Танки Норвегии

В истории второй мировой войны были сражения, операции и даже целые кампании, о которых имеется весьма скудная информация. Особенно это касается боевых действий, происходивших за пределами советско-германского фронта. К таковым относится Норвежская кампания, более известная по названию германского плана вторжения как операция «Везерюбунг».

На территории горной Норвегии танки применялись очень ограничено, поэтому ничего похожего на сражение под Прохоровкой там просто не могло быть, что, тем не менее, не умаляет интереса к их использованию в этой кампании. Во-первых, бронетанковая техника имелась у всех воюющих армий (напомним, что немцам противостояла коалиция в составе Великобритании, Франции и самой Норвегии). Во-вторых, уже то, что, довоенными теориями применение танков в сложных горных условиях. Само по себе считалось невозможным, позволяет поднять ряд вопросов. Нашли такие теории подтверждение боевым опытом или же были опровергнуты? Насколько эффективным оказалось применение танков той или иной стороной? Какие выводы сделали участники кампании из полученного опыта и как использовали его в последующем?

Начать рассказ стоит с норвежских танков. В 1936 году Норвегия закупила у шведской фирмы Ладсверк АВ несколько легких танков L100. Это была весьма неплохая машина боевой массой 4,5 тонны, с экипажем 2 человека. Часть танков была вооружена 20-мм пушкой, другие – двумя пулеметами, размещенными во вращающейся башне. Насчет общего числа закупленных машин имеются расхождения. По различным источникам, норвежцам было поставлено от шести до девяти единиц. Они поступили на вооружение 1-й и 2-й отдельных кирасирских рот, дислоцированных соответственно в Кристиансанне и Бергене, на юго-западе страны.

Зато не имеется расхождений по поводу того, что в боевых действиях по защите собственной страны норвежским танкистам участвовать не довелось. Тому было несколько причин. Надо отметить, что танки так и не вписались в планы норвежского командования. Довоенные маневры показали, что бронетехника может применяться лишь на небольшой части территории страны. Ввиду неразвитости дорожной сети танки не столь маневренны, как кавалерия, зимой их использование вообще невозможно. Даже в мирное время содержание танковых частей было накладным для скромного военного бюджета Норвегии. В итоге, когда пришло время воевать, техническое состояние «Ладсверков» было таково, что они едва могли выехать из гаража. Впрочем, своими стремительными действиями немцы не позволили им даже этого. И Кристиансанн, и Берген были захвачены в первый же день операции. О дальнейшей судьбе норвежских танков не имеется никаких сведений.

Наиболее широко в ходе кампании танки применяла германская сторона. Для участия в операции «Везерюбунг» в начале марта 1940 года был сформирован 40-й танковый батальон специального назначения (Pz.Abt.zbV. 40) под командованием подполковника Фольксхайма. Батальон состоял из трех рот, причем, в отличие от обычной штатной организации «панцерваффе», каждая рота состояла всего из трех взводов. Согласно записи в дневнике начальника генерального штаба генерала Ф. Гальдера, одна рота была взята из 9- й танковой дивизии, одна – из 7-й танковой дивизии, одна рота и штаб батальона – из танкового училища. Большинство машин батальона были слабовооруженными Pz.I, кроме них имелись Pz.II, оборудованные дополнительной броней, а также несколько командирских танков на базе все тех же «единичек». Уже в ходе операции, 25 апреля, для восполнения потерь батальон получил три дополнительных взвода (один на Pz.II и два на Pz.I).

Вторжение началось 9 апреля. В первый день операции штаб батальона вместе с 1-й и 2-й ротами выдвинулись с исходных позиций в Шлезвиге и в составе боевых порядков 170-й пехотной дивизии вступили на территорию Дании. Датские войска практически не оказали сопротивления. Боевые действия завершились еще до полудня. Потери наступавших составили всего около 20 человек. Вскоре «единички» и «двойки» батальона парадным строем прокатились по мостовым Копенгагена.

Тем временем З./Pz.Abt. 40 была направлена прямиком в Норвегию. Не обошлось без эксцессов. Вечером 10 апреля транспорт «Антарес» был торпедирован британской подводной лодкой и затонул с пятью танками на борту. Другой пароход – «Урунди» – сел на мель и прибыл в Осло только 17 апреля. Зато два дня спустя батальону был придан взвод из трех тяжелых трехбашенных танков NbFz (в некоторых источниках эта машина ошибочно именуется Neubau Pz.IV), названный Panzerzug Horstmann по фамилии командира – обер-лейтенанта Хорстманна. Сразу по прибытии в Осло взвод был передан в распоряжение 196-й пехотной дивизии, ведущей бои в районе Хамара.


Машины 40-го танкового батальона в Копенгагене: впереди Pz.Kpfw.l Ausf.A, за ним kl.Pz.Bef.Wg.


Один из NbFz взвода Хорстманна на улице Осло в первые дни компании


Pz.Kpfw.ll Ausf.C в сопровождении пехотинцев на Гудбрансдале. Хорошо видно, насколько узкими были норвежские дороги


Pz.Kpfw.ll Ausf.C из состава 3./Pz.Abt.40


После «увеселительной поездки» по Дании две другие роты Pz.Abt. 40 также были погружены на суда и отправлены в Норвегию. Таким образом, там вскоре собрался весь батальон. Впрочем, «собрался» – это громко сказано, ибо танки были разбросаны по большой территории. Согласно отчету, датированному 24 апреля, подразделения батальона были распределены следующим образом.

– 1-я легкая танковая рота под командованием капитана фон Бурстина была придана группе полковника Фишера (сформирована на основе 340-го пехотного полка). В составе роты числилось двенадцать Pz.I, пять Pz.II, один NbFz. и два Pz.Bef.Wg.

– Взвод обер-лейтенанта Пройсса в составе двух NbFz. (один из которых был потерян), трех Pz.I, трех Pz.II и одного Pz.Bef.Wg. поддерживал 196-ю пехотную дивизию, которая вела наступление к северу от норвежской столицы.

– 3-я легкая танковая рота капитана Нидрика действовала совместно со 163-й пехотной дивизией генерал-майора Энгельбрехта. В составе роты насчитывалось шесть Pz.II, пять Pz.I и один командирский танк.

– 2-я легкая танковая рота капитана Тёльке оставалась в Осло с пятью «единичками» и тремя «двойками», но один из ее взводов под командованием обер-лейтенанта Райбига (один Pz.II и четыре Pz.I) был направлен в Ставангер.

Таким образом, на указанную дату в составе батальона числилось 54 танка: три тяжелых NbFz; двадцать девять легких Pz.Kpfw.I Ausf.A и В; восемнадцать легких Pz.Kpfw.ll Ausf.C; четыре командирских kl.Pz.Bef.Wg.

В первые дни кампании, благодаря слабому сопротивлению и хорошей оснащенности транспортными средствами, немецкое наступление развивалось довольно быстро. Группа Фишера, в состав которой входила 1 ./Pz.Abt. 40, поставила своеобразный рекорд суточного продвижения, сумев за 25 апреля преодолеть более 80 километров по узкой горной дороге. Норвежская армия не имела противотанковых средств, да и моральное воздействие, которое оказывали даже пулеметные Pz.I на знакомых с танками лишь понаслышке норвежских солдат, было очень велико. Позже на территории Норвегии высадились британские и французские части, на вооружении которых имелись британские 14-мм противотанковые ружья «Бойс» и французские 25-мм противотанковые пушки «Гочкис».

Взглянем на карту Норвегии. Основные боевые действия развернулись в горной долине Гудбрансдаль и велись вдоль оси Хамар-Лиллехаммер-Домбос. С немецкой стороны там действовали части 196-й пехотной дивизии под командованием генерал-майора Пелленгара. Таким образом, взвод обер-лейтенанта Пройсса оказался в самой гуще событий.

Первое крупное сражение с участием танков произошло 24 апреля у Треттена. Основную линию обороны, опоясывавшую единственную в тех местах крупную транспортную магистраль, занимали англичане, а норвежцы прикрывали их фланги, упиравшиеся в горы. Сначала британские пехотинцы оборонялись довольно упорно, сумев отбить несколько атак. Попытка немецких горных егерей обойти позиции с фланга не удалась из-за отважных и уверенных действий норвежских драгун. Тогда в сражение вступили танки! Англичане могли противопоставить им лишь несколько «Бойсов». Теоретически, на близкой дистанции эти ружья должны были пробивать броню легких «единичек» и «двоек», но на практике оказались потрясающе неэффективными. Поддержанные артиллерией и танками германские пехотинцы смели оборону англичан.

На следующий день германских танкистов ждало более серьезное испытание. На узкой горной дороге у железнодорожной станции Квам их ждали свежие подразделения англичан с противотанковыми пушками. Старший из британских офицеров, подполковник Касс, так описывал события в своем донесении: «Первыми показались три танка и около пятидесяти легко экипированных пехотинцев. За ними – группа солдат в пешем строю, мотоциклы с пулеметами в колясках и автомобили с пушками на прицепах. Дальше шли грузовики, заполненные солдатами, машины с радиостанциями, танки, орудия… Это была цель, о которой артиллеристы могли только мечтать – солдаты и техника растянулись на три четверти мили вдоль узкой дороги и были четко видны с наблюдательного пункта».

Далее красочно описывается, как англичане открыли огонь с «пистолетной» дистанции, застав противника врасплох. Немецкие пехотинцы отступили, оставляя на дороге убитых и раненых. До наступления темноты англичане отбили четыре атаки, при этом расчетам 25-миллиметровок удалось подбить два танка. Потери немцев оптимистично оценили как минимум в пятьдесят человек, но реально они составили двух убитых и десять раненых. На следующий день, при мощной артиллерийской поддержке и используя танки, немцы преодолели этот рубеж.

В дальнейшем 40-му танковому батальону уже не пришлось участвовать в таких «крупных» боях. Англичане предпочитали тактику постепенного отхода и действовали небольшими силами. В первых числах мая боевые действия в Центральной Норвегии завершились. К тому времени батальон потерял 11 танков (один NbFz, два Pz.II и восемь Pz.I), большинство из них по техническим причинам. В частности, «трехбашенный монстр» NbFz был взорван собственным экипажем после того, как увяз в болоте около Лиллехаммера, а вытащить его не было никакой возможности.


Французский Н-35 и британские пехотинцы в поселке Бьерквик


NbFz 40-го танкового батальона. Надпись на башне – «Feldw. Faulhaber» и дата 25.4.40 – сделана в честь одного из членов экипажа, погибшего в бою под Квам


По результатам кампании командир батальона подполковник Фольксхайм составил подробный отчет, в котором обобщил опыт и уроки, полученные в Норвегии. Ниже приводятся отдельные выдержки из этого отчета, характеризующие проблемы использования танков в сложных горных условиях.

Возможности использования танков в горах ограничиваются как состоянием местности и дорог, (так и, погодными условиями и временем года. Глубокий снег, обрывистые горные склоны, густые леса, скалистые болотистые участки со всех сторон представляли не самые лучшие для танков участки местности. Крутые откосы, многочисленные расщелины, обледенелые дороги или покрытые грязью проселки, а также частые туманы и снегопады серьезно снижали скорость продвижения. Использовать танки на бездорожье можно только летом, да и то очень ограничено. Применение в Норвегии явственно показало возможность использования танков как для обеспечения необходимой поддержки пехотным частям, так и для других обычных задач. Местность, дороги и погодные условия во многом благоприятствовали оборонявшимся. Используя различные заграждения (завалы на дорогах, поваленные деревья, валуны, взорванные мосты), противник легко мог задержать продвижение танков. Эти барьеры могли создаваться на обеих сторонах дорог. Поэтому для танков было необходимо сопровождение из саперных и пехотных подразделений, которые разбирали эти заграждения под прикрытием огня танков, тяжелого пехотного оружия и артиллерии. Наилучшим образом для выполнения таких задач подходили мотоциклисты и моторизованные саперные подразделения, которые могли сопровождать танки постоянно.

Бои у заграждений продемонстрировали высокую эффективность Pz.Kpfw.II и их главного вооружения – 2-см KwK. Когда заграждения защищались противотанковыми орудиями и артиллерией, 2-см танковая пушка была наиболее эффективным оружием для противодействия им. Под прикрытием огня танков многие заграждения быстро преодолевались пехотой.

Во время столкновений в городах, селениях или обособленно расположенных хозяйствах противник обычно быстро отходил, встречая огонь танковых пушек. Существовала необходимость вести огонь по всем строениям, занимавшим доминирующее положение над дорогами, так как имелись случаи, когда в них размещались противотанковые средства противника (британские противотанковые ружья и французские 25-мм противотанковые пушки Гочкиса), способные с близких дистанций пробивать броню легких танков.

Когда оборонявшиеся оборудовали свои позиции на горах и могли держать все подступы под огнем, танки оказывались единственным эффективным средством противодействия. Защищенные броней, они могли приблизиться на близкую дистанцию и не позволить укрывающимся за камнями пулеметчикам или снайперам вести прицельный огонь. Иногда такие позиции вообще не могли быть точно обнаружены, и тогда танки вели плотный огонь по склонам, что часто заставляло врага покидать свои укрытия.

Опыт применения NbFz показал, что тяжелые танки также могут использоваться в горах с исключительным успехом. Эти машины проходили даже по тем мостам, которые по официальной классификации выдерживали не более 5 тонн, а также преодолевали участки местности, считавшиеся непроходимыми. В большинстве случаев, где применялись NbFz, артиллерия не могла вовремя занять позиции, но эти танки продемонстрировали способность заменять артиллерию. Эффективность 2- см KwK была неплохой, но 7,5-см снаряды оказывали разрушительный эффект везде, куда попадали. Даже в сражениях в горах со сложными дорогами, бездорожьем и низкой пропускной способностью мостов применение NbFz было вполне возможным, а их разрушительный эффект быстро позволял добиваться успеха.

Все установленное на танках вооружение не имело достаточного для боев в горах угла возвышения. Часто противник, занимавший горные склоны, не мог быть подвергнут эффективному огневому воздействию. Pz. Kpfw. I и II не могли одновременно вести фронтальный и боковой огонь. Когда им было необходимо обстреливать неприятеля, укрывавшегося впереди за завалами, пулеметчики, занимавшие позиции на склонах, прижимали к земле наших пехотинцев. В этих ситуациях многобашенные NbFz оказывались особенно ценными.

Ремонтный взвод батальона был развернут в Хамаре. Поврежденные танки направлялись туда или ремонтировались на месте посредством подвижных ремонтных групп. Несколько танков было подвергнуто частичной разборке, с них снимались запасные части для восстановления других машин, чтобы поддерживать число боеспособных танков на максимально возможном уровне. Чтобы избежать этого, необходимо обеспечить постоянное наличие запасных частей (траков, тормозных лент, катков, моторов). Технические неполадки всегда растут по мере увеличения длины пройденного пути. Например, танковое подразделение, посланное в Тронхейм, прибыло на место, не имея ни одного боеспособного танка.


Н-35, захваченный в ходе боевых действий. Машина уже перекрашена в немецкий стандартный серый цвет


Французские и британскне части, действовавшие в Северной Норвегии, также применяли танки, хотя и в куда более ограниченном масштабе. Союзники использовали только легкие машины, однако, даже при отсутствии противотанковой артиллерии у противостоявших им немецких подразделений, не сумели должным образом реализовать возможности бронетанковой техники. Виной тому были отчасти условия местности, отчасти ограниченность самих военных операций в данном районе, отчасти просто невезение. Но, обо всем по порядку…

Общая обстановка к концу апреля рисовалась следующим образом. Немецкий десант – около 4500 горных егерей и морских пехотинцев под командованием генерал-лейтенанта Эдуарда Дитля – занимал Нарвик и его окрестности. С моря его блокировал британский флот, с севера – наседали две норвежские бригады. Англо-французские войска, превосходя немцев по численности в пять- шесть раз, сосредотачивались в городке Харстад, расположенном почти в сотне километров к северо-западу.

Французское командование выделило для использования в Норвегии две отдельные танковые роты – 342-ю и 354-ю. На вооружении обеих числилось по 15 легких танков «Гочкис» Н-35. Переброска подразделений осуществлялась через Великобританию. Первой в дальний путь отправилась 342-я рота. 29 апреля десять ее танков прибыли в Харстад на транспортах «Брестуа», «Шато Пави» и «Сен Фирмэн». Обстоятельства сложились так, что вторая рота так и осталась во Франции, зато этой десятке вскоре довелось участвовать в боях.

На 13 мая союзники назначили высадку в окрестностях Нарвика, у поселка Бьерквик. Полуторатысячный десант поддерживало с моря британское соединение в составе линкора, двух крейсеров и пяти эсминцев. Прикрытие с воздуха осуществляли авианосные самолеты. Общее руководство осуществлял британский адмирал лорд Корк, сухопутными войсками командовал старший из французских офицеров генерал Бетуар.

Предварительный обстрел плацдарма начался точно в полночь, светлую из-за высоких широт, и продолжался ровно час. Вслед за этим к берегу подошли десантные катера с солдатами 1-го батальона французского Иностранного легиона и парой Н- 35. Десантников встретил пулеметный огонь, а неудачно выбранное место не позволяло выгрузить танки. Отойдя с полмили к западу, катера успешно и без потерь произвели высадку. Следом прибыла оставшаяся часть батальона и еще два «Гочкиса». Танки показали себя очень эффективными против немецких пулеметчиков, и под их прикрытием легионеры быстро продвинулись вперед. В течение нескольких часов поселок, дом за домом, был занят с незначительными потерями.

Менее удачной для французских танкистов оказалась подобная операция 28 мая. Тогда два Н- 35 сразу завязли в болотистом грунте на месте высадки. Один из них (с номером 140747) сел так глубоко, что его пришлось впоследствии взорвать. Спустя несколько дней англо-французский контингент был эвакуирован, и немцы вновь вошли в оставленный накануне Нарвик.

Несмотря на скромность результатов, применение союзниками «Гочкисов» дало весьма ценный опыт. Напомним, что это был первый в истории случай использования танков в морских десантных операциях, когда они высаживались с десантных катеров на необорудованное побережье. Даже двух небольших эпизодов хватило, чтобы продемонстрировать как полезность бронетехники в поддержке атакующей пехоты, так и необходимость более тщательного изучения района высадки. В то же время развивались боевые действия в районе к северу от Тронхейма. Туда было послано единственное британское танковое подразделение, выделенное для действий в Норвегии. Им стал взвод из состава 3-го танкового полка «Кинг'с Оун Хуссарс», вооруженный тремя легкими пулеметными танками Mk.VI. Однако его боевая карьера закончилась, по сути, еще не начавшись. Вечером 14 мая польский транспорт «Храбры», на борту которого подразделение перебрасывалось в Будё, был атакован германскими бомбардировщиками неподалеку от места назначения. Вместе с пароходом пошли на дно все три танка.


Литература

Гальдер Ф. Военный дневник. Пер. с нем. Т.1. – М., 1968.

Derry Т.К. The Campaign in Norway. – London, 1952.

Hubatsch W. Die deutsche Beselzung von Danemark und Norwegen 1940. – Gottingen, 1952.

Lindback-Larsen 0. Krigen i Norge 1940. – Oslo, 1965.

Moult on J.L. A Study of Warfare in Three Dimensions. The Norwegian Campaign of 1940. – Athens, 1967.

Norges krig 1940-1945. Bd.I. – Oslo, 1947.

von Senger und Etterlin F.M. Die deutschen Panzer 1926-1945. – Munchen, 1965.

Ziemke E.F. The German Northern Theater of Operations 1940-1945. – Washington, 1960.


NbFz в крепости Акерсхус в Осло после окончания боевых действий


Александр ШИРОКОРАД









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх