ПАНОРАМА

120 лет назад, 29 мая 1891 г., родился знаменитый российский летник Константин Константинович Арцеулов. Свой путь в авиацию он начал в 13 лет с постройки планера. В годы Первой мировой войны был военным летчиком. Выполнил 200 разведполетов и провел 18 воздушных боев. Затем служил инструктором в авиашколе в Каче, где осенью 1916 г. впервые в России преднамеренно ввел самолет в «штопор» и успешно вышел из него. В декабре 1920 г. получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлетов. Его учениками были такие известные летчики, как М. Водопьянов и В. Чкалов. В 1920-е гг. Арцеулов испытывал новые самолеты, а также стал одним из организаторов планерных слетов в Коктебеле. Был репрессирован в 1933 г. После освобождения в 1937 г. в авиацию не вернулся.


80 лет назад, 23 мая 1931 г., родился Генеральный конструктор АНТК им. O.K. Антонова (с 1984 по 2005 гг.) Петр Васильевич Балабуев

В антоновский коллектив он пришел в 1954 г. после окончания ХАИ. Уже в 30 лет его назначили начальником филиала киевского ОКБ на Ташкентском авиазаводе, где в то время разворачивалась подготовка производства для выпуска тяжелого военно-транспортного самолета Ан-22. В 34 года он стал первым директором опытного завода при ГСОКБ-473, как тогда официально называлась антоновская фирма, а в 40 лет – главным конструктором и первым заместителем Генерального конструктора. Он непосредственно руководил созданием самолетов Ан-72, Ан-74 и Ан-71. Когда велась разработка тяжелого военно-транспортного Ан-124, практически все важные вопросы по этой машине решались при непосредственном участии П.В. Балабуева. Деятельность в качестве Генерального конструктора он начал с энергичных мер по доводке и организации серийного производства «Руслана». Кроме того, буквально за 4 года был разработан самый большой в мире самолет Ан-225 «Мрiя». В тяжелейших экономических условиях 1990-х гг. во многом благодаря организаторским способностям П.В. Балабуева удалось сохранить уникальный интеллектуальный потенциал фирмы «Антонов». Предприятие не просто выжило, но и достигло очередных успехов. Поднялись в воздух новые самолеты Ан-38 и Ан-70, был создан и введен в эксплуатацию Ан-140. Проводилось техническое перевооружение фирмы. Так, стали широко использоваться новейшие компьютерные станции. Первым самолетом, разработанным на основе трехмерного компьютерного проектирования, стал региональный самолет нового поколения Ан-148.

Труд доктора технических наук П.В. Балабуева был отмечен многими правительственными наградами. Он был удостоен высших государственных званий Героя Социалистического Труда (1975 г.) и Героя Украины (1999 г.), награжден многими орденами, в т.ч. двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Ярослава Мудрого V степени. В 2001 г. Международная организация гражданской авиации ICAO удостоила П.В. Балабуева своей высшей награды – премии Эдварда Уорнера.


31 мая ушел из жизни Виктор Гаврилович Анисенко. Он родился в Новосибирске 22 октября 1927 г., а в начале 1946 г. студентом-дипломником авиационного техникума пришел работать в еще только создаваемое O.K. Антоновым ОКБ. С тех пор его жизнь была неразрывно связана с этим коллективом. В.Г. Анисенко 30 лет возглавлял отдел силовых установок. Его заслуги были отмечены Ленинской премией и рядом других правительственных наград, включая орден «Знак Почета». До 2008 г. он продолжал трудиться на антоновской фирме, щедро передавая свой бесценный опыт новым поколениям самолетостроителей. После ухода на заслуженный отдых он не прерывал связей с родным коллективом, несмотря на тяжкий недуг, вдохновенно работал над написанием истории знаменитого ОКБ.

Редакция «АиВ» долгие годы сотрудничала с В.Г. Анисенко. Для нас большой честью и настоящей творческой школой была работа с этим замечательным человеком. Мы с удовольствием занимались изданием его книг «О.К. Антонов – многогранность таланта», «Крылатая легенда. Самолеты Ан-2 и Ан-3», «Планеры O.K. Антонова». Их высоко оценили как специалисты, так и любители авиационной истории, и мы искренне радовались этим творческим успехам Виктора Гавриловича.

Светлая ему память!


24 мая авиакомпания Korean Air приняла в эксплуатацию первый из 10 заказанных сверхбольших пассажирских самолетов А380-800, став шестой авиакомпанией в мире, эксплуатирующей самолеты этого типа. Новые лайнеры планируется использовать на беспосадочных маршрутах из Сеула в столицы Европы и в Северную Америку.


7 июня в Испании, с аэродрома авиазавода Airbus Military в Севилье, совершил первый полет прототип самолета РЛДН C-295AEW. Полет продолжительностью 2 ч 48 мин прошел в штатном режиме, а экипаж во главе с командиром Алехандро Мадруга (Alejandro Madruga) положительно оценил поведение машины. Планируется, что C-295AEW примет участие в международном авиакосмическом салоне Paris Air Show-2011 в Ле Бурже в конце июня этого года. Информация о технических особенностях самолета и потенциальных заказчиках на данный момент отсутствует.


25 мая на полигоне в/ч А-4465 прошли полеты вновь воссозданной после расформирования в 2002 г. пилотажной авиагруппы ВС Украины «Украинские соколы». В нынешнем составе группа оснащена пятью самолетами L-39, прошедшими ремонт и подготовку на предприятиях МОУ: два самолета – на Одесском, а три – на Чугуевском АРЗ.


26 апреля Минпромторг РФ огласил результаты работы комиссии, расследовавшей катастрофу самолета Ан-148-100Е (борт № 61708) производства Воронежского авиазавода, предназначенного для Мьянмы, которая произошла 5 марта этого года в Белгородской области. В результате катастрофы погибли все 6 человек, находившихся на борту: летчик-испытатель Юрий Зубрицкий, штурман-испытатель Владимир Ясько, бортинженер-испытатель Александр Королев, ведущий инженер Анатолий Самошкин, а также пилоты из Мьянмы Хтейн Лин Аунг и Зау Хтун Аунг. Согласно Акту расследования, причиной происшествия стал непреднамеренный вывод экипажем самолета при выполнении экстренного снижения на скорость полета, превышающую на 110 км/ч максимальную индикаторную эксплуатационную скорость, то есть превышающую предельную расчетную скорость. Это привело к деформации самолета, появлению низкочастотных колебаний по всем его осям и увеличению знакопеременных перегрузок, превышающих запасы прочности. В результате самолет разрушился в воздухе. Основными факторами, способствующими авиационному происшествию, стали: несвоевременные и недостаточные действия экипажа по выводу самолета из режима экстренного снижения; отсутствие должной координации действий между членами экипажа; выполнение экстренного снижения с отклонениями от рекомендаций Руководства по летной эксплуатации; недостоверная информация на основных индикаторах кабины экипажа на режимах, которые не характерны для эксплуатации самолета в соответствии с рекомендациями РЛЭ.


19 мая вице-премьер Украины Б.В. Колесников вручил Генеральному конструктору ГП «Антонов» Д.С. Киве сертификат на комплексный тренажер уровня D пассажирского самолета Ан-148, ставший первым на постсоветском пространстве тренажером такого высокого уровня. Как отметил Д.С. Кива, «этот тренажер позволяет полностью имитировать ситуации, которые происходят в полете, включая все возможные отказные ситуации. Его применение позволяет значительно повысить уровень подготовки летных экипажей и, соответственно, уровень безопасности полетов. За два предыдущих года на неподвижном тренажере Ан-148 прошли подготовку 168 летчиков». Ознакомившись с возможностями тренажера, Президент авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» Ю.В. Мирошников сказал: «Антонов» сделал тренажер, соответствующий международному уровню».


27 мая в Киеве на территории ГП «Завод 410-й гражданской авиации» состоялась церемония передачи ВВС Индии первой партии из пяти Ан-32 (бортовые №№ К-2670, К-2676, К-2679, К-2681 и К-2696), прошедших в Украине капитальный ремонт и модернизацию в рамках контракта, который предусматривает аналогичные работы на 105 самолетах. Главным его исполнителем с украинской стороны было определено Государственное хозрасчетное внешнеторговое предприятие «Спецтехноэкспорт» (дочернее предприятие ГК «Укрспец- экспорт»). Соисполнителями контракта выступили ГП «Антонов», «Завод 410-й гражданской авиации» при участии более

20 других предприятий из Украины, России, Швейцарии и США. Модернизированные Ан-32 получили обозначение An-32RE (re-equipped – переоборудованный). На самолетах установлено современное оборудование, в частности, системы предупреждения столкновения в воздухе, раннего предупреждения столкновения с землей, спутниковой навигации, новый радиолокатор с двумя многофункциональными индикаторами. Грузоподьемность увеличена с 6,7 до 7,5 т.


На состоявшемся торжественном митинге Генеральный конструктор ГП «Антонов» Д.С. Кива вручил командирам экипажей сертификаты, подтверждающие готовность самолетов к эксплуатации. Во время своего выступления на этом митинге военно-воздушный атташе Посольства Индии в Украине г-н Е. Патанге подчеркнул: «При каждом взлете и при каждой посадке в Индии мы будем вспоминать и благодарить наших друзей в Украине, которые выполнили эти работы…»

В тот же день An-32RE убыли в Индию. Перелет проходил с тремя промежуточными посадками, необходимыми для дозаправки самолетов и отдыха экипажей. 8 июня в Дели состаялась торжественная церемония встречи этих машин. Из остальных 100 индийских «тридцать вторых» 35 пройдут ремонт и модернизацию в Украине, а 65 – на заводе ВВС Индии BRD-1 в Канпуре.


27 мая в Национальном университете «Львівська політехніка» доцент этого вуза и постоянный автор нашего журнала А.И. Харук успешно защитил диссертацию на соискание научной степени доктора исторических наук, представив работу «Авіаційна промисловість України як складова військово- промислового комплексу у 1910-ті – 1980-ті роки». Защита докторской диссертации по авиационной теме состоялась впервые за все время развития исторической науки в Украине. Редакция «АиВ» искренне поздравляет Андрея Ивановича с этим достижением и желает ему дальнейших творческих успехов.


31 мая в Киеве прошли праздничные мероприятия, посвященные 65-летию ГП «Антонов». Фирма ведет свою историю от Постановления ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР № 1145- 471, которым в Новосибирске было организовано ОКБ-153 под руководством O.K. Антонова. Первым самолетом, созданным коллективом, стал легкий многоцелевой СХ-1, взлетевший 31 августа 1947 г. и запущенный в серию под обозначением Ан-2. На сегодня коллектив «Антонова» создал более 100 типов самолетов и их модификаций. Общее количество построенных самолетов марки «Ан» различного назначения превысило 22000. Наибольшую известность фирме принесли транспортные самолеты, такие как Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрія». Сегодня в 77 странах мира эксплуатируется более 6000 самолетов марки «Ан». Два года назад в структуру предприятия вошел Киевский авиационный завод «Авиант», и сегодня объединенное предприятие не только разрабатывает новую авиатехнику, но и серийно выпускает ее.

Свое будущее ГП «Антонов» связывает с региональными пассажирскими самолетами Ан-148-100 и Ан-158, военнотранспортным Ан-70, модернизированным Ан-124 «Руслан» и перспективным средним транспортным Ан-178. С юбилеем коллектив предприятия поздравил Премьер-министр Украины Н.Я. Азаров. В его приветственном адресе, в частности, сказано: «Ваше предприятие – гордость страны. Благодаря самоотверженному труду многих поколений рабочих, ученых и инженерно-технических работников, сделан значительный вклад в обеспечение развития отечественного авиастроения. Глубоко благодарен вам, дорогие конструкторы, за прекрасную работу. Именно благодаря вашему кропотливому труду и профессионализму Украина принадлежит к числу государств, которые проектируют, производят и продают собственные самолеты».


6 мая на подмосковном аэродроме Кубинка состоялось празднование 20-летия всемирно известной пилотажной группы «Стрижи». Настоящим украшением торжества стали демонстрационные полеты авиагруппы.


21 мая закончился первый месяц с начала регулярной эксплуатации головного серийного самолета Sukhoi Superjet 100 (борт ЕК-95015), поставленного компании «АрмАвиа». За этот период лайнер совершил 66 полетов, провел в воздухе свыше 168 ч, преодолел около 85800 км, перевез 2885 пассажиров. Выполняя рейсы, он побывал в московских аэропортах Шереметьево, Домодедово, Внуково, а также в Одессе, Донецке, Симферополе, Ларнаке (Греция), Алеппо (Сирия), Венеции (Италия), Тегеране (Иран), Риме (Италия), Тель-Авиве

(Израиль), Бейруте (Ливан), Лионе (Франция). Единственная задержка вылета была вызвана столкновением с птицей, причем самолет не получил каких-либо значимых повреждений.



Парк воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» первый «Суперджет» (борт RA-89001) пополнил 9 июня, совершив перелет из Комсомольска-на-Амуре в аэропорт Шереметьево с промежуточной посадкой в Новосибирске.


1 июня со взлетной полосы Казанского АПО им. С.П. Горбунова впервые поднялся в воздух Ту-2140Н («Открытое небо»). Он построен для Минобороны России и предназначен для выполнения инспекционных полетов в рамках договора по «Открытому небу», включая наблюдение за выполнением соглашений в области контроля над вооружениями. Самолет оснащен аэрофотоаппаратами, видеокамерами, радиолокационной и инфракрасной аппаратурой. Управлял машиной экипаж ОАО «Туполев» во главе с Н.Н. Капелькиным. Первый полет Ту-2140Н длился 1 ч 22 мин и завершился успешно. До конца года самолет должен пройти летно-конструкторские и государственные сертификационные испытания. В Казани идет сборка еще одного Ту-2140Н.


13 мая был выполнен первый в истории авиации меж-J дународный перелет на самолете, использующем в качестве источника энергии солнечные батареи. Экспериментальный швейцарский аппарат Solar Impulse, пилотируемый Андре Боршбергом (Andre Borschberg), вылетел с территории Швейцарии и через 12 ч 59 мин приземлился в международном аэропорту Брюсселя.


Александр Чечин, Николай Околелов/ Харьков









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх