Боевая машина БМ-24

Как известно 1* , в годы Великой Отечественной войны все наши реактивные снаряды стабилизировались в полете с помощью крыльев (стабилизаторов). А немцы наоборот предпочитали турбореактивные снаряды, не имевшие крыльев, а стабилизировавшиеся вращением. Снаряды с крыльевыми стабилизаторами имели очень большое рассеивание, но большую дальность, чем турбореактивные снаряды, у которых часть энергии пороховых газов уходила на раскрутку снаряда.

В послевоенное время в СССР была начата разработка 240-мм и 140 мм реактивных снарядов, получивших индексы М-24 и М-14. В 1955 г. на вооружение Советской армии принимается боевая машина БМ-24 с турбореактивными снарядами М-24Ф и МС-24. БМ-24 (индекс ГАУ 8УЗ1) была создана на шасси грузового автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-151.

БМ-24 имела 12 направляющих каркасного (сотового) типа, помещенных на поворотной рамс. Рама в свою очередь была установлена на тумбе. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтового типа. Приводы подъемного и поворотного механизмов ручные. Уравновешивающий механизм пружинный толкающего типа.

БМ-24 была оснащена карбюраторным двигателем мощностью 95 л. с. Боевая машина с расчетом, снаряженная 12 снарядами, обладала запасом хода по шоссе до 600 км. Кабина и бензобаки имели легкую защиту, предназначенную для предохранения их от действия газовой струи снаряда.

При стрельбе на грунт опускались два домкрата, расположенные в задней части боевой машины. Домкраты были необходимы для разгрузки рессор задних мостов и обеспечения устойчивости машины при стрельбе.

Заряжание боевой машины производилось вручную с помощью особого захвата и лотка. Два номера расчета поднимали снаряд захватом, а третий поддерживал снаряд за сопловое дно. Затем снаряд укладывали на лоток и досылали его в направляющую, пока снаряд не зайдет за задний стопор.

Кроме БМ-24 для 240-мм снарядов была создана боевая машина БМ- 24Т на шасси среднего гусеничного артиллерийского тягача АТ-С (изделие 712). По сравнению с колесной боевой машиной БМ-24Т была дороже, имела меньшую скорость хода по шоссе, уменьшенный моторесурс. Зато, обладая высокой проходимостью, была способна действовать в составе танковой части в условиях полного бездорожья.

БМ-24Т оснащалась дизелем В- 54Т, развивавшим мощность 275 л. с. при 1600 об/мин. В двух баках помещался запас топлива в 420 л., позволявший двигаться по среднему фунту без дозаправки на расстояние до 300 км. На месте кузова тягача была размещена сварная рама, на которой устанавливалась артиллерийская часть боевой машины. Принципиальным отличием БМ-24Т от БМ-24 была замена сотовых направляющих на трубчатые. Основным преимуществом трубчатых направляющих в многоствольных пусковых установках является исключение возможности воздействия газовой струи одного снаряда на другие снаряды в момент движения снаряда по направляющим. Кроме того, при той же баллистике трубчатые направляющие короче СОТОВЫХ.

1* См.: «Техника и оружие» № 1/95 «Лука и Катюша против Ванюши»


Данные боевых машин БМ-24 и БМ-24Т
  БМ-24 БМ-24Т
База боевой машины ЗИЛ-151 АТ-С
Число направляющих 12 12
Длина направляющих, мм 2000 1400
Угол ВН. град. 10-50° 10-50°
Угол ГН, град. 140° 180°
Длина системы, мм 6930 5970
Ширина системы, мм:
в боевом положении 2650 2435
а походном положении 2320 2435
Высота системы, мм:    
в походном положении 2800 3000
в боевом положении при максимальном угле возвышения 3510  
Вес артиллерийской части, кг 1420 2870
Вес БМ без расчета,    
снарядов и ЗИП, кг 7140 14118
Вес БМ с расчетом,    
снарядами и ЗИП, кг 8910 16100

Эксплуатационные данные:

Время полного залпа, с 6—8: 6—8
Время перехода их поход­ного положения в боевое без заряжания, мин 1.5—2,0 1,5—2,0
Время заряжания, мин 3—4 3-4
Скорость заряженной БМ по шоссе, км/час 55 35
Глубина преодолеваемого брода, мм 750 1000
Наибольший угол подъема, град, 28" 30°

Примечание: * В секторе, где находится кабина, угол снижения несколько больший


240-мм турбореактивный фугасный снаряд М-24Ф


Боевая машина БМ-24 в походном положении


Боевая машина БМ-24 в боевом положении


БМ-24 в боевом положении (вид сзади)


Данные 240-мм турбореактивных снарядов
Снаряд М-24Ф М-24ФУД МД-24Ф МС-24 | МС-24УД
Калибр, мм 240,8 240,6 240.6 240.6 240.6
Индекс ГАУ Ф-961 Ф-961У - - -
Баллистический индекс ТС-59 ТС-64 - - -
Тип взрывателя В-25М; В-25; В-24 В—25 - - -
Длина снаряда со взрывателем. ми/клб 1124/5,1 1245/5,2 1684 1240 1240
Вес снаряда, кг 112,25 109.0 155.0 109,0 1090
Вес ВВ, кг 27 4 18.4 19.8 - -
Вес пороха а ракетном двигателе, кг 16,12 23,96 - - -
Время работы двигателя (от -40 до +50°С). с 1 -0.5 22-0.9 - - -
Дульная скорость снаряда (ОТ -40° до +50°С), м/с 30-45 27-37 - - -
Длина активн. участка траектории, м 90 230 -350 __
Скорость вращения снаряда в конце активного участка траектории при угле возвышения 40° м/с 280 468.5 - - -
Дальность толета табличная максимальная, м 6575 10600 17 500 6500 16 000

Поворотная рама


Двенадцать 241-мм направляющих трубчатого типа были установлены на вертлюге, соединенном шаровым погоном с неподвижной тумбой. Тумба крепилась к лонжеронам рамы шасси. Подъемный механизм винтовой. Приводы маховиков наведения ручные.

Первоначально (в J 955 г) на вооружение БМ-24 поступили турбореактивные снаряды М-24Ф, М-24ФУД и МС-23, а в 1962 г. были приняты на вооружение снаряды МД-24Ф и МС- 24УД, 240-мм турбореактивные снаряды состояли из головной и ракетной частей. В ракетной части находился пороховой заряд, состоявший из 19 цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха ФСГ-2 или КДСИ. В сопловом дне имелось 16 сопел, оси которых наклонены к оси снаряда под углом в 15°. За счет наклона сопел возникала тангенциальная сила, раскручивавшая снаряд.

Снаряд увеличенной дальности М-24ФУД отличался от М-24Ф меньшим весом взрывчатого вещества в головной части и устройством реактивного двигателя. В ракетной части М- 24ФУД помещалось семь толстосводных одноканальных шашек пороха РСИ-12К. Снаряд М-24Ф (М-24ФУД) при стрельбе под углом н 45° и установке взрывателя на замедленное действие образовывал в фунте средней плотности воронку диаметром 5-6 м (1,52,5 м) и глубиной 3-4 м (1,5-2,5 м).

Снаряды МС-24 и МС-24УД были снаряжены отравляющим веществом. Головная часть 3X1 снаряда МС-24 снаряжалась 19 кг вещества «Р-35». Снаряд МС-24УД имел большую дальность, но содержал меньше OB (12 кг).

Система БМ-24 (БМ-24Т) при использовании фугасных снарядов была способна решать задачи по разрушению полевых фортификационных сооружений и уничтожению живой силы и техники противника в районах сосредоточения. Один залп БМ-24 химическими снарядами мог уничтожить противника сразу на площади в несколько гектаров.


Примечания:



Боевая машина БМ-24

Как известно 1* , в годы Великой Отечественной войны все наши реактивные снаряды стабилизировались в полете с помощью крыльев (стабилизаторов). А немцы наоборот предпочитали турбореактивные снаряды, не имевшие крыльев, а стабилизировавшиеся вращением. Снаряды с крыльевыми стабилизаторами имели очень большое рассеивание, но большую дальность, чем турбореактивные снаряды, у которых часть энергии пороховых газов уходила на раскрутку снаряда.

В послевоенное время в СССР была начата разработка 240-мм и 140 мм реактивных снарядов, получивших индексы М-24 и М-14. В 1955 г. на вооружение Советской армии принимается боевая машина БМ-24 с турбореактивными снарядами М-24Ф и МС-24. БМ-24 (индекс ГАУ 8УЗ1) была создана на шасси грузового автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-151.

БМ-24 имела 12 направляющих каркасного (сотового) типа, помещенных на поворотной рамс. Рама в свою очередь была установлена на тумбе. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтового типа. Приводы подъемного и поворотного механизмов ручные. Уравновешивающий механизм пружинный толкающего типа.

БМ-24 была оснащена карбюраторным двигателем мощностью 95 л. с. Боевая машина с расчетом, снаряженная 12 снарядами, обладала запасом хода по шоссе до 600 км. Кабина и бензобаки имели легкую защиту, предназначенную для предохранения их от действия газовой струи снаряда.

При стрельбе на грунт опускались два домкрата, расположенные в задней части боевой машины. Домкраты были необходимы для разгрузки рессор задних мостов и обеспечения устойчивости машины при стрельбе.

Заряжание боевой машины производилось вручную с помощью особого захвата и лотка. Два номера расчета поднимали снаряд захватом, а третий поддерживал снаряд за сопловое дно. Затем снаряд укладывали на лоток и досылали его в направляющую, пока снаряд не зайдет за задний стопор.

Кроме БМ-24 для 240-мм снарядов была создана боевая машина БМ- 24Т на шасси среднего гусеничного артиллерийского тягача АТ-С (изделие 712). По сравнению с колесной боевой машиной БМ-24Т была дороже, имела меньшую скорость хода по шоссе, уменьшенный моторесурс. Зато, обладая высокой проходимостью, была способна действовать в составе танковой части в условиях полного бездорожья.

БМ-24Т оснащалась дизелем В- 54Т, развивавшим мощность 275 л. с. при 1600 об/мин. В двух баках помещался запас топлива в 420 л., позволявший двигаться по среднему фунту без дозаправки на расстояние до 300 км. На месте кузова тягача была размещена сварная рама, на которой устанавливалась артиллерийская часть боевой машины. Принципиальным отличием БМ-24Т от БМ-24 была замена сотовых направляющих на трубчатые. Основным преимуществом трубчатых направляющих в многоствольных пусковых установках является исключение возможности воздействия газовой струи одного снаряда на другие снаряды в момент движения снаряда по направляющим. Кроме того, при той же баллистике трубчатые направляющие короче СОТОВЫХ.

1* См.: «Техника и оружие» № 1/95 «Лука и Катюша против Ванюши»


Данные боевых машин БМ-24 и БМ-24Т
  БМ-24 БМ-24Т
База боевой машины ЗИЛ-151 АТ-С
Число направляющих 12 12
Длина направляющих, мм 2000 1400
Угол ВН. град. 10-50° 10-50°
Угол ГН, град. 140° 180°
Длина системы, мм 6930 5970
Ширина системы, мм:
в боевом положении 2650 2435
а походном положении 2320 2435
Высота системы, мм:    
в походном положении 2800 3000
в боевом положении при максимальном угле возвышения 3510  
Вес артиллерийской части, кг 1420 2870
Вес БМ без расчета,    
снарядов и ЗИП, кг 7140 14118
Вес БМ с расчетом,    
снарядами и ЗИП, кг 8910 16100

Эксплуатационные данные:

Время полного залпа, с 6—8: 6—8
Время перехода их поход­ного положения в боевое без заряжания, мин 1.5—2,0 1,5—2,0
Время заряжания, мин 3—4 3-4
Скорость заряженной БМ по шоссе, км/час 55 35
Глубина преодолеваемого брода, мм 750 1000
Наибольший угол подъема, град, 28" 30°

Примечание: * В секторе, где находится кабина, угол снижения несколько больший


240-мм турбореактивный фугасный снаряд М-24Ф


Боевая машина БМ-24 в походном положении


Боевая машина БМ-24 в боевом положении


БМ-24 в боевом положении (вид сзади)


Данные 240-мм турбореактивных снарядов
Снаряд М-24Ф М-24ФУД МД-24Ф МС-24 | МС-24УД
Калибр, мм 240,8 240,6 240.6 240.6 240.6
Индекс ГАУ Ф-961 Ф-961У - - -
Баллистический индекс ТС-59 ТС-64 - - -
Тип взрывателя В-25М; В-25; В-24 В—25 - - -
Длина снаряда со взрывателем. ми/клб 1124/5,1 1245/5,2 1684 1240 1240
Вес снаряда, кг 112,25 109.0 155.0 109,0 1090
Вес ВВ, кг 27 4 18.4 19.8 - -
Вес пороха а ракетном двигателе, кг 16,12 23,96 - - -
Время работы двигателя (от -40 до +50°С). с 1 -0.5 22-0.9 - - -
Дульная скорость снаряда (ОТ -40° до +50°С), м/с 30-45 27-37 - - -
Длина активн. участка траектории, м 90 230 -350 __
Скорость вращения снаряда в конце активного участка траектории при угле возвышения 40° м/с 280 468.5 - - -
Дальность толета табличная максимальная, м 6575 10600 17 500 6500 16 000

Поворотная рама


Двенадцать 241-мм направляющих трубчатого типа были установлены на вертлюге, соединенном шаровым погоном с неподвижной тумбой. Тумба крепилась к лонжеронам рамы шасси. Подъемный механизм винтовой. Приводы маховиков наведения ручные.

Первоначально (в J 955 г) на вооружение БМ-24 поступили турбореактивные снаряды М-24Ф, М-24ФУД и МС-23, а в 1962 г. были приняты на вооружение снаряды МД-24Ф и МС- 24УД, 240-мм турбореактивные снаряды состояли из головной и ракетной частей. В ракетной части находился пороховой заряд, состоявший из 19 цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха ФСГ-2 или КДСИ. В сопловом дне имелось 16 сопел, оси которых наклонены к оси снаряда под углом в 15°. За счет наклона сопел возникала тангенциальная сила, раскручивавшая снаряд.

Снаряд увеличенной дальности М-24ФУД отличался от М-24Ф меньшим весом взрывчатого вещества в головной части и устройством реактивного двигателя. В ракетной части М- 24ФУД помещалось семь толстосводных одноканальных шашек пороха РСИ-12К. Снаряд М-24Ф (М-24ФУД) при стрельбе под углом н 45° и установке взрывателя на замедленное действие образовывал в фунте средней плотности воронку диаметром 5-6 м (1,52,5 м) и глубиной 3-4 м (1,5-2,5 м).

Снаряды МС-24 и МС-24УД были снаряжены отравляющим веществом. Головная часть 3X1 снаряда МС-24 снаряжалась 19 кг вещества «Р-35». Снаряд МС-24УД имел большую дальность, но содержал меньше OB (12 кг).

Система БМ-24 (БМ-24Т) при использовании фугасных снарядов была способна решать задачи по разрушению полевых фортификационных сооружений и уничтожению живой силы и техники противника в районах сосредоточения. Один залп БМ-24 химическими снарядами мог уничтожить противника сразу на площади в несколько гектаров.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх