«Канберра» – бестселлер пяти континентов

* Тему боевого применения «Канберры» в различных региональных конфликтах «АиВ» затрагивал неоднократно, в частности, в цикле «Пылающий Индостан» (№№ 4,5'02, 3-5'03, 5,6'04, 4'05) и в одной из статей о Фолклендской войне (№ 2'02). Данная публикация дополняет предыдущие, но имеет с ними и некоторые расхождения, связанные с использованием авторами различных источников. (Ред.)

Продолжение. Начало в -АиВ», № Г 201 /.


Индия

Эта страна стала самым крупным инозаказчиком «Канберры» (лицензионное производство в США не в счет). С 1957 по 1975 г. было заключено не менее шести контрактов, по которым Великобритания поставила 111 самолетов, как новых, так и уже бывших в эксплуатации. Еще 10 машин были приобретены в Новой Зеландии. Индия закупила самолеты нескольких модификаций, которые отличались от базовых моделей, прежде всего, оборудованием. Например, на них установили автопилот, обновленное навигационное оборудование и радиовысотомер. Получили индийские варианты и собственные обозначения: В(1).58 – аналог ударного B(l).8, Т.54 – аналог «спарки» Т.4, PR.57 – аналог разведчика PR.7, PR.67 – улучшенный PR.7, B(l).66 – переделанные бомбардировщики В.15/В.16, ТТ.418 – аналог буксировщика мишеней ТТ. 18.

Первыми в составе Воздушных сил Индии (IAF) «Канберры» получили авиачасти, базировавшиеся в Агре: B(l).58 поступили в 5-ю, 16-ю и 35-ю эскадрильи, а Т.54 – в 106-й центр переподготовки. Позднее новую технику освоили и другие подразделения, включая 106-ю эскадрилью, которой достались PR.57.

Боевое крещение индийские «Канберры» прошли под флагом ООН*. В октябре 1961 г. 6 самолетов 5-й эскадрильи были переброшены на аэродром Камина вблизи конголезского Леопольдвилля (ныне – Киншаса). Войска ООН оказывали помощь конголезскому правительству в сохранении целостности страны, после того как провинция Катанга объявила о своем суверенитете. 5 декабря индийцы получили первое боевое задание. Двум «Канберрам» предстояло атаковать находившийся в руках повстанцев аэродром Колвези, еще двум парам – несколько точечных целей. Задача была довольно сложная, т.к. до цели предстояло пройти почти 1300 км, да к тому же по маршруту пришлось преодолевать густую облачность.

Атаковавшие аэродром «Канберры» в первом заходе огнем своих подфюзеляжных 20-мм пушек уничтожили легкие самолеты повстанцев, а во втором – два транспортных самолета и командно-диспетчерский пункт. Третий заход завершил дело: вспыхнули цистерны с горючим и смежные с ними ангары. В результате этого налета удалось уничтожить практически всю авиацию повстанцев. От огня из стрелкового оружия обе «Канберры» получили повреждения, по крайней мере, один из членов экипажей был ранен.

В течение следующей недели индийские «Канберры» выполняли регулярные вылеты на разведку боем и непосредственную поддержку наземных войск. В условиях плотного зенитного огня им удалось уничтожить главный коммуникационный центр Катанги – почту. В списке целей «Канберр» были конвои с оружием, склады боеприпасов и различные укрепленные пункты. Во время боев за Элизабетвилль (ныне – Лубумбаши) оказанная ими поддержка стала решающей в достижении успеха коалиционными силами.

Интенсивное использование индийских машин продолжалось в январе 1962 г. Повстанцы, среди которых было немало хорошо подготовленных наемников, стали маскировать свои объекты, так что часто индийским летчикам приходилось прибегать к помощи авианаводчиков. К тому же, погода, и так не баловавшая экипажи в этих краях, порой становилась просто непредсказуемой. Сильная многослойная облачность с верхней границей до 12 км, грозы и ливни, видимость в которых мгновенно становилась нулевой.

После январских боев военная активность повстанцев быстро сошла на нет. Индийские авиаторы продолжали вести фоторазведку и наблюдение за жизненно важными коммуникациями и объектами. Только в марте 1962 г. самолеты 5-й эскадрильи вернулись в Агру.

В начале осени все эскадрильи IAF были приведены в состояние полной боевой готовности в связи с пересечением границы китайскими войсками в районе Тибета. Трехмесячный конфликт обошелся без применения ударной авиации. Единственными «Канберрами», поучаствовавшими в нем, стали разведчики PR.57, выполнившие с 13 октября по 11 ноября 22 вылета с общим налетом более 50 ч.

А вот во второй индо-пакистанской войне «Канберрам» пришлось поучаствовать довольно интенсивно. Уже 6 сентября 1965 г. бомбардировщики нанесли удар с высоты 9100 м по пакистанским аэродромам Равалпинди и Саргодха. Поднявшиеся наперехват «Старфайтеры» попытались их достать уже на обратном пути, но система предупреждения о радиолокационном облучении Orange Putter, установленная на «Канберрах», своевременно оповестила экипажи об угрозе. Уклонившись от встречи с истребителями, все машины вернулись в Агру.

На следующий день в боевые действия включилась 16-я эскадрилья с авиабазы Калайкунда на востоке Индии, совершив пробный налет на аэродром Читтагонг в Восточном Пакистане (ныне – Бангладеш), где базировались «Сейбры» 14-й АЭ пакистанских ВВС. Рано утром две «Канберры», каждая вооруженная парой 454-кг бомб и пушечным контейнером, зашли на цель на малой высоте со стороны Бенгальского залива с интервалом 10 минут. Ведущий сбросил свой груз в точке пересечения двух ВПП, но бомбы не взорвались. Второй экипаж отработал более эффективно – бомбы угодили в одну полосу и повредили ее. Обе «Канберры» благополучно вернулись на аэродром, преследуемые «Сейбрами». Не успев перехватить индийские самолеты в воздухе, «Сейбры» атаковали Калайкунду, уничтожив две «Канберры» на земле. Чуть позже пакистанские истребители повторили налет и уничтожили еще пару«Канберр». Пакистанская сторона заявила о повреждении еще 14 бомбардировщиков, но индийцы этого не признали. Причина столь серьезных потерь объяснялась отсутствием возможности для рассредоточения авиатехники на аэродроме Калайкунда.


«Канберра» В(1).58 из 5-й эскадрильи IAF атакует НАРами позиции сепаратистов Катанги. Декабрь 1961 г.


Обломки «Канберры», разбившейся в районе авиабазы Агра 19 декабря 2005 г. Справа – подвеска 454-кг бомбы



Эскадрилью перебросили на западный фронт, на авиабазу Барили. Начиная с 17 сентября, вместе с 5-й эскадрильей из Агры экипажи наносили удары по пакистанским аэродромам Чак Джумра, Аквал и Саргодха.

Боевое применение индийских «Канберр» не всегда наносило ощутимый урон противнику по нескольким причинам. Получаемые разведданные нередко были неточными. Использовалось много старых бомб (в основном, времен Второй мировой войны), значительное количество которых не взрывалось. Кроме того, определенные трудности вызывали полеты ночью, из-за чего впоследствии действия бомбардировщиков были перенесены, в основном, на дневное время.

Первые потери в воздухе индийские «Канберры» понесли в ночь на 15 сентября. По данным ACIG Group, два B(l).58 были сбиты ракетами AIM-9B «Сайдвиндер», выпущенными пакистанскими истребителями F-104 и F-86. Эти потери в индийских источниках не упоминаются. По официальным индийским данным, за время конфликта истребителям противника удалось сбить лишь одну «Канберру» – 21 сентября во время отражения ночного рейда на Саргодху «Старфайтер» провел удачную атаку, используя УР «Сайдвиндер». Индийскому пилоту удалось катапультироваться, он попал в плен, а штурман погиб. По версии, изложенной в книге Барри Джонса English Electric Canberra and Martin B-57, во время низковысотного полета пилот отключил систему «Оранж Паттер», т.к. из-за отражавшихся от близкой земли РЛ-сигналов в его наушниках назойливо звенел зуммер. После выхода из атаки и подъема на высоту летчик забыл включить «Оранж Паттер», что и погубило экипаж. Атаку истребителя они не заметили, и первый же пущенный «Сайдвиндер» поразил самолет.

В тот же день 6 «Канберр» из 16-й эскадрильи, взлетев из Агры, нанесли удар по пакистанской обзорной РЛС в Бадине (юго-запад страны). Одна пара была вооружена блоками НАР (калибр 68 мм, по 19 штук в блоке) и пушечными контейнерами, две машины несли по одной 1820-кг бомбе, а еще две – по 6 бомб калибром 454 кг. Основная ставка делалась на ракетное оружие, остальные бомбардировщики дополняли удар бомбами, а также отвлекали истребители противника. Подойдя на сверхмалой высоте (до 10 м), первая пара «Канберр» расстреляла НАРами купол восточной башни РЛС, где, как предполагали, находился азимутальный локатор. Через 2 минуты с высоты 2100 м сбросила две тяжелые бомбы другая пара «Канберр», затем выполнили задание и замыкающие две машины. Интенсивный огонь зенитной артиллерии фактически не нанес «Канберрам» ущерба. Уже после окончания войны летчики узнали, что вместо азимутального локатора они уничтожили высотомер. Но и это была серьезная потеря для ВВС Пакистана.

В целом за 22 дня конфликта «Канберры» выполнили около 300 самолето-вылетов (из них 150 – 5-я эскадрилья), сбросив более 270 т бомб. Рейды на Пешавар, Бадин и Кохат стали настоящими легендами в истории IAF.

В декабре 1971 г. «Канберры» стали участниками очередного индо-пакистанского конфликта. В ответ на авиаудар, нанесенный пакистанской авиацией 3 декабря, вечером того же дня Индия предприняла ответные меры. «Канберры» 5-й, 16-й и 35-й эскадрилий поднялись в воздух для атаки пакистанских аэродромов и других важных объектов. Было выполнено 23 вылета. Об их результативности известно немного. Принято считать, что аэродромам в Саргодхе и Масруре был нанесен серьезный ущерб – после налета взлетные полосы зияли воронками, и два следующих дня пакистанским самолетам приходилось работать с рулежек.

В следующую ночь состоялись 35 вылетов, в ходе которых бомбардировщики сбросили на врага более двухсот 454-кг бомб. Ударам подверглись как аэродромы, так и железнодорожные станции Рэйвид, Джассар и другие, а также объекты инфраструктуры в Сулеманки и Заффарвале.


Аргентинская «Канберра» В.62 перед боевым вылетом в район Фолклендских островов. Май 1982 г.


«Канберра» В.62 из 1-й эскадрильи 2-й бомбардировочной группы ВВС Аргентины взлетает для удара по британским десантникам, высадившимся в бухте Сан-Карлос. Под крылом подвешены две 454-кг бомбы. Май 1982 г.


6 декабря бомбардировщики продолжали атаковать позиции противника, а экипажи 106-й эскадрильи вели разведку и фотографирование результатов действий ударной авиации. 8 декабря «Канберры» из 35-й эскадрильи бомбили нефтеперегонный завод вблизи Карачи. Разведчики, фиксировавшие затем результаты удара, сообщили, что «наблюдали самое большое пламя, когда-либо увиденное в Южной Азии». Нефтяной комплекс Карачи пылал около недели. 9 декабря 5-я эскадрилья нанесла мощный удар по наземной группировке пакистанских войск и линиям их коммуникаций в секторе Чхамб. Кроме того, в тот день «Канберры» выполнили несколько низковысотных атак портовых сооружений Карачи. После нескольких дней ограниченного применения, ночью 15 декабря самолеты снова выполнили массированную атаку порта Карачи.

Во время боевых вылетов экипажи «Канберр» старались действовать на минимально возможных высотах, но это не уберегло их от встреч с истребителями противника и утрат. В исследованных публикациях количество потерянных «Канберр» в том двухнедельном конфликте оценивается по-разному. Одни говорят о семи сбитых, другие, ссылаясь на официальные индийские данные, только о пяти. Большинство сходится на мнении, что первую «Канберру» в той войне сбил 4 декабря "Мираж» III ракетой «Матра» R 530, когда возвращавшийся домой индийский самолет набрал высоту. Под раздачу попал (B(l).58, управляемый экипажем в составе флайт лейтенантов М. Сэзун (М. Sasoon) и Р. М. Адвани (R.M. Advani).

Более-менее солидарны авторы и в том, что ночью 8-го числа в ходе одного из разведвылетов пакистанский «Старфайтер» перехватил PR.57,и сбил его ракетой «Сайдвиндер». Описания гибели других машин весьма отличаются. Так, если верить Джонсу, 5 декабря зенитным огнем были сбиты 3 «Канберры», хотя даже пакистанцы пишут о двух. По данным ACIG Group, 11 декабря «Мираж» ракетой R.530 поразил еще один индийский бомбардировщик, а Джонс сообщает, что один B(l).66 был потерян днем раньше. Пакистанцы и Джонс пишут о «Канберре», сбитой 15 декабря зенитками, другие авторы относят эту машину на счет «Миражей», отличившихся 17 числа. В целом, потери «Канберр» в 1971 г. оказались выше, чем в предыдущей кампании. Это объясняется их более интенсивным применением (только 5-я эскадрилья за две недели налетала свыше 300 ч), а также появлением у противника более совершенной авиатехники.

В начале 1980-х гг. в IAF насчитывалось меньше полусотни «Канберр». Появление новейших средств ПВО, истребителей с радиолокаторами, способными выделять цели на фоне земли, сделали практически невозможным дальнейшее использование этих замечательных самолетов по прямому назначению. Бомбардировщики стали заменять англо-французскими тактическими истребителями «Ягуар» и советскими МиГ-27, а часть разведчиков – МиГ-25Р. Однако высокая надежность и хорошая ремонтопригодность позволили использовать «Канберры» в качестве самолетов РЭБ, морских патрульных и буксировщиков мишеней, а также продолжать применение фоторазведчиков по прямому назначению. В 1999 г. во время очередного индо-пакистанского конфликта именно с помощью разведывательной версии «Канберры» были получены первые фотоснимки, свидетельствовавшие о вторжении пакистанских войск. Самолет подвергся ракетной атаке с земли и был поврежден, но смог приземлиться на ближайшем аэродроме.

Окончательно IAF расстались с «Канберрами» совсем недавно – 11 мая 2007 г. Торжественная церемония, включавшая прощальный полет, проходила на «родине» индийских машин – авиабазе Агра, в ней принимал участие главком национальных ВВС. Полувековая история этого самолета в строю IAF завершилась достойно.


Аргентина

Эта страна приобрела «Канберры» достаточно поздно, в 1967 г. после подписания контракта на поставку 10 бомбардировщиков В.2 и двух учебно-тренировочных Т.4. Все самолеты раньше находились в составе RAF. В период с ноября 1970 г. по сентябрь 1971 г. они были отремонтированы, доработаны и поставлены в Аргентину. Под крыльями появились сдвоенные пилоны для подвески блоков НАР, несколько изменилось бортовое оборудование. Машины получили обозначения В.62 и Т.64. В ходе эксплуатации аргентинцы своими силами внесли существенные изменения в систему запуска двигателей.


Буксировка самолета специального назначения «Канберра» В.2 из состава люфтваффе. Авиабаза Манхинг, вторая половина 1960-х гг.


Вместо пиропатронов для стартера, недостаток в которых они часто испытывали, стали использовать сжатый воздух. Время запуска двигателя таким способом несколько увеличилось, но за счет этого решения был увеличен ресурс стартера, а главное – исчезла зависимость от дефицитных картриджей.

Все самолеты поступили на вооружение 1-й эскадрильи 2-й бомбардировочной группы (авиабаза Трелев), которая входила в состав 11 -й воздушной бригады ВВС Аргентины. Там они эксплуатировались с первого до последнего дня. Боевые самолеты получили номера В-101 – В-110, «спарки» – В-111 и В-112.

Первую «Канберру» аргентинцы потеряли в летном происшествии 22 ноября 1971 г. А к началу Фолклендской войны 1982 г. в исправном состоянии находились 10 машин. Кстати, незадолго до этого конфликта, в середине 1981 г., Аргентина заказала в Англии еще две «Канберры». Самолеты практически были готовы к поставке, но в апреле 1982 г. аргентинские войска вторглись на Фолкленды, и правительство Великобритании наложило эмбарго на поставки и новых самолетов, и запчастей к ранее проданным.

Полномасштабные боевые действия за спорные острова развернулись 1 мая. В конце дня пара (по другим источникам – три) аргентинских «Канберр» вылетела для нанесения удара по британским кораблям, обстреливавшим Порт-Стэнли. При заходе на цели на средних высотах они были обнаружены корабельными РЛС и перехвачены «Харриерами» с авианосца «Инвинсибл». Один бомбардировщик (№ В-110) был сбит ракетой «Сайдвиндер», запущенной с истребителя. Экипаж катапультировался, однако бесследно исчез в море. Вторая «Канберра» получила повреждения от близкого разрыва ракеты корабельного ЗРК «Си Дарт», но благополучно вернулась на свой аэродром.

После таких неутешительных результатов стало понятно, что использовать «Канберры» против британского флота равноценно самоубийству. Не имевшая никакого оборудования радиоэлектронного противодействия, эта машина могла быть только мишенью для современных английских истребителей. Поэтому «Канберры» перенацелили на ночные удары с больших высот по британским войскам, высадившимся в бухте Сан Карлос. Эскортирование бомбардировщиков осуществляли истребители «Мираж» III из 8-й группы. С продвижением британских войск к Порт-Стэнли действия «Канберр» перенесли на этот район. Кроме того, по некоторым данным, пара аргентинских бомбардировщиков атаковала танкер под либерийским флагом, так как разведка сообщила, что он перевозит топливо для британских экспедиционных войск.

Всего за время конфликта аргентинские «Канберры» выполнили 35 вылетов, из них 25 – ночных, сбросив 45 т бомб (по другим данным, 44 вылета и 39 т бомб). Нельзя утверждать, что удары «Канберр» нанесли противнику серьезный ущерб. Скорее они действовали на психику британцев, ну и, конечно, поднимали дух своих солдат. Англичане неоднократно пытались перехватить бомбардировщики, но расчеты радара AN-TPS 43F своевременно оповещали аргентинские экипажи об угрозе, и тем удавалось избегать встреч с «Харриерами». Правда, 13 июня еще одна «Канберра» (№ В-108) была сбита ракетой комплекса «Си Дарт»

с британского эсминца «Эксетер». Это был последний боевой вылет аргентинских ВВС в том конфликте. Самолет атаковал позиции противника с высоты 11000 м, ракета поразила его в районе бомболюка и, по всей видимости, взрыв повредил рабочее место штурмана. Летчик к-н Парстан (Parstan) катапультировался на высоте около 3000 м и был спасен, а штурман к-н Касадо (Casado) погиб, оставшись в самолете.

С вооружения аргентинских ВВС последние «Канберры» были сняты в 2000 г. Некоторые из них (в частности, бомбардировщики №№ В-102 и В-105, а также Т.64 № В-112) стали памятниками доблести аргентинских летчиков.


ФРГ

Западная Германия приобрела в 1965 г. три «Канберры» В.2, которые ранее эксплуатировались в RAF (№№ WK130, WK137 и WK138). Изначально немцы намеревались использовать их в исследовательских и испытательных целях. После доработок, выполненных в 1966 г. английской компанией Marshall's of Cambridge, «Канберры» прибыли в Манхинг, где располагается исследовательский центр люфтваффе. По официальной германской версии, самолеты использовали для испытаний новых навигационных, разведывательных систем, а также систем управления оружием. Время от времени «Канберры» привлекались для зондирования атмосферы, изучения погоды и других научных целей. Некоторое время один самолет (№ D9569) использовался Германским аэрокосмическим исследовательским институтом, а остальные – военной географической службой для картографирования местности.

Хочется верить, что именно так и было. Но что-то подсказывает, что функции западногерманских машин были несколько шире. В кругу зарубежных фанатов этого самолета бытует мнение, что западногерманские «Канберры» использовались для выполнения разведывательных полетов вблизи границ ГДР. Что косвенно подтверждается наличием в бомбоотсеках двух машин мощных фотокамер для плановой и перспективной съемки, а также большим, чем на серийных «Канберрах», количеством антенн.

С бортовыми номерами самолетов тоже не все до конца понятно. За время эксплуатации их меняли четырежды. Например, WK130 первоначально стал YA+151, позже ему был присвоен № 00+01, затем D9569 и в конце концов – 99+36. Может быть, для того, чтобы запутать восточного соседа (в авиации такой прием применялся неоднократно)?

В ходе работы над статьей удалось выяснить природу «полосатого» крыла машины № 99+34. К буксировке мишеней этот самолет не имеет никакого отношения. В 1992 г. он произвел посадку с убранным шасси и повредил крыло. Для замены из Великобритании прислали аналогичное, снятое с каннибализированного буксировщика мишеней ТТ. 18 (WK123). Перекрашивать самолет не стали, так как эксплуатировать его оставалось недолго. В следующем году он, так же, как и № 99+35, стал музейным экспонатом. Третью машину сия участь постигла раньше – в 1984 г.

Продолжение следует.










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх