Загрузка...



История одного аэродрома

С начала 30-х годов в течение почти полувека всего в 15 километрах к юго-востоку от центра Москвы на аэродроме рядом с Люберцами шла напряженная летная работа. Здесь формировались и дислоцировались авиационные части и организации, служили многие известные летчики и авиационные специалисты. Если привязываться к карте современной Москвы, то аэродромное поле шириной около 1,5 км, простиралось почти от Московской кольцевой автомобильной дороги на 2 км между Рязанским и Новорязанским шоссе. Взлетно-посадочная полоса была покрыта металлическими полосами.

К дальней от Москвы стороне аэродрома, где в ряд стояли шесть ангаров, примыкал гарнизон, протянувшийся вдоль улицы Кирова почти в центре Люберец. Из города можно было видеть взлетавшие и заходившие на посадку самолеты. Но аэродром был военным и поэтому происходившие там события оставались неизвестными даже для жителей Люберец.

В настоящее время почти вся территория бывшего аэродрома застроена и через нее по улицам Генерала Кузнецова и Маршала По- лубоярова проходит граница между Москвой и Люберцами. Со стороны Москвы на этой территории пролегают Жулебинский бульвар, улицы Привольная, Саранская, Тар- ханская и Авиакоструктора Миля. На люберецкой стороне стоят многоэтажные корпуса гарнизона (Городок Б), среди которых сохранился самолетный ангар. На его фронтоне теперь надпись: «Ответственное хранение. Склад. Открытая площадка. Автостоянка».

Однако именно теперь стало возможным узнать о событиях, происходивших на аэродромё и, как оказалось, оставивших заметный след в истории авиации. Потребовалось только выбрать из появившегося потока информации о создании и развитии военной авиации в нашей стране соответствующие материалы и сведения, касающиеся люберецкого аэродрома, обобщить и систематизировать их, а также расспросить его ветеранов.


Гарнизон (Городок Б) на территории бывшего Люберецкого аэродрома


Ангар бывшего Люберецкого аэродрома в Городке Б


Один из самых старых домов Люберецкого гарнизона (городок «А») 1934-го года постройки


П.И. Пумпур


И.А. Лакеев


Н.А. Сбытов


Ф.М. Пруцков


Л. Г. Рыбкин


В.Г.Рахов


Представляется, что результаты этого могут быть интересными для людей, не равнодушных к истории отечественной авиации, а события, происходившие на Люберецком аэродроме, как и люди, участвовавшие в них, заслуживают нашего внимания и памяти.


57-я истребительная авиационная бригада

Осенью 1932 г. в Люберцы на самолетах Р-1, Р-5, И-3 прибыли эскадрильи из состава 10-й и 11-й авиационных бригад, базировавшихся соответственно в Москве на Центральном аэродроме и в Брянске. На основе этих эскадрилий для противовоздушной обороны Москвы была сформирована 57-я истребительная авиабригада, вскоре перевооруженная на истребители И-5. Личный состав бригады поначалу разместился в землянках, начал строить жилые дома, осваивать аэродром. Для каждой эскадрильи был построен самолетный ангар и домики штаба эскадрильи, ремонтных мастерских и классов для занятий.

В ходе последующих реорганизаций, базировавшаяся в Люберцах истребительная авиабригада в 1934 – 1938 г.г. была преобразована из 57-й в 403-ю, затем в 92-ю и вновь стала 57-й авиабригадой. Летный состав бригады в этот период переучивался на истребители И-15 и И-16.

В 1934 – 1936 г.г. командиром бригады был полковник П.И. Пумпур, который после этого участвовал в войне в Испании, стал Героем Советского Союза и в 1940 г. был назначен командующим ВВС Московского военного округа.

В 1936 г. командиром бригады стал полковник П.М. Монархо. Однако в 1937 г. он и группа офицеров бригады были арестованы по делу о «заговоре» в системе противовоздушной обороны Москвы. П.М. Монархо, а также командиры эскадрилий А.В. Малышев, М.Г. Аксаков и метеоролог И.М. Тимохин были осуждены и расстреляны. Реабилитированы в 1956 году.

Вместе с тем, Люберецкая авиабригада надолго стала своеобразной кузницей истребительных авиачастей и летных кадров для ВВС. Отсюда они направлялись в районы с напряженной военно-политической обстановкой, где зачастую участвовали в боевых действиях.

Так, в 1933 г. 17-я и 19-я эскадрильи авиабригады убыли на Дальний Восток. Вместо них формируются 116-я и 117-я эскадрильи, которые в свою очередь, в связи с агрессией Японии против Китая, в сентябре 1937 г. переданы для укрепления ВВС Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. В марте 1938 г. 26 летчиков бригады направляются для оказания помощи Китаю. Впоследствии командир этой группы капитан Е.М. Никола- енко и летчик старший лейтенант А.А. Губенко были удостоены звания Героев Советского Союза.

В октябре 1939 г. на Люберецком аэродроме сформирована эскадрилья на самолетах И-153, направленная под Архангельск на аэродром острова Ягодник в состав

формируемого из трех бомбардировочных и двух истребительных эскадрилий 80-го ближнебомбардировочного авиаполка, который, приняв участие в войне с Финляндией, стал Краснознаменным. Как будет показано далее, в 1939 – 1940 г.г. в Люберцах были подготовлены и направлены в районы боевых действий и другие истребительные авиачасти и подразделения.


16-й и 34-й истребительные авиационные полки

В 1938 г. ВВС РККА переходят на полковую систему. Эскадрильи авиабригад, имевшие 32 – 43 самолета, разукрупнялись до 12 – 15 самолетов и из 4 – 5 таких эскадрилий формировались полки. В соответствии с этим к сентябрю в составе 92-й, а затем 57-й авиабригады участник войны в Испании Герой Советского Союза полковник И.А. Лакеев сформировал 16-й, а майор Н.А. Сбытое – 34-й истребительные авиаполки.

В октябре командирами этих авиаполков стали участники войны в Испании майоры Ф.М. Пруцков и Л.Г. Рыбкин. Н.А. Сбытов был назначен командиром 57-й авиабригады, а И.А. Лакеев переведен в Главное управление ВВС РККА, участвовал в боях против японцев в Монголии на р. Халхин-Гол и в войне с Финляндией.

В декабре 1939 г. 2-я эскадрилья 34-го авиаполка направляется на войну с Финляндией. За проявленное там мужество и героизм, участник войны в Испании и боев на р. Халхин-Гол летчик этой эскадрильи старший лейтенант Г.М. Соколов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Одними из первых в ВВС РККА 34-й и 16-й авиаполки в марте 1941 г. переучились на истребители МиГ-3 и приняли на них участие в первомайском параде. Летчики называли эти полки «парадными» и «придворными» за близость к Москве и постоянное участие в парадах над Красной площадью и в Тушино, а также за то, что в них направлялись в основном заслуженные летчики. Командный состав и многие пилоты этих полков имели боевой опыт участия в войнах в Китае, Монголии, Испании, Финляндии и был награжден.


Осень 1941 г. Люберцы. Летчики 16-го ИАП (слева направо), сидят: л-т Н. Василевский, ст. л-т Г. Приймук; стоят: мл. л-т А. Супрун, л-т М. Бабушкин, мл. л-т Н. Макаров


Март 1942 г. Люберцы. Зам. к-ра 16-го ИАП к-н Г.Ф. Приймук поздравляет И. Ф. Голубино и И. П. Шумилова с присвоением звания Героя Советского Союза


В. И. Сталин


С.А. Микоян


В.А. Микоян


Кроме того, в 16-ом ИАП служили родственники известных людей и видных государственных деятелей страны. Это сын героя Гражданской войны В.И. Чапаева – Аркадий, сын полярного летчика Героя Советского Союза М.С. Бабушкина – Михаил, младшие братья знаменитых летчиков-истребителей, дважды Героев Советского Союза Г.П. Кравченко – Иван, и С.П. Супруна – Александр. Из школы летчиков в 1940 г. в полк прибыл лейтенант Василий Сталин, а в 1941 г. – лейтенанты Степан Микоян, Тимур Фрунзе и Владимир Ярославский – сын члена ЦКК и ЦК ВКП (б) Е.М. Ярославского.


32-й истребительный авиационный полк

В мае 1939 г. в Люберцах формируется 32-й ИАП, в который вошли по две эскадрильи 16-го и 34-го ИАП. Командир 32-го полка участник войны в Испании майор В.А. Матюнин. Полк был направлен в Монголию, в район боевых действий с японцами на р. Халхин-Гол, где до его прибытия первые схватки для советской авиации оказались неудачными. Поэтому полк на месте был расформирован и его личный состав поступил на пополнение частей, которые понесли значительные потери, в основном – 22-го ИАП.

В новом составе полк под командованием Героя Советского Союза Г.П. Кравченко сыграл важную роль в изменении ситуации, и командир полка стал одним из первых в стране дважды Героев Советского Союза. Звания Героя Советского Союза был удостоен также летчик из Люберец – старший лейтенант В.Г. Рахов. Но раненный в очередном воздушном бою он скончался в госпитале, и его имя было присвоено 57-й истребительной авиабригаде. А 32-й ИАП был сформирован заново, в 1941 -1945 г.г. полк воевал на Западном, Крымском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах, был награжден орденом Александра Невского и получил почетное наименование «Староконстантиновский».


Л юберецкий аэродром в приказе Наркома обороны СССР

4 июня 1 939 г. Люберецкий аэродром «прославился» в приказе Народного Комиссара Обороны СССР «О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА», который констатировал, что «число летных происшествий в 1939 г., особенно в апреле и мае, достигло чрезвычайных размеров». Особо отмечалось, что «за конец 1938 г. и первые месяцы 1939 г. мы потеряли 5 выдающихся летчиков – Героев Советского Союза тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко».

Там же отмечалось: «…невзирая на тяжкие катастрофы, результатом которых является гибель лучших наших людей, невзирая на это всего лишь месяц примерно тому назад два Гэроя Советского Союза – командующий ВВС МВО комбриг Еременко и его заместитель полковник Осипенко в неурочное время вздумали произвести «показательный» воздушный бой над люберецким аэродромом и произвели его на такой недопустимо низкой высоте, позволили себе такое нарушение всех установленных правил и приказов, что только благодаря счастливой случайности этот, с позволения сказать, «показательный» бой закончился благополучно…»

После этого И.Т Еременко был отправлен на Дальний Восток заместителем командующего ВВС общевойсковой армии.


Март 1942 г. Летчики 6-го ИАК (слева на право) сидят: В.Н. Матоков (27 ИАП), ИД Климов, И.Н. Калабушкин (562 ИАП); стоят: И.П. Шумилов и И.Ф. Голубин (16 ИАП), ИМ. Холодов (28 и 434 ИАП), Е.М. Горбатюк (28 ИАП)


И. Ф. Голубин


И. Т. Еременко


И.Д. Климов


146-й и 148-й истребительные авиационные полки

Вновь за счет подразделений 16-го и 34-го полков в феврале 1940 г. в Люберцах формируются 146-й ИАП на самолетах И-16 и 148-й ИАП на И-153.

Командир 146-го ИАП – майор П.А. Антонец. Полк участвовал в «освободительном походе в Бессарабию». В 1941-1945 г.г. на МиГ-3, потом на Як-1, Як-7 воевал в составе Юго-Западного, Южного, Брянского и 1-го Украинского фронтов. В 1943 г. полк преобразован в 115-й гвардейский, затем получил почетное наименование «Оршанский» и был награжден орденами Кутузова и Александра Невского;

Командир 148-о ИАП – майор Н. К. Трифонов. Полк был направлен на войну с Финляндией. В 1941 – 1945 г.г. последовательно освоил МиГ-3, Як-1, Як-9. Воевал на Юго- Западном, Южном, Брянском, Сталинградском, Северо-Кавказском и 2-м Прибалтийском фронтах. За отличие в боях получил почетное наименование «Режицкий».


24-я истребительная авиационная дивизия и 6-и истребительный авиационный корпус

Для укрепления ПВО Москвы в августе 1940 г. на базе 57-й авиабригады была сформирована 24-я истребительная авиадивизия, а в июне 1941 г. на ее основе – 6-й истребительный авиакорпус. Управления и штабы авиабригады и авиадивизии (до их упразднения), а затем 6-го ИАК размещались в Люберцах на улице Кирова. На Люберецком аэродроме оставались 34-й и 16-й ИАП, а остальные 9 авиаполков корпуса базировались на других подмосковных аэродромах. Бывший командир авиабригады полковник Н.А.Сбытов стал командующим ВВС Московского военного округа, а командиром дивизии и потом корпуса был назначен полковник И.Д. Климов. 6-м авиакорпусом ПВО Москвы он командовал до ноября 1941 г., а затем на фронте командовал 236-й ИАД. В 1943-1947 г.г. командовал истребительной авиацией ПВО страны.


17-й и 35-й истребительные авиационные полки

В связи с переходом авиаполков на трехэскадрильный состав, в Люберцах в июле 1941 г. на базе «высвобождающихся» эскадрилий 16-го и 34-го полков формируются 17-й и 35-й ИАП на самолетах МиГ-3.

Командир 17-го ИАП – капитан С.А. Горелик. В августе полк направлен на Ленинградский фронт. После переформирования в октябре 1941 г. стал 158-м ИАП 7-го ИАК ПВО Ленинграда на самолетах Р-40 «Томахаук». В июле 1943 г. преобразован в 103-й гвардейский и перевооружен на Р-39 «Аэрокобры».

Два бывших «люберецких» летчика из 16-го ИАП Г.И. Богомазов и И.Е. Плеханов в составе 158-го ИАП стали Героями Советского Союза. И.Е. Плеханов после тяжелого ранения в 1942 г. был списан с летной работы и вернулся на Люберецкий аэродром в его наземную службу.

Командир 35-го ИАП – капитан М.Ф. Куреш. Полк начал боевую работу в ПВО Москвы с аэродрома Суково. Через месяц его также передали в ПВО Ленинграда. В сентябре полк вернулся в Люберцы для доукомплектования, получил наименование 487-й ИАП и в октябре был направлен в ПВО Воронежа, затем на самолетах Як-1, Як-7 и Як-9 воевал на Юго-Западном фронте. В 1943 г. полк был преобразован в 146-й гвардейский.

Летчик А.Г. Лукьянов, который начинал службу в Люберцах и одержал первые победы в 34-м ИАП, в составе 487-го ИАП был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1950 г. подполковник А.Г.Лукьянов стал командиром 146-го гвардейского истребительного авиаполка, расформированного в 1993 г. директивой Минобороны Украины, где он к тому времени дислоцировался.


***

В начале войны 34-й ИАП перебазировался во Внуково и на Люберецком аэродроме остался 16-й ИАП, летчики которого вели патрулирование и перехват самолетов противника. При отражении октябрьского наступления на Москву полк нанес 172 штурмовых удара по войскам противника, мостам и переправам, а в ходе контрнаступления прикрывал наступающие части Красной Армии. За время войны летчики полка сбили 83 самолета противника, значительная часть, которых на счету И.Ф. Голубина, И.Н. Заболотного и И.П. Шумилова, ставших в марте 1942 г. Героями Советского Союза.


И. П. Шумилов


И.Н. Заболотный


И. И. Клещев


Иван Заболотный совершил 110 боевых вылетов и в 20 воздушных боях сбил 10 самолетов противника, в том числе 4 января 1942 г. одного из них (Ju-88) таранил. 27 июня 1942 г. командир звена старший лейтенант И.Н. Заболотный не вернулся с боевого задания.

Иван Голубин за один день 29 октября 1941 г. в двух воздушных боях сбил четыре самолета противника: три Bf-109 и Ju-87. 5 декабря он в одиночку вступил в бой с девятью истребителями Bf-109 и двоих из них сбил. Всего на его счету 13 сбитых самолетов противника лично и 2 в группе. 1 ноября 1942 г., заместитель командира эскадрильи капитан И.Ф. Голубин погиб при вынужденной посадке в сложных метеоусловиях.

Иван Шумилов тоже за один день, 2 декабря 1941 г. в двух воздушных боях сбил три самолета противника: два Ju-87 и Bf-110. 4 января 1942 г. он, израсходовав бое- комлект, возвращался с боевого задания, был атакован восьмеркой Bf 109 и одного из них таранил. За войну И.Ф. Шумилов совершил 565 боевых вылетов, сбил 12 самолетов противника лично и 4 в группе.

В августе 1943 г. 16-й ИАП был перевооружен на истребители «Спитфайр» Mk.V, а в июле 1944 г. – на «Спитфайр» Mk.lX.

В 1952 г. полк участвовал в войне в Корее, в 1960 г. был расформирован.

Полковник И.П. Шумилов после увольнения в 1961 г. в запас был на летной работе в ГВФ, затем заместителем командира Летно-испыта- тельной станции в Люберцах.


40-й отдельный ба тальон аэродромного обслуживания

В условиях начавшегося наступления немецких войск на Москву, в октябре 1941 г. в Люберцах на базе 40-го отдельного батальона аэродромного обслуживания, которым командовал капитан Камушкин, был сформирован 2-й (с января 1942 г. – 457-й) Московский стрелковый полк. Командир полка подполковник И.В. Фролов.

При формировании полка его штаб располагался почти в центре Люберец на Октябрьском проспекте в д. № 136, на котором теперь находится соответствующая памятная доска. А рядом с ней еще одна памятная доска с надписью: «От га- гаринцев Ю.А. Гагарину. В этом здании в 1949-1951 г.г. учился первопроходец космоса». Здесь, в Люберецком ремесленном училище № 10 Ю.А. Гагарин получил специальность формовщика-литейщика. Ныне это Профессиональный лицей № 20 им. Ю.А. Гагарина.

После участия в параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. полк был направлен на фронт в 27 км от центра Москвы в районе поселка Красная Поляна. Далее полк воевал в составе Северо-Западного, Брянского, Центрального и Белорусского фронтов. Войну 457-й Бело- стокский Краснознаменный полк закончил на Эльбе.

В конце 1941 г. для отражения немецкого наступления на Москву и поддержки контрнаступления Красной Армии командование перебрасывает в Люберцы 438-й истребительный и 299-й штурмовой авиаполки.


438-й истребительный и 299-й штурмовой авиационные полки

28 ноября 1941 г. 438-й ИАП на самолетах ЛаГГ-3 из ПВО г. Горького был переведен в состав 6-го ИАК на Люберецкий аэродром. Командир полка майор П.Ф. Ели- зарьев. Полк до 18 февраля осуществлял в основном прикрытие наземных войск, а также перехват самолетов противника, разведку, штурмовку и затем был переброшен на Северо-Западный фронт. Впоследствии полк до конца войны входил в состав 205-й ИАД, получил почетное наименование «Ярославский», был награжден орденом Александра Невского и в 1944 г. преобразован в 212-й гвардейский. В 1947 г. расформирован.

С Брянского фронта на Люберецкий аэродром в состав 2-й Ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования перебазирован 299-й штурмовой авиаполк. Командир полка подполковник С.Е. Греськов.

В Люберцах на Октябрьском проспекте в доме № 114 расположен техникум сельскохозяйственного машиностроения, на стене которого памятная доска: «В этом здании с декабря 1941 по апрель 1942 г. размещался штаб 108 гв. шап (бывшего 299 шап) летный состав которого на штурмовиках Ил- 2 действовал с Люберецкого аэродрома в битве за Москву». Рядом с техникумом стоит небольшая стела с надписью: «Летчикам 1 08-го гвардейского штурмового авиационного Рава-Русского, ордена Суворова полка, погибшим в 1941-1942 г.г. от однополчан и благодарных потомков» и четырнадцать фамилий.

Значительные потери связаны, наверное, с недостаточным опытом летного состава. Так, в числе погибших, помимо пилотов (старшины и трех сержантов), шесть командиров звеньев, из которых один младший лейтенант, двое старшин и старший сержант. Видимо, из-за нехватки летного состава даже на командные должности назначались совсем молодые летчики.

Тем не менее, они уже были бойцами, как старший сержант В.Я. Рябошапко, чья фамилия тоже выбита на стеле около Люберецкого сельхозтехникума. Он в 1941 г. окончил авиашколу и совершил всего 16 боевых вылетов. Но в одном из них на своем Иле вывез с территории противника сбитого однополчанина, а в других сбил три самолета противника. Выполняя очередное боевое задание, пилот погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Июль 1942 г. Летчики 434-го ИАП, В первом ряду (слева направо) Герои Советского Союза ст. л-н И.Ф. Голубин, к-н В.П. Бобков, л-т Н.А. Карначенок (посмертно), стоит комиссар полка батальонный комиссар В. Г. Стельмащук


4-й воздушно-десантный корпус и 214-я воздушно- десантная бригада

При контрнаступлении Красной Армии под Москвой зимой – весной 1942 г. силами 4-го воздушно-десантного корпуса осуществлялась Вяземская воздушно-десантная операция. В ходе ее во второй половине января часть корпуса была отведена с исходных позиций в Люберцы. Командир корпуса генерал- майор А.Ф. Левашов погиб в феврале в транспортном самолете, сбитом немецким истребителем, и его сменил генерал-майор А.Ф. Казанкин.

В ночь на 17 февраля 1942 г. из состава 214-й воздушно-десантной бригады корпуса с Люберецкого аэродрома была произведена выброска под Ржевом около 500 парашютистов под командованием старшего лейтенанта П.Л. Белоцерков- ского для помощи 29-й армии, оказавшейся в окружении. Ее частям были доставлены оружие, боеприпасы, продовольствие, а высадившиеся десантники прикрывали их тыл и фланги при прорыве окружения.

Затем корпус был десантирован в тыл врага в районе Вязьмы и вел тяжелые бои до конца июня 1942 г., когда по приказу командования вышел из окружения. В декабре 1942 г. на базе корпуса была сформирована 1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, которая воевала в составе Северо-Западно- го, Степного и 2-го Украинского фронтов. Она получила почетное наименование «Звенигородско-Бухарестская», стала Краснознаменной и была награждена орденом Суворова.


И нспекция ВВС РККА, 434-й и 19-й Краснознаменные истребительные авиационные полки

В одном из ангаров Люберецкого аэродрома размещались самолеты летчиков-инспекторов по технике пилотирования из Инспекции ВВС Красной Армии. В июне- августе 1941 г. старший лейтенант В.И.Сталин был одним из этих летчиков-инспекторов, а в сентябре стал начальником Инспекции.

В мае 1942 г. начальник Инспекции ВВС Красной Армии уже полковник В.И.Сталин приказал перебазировать в Люберцы 434-й ИАП для укомплектования его лучшими фронтовыми летчиками, способными бороться с любыми пилотами люфтваффе. Полк перелетел в Люберцы с аэродрома Рассказово, где выведенный с Волховского фронта переучивался на Як-1. Командиром полка был назначен Герой Советского Союза майор И.И. Клещев.

Подготовкой 434-го полка занимались наиболее опытные летчики- инспекторы, включая «люберчан»: бывшего командира 16-го ИАП Ф.М. Пруцкова и летчика этого полка Героя Советского Союза И.Ф. Голубина, которые были переведены в Инспекцию.

Начиная с июня, полк на самолетах Як-1, а затем на Як-7б трижды вылетал на фронт и возвращался в Люберцы на доукомплектование и переформирование. В сентябре в составе 434-го полка на фронт под Сталинград вылетели Степан Микоян и его младший брат Владимир. Полк попал в тяжелые воздушные бои, в которых погиб восемнадцатилетний Владимир Микоян и ранен командир полка майор И.И. Клещев. После этого полк в очередной раз вернулся в Люберцы, где 22 ноября был преобразован в 32-й гвардейский и окончательно покинул Люберецкий аэродром.

За время войны полк стал одним из самых результативных, получил наименование «Виленский», был награжден орденами Ленина и Кутузова, а 17 его пилотов стали Героями Советского Союза. После войны полк базировался в Германии, затем в 1950 – 1967 г.г. – в Кубинке и в этот период принимал участие во всех воздушных парадах в Москве. В 1962 г. побывал на Кубе, участвовал в боевых действиях в Афганистане и в конце 80-х был расформирован.


1942 г. Дежурное звено в ожидании команды на вылет: телефонист, к-р АЭ Н.И. Василевский, И.П. Кравченко, А.Н. Кушников, И.И. Шишковский


1941 г. К-р звена л-т Н. Семенов


10 сентября 1942 г. на Люберецкий аэродром с Волховского фронта перелетел 19-й Краснознаменный ИАП, Командир полка – майор А.Г. Ткаченко. В октябре полк поступил в распоряжение полковника В.И. Сталина, в особую группу 269-й ИАД и одним из первых в ВВС РККА получил новые самолеты Ла-5. В январе 1943 г. полк был направлен на 1-й Украинский фронт. Затем воевал на Воронежском, на 3-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. К концу войны стал 176-м гвардейским истребительным Проскуровским Краснознаменным орденов Кутузова и Александра Невского авиационным полком. Участвовал в войне в Корее. В 1960 г. расформирован.

Преемниками полка, его званий и наград, в соответствии с директивами Генерального штаба от 1966 г. стал 234-й ИАП, с 1992 г. – Центр показа авиационной техники в Кубинке, которому в 1993 г. было присвоено имя И.Н. Кожедуба. В состав Центра входят пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи»

В 1942 – 1943 г.г. на Люберецком аэродроме проходили подготовку к отправке на фронт 169-й, 402-й, 812-й и 43-й Краснознаменный истребительные авиаполки, которые после тяжелых воздушных боев, потерь личного состава и материальной части проходили переформирование в запасных истребительных авиаполках.


169-й истребительный авиационный полк

После доукомплектования и переподготовки в запасном полку в Арзамасе на Люберецкий аэродром в январе 1942 г. прибыл 169- й ИАП. Командир полка – батальонный комиссар И.Г. Васичкин. Здесь полк получил самолеты ЛАГГ-3 и после небольшой подготовки в феврале был направлен на Северо-Западный фронт. В октябре полк, пройдя очередное формирование и переучивание в Арзамасе, получил несколько самолетов Ла-5 и 8 ноября вновь перебазировался в Люберцы, где был доукомплектован материальной частью и после тренировок 22 ноября вылетел на Калининский фронт. Командир полка майор Н.П. Иванов.

В марте 1943 г. полк был преобразован в 63-й гвардейский, затем получил почетное наименование «Виленский» и награжден орденом Кутузова. В ходе реорганизаций в 1949 г. полк переименован в 641-й, а в 1993 г. стал 470-м гвардейским Виленским ордена Кутузова истребительным авиационным полком, расформированным в 2001 году.


402-й, 812-й и 43-й истребительные авиационные полки

В феврале – апреле 1943 г. на Люберецкий аэродром прибывают полки формирующегося 3-го истребительного авиакорпуса. Формирует корпус полковник Е.Я. Савицкий, который командовал им до 1947 г., став дважды Героем Советского Союза (1944, 1945 г.г.) и генерал- лейтенантом авиации, а впоследствии – маршалом авиации.

В феврале 1943 г. в Люберцы на истребителях Як-1 перелетели после переформирования на аэродроме Бай-Барановка (г. Вольск) 402-й и 812-й истребительные авиаполки. Командиры полков: майоры В.В. Папков и А.У. Еремин соответственно. В начале марта, также после переформирования на аэродроме Тарново под Новосибирском, прибыл 43-й ИАП на самолетах Як-7. Командир полка майор А.А. Дорошенков. Все три полка при переформировании были укомплектованы летчиками, прибывшими с Дальневосточного фронта.

Следует отметить, что до этого 402-й ИАП был сформирован в июне 1941 г. на аэродроме Чкаловское из летчиков-испытателей НИИ ВВС, 812-й – в марте 1942 г. в Люберцах, а 43-й – в мае 1938 г. на аэродроме Васильково под Киевом и до начала Великой Отечественной войны его эскадрильи успели принять участие в боях на Халхин-Голе, в Китае и в войне с Финляндией.

14 марта командир корпуса полковник Е.Я. Савицкий на трофейном Мессершмитте Bf 109 провел показательный воздушный бой с командиром 812-го ИАП майором А.У.Ереминым на Як-1 для демонстрации необстрелянным дальневосточным летчикам боевых качеств этих истребителей.

В апреле все три полка перебазировались из Люберец под Краснодар и до конца войны воевали в составе 3-го ИАК на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Каждый из этих полков за отличие в боях был удостоен почетного наименования «Севастопольский», стал Краснознаменным и награжден орденом Суворова.

402-й ИАП, который по количеству сбитых самолетов противника считался самым результативным авиаполком ВВС СССР, в 1949 г. был переименован в 968-й ИАП, а в 1992 г. перебазирован в Липецк, где стал исследовательско-инструкторским смешанным авиационным полком 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава им. В.П. Чкалова.

812-й ИАП был расформирован в 1947 году.

43-й ИАП в 1990 г. стал отдельным морским штурмовым авиационным полком в составе Черноморского флота СССР, затем Российской Федерации.


А. П. Жуков


А. С. Благовещенский


Е.И. Ларюшин


Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС Красной армии

В июле 1943 г. в Люберцах создается Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС Красной Армии, начальником которой до 1945 г. был опытный летчик-истребитель генерал-майор авиации А.П. Жуков.

В состав школы входили две учебные эскадрильи на Як-9 и две – на Ла-5, а также специальная эскадрилья на немецких самолетах Bf- 109, Fw-190, Не-111, Ju-87, Ju-88 и Ju-52. Имеются сведения, что были также самолеты-истребители союзников. Инструкторы школы – опытные летчики-истребители – обучали слушателей тактике и приемам воздушного боя. Каждые два месяца тут же на Люберецком аэродроме выпускники получали новенькие истребители и улетали на фронт. Всего в школе получили подготовку 589 летчиков фронтовой авиации и 43 из них стали Героями Советского Союза.

В школе проводились конференции по обмену опытом воздушных боев, в которых участвовали лучшие летчики-истребители и военачальники. В их числе трижды Герои Советского Союза А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза А.В. Ворожейкин, И.С. Полбин, С.И. Руденко и Е.Я. Савицкий, Герой Советского Союза М.М. Громов.

20 августа 1944 г. впервые с начала войны в Москве состоялся воздушный парад. Колонна школы из восьми девяток на Як-9 и Ла-5 на высоте 1200 м прошла над Красной площадью. Затем девятки распустились на звенья, которые стали в круг по Садовому кольцу и, завершив круг, спикировали на Красную площадь до 600 м, после чего ушли в Люберцы на посадку.

В 1945-1947 г.г. школу возглавлял генерал-майор авиации Герой Советского Союза А.С. Благовещенский. После командования школой служил в ГК НИИ ВВС, с 1952 г. стал его начальником, генерал-лейтенант авиации.


229-й и 600-й военно- транспортные авиационные полки

В 1947 г. с подмосковного аэродрома Медвежьи Озера (Щелковский район) на Люберецкий аэродром на самолетах Ли-2 перелетели 229-й и 600-й военно-транспортные авиаполки 4-й авиационной дивизии особого назначения и штаб этой дивизии. В 1948 г. полки переучились на Ил-12. Впоследствии в Люберцах остался только 229-й ВТАП, который в 1958 г. уже на Ил-14 перебазировался в г. Иваново на аэродром Северный.


Ц ентральная научно- экспериментальная база по ремонту ма териальной части ВВС РККА и летно- испытательная станция

Также в 1947 г. в Люберцы из Павшино перебазировалась Центральная научно-экспериментальная база по ремонту материальной части ВВС Красной Армии (ЦНЭБ). Ее задачей было повышение эффективности ремонтной сети ВВС, разработка технологий ремонта самолетов, двигателей, вооружения и электрооборудовании, определение причин отказа авиационной техники.

ЦНЭБ разместилась рядом с гарнизоном, а на Люберецком аэродроме – самолеты ее Летно-испы- тательной станции: С-47, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-2, Як-11, Як-12 и Як-18.


Ц ентральный научно- исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС, специальная испытательная авиационная эскадрилья и 21-я эскадрилья летающих лабораторий

В 1957 г. ЦНЭБ преобразуется в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИИ ЭРАТ) ВВС, который наряду с научно-исследовательскими работами участвовал в расследовании летных происшествий и авиакатастроф, осуществлял расшифровку записей бортовых самописцев – так называемых «черных ящиков».

В свою очередь Летно-испытательная станция ЦНЭБ стала Специальной испытательной авиационной эскадрильей Института, задачей которой было летное обеспечение его работ. С этой целью эскадрилья выполняла полеты над всей территорией страны и Восточной Европы. Ее самолетный парк составили летающие лаборатории Ил- 14, турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-8, вертолеты Ми-4 и Ми-1.

В 1962 г. Институт получил статус Государственного (ГосНИИ ЭРАТ) ив 1972 и 1979 г.г. ряд его сотрудников был удостоен Государственных премий, а в 1978 г. за большую научно-исследовательскую работу в деле освоения техники и вооружения Институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1964 г. в Институте вместо Специальной испытательной авиационной эскадрильи была сформирована 21-я эскадрилья летающих лабораторий на Ан-12 и Ил-14. Затем она вышла из состава Института, стала отдельной воинской частью и в 1975 г. перебазировалась в Кубинку, где дежурные экипажи летающих лабораторий находились в часовой готовности вылететь на место летного происшествия или авиакатастрофы. Поэтому для оперативной доставки сотрудников ГосНИИ ЭРАТ из Люберец в Кубинку и обратно на вооружение эскадрильи поступили два вертолета Ми-8.

Ныне Институт называется 13-й НИИ Минобороны России.

После перебазирования эскадрильи летающих лабораторий в Кубинку, на Люберецком аэродроме остались только вертолетчики опытных конструкторских бюро (ОКБ) Н.И. Камова и М.Л. Миля.


Летно-испыта тельный комплекс Ухтомского вертолетного завода (ОКБ Н.И. КАМОВА)

В начале 60-х годов на ближней к Москве стороне Люберецкого аэродрома, недалеко от пересечения МКАД и Новорязанского шоссе расположился Летно-испытательный комплекс Ухтомского вертолетного завода, находившегося в полутора километрах к северо-востоку от аэродрома в районе железнодорожной станции Ухтомская Казанской железной дороги.


Н.П. Колошенко


Р. И. Капрэлян


Ю.А. Гарнаев


Службы Летно-испытательного комплекса заняли строения, ранее использовавшиеся воинскими частями и подразделениями, базировавшимися на Люберецком аэродроме. Были построены вертолетные площадки и испытательный стенд. Здесь испытывались многочисленные типы вертолетов, спроектированные в ОКБ Генерального конструктора Н.И. Камова.

Среди тех, кто вел эти испытания были Заслуженные летчики-испытатели СССР, Герои Советского Союза Н.П.Бездетное и Е.И.Ларю- шин, Заслуженные летчики-испыта- тели ССС Г.Н.Шишкин и Г.С.Исаев. С 1999 г. начальником летной службы ОКБ им. Н.И. Камова работал бывший летчик-испытатель ГК НИИ ВВС Заслуженный летчик-испытатель СССР В.И. Костин.


Летно-испыта тельный комплекс Московского вертолетного завода им. М.Л. МИЛЯ

В 1964 г. недалеко от «камовцев» на Люберецком аэродроме разместился Летно-испытательный комплекс завода № 329, расположенного километрах в пяти к юго- востоку от аэродрома в районе железнодорожной станции Панки. Ныне это Московский вертолетный завод имени М.Л.Миля.

Летно-испытательным комплексом руководил авиаконструктор, лауреат Государственной премии (1968) Д.Т. Мацицкий. Так как пребывание Летно-испытательного комплекса на этом аэродроме считалось временным, капитального строительства не производилось и все его службы были размещены в девяти деревянных бараках. Однако он около четверти века оставался здесь, где прошли испытания многих вертолетов ОКБ М.Л.Миля.

В числе летчиков, проводивших испытания были Заслуженные летчики-испытатели СССР, Герои Советского Союза Ю.А.Гарнаев, В.П.Колошенко, Р.И.Капрэлян и Г.Р.Карапетян, а также Заслуженные летчики-испытатели СССР Г.В.Алферов и Б.В.Земсков.


Спортсмены и ГВФ на Люберецком аэродроме

Люберецкий аэродром часто использовался спортсменами-парашютистами и мастерами самолетного спорта, в основном для тренировок перед авиационными парадами в Тушино в День воздушного флота. Кроме того, 26 марта 1936 г. парашютистки Центрального аэроклуба Любовь Берлина и Тамара Иванова предприняли на Люберецком аэродроме попытку установить мировой рекорд в затяжном парашютном прыжке. Они покинули самолет Р-5 на высоте 5 км и должны были открыть парашюты на высоте 1000 метров. Однако спортсменки излишне затянули прыжок и погибли.

После войны в стране возросли пассажирские авиаперевозки. Поэтому во второй половине 1940-х годов, когда Аэрофлот прекратил полеты на Центральном аэродроме в Москве и до того, как была увеличена пропускная способность столичных аэропортов, регулярные почтово- и грузо-пассажирские авиарейсы выполнялись с Люберецкого аэродрома.


***

С довоенных времен до конца 50-х годов в гарнизоне Люберецкого аэродрома было десять жилых домов от трех до пяти этажей, пронумерованных с № 1 до № 10.

Затем в Люберцах и гарнизоне началось жилищное строительство, темпы и объем, которого, а также этажность возводимых зданий все возрастали. К 80-м годам жилые кварталы Москвы и Люберец соединились у границы этих городов. Их жилая застройка вплотную подошла к аэродрому, и он окончательно стал непригоден для приема самолетов.

Однако аэродром оставался в ведении Минобороны России и на нем продолжали действовать лет- но-испытательные комплексы вертолетчиков. Поэтому постановлением Правительства Москвы от 24 марта 1993 г. по вопросам размещения жилищного, культурно-бытового и других видов строительства в Москве на период до 2000 г. было предусмотрено просить Минобороны и Минавиапром России «согласовать передачу под городское строительство земель, занятых в настоящее время Люберецким аэродромом».

Часть аэродрома, которая оказалась на территории Люберец вскоре стала интенсивно застраиваться. На ней разместился Городок Б люберецкого гарнизона, в котором в настоящее время нумерация домов достигла 96, а высота – 17 этажей.

Для освобождения вошедшей в состав Москвы части аэродрома от летно-испытательных комплексов ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» и ОАО «Фирма «Камов» было решено перевести их на площадку возле аэродрома «Чкаловский» в Щелковском районе.

В настоящее время в окружении жилых корпусов московского района Жулебино пока остается небольшая вертолетная площадка «камов- цев». После ее ликвидации летная история бывшего Люберецкого аэродрома окончательно закончится.


Владимир КОТЕЛЬНИКОВ









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх