Последняя ставка

Многие читатели в своих письмах неоднократно спрашивают, когда выйдет давно обещанная монография, посвященная японскому бомбардировщику-торпедоносцу "Мицубиси»G4М. Должны сообщить, что свое обещание мы сдержали и она уже вышла из печати, по поскольку она получилась довольно толстой (104 страницы, без учета чертежной вкладки) и, как следствие, дороговатой, то чтобы Вы представляли, за что Вам предлагается выложить довольно большие деньги, мы решили опубликовать одну из глав этой книги.

К весне 1944 г. положение Японии было очень тяжелым. Противник захватывал все новые и новые территории Империи, в то время как армия и флот были бессильны ему в этом помешать. В ходе боевых действий сухопутные войска очень часто бросались в по существу самоубийственные атаки на превосходящие силы союзников в отчаянных попытках переломить ход сражения в свою пользу. В авиации также встречались случаи сознательного самопожертвования при выполнении боевой задачи, которые всячески превозносились командованием как образцы высокого духа. Все больше влиятельных чинов в штабах склонялось к мысли об организованном использовании атак смертников-добровольцев, что, по сути, противоречило основным принципам военной стратегии, согласно которым надо уничтожать живую силу врага, максимально сохраняя свою. Однако, ситуация подталкивала к принятию абсурдного решения, составной частью которого было желание начать производство нового вида оружия, управляемого человеком и рассчитанным на однократное применение. Но на начальном этапе предполагалась разработка лишь управляемой торпеды для флота, в которой предусматривалась система экстренного покидания, после того как, экипаж точно направит ее на цель. Для авиации подобные методы были не применимы и поэтому всерьез не рассматривались.

За радикальное изменение взгляда на этот вопрос выступали некоторые офицеры в авиационных частях, и, в частности, командир 341-й авиагруппы с базы Татеяма капитан Мотохару Окамура – весьма авторитетный летчик с внушительным послужным списком. 19 июня во время посещения этой авиагруппы Командующим Вторым Воздушным флотом вице-адмиралом Сигеру Фукудоме, Окамура обратился к нему с просьбой об организации сил для специальных атак. Предложение пошло по инстанциям и нашло поддержку, в частности, у небезызвестного Минору Генда, – офицера Главного штаба авиации флота, одного из разработчиков плана нападения на Перл Харбор. Но противники идеи таранных ударов были еще сильны и инициатива на время заглохла. Однако, после падения Сайпана и начала непрерывных налетов американских «Суперкрепостей» на Японские острова, таранная тактика борьбы с превосходящими силами союзников начала всерьез занимать умы высшего военного руководства, получив реальное воплощение в плане «Се», где предусматривалось использование авиации в самоубийственных атаках.

Тем временем, над идеей создания специального самолета для подобных целей уже работал неизвестный никому младший лейтенант Ота, служивший в 1081-й транспортной авиагруппе на базе в Ацуги. Придя в авиацию флота в 1928 г. штурманом, он принимал участие в боях и составил для себя определенное мнение о перспективах дальнейшей борьбы на море и в воздухе. Было очевидно, что японские ВВС испытывают острую нужду в опытных пилотах, при том что подготовка новых кадров ведется из рук вон плохо, а следовательно, при использовании обычной авиации поправить дела на фронте практически невозможно. Если же применить таранную тактику (идея которой витала в воздухе), то в этом случае хорошей подготовки от летчиков не требуется. В то же время, зная, что для специальных атак будут использоваться обычные самолеты с бомбами, Ота задумал разработать доставляемый в район пуска самолетом-носителем особый малоразмерный летательный аппарат с реактивной тягой, скорость пикирования которого значительно превосходила бы скорость обычных самолетов, что давало возможность избежать перехвата истребителями противника.

Узнав о разработках управляемых ракет «воздух-земля», «энтузиаст» сумел получить необходимую документацию, изучив которую он обратился за помощью в проектировании в научно-исследовательский отдел воздухоплавания при Токийском императорском университете. Была создана модель, прошедшая испытания в аэродинамической трубе, после чего полученные данные и эскизы передали в авиационный отдел научно-исследовательской лаборатории Флота в Йокосука, где ими начал заниматься капитан 3 ранга Ито, анализировавший по роду своей деятельности поступавшую из Германии информацию о разработке реактивных самолетов и ракет.

Резюме по данному вопросу было направлено в Главный штаб Императорского флота, пае оно попало в руки Минору Генда, сумевшему заинтересовать высшее руководство и добиться разрешения на осуществление проекта постройки крылатой ракеты. Эта машина представляла собой низкоплан с конструкцией фюзеляжа и обшивкой крыла, выполненными из алюминиевых сплавов. Само крыло и оперение были деревянными. Боевая часть имела вес 1190 кг и устанавливалась в носовом отсеке фюзеляжа на болтах. В качестве силовой установки использовалась связка из трех твердотопливных ракетных двигателей Тип 4 модель 20 общей тягой 800 кг и временем работы не более 10 сек, что позволяло развивать скорость до 1000 км/час в пикировании. Пилот располагался в закрытой кабине, и пользуясь минимумом приборов и обычной самолетной рукояткой, мог управлять крылатой ракетой, причем имелась бронезащита летчика сзади и снизу, а также запас кислорода для полета на больших высотах. Длина самолета-снаряда составляла 6 м, а размах крыла 5 м, общий вес 2140кг.


Новейшие японские палубные машины, такие как торпедоносец B6N (вверху) и пикировщик D4Y (внизу) не только не уступали по летным характеристикам американским аналогам, но и в некоторых отношениях существенно превосходили их. Однако дли этих самолетов у Японской Империи не было не ни топлива, ни опытных летчиков, ни авианосцев.



16 августа 1944 года был издан приказ о начале опытного производства самолета, получившего кодовое наименование “Мару Даи-.Сам проект имел название MXY-7 и в ходе начального этапа его осуществления в нем принял участие автор идеи Ота. Одним словом, колеса закрутились и теперь перед идеологами новых методов ведения войны встал щекотливый вопрос – где найти добровольцев в количестве, достаточном для воплощения тактики в жизнь. Во все учебные подразделения авиации Флота были разосланы секретные запросы, содержащие требования найти таких летчиков, причем последние не должны были быть информированы о типе самолета, в котором им предстояло совершить последний вылет, а кроме того, кандидаты в смертники не могли быть старшими или единственными детьми в семье. Опасения командования по поводу количества добровольцев оказались напрасными – их набралось более чем достаточно, что давало возможность провести более тщательный отбор.

Фирма “Мицубиси» получила заказ на создание носителя и в качестве базового варианта предложила использовать G4M2A моделей 24а или Ь как наиболее отвечающий выдвигаемым требованиям. Крылатая ракета подвешивалась на специальных скобах к силовым балкам бомбоотсека, створки которого снимались, так, что ракета размещалась в фюзеляже в полуутопленом положении. Отстыковка в полете осуществлялась с помощью пиротехнических замков или вручную.

С самого начала идея использования G4M в качестве носителя подвергалась сомнению некоторыми специалистами, утверждавшими, что самолет окажется слишком медлительным, и неповоротливым из-за значительного веса и аэродинамического сопротивления «Мару Дай», становясь чрезвычайно уязвимым в районе пуска. Эти опасения нашли подтверждение в ходе битвы за Окинаву. Однако альтернативы такому выбору не было.

Между тем, в начале сентября закончили сборку двух опытных образцов «Мару Дай», которым предстояло пройти всесторонние испытания под новым названием «Ока» или «Цветок вишни». Не дожидаясь окончания испытаний, отдел авиации Флота издал приказ о постройке к концу ноября 100 самолетов-снарядов.

15 сентября командиром подразделения, занимающимся формированием авиагруппы «Ока», был назначен капитан Мохотара Окамура, в помощь ему был привлечен командир эскадрильи 341-й авиагруппы лейтенант-командер Кунихиро Иваки, вплотную занявшийся разработкой программы подготовки пилотов, которым предстояло отрабатывать пикирование на цель в самолетах А6М «Зеро».

2-й Военно-морской арсенал авиации в Кисарацу и 22-й Арсенал в Каноя, занятые производством носителя, получили приказ увеличить темпы выпуска, а фирма Мицубиси предприняла ряд мер по улучшению живучести самолета и, в частности, разработала автоматический углекислотный огнетушитель для внутрифюзеляжного топливного бака, который, кроме того, защищался бронеплитами. Стальной лист устанавливался и за сидением пилота.

Первый же пробный полет G4M с подвешенной «Ока» выявил увеличение на 500-600 м длины разбега. Для компенсации возросшего веса полезной нагрузки пришлось сократить запас топлива, это привело к уменьшению дальности на 30%, однако крейсерская скорость все равно снизилась на 10%. Такие результаты разочаровывающе подействовали на участников программы, поскольку стала очевидна неспособность обеспечить боевую эффективность нового оружия без сильного истребительного прикрытия в районе пуска самолета-снаряда.

Расчеты показывали, что на каждый G4M2e потребуется не менее четырех машин сопровождения, а поскольку вначале планировалось отправлять на задание по 18 носителей с «Ока», то, следовательно, с ними должны вылетать 72 «Зеро». Вся необходимая информация была передана Минору Генда, обещавшему выделить требуемое количество истребителей. В существующих условиях для Окамура стало очевидно, что эскадрилья самолетов-носителей будет нести серьезные потери, и, поэтому ей требуется опытный командир. На этот пост рекомендовали лейтенант-командера Горо Нонаку, имевшего на своем счету 350 вылетов и при этом отличавшегося строптивым нравом и дерзким поведением.

Официальной датой создания 721-й авиагруппы, получившей название «Дзинрай Бутай» или «Отряд Богов-громовержцев» является 1 октября 1944 года. Ее командиром стал капитан Окамура, лейтенант- командер Иваки занял пост командира эскадрильи истребителей, а Нонака – командира подразделения самолетов-носителей. Первоначально подготовка должна была проходить на базе Хиакуригахара в префектуре Ибараги, пока шли поиски специального места дислокации. В то же время во все учебно-тренировочные подразделения авиации флота был разослан приказ отправить отобранных добровольцев к месту новой службы. Прибыл на базу и автор идеи «Ока» младший лейтенант Ота, в обязанности которого вменялось анализировать результаты боевого применения самолетов-снарядов.

К концу октября начались тренировки будущих пилотов-смертников с использованием истребителей, а 31-го состоялся первый испытательный полет «Ока» с летчиком на борту, который прошел вполне успешно.

8 ноября 721-я группа передислоцировалась на базу в Каноике, куда уже прибыли командиры подразделений и в середине ноября стали приходить контейнеры с разобранными учебными «Ока», к сборке которых приступила специальная группа. Учебная крылатая ракета имела выдвижную посадочную лыжу, а вместо боевой части в носовом и хвостовом отсеках фюзеляжа устанавливались две емкости, заполняемые перед вылетом водой. При этом летные характеристики учебной машины не отличались от боевой. После выполнения тренировочной программы пилот сливал воду и облегченная «Ока» шла на посадку.

15 ноября “Дзинрай Бутай» вошел в состав авиации Объединенного флота. Командиром эскадрильи самолетов-снарядов был назначен лейтенант-командер Хасиро Янасигава, а подразделение самолетов-носителей получило название 711-й ударный отряд с лейтенант-командером Нонака во главе. Истребители прикрытия были сведены в 306-й отряд под командой лейтенанта Кунио Кандзаки. Тем временем продолжались учебно-тренировочные полеты на «Ока», результатом которых стало серьезное разочарование пилотов в боевых возможностях их машин, главным образом из-за малой дальности полета и отсутствия реальной перспективы на улучшение этого параметра. Твердотопливные ускорители не могли обеспечить пуск ракеты за пределами зоны патрулирования американских истребителей, простиравшейся на 80 миль от авианосного соединения, а потому сильно возрастала вероятность перехвата неповоротливого и медлительного носителя с подвешенной крылатой ракетой.


Несмотря на уничтожающие американские бомбардировки, японская авиапромышленность смогла наладить поставку авиации армии и флота новейших торпедоносцев Ki-67 (фото вверху) и скоростных бомбардировщиков P1Y (фото внизу).



В то же время разработка жидкостного реактивного двигателя, способного обеспечить желаемую скорость и дальность, затягивалась, и, следовательно, приходилось рассчитывать на то, что имелось. 25 ноября началась подготовка к переброске 721-й авиагруппы на Филиппины, при этом прикладывались неимоверные усилия, чтобы изготовить 100 самолетов-снарядов к 27 числу. Выбор даты был не случаен: на следующий день Главный штаб флота планировал отправить из Йокосука в Куре недавно построенный гигантский авианосец «Синано», предварительно погрузив на него 50 крылатых ракет, с тем, чтобы доставить их затем на Тайвань и Филиппины. Корабль вышел в море по плану, но до пункта назначения не дошел, будучи потопленным американской подводной лодкой.

1 декабря 89 «Ока» были отправлены в Куре наземным транспортом, причем 30 из них планировалось погрузить на авианосец «Унрю», который должен был доставить крылатые ракеты на аэродром Кларк на остров Лусон – новое место дислокации 721-й авиагруппы. Спустя неделю авианосец «Рюхо» должен был перевезти еще 58 ракет на Тайвань. К 15 декабря построили 151 ракету и их производство было передано 1-му Военно-морскому арсеналу в Ибараги, планировавшему выпустить к концу марта 1945 года не менее 600 экземпляров “Ока». 17 декабря авианосец «Унрю» вышел из порта Сасебо, а 19-го 721-я авиагруппа и Штурмовой отряд “Т» были объединены в 11-е авиасоединение, причем 708-й отряд «Т»-Бутая со всем личным составом передавался в «Дзинрай Бутай» для проведения пусков крылатых ракет и должен был разместиться на базе в Миядзаки (остров Кюсю). Новый отряд под командованием капитан-лейтенанта Дзиро Адачи направили в Каноике для проведения учебной подготовки, и затем вместе с 711- м отрядом и 306-м истребительным отрядом они должны были передислоцироваться на Филиппины.

В тот же день пришло сообщение о гибели авианосца «Унрю» атакованного американской подводной лодкой, что поставило под угрозу весь план использования нового оружия в обороне Филиппин. «Рюхо» же прибыл 7 января 1945 года на Тайвань, где на базе Такао в специально сделанных укрытиях разместили доставленные самолеты- снаряды и куда в конце января планировалось перебросить 721-ю авиагруппу и «Т»-Бутай с острова Кюсю. 6 января с началом обстрелов острова Лусон в «Дзинрай Бутай» пришло пополнение – необстрелянные выпускники краткосрочных курсов подготовки летного состава, едва умевших держаться в воздухе, вместе с недоучками предыдущих наборов составившие подавляющее большинство пилотов 721-й авиагруппы. Из 231 летчика 215 имели весьма низкую классность «D»(из оставшихся пилотов 10 имели класс «А» и шесть – класс «В»). Одним словом, перспективы были невеселые.

А тем временем, 9 января противник начал высаживаться в заливе Лингайен, захватив к концу первого дня значительный плацдарм. За три дня до этого силы 1 -го и 2-го Воздушных Флотов начали эвакуироваться на Тайвань и теперь рассматривался вопрос об ударе 721-й авиагруппы с этого острова по американским кораблям у Лусона.

К концу января планировалось отправить в Синчжу на Тайване 30 «Ока», в Сингапур – 40, на Окинаву – 50, и еще по 27 в Каноике, Ацуги, Шанхай и на остров Хайнань. 20 января главнокомандующий Объединенным Флотом отдал приказ о передислокации 11-го авиасоединения на южную оконечность Кюсю и на новую базу в Каноя и на близлежащие аэродромы начали перебрасывать G4M, истребители, персонал и летчиков.

10 февраля Главный штаб флота передал 11-е авиасоединение в состав 5-го Воздушного флота, который должен был согласовывать свои действия с 3-м Воздушным флотом, занятым в обороне собственно Японских островов. Кроме того, был создан 10-й Воздушный флот, состоявший из учебных подразделений и нацеленный на выполнение самоубийственных атак для окончательного разгрома американских надводных сил на угрожающих направлениях. В это время японцы располагали 162 крылатыми ракетами, 72 носителями и 108 истребителями сопровождения.

Бои на Филиппинах, помимо разрыва в японских морских коммуникациях и значительного сокращения поставок сырья в метрополию (в частности, нефти), привели к значительным потерям авиации, что, в сочетании с провалом программы подготовки летного состава, делало ее неспособной эффективно использоваться обычным способом. Наступил период тотального применения тактики «специальных атак», поскольку иного способа оказать решительное противодействие ожидаемому американскому вторжению на ближайшие к Японии острова не существовало (японское командование верно рассчитало, что высадки десантов на Формозу и Рюкю будут отложены до окончания десантных операций на Филиппинах). Остров Иводзима являлся одним из ключевых пунктов, захват которого, по сути дела, завершал блокаду Японии с моря и воздуха и давал возможность американцам оказывать на острова метрополии неослабное воздушное давление. На острове имелось три аэродрома и основные объекты Хонсю находились в пределах радиуса действия американских эскортных истребителей, которые могли бы базироваться на Иводзиме после ее захвата, а кроме того, там могла быть обеспечена возможность посадки поврежденных В-29, действовавших с Марианских островов.


В результате попадания «камикадзе» 21 февраля 1945 г. тяжелые повреждения получил авианосец «Саратога», из экипажа которого погибли 123 человека и 192 были ранены, кроме того были уничтожены 42 самолета (вверху).

Особенно катастрофические последствия имели удары «камикадзе» для небольших эскортных авианосцев, строившихся на основе обычных транспортов типа «Либерти» и не имевших практически никакой конструктивной защиты (внизу).



Японцы, в свою очередь, не рассматривали Иводзиму как жизненно важный пункт, и в его обороне предполагалось использовать только местные силы и ограниченное число «камикадзе».

14 февраля взлетевший с Иводзимы патрульный самолет обнаружил к западу от острова Сайпан двигающуюся на север группу кораблей противника, а на следующий день разведчик с базы Кисарацу доложил о приближающихся с юга к острову Иводзима надводных силах союзников, не уточнив их состав.

16 февраля начался интенсивный обстрел и удары с воздуха по острову, одновременно бомбардировкам подвергся район Токио- Йокогама. Одним из объектов атаки налетов стала база в Каноике, где располагалась 722-я авиагруппа, ставшая учебным центром по подготовке пилотов «Ока». В этот роковой день туда перелетели 24 G4M2e капитана Нонака из 721-й группы для проведения учебных ночных полетов. 722-я группа, получившая название «Тацумаки» («Торнадо») в этот момент бездействовала из-за отсутствия горючего, причем на территории базы в укрытиях располагалось более 130 самолетов. Авиаудары начались внезапно, поскольку служба оповещения прозевала противника, подходившего к целям на малых высотах, и Нонака, надеявшийся получить предупреждение, хотя и предвидел скорый авианалет, засиделся в дружеской компании допоздна и не поднял в воздух свой отряд. Стоявшие вне укрытий «Бэтти» были практически все уничтожены.

После предварительных рейдов палубной авиации, 19 февраля началась высадка американского десанта, положив начало невиданному доселе по своей жестокости сухопутному сражению на Тихоокеанском театре военных действий. Благодаря сложному рельефу местности, развитой оборонительной системе, в том числе и подземной, ни бомбардировка с воздуха, ни обстрелы с моря не приносили желаемого результата и поэтому к моменту прекращения организованного сопротивления 16 марта американцы потеряли около 21 тысячи человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

В первый же день боев в контратаку была брошена 752-я авиагруппа, дислоцированная в Каноя, три самолета которой нанесли удар по американским судам вблизи острова, но успеха не добились. Через день, 21 февраля, японская авиация предприняла решительную атаку, когда 704-й отряд 752-й авиагруппы в составе семи G4M вылетел с базы Кисарацу и во взаимодействии с палубными самолетами А6М, D4Y и B6N, базировавшимися на японских островах и входившими в состав 2-го Воздушного флота, получившего пышное название «Императорский щит», сумели потопить эскортный авианосец «Бисмарк Си» и повредить ударный авианосец «Саратога», эскортный авианосец «Яунга Пойнт» и четыре транспорта.

704-й отряд бомбил американский плацдарм 23-го и 24-го февраля, предпринимал ночную торпедную атаку на корабли противника 28 февраля, занимался постановкой мин 5 марта и бомбил захваченный американцами аэродром на острове. 25 марта аэродром бомбила 706-я авиагруппа, имевшая в строю самолеты G4M и Р1Y. Существенной роли в обороне Иводзимы эта активность японской авиации не сыграла и союзники к середине марта планировали начать десантную операцию против о. Окинава – удобного плацдарма для дальнейшего продвижения, обладавшего множеством мест для устройства аэродромов, прекрасными якорными стоянками и значительной территорией. Американские объединенные экспедиционные силы, готовившиеся принять участие в этой самой крупной в истории войны на Тихом океане десантной операции, насчитывали 1213 кораблей, 564 авианосных самолетов и 451 тыс. солдат, а кроме того, выделенные силы прикрытия имели в своем составе 82 корабля и 919 самолетов. Близость острова к собственно Метрополии, где сконцентрировались остатки авиации и флота, представляла серьезную угрозу всей операции, не говоря уже о 120 тыс. гарнизоне, занимавшем хорошо укрепленные позиции. Японцы, со своей стороны, понимая катастрофические последствия потери Окинавы, готовились бросить в бой большую часть своей авиации используя тактику «специальных атак». При этом некоторые армейские авиачасти были подчинены Главнокомандующему Объединенным флотом!

9 марта экипаж разведывательного самолета с острова Трук доложил, что на якорной стоянке Улити (Каролинские острова) скопилось большое количество боевых кораблей противника. Японское командование решило нанести упреждающий удар, чтобы хоть как-то отсрочить американское наступление. И два дня спустя в воздух поднялись 24 самолета Р1Y, вооруженных 800 кг бомбами. Эти бомбардировщики из 762-й авиагруппы, входившей в состав «Т-Бугай», вылетели с авиабазы Каноя для совершения таранных ударов, причем половина из них заблудилась, несмотря на то, что группу вела летающая лодка Н8К. Густой туман в районе цели помешал атаке и в результате лишь один смертник сумел повредить авианосец «Рэндольф».

Отсутствие информации о намерениях противника вынуждало японское командование отдавать противоречивые приказы, что создавало неразбериху и снижало боеготовность частей. Еще 17 марта начался поиск противника и к середине ночи воздушная разведка, проводившаяся 801-й авиагруппой с использованием четырехмоторных гидросамолетов Н8К и колесных разведчиков C6N, снабженных радиолокаторами для поиска надводных целей, обнаружила подходящее 58-е оперативное соединение американцев. Следует отметить, что этой авиагруппе был придан и 703-й отряд, имевший в строю 10 самолетов G4M, размещенных на базах Оита и Каноя.

Штаб флота никак не мог принять решение о начале сражения, ограничиваясь общими пожеланиями о сохранении сил, что заставило адмирала Угаки, как командующего 5-м Воздушным Флотом, самому отдать приказ об атаке противника всеми силами. В 03:30 утра с аэродромов на юге Кюсю вылетели в атаку 54 бомбардировщика P1Y и B6N, а затем еще 27 пикировщиков D4Y. Обе группы сумели с небольшими потерями прорваться сквозь истребительное прикрытие и нанесли удар по кораблям американского 58-го авианосного соединения, чьи самолеты яростно штурмовали аэродромы на Кюсю.


Один из самых известных снимков, сделанных за несколько минут до вылета носителей самолетов-снарядов «Ока» для удара по кораблям союзников. Самолет из 711-го отряда 721-й авиагруппы несет на киле идентификационный помер 721-324 и две молнии, указывающие на его принадлежность ко второй секции. Япония, весна-лето 1945 г.


В 07:25 утра 18 марта один из экипажей G4M смог прицельно сбросить торпеду по авианосцу «Интрепид», от которой корабль хотя и с трудом, но смог увернуться. Почти сразу торпедоносец был подбит и пилоты, не надеясь вернуться на базу, самоотверженно довернули на громаду авианосца, на верхней палубе которого в этот момент шла заправка самолетов. По стечению обстоятельств, счетверенные 40-мм «Бофорсы» в это время вели огонь по другим воздушным целям и огромную 13- тонную машину, шедшую на корабль с неотвратимостью рока, попытались "остановить» расчеты 20-мм «Эрликонов». В урагане огня пылающая «Бэтти» «глотала» снаряды, но продолжала приближаться. Буквально в нескольких метрах от среза полетной палубы и галереи с зенитными автоматами японский двухмоторник взорвался с чудовищным грохотом, засыпав горящими обломками стоявшие рядом самолеты, и в охватившем верхнюю палубу пожаре почти мгновенно исчезли 45 человек. Около 13:00 попаданием бомбы, сброшенной с пикирующего бомбардировщика D4Y. был поврежден авианосец «Йорктаун».

Угаки, ободренный сообщениями о потерях противника, решил бросить в бой «Дзинрай Бутай» и другие подразделения смертников, отдав соответствующий приказ в 12:13. Окамура сразу же распорядился подготовить к вылету по девять носителей из состава 708-го и 711-го отрядов. Однако подразделение Нонака еще не полностью перебазировалоь в Каною, а интенсивные налеты задержали подготовку уже прибывших машин. И поэтому «отдуваться» пришлось 708-му отряду под командованием лейтенанта Адачи, чьи 18 G4M на базе в Уса начали выводить из укрытий и заправлять топливом. В это время пришло сообщение о приближении самолетов противника, а поскольку истребители прикрытия находились в Томитака, Окамура решил бросить их на перехват атакующих. Но отчаянные попытки поднять в воздух истребители ни к чему не привели, поскольку американцы атаковали и эту авиабазу, расстреливая находившиеся на стоянках самолеты.

А 708-й лихорадочно готовился к первому вылету, начав подвешивать «Ока», как вдруг из-за облаков вынырнула группа «Хеллдайверов» и на аэродром дождем посыпались бомбы. За первой волной самолетов противника последовала вторая и третья, часть истребителей из состава 306-го и 307-го отрядов предпринимали безуспешные попытки помешать полному разгрому базы Уса. Наконец, к 16:00 сражение закончилось. Из всего наличного парка японских истребителей боеготовыми осталось лишь 32 машины, сильные повреждения получили авиабазы Каноя, Томитака и Уса. 19 марта более тысячи американских самолетов совершили налет на военно-морскую базу в Курэ, а затем на различные объекты в районах Осака, Кобе, Нагоя, Кюсю.

Тем не менее, японцы смогли организовать контратаку вражеского оперативного соединения и в 07:08 утра авианосец «Франклин» получил два бомбовых попадания, вызвавших сильнейший пожар на ангарной палубе, разрушение кормового элеватора, детонацию бомб и ракет на самолетах и снарядов зенитных орудий, превратившие корабль в пылающую развалину. И хотя впоследствии пожар удалось погасить, авианосец, потерявший 832 человека убитыми и 270 ранеными, был выведен из строя до конца войны. Спустя две минуты, в 07:10, был поражен авианосец «Уосп», получивший попадание бомбы, взрыв которой вызвал пожар на всех пяти палубах, правда, вскоре локализованный. В тот же день в результате атаки «камикадзе» легкие повреждения получил авианосец «Энтерпрайз».

Между тем, 5-й Воздушный флот был фактически дезорганизован вследствие непрерывных ударов вражеской авиации, и его начальник штаба предложил Угаки приостановить все операции, чтобы сохранить оставшиеся силы. Но упрямый адмирал не обратил на эти слова никакого внимания , отдав приказ о проведении первого боевого вылета 721-й авиагруппы 21 марта в 09:45, после чего капитан-лейтенант Нонака отобрал 18 лучших пилотов своего отряда, распределив их на шесть трехсамолетных звеньев. 15 «Бэтти» должны были нести «Ока», а три оставшиеся входили в группу разведки и управления. Пилотов планирующих бомб возглавил лейтенант Мицухаси, а группу из 32 «Зеро» непосредственной поддержки – лейтенант Кунио Канадзаки.

В ходе подготовки к вылету случайно попал под вращающийся винт и погиб пилот, несший товарищам поднос с чашками традиционного саке, что явилось первым скверным предзнаменованием. Затем, во время взлета занесло тяжело груженный носитель, хвостовое оперение которого задело нескольких провожающих, выстроившихся вдоль взлетной полосы. Когда все G4M оказались в воздухе, начали подниматься истребители, один из которых внезапно рухнул на взлетную полосу и взорвался. С авиабазы в Кадзанопара вылетели 23 «Зеро» дальнего охранения, большинство из которых вскоре вернулись из-за неисправности топливных насосов. По этой же причине вернулась и половина истребителей ближнего охранения, и, таким образом, G4M остались прикрывать лишь 30 А6М5.

Штаб 5-го Воздушного флота был в замешательстве, а ко всему еще самолет-разведчик обнаружил три группы американских кораблей, в состав которых входило семь авианосцев, чье воздушное охранение оставляло атакующим мало шансов на успех. От Нонака не поступало никаких сообщений, хотя для него был выделен специальный радиоканал, и некоторые члены штаба предлагали прекратить операцию. Однако Угаки опять воспротивился такому решению. Наконец, после 15:00 даже упрямый адмирал понял, что ситуация вышла из-под контроля и приказал отправить радиосообщение Нонака, требующее прекращения выполнения задания, если противник еще не обнаружен, но ответ так и не пришел.

Шли часы томительного ожидания и лишь после наступления темноты на аэродроме приземлились один за другим три изрешеченных пулями истребителя. Их пилоты и поведали о случившемся. Около 02:20 мин пополудни, находясь приблизительно в 60 милях от американского флота, авиагруппа была атакована полусотней вражеских истребителей, и после 10-минутного боя оказались сбитыми 10 носителей с «Ока» и 11 «Зеро». Оставшиеся японские истребители были рассеяны, a G4M отделались от планирующих бомб и попытались спастись, перейдя в пикирование. Стало очевидно, что больше никто не вернется и атака полностью провалилась.

В итоге, погибло 160 человек, из них 15 пилотов «Ока». Всем участникам этого трагического вылета посмертно было повышено на два ранга воинское звание, а кроме того создали специальную исследовательскую группу для разработки эффективных методов использования «Ока», в которую, помимо прочих, вошли вице-адмирал Дзисабуро Озава, заместитель начальника Главного штаба флота, и контр-адмирал Токаду, заместитель Главкома Объединенного Флота. Итогом ее работы стал отказ от широкомасштабного применения планирующих бомб и переход к тактике внезапных атак малыми силами, а истребители сопровождения из приданных отрядов предполагалось вооружить бомбами и использовать для нанесения таранных ударов, причем пилотами этих самолетов должны были стать бывшие пилоты «Ока», находившиеся в резерве. Новый отряд, получивший название «Кемму», был сформирован 25 марта и возглавил ее капитан 3 ранга Тадаси Накадзима, принимавший участие в организации налетов “камикадзе» на Филиппинах.


Низкие характеристики самолетов-снарядов были очевидны для японских специалистов, разработавших перед самым окончанием войны турбореактивную модель «Ока-22».

19 марта 1945 г. американцы фактически потеряли авианосец «Франклин». Две попавшие в него (видимо, 500- или 80П-кг) авиабомбы вызвали сильнейший пожар на ангарной палубе, разрушение носового и кормового элеваторов, детонацию бомб и ракет на самолетах, а также части зенитного боезапаса. Многочисленные взрывы, унесшие жизни 832 человек (еще 270 были ранены), превратили корабль в пылающую развалину, восстановление которой было признано нецелесообразным (внизу).



Тем временем бомбардировщики G4M совершали ночные налеты на аэродромы и другие объекты захваченного американцами острова Иводзима, причем, несмотря на минимальное количество участвовавших в каждой акции бомбардировщиков, их действия доставляли противнику немало хлопот, так что американцы разместили на острове две эскадрильи ночных истребителей Р-61 «Черная вдова». Характерный эпизод описан одним из участников ночных перехватов, летчиком 6-й эскадрильи лейтенантом Хаберманом.

24 марта 1945 г. вечером его истребитель поднялся в воздух и вскоре достиг зоны патрулирования, ожидая сообщений в случае обнаружения целей наземным радаром, что и произошло спустя почти час полета. Экипаж истребителя получил данные для перехвата цели и вскоре обнаружил «духа» (так американские летчики величали японские ночные бомбардировщики – Прим. авт.) на экране бортового радиолокатора. Вражеская машина двигалась очень медленно, набирая высоту и первый контакт был потерян, когда Р-61 проскочил мимо цели из-за значительно большей собственной скорости.

Сбросив подвесные топливные баки для улучшения маневренности и немного опустив закрылки, чтобы несколько сбросить скорость, пилот американского истребителя попытался уравнять ее со скоростью вражеского бомбардировщика. Это был мучительный маневр, поскольку необходимо было приблизиться к цели на дальность, позволяющую осуществить визуальный контакт, избежав при этом столкновения.

Совершив разворот на 360°, экипаж восстановил радарный контакт и попытался приблизиться к «духу», но вновь истребитель проскочил мимо, хотя наблюдатель сумел в бинокль идентифицировать объект атаки как «Бэтти». После нового полного разворота «Черная вдова» оказалась под японской машиной и лейтенант Хаберман окончательно определил тип цели. Пытаясь уменьшить скорость, чтобы прицелиться, летчик не сумел избежать сваливания, вновь упустив вражеский бомбардировщик. Описав новый круг американцы поняли, что окончательно потеряли цель, обнаружив на экране своего радара лишь отметки от сброшенных японцами полос алюминиевой фольги – радиолокационных отражателей, дезориентировавших радарных операторов.

С земли поступило новое целеуказание и экипаж сумел обнаружить цель на экране своего локатора на дальности около 11 км. Этот «дух» шел курсом на юг от острова, но опять слишком медленно, чтобы надежно прицелиться до того, как Р-61 проскочит мимо. Истребитель раз за разом описывал круги, пытаясь занять оптимальное положение для стрельбы в течение 45 минут, в то время как «Бэтти» продолжала лететь, набирая высоту. Казалось, и этот контакт будет потерян, но спустя короткое время японский бомбардировщик, достигнув высоты 4,5 км увеличил скорость, давая возможность осуществить сближение. На дистанции 180 м G4M стал виден невооруженным глазом и теперь самолеты летели почти с одинаковой скоростью. Неожиданно вражеский самолет начал выполнять левый поворот, очевидно пытаясь взять курс на Иводзиму, и Хаберману стало ясно, что он вновь может остаться с носом. Времени на новые маневры уже не было и на дистанции 50 м американский летчик сумел поймать в прицел правый двигатель «духа», выпустил короткую очередь из всех пушек и проскочил прямо под целью, чуть не протаранив ее. Но и одной очереди оказалось достаточно, поскольку пушки были заряжены бронебойными, зажигательными и разрывными снарядами. «Бэтти» ярко запылала и затем неожиданно взорвалась.

Описанный случай демонстрирует неоспоримые достоинства крыла с малой нагрузкой, при том, что относительно низкая максимальная скорость G4M сочеталась с возможностью держаться в воздухе на минимальных оборотах двигателя, избегая срыва потока и сваливания.

25 марта Главнокомандующий Объединенным флотом издал приказ о начале операции «Тенго», при этом 3-й Воздушный флот придавался 5-му, а вся авиатехника перебрасывалась на южную оконечность острова Кюсю. Предусматривалось провести налеты силами этих объединений на американские оперативные соединения, а 10-й Воздушный флот, состоявший из учебных подразделений, должен был атаковать транспортные и десантные суда противника.

Вечером 25-го в атаку вылетели 25 «камикадзе», поддержанные обычной авиацией, результатом налета стало повреждение эсминца «Кимберли», минзага и двух быстроходных транспортов (последние получили попадания бомб, сброшенных пикировщиками). На следующий день, во время высадки американского десанта на мелкие острова вокруг Окинавы, 11 самолетов из состава «специальных отрядов» сумели поразить линкор «Невада», крейсер «Билокси» и четыре эсминца. 28-го числа перед рассветом началась подготовка шести самолетов-носителей, первый из которых поднялся в воздух в 02:21. Группа отправилась в район Окинавы, обстреливаемой американскими кораблями. Одним из пилотов «Ока» был старший унтер- офицер Ямамура – человек, которому судьба уготовала небывалые испытания, о которых он сумел поведать впоследствии.

Перед вылетом настроение у него было похоронное, в предрассветных сумерках вид цветущей вишни за стеклами кабины вызывал слезы жалости к себе. Над океаном G4M попала в полосу густого тумана и постепенно снижаясь на высоте 3000 м пилот нашел просвет, позволивший уточнить местоположение самолета. По всем признакам, противник должен был быть где-то поблизости и Ямамура, сняв спасательный жилет приготовился спуститься в самолет-снаряд. Внезапно по носителю застучали пули, а рядом мелькнули огоньки выхлопов двигателей американских истребителей. Летчик в крутом вираже увел бомбардировщик в облака на высоте около 1000 м, но противник не отставал и планирование перешло в пике.

От тяжелой «Ока» пришлось избавиться еще раньше и теперь Ямамура сидел за пилотом и через его плечо вдруг увидел, что стрелка альтиметра находится у нуля. На скорости более 500 км/час бомбардировщик стремительно несся к воде и страшный удар бросил несостоявшегося смертника в небытие. Когда он очнулся, кругом была вода и пришлось здорово поработать руками и ногами чтобы выбраться на поверхность, где его ждал неприятный сюрприз: пространство вокруг было залито горящим бензином и он был вынужден несколько раз нырять, чтобы достичь чистого участка. Вода была очень холодная, и Ямамура понимал, что без спасательного жилета ему долго не продержаться. Неожиданно среди обломков самолета он наткнулся на плавающее сидение, а затем, услышав крики людей, поплыл в этом направлении и оказался в компании нескольких членов экипажа, раненых и обожженных. Одев снятый с плавающего поблизости трупа жилет, Ямамура подбадривал ослабевших, призывая держаться вместе и надеяться на помощь. И эта помощь пришла в лице рыбаков из прибрежной деревеньки, чья утлая лодчонка внезапно вынырнула из тумана в нескольких десятках метров от тонущих японцев.


G4M2E из состава 708-го отряда 721-й авиагруппы в момент подготовки к вылету. Виден подвешенный самолет-снаряд «Ока».


Из остальных участников вылета один носитель сбился с курса и вернулся на базу, другой совершил вынужденную посадку, а третий в условиях плохой видимости врезался в гору. Два G4M просто бесследно исчезли.

30 марта флагман 5-го американского флота крейсер "Индианаполис» был таранен смертником и адмиралу Спрюэнсу пришлось перенести флаг на линкор “Нью Мексико».

1 апреля началась высадка главных десантных сил на Окинаву. В тот же день совершили боевой вылет три самолета-носителя с «Ока» из состава 721-й авиагруппы под прикрытием трех истребителей А6М. Подкравшись на малой высоте к кораблям противника G4M сбросили свои самолеты-снаряды, один из которых угодил в носовую артиллерийскую башню линкора «Уэст Вирджиния», а две других “Ока» и японские пикирующие и горизонтальные бомбардировщики добились попаданий в эсминец, тральщик и транспорт.

В первый же день высадки американцы на центральном аэродроме Окинавы обнаружили среди обломков самолетов бункеры, в которых находились »Ока». Их тщательно упаковали и отправили в Штаты для изучения. На следующий день четыре “Зеро» из отряда «Кемму», с 250- кг бомбами и половинной заправкой горючего, предприняли атаку на американские корабли в районе Окинавы. Затем вылетели для таранных ударов еще восемь истребителей, причем, два из них вернулись из-за неполадок в двигателях. Только четыре смертника сумели поразить выгружавшие 77-ю пехотную дивизию четыре транспорта, остальные были сбиты истребителями. В налетах приняли участие также 18 G4M из состава 704-го отряда, входившего в состав 801 -й авиагруппы.

3 апреля повреждения в результате таранных ударов получили эскортный авианосец «Уэйк Айлэнд» и еще несколько кораблей, однако пятерка G4M из состава 704-й эскадрильи пробиться через ордер ПВО к американским кораблям не смогла.

С целью концентрации сил, японское командование решило переподчинить 10-й Воздушный флот 5-му, перебросив его на остров Кюсю, и усилить 6-ю Воздушную армию для организации отпора наступающему противнику. Подготовка к массированным “специальным атакам», получившим общее название операции “Кикусуй» ("плывущая хризантема»), велась до 5 апреля. 1-я операция «Кикусуй» предполагала диверсионный рейд гигантского линкора “Ямато», крейсера и восьми эсминцев к Окинаве с целью разгрома американской якорной стоянки и последующим добиванием уцелевших кораблей эскадрильями -камикадзе». Флотская авиация собрала 163 машины разных типов – истребители А6М с подвешенными бомбами, пикировщики D4Y и D3A. Еще 62 самолета подготовили армейцы.

В 721-й авиагруппе сформировали несколько эскадрилий пикирующих бомбардировщиков, базировавшихся в Каноя, в задачу которых входила атака боевых кораблей противника около Окинавы с использованием таранной тактики. Главными целями »Ока» должны были стать американские авианосцы.

6 апреля в 08:00 утра с авиабаз южного Кюсю стали взлетать группы истребителей, чтобы отвлечь вражеские перехватчики от Окинавы, а несколько бомбардировщиков должны были сбросить алюминиевую фольгу у западного побережья острова, чтобы сбить с толку операторов американских радаров. Разведка обнаружила в водах к северу от Окинавы четыре группы американских кораблей, и в атаку бросили 150 самолетов авиации флота, в числе которых были пикирующие бомбардировщики 721-й авиагруппы и 18 истребителей- бомбардировщиков из эскадрильи «Кемму».

Около 12:30 основная масса атакующих прорвалась через истребительное прикрытие противника и, потеряв еще несколько машин от огня зенитной артиллерии, устремилась на цели. Начался кровавый хаос, прекратившийся вместе с гибелью последнего смертника и унесший на дно пять американских эсминцев и столько же транспортов. Кроме того, повреждения получили авианосцы «Илластриес», «Сан Джасинто», «Кэбот», семь эсминцев и несколько транспортов.

На следующий день, в 07:10 мясорубка повторилась. В бой были брошены 54 «камикадзе», из состава 5-го Воздушного флота, с которыми плечом к плечу устремились в свой последний путь более 120 машин из состава ВВС Императорской армии. В ходе атаки американцы сбили около 30 самолетов морской авиации, а 24 вернулись не выполнив задания из-за различных неисправностей. Зато оставшиеся самоубийцы серьезно повредили линкор «Мэриленд» и эсминец радарного дозора, меньше пострадали авианосец «Хэнкок», два эсминца и тральщик. Три G4M из состава 701 -й отдельного отряда с острова Тайвань участвовали в налетах. 8-го и 9-го числа в ходе атак одиночных самолетов получили повреждения еще два эсминца и тральщик, а в целом за период с 6 по 10 апреля американцы потеряли от воздушных атак 466 человек убитыми и 579 ранеными. 9-го числа тройка G4M из 701-го отряда вновь безуспешно атаковала корабли противника.

Как бы там ни было, но вице-адмирал Угаки был доволен результатами операции и отправил зашифрованную телеграмму адмиралу Тойода, предлагая изыскать резервы для продолжения вылетов смертников, с чем последний и согласился 9 апреля, отдав приказ о проведении операции «Кикусуй-2». первая фаза которой началась 11 -го числа. Вначале 60 самолетов флота, в том числе 16 истребителей с бомбами из отряда «Кемму», атаковали американские корабли у острова Кикаигасима. Следующие волна смертников, состоявшая из 60 армейских и 10 морских самолетов, пробившись через все преграды, атаковала якорную стоянку у Окинавы. За ней подошли еще 40 «камикадзе», в их числе 12 машин из состава отряда «Кемму», нанесшие удар по кораблям союзников между островами Кюсю и Окинава. В результате авианосец «Энтерпрайз», только что вернувшийся в строй, вновь получил серьезные повреждения в результате тарана двух пикировщиков D4Y. Такая же участь постигла два эсминца радиолокационного дозора, линкор «Миссури» и авианосец «Эссекс», у которого от взрыва у борта вражеского самолета были повреждены топливные цистерны и левая машина.

На следующий день сразу после полудня в воздух поднялись 50 морских и 70 армейских самолетов, а также восемь носителей «Ока» из «Дзинрай Бутай», которые направились вместе с вылетевшими позднее 19 пикирующими бомбардировщиками 721-й авиагруппы в район Окинавы. Этот же день ознаменовался первым успешным применением пилотируемых крылатых ракет. Спустя два часа после вылета из Каноя, G4M были атакованы истребителями, но самолет, где в качестве пилота «Оки» находился младший лейтенант запаса Сабуро Дои, укрывшись в облаках, продолжил полет. В 14:15 наблюдатель обнаружил группу кораблей противника и Дои спустился в кабину планирующей бомбы, откуда просигналил о готовности к пуску. Тем временем, обнаружив в небе одинокий бомбардировщик, корабли открыли зенитный огонь и вскоре вокруг носителя начали рваться зенитные снаряды, от разрывов которых машину буквально затрясло.

Находясь примерно в 18 км от цели на высоте 6000 м, командир корабля нажал кнопку сброса, но «Ока» не отделилась и пришлось проводить расстыковку вручную. Бомбардировщик подбросило вверх, когда бомба отошла, и вскоре экипаж увидел дымный шлейф устремившийся к американскому соединению, а затем султан черного дыма, взметнувшийся вверх. В Каною передали сообщение о потоплении линкора и повернули на базу. Внезапно загорелся правый двигатель, но пилоту удалось сбить пламя крутым пикированием, после чего в 17:45 самолет благополучно достиг авиабазы.


G4M2e из состава 708-го отряда 721-й авиагруппы «Богов- Громовержцев». Миядзаки, лето 1945 г.


G4M2e из состава 711-го отряда 721-й авиагруппы «Богов- Громовсржцев». Две молнии на киле указывают на принадлежность самолета к так называемой второй секции. Каноя, лето 1945 г.


G4M2e из состава 722-й авиагруппы «Торнадо». Каноика, лето 1945 г.


Впоследствии выяснилось, что в результате таранного удара «Ока» младшего лейтенанта Дои затонул эсминец радиолокационного дозора «Маннерт Л .Абель», причем вначале в него врезался “Зеро» с подвешенной бомбой, а взрыв самолета-снаряда разломил злосчастный корабль пополам. Кроме того, еще один истребитель угодил в находившееся поблизости судно поддержки, которое, однако, осталось на плаву. В этот же день зафиксировано еще три атаки «Богов- громовержцев». Одна «Ока» чуть-чуть промахнулась по переоборудованному из эсминца минному тральщику »Джеферсон», спешившему на выручку экипажу эсминца «Абель», и взорвалась в 50 м от борта, повредив верхнюю палубу.

Еще две планирующие бомбы устремились к эсминцу «Стэнли». Уже на подлете зенитный снаряд срезал плоскость одной «Ока». Начавший заваливаться смертоносный летательный аппарат, к счастью, промчался впритирку с корабельными надстройками и взорвался на безопасном расстоянии. Однако другой «цветок вишни» под небольшим углом угодил эсминцу в носовую часть корпуса, но поскольку взрыватель имел замедление, то «Ока» прошила ее насквозь и взорвалась уже над водой, что в сущности и спасло корабль. Досталось еще четырем эсминцам радиолокационного дозора, а в районе между Окинавой и островами Керамо Ретто японские атаки сильно потрепали линкоры «Теннесси» и «Айдахо», пять эсминцев и три более мелких корабля.

К исходу дня 12 апреля в «Дзинрай Бутай» оставалось 70 человек и в различные авиачасти поступил приказ о срочном наборе добровольцев-смертников, как было объявлено, для продолжения непрерывных атак на силы противника.

В период с 5 по12 апреля японцы осуществили очередную акцию по минированию прибрежных вод острова Окинава. G4M2A мод. 24 из состава 703-го отряда 801-й авиагруппы действовали в темное время суток, беря на борт по четыре мины. В ходе первого вылета 5-го числа три минных заградителя покинули Каноя в 21:30 и, поставив мины в районе северного аэродрома, вернулись на базу в 04:30 утра в полном составе. Однако, следующий вылет ознаменовался серьезными потерями, когда из девяти машин, принявших участие в минных постановках в бухте Накугусуку, пять не вернулись. Тем не менее, результатом этой деятельности стала гибель в последующие дни нескольких тральщиков врага.

14 апреля был получен приказ о боевом вылете 721-й группы в дневное время и в воздух поднялись семь носителей «Ока», эскадрилья истребителей-бомбардировщиков из отряда «Кемму» и две эскадрильи пикировщиков D4Y, сопровождаемые 125 истребителями с нескольких авиабаз, причем одним из подразделений командовал упоминавшийся ранее Минору Генда. В районе острова Кикаигасима эскадрилья капитана Генда атаковала в условиях плохой видимости группу истребителей противника, которыми на самом деле оказались японские самолеты, выделенные для охранения ударного соединения. До момента когда ошибка стала очевидна, у одних истребителей оставался слишком небольшой запас топлива, а другие сильно пострадали во время боя, так что вся фуппа сопровождения дружно повернула домой, оставив самолеты-носители без защиты. Спустя некоторое время из-за неполадок в двигателях вынуждены были повернуть назад два пикировщика, а остальные, включая все G4M, просто исчезли без следа.

Еще 15 D4Y из состава 721 -й авиагруппы были посланы для атаки двух поврежденных авианосцев противника, стоявших на якоре у острова Керамо. Шесть бомбардировщиков вернулись на базу из-за различных отказов оборудования, а от оставшихся девяти пришло радиосообщение: «Вижу корабли противника…» и больше никаких известий не поступало. Всего в двух описанных вылетах погибло 83 пилота «Дзинрай Бутай», что возможно явилось ценой за повреждение крейсера «Нью-Йорк» и трех эсминцев.

За 20 дней, прошедших после вылета лейтенанта Нонака и его отряда, погибло в общей сложности 172 человека из состава 721-й группы, из них 11 пилотов «Ока» и 49 членов экипажей самолетов-носителей. Оставшееся количество поделили между собой экипажи пикирующих бомбардировщиков и истребителей. Тем временем 14 апреля в Каною прибыло пополнение из 16 офицеров запаса и 25 унтер-офицеров, которые получили приказ готовиться к завтрашнему вылету, 15 апреля около 14:00 начался налет авиации противника, причем было очевидно, что прилетели они с аэродромов Окинавы, что надоумило японцев выслать вдогонку как можно больше истребителей, чтобы атаковать американцев во время посадки. Но диверсия не удалась и большинство преследователей было сбито.


G4M2A из состава 406-го отряда 752-й авиагруппы. Каноя. лето 1945 г.



G4M3B из состава 1001-й авиагруппы, Атсуги, лето 1945 г.


На следующий день, в ходе 3-й операции “Кикусуй» 50 армейских и 70 морских самолетов совершили новый налет на якорную стоянку Керамо. в их числе были шесть носителей "Ока» и 12 D4Y из состава 721 -й авиагруппы, причем на этот раз экипажи G4M, сумев уклониться от перехвата, запустили свои планирующие бомбы, но ни одна из них цели не достигла. Еще 40 «камикадзе”, включая истребители- бомбардировщики из отряда «Кеммуи пикировщики из 721-й группы, атаковали американское оперативное соединение к востоку от острова Кикаигасима, при этом потери составили 21 машину.

Тем временем авиабаза в Каноя подверглась атаке более ста палубных самолетов противника и после ее окончания для контрудара вылетели 12 истребителей эскадрильи «Кемму» и 22 D4Y. Эта группа потеряла 15 самолетов. 17-го 49 «камикадзе» атаковали и сильно повредили линкор «Миссури», авианосец «Интрепид» и эсминец. С 6 по 17 апреля «специальные отряды» вместе с обычными авиачастями повредили около 100 американских кораблей, и в штабе 5-го Воздушного флота по перехваченным радиосообщениям противника, сложилось справедливое мнение, что команды кораблей союзников измотаны до предела постоянной угрозой с воздуха независимо от погоды и времени суток. Множество поврежденных кораблей скопилось на якорной стоянке у острова Керамо, являя собой результаты ужасной японской тактики. Безусловно, действия -камикадзе» сорвали план быстрой оккупации Окинавы и вынудили американское командование перенацелить действовавшие с Марианских островов В-29 с промышленных объектов Империи на авиабазы острова Кюсю.

Несмотря на эти успехи, для Императорской Ставки стал очевиден факт истощения сил ВВС армии и флота, грозивший срывом операции «Кикусуй», в ходе которой так и не удалось остановить захвата Окинавы противником. 17 апреля с началом бомбардировок Кюсю, адмирал Тоеда распорядился задействовать часть авиации 10-го Воздушного флота в подготовке операции «Кецуго» («Последняя надежда»), целью которой являлась организация обороны Метрополии. К этому времени в 5-м Воздушном флоте оставалось около 600 самолетов, из них 350 боеготовых. 721-я авиагруппа получила пополнение летчиками и техникой, при этом поступил приказ о передислокации на авиабазу Томитака из-за непрерывных авианалетов «Суперкрепостей».

Оставшаяся техника тщательно укрывалась в тоннелях. Началась лихорадочная подготовка новых пилотов «Ока», а 28 апреля стало 1- м днем четвертой по счету операции «Кикусуй», в ходе которой предполагалось провести ночную атаку стоявших на якоре у Окинавы вражеских кораблей силами 40 армейских и 40 морских самолетов, четыре из которых несли самолеты-снаряды «Ока». Носители поднялись в воздух и летели в кромешной тьме, как вдруг самолеты затрясло от разрывов зенитных снарядов и стало очевидно, что противник рядом. Наохико Ямагива, пилот одной из планирующих бомб занял свое место в крошечной кабине, ожидая сигнала на запуск. Пилот бомбардировщика пытался разглядеть что-нибудь внизу, но видимость была нулевая. И тут Ямагива крикнул по переговорному устройству: «Отстыкуйте «Ока», я спикирую на вспышку от выстрела!». Почти машинально командир экипажа носителя нажал на кнопку расстыковки и планирующая бомба мгновенно исчезла во мгле.

Спустя некоторое время пронзительный крик одного из членов экипажа заставил всех за исключением пилотов прильнуть к окнам: багровое зарево поднявшееся с поверхности моря вскоре превратилось в столб огня, что могло означать только прямое попадание в корабль противника. Всеобщее ликование прекратилось, когда G4M атаковали американские истребители и пришлось совершить вынужденную посадку на воду.

Из трех остальных носителей успех не сопутствовал никому. Еще одна машина из-за различных повреждений избавилась от самолета-снаряда и села на воду, а другая, будучи перехваченной истребителями далеко от цели, повернула на базу. Экипаж третьего G4M радировал о неполадках в двигателе, после чего сбросил «Ока» и повернул домой, но до базы не добрался, бесследно исчезнув над океанскими просторами.

29 апреля 721 -я авиагруппа совершила налет на вражеские корабли, курсировавшие вдоль побережья Окинавы, силами 12 истребителей отряда «Кемму» и 21 пикировщика D4Y, причем обратно вернулись два А6М и четыре бомбардировщика. За период с 27 по 30 апреля повреждения получили около 20транспортов и боевых кораблей, включая крейсер «Бирмингем». 3 мая был поврежден эскортный авианосец «Сэнгамон», а на следующий день, 4 мая, японские войска на Окинаве начали широкомасштабное контрнаступление, поддержанное операцией ВВС армии и флота «Кикусуй-5». в которой были задействованы 50 армейских и 70 морских самолетов, включая семь G4M с планирующими бомбами «Ока». Одна из них, пилотируемая лейтенантом запаса Охаси, угодила в район мостика минзага -Ши» и, пробив корпус, взорвалась, почти мгновенно отправив в небытие 118 членов экипажа. Другая, ведомая старшим унтер-офицером Исивата, направилась к тральщику «Гэйти», но пилот ошибся и взрыв произошел в воде, повредив артиллерийские установки корабля. Еще один носитель сумел вернуться на базу после безуспешной атаки, а четыре оставшихся пропали без вести.

В тот же день получили попадания смертников британские авианосцы «Формидэбл» и «Индомитэбл». На этот момент число погибших пилотов в 721 -й авиагруппе составило 587 человек. До 9 мая были потоплены три эсминца радиолокационного дозора, четыре эсминца получили повреждения различной степени тяжести, равно как и в общей сложности 10 тральщиков. Общие потери американцев составили за указанное время 605 убитых и 806 раненых.

11 мая поступил приказ на проведение операции «Кикусуй-6». Пилоты самолетов-снарядов Мицуо Ямадзаки и Кодзи Кацумура должны были врезаться во взлетно-посадочную полосу северного аэродрома Окинавы, чтобы хоть ненадолго снизить его боеспособность и дать остальным атакующим шанс избежать перехвата базировавшимися на нем истребителями. После долгих препирательств и уговоров оба летчика согласились и в 13:56 в воздух поднялся первый носитель, а спустя 8 минут второй. Но им невероятно повезло: бомбардировщик Ямадзаки вернулся на базу из-за неполадок в двигателях, а носитель Кацумуры попал над Окинавой в густую облачность и экипаж не обнаружив цель, вернулся на базу. Надо сказать, что это был уже третий безуспешный вылет и командиру, старшему унтер-офицеру Наоми Канату, по возвращении дали понять, что его считают трусом.


G4M2e из состава 722-й учебной авиагруппы па авиабазе в Каноике. Хорошо видна подвешенная «Ока». Идентификационный номер 722-13. Весна 1945 г.


В 05:00 утра для удара по кораблям противника в районе Окинавы вылетели 40 армейских самолетов, четыре носителя «Ока», а также смешанная группа истребителей-бомбардировщиков из состава эскадрильи «Кемму и пикирующих бомбардировщиков из 721-й авиагруппы общим количеством 26 машин. Однако один G4M вскоре повернул обратно из-за неполадок в двигателях, а остальные были перехвачены американскими истребителями на дальних подступах и лишь один экипаж смог запустить свой самолет-снаряд, пилот которого чуть-чуть не попал в эсминец «Эванс», но «Ока», взорвавшись у борта, хотя и нанесла кораблю серьезные повреждения, потопить его не смогла.

Остальные G4M были сбиты, как, впрочем, и большинство других “камикадзе». Тем не менее, пилот одного из «Зеро» сумел прорваться к флагманскому авианосцу «Банкер Хилл» и врезаться в него с правого борта у третьего лифта. Взрыв на ангарной палубе уничтожил большую часть находившихся там самолетов и вызвал пожар. Следом рухнул пикировщик D4Y, взорвавшийся в районе «острова». Двигатель «Джуди» проник в помещение штаба оперативного соединения, уничтожив там большую часть офицеров из его состава, а общие потери составили 391 убитых и 264 раненых.

12 мая Главный штаб флота слил все учебно-тренировочные и разведывательные авиачасти в один воздушный флот для продолжения атак на корабли союзников у Окинавы. В тот же день в ходе продолжавшихся вылетов смертников был тяжело поврежден линкор «Нью Мексико». 13-го числа американцы атаковали авиабазы в южной части острова Кюсю почти 900 самолетами, однако, на следующий день, 14-го числа, несмотря на продолжающиеся налеты, 28 А6М и D4Y из состава 721-й авиагруппы нанесли ответный удар, входе которого был серьезно поврежден флагманский авианосец «Энтерпрайз», после чего эта роль перешла к авианосцу «Рэндолф».

Загнанные в горы японские сухопутные войска на Окинаве оказались на грани поражения, и верховное командование, намеревавшееся активизировать действия «камикадзе», наметило на 25 мая начало операции «Кикусуй-7». В этот день в атаку вылетели 20 армейских самолетов и 100 флотских, включая 14 носителей самолетов-снарядов «Ока». Среди пилотов самолетов-снарядов был и упоминавшийся ранее унтер-офицер Ямамура. Сразу после взлета, его G4M попал в полосу проливного дождя и полет до цели проходил в непроглядной мгле. Наконец, поступила команда занять место в кабине «Ока» и Ямамура, закрыв фонарь, замер в ожидании сигнала на расстыковку. Дождь не прекращался и видимость была очень плохая. Ожидание становилось невыносимым, как вдруг в наушниках прозвучал приказ возвращаться в носитель.

В полуобморочном состоянии унтер-офицер открыл фонарь кабины и был втащен экипажем в чрево бомбардировщика, который благополучно вернулся на базу. Из-за плохой погоды возвратились еще 10 носителей, оставшиеся три исчезли без следа. Итогом этого дня стало потопление трех транспортов, повреждение трех эсминцев, нескольких тральщиков и судов поддержки.

Союзники, невзирая на непогоду, продолжали наносить непрерывные воздушные удары по основным островам Японии, сосредоточив свои авианосцы в районе Окинавы. Японское командование вынуждено было признать, что битва за этот остров проиграна, и необходимо сосредоточить силы для защиты Метрополии. Последний вылет «Богов-Громовержцев» в район Окинавы состоялся 22 июня, когда рано утром в воздух поднялись шесть носителей «Ока» и восемь пикировщиков, сопровождаемые (о чудо!) 66 истребителями с авиабазы в Кадзанопаре. Но спустя час 25 «Зеро» повернули домой из-за неполадок в двигателях, а остальное прикрытие разогнали американские истребители, так что экипажам G4M пришлось пробиваться к Окинаве без охранения. А на борту одной из них ожидал своего смертного часа все тот же «счастливчик» Ямамура, нервы которого уже не могли вынести таких испытаний.

Наконец, на подходе к острову Иедзима экипаж носителя обнаружил кильватерные струи вражеского корабля и пилот «Оки» огромным усилием воли заставил себя занять место в кабине самолета- снаряда. Сообщив о готовности и получив в ответ сигнал о расстыковке, Ямамура приготовился запустить реактивные двигатели, но «Ока» продолжала висеть под брюхом самолета. В ярости смертник начал раскачивать свой ракетоплан, надеясь, что он сорвется с креплений, но судьбе было угодно, чтобы этот человек остался жив. На базу вернулись еще два носителя, а три других самолета погибли. Из восьми пикировщиков семь были сбиты истребителями противника, а восьмой совершил вынужденную посадку на воду.

С момента начала сражения за Окинаву 701-й и 704-й отряды, а также 801-я авиагруппа принимали активное участие в боевых действиях. Экипажи G4M наносили бомбовые удары по кораблям противника в районе острова либо в темное время суток, либо в условиях плохой видимости. Пик активности приходится на вторую половину апреля: налеты совершались 14,20,26,27, 28-го и 29-го числа. В мае бомбежки осуществлялись лишь дважды: 5-го и 27-го, а затем 2 июня и 29 июля.

С середины апреля экипажи уцелевших машин были перенацелены на удары главным образом по аэродромам Окинавы. Первая атака состоялась 15 апреля, когда восемь G4M из 704-го отряда, взлетев с авиабазы Каноя, и пять машин из 701-го отдельного отряда с Формозы бомбили Северный и Центральный аэродромы острова. За месяц было проведено еще четыре налета, в мае количество рейдов возросло до 12, а в июне упало до восьми. Помимо этого, G4M наносили удары по складам предметов снабжения союзников и сбрасывали грузы обороняющимся войскам. Но вся эта активность не могла изменить исход сражения за Окинаву, которая привела к краху последних надежд японского командования избежать вражеского вторжения на священную землю Японской Империи. Несмотря на значительные потери американцев, составившие 13 тыс. человек убитыми и 35 тыс. ранеными, потопление 36 боевых кораблей и транспортных судов, а также различные повреждения, нанесенные еще 368, и потерю 760 самолетов, переломить ход боевых действий в свою пользу японским военным не удалось.

Потери японской стороны превышали потери союзников и по самолетам и по личному составу. Всего с начала апреля по 22 июня в боях к югу от острова Кюсю морская авиация совершила 3700 боевых вылетов, из них около 1050 пришлись на долю пилотов-«камикадзе». Боевые потери при этом составили 2375 самолетов, а эксплуатационные – 1850! Кроме того, примерно столько же было уничтожено на земле от налетов американской палубной авиации.

«Дзинрай Бутай», как самая активная боевая единица из частей имевших на вооружении бомбардировщики G4M, понес наиболее серьезные потери. Из имевшихся в его составе 185 носителей было уничтожено 118, с которыми погибло 438 человек летного состава, включая 56 пилотов «Ока». Из 368 пикировщиков и истребителей отряда «Кемму» было израсходовано 284. Вместе с тем стоит отметить, что американские военные трезво оценивали свои силы и отнюдь не рассчитывали на легкую победу в случае вторжения на территорию Метрополии и цена за эту победу, судя по итогам сражения за Окинаву, должна была неизмеримо возрасти – Империя готовилась к тотальной войне!


G4M3 модель 34 из состава 1001-й авиагруппы в полете. Япония, весна 1945 г. Единственной частью получившей G4M3 модель 34 стала 1001-я авиагруппа базировавшаяся на авиабазе Атсуги. Лето 1945 г. (вверху).

Последнее прощание наземного персонала с экипажем Ki-67 из состава 98-й полка, уходящего в боевой вылет, может быть последний (внизу).



Однако к началу июля активность японской авиации почти сошла на нет, что было связано с подготовкой к отражению предполагаемого вторжения сил союзников на Японские острова, при этом авиация тщательно рассредотачивалась и маскировалась, а это, в свою очередь, давало американцам возможность беспрепятственно наносить удары по промышленным объектам Империи и блокировать все морские коммуникации, а также выводить из строя аэродромы. Постоянные бомбежки авиазаводов, осуществляемые соединениями «Суперкрепостей», существенно сказывались на поставках авиационной техники в войска и поэтому боеспособность частей, вооруженных G4M, к июню 1945 г. значительно понизилась, что немедленно сказалось на их роли в противостоянии с силами союзников.

Помимо упомянутых выше 721-й авиагруппы и 703-го отряда комбинированной 801-й авиагруппы, участие в сражениях весны-лета 1945 г. принимали 706-я авиагруппа, 704-й отряд, 701-й отряд, 7-й и 98-й авиаполки, входившие в состав 762-й авиагруппы и 1001-я авиагруппа, созданная в 1943 г. как транспортная, но к описываемому периоду получившая на вооружение новейшую модификацию G4M3a модель 34А, выпущенную в количестве 60 машин и принявшую минимальное участие в боевых действиях.

Между тем, американское командование решило на время подготовки к последнему броску сделать в боевых действиях упор на непрерывные и массированные атаки с воздуха всех сколь-нибудь важных объектов японской инфраструктуры и крупных городов, задействовав огромные силы своей стратегической авиации, поддерживаемой авиацией палубной. Японская сторона на протяжении июля отвечала контратаками, бросая в бой как обычную авиацию, гак и небольшие группы «камикадзе», но эффект от этих усилий был невелик. Предпринималось несколько попыток снизить интенсивность налетов тяжелой американской авиации при помощи диверсионных рейдов десантников и ночных атак на бреющем полете специальной эскадрильи самолетов Ki-67 «Йотака Бутай» («Ночные ястребы») на аэродромы базирования В-29 на Иводзиме, но из-за небольшого количества задействованных сил, эти успехи носили ограниченный характер и не смогли ослабить воздушного давления на Японию.

Вот когда японцам особенно не доставало тяжелой авиации, самолеты которой могли бы сравняться хотя бы с американскими В-17, не говоря уже о В-29. Слишком поздно в Японии взялись за серьезную разработку подобной техники при том, что поводом к этому стали признаваемые и японцами великолепные боевые качества знаменитой «Крепости», несколько экземпляров которой попали им в руки в начале войны, послужившей прообразом G8N1 «Рензан» – единственной японской машины такого класса, почти доведенной до серийного производства.

На финальной стадии войны была спланирована крупномасштабная совместная диверсионная акция против баз американской тяжелой авиации на Марианах, получившая название операция «Кэн» («Меч»). Особое аэромобильное соединение флота в составе 60 «Бэтти» должно было приземлиться на аэродромах Сайпана, Тиниана и Гуама, высадить группы армейских десантников-добровольцев (по восемь человек в самолете) и членов экипажей бомбардировщиков (по семь человек), которые должны были взорвать как можно больше В-29.

Для поддержки действий десантников был разработан план, которым предполагалось задействовать около 70 переоборудованных в штурмовики бомбардировщиков «Гинга», каждый вооруженный дюжиной 20-мм пушек в подфюзеляжной гондоле. Экипажи и этих машин после окончания штурмовки летного поля должны были приземлиться и принять участие в бою. Для доставки десантников выбрали 704-й отряд 706-й авиагруппы, размещенный на базах Мисава и Титосэ, а штурмовики были из состава 405-го отряда той же группы на базе Мацусима. Подготовка, начавшаяся в июне, включала в себя переоборудование средств доставки, подготовку магнитных мин, формы десантников по образцу американской, специальных рационов, комплектование экипажей и т.д. Был построен макет В-29 в натуральную величину, на котором каждую ночь проводились учения по подрыву и поджогу. Значительную проблему представлял близкий к предельному взлетный вес G4M, составлявший почти 15.500 кг и включавший топливо до Мариан, десантников, вооружение, мотоциклы или велосипеды и другое снаряжение, что вызывало сомнение в возможности молодых пилотов G4M сначала благополучно оторваться от полосы, а затем приземлиться.

Для проведения операции наметили ночь полнолуния – 14 июля, однако 10-го числа в результате налета американской авиации было уничтожено шесть переоборудованных G4M и более 20 P1Y, так что японцам пришлось переносить операцию на ночь следующего полнолунья – 19 августа. Но по понятным причинам операция не состоялась.

Чтобы избежать значительных потерь своих войск и ускорить развязку военного конфликта американское правительство приняло решение об атомной бомбардировке японской территории, надеясь таким образом устрашить противника и вынудить его капитулировать. Эффект от этой акции, по оценкам большинства историков, оказался невелик, а мысль об окончании войны на приемлемых условиях зрела в умах японского руководства уже с середины лета. 20 июня император поставил этот вопрос перед членами высшего совета, причем мнения за и против капитуляции разделили совет пополам.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а также объявление СССР войны Японии 8 августа поколебали позиции твердолобых военных, желавших продолжения сопротивления до последнего японского солдата и 14-го числа было объявлено о прекращении боевых действий, а на следующий день «Бэтти» совершили свой последний боевой вылет, когда после выступления Императора группа офицеров-фанатиков во главе с адмиралом Угаки в 17:00 стартовала с авиабазы Оита и направила свои 11 G4M из состава 701-й авиагруппы в район Окинавы с целью атаковать американские корабли. В 19:25 была принята радиограмма, что самолеты пикируют на врага, но результаты этой атаки не известны, а согласно американским данным ни один корабль под звездно-полосатым флагом в тот день не получил повреждений.


ЗАБЫТОЕ ИМЯ









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх