МиГ 15 на «Шаболовке»


Когда у нас в стране появились первые реактивные самолеты, я, как авиационный журналист, стал добиваться разрешения полететь на одном из них. Мне хотелось помимо всего прочего опровергнуть слухи, будто бы летчики на таких самолетах от неимоверной скорости теряют сознание, что они не могут сидеть в кабинах и вынуждены лежать. Серия моих репортажей «Полет на реактивном самолете» была опубликована в «Комсомольской правде» в 1949 году. А в 1953 году я решил: пора показать реактивный самолет и на телевизионном экране. Идею с пониманием приняли на «Шаболовке» и вскоре мы с Александром Юровским (автором сценариев многих художественных фильмов, а в то время ответственным редактором студии телевидения) взялись за организацию необычной передачи. Для этого мы обратились в прославленное конструкторское бюро «МиГ».

К нашему удивлению А.И. Микоян сразу же согласился предоставить реактивный самолет для съемок. Но передвижная телеустановка могла работать только в зоне прямой видимости Шуховской башни и до аэродрома не «дотягивала».

Мы принялись уговаривать Микояна… доставить реактивный самолет на Шаболовку.

– Чтобы самолет сам прилетел? – изумился он.

– Дело в том, – вежливо и дипломатично заговорил Юровский, – что реактивная авиация и телевидение еще молоды. Они, в сущности, близнецы и делают первые шаги. Мы очень хотим показать первый реактивный самолет, хотя и не можем приехать к вам со своей техникой.

– Если гора не идет к Магомету, то Магомет должен идти к горе, так я вас понимаю? – не теряя шутливого тона, сказал Микоян. – Хорошо, пусть будет по-вашему. Встречайте самолет сегодня ночью.

Ночью в сопровождении мотоциклистов крылатую машину со снятыми консолями (иначе не проехать) провезли по улицам Москвы на Шаболовку. В павильон она не проходила, поэтому ее разместили во дворе студии, под сенью ажурной башни. На забор перед самолетом натянули полотно с нарисованным аэродромом.

Монтажники быстро провели сборку самолета и уже к утру он стоял, словно на аэродроме перед полетом. В окне студии поставили камеру, издали нацелив ее на самолет, а вторую камеру подкатили к нему вплотную, чтобы давать средние и крупные планы.





ГЛ. Седов



В день передачи потребовались особые усилия, чтобы освободить «аэродром» от зевак и прогнать с заборов мальчишек. Ведущим передачи был я, а главным консультантом и непосредственным участником – летчик-испытатель Г.А. Седов. Вдвоем с ним мы еще раз прочитали сценарный план, уточнили места, где будем находиться, и договорились с операторами и звукооператорами о совместных действиях.

Григорий Александрович своим обаянием, скромностью и эрудицией вмиг покорил студию. Держался он спокойно, уверенно, и я чувствовал: беседа с ним должна получиться захватывающе интересной.

Послышались звонки, все затихло, вспыхнули красные лампочки на съемочных камерах, и начался телевизионный рассказ о реактивном самолете. После вступительного слова я представил Седова телезрителям и стал задавать ему вопросы с таким расчетом, чтобы он мог говорить не только о крылатой технике, но и о своей жизни и работе в небе, о том, как он испытывает самолеты, «учит их летать».

Григорий Александрович оказался прекрасным рассказчиком. Беседа шла легко, стремительно. Мы говорили и о сегодняшней реактивной авиации и о ее будущем.

Все… Камеры выключены. Но вместо тишины, которая должна была наступить, со всех сторон раздались аплодисменты. Оказывается, и на крыше здания студии, и около башни Шухова – везде притаились зрители. Они издали смотрели всю передачу и выразили свои чувства рукоплесканиями. Такого здесь еще не было.

Материалы предоставлены Борисом Рябчиковым


И.ПРИХОДЧЕНКО, В.МАРКОВСКИЙ

Продолжение. Начало в АиК №6-11/2010, 1/2011 г.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх