Панорама

105 лет назад, 1 апреля 1906 г.,родился советский авиаконструктор академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Александр Сергеевич Яковлев. В 1924 г. он построил свой первый летательный аппарат – планер АВФ-10. В 1930-е гг. он занимался созданием легкомоторных учебных и спортивных самолетов. С появлением в 1939 г. ближнего бомбардировщика ББ-22 (Як-2) и в 1940 г. истребителя И-26 (Як-1) работа Яковлева стала тесно связана с военной авиацией. В целом, под его руководством было создано свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе – более 100 серийных. В период Великой Отечественной войны авиапром СССР построил около 40000 «Яков». На самолетах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.


100 лет назад, 27 апреля 1911 г., в Одессе состоялся полет самолета «Фарман-IV», построенного в мастерских морского батальона. Считается, что от этого события началась история Завода аэропланов Анатра – ныне ГП Министерства обороны Украины «Одесское авиационно-ремонтное предприятие «Одесавиаремсервис». За годы своего существования завод освоил ремонт 28 типов самолетов и 16 типов авиационных двигателей.


70 лет назад, 8 марта 1941 г., постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) на базе ЦАГИ был создан летно-исследовательский институт (ЛИИ), который сегодня носит наименование ГНЦ ФГУП «Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова». ЛИИ стал главной летно-испытательной базой советской авиации. Основная взлетно-посадочная полоса института (ВПП-4) является самой длинной в Европе и имеет длину 5403 м. Она рассматривалась как один из вариантов места приземления космического корабля «Буран». С 1992 г. на территории ЛИИ проводится Международный авиационно-космический салон «МАКС». Центр используется также как грузовой аэродром и место базирования авиации МЧС.


50 лет назад, 12 апреля 1961 г., состоялся первый в истории человечества пилотируемый космический полет.

Ракетой-носителем «Восток» с космодрома Байконур на орбиту Земли был выведен космический корабль. На его борту находился первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Весь полет, включавший один оборот вокруг Земли, прошел в автоматическом режиме в течение 108 минут. В ходе него произошел ряд нештатных ситуаций, к счастью, не приведших к гибели космонавта. На высоте 7 км Гагарин катапультировался (корабль «Восток» не имел системы мягкой посадки) и благополучно приземлился в Саратовской области, неподалеку от г. Энгельса в районе села Смеловка.


40 лет назад, 25 марта 1971 г., поднялся в воздух первый советский военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76.

Он был способен перевезти до 47 т груза или 245 солдат с оружием. Серийное производство Ил-76 началось в 1973 г. на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова. На сегодня построено около 1000 Ил-76 разных модификаций, из которых более 100 поставлено на экспорт, в том числе в Алжир, Индию, Китай, Ливию, Сирию. Сегодня Ил-76 является основной машиной военно-транспортной авиации России и Украины. На базе Ил-76 был создан ряд модификаций, в т.ч. самолеты РЛДН А-50 (Россия) и KJ 2000 (КНР), а также варианты с двигателями ПС-90 – Ил-76МФ грузоподъемностью 60 т и Ил-76ТД-90ВД. Сегодня в Ульяновске ведется подготовка производства самого современного варианта Ил-476.


30 лет назад, 12 апреля 1981 г., совершил первый полет американский многоразовый космический корабль «Колумбия», построенный в рамках программы создания Космической транспортной системы (Space Transportation System), более известной как «Спейс шаттл» (Space shuttle – космический челнок). Было построено 5 кораблей, предназначенных для космических миссий, и еще один для испытаний и обучения экипажей при полетах в земной атмосфере. Предполагалось, что в 1975-1991 гг. пять челноков слетают в космос по 100 раз каждый. На практике максимальное количество запусков – 39 выпало на долю корабля «Дискавери». Два корабля потерпели катастрофы: «Челленджер» в 1986 г. и «Колумбия» в 2003 г. На сегодня «шаттлы» в сумме выполнили 133 полета. До закрытия программы планируются еще два полета, последний из которых совершит «Атлантис» в июне-июле 2011 г.


5 апреля 20-летие со дня своего образования отметила всемирно известная пилотажная авиагруппа «Русские витязи». Торжества и демонстрационные полеты, посвященные юбилейной дате, прошли в Центре показа авиационной техники (ЦПАТ) на подмосковном аэродроме Кубинка


3 марта в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет второго опытного экземпляра ПАК ФА (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации). Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Сергей Богдан. Машина провела в воздухе 44 минуты и совершила посадку на заводском аэродроме. В ходе полета была проведена проверка устойчивости самолета, оценка работы систем силовой установки. Сегодня по программе ПАК ФА полностью завершен комплекс предварительных наземных и летных работ, в которых задействованы три опытных образца (два летных и один для статиспытаний). Первый вылет ПАК ФА состоялся 29 января 2010 г. в Комсомольске-на-Амуре. На сегодня на этом самолете совершено 36 полетов.


Летчики Госпогранслужбы Украины осваивают патрульные самолеты DA 42 МРР NG. Харьков, 4 апреля 2011 г.


28 февраля в Киеве состоялась церемония вручения сертификатов типа на новый региональный самолет Ан-158 (подробнее об этой машине см. «АиВ», № 3'2010). Сертификат Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) Генеральному конструктору ГП «Антонов» Д.С. Киве вручила председатель МАК Т.Г. Анодина (на фото слева), а сертификат Государственной авиационной администрации Украины – председатель Госавиаадминистрации Украины А.А. Колесник (на фото справа). В церемонии приняли участие премьер-министр Украины Н.Я. Азаров и другие официальные лица.

Полученные документы дают право начать коммерческую эксплуатацию Ан-158. Этому событию предшествовала обширная программа сертификационных испытаний, в ходе которых Ан-158 выполнил 79 полетов общей продолжительностью 147 ч. В том числе были проведены испытания на больших углах атаки и на категорию посадки IIIA, определение взлетно- посадочных характеристик, уровней шума на местности и внутри фюзеляжа. Для удовлетворения разнообразных запросов заказчиков процедуру сертификации прошли 12 вариантов компоновок пассажирского салона авиалайнера, которые обеспечивают размещение от 82 до 99 человек. Вручая сертификат, Т.Г. Анодина сказала: «Наши нормы летной годности полностью гармонизированы с американскими и европейскими требованиями, что очень важно для экспортного потенциала самолета. Ан-158 удовлетворяет самым высоким требованиям к региональным самолетам, в частности, самым жестким требованиям по шуму на местности и экологичности… Я убеждена, что Ан-158 не только займет определенную нишу, но и будет успешно конкурировать на рынке». По завершении церемонии Генеральный директор российской лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» А.И. Рубцов, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что ИФК в текущем году планирует получить 6 самолетов семейства Ан-148/158. Три Ан-148 будут поставлены ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» и два ГП «Антонов». Кроме того, «Антонов» должен поставить ИФК в этом году и первый Ан-158.


28 марта в Харькове началось практическое обучение летчиков Государственной пограничной службы Украины (ГПСУ) на закупленные в Австрии у компании Diamond Aircraft Industries новые патрульные самолеты DA 42 МРР NG. Согласно контракту, ГПСУ приобрела три самолета, наземную станцию слежения и аэродромный комплекс, включающий теплые ангары, учебный центр и тренажерный класс. Постоянным местом базирования DA 42 МРР NG станет Одесса, где дислоцирована отдельная авиационная эскадрилья (ВЧ 9997) южного регионального управления ГПСУ. Продолжительность полета новых самолетов при патрулировании – 13 ч, а дальность – более 2200 км. Самолет оборудован бортовым комплексом, включающим многофункциональную платформу с гиростабилизированной камерой, работающей в видимом и ИК-диапазонах с трансляцией видеоизображений в режиме реального времени и записью их в формате HD. Самолеты оснащены СВЧ-системой обмена данными для передачи видеоинформации на расстояние более 185 км, а также системой спутниковой передачи данных с борта на землю вне прямой видимости. Оборудование рабочих мест операторов на борту и на земле позволяет идентифицировать наземные объекты. Помимо задач по охране госграницы, оборудование самолетов позволяет использовать их для экологического мониторинга, лесоохраны, обнаружения пожаров, а также патрулирования нефте- и газопроводов. (См. фото на 2-й обложке).


31 марта в аэропорту «Киев» (Жуляны) состоялась пресс- конференция, посвященная началу выполнения рейсов из этой воздушной гавани авиакомпанией «Авиалинии Визз Эйр Украина». Первый такой рейс состоялся 27 марта, когда лайнер А320 доставил из Киева в Симферополь 117 пассажиров. Кроме этого маршрута, «Визз Эйр Украина» выполняет из Жулян полеты еще по девяти направлениям: в Анталию (Турция); Кельн, Дортмунд, Гамбург/Любек, Мемминген/Мюнхен Вест (Германия); Катовице (Польша); Осло/Торп (Норвегия); Стокгольм/Скавста (Швеция), Венеция/Тревизо (Италия). Кроме того, авиакомпания Wizz Air Hungary будет выполнять из Жулян рейс Киев-Лондон/Лутон (Великобритания).

«Придя на украинский рынок, «Визз Эйр Украина» пообещала, что авиаперелеты станут доступным средством передвижения, и последовательно выполняет свои обещания, вот уже третий год предлагая конкурентные цены на авиабилеты. «Жуляны» дадут нам возможность более эффективно использовать наши ресурсы, избежать задержек рейсов и оптимизировать затраты. Это позволит «Визз Эйр Украина» улучшить уровень обслуживания и предлагать своим пассажирам еще более доступные цены», – сказал Генеральный директор «Визз Эйр Украина» С.Ю. Дементьев. Генеральный директор аэропорта «Киев» (Жуляны) Д.Б. Костржевский подчеркнул, что с приходом «Визз Эйр» начался «новый этап в развитии аэропорта». Для обслуживания самолетов А320 была произведена реконструкция зон вылета и прилета пассажиров, модернизирована технология обработки багажа. Теперь производственные мощности аэропорта по обслуживанию пассажиров загружены почти полностью, «на существующих терминальных площадях мы практически исчерпали свой ресурс, поэтому дальнейшие планы нашего развития связаны со строительством нового терминала, который позволит обслуживать пассажиров по самым современным стандартам». Он будет обладать пропускной способностью 320 пассажиров в час и должен войти в строй к чемпионату по футболу Евро-2012.


4 апреля в Кот-д'Ивуаре пара украинских Ми-24П из 56-го отдельного вертолетного отряда сил ООН поразила пушечным огнем военную технику в укрытии и склад боеприпасов на территории бывшей военной базы в г. Абиджане, контролируемой силами непризнанного мировым сообществом президента Гбагбо. Задание было выполнено по приказу генерал-майора Берена Гнакуде, командовавшего операцией ООН по взятию под контроль Абиджана и уничтожению огневых позиций, с которых в течение пяти дней велся обстрел штаб-квартиры миссии ООН в Кот-д'Ивуаре. Руководители миссии ООН в Кот- д'Ивуаре подчеркивают, что предпринятые действия были проведены в строгом соответствии с нормами Международного гуманитарного права и руководящими документами ООН. В результате применения оружия вертолетами Ми-24 человеческих жертв не было. По заявлению представителя президента Гбагбо, в налете также приняли участие французские вертолеты, а обстрелу подверглась и резиденция Гбагбо.


25 марта самолет Ан-225 «Мрiя» авиакомпании «Авиалинии Антонова» доставил в Японию гуманитарные грузы, передвижные лаборатории по замеру радиационного фона и генераторы общей массой 140 т. Рейс выполнялся по заказу правительства Франции. Самолет вылетел из французского аэропорта Шатору и приземлился в токийском аэропорту Нарита. На пути из Франции в Японию Ан-225 выполнил 3 технические посадки: в Минске (Беларусь), Алматы (Казахстан) и Шицзячжуане (КНР). Самолет пилотировал экипаж во главе со старшим командиром воздушного судна (КВС) В.В. Гончаровым и КВС-аудитором Е.А. Галуненко



31 марта авиакомпания «Волга-Днепр» на самолете Ан-124-100 «Руслан» доставила из Штутгарта в Токио крупногабаритную насосную установку массой 60 т производства немецкой компании Putzmeister Group для охлаждения реакторов на аварийной АЭС «Фукусима-1». В аэропорту Нарита груз был принят японской компанией Tokyo Electric Power Company (ТЕРСО), управляющей АЭС «Фукусима-1»



Революция в Ливийской Джамахирии на наших глазах вылилась в кровавую войну. Пока рано делать полноценный анализ этих событий, поэтому остановимся лишь на кратком обзоре участия авиации в конфликте. Еще 17 февраля лидер страны полковник М. Каддафи направил против демонстрантов в Бенгази пару вертолетов Ми-24, применивших оружие. Затем начались регулярные налеты авиации на другие города. По оценке западных наблюдателей, в это время ВВС страны насчитывали 374 самолета и вертолета. На вооружении состояла устаревшая техника, в том числе, закупленные более 30 лет назад Су-24, Су-22, МиГ-23, Ми-24/35, Mirage F-1. Причем, состояние авиапарка было далеко не лучшим, и в воздух могло подняться лишь несколько боевых машин.

Противостоящие Каддафи силы «Свободной Ливии» быстро создали свои боевые отряды, захватили склады с оружием и смогли организовать импровизированную ПВО. Ее основу составили крупнокалиберные пулеметные установки. В небольшом количестве применялись ПЗРК «Игла» и «Стрела-2». Как заявили повстанцы, им удалось сбить не менее шести самолетов и вертолетов. Некоторые летчики предпочли дезертировать из армии Каддафи, например, 21 февраля два полковника угнали свои «Миражи» на Мальту. Несколько пилотов перелетело на сторону повстанцев. Кроме того, силы «Свободной Ливии» захватили авиатехнику на аэродромах Аль-Бэйда и Бенина. В результате повстанцы организовали собственные ВВС. Сторонние наблюдатели отмечали, что у них появились 3-5 МиГ-23, 5 Г-2 «Галеб», пара МиГ-21, не менее двух Ми-24/35, один Ми-14, несколько Ми-2. Большинство этих самолетов и вертолетов было брошено в бой и потеряно либо в летных происшествиях, либо от огня своих же зенитчиков.

Поначалу успех сопутствовал повстанцам, но затем Каддафи перехватил инициативу, и правительственные войска развернули наступление, угрожая захватить главный город «Свободной Ливии» Бенгази. В силу разных причин ведущие государства мира решили оказать помощь повстанцам. 17 марта Совет безопасности ООН принял резолюцию №1973 о введении над Ливией зоны, закрытой для полетов. Официальный

Триполи признал документ, однако боевые действия продолжались. Тогда последовало военное вмешательство многонациональной коалиции, в которую по состоянию на 10 апреля вошли 16 государств. Началась операция «Рассвет Одиссея». Первоначально ею командовали американские генералы, но США поспешили передать руководящую роль НАТО. Для базирования задействованных в операции самолетов использовалось более 30 аэродромов на территории нескольких стран.

Первый удар коалиция нанесла 19 марта с помощью крылатых ракет морского базирования. Тогда же 3 американских стратегических бомбардировщика В-2 сбросили на «главный ливийский аэродром» 40 авиабомб. Французские истребители блокировали воздушное пространство вокруг Бенгази, истребители-бомбардировщики уничтожили на земле 4 танка. В последующие дни к операции подключилась авиация других участников коалиции, и интенсивность налетов возросла. Союзники вывели из строя, по разным оценкам, до 30% ливийского военного потенциала. Практически уничтожили всю стационарную ПВО, основанную на устаревших ЗРК С-75, С-125 и С-200. Удалось подбить до сотни танков. ВВС Ливии перестали существовать как организованная сила, хотя боевых самолетов они потеряли не более десятка и почти все – на земле. В воздухе был сбит только один «Галеб» – по одной из версий, 24 марта он заходил на посадку и попал под взрыв ракеты класса «воздух-земля», пущенной с французского «Рафаля». Кроме того, по данным западногерманского журнала «Бильд», 22 марта истребители коалиции сбили ливийский транспортный самолет.

Меры по соблюдению режима запрета на полеты предпринимались и в отношении ВВС «Свободной Ливии». Так, 9 апреля в районе Бенгази был принужден к посадке повстанческий МиГ-23.

Единственной потерей коалиции стал американский F-15E. Хотя он упал на контролируемой повстанцами территории, для спасения экипажа задействовали пару штурмовиков AV-8B, а также по два вертолета СН-53 и конвертоплана OV-22. Летчиков успешно эвакуировали. Осуществлявшие прикрытие «Харриеры» применили оружие, и в результате взрыва бомбы были ранены 6 местных жителей.

Среди новинок, засветившихся в ливийской операции, следует отметить боевой дебют «Еврофайтера».

Александр Котлобовский


Основные авиасилы коалиции
Страна Вид Во­оружен­ных сил Тип ЛА Кол.
Бельгия ВВС F-16 6
Велико­британия ВВС Tornado GR.4 Typhoon 12 10
Греция ВВС Embraer 145 Super Puma 1 1
Дания ВВС F-16AM C-130J-30 6 1
Иордания ВВС Истребители Трансп.с-т 6 1
Испания ВВС ВМС F-18C В 707-331B(KC) CN-235MPA 4 1 1
Италия ВВС ВМС* F-16ADF Tornado ECR Tornado IDS 4 4 2
    Н/Д  
Канада ВВС CF-18 CC-150 CC-177 Globemaster III 4
    CC-130J CP-140 Aurora 2 2
      2 2
Катар ВВС Mirage 2000 (5-17 6 1
НАТО   E-3 AWACS 1
Нидер­ланды ВВС F-16 KDC-10 6
Норвегия ВВС F-16AM 6
ОАЭ ВВС F-16 Miraqe 2000 6 6
США ВВС B-1 B-2 A-10 AC-130U F-15E F-16CJ E-8C EA-18G P-3 Orion EP-3E AV-8B Harrier II OV-22 Osprey CH-53 2 3 6 2 10 8
  ВМС кмп   3 5
      4 1 4
Турция ВВС F-16 6
Франция ВВС ВМС Mirage 2000 16 8
    Rafale Mirage F1CR C-160G Rafale M Super Etendard 1
      8 6
Швеция ВВС JAS 39 Gripen Saab 340 C-130 8 1 1

* На борту авианосца «Гарибальди». По составу авиагруппы, задействованной в операции, данные отсутствуют. Кроме того, на многих кораблях, осуществляющих морскую блокаду Ливии, находятся вертолеты различных типов.


Сергей Мороз/ Харьков

Фото из архива Геннадия Петрова









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх