ЗСУ для тех, кто победнее

Вячеслав Шпаковский



Каким только странам не поставляли свою технику и вооружение СССР и США, а также различные модификации на базе основных серийных образцов. Широко известна, например, американская шестиствольная ЗСУ M163 на базе БТР М113 с пушкой «Вулкан». Боевые возможности этой ЗСУ достаточно высоки,недаром она находилась на вооружении армии США, а, кроме того, поставлялась в Израиль, Иорданию, Марокко, Португалию, Судан, Чад, Тунис и Йемен.

Досягаемость по высоте составляет у нее 3000 м, а при стрельбе по наземным целям – 1000 м. Также имеется и два темпа стрельбы: 3000 выстрелов в минуту при стрельбе по воздушным целям и 1000 – по наземным. Стрелок-оператор может выбрать длину очереди: 10, 30, 60 или 100 выстрелов. Оптимальной дистанцией для ведения огня является расстояние в 1600 м, на котором вероятность поражения цели возрастает до максимума. Боекомплект установки составляет 1180 выстрелов непосредственно подготовленных для стрельбы и еще 1100 выстрелов в запасе. Однако, по мнению специалистов, такой запас все-таки мал. К числу других недостатков системы относят малый радиус действия и отсутствие всепогодного комплекса управления огнем. Кроме самоходной, существует также буксируемая версия установки «Вулкан» – M167, которая также находилась на вооружении армии США и поставлялась на экспорт.

В американской армии M163 действовали в составе смешанных батальонов ПВО, куда кроме 24 ЗСУ «Вулкан» входили еще 24 ЗРК «Чаппарсл». В армии Южной Кореи установка «Вулкан» использовалась на шасси южнокорейского производства – К1FV.

С 1991 года ЗСУ «Вулкан» снята с вооружения армии США, но продолжает оставаться на вооружении в Национальной гвардии.

Оптимальных систем вооружения, однако, не существует, вот и решили инженеры из Йемена зенитную установку с пушкой «Вулкан» модернизировать, а именно – поставить на колесное шасси, более пригодное для движения но каменистым грунтам йеменских пустынь. В качестве ходовой части выбрали шасси советского БТР-152, благо их в Йемен в свое время было поставлено предостаточно. Большой объем кузова позволял удобно разместить внутри боеприпасы. В крыше машины сзади был сделан вырез, что в тамошнем жарком климате позволило обходиться без принудительной (и чаще всего малоэффективной!) вентиляции.

Внешний вид этой импровизированной ЗСУ вы видите на нашем цветном рисунке и на фото, однако это далеко не единственный пример того, как в странах «тех, что победнее» решают вопросы создания новой техники для собственных вооруженных сил.

В 1986 году на испытания в Египте поступила еще одна необычная ЗСУ.

По сообщениям иностранных военных источников, в частности, американского журнала «Джорнел оф милитари орднансе», этот весьма амбициозный проект египтян включал в себя сразу два комплекса:'«Синай-23» и «Нил- 23». Обе – пестрая смесь изделий западного, советского и собственного производства.

«Синай-23» имеет советские (выпускающиеся по лицензии в Египте) 23-мм зенитные пушки и три ракеты «Аун Закр», а также радар управления и наведения фирмы Дассо. «Нил-23» – тоже имеет два орудия, две ракеты «Аун Закр» и радар фирмы Томпсон.

Комплекс «Синай-23» вышел на этих испытаниях победителем и пошел в серийное производство в 1989 году. В 1990 году было выпущено всего четыре машины, зато за период 1991-1994 гг. – 41 единица, так что сегодня на службе их всего 45.

Амбиции-амбициями, но что касается инженерных решений, то в данной ЗСУ очень многое выглядит довольно-таки странным. Ведь 23-мм автоматы имеют магазинное питание, причем сами магазины находятся в башне, которая … с корпусом М113 не сообщается! Каким же образом в боевой обстановке осуществляется их замена? Можно предположить, что для этого служат люки по обе стороны от башни, но… для того, чтобы через них осуществить перезарядку, башню потребовалось бы всякий раз поворачивать в диаметральную плоскость, а автоматы опускать, что для ЗСУ, согласитесь, является совершенно нерациональной и даже опасной тратой времени. Неужели в боевой обстановке из башни на крыше корпуса вылезает один из номеров расчета и принимает от находящихся в корпусе членов экипажа снаряженные магазины и пусковые трубы ракет, после чего и ставит все это на место?

Как бы там ни было, а машины эти эксплуатируются, и знать, что «даже такое бывает», помимо всего прочего, просто интересно.


Тактико-технические данные ЗСУ М163 «Вулкан» и БТР-152
Характеристики М163 «Вулкан» БТР-152
Длина, м 4,86 6,83
Ширина, м 2,85 2.32
Высота, м 2.74 (1.83 по крыше корпуса) 2,05 (без вооружения)
Клиренс, м 0.4 0,29
Боевой вес, кг 12.310 8950
Давление на фунт, кг/см² 0.61  
Удельная мощность. л.с./т 17.46 12.29
Двигатель «Дейтройт» (дизель). Мод.6У-53. ЗИП-123 (бензиновый), 6-ти цилиндровый, водяного ох­лаждения, мощность 110 л.с.
  6-ти цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 215 л. с.  
Запас топлива, л 360 300
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 67 75
на плаву 5.6  
Дальность действия, км 463 780
Бронирование, мм 38 (броня из алюминиевого сплава) 4—13,5 (стальная)
Преодолеваемые
препятствия, м. ров 1,68 0,69
стенка 0,71 0,6
брод   0,8

ЗСУ на базе БТР-152В1 (Йемен) Рис. В.Михеева


ЗСУ "Синай-23"(Египет) Рис. А.Шепса


Александр ШИРОКОРАД









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх