Лучшие танки мира*

* По материалам журнала "Милитари Орднанс"

Каким критериям должен отвечать современный танк, чтобы считаться «самымлучшим»? Ответить на этот вопрос решил Грегори Феттер – старший аналитик отдела обороны американского' журнала «Милитари Орднанс». В поле его зрения попали машины, которые в начале 1998 года либо находились на стадии серийного производства, были готовы к выпуску или же планировались к нему в самом недалеком будущем, как например, отечественный «Черный орел». Переводить его материал целиком вряд ли имело бы смысл, т. к. это значит знакомить наших читателей не столько с танками как таковыми, сколько с весьма характерной манерой изложения американских специалистов, поэтому в данном виде вашему вниманию предлагается не что иное, как «саммари» – краткая передача информации в изложении переводчика.


* * *

Главное, что может служить критерием оценки каждого танка в отдельности и всех их вместе, это совокупность их боевых свойств – мобильность, огневая мощь, броневая защита, а также эргономичность их боевого отделения и самого танка в целом. По вооружению – калибру орудия и возможности вести через него огонь управляемыми снарядами, русские, считает автор, имеют превосходство над танками Запада, но… хотя калибр орудий их танков и меньще, сами орудия, как это показала война в Заливе, являются более эффективными.

Танк – это «боевой дом» для танкистов и оттого, насколько им в нем будет удобно, зависит во многом и боевая эффективность самого танка. К чему большое орудие, если им будег неудобно пользоваться? Примеров неудачных конструкторских решений тут очень много. Это и русские танки (и французский АМХ-30) с очень тесным боевым отделением, и М47, также неудобный с точки зрения работы с размещенным в нем оборудованием. Хотя именно русские были пионерами в оснащении танков автоматом заряжания, недостаток его заключался в том что он «ел им руки», в то время, как солдат должен быть абсолютно уверен в своем оружии. Еще одно важное качество танка, обеспечивающее ему выживаемость на поле боя, это низкий силуэт, активные системы защиты, компоновка в целом.

Итак, исходя из общей совокупности всех этих свойств и полученных на испытаниях результатов первое место в 1998 году следует отдать «Леопарду- 2А5». Интерес к новому танку проявили многие страны включая Швецию, и это не случайно. Дело в том, что до уровня А5 может быть модернизирован любой танк типа «Леопард-2», что дает большую экономию средств. Новые приборы управления огнем еще больше повышают его огневую мощь, новый двигатель – дизель – маневренность и скорость, а дополнительная броневая защита – выживаемость на поле боя.


"Леопард-2А5"


М1А2, по мнению заокеанских экспертов, уступает лишь "Леопарду-2А5"


На вторам месте-американский танк М1А2. Обилие электронного оборудования облегчает работу экипажа и позволяет этой машине быть надежным «истребителем танков». Это на сегодня единственный серийный танк, имеющий газовую турбину. Правда, преимущества турбины перед дизелем нагляднее всего смотрятся на бумаге. Современный дизель по-прежнему лидирует по большинству показателей, хотя турбина становится все совершеннее.

На третьем месте, на основании того, что о нем сейчас известно, может находиться японский танк «Тип 90». Хотя многочисленные аналитики и называют именно его лучшим танком 90-х годов, на самом деле о нем известно не так уж и много. Танк очень похож на «Леопард- 2», причем вооружен такой же пушкой, которая выпускается в Японии по лицензии. Правда, в отличие от «Леопарда» японская машина имеет автоматическое заряжание и экипаж из 3-х человек.

Японцы умеют делать электронику, поэтому без сомнения, этот танк насыщен ею до предела. Эргономика танка, по отзывам специалистов, исключительно высока, но он уступает по броневой защите «Леопарду-2А5», вот почему «тип 90» пока еще не на первом месте. Танк имеет дизельный двигатель «Мицубиси» мощностью 1500 л. е., что для 50- тонной машины может считаться вполне достаточным.

Четвертое место занимает французский танк «Леклерк», победивший английский танк «Челленджер 2», как, впрочем, и М1А2 на состязаниях в Арабских Эмиратах. Это также «целиком электрический танк», насыщенный самой совершенной электроникой, имеющий автомат заряжания и экипаж из 3-х человек. Танк имеет 120-мм пушку французской разработки и 1500-сильный дизель, оборудованный встроенной газовой турбиной, облегчающей запуск в критических условиях. Эмираты очень заинтересовал также проект нового французского танкового орудия калибром 140 мм, которое уже демонстрировалось арабам.

Пятое место занимает английский танк «Челленджер-2» – наиболее тяжелый среди своих европейских и заокеанских «коллег». Башня на нем полностью переконструирована, электроника на уровне танков «Леклерк» и M1, но вооружение включает 120^мм традиционно английскую нарезную пушку. Все боеприпасы размещены ниже погона башни. Отмечают, что это уже второе поколение танков, имеющих броню «Чобхэм», что с учетом полученного опыта позволило превратить «Челленджер-2» в один изнаиболее защищенных танков мира.

Только на шестое место поставил Грегори Феттер наш новый танк «Черный орел» (дальнейшее развитие Т-80У), хотя и оговорился, что у него мало данных. Главным фактором нового танка все считают его пушку – 135- или 140-мм, пришедшую на смену «долгоживущей» 125-мм пушке 2А45. Наличие системы автоматического заряжания, которая не связана с боевым отделением, тоже считается очень важным решением, так как оно повышает выживаемость танка на поле боя. Поскольку танк Т-80 много критиковали, а новая машина является его более совершенным наследником, то… установить данную степень совершенства можно лишь на основании более полных данных, которые пока – как пишет осторожный американец, – к сожалению, отсутствуют.

Седьмое место-Т-90. Новый российский танк представляет собой глубокую модернизацию проекта Т-72. Имеет динамореактивную систему брони «Контакт-5», систему защиты «Штора- 1» – наиболее эффективную против инфракрасных управляемых боеприпасов, современные системы управления огнем. Пушка – гладкоствольная 2 А46М1, которая может стрелять снарядом с лазерным наведением 9М119 «Рефлекс». Но… при всем при этом – старый дизайн боевого отделения и традиционная для российских танков большая теснота внутри. Новый украинский танк Т^84 имеет ано- логичные характеристики и дизельный двигатель, также как и Т-90.

Восьмое место может быть отдано южнокорейскому танку «Тип 88». Кратко его можно описать так – «ребенок М1», поскольку его разрабатывали одни и те же люди. Правда, на нем стоит дизельный двигатель, а не турбина. Калибр пушки М68 -105 мм, но благодаря новейшим боеприпасам она имеет бронепробиваемость на уровне 120-мм орудий. Можно считать, что установив орудие более крупного калибра и новую, более современную систему управления огнем, южнокорейцы получат танк, приближающийся по своим боевым качествам к танку «Леопард-2А5».

Российский танк Т-72 в этих условиях может занимать только девятое место. «Дети на экспорт» – все семейство танков Т-72 и их бесчисленные модификации обладают примерно одинаковыми боевыми качествами, и на них на всех стоит автомат заряжания типа «карусель», что, как уже признано конструкторами, снижает живучесть. Даже с динамореактивной броней уровень защищенности Т-72 уже не соответствует требованиям времени. Но… это очень перспективный танк для продажи, особенно если начинить его совершенным электронным оборудованием. Традиционно низкая цена русских машин делает Т-72 вполне конкурентоспособным на рынках вооружений в странах «третьего мира».


Новейший российский танк «Черный орел»


Французские танки "Леклерк"


Японский танк "Тип 90" – третье место по классификации Грегори Феттера


Десятое место… получает танк «Меркава-III», хотя именно его многие эксперты готовы назвать едва ли не лучшим танком в мире. Дизайн этой машины и впрямь уникален и не имеет аналогов среди современных танков: двигатель спереди, низкая башня, и при всем при этом мощная 120-мм пушка MG-25I. Все это заставляет считать его одним из наиболее мощных и защищенных танков. Однако, «Меркава» по западно-европейским стандартам имеет слишком малую удельную мощность на тонну своего веса. Понятно, что то, что хорошо для Израиля, может быть плохо для Германии, и хотя на сегодня эта машина предложена Турции, можно сказать, что «Меркава» находится в стороне от магистральной дороги развития современного танкового дизайна.

На последнем месте, если так можно выразиться, стоят китайские танки, а среди них – последняя китайская разработка в этой области «Тип 90-11». Попытка интеграции в западную технологию со всей очевидностью имеет здесь место, но до всех прочих названных в данном обзоре танков этой машине пока еще далеко.


Израильский танк «Меркава-III». Американский аналитик поставил его лишь на десятое место


«Челленджер-2» – представитель последнего поколения английских танков


Российский танк Т-90


Заключение

Очень многое зависит сегодня от технологии, что абсолютно неоспоримо, но есть и еще несколько важных факторов, которые определяют боевые качества тех или иных танков. Мотивация поведения экипажей, их тренированность и еще раз тренированность, позволяющая им выполнять свое задание в боевых условиях. Во время войны в Заливе такую сработанность и тренировку показали экипажи танков «Челленджер», хотя на Кубке Канады английские экипажи проявили себя слабо. Особенно важна выдержка и сработанность экипажа в танковых дуэлях на больших расстояниях, где у российских танков имеются весьма веские технические преимущества.


* * *

От автора данного «саммари».

Как видите, пусть даже наш танк «Черный орел» и стоит на шестом месте, а уважать нас уважают и во главу угла ставят не только технику, но и обученность экипажей. Чтобы быть современным, танк должен быть практически неуязвим в лобовой проекции, чего немцам, как сообщается, наконец-то удалось добиться на танке А5. При этом и «Тип 90» и «Леклерк» имеют потенциальную возможность усиления своей защиты до уровня этого танка. «Челленджеру» и «Меркаве» следовало бы добавить лошадиных сил, а нашим новым танкам – самой современной электроники и позаботиться о том, чтобы они были для их экипажей «хорошим домом». Очень многое зависит от низкого силуэта. Возможно, что на перспективных танках ближайших лет водителя, наконец-то, и вовсе уберут из корпуса и заменят его телекамерой со сменными объективами. Нет ничего фантастического в том, что выживаемость экипажей будет повышена нул ем использования катапультируемых сидений, а также применения новых, еще более необычных компоновок как самого танка, так и отдельных его узлов. То, что 140- мм пушка уже существует, показывает, что именно этот калибр, хорош он или плох, постепенно станет господствующим на танках XXI века, а в перспективе его, возможно, сумеют довести и до 155- мм, т. е. калибра сегодняшних самоходных орудий. Орудие, двигатель и броня должны разрабатываться одновременно и так же одновременно в комплексе заменяться на базовом шасси на более современные в процессе модернизации.


Вячеслав ШПАКОВСКПЙ

Окончание. Начало см. «ТиВ», № 7/98









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх