«Железные гробы» (Итальянская бронетехника за свои первые сорок лет)

М14/41 из состава танковой дивизии "Литторио", 1941 г.


Следующим танком, способным, прежде всего, действовать против со- ветски\Т-26 и БТ, должен быть стать танк с орудием калибра 37-мм. Прототип машины, получившей обозначение МП/39, изготовили в 1937 г. Однако 37-мм пушку разместить в башне итальянцы не сумели и установили ее в корпусе справа от водителя, а в небольшой по размеру башне установили свою традиционную спарку пулеметов «Бреда» калибра 8 мм. Подвеску заимствовали с чешского LT-35, причем она показалась итальянцам настолько удачной, что все свои последующие танки и САУ они разрабатывали исключительно на ее основе. В Испанию этот танк уже не попал, но зато 70 из 100 изготовленных машин были отправлены в Африку, где большая часть погибла в боях или была захвачена британскими войсками. В отличие от немцев, итальянцы на свой танк поставили дизель, однако больших выгод это не принесло, скорее наоборот: когда им пришлось вместе воевать на африканском ТВД – добавило проблем со снабжением.

Несколько ранее итальянцы позаботились также о создании собственного пушечного бронеавтомобиля. Выпуск машины начался в 1934 г. Новый БА стал дальнейшим развитием «Фиата-Ансальдо» IZ и получил обозначение «Фиат-Ансальдо 611». Шасси было заимствовано от коммерческого грузовика, две пары задних колес – ведущие, передняя – управляемая. Вооружение пушечного варианта состояло из 37-мм орудия «Виккерс-Терни» (такое же ставили на танке «Фиат-3000В»), пулемета в башне для стрельбы назад и еще одного пулемета в задней стенке корпуса. Существовал также и пулеметный вариант этого БА с несколько другой башней, имевшей два пулемета с независимым наведением по горизонтали, чтобы стрелять вперед, и один – в задней стенке корпуса – стрелять назад. Машина получилась сложной, громоздкой и, несмотря на пушечное вооружение, слабовооруженной по сравнению с советскими БА-3/6. В боях она использовалась в Эфиопии и Восточной Африке. Кста ти, совершенно непонятно, почему башню с этого БА итальянцы всего тремя годами позже так и не смогли поставить на танк М11/39, а предпочли вооружить его пушкой в спонсоне. Иные авторы утверждают, что, мол, погон под башню был конструкторам не по силам, но …сумели же они его изготовить для БА «Фиат- 611»?

Весьма оригинально должен был выглядеть и специальный «пустынный» танк С-43 (Р431) – «Сагго Celere Sahariano» с башней от М13/ 40, имевший четыре опорных катка большого диаметра (на каждый борт), по два больших, расположенных между ними поддерживающих ролика и противопылевые фальшборты, похожие на те, что устанавливались на английские танки «Крусейдер». Даже внешне эти танки были похожи, но если англичане свои выпускали, то эта машина так и осталась на уровне опытного образца.

Вот и получилось, что только М13/40, выпущенный в 1940 г., стал первым «современным» итальянским танком, или лучше скажем так: адекватным ответом итальянских конструкторов на требования времени, да и то – успевшим под самый занавес. Как и на предыдущей модели, весь корпус танка и башня собирались на заклепках.


М11/39


M13/40 в Северной Африке


Средний танк M11/39


Средний танк M13/40


Средний танк М14/41


Командирский танк М40


Командирский танк М41


Средний танк М14/42


Место механика-водителя было оставлено слева, зато справа размещалась спарка пулеметов «Бреда» мод. 38. Башня стала двухместной: командир-наводчик справа и заряжающий слева, которые могли забираться в танк и покидать его через двустворчатый люк в крыше башни. 47- мм 32-калиберная пушка имела операционные углы от +20° до -10°, с ней был спарен один 8-мм пулемет, причем такой же пулемет устанавливался также на крыше для нужд ПВО. Двигатель располагался сзади, а трансмиссия и бортовые редукторы – спереди. Подвеска – аналогична танку МП/39.

Выпуск танка был организован на заводах «Ансальдо-Фоссати» и составлял от 60 до 70 танков в месяц. Всего было произведено 799 машин. Танк широко использовался в Северной Африке, но, хотя M13/40 и оказался более удачным, нежели М11/39, он показал себя весьма уязвимым для противотанковых средств англичан. Много танков было ими захвачено и состояло на службе в 6-м Британском Королевском танковом полку и австралийском 6-м кавалерийском полку, причем особенно в начале 1941 г. Впрочем, союзники применяли их довольно ограничено. Австралийские части насчитывали три эскадрона танков этого типа (всего 16 машин), получивших названия «Динго», «Кролик» и «Вомбат». На бортах и башнях этих танков австралийцы в качестве опознавательного знака изображали белого кенгуру.


Компоновка танка M13/40


Осмотр танка Р40 Гитлером 20 октября 1943 г. На заднем плане – "Ягдтигр"


Танк Р40


Командирская машина М40 отличалась тем, что на ней отсутствовала башня. Дальнейшим развитием М13/ 40 стала модель М14/41, оснащенная более мощным двигателем и воздухоочистителями, приспособленными для условий пустыни. Было изготовлено около 1100 машин, обладавших несколько большей скоростью, а также увеличившимся весом.

Следующей модификацией стал M15/42, выпуск которых начался в 1943 г. Всего было сделано 82 таких танка, которые поступили на вооружение дивизии «Ариете». В отличие от предыдущих версий, оснащавшихся дизелями, на этом танке был установлен бензиновый двигатель, что потребовало удлинить корпус и изменить кормовую часть для установки более эффективной системы охлаждения. Люк в корпусе перенесли с левого борта на правый. Правда, сделали это не сразу (по-видимому, сказалось наличие задела бронекорпусов), и первые М15/42 имели люк на левом борту. Вооружение танка усилилось за счет установки 47-мм 40-калиберной пушки, обладавшей большей начальной скоростью бронебойного снаряда.

Танк М15/42 был лучше бронирован и имел ряд других усовершенствований. Так, лобовая броня башни теперь составляла 45 мм, минимальная толщина брони возросла до 14 мм. Боекомплект возрос до 111 снарядов, а вот патронов стало меньше – 2640. Дальнейшие резервы совершенствования танка на этом были исчерпаны. Часть машин захватили немцы и использовали их против союзников в боях за Италию.

В 1942 году итальянцы собрали первый прототип своей новой машины Р40, создававшейся в качестве тяжелого танка. Вес машины был ограничен 26 т, поэтому шасси взяли от M15/42, но броневая защита за счет большего наклона бронелистов корпуса и башни значительно возросла. Хорошо продуманным было сопряжение лобовых бронелистов корпуса и башни, но все равно – конструкция танка была архаичной. На танке устанавливался бензиновый двигатель V-12 мощностью 420 л. е., что обеспечивало скорость до 40 км/час. Вооружение состояло из 75-мм 34-калиберной пушки и спаренного с ней пулемета. Танк производился заводами «Фиат» в Северной Италии, но самим итальянцам он так и не достался, а все выпущенные 50 танков попали в руки немцев и воевали в вермахте. Финальная версия Р40-Р43, который должен был иметь башню от немецкой «Пантеры», так и остался на уровне деревянного макета.

Имеется фотография, на которой показан момент осмотра нового итальянского танка Гитлером 20 октября 1943 г. Внешне Р40 выглядит на ней весьма и весьма внушительно, однако картину портит германская САУ «Ядгдтигр», стоящая на заднем плане, так что нетрудно себе представить, какое впечатление вынес тогда фюрер от сравнения двух этих машин!


Мотоброневагон Mod.43


Мотоброневагон Mod.43


Разведывательный BA "Lince! (модифицированный БА «Динго»)


Бронеавтомобиль АВ 43


Бронеавтомобиль "ФИАТ-611"


Бронеавтомобиль АВ 41


Тем не менее, несмотря на все очевидные недоработки и проколы, итальянские конструкторы все-таки сумели додуматься до того, чтобы поставить башню от танка L6/40 на корпус бронемашины «Фиат АВ40/41», что дало им весьма удачный бронеавтомобиль для разведки. Машина имела четырехосное шасси, причем запасные колеса в нишах по обеим сторонам корпуса, как на советских БА-6, могли проворачиваться при наезде на препятствия, чем достигалось повышение проходимости. Имелось два поста управления: спереди и сзади, причем задний был дополнительно вооружен пулеметом. К 1943 году конструкторам стало ясно, что 20-мм автоматическая пушка даже для такой машины серьезным вооружением считаться не может и был разработан образец АВ-43, имевший 47-мм орудие в башне.

Всего было выпущено около 500 машин АВ40/41, что же касается АВ43, то и они пополнили собой части вермахта, где получили обозначение Panzerspahwagen АВ43. Точно также в руках у немцев оказались и британские бронеавтомобили Мк.1 «Динго», захваченные итальянцами, несколько «перебронированные» (установлена крыша корпуса) и вооруженные итальянскими пулеметами «Бреда».


САУ «Земовенте» из состава немецкой дивизии "Герман Геринг»


САУ «Земовенте» М41 da 75/34


САУ «Земовенте» М43 da 75/46



САУ «Земовенте» М43 da 105/25


Значительно удачнее получились у итальянцев самоходки на базе своих «основных» танков. Начав с «Земовенте» М40, М41 и М42 с 75-мм 18-калиберной гаубицей-пушкой 75/ 18, они начали последовательно увеличивать мощность орудий на своих САУ путем увеличения длины ствола. Одновременно с гаубичными САУ были выпущены и противотанковые САУ с 75/34 пушками. Затем калибр гаубицы увеличился до 105-мм (при длине ствола 25 калибров), после чего вновь последовала мощная противотанковая самоходка М43 с орудием 75/ 46. Итальянские САУ показались немцам настолько хорошими, что были приняты на вооружение вермахта и получили следующие обозначения:

Sturmgeschutz М42 mit 75/18 (i)

– Sd Kfz.850,

Sturmgeschutz M42 mit 75/34 (i)

– Sd K.fz.851,

Sturmgeschutz M42 mit 105/25 (i)

– Sd Kfz.853,

Sturmgeschutz M43 mit 75/46 (i)

– Sd K.fz.852.

Первые три – это стандартные итальянские машины, а четвертая строилась специально по германскому заказу. Вертикальный лобовой лист корпуса, в котором располагалось орудие, явно не отвечал требованиям времени, зато все эти САУ получились весьма низкими и легко маскировались.

По сути дела САУ «Земовенте» М40 da 75/18, производство которых велось с 1941 по 1943 г., являлись итальянским аналогом германских штурмовых орудий Sturmgeschutz, причем по вооружению даже более эффективным! Боевые возможности итальянской САУ возросли еще больше после того, как ее боекомплект был дополнен бронебойным снарядом. Воевавшие в составе бронетанковых дивизий «Ариете» и «Литторио» они неплохо зарекомендовали себя в боях. Самоходки с более длинными пушками начали выпускать с января 1943 г., и одновременно пошла в серию САУ М43 dA 105/25. Правда, на вооружение тех же самых дивизий они поступили уже после подписания перемирия. А вот вариант «Земовенте» с 75-мм 46-калиберным орудием немцы выпускали на севере Италии с 1944 г. до конца войны.

Наиболее мощной среди итальянских САУ оказалась модель 90/53 на модернизированном шасси М41, вооруженная 90-мм зенитиой пушкой, которая была установлена за броневым щитом в задней части корпуса.


САУ "Земовенте» М40 do 75/18


САУ "Земовенте» М41 da 75/18


САУ «Земовенте» М43 da 105/25


САУ «Земовенте» da 90/53


САУ «Земовенте» da 90/53


Тридцать таких машин использовались в Северной Африке в 1942 – 1943 гг. Был разработан также прототип САУ на базе нового танка Р40, который вооружался 149-мм гаубицей обр. 1935 г. (М43 da 149/42), однако дальше опытного образца и здесь дело не пошло. После перемирия, заключенного Италией с союзниками, немцы самостоятельно производили итальянские самоходки, как впрочем, и сами итальянцы, в армии которых эти машины использовались еще несколько лет после окончания войны.

До 1941 г. итальянские танки организационно действовали вместе с пехотными частями. Затем танки стали находиться на вооружении танковых дивизий, состоявших из одного танкового полка (три батальона), роты ПВО, оснащенной 20-мм зенитными пушками «Бреда», роты ремонта и обеспечения. Каждый батальон состоял из 50 танков, имел 90 автомобилей и 600 человек личного состава. Но под впечатлением немецких успехов итальянцы перешли на дивизионный принцип комплектации.

Самоходки сводились в артиллерийские штурмовые группы по две батареи с четырьмя орудиями в каждой. В 1943 г. батарей стало три, а орудий – шесть. Каждая такая группа придавалась танковым дивизионам и имела еще 1-2 командные машины без башен. Часть их оснащались 13,2-мм пулеметами «Бреда», а 8-мм пулемет устанавливался над люком на шкворне.

В 1942-1943 гг. итальянцы построили также несколько железнодорожных мотоброневагоиов с дизель- моторами и башнями танков Ml3/40. Вооружение их варьировалось, но в целом состояло из двух пушек калибра 47-мм, 20-мм автоматической пушки «Бреда», одного-двух минометов калибра 81-мм, шести пулеметов и даже огнемета. Скорость достигала 50 км/час, однако бронирование оставалось на уровне 8,5-14 мм, т. е. было противопульным.

Оценивая итальянскую бронетехнику за первые сорок лет своего развития, можно отметить, что ни по качеству, ни по количеству машин итальянцы так и не сумели догнать все прочие воюющие страны. Можно подумать, что перед глазами у них не было уже апробированных технических решений немцев, англичан, а также советских конструкторов. Ведь даже при тех же самых производственных мощностях лобовую броню на самоходках можно было расположить под углом, да и тот же Р40 вполне мог бы появиться и чуточку раньше. Чего-то им все-таки не хватало, а потому и достаточно плачевная судьба итальянской брони на полях сражений второй мировой войны явилась вполне закономерной.


Основные тактико-технические характеристики бронетехники Италии
  БА «ФИАТ- Ансальдо» Танкк «ФИАТ- 3000В» Танк «ФИАТ- 2000» Танк «ФИАТ- Ансальдо» CV3/35 Танк L6/40 САУ «Земовенте» da 47/32 Танк М11/39 Танк M13/40 Танк М14/41 Танк М14/42 Танк Р40 САУ «Земовенте» da 75/18 САУ «Земовенте» da 75/34 САУ «Земовенте» da 75/46 САУ «Земовенте» da 105/25 САУ «Земовенте» da 90/53 САУ «Земовенте» da 149/40 БА «Autoblinda» АВ 40-41 БА «Autoblinda» АВ 43 БА «lince»
Экипаж,чел. 5-7 2 10 2 2 3 3 4 4 4 4 3 3 3 3 4 2 4 4 2
Вес, т 3.9 5,6 40 3,5 6.8 6.5 11 14 14,3 15 26 13.7 15 15 16 15.7 23.5 7.7 80 35
Давление на фунт, кг/см2   0.53 1,2 0.62 0.61 0,58 0.71 0,92 0,92 0.94 0.94 0.88 0.97 0.97 1.03 0.99 0.87      
Вооружение                                        
пушка, мм 1x37 или 1x65 1x20 1x47 1x37 1x47 1x47 1x47 1x75 1x75 1x75 1x75 1x105 1x90 1x149 1x20 1x47  
пулемет, мм 3x6,5 2x6,5 7x6,5 2x8 1x8 1x8 2x8 3x8 3x8 3x8 2x8 1x8 1x8 1x8 1x8 2x8 1x8 1x8
Боекомплект                                        
снаоядов 120 _ _ 312 70 84 87 87 111 65 44 45 42 48 72 _ 456 63 .
патронов 15000 4000 _ 3200 1560 1480 2808 2592 2664 2640 576 1104 1334 500 864 _ _ 1992 756 700
Бронирование, мм                                        
лоб башни 6 16 20 _ 40 _ 30 42 42 42 50             18 18 _
борт башни лоб корпуса 6 16 20   15   15 25 25 25 40             10 10  
  18 16 20 15 30 30 30 30 30 30+15 50 30 70 70 70 30 30 8,5 8,5 30
борт корпуса 6 16 20 9 15 15 15 25 25 25 40 25 45 45 45 25 14 85 8,5 25
крыша корпуса 6 6 15 6 6 6 6 15 15 15 20 15 25 25 25 14 14 6 6 8,5
корма корпуса 6 15 9 6 15 15 6 15 25 6 25 25 6 40 14 25 6 25 25 14 25 14 14 6 14 8,5 8,5 14 6
                                  15      
оно корпуса - 6     «   6   6       14         6 6  
Двигатель:                                        
количество цилиндров   4 12 4 4 4 8 8 8 8 12 8 8 8 8 8 8 6 6 6
топливо бенз. бенз. бенз. бенз. бенз. бенз. диз. диз. ДИЗ. ДИЗ. ДИЗ. ДИЗ. бенз. бенз. бенз. ДИЗ. бенз. бенз. бенз бенз.
Мощность двигателя, л.с. 300 53 240 43 70 70 125 125 145 190 330 125 185 185 185 145 185 88 108 70
Скорость, км/ч по шоссе 60 22 16 7,5 42 45 20 45 20 32 14 32 15 33 15 40 20 42 30 15 38 15 38 35 15 25 10 30 15 75 25-30 81 25-30 80
        15             30     15            
Запас хода по шоссе, км   130 75 120 200 200 200 200 200 220 275 200 180 180 170 200 120 320 350 400
Запас топлива, л   90 _ 60 145 145 180 180 180 190 446 180 355 355 355 170 355 195 218 81
Преодолеваемые препят­ствия, м                                        
стенка - 0,6 0,9 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8 0,8 0,8 1,0 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,4 0,4 0,4
ров 0 1,8 3,0 1,5 1,7 1,7 2,0 2,0 2,0 2,0 2,5 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 0 0 0
брод 0,5 0,9 1,0 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,15 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,7 0,7 0,7
Угол наклона   51° 40° 45° 40° 45° 40° 40° 40° 40° 40° 45» 45° 45° 45° 40° 40° 40° 40°  
Размеры,м                                        
длина 5,6 3,2' 7,4 3,15 3,82 3,82 4,85 4,90 4,91 5,06 5,8 4,91 5,57 5,97 5,52 5,08 6,75 5,2 5,41 3,24
ширина 1,82 1,67 3,1 1,40 1,86 1,86 2,18 2,23 2,28 2,28 2,8 2,15 5,07 5,07 5,07 2,15 3,08 1,92 1,92 1,77
высота 2,75 2,2 3,8 1,28 2,17 1,89 2,40 2,39 2,39 2,37 2,5 1,85 2,45 2,45 2,42 2,3 2,0 2,48 2,48 1,60
Углы наклона вооружения:                                        
вертикальные       +15°   +20°         +23° +22° +20° +16° +16° +19° +45°      
        -12°   -10»         -10° -12° -10° -10° -10° -5°      
горизонтальные       24°   15°           20-16° 18° 18° 40° 29°      
Радиостанция нет нет нет есть есть есть нет есть есть есть есть есть есть есть есть есть нет есть есть нет

Примечание. Все модели бронетехники, указанные в данной таблице оборудованы двигателями фирмы ФИАТ * – для данной модели длина с «хвостом» составляет 4,29 м.


Опытная САУ «Земовенте» М43 da 149/40


Трофейный Ml3/40 из состава австралийского 6-го кавалерийского полка


Американцы называли танки М13/40 (да и все более поздние тоже) «железные гробы» и этим, пожалуй, было все сказано.


Использованная литература:

1. Nicola Pignato. I mezzi corazzati Italan/1939-1945. Storia. 93 page.

2. Christopher F.Foss. World War II Tanks and fighting vehicles. Salamandra 1300 K. 160 page.

3. Duncan Crow and Robert J. Icks. Encyclopedia of tanks. Chartwell books. 256 page.

4. Adam Geibel. Iron Coffins: Italian medium tanks – M13 and M14. Darlington Production. 24 page.


Легкий танк "Фиат-3000А". 1922 г.


Тяжелый бронеавтомобиль "Фиат-611"


САУ "Земовенте" da 47/32. Северная Африка, 1942 г.


Бронеавтомобиль "Лянча-Ансальдо IZM"


Легкий танк L 6/40


Бронеавтомобиль АВ 40. Северная Африка, 1941 г.


Средний танк М 13/40. Тунис, лето 1942 г.


Средний танк М 11/39. Ливия, лето 1941 г.


Тяжелый танк "Фиат- 2000"



Униформа итальянских танкистов,

Итальянская бронетехника




САУ "Земовенте" 75/34 26-я германская танковая дивизия.

Северная Италия, 1944 г.



Танк Р 40. Октябрь 1943 г.


САУ "Земовенте" da 90/53










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх