ГРАЧЕВСКОЙ ФИРМЕ 45 ЛЕТ

В 1954 году по инициативе маршала Г.К.Жукова и на основании постановления Совета Министров СССР на ряде автомобильных заводов страны были созданы особые подразделения, в задачи которых входило создание колесной техники высокой проходимости для нужд военного ведомства. Среди них было специальное конструкторское бюро (СКБ), образованное на московском ЗИСе (ныне АМО ЗИЛ). Сегодня эстафету в деле проектирования и выпуска супервездеходов продолжают Отдел главного конструктора (ОГК) ЗИЛ (бывшее СКБ) и Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (ПЗРА). На их базе было образовано совместное предприятие «Вездеход-ГВА».

В названии детища столичного автогиганта и Правдинского завода увековечено имя Грачева Виталия Андреевича- выдающегося отечественного инженера- новатора, основателя и первого руководителя СКБ, патриарха в области создания отечественной мобильной техники сверхвысокой проходимости. На протяжении длительного периода в грачевской фирме получили «путевку в жизнь» многие десятки экспериментальных и серийных образцов, использовавшихся в оборонном и космическом комплексах страны. В 1992 году АМО ЗИЛ по экономическим соображениям отказался от производства машин подобного типа, а их изготовление было возложено на «Вездеход-ГВА», ставший самостоятельным предприятием.

С начала 80-х годов поисково-спасательные службы ВВС оснащаются изделиями, входящими в комплекс «490». В их задачи включены: своевременное обнаружение возвращаемых отсеков космических кораблей, прибытие к месту их приземления (приводнения), оказание первой помощи членам экипажа, а также доставка космонавтов, спускаемых аппаратов, приборов и информации научного или военного значения в заранее определенные наземные пункты.

Поисково-эвакуационный комплекс насчитывает две колесные и одну машину со шнекороторными движителями. Широкая унификация между трехосными амфибиями позволила на одном и том же шасси создать автомобиль ЗИЛ-4906, оборудованный крановой установкой и кузовом, в котором смонтированы устройства для установки и крепления спускаемых аппаратов, а также вездеход ЗИЛ- 49061, оснащенный комфортабельным пассажирским салоном с необходимой медицинской аппаратурой.

Компоновка обоих изделий выполнена следующим образом. В носовой части сосредоточены радионавигационный комплекс и четырехместная кабина экипажа. Сразу за передней осью размещен силовой агрегат с обслуживающими системами, все остальное пространство отведено грузовому отсеку. Равномерное расположение осей по базе машины (2400+2400 мм) дает возможность преодолевать канавы и рвы шириной более 1,5 м, вертикальные фунтовые и снежные уступы до 1 м, прочие неровности рельефа, а также обеспечило установку специального оборудования.

В качестве энергетической установки используется V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗИЛ- 508.10 мощностью 150 л. е., либо его дизельный 136-сильный вариант ЗИЛ- 0550.30. Пятиступенчатая механическая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка обеспечивают десять скоростей переднего и две заднего хода. Еще больше диапазон передаточных чисел увеличивают бортовые и колесные редукторы. Сама же трансмиссия выполнена по так называемой схеме с бортовой раздачей потока мощности. Это означает, что усилие передается к колесам каждого борта, которые имеют жесткую кинематическую связь между собой. При этом межбортовой дифференциал снабжен механизмом блокировки. Помимо высокой тяги, развиваемой в наиболее сложных дорожных условиях, подобное техническое решение позволяет понизить центр тяжести груза и всего вездехода.

Необычно большой для данного класса автомобилей дорожный просвет (около 600 мм) был достигнут благодаря наличию шин значительного диаметра, колесным редукторам, независимой подвеске всех колес. Применение высокоэластичных шин увеличенного профиля и диаметра, способных работать совместно с системой, изменяющей внутреннее давление воздуха в широких границах, существенно повысило проходимость на слабонесущих грунтах (снег, песок, влажная луговина и прочие).

Необычна и схема управления транспортным средством. Поворот передних и задних колес во взаимопротивоположных направлениях имеет неоспоримые преимущества. Наименьший радиус поворота 9-метровых по длине машин составляет всего лишь десять метров. В тоже время перемещение управляемых колес на относительно небольшие углы дало возможность сделать несущую раму более широкой и прочной. Вместе с тем, при повороте на деформируемых поверхностях таких, как песок, переувлажненный грунт и снег значительно снижается сопротивление движению ввиду того, что задние управляемые колеса следуют по колее, проложенной передними. Небольшое усилие, прилагаемое к рулевому колесу, стало следствием установки гидроусилителей, воздействующих на переднюю и заднюю рулевые трапеции.

Индивидуальная торсионная подвеска каждого колеса на поперечных рычагах, дополненных энергоемкими гидроамортизаторами, с одной стороны улучшило плавность хода на пересеченной местности, с другой – увеличило средние скорости движения в условиях бездорожья.


Несомненными достоинствами обладает тормозная система. Выбранная схема трансмиссии позволила обойтись только четырьмя очень компактными дисковыми вентилируемыми тормозами, смонтированными на передних и задних бортовых редукторах. Двухконтурный гидропривод с управлением от одного главного цилиндра без каких-либо усилителей в состоянии остановить автомобиль полной массой 12 тонн. Кроме того, исполнительные механизмы, находящиеся вис колес, хорошо защищены от попадания грязи. Стояночные тормоза, совмещенные с рабочими, снабжены пневмоприводом.

Большое внимание уделено снижению веса. Рама, целый ряд агрегатов трансмиссии, несущие конструкции грузоподъемного устройства (крана), рулевые устройства, некоторые другие элементы изготовлены из алюминиевых сплавов.

Водоизмещающий корпус с удачными гидродинамическими обводами, кабина, пол кузова у ЗИЛ-4906 и пассажирский салон у ЗИЛ-49061 отформованы из стеклопластика.

В стандартную комплектацию входят водооткачивающая система, автоматическая установка пожаротушения, система кондиционирования воздуха, генератор постоянного тока мощностью 4,5 кВт.

Колесные амфибии рассчитаны па эксплуатацию при температуре окружающей) воздуха от -50"С до +50"С. Они могут плавать на внутренних водоемах при высоте волны до 0,5 м. Обе машины хорошо приспособлены к авиатранспортировке на самолетах и вертолетах.

Вездеходы по дорогам с твердым покрытием могут двигаться со скоростью 75-80 км/ч, на воде – 9 км/ч, преодолевать подъемы до 30° и косогоры крутизной 20". Запас хода у ЗИЛ-4906 полной массой 11,8 т достигает 900 км, у 9,5-тонного ЗИЛ-49061 эта величина составляет 1250 км.

Грузовая модификация имеет две крановые синхронно работающие установки. способные поднять груз массой 3,4 т. Спускаемые аппараты транспортируются на специальных ложементах. Пассажирский вариант оборудован полностью закрытым кузовом, в котором могут разместиться три космонавта, нуждающиеся в оказании медицинской помощи, бригада врачей, самое разнообразное оснащение. Оптимальные температуру и влажность воздуха поддерживает климатическая установка.

Поиск спускаемых космических аппаратов, обмен информацией с наземными пунктами и воздушными объектами (самолетами и вертолетами) осуществляется посредством мошною навигационного и радиосвязного комплексов.

В тех случаях, когда колесные амфибии теряют подвижность, преодолевая, например, топкое болото или снег метровой глубины, в спасательной операции принимает участие вездеход ЗИЛ -29061, оснащенный роторно-винтовыми движителями. Его в нужный район в своем грузовом отсеке доставляет ЗИЛ- 4906 и устанавливает на опорную поверхность с помощью собственного гидрокрана. Компактная (4900 х 2400 х 2200 мм) очень маневренная машина ЗИЛ-29061 весом около 2,5 т способна перевести пять человек или 375 кг грузов. В движение изделие приводят два карбюраторных двигателя мощностью по 77 л. с. каждый. Трансмиссия обеспечивает восемь скоростей переднего и такое же количество передач заднего хода. На болоте ЗИЛ- 29061 перемещается со скоростью 12 км/ ч, па воде- 13 км/ч, а на снегу она достигает 25 км/ч. В конструкции машины нашли самое широкое применение алюминиевые сплавы и стеклопластик.

Можно смело утверждать, что ни одна страна в мире не располагает аналогичным поисково-спасательным комплексом. Необходимо также отмстить, что модульное построение конструкций колесной техники позволяет успешно решать вопросы, связанные с созданием модификаций с колесной формулой 4 х 4, 6 х 6, 8 х 8, 10 х 10 и более с различными базовыми размерами. Эти качества дают возможность приспособить шасси под размещение грузов и систем, обладающих сложными контурами и большими габаритными размерами.

Сложное финансовое положение, которое испытывает военное ведомство м последние годы, предопределило разработку автомобилей двойного назначения и поиск новых заказчиков. Одним из них стало Министерство но чрезвычайным ситуациям (МЧС) России. По его техническому заданию изделия комплекса «490» были адаптированы для работы в составе аварийно-спасательных формирований, а. кроме того, созданы новые образцы машин. Высокие технико-эксплуатационные качества ЗИЛ-4906, ЗИЛ-49061 и ЗИЛ 29061 при оснащении их соответствующим оборудованием позволяют решать новые, несколько иные задачи. В этой связи огромное значение имеет то обстоятельство, что стихийные бедствия и технические катастрофы часто происходят вдали от автомобильных и железнодорожных дорог, а также в плохих погодных условиях. Однако теперь соответствующие подразделения имеют в своем арсенале наиболее эффективную мобильную технику, которая может в условиях полного бездорожья эвакуировать терпящих бедствие людей, осуществлять транспортировку грузов и снаряжения.

Специально по требованиям МЧС были спроектированы и построены трехосные (6 х 6) автомобили семейства ЗИЛ-4972. По сути дела, они являются упрощенными неплавающими разновидностями изделий предшествующего поколения. Для снижения стоимости стальная кабина с несколько измененным оперением и силовой агрегат заимствованы от серийного грузовика ЗИЛ-4331, а элементы ходовой части, трансмиссии, специальное оборудование аналогичны тем. что применяются на ЗИЛ-4906. Оригинальную конструкцию имеют стальная рама и надстройки. Некоторые изменения претерпела компоновка. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 мощностью 185 л. с. расположен спереди, за ним – трехместная кабина экипажа. Применяется 9-ступенчатая коробка передач, которая в совокупности с двухступенчатой раздаточной коробкой обеспечивает 18 передач переднего хода и две – заднего.

На модели ЗИЛ-4972 установлен грузопассажирский кузов-фургон КЦ- 4972, в котором размещаются спасатели, а также соответствующие инструмент и оборудование.

ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-497205 представляют собой шасси, на которых смонтированы трехместная или двухрядная семиместная кабины, полноповоротный кран -манипулятор и грузовая платформа для доставки к месту аварий специальных спасательных контейнеров.

Описанные аварийно-спасательные машины комплектуются самыми разнообразными устройствами, обеспечивающими проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций. Они могут проводить разведку обстановки, поиск пострадавших, извлечение их из-под завалов и поврежденных транспортных средств, а, кроме того, осуществлять оказание им первой медицинской помощи.


Кабины ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 оборудованы мощным радионавигационным комплексом, способным точно определить место посадки спускаемого космического аппарата


Эвакуация приводнившегося спускаемого аппарата


Номенклатура специальных средств очень велика. Обычно ее состав разрабатывается для каждого автомобиля отдельно и формируется в зависимости от его целевого назначения.

По заказу любая машина может быть оснащена американским дизелем Caterpillar-3116 мощностью 170-185 л. с. и 9-ступенчатой коробкой передач Eaton. В переднем бампере установлена тросовая лебедка тяговым усилием 4,5 т.

Грузоподъемность сухопутных автомобилей 4-4,5 т, полная масса 12-13,2 т. Максимальная скорость достигает 70 км/ч, запас хода – 1000-1400 км. глубина преодолеваемого брода составляет 1,5 м.

Поставщиками специального оборудования являются Шумярлинский завод кузовов. Балашихинский завод автомобильных кранов и другие предприятия.

В настоящее время в структурах МЧС успешно эксплуатируется несколько десятков аварийно-спасательных автомобилей с маркой ЗИЛ.

Перспективными разработками являются специальные машины МСУ АГП 28.03 и МС-630, которые созданы в сотрудничестве с ВК'ГИ монтажстроймеханизация. В первом случае речь идет об установке оснащенной первичными средствами пожаротушения, многорезцовой головкой для вскрытия корпуса самолета при аварийных ситуациях и телескопическим эвакуационным трапом, в другом – автомобиль оборудован 28-метровым телескопическим подъемником для доставки спасателей с инструментом и оборудованием на необходимую высоту во время ликвидации последствий аварий. Еще один проект предусматривает переделку ЗИЛ-497205 в кабелеукладчик с крапом манипулятором.

Как показал опыт, амфибии комплекса «490» оказались эффективным средством во время локализации разливов нефти и нефтепродуктов. Об этом свидетельствуют успешные испытания плавающего вездехода ЗИЛ-49062.20. В кормовой части его рамы закреплен полноповоротный манипулятор грузоподъемностью 700 кг и боновые заграждения. Последние при их развертывании в воде препятствуют распространению нефтяных разливов.

Еще одним важным направлением в деятельности «Вездеход ГВА» стало создание многоцелевых транспортных средств высокой проходимости. Машины такого типа выпускаются многими компаниями мира. Они широко применяются в городских коммунальных службах, дорожном и транспортном строительстве, агропромышленном комплексе и лесном хозяйстве, нефтегазовых отраслях и энергетике, аварийно-спасательных и противопожарных частях, а также в армейских частях.

В основу нового семейства ЗИЛ- 3906 легли узлы и агрегаты трехтонки ЗИЛ 5301 и вездехода ЗИЛ-4906. От малотоннажного грузовика использовались кабина с несколько измененным оперением, белорусский дизель ММЗ- 245.12 мощностью 109 л. с. и пятиступенчатая механическая коробка передач, от амфибии были заимствованы элементы ходовой части и трансмиссии. По общей компоновке базовые двухосные модели ЗИЛ 390610 и ЗИЛ-390611 с колесной базой 2800 и 3300 мм соответственно очень близки к изделиям ЗИЛ-4972. Колея передних и задних колес увеличена до 2050 мм, высота лонжеронов стальной рамы составляет 400 мм. К особенностям конструкции можно отнести бортовую систему трансмиссии с межбортовым блокируемым дифференциалом, передние и задние управляемые колеса, независимую торсионную подвеску, дисковые вентилируемые тормоза с гидропневматичсским приводом, систему регулирования давления воздуха в шинах. Трансмиссия автомобиля имеет 10 передач переднего и две заднего хода. Для привода широкой гаммы навесного оборудования предусмотрены шесть валов отбора мощности, четыре из которых находятся на бортовых редукторах, а два – на раздаточной коробке. Возможна установка шип трех размеров 12,00-20.14,00 20 и 16,00-20. По выбору водителя изменение направления движения транспортного средства может осуществляться либо двумя передними колесами, либо передними и задними одновременно.

В последнем случае, когда колеса поворачиваются во взаимно противоположных направлениях, обеспечивается наименьший радиус поворота (5,2 и 6,1 м в зависимости от колесной базы) либо поворот осуществляется в одну сторону, позволяя машине двигаться боком. Грузоподъемность шасси не менее 3,2 т, полная масса 7,5 т. Максимальная скорость движения достигает 80 км/ч. Минимальный дорожный просвет 500 мм, глубина преодолеваемого брода 1.4 м. Проходимость и подвижность машин семейства ЗИЛ-3906. как показали испытания, сопоставима с аналогичными показателями гусеничной техники, поэтому областями их применения могут быть сухопутные войска, геологоразведка, газовый и нефтяной комплексы, аварийные и спасательные службы. В настоящее время рассматривается вопрос о развертывании серийного производства.

В последние годы коллектив ОГК ЗИЛ разрабатывает трехосный вездеход, который обладает уникальными технико- эксплуатационными данными. Здесь реализуется принцип индивидуального привода па каждое колесо. Дело в том. что двигатель машины приводит мощные гидронасосы, которые посредством механической связи передают свою энергию шести гидрообъемным моторам, вращающим каждое колесо. Достоинства подобной схемы очевидны. К ним относятся более высокий КПД; бесступенчатое и плавное изменение скорости движения: устойчивая очень малая (близкая к нулю) скорость движения при максимальной тяге; простая компоновка агрегатов трансмиссии (чем больше ведущих колес, тем существеннее преимущество); снижение массы трансмиссии; возможность обеспечения работы двигателя с минимальным расходом топлива; повышение проходимости во время передвижения по поверхностям с низкой несущей способностью (пашня, сыпучий песок, болото, снег и т. д.); снижение ущерба наносимого колесным транспортным средством грунтам с легко разрушаемым и трудно- восстанавливаемым верхним слоем.

Функционирование системы двигатель -трансмиссия-движители контролирует автоматическая электронная система.

Создание полноприводного автомобиля подобного типа позволит выйти на принципиально новый уровень показателей проходимости, топливной экономичности, т. е. в целом повышение производительности машин со всеми ведущими колесами.

Вездеходы нового поколения с успехом могут использоваться в военных целях и гражданских отраслях. С 1998 года специалисты ОГК ЗИЛ работают также над созданием противопожарной колесной техники.

Огромный вклад в развитие конструкций специальных автомобилей высокой проходимости внесли главные конструктора Вольский С.Г. и Сальников И.И., инженеры Абрамов Н.А., Андреева АД., Балашов Ю.В., Егоров H.A., Комаров В.Д., Кузнецов А.Г., Кузнецов С.А.. Мороюн М.П., Лаврентьев 13. Б.. Нифонтов В.О., Румянцев С.Ф., Селезнев А.П., Соболев Ю.И., Соколовский В.И., Соловьев А.А., Шестопалов В.В., Филимонов А.И., Хованский Г.И. и многие другие сотрудники ОГК ЗИЛ.


Шнеко-роторный вездеход ЗИЛ-29061


Одна из последних модификации амфибии ЗИЛ-49062.20


ЗИЛ-497205 оснащен двухрядной семиместной кабиной, поворотным краном- манипулятором и грузовой платформой, в которой размещены контейнеры со спасательным оборудованием


Хорошую репутацию в подразделениях МЧС заслужил вездеход ЗИЛ-4972


Многоцелевой двухосный автомобиль ЗИЛ-3906.10


Погрузка спускаемого космического аппарата


Фото автора, Ю.Дородонова и предприятия «Вездеход-ГВА»


Михаил РАСТОПШИН









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх