Тяжелая артиллерия Советского периода

Апександр ШИРОКОРАД


406-ММ ОСАДНАЯ ГАУБИЦА ОБУХОВСКОГО ЗАВОДА

Продолжение. Начат см. «ТиВ», №9, 1998.

После опытов на острове Березань возник вопрос о создании 406-мм береговых и осадных гаубиц.

В ЖЛК № 378 от 9.04.1913 г. был рассмотрен проект 406-мм береговой гаубицы, представленный генералом Забудским. Затвор гаубицы поршневой. Заряжание раздельно-гильзовое.

Этим же журналом (№ 378) Дурляхеру было предложено разработать чертежи лафета к проектируемой гаубице и пред-

ставить их АК ГАУ. Дурляхер разработал проект лафета, который был рассмотрен в ЖАК № 1518 от 24.12.1913 г. [Табл.36]


Таблица 36 Данные проекта Дурляхера

Длина пороховой каморы, мм 1513,8

Вес тела орудия, кг около 29 484

Угол ВН*  +20°; +60°

Угол заряжания (постоянный) около 20°

Длина отката,мм 1920

Толщина щита, мм 51

Вес снаряда, кг 870.2

Вес заряда, кг 110,6

Начальная скорость снаряда, м/с 500

Скорострельность, выстр/мин 1

* Предусматривалась стрельба при 0°.


Затвор поршневой с приводом от электродвигателя.

Лафет состоял из люльки, станка и установочных частей, подобных соответствующим частям 14/52-дм установки. Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Клепаный станок опирался на шары установочного круга, которые закреплены на бетонном основании. Приводы ВН и ГН вручную и от общего электродвигателя.

Кроме Дурляхера проект 406- мм гаубичного лафета 7.03.1914 г. представил Металлический завод.

По сведениям генерала Барсукова 406 мм мортира была также изготовлена Шнейдером, но в Россию она не поступила.

Проектирование и изготовление 406-мм осадных гаубиц

В ходе войны появилась необходимость в тяжелых осадных гаубицах. Проекты береговых гаубиц Металлического завода и Дурляхера предполагали тяжелые стационарные установки и для этой цели не годились. Поэтому в 1915 году ДК ГАУ переделал проект 406-мм береговой гаубицы (а скорее создал новую систему). Первый чертеж 406 -мм осадной гаубицы был выполнен 18.11.1915 г. Окончательно чертеж был утвержден генералом Маниковским 26.11.1916 г. Дальность стрельбы новой 406- мм гаубицы была уменьшена с 16-14 км до 10 км.

25 февраля 1916г. Обуховскому заводу был дан наряд № 28 243 на изготовление четырех 406-мм гаубиц (а точнее – их стволов). Согласно этому наряду все четыре гаубицы должны быть изготовлены в 1917 году (в том числе две гаубицы к марту 1917 года). К началу 1920 года стволы 406-мм гаубиц находились на Обуховском заводе.

29 сентября 1920 года в ГАУ вновь был рассмотрен вопрос о 406 мм гаубицах. Работы над ними решили продолжить. но «не в срочном порядке». Тем не менее, доделка гаубиц не велась, хотя бюрократическая переписка о них продолжалась до 1928 года. Так, 13 ноября 1928 года завод «Большевик» заявил АУ, что он за 2-3 года «может изготовить две 406-мм гаубицы». (Под изготовлением, разумеется, имелась ввиду доделка гаубиц). Однако АУ по непонятным причинам отказалось от доделки таких мощных и сравнительно мобильных систем. Аналогичная ситуация сложилась и с лафетами 406-мм гаубиц.

На основании Постановления Исполнительной комиссии при Военном министре от 7.04.1915 г. ГАУ заключило контракт с Брянским рельсопрокатным заводом на четыре лафета системы Дурляхера для 406-мм гаубиц. Официально контракт был подписан 13.05.1916г. Стоимость заказа 596 000 рублей.

В состав одной системы входили:

а) лафет, состоящий из люльки, станка и установочных частей;

б) две кокорные тележки, ствольная повозка, передок для повозки станка и подвижная платформа для заряжающих.


Таблица 37 Данные 406-мм осадной гаубицы

А. Ствол

Калибр, мм 406,2

Длина ствола, мм/клб 5264/12,953

ЧИСЛО нарезов 96

Б. Лафет системы Дурляхера

Угол ВН 0°; +60°

Угол ГН ±20°

Высота системы, мм 3581

Максимальная ширина системы, мм 5055

Вес системы в боевом положении без деревянного основания, кг 40 951

Скорострельность, выстр/мин 1 выстрел в 2 минуты


В 1918 году изготовленные части лафетов были эвакуированы в Алатырский артсклад. На 15.06.1920 г. часть элементов лафетов была утеряна, и готовность их оценивалась не выше 20%. В конце концов. Брянский завод сумел, подобно Обуховскому, отказаться от заказа. [Табл. 37]


Таблица 38 Боекомплект и баллистика
Фугасный снаряд Вес сна­ряда, кг Длина,клб Вес тро­тила, кг Взрыва­тель Вес пол­ного за­ряда, кг Началь­ная ско­рость,м/с
Стальной 696,2 3,75 145,5 5ДМ 36,85 381
Чугунный 696,2 2,9 45,0 8Г.12 36,85 381
Стальной 532,4 2,8 100,3 5ДМ 36.85

Компрессор гаубицы гидравлический, накатник гидропневматический. Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Поворотный механизм цепной.

В походном положении система перевозилась мехтягой на трех повозках – ствольной, лафетной и основания. [Табл.38]

Максимальное давление газов в стволе 1760-1960 кг/см2 . Дальность стрельбы по разным источникам 1070-13 300 м.

Одновременно с заказом 406-мм гаубиц ГАУ заказало «Русскому обществу для изготовления снарядов» («Обществу Мальцевских заводов») 2000 стальных фугасных и 150 чугунных снарядов. Часть их была изготовлена, но 2 апреля 1919 года АК сообщил на заводы, что потребности в 406 мм снарядах нет и «они могут быть использованы по другой надобности».


203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА 03

История создания мортиры

203-мм корпусная мортира 03 была спроектирована КБ № 2 и изготовлена в 1934 году на заводе «Баррикады». 9 января 1935 гола мортира прибыла на НИАП с завода «Баррикады», а передок с колесами прибыл с завода №7 30 декабря 1934 года.

Мортира имела коробчатый лафет. Тормоз отката гидравлический с объемом жидкости 18 литров. Накатник гидропневматический. При откате акатники откатывались вместе со стволом, а тормоз отката был неподвижен. Уравновешивающий механизм пружинный. Имелся механизм быстрого привода в положение для заряжания. Лафет имел подрессоривание и был приспособлен как для конной, так и для механической тяги. Тело мортиры было спроектировано в двух вариантах: с лейнированным стволом и стволом моноблоком. Крутизна нарезов прогрессивная. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое. Рессоры пластинчатые.

В системе применялось два типа лафетных колес – с металлической шиной (вес пары колес 404 кг) и с грузошиной (вес пары колес 504 кг).

Стрельба велась опытными снарядами весом 80 кг и 100 кг. [Табл.39]


Таблица 39 Баллистические данные, полученные на НИЛПе
Заряд Вес за­ряда, кг Началь­ная ско­рость, м/с Даль­ность, м Давление в канале, кг/см²
Баллистические данные для снаряда весом 80 кг
Полный 2,55 310 6991 1230
№1 2,23 278 -  
№l2 1.91 248 - -
№3 1,578 216 4130
№4 1.265 185 - 440
Баллистические данные для снаряда весом 100 кг
№1 2,13 260 5233 1440
№2 1,79 - -
№3 1.45 3375 -
№4 1.11 171 - 570

Меткость стрельбы на полигонных испытаниях оказалась неудовлетворительной. Мортира была плохо уравновешена, и усилия на рукояти маховика вертикального наведения были от 15 до 45 кг. Обкатка мортиры на расстоянии 50 км мехтягой со скоростью 10-12 км/час привела к повреждению колес с металлической шиной и ломке рессор. На вооружение 203-мм мортира 03 не принималась. [Табл.40]


Таблица 40 Данные 203-мм мортиры 03

Калибр, мм 203,4

Длина ствола, мм/клб 2435/12

Крутизна нарезов, клб:

в начале 36

у дула 18

Число нарвэов . 36

Угол ВН 2°5'; +70°

Угол ГН 5°30'

Угол заряжания .0°

Длина отката (постоянная), мм 1200

Высота линии огня, мм 1121

Ширина системы, мм 2270

Толщина щита, мм 6,0

Вас системы, кг:

в боевом положении 3621,5

в походном положении 4096,5

Скорострельность, выстр/мин.1 выстрел в 4.5-5 минут

Расчет, чел. 5

Примечание.

Весовые данные приведены для колес с металлической шиной весом 404 кг.


203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА «Ж» ЗАВОДА -КРАСНЫЙ ПУТИЛОВЕЦ»

История создания мортиры

Разработка проекта 203-мм корпусной мортиры была начата КБ завода «Красный Путиловец» на основании сношения АУ РККА от 18.07.1929 г. и опытного заказа АУ от 29.07.1929 г.

Тело мортиры состояло из трубы, кожуха и навинченного на заднюю часть кожуха казенника с противовесом и бородой, а также двух колец с захватом. Камора была спроектирована под гильзу и предусматривала возможность использования боекомплекта 203-мм гаубиц и системы «Е» («Шнейдер – Красный Путиловец»), Затвор поршневой, целиком без изменений принят от 203 -мм гаубицы «Е». Имелся механизм быстрого приведения орудия к углу заряжания (взятый от 234-мм гаубицы Виккерса).

Лафет коробчатого типа. Тормоз отката и накатник воздушно-гидравлического типа. Подъемный механизм имел два сектора. Уравновешивающий механизм пружинный. Щит толщиной 6 мм жестко прикреплен к станку.

Колеса металлические дисковые с резиновой грузошиной. Подрессоривание пружинное. Система имела передок от 152-мм гаубицы обр 1909 г., а прицел – от 152-мм мортиры обр. 1931 г.

Сборка первого опытного образца 203-мм мортиры «Ж» была закончена 31.10.1931 г., после чего его направили на НИАП. При стрельбе 15.12.1931 г. на НИАПе при первом выстреле снарядом весом 81,5 кг и зарядом 2,0 кг длина отката составила 640 мм, после чего ствол не накатился. При втором выстреле мортира опрокинулась. После двух выстрелов вышли из строя: пружина подрессоривающего механизма; вал подъемного механизма; цапфенная обойма; тормоз отката.


Таблица 41
Заряд Вес заря­да, кг Начальная скорость. м/с
Полный 2.37 260
№1 1.94 227
№2 1,41 105
№3 0,60 130

Систему возвратили на завод для исправления, а затем вновь направили на НИАП. С 22 июня по 31 июля 1932 гола из мортиры было сделано 153 выстрела. Предполагалось получить начальную скорость 310 м/с для снаряда весом 81,1 кг и заряда весом 32,5 кг.

Поданным испытаний в июне-июле 1932 года комиссия так и не дала заключения о возможности принятия мортиры на вооружение.


Таблица 42
Система На лафете 122-мм пушки На лафете 152-мм пушки
Угол ВН +45° +45°
Угол ГН 50° 60°
Вес системы в бое­вом положении, кг 6540 4430

В феврале 1934 года на НИАП для испытаний с завода «Красный Путиловец» была доставлена 203-мм мортира «Ж». С 9 по 16 марта 1934 года она была испытана 26 выстрелами лафетопробным снарядом весом 81 кг и зарядами: [Табл.41] Длина отката составила 920-930 мм. Дальность стрельбы – около 5 км. Следующий этап испытаний 203-мм мортира «Ж» прошла на НИАПе в июне 1934 года.

В 1934 годы разрабатывались системы, полученные наложением тела 203-мм мортиры «Ж» на лафет 122-мм корпусной пушки обр. 1931 г. и на лафет 152 мм гаубицы обр. 1931 г. [Табл.42]

По мнению ГАУ, целесообразность обоих наложений была сомнительная, так как навесная стрельба мортиры исключалась. В конце концов, от доработки 203 мм мортиры «Ж» отказались [Табл.43. 44]


Таблица 43 Данные 203 -мм мортиры «Ж»
Данные Проект­ные Испыта­ний
Калибр, мм 203,2 203,2
Длина ствола, мм/клб 1675/8,25 1675/8,25
Крутизна нарезов (постоянная), клб 15 15
Число нарезов 64 64
Угол ВН '75° +75°
Угол ГН ±3° *3°
Угол заряжания 20° -
Длина отката, мм:
нормального 900 900
предельного 1000  
Толщина щита, мм 6
Вес системы, кг:
в боевом полож. 2700 3647
в походном полож. - 4057

Таблица 44 Баллистические данные по проекту
Вес снаряда, кг Вес заряда, кг Началь­ная ско­рость. м/с Даль­ность, м Угол
81.13 1,95 260 5500 45°

203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА М-4

История создания и испытаний

Проектирование 203- мм мортиры М-4 велось в КБ завода № 172. Рабочие чертежи были подписаны в апреле 1942 года. 203-мм мортира М-4 представляла собой наложение вновь спроектированного 203-мм ствола моноблока с затвором от 203-мм гаубицы Б-4 на штатный лафет 152 мм гаубицы пушки МЛ- 20. Ствол-моноблок мортиры состоял из однослойной трубы и казенника. Ствол снабжался навинтным дульным тормозом. Затвор по проекту был взят полностью от 203-мм гаубицы Б-4, но в опытном образце использовался затвор от 152-мм пушки Б 30.






Схема А.Шепса



Лафет и передок заимствовали от МЛ 20 без всяких изменений.

Опытный образец 203 -мм мортиры М-4 18 ноября 1942 года прибыл с завода № 172 на Гороховецкий полигон. Однако по ряду причин испытания мортиры задержались и были начаты лишь 21 января 1943 года. В ходе полигонных испытаний было сделано 456 выстрелов и пройдено 558 км по асфальтированному и булыжному шоссе, покрытому снегом, со средними скоростями 14- 23 км/час.

В заключении комиссии по испытаниям (от 25.03.1943 г.) сказано, что из мортиры допускается стрельба (в случае самообороны) полным зарядом при угле 0°. В ходе полигонных испытаний к мортире были подобраны подходящие заряды (для снаряда Г 620). [Табл.45]


Таблица 45
Номер заряда Вес заряда, кг Началь­ная ско­рость, м/с Даль­ность, м Давле­ние в ка­нале, кг/см'
Полный 4.025 352 9800 1790
№1 3,52 325 1360
N82 3,01 297 - 1810
N»3 2,51 270 - 940
Ns4 2,02 242   780
№5 1.52 215 3300 700

Согласно заключению комиссии, М-4 испытания выдержала, но отмечалась неудовлетворительная кучность стрельбы на наименьшем заряде № 5, недостаточная прочность люльки, плохая уравновешенность качающейся части и другие недостатки. По «устранении указанных недостатков 203-мм мортира может быть рекомендована на вооружение Красной Армии». Однако на вооружение мортира все-таки не попала. Возможно, это было связано с успехами в разработке тяжелых минометов калибра 160 мм и 240 мм. [Табл.46]


Таблица 46 Данные мортиры М-4

Калибр, мм 203.4

Длина ствола клб/мм

с дульным тормозом 4328/21,3

без дульного тормоза 3691/18,1

Крутизна нарезов (постоянная), клб 20

Число нарезов 64

Угол ВН -2°; +65°

Угол ГН 43º,5'

Длина отката, мм:

при 0°  1360

при +65°.. 930

Высота линии огня, мм 1580

Высота системы в боевом

положении, мм:

при 0° 2140

при +65° 4750

Длина системы в боевом положении, мм:

при сдвинутых станинах 8010

при раздвинутых станинах 7525

Ширина системы при раздвинутых станинах, мм: 5400

Вес системы, кг:

в боевом положении 7668

в походном положении 8498

Вес передка, кг 758

Скорострельность выстр/мин 1 выстрел за 1,5 мин. (т. е. 0,7 выстр./мин)

Скорость возки, км/час до 25

Расчет, Чел. 10

Время перехода из походного положения в боевое, мин 10

Время перехода из боевого положения в походное, мин 15


203-ММ МОРТИРА БА-24

История создания мортиры

Эскизный проект 203-мм нарезной мортиры БЛ-24 был выполнен в ОКБ- 172 в 1946 году. В 1947 году был разработан технический проект. Мортира БЛ 24 имела жесткий лафет и стреляла с опорной плиты. По схеме и внешнему виду она напоминала тяжелые минометы времен первой мировой войны.

Опытный образец БЛ-24 был изготовлен заводом № 172 в июне 1948 года. 31 декабря 1948 года после проведения заводских испытаний опытный образец БД 24 отправили в ГНИАП (г. Ленинград) для проведения полигонных испытаний.

По результатам испытаний в конструкцию мортиры, особенно лафета, было внесено много изменений. В конце 1953 года завод № 172 приступил к изготовлению модернизированной мортиры БЛ 24. Однако в декабре 1953 года работы были приостановлены из за дефектов в опорной плите. Предполагалось вновь переделать конструкцию плиты. Дальнейшая судьба БЛ-24 автору неизвестна, во всяком случае на вооружение она не принималась. [Табл.47,48]


Та6лица 47 Данные мортиры КЛ-24

Калибр, мм 203

Дпина ствола, клб   26

Угол ВН +50°; +75*

Угол ГН 50*

Вес системы а боевом положении, кг 5200

Скорострельность, выстр./мин 2

Дульная энергия, мм 1500

Скорость возки, км/час до 40


Таблица 48 Баллистические данные
Снаряд Вес снаряда. кг Начальная скорость, м/с Дальность, м
Штатный 100 542 15 600
Тяжелый 146  

203-ММ КОРПУСНАЯ ГАУБИЦА М-40

История создания гаубицы

Во второй половине 30-х годов руководство РККА решило ввести в корпусную артиллерию 203-мм гаубицы. Мера эта была вполне разумная, другой вопрос, что она опоздала лет на 10-15. Но 203 мм гаубиц для корпусной артиллерии не было. Б-4 была слишком тяжела, дорога и маломобильна, конструкция гаубицы Е-16 завода «Красный Путиловец» устарела, да и испытания ее выявили много конструктивных недостатков. Поэтому 19 февраля 1938 года АУ препроводило заводам №172  и УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения) тактико-технические требования на проектирование новой 203-мм корпусной гаубицы на колесном ходу.

КБ завода №172 спроектировало под руководством инженера Ширяева корпусную гаубицу М- 40. Проект ее выслали в Москву 16 июня 1938 года. В октябре того же года проект утвердили.

Ствол гаубицы состоял их свободной трубы с кожухом. На кожух навинчивался казенник. Затвор поршневой от пушки Бр-2. Нарезка ствола сделана по типу гаубицы Б-4. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа. Уравновешивающий механизм пружинный. Для подъема снарядов использовался кран с лебедкой. Рессоры пластинчатые. Станины клепаные. Передок взят от МЛ 20. Ствол для гаубицы М-40 был изготовлен на заводе № 221 «Баррикады» в июне 1939 года и отправлен на завод №172. После прохождения заводских испытаний опытный образец М-40 был сдан заказчику 1 ноября 1939 года. 13 января 1940 года опытный образец гаубицы М 40 поступил на АНИОП для проведения полигонных испытаний. В отчете АНИОПаот 17 июня 1940 года было сказано, что М-40 полигонные испытания не выдержала. Основным недостатком гаубицы была признана невозможность стрельбы с грунта требовалась деревянная платформа под колеса и деревянные опорные брусья. Кучность стрельбы у М -40 на полном заряде оказалась не хуже кучности гаубицы Б-4 на 5-м заряде. Максимальная толщина железобетонной плиты, пробиваемой 100-кг снарядом у М-40 была 1 метр, а у Б-4 на полном заряде 1,2-1,3 м. Обнаружился и общий недостаток гаубиц М-40 и У-3 (см. ниже) – неудовлетворительная кучность стрельбы при углах возвышения свыше 70°. В ряде случаев снаряды имели боковое отклонение до 1,5 км.

Причина этого была легко устранена конструкторами. Дело в том, что по распоряжению АУ во всех нарезных гаубицах (М-40, У-3 и БЛ-39) нарезка делалась по типу Б-4, и крутизна нарезов была 20 клб. При такой нарезке кучность стрельбы при углах возвышения до +60° (максимальный угол возвышения у Б-4) была удовлетворительной, а при больших углах требовалась более пологая нарезка.

28 ноября 1940 года начальник ГАУ маршал Кулик приказал для М-40 и У 3 изготовить по три свободных трубы с крутизной нарезки в 25, 30 и 35 клб для определения наивыгоднейшей нарезки опытным путем.

Война в значительной степени сорвала планы доработки М-40 – на вооружение она так и не поступила.

Боеприпасы и баллистика гаубицы М-40

Гаубица М-40 стреляла всеми снарядами от Б-4. Заряжание гаубицы картузное. [Табл.49]


Таблица 49 Таблица стрельбы М-40 по результатам испытаний на АНИОПе (для снаряда Г-620 весом 100 кг)
Заряд Полный №1 №2
Вес заряда, кг 8.1 5.6 3.1
Начальная ско­рость, м/с 462 364 270
Дальность, м 13185 - -
Давление в канале, кг/см² 2125 1250 700

203-ММ КОРПУСНАЯ ГАУБИЦА У-3

История создания гаубицы

1 февраля 1938 года АУ утвердил тактико-технические требования на 203-мм корпусную гаубицу и 19 февраля отправил их на Уралмаш (УЗТМ) с предложением о начале проектирования гаубицы. Проект 203-мм гаубицы был разработан в КБ-2 под руководством Сидоренко и получил индекс У 3. Он рассматривался АК в октябре 1938 года вместе с М 40. АК предложил переработать проект У 3, в частности, было предложено: заменить свободную трубу лейнером, принять двухтактный затвор Б 4 без изменений, увеличить диаметр колес с 920 до 1060 мм и ввести двойные колеса с целью увеличения проходимости. 13 января 1939 года АУ предложило Уралмашу изготовить опытный образец гаубицы У-3 с указанными изменениями.

Гаубица У-3 стреляла с поддона, который позволял иметь два боевых положения верхнее с высотой линии огня 1680 мм и нижнее с высотой линии огня 1415 мм. Это было сделано, чтобы стрелять под углом возвышения свыше 50° в верхнем положении. В нижнем же положении под этими углами можно было стрелять лишь подрыв грунт под казенником на 150 мм. Зато в нижнем положении гаубица была более устойчива при стрельбе при углах возвышения, близких к 0°.

Ствол состоял из свободного лейнера, кожуха и казенника. Поршневой затвор помещался в казеннике. Двухтактный затвор был взят от Б 4 без всяких изменений. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник гидропневматический. Откат переменный. Подъемный механизм секторный, Я поворотный механизм винтовой. Уравновешивающий механизм пружинный. Для подъема снарядов на лафете был установлен кран. Станины станка коробчатые. Колеса троллейбусные, рессоры пластинчатые. Передок почти целиком взят от МЛ-20. Возка нераздельная. В походном положении ствол оттянут.

Заводские испытания опытного образца начались на УЗТМ в октябре 1939 года. В ходе испытаний гаубица прошла 200 км. Отметим, что в качестве тягача использовался 5-тонный автомобиль, который тянул гаубицу с большим трудом. Гаубица успешно выдержала заводские испытания и 29.04.1940 г. была направлена на АНИОП для проведения полигонных испытаний, которые прошли с 5 по 17 июля 1940 года.

Кучность у гаубицы У-3 на полном заряде оказалась лучше, чем у гаубицы М-40 на полном заряде и у гаубицы Б-4 на пятом заряде (446 м/с). Отмечался резкий откат ствола после выстрела и инструктивные недостатки подъемного механизма. Гидравлическое устройство для установки гаубицы на поддон работало неудовлетворительно. Вести огонь с колес без поддона было нельзя. Неудовлетворительно работал тормоз отката.

Всего на полигонных испытаниях У-3 сделала 695 выстрелов и прошла 516 км обкатки. Подвижность системы удовлетворительная, на походе гаубица устойчива. Но согласно заключению комиссии АНИОПа гаубица У-3 полигонные испытания не выдержала, однако главный конструктор УЗТМ Сидоренко высказал особое мнение, заявив, что гаубица выдержала испытания.

После полигонных испытаний гаубица У-3 была отправлена на УЗТМ на доработку, которая была закончена в декабре 194) года. После заводских испытаний У 3 отправили на Уральский полигон НКБ для дальнейших испытаний. В апреле 1942 года У-3 с новым стволом с крутизной нарезки 25 клб была доставлена на НИЗАП, где с 5 мая по 15 июня 1942 года были проведены сравнительные полигонно-войсковые испытания 203-мм корпусных гаубиц У-3 и БЛ 39. Из У-3 был сделан 381 выстрел. Производилась возка за трактором «Ворошиловец» со скоростью 20-40 км/час.

Выводы комиссии по результатам испытаний:

203-мм гаубица У-3 полигонно- войсковых испытаний не выдержала, основные недостатки системы:

1) Неудовлетворительная работа тормоза отката при угле возвышения +45°. Откат удлиненный 1340 мм вместо 880±40 мм по расчетным данным. В результате возможен удар казенной части о грунт.

2) Недостаточная прочность подъемного механизма.

Тем не менее, комиссия отметила:

1) У-3 по конструкции проще гаубицы БЛ-39 и представлена на испытания в значительно более доработанном виде.

2) У-3 по огневым и тактическим характеристикам имеет преимущество перед БЛ 39.

Комиссия рекомендовала доработать У-3. Тем не менее, на вооружение У-3 не поступила.

Баллистические данные У-3

Для гаубицы У-3 использовались все штатные снаряды от Б-4.

Заряжание гаубицы картузное. Гаубицы имела три заряда. [Табл.50]


Таблица 50
Вес снаряда, кг 100 100 100
Тип заряда Полный №1 №2
Вес заряда, кг 8,14
Начальная ско­рость, м/с ppi- 450 360 270
Дальность, м 13 215 4200
Давление в канале, 2300 700
кг/см'      

203-ММ КОРПУСНАЯ ГАУБИЦА БЛ-39

История создания гаубицы

В апреле 1939 года ОТБ НКВД 1* в инициативном порядке приступило к разработке проекта 203 мм корпусной гаубицы по тактико техническим данным АУ, утвержденным 2.02.1938г.

В июне 1939 года АУ рассмотрело проект 203-мм корпусной гаубицы БЛ 39 (БЛ – индекс ОТБ, предположительно «Берия Лаврентий»), АУ признало проект в целом удовлетворительным, но сделало ряд замечаний. В частности, предлагалось оставить 100 кг снаряд, а 80-кг дальнобойный взять тот же, что и у Б-4. Затвор, открывающийся вверх, имел сложный привод запирающего механизма и сложный уравновешивающий механизм, поэтому АУ предложило поставить затвор от Б-4 без изменений.

10 февраля 1940 года ГАУ заключило договор с заводом № 172 на изготовление одного опытного экземпляра гаубицы БЛ-39. 10 мая 1940 года начальник ОТБ обратился в ГАУ с просьбой изготовить не одну, а две опытные гаубицы БЛ-39, ГДУ дало согласие. Оба ствола для гаубицы БЛ -39 были изготовлены на заводе № 221 «Баррикады» и доставлены 7.08.1940 г. на завод № 172.

Опытные образцы БЛ-39, изготовленные заводом № 172, имели ряд отличий: [Табл.51]

Кроме того, образцы имели разные рессоры, разное крепление станин по походному и разные передки.

1* ОТБ – особое техническое бюро, в последствии ОКБ-172.


Таблица 51
Номер образца Первый Второй
Верхний станок литая клепанный
Станины упроченные облегченные
Колеса ЯГАЗ-в ЯТБ-4 (трол­лейбусного типа)
Вес системы в боевом поло­жении, m 8,5 8.25

Таблица 53 Данные корпусных гаубиц
Тип гаубицы У-3 М-40 БЛ-39
Калибр, мм 203.4 203,4 203,4
Длина ствола без дульного тормоза, мм/клб 3440/17 3700/18,5 —/18,4
Тип ствола Лейнер Свободная труба Свободная труба
Крутизна нарезов, клб 20/25 * 20 20
Число нарезов 64 64 64
Угол ВН 0°; +75° -1°; +75° 0°; +75°
Угол ГН 48° 50° 50°
Длина отката, мм: длинного от 0° до +12° 1300—1400 1450 1250 (постоянный)
переменного 1300-960 1450—935
короткого 900—960 935
Высота линии огня, мм 1415/1680 1550 1431
Габариты системы в боевом положении, мм      
Длина при раздвинутых станинах при угле 0° 6430 6550 7310
Ширина 4800 5130
Высота при угле 0° 1695/2095 2290
Высота при максимальном угле возвышения 4145/4345 4670  
Габариты системы в походном положении, мм      
Длина 6450 6890
Ширина по оси хода 2450 2515 2452
Высота 2365 2000 -
Вес системы, кг: в боевом положении 9645 9019 8250
в походном положении 10240 9610 9250
Скорострельность, выстр /мин 1 выстрел в 1.5—2 мин. 1 выстрел в 2,6—3,8 мин. -
Скорость возки трактором, км/час: «Коммунар» 10—12 11 40 (расчета.)
«Коминтерн» 18 -
«Ворошиловец» 25—28 22 -
Время перехода из походного положения в боевое, мин. 16—30 15—20  
Расчет, чел. 8 7  

Примечание:

* – на первом опытном стволе 20 клб. позже стало 25 клб


Заводские испытания возкой первого образца БЛ-39 были начаты 15 октября 1940 года, а стрельбой 4 ноября. На следующий день на 16 м выстреле при стрельбе под углом 72,5° после выстрела ствол упал до угла +16° и вышел из строя подъемный механизм. Система была снята с испытаний.

В 1940 году до войсковых испытаний БЛ-39 дело не дошло. Так как ствол БЛ-39 имел ту же крутизну нарезки, что М 40 и У-3, то в декабре 1940 года маршал Кулик приказал войсковые испытания БЛ 39 не проводить, а изготовить для нее три свободные трубы с крутизной нарезки 25, 30 и 35 клб. Их предполагалось изготовить к 15.01.1941 года. Судя по всему до апреля 1942 года новых испытаний БЛ 39 провести не удалось, а в апреле 1942 года система поступила на Горховецкий полигон. С 5 мая по 15 июня 1942 года там были проведены сравнительные полигонно-войсковые испытания 203-мм корпусных гаубиц БЛ-39 и У-3. Из БЛ-39 было сделано 395 выстрелов. Возка велась за трактором «Ворошиловец» со скоростью 20-40 км/час.


Таблица 52
Beс снаряда, кг Начальная скорость, м/с Дальность, м Давление а канале кг/см²
100 475 14 000 2253
146 355 10 500

Выводы комиссии по результатам испытаний:

203-мм гаубица БЛ- 39 полигонно- войсковых испытаний не выдержала. Основные недостатки системы:

1) Гаубица слишком тяжела для корпусной артиллерии

2) Сложность конструкции ходовых частей и недостаточная проходимость системы.

3) Неудовлетворительная конструкция ходовой части.

4) Неудовлетворительная конструкция тормоза отката, который в процессе испытаний вышел из строя.

5) Недостаточная прочность деталей подъемного механизма.

По мнению комиссии доработка БЛ- 39 была нецелесообразна.

Баллистические данные БА-39

Для гаубиц БЛ-39 использовались все штатные снаряды от гаубицы Б-4. [Табл. 52. 5J]









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх