«Миноносное дерево»

Петр Баженов

Во время войны в Корее действующие под флагом ООН флоты США Англии и ряда других стран практически не имели противника на море. Единственная попытка северокорейских торпедных катеров выйти в морс и провести атаку, закончилась для них весьма плачевно. Зато истинной головной болью для «объединенных» моряков стали мины.

Больших минных заградителей у страны «Утренней свежести», как еще именовали Корею, не было, а если бы и были, их практически сразу уничтожили бы самолеты или тяжелые корабли. По у корейцев был неисчислимый «малый флот», то, с чего они испокон веков ловили рыбу и добывали другие морепродукты. Так началась минно-заградительная операция с использованием всего, что могло держаться на воде с грузом в несколько сотен килограмм -джонок, сампанов, моторных катеров, шлюпок и бамбуковых плотов. Кстати подобный фокус был позднее применен во Вьетнаме на Меконге. Экипаж американского патрульного катера заметил большой бамбуковый плот с укрепленным на нем флагом Вьетконга. Американцы пристали к плоту и убедившись, что на нем никого нет, решили плыть дальше, но предварительно сорвать флаг. Заряд под плотом, соединенный с древком флага оказался такой силы, что катер разнесло в щепы.

В Корее не применяли подобных ловушек, а просто выходили в морс и сбрасывали груз примерно в том районе у берега, где замечали корабли противника. Причем мины использовались любые от наисовременнейших донных неконтактных образцов советского производства до знаменитых гальваноударных мин русского образца 1908 года. В дело пошли даже запасы таких мин еще из тихоокеанских арсеналов Российского Императорского флота, изготовленные еще до начала первой мировой войны.

Борясь с этим, американцы развернули вдоль берега сеть патрульных кораблей, в которой участвовали разнородные силы – сторожевые катера, корветы, катера. вплоть до океанских буксиров, так как специализированных тральщиков катастрофически не хватало и опасные районы очищались с большим опозданием. Задача охранникам ставилась простая: «Топи все, что плывет!»

В феврале 1951 г. морские силы «Объединенных наций» приступили к плотной блокаде самого крупного порта Северной Кореи – Вонсань. Десанты начали занимать островки, лежащие в бухте Йонхынмань. В начале марта южно- корейские морские пехотинцы при минимальном сопротивлении заняли самый крупный остров Йодо. Там началось строительство аварийной посадочной полосы, куда в случае необходимости могли бы сссть на вынужденную посадку поврежденные в бою самолеты.

Корейцы пытались помешать снабжению гарнизонов, но импровизированные минзаги не могли выполнять задачу, натыкаясь на вездесущий патруль. Только за первые сто дней блокады было уничтожено 54 и повреждено 238 различных плавсредств. Тогда корейцы стали прибегать к различным уловкам. В бухту впадала река Намдэчхонь, и по течению реки, довольно сильному, стали запускать якорные мины без якоря, выносимые через район нахождения блокирующих кораблей, а затем в море.

16 сентября 1952 г. в 90 милях к востоку от Вонсаня такой миной был поврежден американский эсминец «Barton», потеряв пять человек убитыми.

Однако наиболее оригинальным способом минирования стали «миноносные деревья». Выбирались два крупных дерева, между ними подвешивалась якорная или донная мина на тросе. Замок подвески удерживала сжатая пружина, разжиматься которой не давал громадный кусок сахара. Дерево спускалось в реку с расчетом, что отлив отнесет «миноносец» в морс к моменту, когда растает сахар. Как только пружина получала свободу, замок расцеплялся, и мина опускалась на грунт и через некоторое время вставала на боевой взвод. Вначале на воду спускали только бревна, чтобы засечь, куда и за сколько они доплывали. Оказалось, что деревянный «миноносец» доходит примерно до района островов Синьдо-Йодо. Тогда начались «боевые пуски». Пару раз американцам попадались «миноносные деревья» не сбросившие свой груз. Теперь американцы знали о таком экзотическом способе боевых действий, но наверное именно на это и рассчитывали корейцы. Вероятность попадания мины на фарватер была конечно минимальна, но моряки знали, что ловушка может оказаться там, где вчера ее не было, хотя море вокруг много дней оставалось пустынным.

26 декабря 1951 г. бывший американский противолодочный корабль PC 704, возведенный в южнокорейском флоте в ранг сторожевого корабля с собственным именем «Hiri San» получил очередное боевое задание. Скромный 450-тонный корабль являлся одной из многих сотен «рабочих лошадок», которые во вторую мировую войну охраняли каботажные конвои, патрулировали прибрежные воды, охотясь за подлодками и так далее. Теперь эти сторожевики, разработанные еще в 1938 году, охотно передавали странам-союзникам. И если в американском флоте экипаж состоял из 59 человек, то в южнокорейском из 80! Большие транспорты посылать считалось опасным, а такой кораблик как раз.

Сторожевик принял на борт разнообразный груз – продовольствие, медикаменты, аккумуляторные батареи и прочее имущество. Все это предназначалось для южнокорейских морских пехотинцев из 7- го батальона, отбывающих очередной четырехмесячный срок гарнизонной службы на Йодо.

Закончив погрузку, PC 704 не торопясь пошел по знакомому маршруту. К острову корабль подошел в полночь. Командир решил отстояться на якоре до утра, а потом начать «погруз-разгруз».

Все было хорошо, но выбирая место для стоянки он прошел над «деревянной» донной миной, которая сработала. Or «Hiri San» не осталось следа в считанные мгновения, мощный заряд разнес его буквально в щепы. Утром на берегу нашли 20 трупов и похоронили там же, другие остались /в море навсегда. «Корейский неудачник» оказался единственной жертвой миноносных деревьев.


Игорь Шмелев









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх