броней. Они имели скорость 40 км/ч и запас хода 200 км. Даже средний Pz.HI модификаций С, D, Е был вооружен 37-мм пушкой, О пулеметном вооружении Pz.I нечего и говорить. К упомянутой дате вермахт имел 219 LT-35 и 76 LT-38. Они немедленно приняли участие в боях против Польши. А затем танкостроительные заводы протектората Чехии и Моравии до последнего дня войны неустанно и без перерывов снабжали вермахт вполне пригодной бронетанковой техникой. Последние только что изготовленные истребители танков «Хетцер» повстанцы в Праге захватили в цехах ВММ 8 мая 1945 г.

Заказанные еще Министерством народной обороны Чехословакии в 1938 году 150 танков LT-38 были готовы к ноябрю 1939 г. (первая серия TNHPS). Их немецкое обозначение – PzKpfw 38(t) Ausf.A. Они за исключением антенны к чешскому радио FuG37(t) и обеспечения места в башне для четвертого члена экипажа (заряжающего) не отличались от TNHPS. 59 из них в составе 67-го танкового полка 3- й легкой дивизии воевали в сентябре 1939 г. в Польше.

Дальше пошло как по накатанным рельсам. Правда, особенно в 1944-1945 гг на чешских заводах отмечались частые случаи саботажа.

Вторая, третья, четвертая серии TNHPS выпускались с января по ноябрь 1940 г. (325 танков модификации В, С, D в немецком обозначении). Они лишь незначительно отличались от Pz 38(t)A. Танки следующих модификаций Е и F (V и VI серии TNHPS, 525 единиц), построенные с ноября 1940 по октябрь 1941 г., получили усиленное бронирование путем экранировки 25-мм броневыми листами лобовых деталей башни и корпуса. Борта башни получили толщину брони 30 мм, а корма – 22 мм. Борта корпуса тоже были экранированы 15-мм плитами, а толщина крыши башни доведена до 15 мм. Это привело к увеличению боевой массы до 9,85 т. Танки получили новые смотровые приборы для водителя и наводчика и теперь уже немецкую радиостанцию FuG5.

Танки Pz 38(t) Ausf.G (VII серия TNHPS, 321 единица) выпускались с октября 1941 г. по июль 1942 г. Теперь те же толщины брони, что и у Pz 38(t) Ausf.F, достигались цельными броневыми плитами, а не экранировкой.

Еще до оккупации Чехословакии шведское правительство заказало фирме ЧКД 90 танков, получивших заводское обозначение TNH-Sv. Но немцы запретили продавать танки Швеции и решили включить их в состав своей армии 1* . Впрочем, фирма ВММ направила в Швецию прототип танка. Производство этих машин шло с октября 1941 г. по июнь 1942 г. Практически они – в немецком обозначении Pz 38(t) Ausf.S – ничем не отличались от Ausf. Е и F. Шведам продали лицензию на их производство, и с февраля 1943 г. они стали поступать в шведскую армию под обозначением Strv m/41, . 32 танка Pz III) Ausf.S поступило в словацкую армию, и в составе 1-й мобильной дивизии они участвовали в боях против СССР

Таким образом, всего ВММ было построено (с участием, естественно, Шкоды) 1411 танков серии TNH. В момент вторжения во Францию и в Бельгию 10 мая 1940 г. в танковых соединениях вермахта насчитывалось 106 Pz 35(t) и 228 Pz 38(t) из общего количества 2440 танков. Танки Pz 38(t) входили в состав 7-й (командир Э.Роммель) и 8-й танковых дивизий.

22 июня 1941 г. на границе с СССР в танковых дивизиях Вермахта насчитывалось 772 Pz 38(t). В январе 1942 г. боеспособных их насчитывалось 1144 единицы. Впрочем, эти поначалу вовсе неплохие танки морально себя исчерпали. Со своей 37-мм пушкой (для которой немецкие конструкторы разработали подкалиберный снаряд) они явно уступали нашим Т-34 и КВ. В мае 1942 г. Гитлер запретил строить танки с 37-мм пушками.

Спасая положение, ВММ в начале 1942 г. предложила в качестве разведывательного танка Pz 38(t) пА (neues Art- новый образец). Это была машина массой 14,8 т с экипажем четыре человека и броней со всех сторон 35 мм на базе Pz 38(t). Башня новой конструкции, но с прежней 37-мм пушкой, как и корпус, целиком сварные. Двигатель мощностью 250 л. с. обеспечивал танку скорость 62 км/ч при запасе хода 200 км. Весьма неплохо для разведчика. Несмотря на успешные испытания, заказа на этот танк не последовало.

Одновременно Шкода представила свой прототип разведывательного танка Т- 15, впрочем, также отвергнутого в пользу чисто немецкого разведчика Pz.IIL «Луке».

Теперь мощности чешских заводов переключились на производство ряда САУ с использованием весьма удачной базы Pz 38(t). Первой была 7,62 cm РаК 36(г), иначе называемая «Мардер III» (VII и VIII серии TNHPS). Это была легкая противотанковая САУ, в которой так нуждалась немецкая армия. Ее масса составляла 10,67 т, экипаж – 4 человека, и вооружена она была трофейной 76,2-мм советской пушкой УСВ (отсюда и немецкая «r» – russisch). Пушка устанавливалась за щитом в средней части корпуса САУ Бронирование корпуса в лобовых деталях – 50 мм, борта -16 мм. Ходовые качества сохранились как у базовой машины, хотя двигатель был форсирован до 150 л. с. С апреля по октябрь 1942 г. было построено 344 самоходок, а 19 САУ в 1943 г. переделали из танков.

1* Авторитетный чехословацкий эксперт О.Голуб пишет, что немцы в конце концов согласились на вывоз TNH-Sv и, что их было заказано не 90, а 92.


Самоходная установка 15 см SIG 33 auf Pz.38(t) Ausf H


Противотанковая САУ 7,62 cm Рак 36(r) «Мардер 111»


Противотанковая САУ Panzerjager 38(t) mit 7,5 cm Pak 40/3 Ausf M «Мардер III»


САУ 15 cm sIG 33 (Sf) auf Pz.38(f) Ausf H


Самоходная установка 15 cm SIG 33/1 auf Sf 38(f) Ausf M


ЗСУ Flakpanzer 38(f) auf Sf 38 (t) M


Затем последовала серия более удачных противотанковых САУ 7,5 cm РаК 40/ 3 auf Pz 38(t) Ausf.H. Было построено 242 таких САУ с ноября 1942 г. по апрель 1943 г. и 175 переделано в 1943 году из танков Pz 38(t)G, но с 15-мм бортовой броней (лобовая – 50 мм). Менее громоздкая, чем ее предшественница, она была вооружена 75-мм пушкой длиной ствола 46 калибров (боекомплект 38 выстрелов), защищена спереди и боков, но без крыши. Двигатель Ргада ЕРА/2 мощностью 150 л. с. сообщал машине массой 10,8 т скорость 35 км/ч. Запас хода – 240 км. Чешский пулемет в передней части корпуса был сохранен (как, впрочем, и у предыдущего образца САУ).

Новое шасси под обозначением Sf 38(t) Ausf.M для САУ фирма ВММ разработала в начале 1943 года. Гитлер согласился с предложением использовать это шасси для САУ с 150-мм пехотным орудием. Кстати, и поступившие с фронта на ремонт танки легко могли быть переоборудованы в САУ, получившую название 15 cm sIG 33(Sf) auf Pz 38(t) Ausf.H (мы позволяем себе несколько сократить полное длинное немецкое название) или Gerat805 «Grille» (VIII серии TNHPS). 90 единиц построили в феврале-апреле 1943 г. Масса – 11,5 т, экипаж – 5 человек. Броня: лоб корпуса – 50 мм, щит орудия – 25 мм, борта – 15 мм. 150-мм орудие длиной ствола 12 калибров посылало снаряд весом 25 кг на 4700 м (угол возвышения 72°). Имелся и кумулятивный снаряд, пробивавший 160-мм броню.

Следующая противотанковая САУ – Panzeijager 38(t) mit 7,5 cm РаК 40/3 Ausf.M, другое, – «звериное», название «Мардер III» (X серия TNHPS), оказалась много удачнее и даже изящнее. Это была машина того же класса, что и наша СУ-76, но с более могущественной пушкой – 75-мм РаК 40/3. Компоновка ее была уже другой: двигатель перенесен в среднюю часть корпуса, что позволило поместить пушку более удобно в кормовой части несколько удлиненного корпуса (длина 495 см, вместо прежних 461 см). Масса уменьшилась до 10,5 т, в частности, и за счет уменьшения толщины брони – 15 мм лоб и борт корпуса, 20 мм – щит. Экипаж – 4 человека (водитель справа), скорость – 42 км/ч, запас хода -190 км. Боекомплект пушки состоял из 27 выстрелов. С апреля 1943 г. по май 1944 г. выпущено 975 таких САУ с месячным максимумом 141 машина в октябре. Поначалу САУ не имела пулемета, но позже его получила.

Но база Pz 38(t) Ausf.M была использована еще не раз, в частности, и для 15 cm sIG 33/1 auf Sf 38(t) Ausf.M, иначе «Grille». Почти в той же рубке, что на предыдущей модели, устанавливалось 150- мм пехотное орудие. Масса достигла 12 т, а скорость упала до 35 км/ч. Экипаж – 4 человека. Боекомплект к орудию состоял из 18 выстрелов. С апреля по июнь 1943 г. и октября 1943 г. по сентябрь 1944 г. выпущено 282 таких машин.

С ноября 1943 г. по февраль 1944 г. на той же базе Pz 38(t) Ausf.M (или X серия TNHPS) были построены 140 единиц ЗСУ FlaKpanzer 38(t) aufS f38(t) М. Ее масса достигала 9,8 т, экипаж состоял из 4 человек. В низком 10-мм броневом ограждении в корме корпуса размещалась 20- мм автоматическая зенитная пушка Flak 38 (боекомплект – 1040 патронов). Стенки ограждения пушки раскладывались в горизонтальном положении, обеспечивая пушке все 360° наведения по горизонту.

Следующим образцом творчества конструкторов ВММ был разведывательный танк Aufklarung auf Fgst Pz 38(t), выпускавшийся в феврале-марте 1944 г. Шасси осталось без изменений. На новой верхней части корпуса устанавливалась башенка с 20-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом (с возможностью стрельбы по воздушным целям). Масса – 9,75 т, экипаж – 4 человека. Было изготовлено 50 машин, плюс еще две с короткоствольным 75-мм орудием вместо 20- мм пушки.

Вот мы и подошли к шедевру чешских танкостроителей времен второй мировой войны.


Разведывательный танк Pz. 38 (t) п. А.


Опытный БТР "Katzchen". 1944 г.


150-мм САУ s!G 33/2 (Sf) Auf Jagdpanzer 38( t). Сентябрь 1944 г.


Огнеметный танк Flammpanzer 38( t). Зима 1945 г.


Опытная разведывательная машина Aufklaerungspanzer 38(f). Зима 1944- 1945 гг.


Швейцарская САУ G-13, 1948 г.

Окончание следует









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх