Самоходные артиллерийские установки СУ-85А и СУ-85Б

Красная Армия во время Великой Отечественной войны получала в больших количествах отличные самоходные установки. В основном это были полностью бронированные машины на базе серийных танков 'Г 34. КВ и ИС 2. По существу это были либо истребители танков (СУ-85, СУ -100 и ПСУ 122). либо штурмовые САУ, вооруженные мощными гаубицами (СУ-122, СУ-152 и ИСУ- 152). Однако самыми многочисленными были легкие, лишь частично бронированные СУ-76 (СУ 76М) на базе легкого танка Т- 70, которых выпустили 14 292 единицы.

Массовому производству на трех заводах способствовала простота их конструкции, дешевизна в производстве. благодаря в частности, использованию автомобильных агрегатов. СУ-76М весила 10.6 т и была вооружена 76,2-мм пушкой. Самоходки предназначались для непосредственною сопровождения пехоты в бою. Не раз им приходилось вступать в бой с танками противника. Однако, в общем-то. отличной 76,2-мм пушке ЗИС 3 оказались пе по «зубам» «Тигры», «Пантеры» и тяжелые самоходы на их базе. Спасая положение, главный конструктор ГАЗ им. В.М.Молотова, Николай Александрович Астров (1906 -1992 гг.) решил вооружить свою легкую самоходку, более мощной, особенно при действии против танков, пушкой. При этом должно было остаться основное достоинство легкой самоходки – использование базы снятого с производства легкого танка Т-70 с его автомобильными агрегатами.

Здесь следует сказать, что в 1943 -1944 гг. Н.А.Астров и И.В.Гавелов неоднократно пытались, используя базу танка Т-70М найти замену СУ-76. Так появились легкие опытные самоходные установки, в основном полностью бронированные, а именно: СУ-16, СУ-76Д, ГАЗ-75. СУ-576… Однако они утратили основное достоинство СУ-76 – надежность и простоту конструкции.

В 1943-1944 гт. хорошие результаты в борьбе с тапками показали 85 мм пушки, стоявшие на Т-34 (ЗИС- С 53 и Д-5Т) и Д 5С (на СУ-85).

Их и решили поставить на новую самоходную установку. Но пришлось считаться с увеличенной но сравнению с ЗИС-З силой отдачи.

Приступая к модернизации СУ – 76М по вооружению, прежде всего следовало усилить базу Г-70. Для этого на первые и последние узлы подвески. кроме торсионов, ставились листовые рессоры. Корпус удлинили по сравнению с СУ-76, была изменена также форма кормы. В специальной рамке, вмонтированной в лобовой лист рубки установили пушку Д- 5 С-85А, отличавшуюся незначительными деталями от пушки Д 5С.


СУ-85А. Вид сзади


СУ-85А. Вид спереди


Ее углы наводки составляли: горизонтальной – 17°, а вертикальной -4°,+18°. На СУ-76М пушка устанавливалась на поперечной балке. Рубка из 15 мм броневых листов, соединенных сваркой, крыши не имела. Ее лобовой лист по сравнению с таковым СУ-76М был изменен.

Силовая установка, силовая передача – такие же. как на Т70М. Ведущее колесо цевочного зацепления имело 13 зубов (у СУ-76М – 15). Установлена трубчатая полуось левой бортовой передачи. Ожидалось, что боевые, тяговые и эксплуатационные качества новой машины улучшатся. В конце 1944 г. СУ 85А была собрана на ГАЗе и прошла пробеговые и артиллерийские испытания (пробег 2708 км и 844 выстрела, в том числе 473 на усиленном заряде). В соответствии с их результатами в опытный образец СУ 85А внесены следующие изменения.

1. Более тщательно уравновешена артсистема.

2. Задний лист боевого отделения выполнен на высоту человеческого роста

3. На стопоре орудия по -походному установлена пружина.

4. Увеличена жесткость дополнительных рессор задних катков в целях уменьшения колебаний корпуса при выстреле.

5. Щитки бронезашиты, улавливающие брызги от пуль приварены сплошным швом.

6. Закрыта верхняя щель между вращающейся бронировкой пушки и горизонтальным верхним листом неподвижной бронировки.

7. Увеличена высота наружного щитка, приваренного на крыше корпуса, закрывающего нижнюю щель амбразуры орудия.

8. Командирский перископ заменен зеркальным перископическим смотровым прибором.

9. Восстановлена смотровая щель в лобовом листе боевого отделения.

10. У наводчика установлен зеркальный перископический смотровой прибор на откидывающемся кронштейне.

Кроме вышесказанного, согласно плану модернизации СУ 76М. заводом были внесены следующие изменения.

1. Ведущее колесо с 13 зубами.

2. Новые отбойники гусениц применительно к 13 ти зубовому ведущему колесу.

3. Установлена трубчатая полуось к левой бортовой передаче с увеличенным критическим числом оборотов.

4. Для уменьшения усилий па рычагах установлены прогрессивные отводки бортовых фрикционов.

5. Усилен кормовой лист в месте приварки буксирных крюков.

6. Предусмотрено место закрепления бревна самовытаскивателя, которое может также употребляться в качестве упора против отката СУ при стрельбе.

На основании приказа Наркома среднего машиностроения (ГАЗ принадлежал НКСМ), командующего БТ и механизированными войсками и начальника ГАУ Красной Армии №425С/0220/018 от 25.12.44 г. на научно-испытательном танковом полигоне (Кубинка) с 6 по 19 января 1945 г. комиссией под председательством генерал-майора танковых войск Романова были проведены повторные испытания (ходовые и стрельбой). В комиссию входил также Н.А. Астров.

Опытная самоходка СУ-85А успешно выдержала ходовые испытания в объеме 1028 км. Артиллерийские испытания в объеме 234 выстрела показали:

а) установка пушки Д-5-С-85А на шасси 76М возможна; б) по скорострельности и эффективности стрельбы СУ-85А не отличается от СУ-76М и СУ-85; в) толчок при выстреле очень силен, что затрудняет работу наводчика. СУ-85А может быть принята на вооружение при условии обязательного устранения влияния толчка на работу экипажа. Отчет об испытаниях подписан 5 февраля 1945 г. зам. начальника НИБТ полигона по научно-испытательной части инженер- полковником А.М.Сычем и др.

Таким образом испытания выявили:

1) неудовлетворительную устойчивость СУ-85 А при стрельбе с места, вследствие большого толчка при выстреле;

2) невозвратимый ход назад при выстреле составлял при расторможенной гусенице 380-457 мм, а при заторможенной – 90-125 мм (те же характеристики для СУ-76М: 0 90 и 0 мм соответственно);

3) Кучность боя пушки при стрельбе с места на 100 м удовлетворительна;

4) максимальная неприцельная скорострельность при стрельбе с места – 5,8 выстрела в минуту – недостаточна и ограничивается условиями работы заряжающего;

5) наблюдение и корректировка огня на дистанции до 1500 м – командиру орудия затруднены, а для наводчика почти невозможны, вследствие сильного толчка и длительного колебания корпуса при выстреле (наводчик получал удары налобника прицела по лицу);

6) стрельба с места и с хода по движущимся целям возможна, но ее эффективность на дистанции до 1500 м не удовлетворительна, ввиду затрудненной корректировки огня командиром и наводчиком;

7) СУ, стоящая на целине, разворачивается выстрелом влево приблизительно на 15°;

8) люфты пушки оказались велики.

Еще один недостаток был отмечен при обстреле самоходки из немецких пулеметов MG -42 и пистолетов- пулеметов по подвижной бронировке. Брызги от пуль проникали в боевое отделение на места командира и наводчика.


СУ-85Б


Тактико-технические характеристики СУ-85А (в скобках данные СУ-85К)

Боевая масса, т 12,3 (12,4)

Экипаж, чел 4

Длина с пушкой вперед, мм 5650 (6130)

Длина по корпусу, мм 4990

Ширина, мм. 2755

Высота, мм. 2100

Длина опорной поверхности, мм 3230

Клиренс, мм 300(315)

Колея, мм 2455

Удельное давление на грунт, кг/см² 0,625 (0635)

Бронирование, в мм (угол наклона к вертикали):

корпус, верхний лобовой лист 25 (60°)

нижний 25 (30° )

борт 15(0°)

корма 15 (0°)

крыша 6 (90°)

днище 10-6(90°)

Рубка: лоб 25 (30°)

борт 10(20°)

кормовой лист 6(0°)

Подвижней бронировка пушки, мм 35

Вооружение: 85-мм пушка Д-5-С-85А(ЛБ-2: высота линии огня 1670 мм.

Спуск электромагнитный и ручной (резервный)

Прицепы ТШ-15 и панорамный прицел Герца

Приборов наблюдения 3

Боекомплект пушки 42 (43) унитарных выстрела. В боеукладке два пистолета- пулемета (БК – 1065 патронов) и 15 гранат Ф-1. На СУ-85Б, кроме того, один пулемет ДТ (боекомплект – 8 дисков)

Силовая установка агрегат «15А» («15Б»)

Двигатель 2 х ГАЗ-203

общей мощностью 145 (160) л. с.

при 3400 об/мин.

Топливный бак, л …. 2x 210

* Главный фрикцион двухдисковый сухой

Коробка перемены передач 4-х скоростная

Главная передача конические шестерни

Бортовые фрикционы 19-ти дисковые сухие (сталь по стали)

Бортовые передачи одноступенчатые редукторы Индивидуальная торсионная подвеска.

Шесть опорных катков, полозья для поддержки верней ветви гусеницы. В гусенице 94 трака шириной 300 мм и шагом 111 мм (у СУ-76М – 72 трака)

Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 39,8 (43,1)

Запас хода, км:

по шоссе 302 (350)

по проселку 239(194)

по целине 168(145)

Радиостанция 12РТ (9РС)

Увеличение веса машины до 12,3т на надежность работы агрегатов и механизмов не сказалось. Во время испытаний они работали надежно, поломок и неисправностей не было. СУ- 85А преодолевала подъем в 25°, спуск в 25°, крен – 18°. Большего в зимних условиях при температуре воздуха от -4° до -11 ° достичь не удалось.

Такие же характеристики, впрочем, были и у СУ-76М. Безостановочный пробег в 107 км СУ-85 А выдержала, причем температурные режимы работы двигателей и других агрегатов за время испытаний были в пределах нормы.

Средние скорости движения: по асфальту – 29,2, по проселку – 22,1, по целине – 17,1 км/ч – такие же, как у СУ-76М. Средний расход топлива был в пределах нормы, а именно: 32,7; 37,0; 42,1 л/чае, или 1,36; 1,71; 2,46 л/км соответственно.

Четырьмя месяцами позже ГАЗ представил на испытания самоходку СУ-85Б. Конечно, в ней были учтены недостатки предыдущего образца. Прежде всего, чтобы уменьшить толчок при выстреле на ней была установлена 85-мм пушка ЛБ-2 (с дульным тормозом) Горьковского артиллерийского завода №92, иначе завода им.Сталина. Лобовой лист рубки был другой формы, изменена форма кормы корпуса, а корма рубки забронирована до высоты бортовых стенок. Улучшена обзорность из боевой рубки. Силовая установки «15Б» состояла из двух шестицилиндровых двигателей общей мощностью 160 л. с. Дополнительно были подрессорены крайние катки, несколько улучшены тяговые и эксплуатационные качества самоходки. Так, средняя скорость по шоссе составила 31,8; по проселку – 18,7 и по целине – 14,2 км/ч. Максимальная скорость достигала 43,1 км/ ч, но допустимой считалась 40 км/ч. Расход горючего 37,4; 40,3; 45,0 л/час, или 1,17; 2,12; 2,84 л/км, соответственно по шоссе, проселку и целине. СУ-85Б преодолевала подъем 28°, спуск – 30° и крен – 22°. Увеличение веса до 12,4 т не сказалось на надежности агрегатов и механизмов.

Однако вспомним, что испытания проводились весной (с 25-го апреля по 3-е мая 1945 г).

Пушка имела горизонтальный угол наводки 23°, а вертикальный – -5, +18°. Боекомплект составлял теперь 43 выстрела. Проведенные испытания прошли успешно. Огневая мощь и маневренность были признаны удовлетворительными. И. хотя, СУ-85Б сохранила некоторые недостатки своей предшественницы, она была рекомендована к постановке на вооружение.

Однако война в Европе кончилась, а броневая защита СУ-85Б была явно слаба, и поэтому дальнейшие работы по ней прекратились.










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх