Загрузка...



Броненосцы* 1904 Справочник

* Продолжение. Начало см. в "ТиВ" 1'2000

Игорь ШМЕЛЕВ


Австро-Венгрия Kronpriz Erzherzog Rudolph
Название корабля Название верфи Дата закладки Дата спуска Дата ввода в строй Судьба корабля
I.Kronpriz Erzherzog Rudolph Пола -.84 06.07.87 -. -. 89 Исключен в 1906 г.

Барбетный Брц., модернизирован в 1893 г., D=6900 т, Эк. – 492 (550) чел.

Размеры: длина наибольшая – 94 м, ширина – 19 м, осадка – 7,4 м.

Машины: тройного расширения, ^котлов, 2 винта, 6500 л.с., скорость – 16 узлов.

Вооружение: 3x305/35, 6x120/35, 13x47, 2x37, 4/0 ТА.

Бронирование: броня – компаунд; главный пояс – 305 мм, барбеты – 254 мм, палуба – 50 мм,траверсы – 280 мм.

Примечания:

Блокшиф с 1914 г. С 1919 г. – югославский "Kimbor". В 1922 г. отправлен на слом.



Kronprinzessin Erzherzogin Stephanie
Название корабля Название верфи Дата закладки Дата спуска Дата ввода в строй Судьба корабля
1 Kronprinzessin Erzherzogin Stephanie Пола -. -.84 14.04.87 -. -. 90 Исключен в 1906 г.

Барбетный Брц., модернизирован в 1893 г., D=5100 т, Эк. – 510 чел.

Размеры: длина наибольшая – 85 м, ширина – 17 м, осадка – 6,6 м.

Машины: двойного расширения, 8 котлов, 2 винта, 8000 л.с., скорость – 17 узлов.

Вооружение: 3x305/35, 6x150/35, 2x70, 11x47, 2x37, 4/0 ТА.

Бронирование: броня – компаунд; главный пояс – 228 мм, барбеты – 300 мм, палуба – 25 мм.

Примечания:

Плавучая казарма 1910-1918 гг. – плавучая казарма, в 1919 г. в Италии, в 1926 г. – на слом.



Tetetthoff
Название корабля Название верфи Дата закладки Дата спуска Дата ввода в строй Судьба корабля
1 Tegetthoff Триест -. -.76 15.10.78 -. -. 81 Исключен в 1906 г.

Казематный Брц., D=7400 т, Эк. – 578 чел.

Размеры: длина наибольшая – 92,5 м, ширина – 21,8 м, осадка – 7,6 м.

Машины: тройного расширения, 8 котлов, 2 винта, 8000 л.с., скорость – 16 узлов.

Вооружение: 6x240/35, 6x150/35, 9x47, 6x37, -/4 ТА.

Бронирование: броня – железная; главный пояс, казематы – 356 мм, траверсы – 305 мм, палуба – 25-76 мм.

Примечания:

Модернизирован в 1891-93 гг. (новые машины и новая артиллерия вместо 6x240/ 21,8). Брандвахта в 1914-16 гг., в 1917 г. – учебное судно, в 1920 г. – в Италию на слом.


Custozza
Название корабля Название верфи Дата закладки Дата спуска Дата ввода в строй Судьба корабля
I.Custozza Триест -. -.69 20.08.72 -. -. 74 Исключен в 1904 г.

Казематный Брц., D=7100 т, Эк. – 560 чел.

Размеры: длина наибольшая – 95 м, ширина – 17,7 м, осадка – 7,9 м.

Машины: 8 котлов, 1 винт, 4400 л.с., скорость – 14 узлов.

Вооружение: 8x280/22, 8x87, 11x47, 11x37, 4/- ТА.

Бронирование: броня – железная; главный пояс – 229 мм, казематы – 178 мм, палуба – 37 мм.

Примечания:

Модернизация и перестройки в 1877, 1881 и 1892 гг. С 1902 г. – учебное судно, в 1914- 1918 гг. – плавучая казарма. На слом в Италию – в 1920 г.


Erzherzog Albrecht
Название корабля Название верфи Дата закладки Дата спуска Дата ввода в строй ^удьба корабля
I.Erzherzog Albrecht Триест -. -.69 24.04.72 -. -. 74 Исключен в 1908 г.

Казематный Брц., D=5900 т, Эк. – 530 чел.

Размеры: длина наибольшая – 89,7 м, ширина – 17,2 м, осадка – 7,6 м.

Машины: 8 котлов, 1 винт, 3600 л.с., скорость – 13 узлов.

Вооружение: 8x240/35, 8x87, 11x47, 11x37, 4/- ТА

Бронирование: броня – железная; главный пояс – 203 мм, казематы – 173 мм, палуба – 37 мм.

Примечания:

Модернизирован в 1892 г. Брандвахта с 1908 г. Плавучая казарма с 1915 г. Виталию в 1920 г. Разобран в 1946 г.


Англия

По традиции считается, что английский военный флот (государственный) был создан королем Альфредом Великим (848-889 гг). Флот был нужен для отражения массированных вторжений викингов на землю Англии. За первое тысячелетие н.э. Англия подверглась 16 таким нападениям германскими народами: саксонцами, датчанами, норвежцами, англами…

Не собираясь подправлять традиции, упомянем такой исторический факт. Во второй половине 3-го века н.э. в Западной Римской Империи прославился полководец Марк Аврелий Караузий. Соправитель императора Диоклетиана Максимин поручил ему организовать морские силы для отпора германским пиратам, грабившим западные римские провинции (Галлию, Британию). Однако Караузий поссорился с Максимином и бежал на Британские острова. Там легионы провозгласили его императором и он стал владетелем Британии. Желая расправиться с Караузием, Максимин создал боевой флот. Караузий сделал то же самое. Борьба на море длилась с переменным успехом. Позже противники примирились. Сам Караузий погиб в 293 г.

За более, чем тысячелетнюю историю английский флот, официально называемый Royal Navy прошел славный путь. По мере того, как крепло Английское государство и развивались его экспансионистские устремления, англичанам пришлось столкнуться с тремя своими могучими соперниками на море: Испанией, Голландией и Францией. Испанскому флоту был нанесен сокрушительный удар в 1588 г., когда была уничтожена "Непобедимая Армада".

Следующим соперником была Голландская республика – конкурент в мировой торговле. Три войны 1652-1654 гг., 1665- 1667 гг., 1672-1674 гг. настолько истощили Голландию, что даже, несмотря на ее победу на море в третьей войне, она уже не могла соперничать с Англией.

Сражения на море английского флота с французским (который нередко выступал вместе с испанским или голландским) привели к тому же результату. В бою у мыса Трафальгар 21 октября 1805 г. адмирал Горацио Нельсон уничтожил фран- ко-испанский флот. И более, чем на столетие Англия стала бесспорной владычицей морей.

На страницы истории Королевского флота вписаны славные имена адмиралов Нельсона, Энсона, Родни, Джервиса, Хоу, Коллингвуда, Бенбоу, Дрейка, Рейли… В перечень блестящих побед входят Трафальгар, Абукир (1798 г.), Сэнт-Винсент (1794 г.), Уэссан (1794 г. – "Славное 1-ое июня"), Мартиника и т.д.

Именно в Англии после войн с Голландией сформировалась доктрина господства на море. Позднее был сформулирован принцип "Two powers standard". Это означало, что английский флот по линейным кораблям числено должен быть не менее двух следующих по силе флотов. Этот стандарт осуществлялся до начала XX века. Действительно к рассматриваемому году в строю Royal Navy насчитывалось 58 боеспособных броненосцев. Официально их было больше. Как писал справочник Jane's Fighting Ships за 1904 г., в списках флота (Navy list) еще числились корабли ничтожной или нулевой боевой ценности, которые вскоре должны были быть из них (списков) вычеркнуты. Далее мы все же упоминаем некоторые не самые старые из них.

Все корабли Royal Navy перед своим именем имеют буквы HMS – His (Her) Majesty Ship – его (её) величества корабль.

Во второй половине XIX века в Англии строили также броненосцы второго класса – меньшие по водоизмещению, со сниженным бронированием и вооружением, но с большей дальностью действия. Они предназначались для службы в колониях и заморских владениях и часто оборудовались с учетом условий тропиков. К ним относились корабли классов: Canopus, Russel, Renown.

Базы английского флота.

В метрополии: Chatham, Devonport, Portsmouth, Rosyth, Sheerness.

В колониях: Gibraltar, Malta, Aden, Colombo, Singapore, Hong-Kong, Capetown, Sydney, Esquimault.

Государственные верфи (Royal Dockyards), способные строить броненосцы: Chatham, Devonport, Pembroke, Portsmout.

Частные верфи: Wm. Beardmore amp;C (Covan), Clydebank (John Brown), Elswick (Armstrong-Whitworth), Fairfield (Glasgow), Harland amp;Wolf (Belfast), Hawthorn-Leslie (Hepburn), Laird (Birkenhead), Palmer's (Yarrow), Thames Iron Works (Canning Town), Vickers (Barrow).

Всего в Англии было более 60 слипов, способных строить самые крупные корабли и суда.


King Edward VII
название корабля название верфи дата закладки дата спуска дата ввода в строй Судьба корабля
1 .Commonwealth Фэрфилд 17.06.02 13.05.03 -.03.05 Продан на слом в 1921 г.
2.King Edward VII Дэвонпорт 08.03.02 23.07.03 -.02.05 Погиб 06.01.1916 г.
3.Dominion Виккерс 23.05.02 25.08.03 -.07.05 Продан на слом в 1921 г.
4.Hindustan Клайдбэнк 25.10.02 19.12.04 -.07.05 Продан на слом в 1921 г.
5.New Zealand Портсмут 09.02.03 04.02.04 -.06.05 Продан на слом в 1921 г.
6.Hibernia Дэвонпорт 06.01.04 17.06.05 -.01.06 Продан на слом в 1921 г.
7.Africa Чэтэм 27.01.04 20.05.05 -.11.06 Продан на слом в 1920 г.
8.Britannia Портсмут 27.01.04 20.05.05 -.09.06 Погиб 09.11.18.

King Edward VII

Башенный Брц., D=16350 т, Эк. – 780 (806) чел., стоимость – 1320-1380 тыс.ф.с.. Размеры: длина наибольшая – 129,5 м, ширина – 23,8 м, осадка – 8,8 м. Машины: две тройного расширения, 2 винта, 18500 л.с., скорость – 18,1-19,6 узла. Вооружение: 4x305/40 (80), 4x234/47 (150), 10x152/40, 14x76/50, 16x47, -/4 ТА-457 мм. Броня: крупповская; главный пояс – 229 мм, палуба – 38-51, траверсы – 305 мм.

Примечания:

Последние Брц. конструкции сэра У.Уайта. Первые английские Брц. со вторым главным калибром. Все участвовали в первой мировой войне. Commonwealth – при ремонте в 1918 г. убраны 152-мм пушки. Учебное судно 1919-1921 гг. King Edward VII погиб на минах, выставленных немецким рейдером Mowe у берегов Шотландии. Dominion участвовал в Зеебрюггской операции 23.04.18 г. New Zealand – участвовал в Дарданелльской операции. В 1918 г. убраны все 152-мм пушки. Hibernia участвовал в Дарданелльской операции. Britannia – потоплен немецкой ПЛ UB-50 у мыса Трафальгар (Испания).


Swiftsure
Название корабля Название верфи Дата закладки Дата спуска Дата ввода в строй Судьба корабля
1.Swiftsure Элсвик 26.02.02 12.01.03 - .06.04 Продан на слом в 1920 г.
 2.Triumph Виккерс, Барроу 26.03.99 15.04.03 - .06.04 Погиб 25.05.15.

Башенный Брц., D=13840 т, Эк. – 737 чел., стоимость – около 850 тыс.ф.с.. Размеры: длина наибольшая – 133 м, ширина – 21,6 м, осадка – 7,5 м.

Машины: две тройного расширения, 12 котлов, 2 винта, 14000 л.с., скорость – 20 узлов. Вооружение: 4x254/45, 14x190/50, 14x76/50, 2x57, 4x37, -/2 ТА-457 мм. Броня: крупповская; главный пояс – 76-178- 76 мм, палуба – 37-76 на скосах, траверсы – 254 мм,общий вес брони – 3075 т.

Примечания:

Самые быстроходные Брц. английского флота в 1904 г. Последние Брц. конструкции сэра Э.Дж.Рида. Строились для Чилийского правительства. Куплены в декабре 1903 г. Swiftsure столкнулся с Triumph 03.06.05. Оба участвовали в Дарданелльской операции. Triumph потоплен немецкой ПЛ U-21 (погибло 73 чел.) у Габа-Тепе.











 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх