Танк «Скорпион»

По мнению офицеров генерального штаба, удачному семейству колесных боевых машин FV.600 («Саладин», «Сарацин», «Феррет») в 70- е годы потребуется замена. Первоначально предполагалось делать одну машину, способную выполнять весь круг задач, возложенных на три предшествующие. Основной задачей считалось ведение разведки, иначе говоря, требовалось создать боевую разведывательную машину. Непонятно было, что она должна была собой представлять: уменьшенный основной боевой танк или бронетранспортер. В очередной раз встал вопрос – гусеница или колесо. Выбор сделали в пользу гусеницы.

В 1962 г. начались испытания экспериментального «бронированного транспортного средства» AVR (Armored Vehicle Reconnaissance). Через два года был построен опытный образец разведывательной машины TV-15 000. Опыт, полученный при разработке и испытаниях опытных образцов, позволил в 1965 г. выработать окончательные тактико- технические требования к разведывательной машине. Ключевыми были: подвижность на пересеченной местности, мощное вооружение, аэротранспортабельность (две машины на самолете С-130 «Геркулес» или одна – на вертолете СН-53). Важное значение придавалось уменьшению стоимости-готового изделия, поскольку «тираж» планировался высоким. Особо оговаривалась возможность эксплуатации машины в самых различных климатических зонах: от Арктики до африканских пустынь и от Европы до джунглей Индокитая.

Камнем преткновения стало требование от разведывательной машины возможности по оказанию огневой поддержки и поражению основных боевых танков, причем на больших дистанциях. Анализ результатов испытаний изделия TV-15000 и ТТЗ к разведывательной машине показал, что жесткие ограничения по массе не позволяют создать один образец, способный выполнять столь различные боевые задачи. После продолжительных дискуссий решено было делать два семейства боевых разведывательных машин – CVR(T) (Combat Vehicle Reconnaissance Tracked – боевое разведывательное транспортное средство гусеничное) и CVR (VV) (Wheeled – колесное). Развитие колесного проекта привело к появлению легкого бронеавтомобиля «Фокс», а гусеничного – легкого танка «Скорпион» (проект FV.101) и машин на его базе.

Все проработки велись фирмой Элвис Бритиш Лейланд в кооперации с Научно-исследовательским институтом министерства обороны FVRDE. Окончательные требования к семейству разведывательных машин удалось выработать только к 1967 г. Тогда же с фирмой Элвис был заключен контракт на полномасштабную разработку проекта FV.101. Инженеры фирмы имели богатейший опыт создания бронетехники («Сала- дин» и «Сарацин» разработаны на фирме Элвис), поэтому уже в январе 1969 г. начались испытания опытного легкого танка «Скорпион», предназначенного для использования в качестве разведывательной машины. До конца года изготовили 18 прототипов, а 30 апреля 1970 г. состоялось подписание контракта на серийное производство танков для армии Великобритании с началом поставок в 1972 г.

Значительный интерес к «Скорпиону» проявили в Бельгии, – вооруженные силы этого государства также нуждались в танке-разведчике. В 1970 г. бельгийцы решили принять участие в разработке и производстве английского разведчика, с последующим принятием его на вооружение.

Одновременно с разработкой легкого танка FV.101 велись работы по созданию других гусеничных машин семейства CVR(T): разведывательного танка «Симитер» (FV.107), истребителя танков «Страйкер» (FV.102), бронетранспортера «Спартан» (FV.103), бронированной санитарно-эвакуационной машины «Самаритан» (FV.104) и бронированной ремонтно-эвакуационной машины «Самсон» (FV.106). Разработка машин на единой базе обеспечила взаимозаменяемость основных агрегатов и узлов ходовой части и силовой установки, что существенно облегчало техническое обслуживание и снабжение запасными частями различных по назначению машин, действующих в составе одного подразделения.


Один из первых танков «Скорпион»


Легкий танк «Скорпион»- на учениях британской армии


Легкий танк «Скорпион» на ходовых испытаниях


Серийное производство гусеничных бронированных машин CVR(T) осуществлялось на заводах фирмы Элвис в г. Ковентри и в бельгийском городе Малин. До 1996 г. было построено более 3500 машин CVR(T) для вооруженных сил Великобритании и Бельгии, а также на экспорт.

Поставкам легких танков и машин на их базе в третьи страны придавалась огромное значение. Еще на этапе испытаний с целью демонстрации возможностей «Скорпиона» по эксплуатации в разных климатических условиях и их аэротранспортабельности два прототипа танка на самолете С-130 перебрасывались в Канаду и Австралию, где проходили испытания в холодном и жарком климате соответственно. Благодаря широкой рекламной кампании и великолепным для своего класса тактико- техническим характеристикам, машины CVR(T) успешно продавались на мировом рынке оружия, в первую очередь, в развивающиеся страны и страны, имеющие относительно небольшую армию, где «Скорпионы» зачастую выполняли роль основных боевых танков.

По состоянию на начало 1998 г. легкие танки «Скорпион» и машины на их базе находились на вооружении Бельгии («Скорпион»- 133, «Симитер» – 141, «Спартан» – 166 (266 на хранении), «Султан» – 41 (47 на хранении), «Самсон» – 9 (18 на хранении), «Самаритан» – 20 (41 на хранении);

Брунея («Скорпион» – 16, «Султан» – 2);

Великобритании(«Скорпион»- 270, «Симитер» – 300, «Страйкер» – 50);

Венесуэлы («Скорпион-90» – 50, «Султан» – 2);

Гондураса («Скорпион» – 12, «Симитер» – 3);

Индонезии (в 1995 г. подписан контракт на поставку 30 танков «Скорпион-90»);

Ирана (50 танков «Скорпион»);

Ирландии (14 танков «Скорпион»);

Малайзии (26 танков «Скорпион- 90»);

Нигерии (5 разведывательных танков «Симитер»);

Новой Зеландии (26 танков «Скорпион»);

Объединенных Арабских Эмиратов (80 танков «Скорпион»);

Омана (30 танков «Скорпион»);

Таиланда (144 танка «Скорпион»);

Танзании (36 танков «Скорпион»);

Того (8 танков «Скорпион»);

Филиппин (несколько «Скорпионов»).


ЛЕГКИЙ ТАНК «СКОРПИОН»

Необычная, с расположением МТО в передней, а башни в кормовой части корпуса, компоновка танка "Скорпион" объясняется желанием получить минимальные габаритные размеры. Кроме того, переднее расположение двигателя облегчает разработку специализированных машин на основе базового варианта. В боевых условиях небольшие размеры танка обеспечивают возможность его использования на узких горных и лесных дорогах, где не могут пройти более крупные по размерам боевые машины. Габаритная же ширина 7 футов была выбрана исходя из ширины аллей на плантациях каучуконосных деревьев в Юго-Восточной Азии.

«Скорпион» – первый в мире танк, изготовленный целиком из алюминиевого сплава. Пионерами в применении алюминиевой брони были американцы, использовавшие алюминий-магниево-марганцевый сплав 5083 в конструкции БТР Ml 13 и легкого танка «Шеридан», однако ряд узлов этих машин (например, у танка «Шеридан» – башня) изготавливался из стали. В конструкции «Скорпиона» применяется подвергнутый термообработке алюминий-цинк- магниевый сплав 7039, близкий по своим прочностным качествам к броневой стали, но более легкий. Широкое применение в конструкции алюминия было вызвано требованием ограничения массы танка 10 т. Машину предполагалось эксплуатировать, в том числе, и в «диких» местах с неразвитой инфраструктурой: мосты в таких районах, как правило, имеют грузоподъемность не больше 10 т.


Компоновочная схема легкого танка «Скорпион-


Место командира танка «Скорпион-


Фрагмент гусеницы танка «Скорпион»


Корпус и башня выполнены сварными. Толщина алюминиевой брони обеспечивает защиту от пуль калибра 14,5 мм в лобовой части, от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов калибра 105 мм и менее с кормы, бортов и верхней части корпуса и башни.

Моторно-транмиссионное отделение находится в передней части корпуса справа от продольной оси танка. В МТО установлен шестицилиндровый бензиновый двигатель внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением «Ягуар-ХК» – военный вариант автомобильного мотора, ставившегося на грузовики. Мощность танкового варианта по сравнению с гражданским уменьшена с 265 л.с. до 195 л.с. В качестве альтернативы рассматривался вариант установки двухтактного дизеля Дженерал Моторс 4- 53Т мощностью 190 л.с. Подобный дизель стоит на американских гусеничных БТР МПЗ. Дизель более экономичен, но на 225 кг тяжелее «Ягуара» и имеет более высокий уровень шума. Окончательный выбор был сделан в пользу английского мотора из-за более удобной конфигурации, высокой удельной мощности, низкого уровня шума и унификации с моторами грузовых автомобилей. Последнее позволило значительно снизить стоимость двигательной установки и упростить снабжение танковых разведывательных подразделений запасными частями.

Трансмиссия TN-15Х разработана специально для «Скорпиона» фирмой Селф-Чэйнджинг Джеа Лтд. на основе трансмиссии TN-12 танка «Чифтен». TN-15X конструктивно подобна TN-12, но имеет меньшие размеры. Трансмиссия состоит из дискового главного фрикциона с центробежным регулятором, полуавтоматической реверсивной семискоростной планетарной коробки передач, двухступенчатого механизма поворота дифференциального типа и остановочных дисковых тормозов. Управление главным фрикционом, реверсом, переключением передач, механизмом поворота и остановочными тормозами осуществляется гидроприводом. Главный фрикцион выключается автоматически с помощью центробежного регулятора, переключение передач производится ножным селектором.

Между двигателем и трансмиссией установлена система охлаждения. Вентилятор, приводимый в действие отбором мощности с выходного вала двигателя, создает смешанный воздушный поток (частично осевой и частично радиальный), проходящий через радиатор, установленный над трансмиссией. Этот же поток обдувает снаружи и двигатель. Отмечается, что система охлаждения создает очень небольшой шум.

По бортам передней части башни смонтировано по три дымовых гранатомета. Боезапас к гранатометам – 18 гранат, 12 из них хранятся в боевом отделении.

Электросеть танка питается от электрогенератора мощностью 4 кВт и четырех аккумуляторов емкостью по 100 А.ч каждый. Две из четырех аккумуляторных батарей установлены в башне и предназначены для питания радиостанции.

Отделение управления находится слева от МТО и отделено от него противопожарной перегородкой. Наблюдение за местностью механик- водитель осуществляет через широкоугольный наблюдательный перископический прибор, который заменяется прибором ночного видения. Гидромеханическая система управления движением включает: рычаги управления поворотом, рычаг реверса, ножные педали переключения передач, остановочных тормозов – и подачи топлива.

Боевое отделение находится в кормовой части танка. В двухместной вращающейся башне установлена 76- мм пушка L23A1 и спаренный с ней пулемет L8A1 калибра 7,62 мм. Пушка представляет собой незначительно модернизированное с целью уменьшения массы орудие, применяемое на бронеавтомобиле «Саладин». Углы вертикального наведения оружия – от -10° до +35° Дальность стрельбы – 5000 м. Боекомплект – 40 выстрелов для пушки и 3000 патронов к пулемету. Из пушки можно вести огонь бронебойно-фугас- ными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми боеприпасами, а также снарядами с готовыми поражающими элементами. Вертикальная наводка осуществляется вручную. Поворотный механизм башни также имеет ручной привод, имеющий две ступени наводки (грубую и точную). За наведение вооружения и поворот башни отвечает наводчик.


Транспортировка двух танков «Скорпион» тягачом «Бедфорд»


Разведывательный танк «Симитер» пытается вытащить застрявший «Скорпион» с 90-мм пушкой


Демонстрация амфибийных качеств «Скорпиона». Подготовка к форсированию водной преграды занимает не более двух минут


Место командира, также выполняющего функции заряжающего, расположено слева от пушки; место наводчика – справа. Для наводки орудия на цель у наводчика имеется дневной бинокулярный прицел с переменным (8- или 1-кратным) увеличением и ночной с электронно-оптическим усилителем. Ночной прицел имеет две кратности увеличения: 6,5х – применяется при прицеливании и 1,8х – используется при наблюдении. Ночной прицел спарен с пушкой. На прототипах танка «Скорпион» вместо бинокулярного дневного прицела наводчика использовался монокулярный 8-кратный прицел. Лазерный дальномер не устанавливался из-за стесненности боевого отделения и желания по возможности не увеличивать стоимость танка. Грубое измерение дальности осуществляется ведением огня из спаренного пулемета. Несмотря на довольно примитивную СУО, тренированный экипаж способен поразить стандартную британскую танковую мишень на дальности 1500 м со второго выстрела. У командира установлен бинокулярный перископический наблюдательный прибор с 10- или 1-кратным увеличением. Углы обзора командирского прибора ограничены 85° по азимуту. По углу места обзор может осуществляться в пределах от-10° до +35° Рядом с люком наводчика установлены два неподвижных перископических наблюдательных прибора, рядом с люком командира – еще семь.

Для внешней связи на танке применяется радиостанция Клансман RT-352/2, имеющая 1840 каналов связи и работающая в диапазоне 30-76 МГц. Радиостанция установлена в кормовой части башни танка.

В кормовой части корпуса смонтирована фильтро-вентиляционная установка, там же находятся топливный бак и боекомплект.

Подвеска опорных катков независимая, торсионная. На первом и последнем узле подвески установлены двухкамерные гидравлические амортизаторы. С каждого борта установлено по пять опорных катков, ведущие звездочки расположены спереди. Опорные катки диаметром 580 мм двускатные, обрезиненные; сами катки и их ступицы изготовлены из алюминиевого сплава 7039. Динамический ход опорных катков – 203 мм, статический – 102 мм. Гусеница с резинометаллическими шарнирами. Масса гусеницы из 79 траков около 350 кг. Траки шириной 432 мм изготовлены из стали с высоким содержанием марганца; на них возможна установка резиновых асфальтоходных подушек. Зубья ведущих звездочек имеют полиуретановое покрытие, уменьшающее контакт металла с металлом в ходовой части – самом «гремящем» конструкционном узле танка. Эта мера, наряду с уменьшением уровня шума двигателя и системы охлаждения, привела к тому, что при движении танк «Скорпион» создает шум, меньший, чем бронеавтомобиль «Саладин».

Танк «Скорпион» является «водоплавающим»; для увеличения водоизмещения по периметру корпуса установлен складной короб. На плаву танк передвигается за счет перемотки гусениц. Танк способен сходить в воду с берега, имеющего уклон до 24° и выбираться из воды на откос крутизной до 20°.


«СКОРПИОН-90»

В 1980 г. был изготовлен опытный образец танка «Скорпион», вооруженный 90-мм пушкой Мк.III бельгийской фирмы Кокерилл, разработанной специально для вооружения легкой бронетехники. Машина принимала участие в конкурсе на танк для вооруженных сил Малайзии. На танке «Скорпион-90» установлена система управления огнем Маркони SFCS-600 и лазерный дальномер. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Приводы поворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости электрогидравлические. Боекомплект пушки уменьшен с 40 до 36 выстрелов. Вместо бензинового двигателя установлен шестицилиндровый дизель Т6-3544 с турбонаддувом, разработанный на базе дизельного двигателя водяного охлаждения, используемого в автомобильной промышленности.


«Скорпион- 90» армии Малайзии


Прототип БРМ «Сейбр»


Прототип БРМ «Сейбр»


«СЕЙБР»

В течение 70-80-х годов основное внимание со стороны генерального штаба Великобритании было направлено на совершенствование основных боевых танков и боевых машин пехоты, в то время как машины семейства CVR(T) модернизации не подвергались. Ситуация изменилась в 1992 г., чему в немалой степени способствовали уроки, полученные при применении легких танков «Скорпион» в операции «Буря в Пустыне». Тогда генштаб выпустил требования TRACER (Tactical Reconnaissance Armoured Combat Equipment Requirement – требования к тактическому разведывательному бронированному боевому оборудованию). Согласно этим требованиям, армия Великобритании должна получить к 2004 г. новую разведывательную машину. Однако до 2004 г. еще надо дожить, поэтому было принято решение о сокращении типов легких бронированных машин, находящихся на вооружении и модернизации оставшихся. В духе стандартизации в 1993 г. военные решили отказаться от использования в армии орудий калибра 76 мм и принять стандартный калибр 30 мм. Одновременно с вооружения снимались легкие бронеавтомобили «Фокс», вооруженные 30-мм пушками. Таким образом, получился своего рода парадокс: с вооружения снимались бронеавтомобили с 30-мм пушками, а танки «Скорпион», вооруженные орудиями калибра 76 мм на вооружении оставались. Парадокс сей разрешился по известным рецептам фирмы Виккерс, практиковавшей установку башни танка одной конструкции на корпус другого. В 1994 г. на заводе фирмы Элвис в Ковентри изготовили опытный образец легкого разведывательного танка «Сейбр», представлявший собой корпус «Скорпиона» с наложенной на него башней от бронеавтомобиля «Фокс».

Для установки башни с погоном меньшего диаметра на подбашенное отверстие в корпусе «Скорпиона» устанавливался специальный адаптер. Стандартизации в британской армии подверглось не только пушечное вооружение, но и пулеметное. Штатным спаренным пулеметом стал четырехствольный L94A1 "Чэйн Ган", которой и установлен в маске пушки «Сейбра». Вместо трехствольных дымовых гранатометов на «Сейбре» установлены четырехствольные, по типу установленных на «Симитере». В передней части корпуса смонтированы дополнительные ящики, предназначенные для хранения запасных стволов к пулемету, запасных траков и личных вещей членов экипажа.

Планами британских вооруженных сил предусматривается модернизация всех имеющихся на вооружении 270 легких танков «Скорпион» в боевые разведывательные машины «Сейбр».

С целью продления срока эксплуатации БРМ «Сейбр» не исключается их дальнейшая модернизация в свете опыта, полученного в ходе боевых действий 1991 г. Это установка на машины современных бесподсветочных ИК приборов ночного видения вместо ночных приборов с электронно-оптическими усилителями изображения; усиление подвески путем замены гидроамортизаторов на первых и пятых опорных катках более современными; установка электроприводов поворота башни и наведения пушки, радиосвязного оборудования с закрытым каналом связи, а также замена бензинового мотора дизельным двигателем.


Разведывательные танки «Симитер» британской армии на учениях в Норвегии


Разведывательный танк «Симитер» с 30-мм пушкой «Рэрден»



РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ТАНК «СИМИТЕР» (FV.107)

Разведывательный танк «Симитер» отличается от «Скорпиона» установкой вместо 76-мм орудия 30-мм автоматической пушки «Рэрден». Для стрельбы из пушки могут быть использованы все типы 30-мм боеприпасов, разработанные швейцарской фирмой Эрликон и выпускаемые в Великобритании, Франции и Швейцарии. Специально для пушки «Рэрден» создан бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном. Стрельба обычно ведется одиночными выстрелами или короткими очередями по шесть снарядов с темпом стрельбы 90 выстрелов в минуту. Все подвижные части пушки находятся внутри герметического кожуха; стреляные гильзы выбрасываются наружу. Боезапас- 165 снарядов к пушке, еще 35 может быть размещено в ящиках, установленных снаружи башни и корпуса танка. Боеприпасы хранятся в обоймах по три выстрела.

По бортам башни вместо трехствольных дымовых гранатометов (как на танке «Скорпион») смонтированы четырехствольные.


БРОНЕТРАНСПОРТЕР «СПАРТАН» (FV.103)

Бронетранспортер «Спартан» по сравнению с танком «Скорпион» имеет более высокий и длинный корпус со скошенной передней частью. БТР вмещает семь человек: командира, механика-водителя, стрелка и четырех солдат. Компоновка МТО и отделения управления практически не отличается от компоновки аналогичных отделений танка «Скорпион». Место командира находится за местом водителя. На крыше корпуса установлена командирская башенка с пулеметом калибра 7,62 мм; углы наведения пулемета в вертикальной плоскости от -10° до +45°. У командира имеется перископический монокулярный оптический прицел. Круговой обзор обеспечивается восемью перескопическими приборами наблюдения. Возможна установка бесподсветочного ночного прицела.


БТР «Спартан» с РЛС разведки движущихся наземных целей ZB298


Компоновочная схема БТР «Спартан»


Истребитель танков «Страйкер». В походном положении машину трудно отличить от БТР «Спартак»


Справа от башенки находится люк командира десанта; рядом с люком установлены три перископических наблюдательных прибора. Солдаты десанта для обзора могут пользоваться четырьмя приборами наблюдения, два из которых размещены на левом борту, один – на правом и один в задней двери.

Для входа и выхода солдат десанта в корпусе имеется одностворчатая дверь в кормовом бронелисте и большой двустворчатый люк в крыше корпуса.

На бронетранспортере может устанавливаться РЛС разведки движущихся наземных целей ZB298 с дальностью действия до 10 км. Антенна РЛС монтируется на крыше корпуса позади люка командира десанта. Индикатор РЛС размещается слева от командира БТР, который в данном случае выполняет еще и обязанности оператора РЛС.

Опытный образец был изготовлен в 1971 г. БТР «Спартан» поступил на вооружение британской армии в 1978 г. До 1995 г. изготовлено 960 бронетранспортеров в разных модификациях. На базе БТР создано несколько боевых машин, несущих различное вооружение, в частности, ЗРК "Джэвелин" и ПТУР "Милан". На ряде экспортных БТР устанавливались дизельные двигатели Перкинс.


ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «СТРАЙКЕР» (FV.102)

Истребитель танков «Страйкер» в качестве основного вооружения имеет пять пусковых установок ПТУР ВАС «Свингфайр». Пусковые установки в боевом положении поднимаются гидроприводом на угол 35°. Горизонтальный сектор обстрела – 108° (53° влево от оси машины и 55° вправо). Дальность стрельбы – от 300 м до 4 км. Боезапас – 10 ракет, из них пять находятся в пусковых установках, пять – в бронекорпусе. Перезаряжание установок производится в ПУ, поднятых в боевое положение. В транспортном положении при опущенных ПУ истребитель танков "Страйкер" внешне практически не отличается от БТР "Спартан".

Для наведения ракет используются дневной прицел AV-43 с 10- и 1- кратным увеличением и ночной, с увеличением в 1,8 раза. У командира установлен дневной перископический панорамный прицел AV-62 с 1- и 10-кратным увеличением, оптически связанный с прицелом наводчика, что позволяет командиру давать целеуказание наводчику-оператору ПТУР.

Командирская башенка установлена на крыше корпуса за люком механика-водителя, на ней смонтирован пулемет калибра 7,62 мм. Пулемет имеет максимальный угол возвышения 45°, и из него возможно ведение огня по низколетящим воздушным целям. Боезапас пулемета – 3000 патронов. Радиостанция установлена слева от места командира. Экипаж истребителя танков – три человека: командир, механик-водитель и наводчик-оператор ПТУР.


Страйкер в момент пуска ПТУР "Свингфайр"


Легкий танк «Скорпион» (FV.101)


Легкий танк «Скорпион-90»


БРМ «Сейбр»


Истребитель танков унифицирован с легким танком по двигательной установке, трансмиссии и ходовой части. Его корпус также изготовлен из алюминиевой брони.

Опытный образец изготовлен в 1972 г., первый серийный истребитель танков – в 1975 г.


САНИТАРНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА «САМАРИТАН» (FV.104)

Санитарно-эвакуационная машина «Самаритан» разработана на базе БТР «Спартан», ее задняя дверь имеет более широкий проем, а в крыше имеется только один люк (командирский). Высота корпуса на 300 мм больше высоты корпуса БТР. Вооружение не устанавливается. Экипаж машины три человека: командир, механик-водитель, санитар. Командир размещается в центральной части корпуса. Круговой обзор обеспечивается шестью перископическими приборами наблюдения, установленными в командирской башенке. В задней дверце также имеется прибор для наблюдения. Раненые располагаются в кормовой части корпуса. Вдоль каждого борта установлены друг над другом две полки для размещения на них тяжелораненых на носилках. При необходимости верхние полки складываются, в этом случае на нижних полках размещаются по двое сидячих раненых.


КОМАНДНО-ШТАБНАЯ МАШИНА «СУЛТАН» (FV.105)

Так же как и машина «Самаритан», КШМ «Султан» разработана на базе БТР и имеет увеличенную заднюю дверь; в крыше имеется только командирский люк. В корпусе машины установлено дополнительное радиосвязное оборудование, столик для топографических карт и планшетов, дополнительные аккумуляторные батареи. Со стороны кормы возможна установка специального навеса, предназначенного для расширения полезной площади. Командир располагается позади водителя. На крыше корпуса смонтирована командирская башенка, прицел с широким полем зрения и пять перископических приборов наблюдения. Справа от места командира находится место радиста. В кормовой части корпуса располагаются рабочие места личного состава командного пункта.

КШМ вооружена 7,62-мм пулеметом, смонтированным на командирской башенке. Боекомплект – 2000 патронов.


БРЭМ «САМСОН» (FV.106)

БРЭМ «Самсон» оснащена лебедкой с тяговым усилием 12 т (длина троса 225 м), краном-стрелой и другим оборудованием, необходимым для ремонтно-восстановительных работ в полевых условиях. Механик- водитель располагается на обычном для машин семейства CVR(T) месте в передней части корпуса; рабочее место командира находится в центральной части корпуса. Третий член экипажа размещается в кормовой части у левого борта.


БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Английские легкие танки «Скорпион» и БРМ «Симитер» принимали участие в боевых действиях 1982 г. на Фолклендских островах; в операции «Буря в пустыне» 1991 г., а также действовали в составе сил ООН по подержанию мира на территории бывшей Югославии.

«Скорпионы» вооруженных сил Ирана активно использовались в ирано-иракской войне. Значительная их часть была уничтожена или захвачена в качестве трофеев иракскими войсками.


«Скорпион»

  «Скорпион» «Скорпион-90» «Симитр» «Спартан» «Страйкер» «Самаритан» «Султан» «Самсон»
Экипаж, чел 3 3 3 7 3 3 5—6 3
Длина с пушкой вперед, м   5,29 4,96          
Длина, м 4,79 4,57 4,79 5,12 4,83 4 93 4,99 4,93
Высота, м 2,10 2,08 2,10 2,26 2,28 2,51 2,51 1,72
Ширина, м 2,24 2,24 2,24 2,24 2,28 2,24 2,24 2,24
Клиренс, м 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0.36
Боевая масса, кг 8073 8723 7800 8172 8346 7709 7918 7893
Удельное давление на грунт, кг/кв.м 0,36 0,34 0,35          
Удельная мощность, л.с./т '23,54 24,1 23,25 22,77 24,5 24,5 24,8  
Емкость топливных: баков, л 423 423 386 386 386 386 386  
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 80,5 72,7 80.5 80,5 80,5 80,5 80,6 80,6
Запас хода по шоссе, км 644 644 483 483 483 483 483  
Преодолеваемые препятствия:                
высота стенки, м 0,5 0.5 3.5 0,5 0,5 0,5 0.5 0.5
ширина траншей, м 2,06 2,06 2,06 2,06 2,06 2,06 2,06 2,06
подъем 60% 60% 60% 60% 60% 60% 60% 60%

Разведывательный танк «Симитер» (FV.107)


Санитарно-эвакуационная машина «Самаритан» (FV.104)


Истребитель танков «Страйкер» (FV.102)


БТР «Спартан» (FV.103)


Командно-штабная машина «Султан» (FV.105)


БРМ "Симитер" в зимнем камуфляже. Учения британской армии в Норвегии


БТР "Спартан" британской армии


Легкий танк "Скорпион" армии Омана


Разведывательная машина на базе БТР "Спартан"


Санитарно-эвакуационная машина "Самаритан"


Истребитель танков "Страйкер"


Командно-штабная машина "Султан" британской армии


Сергей Патянин









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх