Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть первая

*Перевод и обработка Ивана Кудишина


Появление бронеавтомобилей в Финляндии

Бронеавтомобили впервые появились в Финляндии вскоре после провозглашения независимости 6 декабря 1917 г. Еще с осени этого года политическая ситуация в стране вылилась в гражданскую войну между Красной и Белой гвардией. В ходе этой войны Белой гвардией Финляндии было захвачено несколько бронеавтомобилей. 25 января 1918 г. Белая гвардия была официально реорганизована в правительственную армию, после чего в ее распоряжение поступило вооружение распущенных русских частей. С этого момента и берет начало история бронетехники в Финляндии. Британские «Остины» и бронеавтомобили «Фиат» использовались в финской армии до начала 1920-х годов.

После провозглашения независимости Эстонии 24 февраля 1918 г. эту страну оккупировали немецкие войска. После поражения Германии в мировой войне в ноябре 1918 г. немецкие оккупационные войска были выведены, и их место заняли русские. Эстония запросила военной помощи у Финляндии, но эта помощь не была оказана. Вступление в эстонскую армию было запрещено как для военного персонала, так и для призывников и лиц призывного возраста. Но все же помощь Эстонии предоставили Англия и Франция.

Вместе с тем, множество волонтеров в частном порядке выехали в Эстонию в декабре 1918 – январе 1919 г. В конце января был организован финский добровольческий полк в Эстонии, получивший наименование «Похьян Пойят» («Парни с Севера») численностью 2100 человек под командованием полковника Ханса Калма.

Полк вскоре вступил в бой и занял города Валга и Марисбург (Алуксне), а затем вел бои на Пецерском фронте до начала марта. 14 марта 2-й батальон полка был направлен оттуда через Веру в Васцелинну (прежнее название – Нойхаузен). 6-й взвод преследовал противника через деревни Мсекси и Мегосина. Затем взвод был атакован силами мощного Вильяндийского Коммунистического полка при поддержке бронеавтомобиля «Пирлес». Атакующие напоролись на мощный огонь с разных направлений, и водитель БА получил ранение в шею. Машину развернуло, и она застряла в топком кювете. Русские попытались уничтожить бронеавтомобиль артиллерийским огнем, но безуспешно. На следующий день он был захвачен и лошадьми вытащен иЗ кювета. Машину отослали в Таллин для ремонта, после чего на ее борту появился значок полка – голова белого медведя и собственное имя «Похьян Пойка» («Парень с Севера»), Вскоре части добровольческого полка были выведены из боя и 29 марта 1919 г. направлены в г. Валга. Полк в апреле был расформирован, а вся его материальная часть перешла к эстонцам. БА, переименованный в «ПисухЯнд», был захвачен Красной Армией осенью 1919 г.


Французские танки – основа танкового полка

30 июня 1919 г. министерство обороны Финляндии вынесло решение к 15 июля сформировать танковый полк. Организационно это подразделение должно было войти в подчинение непосредственно штабу Верховного Главнокомандующего. Еще в начале 1919 года глава государства генерал Карл Густав Эмиль Маннергейм отдал указания о подготовке к формированию танкового подразделения. В середине июля личный состав полка был сформирован на о. Сантахамина близ Хельсинки.

Но кроме людей, полк нуждался в технике и оборудовании. Через короткое время было принято решение о том, где и какие танки закупить. В связи с тем, что Франция крайне позитивно восприняла независимость Финляндии и предложила последней льготные закупки вооружения и техники, было решено приобрести французские танки «Рено» FT-17. Заказ на боевую технику был размещен весной, а в начале июля тапки доставили в Финляндию. Боевые машины начали службу в танковом полку к 26 августа 1919 г.


Танки «Рено" FT-17 на учениях. Июль 1925 г.


Тонки «Рено- FT-17 во транспортом прицеп», 1929г.


На фото колесно-гусеничный танк "Сен-Шамон» модели 1921 г. Единственный образец этой необычной машины был прибретен финнами в 1923 г. на деньги, вырученные от продажи спичек


Из 32 поставленных танков «Рено» FT четырнадцать были вооружены 37-мм пушкой, а 18 – 8-мм пулеметами. В заказ также входили факторы-тягачи «Латиль» с транспортными прицепами производства заводов Жюля Вейца и Ля Бюир, предназначавшиеся для транспортировки танков на дальние расстояния.

Танки «Рено» FT морально устарели к началу 30-х гг., по в Финляндии они оставались на вооружении до Зимней войны. Высшее командование вооруженных сил считало, что в условиях местности, свойственной для Финляндии, от танков будет немного пользы, и новых заказов не последовало. Эта доктрина в дальнейшем оказала заметное влияние на формирование новых танковых частей и планы их боевого использования. Она также фатально отразилась на развитии противотанковых средств, которые долгое время считались попросту ненужными.


Танки «Рено» FT в армии Юденича

В отношениях с Советской Россией в 1919 г. Финляндия испытывала давление с двух сторон. Во-первых, существовала Декларация независимости Финляндии, принятая Советом Народных Комиссаров 3 I декабря 1917 г., а с другой – необходимо было признание независимости со стороны западных держав. Только что выигравшие мировую войну страны запада вели боевые действия против России и поддерживали Белое движение. В частности, оказывалась помощь армии под командованием генерала Николая Николаевича Юденича, занимавшего официально пост военного министра российского правительства в изгнании. Силы Юденича находились в Эстонии и осенью 1919 г. планировали нанести главный удар через северо-запад России на Санкт-Петербург. Вскоре Франция начала оказывать давление на Финляндию с тем, чтобы последняя выделила военную помощь Юденичу. Сам Юденич тщетно пытался добиться того же в ходе посещения Хельсинки летом 1919г.

После того, как Юденич запросил помощи, в результате политической активности Франции его армии с сожалением было поставлено из Финляндии два новых танка «Рено» FT. 17 октября танки прибыли морем в Таллинн. К 20 октября машины прибыли своим ходом в Нарву. Командиром этого своеобразного танкового соединения был французский лейтенант Д'Арсье, экипажи танков были смешанные, французско- русские. После 130-км марша своим ходом «Рено» FT вступили в бой и впоследствии участвовали в пяти сражениях на фазе отступления армии Юденича в октябре-ноябре 1919 г. После разоружения белой армии танки попали к эстонцам и вернулись в Финляндию в плачевном состоянии 9 апреля 1920 г. В 1921 г. Франция компенсировала фактическую потерю танков, поставив Финляндии дополнительно два «Рено» FT.


"Виккерс-Карден-Лойд" мод. 1933 г. Сентябрь 1934 г.


Бронеавтомобиль "Ландсверк-182". 1937 год


Экспериментальный танк – за спички

В 1923 г. командование финской армии выдвинуло концепцию, согласно которой соединения бронеавтомобилей должны были получить на вооружение технику, способную быстро передвигаться по шоссе и дорогам и одновременно иметь неплохие характеристики на пересеченной местности. На деньги, вырученные от продажи спичек(!), в 1923 г. во Франции

был приобретен единственный танк «Сен-Шамон» модели 1921 г. Благодаря своей необычной конструкции, эта боевая машина могла передвигаться как на гусеницах, так и на колесах – при уборке или полном демонтаже гусениц. В 1925 г. колесно-гусеничный танк был переведен из соединения бронеавтомобилей в танковый батальон, а в 1937 г. – выведен из эксплуатации. Несмотря на внешнюю привлекательность идеи, заложенной в конструкцию этой машины, технические недоработки сделали ее неприменимой в реальном бою.


Испытания и поставки 30-х годов

В начале 30-х годов военные приняли решение провести испытания более современных образцов для замены устаревших танков «Рено». Различие взглядов на технические характеристики и тактику применения танков нового типа сделали выбор весьма нелегким.

6 июня 1933 г. министерство обороны разместило в Великобритании заказ на три танка различных типов: «Виккерс- Карден-Лойд» Mk.VI, 6-тонный танк «Виккерс-Армстронг» Мк.Е Мод. В и «Виккерс-Карден-Лойд» модели 1933 г. Общая стоимость машин составила 8410 фунт. ст. Контракт предусматривал сроки поставки с августа 1933 по январь 1934 г. Вместе с этими тремя танками из Англии прислали плавающую модификацию танка Виккерс-Карден-Лойд модели 1933 г. В августе-сентябре 1933 г. эта машина прошла цикл армейских испытаний, в ходе которых ее возможности не удовлетворили требованиям финской армии, и танк был возвращен фирме-производителю.

Три полученных по контракту танка прошли большой и разнообразный цикл испытаний в условиях различной местности и различных погодных условиях. По результатам испытаний была выдана рекомендация принять на вооружение 6- тонный танк «Виккерс». Машины «Виккерс-Карден-Лойд» после испытаний использовались исключительно в учебных целях. Они не принимали участия в боевых действиях и были списаны в ходе Продолжительной войны.

Для прохождения испытаний в Кавалерийской бригаде в 1936 г. у шведов был закуплен новейший бронеавтомобиль «Ландсверк-182». БА был доставлен в Лаппеенранту 27 июля 1936 г. 1 февраля 1937 г. в Кавалерийском корпусе было учреждено бронекавалерийское подразделение. К началу 1938 г. подразделение было расширено и получило новое наименование – Отдельный Бронированный эскадрон. БА получил вооружение финского производства: выпущенные на Государственном Оружейном Заводе VKT 13.2- мм пулемет L-35/36 и два 7.62-мм пулемета L-33/36. Машина использовалась как в Зимней, так и в начале Продолжительной войны, находясь в составе бронекавалерийского подразделения Кавалерийского корпуса, а затем – в составе 1-го дивизиона вплоть до конца 1941 г.

20 июля 1937 г. финны заказали в Великобритании 32 6-тонных танка «Виккерс». 11 машин должно было быть поставлено 20 июля 1937 г., еще 10- I апреля 1938 г. и последние II – 1 января 5939 г. Цена одного танка была определена в 4500 фунт. ст. В нее не входила оптика, связное оборудование и вооружение, так как танки должны были получить это оборудование уже в Финляндии. Ухудшение политической обстановки в Европе внесло коррективы в план поставок. Британские танки запаздывали, и к июлю 1938 г. ни один из них так и не поступил. В феврале следующею года министерство обороны заказало на Государственном Артиллерийском заводе VTT тридцать три 37- мм орудия 37 psvk 36 (пушка Бофорс мод. 1936 г., выпускавшаяся в Финляндии по лицензии) с их последующей установкой на английские танки. Отдельно была заказана танковая оптика для этих орудий. Но из-за трудностей, возникших во время производства орудий, задержек с поставками танков и аннулирования поставок танковой оптики из Германии лишь 10 танков были готовы к бою в конце 1939 г.

Отметим, что МВД Финляндии заказало бронеавтомобиль для полиции фирме Суомен Аутотеоллисуус Лтд. Он был готов к 1937 г. Двигатель – дизель фирмы Америкэн Херкьюлиз Мотор Корпорэйшн – имел мощность 75 л. с. Раму этого БА изготовили на заводе Крэйтон – Вулкан. Отдельно было заказано вооружение на заводе VKT: пулемет L-35/36 калибром 13.2 мм и два 7.62-мм пулемета L-33/36 (аналогичное вооружение предусматривалось и для бронеавтомобиля «Ландсверк-182»).

19 июня 1951 г. этот бронеавтомобиль был передан силам самообороны. В 1954 г. он был переделан в автокран – бронекузов был снят, а на раме установлена кабина от грузовика и крановое оборудование. В таком виде машина прослужила до 1962 г., когда рама треснула и автомобиль был отправлен на металлолом.

Однако потребность в подобной машине сохранялась, и соответствующее оборудование после демонтажа со списанного шасси было смонтировано на старом БА-10, с которого предварительно сняли заднюю часть бронекорпуса. Кран, получивший наименование БА-10Н, прослужил до 1978 г., не числясь в официальных списках и регистрах.


Зимняя война

Военная мобилизация 7 октября 1939 г. застала танковые части Финляндии далеко не в лучшем состоянии – большинство матчасти либо устарело, либо находилось в небоеспособном состоянии. Танки «Рено», находившиеся в строю уже более 20 лет, не годились для боевых действий в первой линии. Два дивизиона «Рено» FT получили приказ вкопать свои машины на оборонительных рубежах и пополнять свой парк за счет захваченной техники. Этот приказ был выполнен лишь частично – в районе Няйккиярви (оз. Лебединое) и Таипапе (р. Бурная). Все танки, за исключением четырех машин, были потеряны на этих оборонительных рубежах. Шеститонные танки «Виккерс» с 37-мм пушками приняли участие в первом для финской армии танковом бою под Хонканиеми (Лебедевкой) 26 февраля 1940 г. 4-й бронедивизион потерял в этом бою семь машин. Восьмой танк был сильно поврежден, эвакуирован в тыл, но не восстанавливался.


Т-26 обр. 1931 г. – трофей Зимней войны


Т-26 обр. 1933 г., весна 1943 г.


Огнеметный танк OT-133, лето 1940 г.


Легкий танк "Виккерс». 1944 г.



В ходе Зимней войны финский парк бронетанковой техники пополнился значительным количеством трофейных машин. 167 единиц захваченной техники было переделано под стандарты финской армии и передано в танковые войска Финляндии. Шесть из ранее захваченных у СССР артиллерийских гусеничных тягачей Т-20 «Комсомолец» были впоследствии отбиты Красной Армией.

В г. Варкаус, на производственной базе машиностроительного завода «А. Альстрем лтд.» были учреждены Центральные танкоремонтные мастерские, чьей основной задачей была переделка трофейных танков. Вплоть до конца Продолжительной войны эти мастерские являлись центральной ремонтной базой финских сухопутных сил.

В качестве трофеев были взяты легкие танки Т-26, огнеметные танки на их базе – ОТ-26 и ОТ-130, два средних танка Т-28, легкие плавающие танки Т-37А и Т-38, артгягачи Т-20 «Комсомолец» и 21 бронеавтомобиль различных типов. 56 тягачей «Комсомолец» пришлись весьма кстати в дивизионах противотанковой артиллерии. Бронеавтомобили и легкие разведывательные танки были сведены в отдельные броневзводы.

Любопытно отметить, что среди трофеев не было ни единого легкого танка БТ. Части РККА использовали танки БТ-2, БТ-5 и БТ-7 в массовом порядке, и часть из них попала в руки финнов, но ни один не удалось эвакуировать в тыл из-за быстро перемещающейся линии фронта и подписания перемирия.

Танки Т-26 послужили основой для стандартизации финских танковых войск. Для упрощения системы снабжения боеприпасами оставшиеся в строю танки «Виккерс» были оснащены трофейными советскими 45-мм орудиями. Пушка устанавливалась вместе с маской и спаренным 7.62-мм пулеметом ДТ и прицельной оптикой. Позднее эти танки получили наименование Т-26Е. Модернизация их была проведена во время мирной передышки между Зимней и Продолжительной войнами.


Начало продолжительной войны

В начале Продолжительной войны в июне 1941 г. финские танковые войска находились в неизмеримо лучшем состоянии – как количественно, так и качественно – нежели перед Зимней войной. Ошибки, допущенные в ходе Зимней войны, были тщательно проанализированы, на их опыте была основана новая тактика. Вновь полученная бронетехника была сведена в специально созданный бронированный батальон. Это соединение наносило удар вдоль северного берега Ладожского озера в направлении Туулос (Тулокса) – Аунус (Олонец)-Лотинанпелто (Лодейное Поле) – Кууярви (Михайловское) – Ваасени (Важины) – Токкари (Токари)/Иивина (Ивенка) -Ладва – Петяяселькья (Педаселга) – Деревянное. Конечной целью наступления был Петрозаводск, которого соединение достигло к 1 октября 1941 г. В начале декабря началось второе наступление, в ходе которого были взяты населенные пункты Кархумяки (Медвежьегорск) и Повентса (Повенец). По окончании этого наступления ситуация на фронте стабилизировалась. Лишь в марте 1942 г. в районе Шеменский (Шеменичи) – Пертьярви (Пертозеро) состоялось большое сражение, в котором из бронированного батальона участвовал один взвод.


Бронеавтомобиль Д-8, конец 1941 г.


Бронеавтомобиль ФАИ-М, лето 1946 г.


Бронеавтомобиль БА-20М, февраль 1940 г.


БА-6, осень 1945 г.


Еще в начале первого наступления было захвачено некоторое количество танков БТ-5 и БТ-7, которые вошли в боевой состав финских танковых войск к началу 1942 г. Количество захваченной бронетехники было столь велико, что батальон был 10 февраля 1942 г. переформирован в бригаду, состоящую из двух бронебатальонов. Основным танком в бригаде оставался Т-26 различных модификаций. Первые танки Т-34 (финское название – «Сотка») наряду с более тяжелыми Т-28 были захвачены осенью 1941 г. Они были сведены во взвод тяжелых танков 2-го бронебатальона. В течение 1942 г. парк взвода пополнился новыми трофеями -двумя танками КВ-1, отремонтированными после успешной эвакуации из-под Сывяри (Свири) и Соломанни (Соломенного).


Новые поставки

25 апреля 1941 г. в Швеции было заказано шесть зенитных установок «Ландсверк Анти» II. Заказ должен был быть выполнен к январю 1942 г. Пушки были заказаны на заводе VTT. На первую установку орудие было установлено в Швеции. Приемо-сдаточные испытания начались там же 10 марта 1942 г. Остальные установки получили вооружение уже в Финляндии, на заводе VII в г. Ювяскиля. Зенитные установки поступили на вооружение батарей ПВО 14 мая 1942 г.


Модернизация легких танков Т-26

Захваченные танки Т-26 принадлежали к различным модификациям, включая огнеметные варианты ОТ-26, ОТ-130 и ОТ-133. Эти танки, а также двухбашенные пулеметные Т-26 обр. 1931 года использовались исключительно для подготовки механиков-водителей. В 1942-43 гг. они получили новое вооружение – советские 45-мм пушки. Эта модернизация привела к появлению нескольких «гибридных» танков, характерных только для Финляндии. Огнеметные танки ОТ-26 и тягачи Т-26Т не модернизировались.

Модернизация двухбашенных Т-26 заключалась в демонтаже бронелиста над боевым отделением и установке вместо него соответствующей детали, снятой с подбитых Т-26 обр. 1933 г., вместе с башней. Шесть танков были модифицированы до соответствия стандарту Т-26 обр. 1933 г., а еще два – до стандарта Т-26 обр. 1937 г.

Модернизация огнеметных танков ОТ-130 и ОТ-133 заключалась в демонтаже баков и трубопроводов огнемета с последующей установкой в башне 45-мм орудия, причем на ОТ-133 убирался еще и задний башенный пулемет. Кроме того, в танках монтировались мелкие детали – сидения, крепления для боеприпасов и т. п. Большое количество танков ОТ-133 прошло модернизацию перед вступлением в строй финской армии. Один из них был подвергнут переделке, в ходе которой башня оказалась смещенной к левому борту, как на пушечных версиях Т-26.


1. Автокран БА-10 Н. Зима 1972 г.


2. Прототип учебной машины Т-34-38 на базе легкого танка Т-38


3. Тягач Т-20 "Комсомолец», осень 1941 г.


4. Танк T-37A


5. Танк Т-38, лето 1942 г.


6. Поврежденный финский танк БТ-7, 4 сентября 1941 г.


Большинство танков получили по дополнительному пулемету в передней части боевого отделения и по дополнительному – четвертому – члену экипажа. Пулемет устанавливался в «яблоке», смонтированном в бронированном спонсоне лобовой бронеплиты слева.


Средние танки Т-28Э

Среди захваченных осенью 1941 г. танков Т-28 были несколько Т-28Э с экранированной броней. Один из них был позже введен в строй, а бронирование всех захваченных Т-28 было усилено по образцу Т-28Э силами ремонтных баз.


Штурмовые орудия БТ-42

Весной 1942 г. на заводе VTT начались работы по переделке танков БТ-7 модели 1937 г. в штурмовые орудия для батальона штурмовых орудий, который предполагалось создать при бронедивизии. Новая машина получила обозначение БТ-42. Стандартная башня БТ-7 подверглась серьезной переделке. В башне устанавливалась британская 4.5-дюймовая (114-мм) гаубица Q.F. Мк.II (финское обозначение 114 Н 18). Гаубицы были получены из Англии (24 шт) или куплены в Испании во время Зимней войны. Гаубицы снабжались дульным тормозом оригинальной финской разработки.

Первый БТ-42 был передан бронебригаде для испытаний в начале сентября 1942 г. и возвращен заводу для устранения недостатков в конце того же месяца. Захваченные БТ-7 в хорошем техническом состоянии перед модернизацией проходили ремонт и профилактику в Броне- центре и на фирме Локомо лтд. Серийное производство модернизированных башен и монтаж орудий производился заводом VTT в Ювяскиля. Первая штурмовая гаубица была поставлена в войска 26 февраля 1943 г. Всею было модернизировано 18 машин, последняя была выпущена поздней осенью 1943 г. Несмотря на то, что первоначальный график подразумевал начало выпуска еще в сентябре 1942 г., а окончание серийного производства-через год, проект затянулся, отвлекая на себя заводские мощности.

Штурмовое орудие было не особенно удачным, в основном из-за раздельного заряжания гаубицы, снижавшего темп стрельбы. Бронебойный снаряд гаубицы имел низкую бронепробиваемость. Внутри машины было очень тесно, работа экипажа в таких условиях была крайне затруднена. Кроме того, использовались механизмы разворота башни и вертикальной наводки от танка БТ, имевшие недостаточную мощность для тяжелой гаубицы. После того, как в сентябре 1943 г. батальон штурмовых орудий стал получать немецкие StuG 40, БТ-42 были сведены в сформированный 7 декабря 1943 г. Отдельный броневзвод.


Средний танк Т-26 (экранированный финнами до стандарта Т-28Э), весна 1943 г.


БРЭМ на базе Т-28, осень 1945 г


Штурмовое орудие БТ-42, весна 1943 г.


Бронетранспортер БТ-43 на базе танка


БТР БТ-43

В марте 1943 г. командование броне- дивизии предложило генеральному штабу модифицировать 20 танков БТ в БТР. В начале идею отвергли, но впоследствии от командования дивизии поступило еще одно, более продуманное предложение о конверсии в БТР 14-ти танков. Последовал заказ па эту работу, датированный 18 мая 1943 г. Бронецентр приступил к изготовлению опытного образца для испытаний, при этом верхняя часть корпуса БТ7 зашивалась деревянными щитами. Боевое отделение танка использовалось в качестве десантного отделения и имело люки. Прототип был готов к концу октября. 14 ноября его приписали к батальону штурмовых орудий для фронтовых испытаний, продолжавшихся в течение декабря месяца. Серийное производство так и не было начато. Прототип передали в Отдельный броневзвод, а 22 мая 1945 г. он пошел на переплавку.


Штурмовые орудия StuG 40 Ausf.G

Поздней весной 1943 г., вскоре после начала производства финских штурмовых орудий, генеральный штаб выступил с запросом о поставках новой техники для батальона штурмовых орудий из Германии. Был получен положительный ответ. Тремя партиями через бухту Пори из Германии прибыло 30 из 45 заказанных самоходных орудий StuG 40 Ausf.G: 6 июля – 10 машин, 13 августа – восемь и 3 сентября – 19. Техника из этой партии была принята комиссией министерства обороны лишь 8 октября 1943 г.

По железной дороге самоходные орудия были доставлены в Бронецентр (г. Варкаус), где их осмотрели и нанесли стандартный финский камуфляж. Были произведены незначительные доработки. Первые машины из этой партии поступили на вооружение батальона штурмовых орудий 2 сентября 1943 г. К июню 1944 г. силами батальона самоходные орудия были модернизированы:

– удалены листы бортового дополнительного бронирования;

– немецкие 7.92-мм пулеметы MG- 34 были заменены на советские 7.62-мм ДТ;

– запасные катки были навешены на борта в районе боевого отделения;

– над двигателем разместили деревянный короб для запчастей и инструмента.


Легкий танк Т-50 с усиленным бронированием, январь 1944 г.


КВ-1, январь 1944 г.


Финское штурмовое орудие SluG.40, подбитое 15 июня 1944 г.


Замена двигателей на бронеавтомобилях БА-10

Отметим, 410 среди трофеев финской армии насчитывалось 24 бронеавтомобиля БА-10. Двигатели этих трехосных бронеавтомобилей имели недостаточную мощность всего в 50 л. с. В остальном же, БА этого типа финны оценивали весьма высоко. Начиная с осени 1943 г. их двигатели были заменены на 95-сильные двигатели Форд V-8. Модернизация коснулась всех имеющихся машин.


Использование устаревшей техники

Учебные подразделения в тылу оснащались техникой, не пригодной для боевого использования. Таковыми являлись: оставшиеся в строю три танка «Рено», танки «Виккерс – Карден – Лойд» модели 1933 г., БА Д-8, огнеметные танки ОТ-26, танки Т-26 обр. 1931 г. и тягачи Т-26Т, несколько легких плавающих танков Т-3 7А и Т-3 8, а также несколько легких танков Т-26, снятых с фронта. Танки «Рено» и бронеавтомобили Д-8 были списаны в июне 1943 г. Бесполезные танки Т-37А последовали за ними в июле 1943 г., в то время как технически более совершенные Т- 38 оставались в строю. Остальные устаревшие образцы прошли модернизацию или были списаны лишь после войны.


Передача старых танков Швеции

Финляндия передала Швеции три танка – Т-37РТ (радиофицированный танк), Т-26 обр. 1931 пи БТ-5 в декабре 1941 г. Плавающий танк Т-37РТ был захвачен на Салльском фронте под Пелкосенниеми в бою 18 декабря 1939 г. Его передали в знак уважения к шведским волонтерам, сражавшимся на заключительном этапе Зимней войны на севере Финляндии. В настоящее время этот танк находится в танковом музее Аксвалл в Швеции. Танки же Т-26 и БТ-5 не подлежали восстановлению.

Осенью 1942 г. шведы выразили заинтересованность в закупке для испытаний нескольких образцов захваченных советских бронеавтомобилей. Департамент вооружений Генерального штаба 26 октября разрешил продать корпуса трех БА- 10 по цене 5000 шведских крон за корпус. Корпуса были проданы, но отсутствовало вооружение, двигатели, трансмиссия и колеса. Шведы восстановили эти машины и присвоили им наименование «pansarbil m/31F». Их использовали в армейской пехотной школе в г. Розенберг под Стокгольмом до начала 50-х годов.


Мирные предложения и конец военной помощи

Германские неудачи на Восточном фронте и особенно – прорыв блокады Ленинграда в январе 1944 г. послужили причиной мирных предложений со стороны руководства Финляндии, последовавших в феврале и в марте 1944 г. Условия перемирия были получены из-Москвы 26 марта 1944 г., однако 12 апреля руководство Финляндии их отвергло.

Из-за мирных инициатив Финляндии Германия приостановила военную помощь, а 16 апреля по личному распоряжению Гитлера все военные поставки в Финляндию были прекращены. Это был большой удар для финских танковых войск, так как согласно имевшейся информации, в Данциге как раз готовились к отправке в Финляндию семи штурмовых орудий и девяти танков Т-34.


Летнее наступление Советской Армии в 1944 г.

Четвертое советское стратегическое наступление началось утром 9 июня 1944 г. К этому моменту финская Бронедивизия была дислоцирована в районе Вийпури – Тали (Пальцево) – Лаппеенранта.

Бронебригада (основной состав – танки Т-26, Т-28, Т-34 и КВ-1), а также отдельный броневзвод (БТ-42), бронебатарея ПВО («Ландсверк Анти» 1Г) и батальон штурмовых орудий (StuG 40) приняли бой на Карельском перешейке, где понесли большие потери в технике. В бронебригаде, например, имелось 87 танков Т-26, из которых было потеряно 25.


Средний танк Т-34, захваченный осенью 1941 г.


Танки Т-34, осень 1943 г.


Отдельный броневзвод использовал свои БТ-42 в районе Вийпури, особенно – в бою за сам город, вплоть до его сдачи. С 17 по 21 июня 1944 г. было потеряно восемь штурмовых орудий.

Лишь советские танки Т-34 и немецкие StuG 40 являлись по-настоящему эффективным оружием. Вместе с тем, пять САУ было потеряно 14-15 июня 1944 г. в бою под Куутерселкья (Лебяжьей), две – под Нюрмилампи 27-28 июня и одна – под Вуосапми 11 июля 1944 г. Всего боевые потери составили 26 процентов наличного парка финских StuG 40.

Из артиллерийских тягачей «Комсомолец» было потеряно 62 машины – треть от наличного парка. Основными причинами потерь, наряду с техническими неисправностями и огнем противника, следует считать использование тягачей непосредственно в прифронтовой полосе. Зачастую «Комсомольцы» попадали в руки наступающей советской армии из- за того, что расчеты орудий, к которым они были приписаны, не оставляли свои позиции до самого последнего момента.


Возобновление военной помощи и новые трофеи

После начала массированного советского наступления Финляндия обратилась к Германии с просьбой возобновить военную помощь. Германия перебросила в Финляндию три соединения – одно авиационное, прибывшее в Финляндию 16 июня, 303-ю бригаду САУ, прибывшую 22 июня, и 122-ю пехотную дивизию, усиленную самоходками (начала прибывать 22 июня). Возобновились также поставки танков и противотанковых средст – вечером 26 июня из Данцига вышел транспорт «Лео», прибывший в Пори тремя днями позже. 2 июля транспорт «Хуго Стиннесс» доставил три из девяти Т-34, ранее предназначавшихся для Финляндии.

Военная помощь усилилась после того, как президент Финляндии Ристо Рюти 27 июня 1944 г. дал министру иностранных дел Германии Иоахиму фон Риббентропу обещание сражаться на стороне Германии. Обещание носило односторонний характер, но вынудило Германию увеличить военные поставки своему союзнику. Эта военная помощь, так называемая «помощь Риббентропа», обрела конкретную форму после заявления генерала Вальдемара Эрфурта о том, что по решению высшего командования Вермахта (OKW) Финляндии будет предоставлена следующая военная техника:

– по десять танков PzKpfw IV ежемесячно с июля по октябрь, всего 40 единиц;

– по пятнадцать штурмовых орудий ежемесячно, впредь до дальнейших распоряжений;

Плачевное состояние большинства старых танков и возобновление поставок из Германии привело к решению о выводе из эксплуатации всех танков Т-26, Т- 28 и САУ БТ-42.

Немецкие САУ, поставленные в 1944 г., были модификации SluG III Ausf. G. Всего до полного прекращения поставок из Германии в связи с заключением перемирия между Финляндией и Советским Союзом было получено 29 машин StuG III Ausf. G. Они прибыли пятью партиями: 29 июня – пять машин, 2 июля – семь, 6 июля -три, 3 августа – шесть и 6 августа – восемь. САУ, поставленные в июне – июле, относились к более раннему заказу, не входя в «помощ!» Риббентропа», которая началась с августа, причем было недопоставлено одно штурмовое орудие. В рамках «помощи Риббентропа» в Финляндию было поставлено тремя партиями 15 танков Pz. Kpfw IV Ausf. J: 24 августа – восемь машин, 26 августа – две и 27 августа – пять.

Даже после денонсирования соглашения с Риббентропом 17 августа, очередную партию САУ успели даже частично погрузить на корабли в Данциге, но 2 сентября поставка была аннулирована. В тот же вечер парламент Финляндии проголосовал за перемирие с Советским Союзом, о чем премьер-министр Хакцель объявил по радио. С финской стороны перемирие начинало действовать с 4 сентября, с советской. – 5 сентября 1944 г.

Заметим, что для улучшения боевой эффективности и бронезащитЫ StuG III, Бронецентр предложил несколько мер, в частности, добавление по бокам пушечного порта двух полос броневой стали, бронированного колпака над смотровой щелью механика-водителя, а также усиление лобового бронирования в районе места заряжающего. Верхние сопряжения броневых листов боевого отделения усиливались бетоном, а командирская башенка – дополнительной броней. По бортам корпуса было установлено вынесенное на 30 мм бронирование – листы толщиной 15 мм. На боках корпуса закрепили запасные катки. Большинство из этих доработок было проведено и на танках Бронедивизии. Для дополнительной защиты боковых частей корпуса штурмовых орудий на них иногда крепились бревна.

В сражениях июня – июля было захвачено несколько единиц советской бронетехники. Наиболее ценными трофеями были танки Т-34-85. Всего было захвачено два танка Т-34 и девять Т-34-85, из которых семь финны ввели в строй.

В районе Портинхойкка (Петровки) 25 июня было захвачено две САУ ИСУ- 152. Одна из них после ремонта перебитой гусеницы была немедленно введена в строй, но через четыре дня ее подбили в районе Кольхи и она опять перешла к русским. Вторая САУ, с советским бортовым номером 1212, была эвакуирована с ноля боя и по железной дороге через Лаппеенранту была доставлена в Бронецентр в г. Варкаус. По просьбе представителей Бронебригады ее решили модифицировать в эвакуационную машину путем демонтажа вооружения и установки буксировочного оборудования. К концу ноября эта работа была выполнена.


Танк Т-34-85, сентябрь 1944 г. Эта машина была захвачена финнами в июне 1944 г.


Штурмовое орудие StuG.40, сентябрь 1944 г.


Танк PzKpfw IV Ausf.J, октябрь 1944 г.


9 августа было принято решение об аналогичной переделке в эвакуационные машины двух списанных танков Т-28. Но лишь один из них был переделан до конца войны.

Планировалось также модифицировать танки Т-26 и Т-38 в артиллерийские тягачи с присвоением обозначений Т-26В и Т-38В, соответственно. Было конверсировано три Т-26В и восемь Т-38В, а о дальнейшей судьбе остальных машин, подлежащих конверсии, было принято другое решение – переоборудовать их в учебные танки – самоходные мишени, имитирующие танки Т-34 и КВ-1, с присвоением им наименований Т-38-34 и Т- 38-КВ. На танках были установлены деревянные надстройки, делавшие их похожими на Т-34 и КВ-1. Их основным назначением была тренировка противотанковых расчетов. Программа переделки Т- 38 в мишени была официально одобрена 31 марта 1944 г., но к весне 1948 г. были готовы 11 Т-38-34 и четыре Т-38-КВ.

Одно штурмовое орудие получило попадание в крышу в районе Портинхойкка (Петровки) 26 июня J 944 г. и было эвакуировано в Бронецентр для ремонта. Там его конверсировали в безоружный учебный танк для подготовки механиков- водителей – установили новую крышу, демонтировали вооружение и заделали орудийный порт.

В конце сентября 1944 г. было принято решение о замене 85-мм орудий танков Т-34-85 на немецкие 75-мм орудия Stuk 40, в основном, из-за дефицита 85-мм боеприпасов. Один Т-34-85 был переделан таким образом, после чего на за водском полигоне VTT в Ювяскюля были проведены стрельбы. Но работы не имели продолжения, даже несмотря на то, что специалисты рекомендовали конверсировать все наличные Т-34-85. В результате танк получил обратно 85-мм пушку.


Танки на оборонительной линии Сальпа

Перед Зимней войной появились планы создания укрепрайона между озером Саимаа и Финским заливом. Работы начались во время Зимней войны и продолжались во время мирной передышки и Продолжительной войны. После начала боевых действий в 1941 г. работы были временно приостановлены и возобновились во время советского летнего наступления 1944 г. Официальное название оборонительной линии было Суомен Сальпа (Финский замок), неофициальное Сальпа-асема (позиция Сальпа) или Сальпа-линья (линия Сальпа).

В сентябре 1942 г. департамент фортификации Генштаба выдвинул идею об использовании имеющихся танковых башен в качестве неподвижных огневых точек укрепленной линии. Идея не получила одобрения, но в июле (944 г., перед лицом советского наступления, оперативный департамент Генштаба утвердил ее. Фортификация производилась в основном с использованием ганков БТ-2 и БТ-5, реже – БТ-7, Т-26 и бронеавтомобилей БА- 6. Огневая точка состояла из вкопанного в землю боевого отделения машины с башней. Такие укрепления предназначались для ведения фланкирующего огня за бетонными бункерами и другими укрытиями. Башни танков БТ-2 были модифицированы, в них установили 37-мм пушки, ранее использовавшиеся на шеститонных танках «Виккерс». Тем не менее, на части огневых точек стояли «родные» орудия. Башни от Т-37 и Т-38 использовались в качестве отдельных ДОТов, будучи установлены на деревянных основаниях, вкопанных в грунт.

Согласно приказу Оперативного департамента Генштаба, для линии Сальпа было предназначено 24 37-мм и 34 45- мм пушки, фортификационный департамент имел в своем регистре 20 37-мм орудий, 39 45-мм орудий, а также 52 7.62- мм пулемета ДТ, установленных на линии.

После перемирия с линии было снято все вооружение, часть оборудования, скорее всего, была разворована, но башни остались на месте.


Машины – жертвы «каннибализма»

Из-за дефицита запасных частей для StuG ГП Ausf. G, четыре из них были пущены на запасные части. Все они были отправлены под списание 8 октября 1944 г., а официально списаны- 24 октября.

20 сентября 1944 г. на одном танке PzKpfw IV загорелся двигатель. Поврежденная машина не подлежала восстановлению и была доставлена в Бронецентр также для использования в качестве источника запасных частей. Танк списали 24 октября 1944 г.


Лапландская кампания

Заключение перемирия с СССР привело к войне с немецкими частями, дислоцировавшимися в Лапландии. Бронедивизия в полном составе была направлена в этот район. В ее составе были даже выведенные ранее из эксплуатации танки Т-26. Батальон штурмовых орудий и второй батальон, оснащенный немецкой техникой, остановили свое наступление на линии Йликиминки – Пудасъярви в г. Оулу, после чего их перевели в южную Финляндию. Первый батальон, имевший на вооружении танки Т-34 и Т-26, продвинулся гораздо дальше на север, понеся при этом незначительные потери как от воздействия противника, так и по техническим причинам. Танки Т-34-85 из состава 2- го взвода продвинулись на север дальше всех, выйдя в район г. Соданкиля, прежде чем начать обратное движение на юг.

Части Бронедивизии были выведены в южную Финляндию, а бронебригада – переведена в г. Пароланнумми, где ее расформировали. 5 декабря 1944 г. Силы самообороны перешли на режим мирного времени.


Реорганизация

После закрытия Бронецентра в Варкаусе в декабре 1944 г. все машины, ожидавшие ремонта, были переведены в военно-технические мастерские в Сеппялянкангас, г, Ювяскиля. ставшие новым танкоремонтным центром. Оставшиеся в г. Пароланнумми машины после расформирования боевых частей оказались ненужными для учебных целей и также были перевезены в Сеппялянкангас.

Как новая, так и устаревшая техника, нуждавшаяся в ремонте, скапливалась в мастерских в большом количестве. К ремонтным работам были подключены гражданские заводы с тем, чтобы верну гь в строй максимально возможное количество техники. Это были те же предприятия, что и в войну: завод фирмы Локомо лтд. в г. Тампере, механический завод Розенлев лтд. в Пори, Руона лтд. в Раахе, механический завод Альстрема в Варкаусе и мастерские при цен тральной тюрьме Риихимяки. Были задействованы также и ранее не привлекавшиеся к ремонту бронетехники заводы (по порядку важности): Оружейные армейские мастерские (с I июля 1949 г. – Фабрика военного ведомства Ваммаскоски) в г. Ваммала (привлекалась с 1945 г.), авторемонтные мастерские С. А. Сарьянена в г. Хямеенлинна (в 1945-46 г.г.), отдельные предприятия государственного авианроизводственного объединения Валтион – номер 1 VL в Тампере и 3 VL в Коккола (в 1945-47 г.г.), атакже государственный артиллерийский завод VTT в Ювяскиля (в 1945 г.).

Ветераны Т-26 (несмотря на то, что они подлежали списанию либо разделке) опять оказались в строю. Т-28 и БТ-42 также избежали разделки, хоть и не ремонтировались. Прочая морально и физически устаревшая техника была разделана на металл, за исключением некоторых машин, которые были сохранены для экспозиции бронетанкового музея, который должен был вскоре открыться. К сожалению, многое было утрачено безвозвратно – в частности, на лом были пушены предназначавшиеся для музея танк Т-26 обр. 1931 г., ОТ-26 , БТ-43, бронеавтомобиль «Ландсверк-182» и три танка БТ-7. В экспозицию попали легкие советские танки Т-60 и Т-70, захваченные летом 1944 г., а также один танк «Виккерс -Карден-Лойд» модели 1933 г. Несколько образцов техники было отобрано для музеев еще во время мирной передышки между Зимней и Продолжительной войной, в частности, «Рено» FT модели 1917 г. и «Виккерс-Карден-Лойд» Mk.VI.

В конце 1944 г. в строю находилось 398 танков, к 1945 г. было разобрано 8 танков. 390 машин оставалось в строю еще несколько лет.


Послевоенный период

Для подавления волнений в стране 27 декабря 1944 г. МВД Финляндии заказало 18 легких бронеавтомобилей ФАИ, ФАИ-М и БА-20. Они должны были быть поставлены в города Варкаус и Риихимяки в январе-феврале из армейского подразделения, дислоцированного в г. Кеми. Бронеавтомобили использовались полицией в различных городах, а в мае 1946 г.были возвращены армии.

В течение десяти лет после войны шло постепенное сокращение вооруженных сил. Техника, полученная в годы войны, мало использовалась по экономическим причинам, а устаревшие образцы снимались с вооружения, иногда – весь тип целиком. Из-за скудости военного бюджета ремонт и профилактические работы практически не производились. Основными проблемами танкового парка было плохое техническое состояние матчасти и хроническое отсутствие запчастей. Все танки первой линии находились на хранении, а обучение происходило на совершенно неподходящей для этой цели технике. Например, экипажи самоходной артиллерии обучались на танках Т-26, но толку от этого обучения было мало.

Большой урон был нанесен военно- техническим мастерским 19 февраля 1947 г., когда в результате пожара 14 танков было уничтожено.

Два тягача Т-26Т использовались в качестве учебных, для подготовки механиков-водителей. Они были настолько хороши в этой роли, что в 1947-1952 г.г. еще пять танков Т-26 были модифицированы в учебные Т-26К (один – в 1947 г., два – в 1948 г. и еще два – в 1952 г.).

В 1948 г. один StuG III был модифицирован в учебную машину для подготовки механиков-водителей, как это было ранее сделано с другой машиной этого типа.

В 1949-1950 гг. проходили испытания танка PzKpfw IV, оборудованного цепным противоминным тралом. Результаты испытаний были признаны неудовлетворительными, и работы продолжения не имели. В 1951 г. танки PzKpfw IV были модернизированы. Пулеметы немецкого образца заменялись на советские. Были попытки использовать финский 9-мм пистолет-пулемет «Суоми», но впоследствии от него отказались в пользу советского пулемета ДТ.

В 1951 г. танковые войска Финляндии потерпели большой урон – мало того, что были списаны танки, уничтоженные пожаром в мастерских 24 сентября, 30 ноября 1951 г. за ними последовали еще шесть Т-28, один Т-26, девять БТ-42, а также один PzKpfw IV. Сокращение продолжилось и в следующем году, когда было списано 36 тягачей «Комсомолец».

Легкий танк Т-26, списанный в 1951 г., был приспособлен для использования в качестве учебного пособия. Аналогичным образом переделали еще одно штурмовое орудие StuG 40.

Значительное сокращение парка танковых войск прошло с 1955 по 1960 г.. когда вся устаревшая матчасть, за исключением Т-34, Т-34-85, PzKpfw IV, StuG III и ЗСУ «Ландсверк Анти»II, была списана.

Возможность заменить устаревшую технику появилась после значительного увеличения военного бюджета во второй половине 50-х годов. Вновь заказанные образцы были в гораздо лучшем состоянии, чем имеющиеся на вооружении, хотя и не полностью отвечали послевоенным требованиям.

В 1957 г. в Англии для проведения испытаний были заказаны танки «Чэриотир». Кроме трех машин для испытаний, были поставлены еще 35 и 15 танков без вооружения. Первые два танка прибыли в Турку 28 января 1958 г., после чего их доставили в Пароланнумми и испытали. Результаты испытаний и особенно – стрельб обнадеживали, и вскоре был подписан контракт на поставки этой техники. На основании поездки военных специалистов в Англию в феврале 1960 г., была достигнута договоренность о поставке дополнительной партии в 35 «Чэриотиров». Танки прибыли в Финляндию в сентябре и ноябре 1960 г. В Финляндию поставлялись танки «Чэриотир» Мк. VII модель В. Mk.VIIW модель В и Mk.VIII модель В.


БРЭМ на базе ИСУ-152. осень 1945 г.


Английский танк «Комет» Mk.I, весна 1961 г.


«Чэриотир» Mk.VII мод.В, весна 1979 г.


8 мая 1958 г. из Британии пришло другое предложение – продать в Финляндию танки «Комет» по стоимости 5500 фунт. ст. за танк. Для ознакомления и испытаний англичане предоставили один танк. Эта машина прибыла в Турку 16 мая 1960 г. Условия поставки были столь привлекательны, что в августе 1960 г. группа финских специалистов отправилась в Англию для отбора 40 танков для последующей возможной закупки. Сделка была заключена в ноябре 1960 г. по цене 2500 фунт. ст. за танк. Кроме того, на сумму в 48 000 фунт. ст. были закуплены запчасти и боеприпасы. Танки были поставлены в Финляндию вначале 1961 г. Они использовались лишь в учебных целях, так как их техническое состояние и низкая бронепробиваемость английских орудий делали невозможным полноценную эксплуатацию танков. В боевых целях предполагаюсь использовать только находившиеся И консервации «Чэриотиры». Эффективное орудие «Чэриотира», также предложенное на продажу, легло в основу идеи о легком самоходном противотанковом орудии финской разработки. Работы так и не вышли из стадии предварительного исследования, так как выяснилось, что построить относительно легкую и маневренную машину не получится, ее вес будет примерно такой же, как и у «Чэриотира». Финская сторона также запрашивала Англию о поставках 105-мм пушек, но получила отказ, так как в Англии не желали продавать новейшее орудие и боеприпасы.

Основная идея вновь была реанимирована в 1962 г., когда фирма Локомо лтд. в Тампере разработала вариант установки 84-мм орудия «Чэриогира» в башню танка «Комет» и даже подготовила прототип. Танки «Комет» с более мощными орудиями предполагалось использовать в качестве противотанковых САУ. Но результаты испытаний были признаны неудовлетворительными и прототип был конверсирован в изначальный вариант.

В 1965 г. Финляндии также предлагался бронеавтомобиль «Ферретт». По результатам испытаний контракт на поставки заключен не был из -за того, что проходимость БА по пересеченной местности была признана недостаточной.


Легкий танк Т-26 (с усиленным бронированием) финской армии, поврежденный 16 июня 1944 г.


Pz Kpfw IV Aust. J лето 1955 г.


Захваченный советскими войсками финский Т-26, 1944 г.


Танк Т-28 с пушкой Л-10 в зимнем камуфляже, декабрь 1941 г.


Т-34-85, лето 1952 г.


Штурмовое орудие StuG 40, лето 1944 г.


Легкий танк Т-50, весна 1942 г.


Легкий танк "Виккерс" с 45-мм пушкой, 1941г.


Бронеавтомобиль БА-10, 1942 г.


Легкий танк Т-26 обр. 1939 г.


Средний танк Т-28 с пушкой Л-10, весна 1940 г.


Штурмовое орудие StuG 40 Ausf G, 1944 г.


Зенитная самоходная установка "Ландсверк Анти" II, 1943 г.


Т-34 обр. 1941 г. финской армии, лето 1942 г.


Артиллерийский тягач А-20 "Комсомолец", 1945 г.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх