• Лабораторная работа № 1
  • Контрольные вопросы
  • Лабораторная работа № 2
  • Контрольные вопросы
  • Лабораторная работа № 3
  • Контрольные вопросы
  • Лабораторная работа № 4
  • Контрольные вопросы
  • Лабораторная работа № 5
  • Лабораторная работа № 6
  • Контрольные вопросы
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

    Лабораторная работа № 1

    Тема: Исследование метеорологических условий на рабочем месте в учебных помещениях.

    Цель работы: измерить температуру, влажность, атмосферное давление, скорость движения воздуха; оценить параметры микроклимата в соответствии с санитарными нормами для учебных помещений.

    Оборудование: термометры, стационарный и аспирационный психрометры, пипетка, мензурка с водой, барометр-анероид, волосяной гигрометр, чашечный и крыльчатый анемометры, секундомер.

    Порядок выполнения работы

    1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями (п. 2.5).

    2. Изучить устройство и принцип действия приборов для измерения температуры, влажности, атмосферного давления и скорости движения воздуха. Выполнить технические рисунки используемых приборов.

    3. Подготовить протокол измерений:



    4. Выполнить измерения.

    4.1. Определить величину атмосферного давления по барометру-анероиду. С помощью пипетки увлажнить обертку одного из термометров аспирационного психрометра, поместить психрометр в рабочей зоне помещения, завести крыльчатку вентилятора прибора (с механическим приводом) или включить прибор в сеть. Через 5 минут записать показания сухого и влажного термометров.

    4.2. Рассчитать абсолютную и относительную влажность воздуха в помещении по формулам (1) и (2) согласно описанной ниже методике.

    4.3. Определить относительную влажность воздуха по психрометрической таблице или по психрометрическому графику.

    4.4. Сравнить результаты вычисленных и определенных по психрометрической таблице и графику значений относительной влажности. Расхождение не должно превышать 1 %.

    Результаты сравнить с нормами СП 2.4.2.782—99 и сделать вывод.

    4.5. С помощью крыльчатого анемометра измерить скорость движения воздуха по описанной ниже методике.

    Результаты измерений сравнить с нормами СП 2.4.2.782—99 и сделать вывод.

    5. Результаты вычислений и измерений занести в протокол.

    6. Сделать вывод о соблюдении санитарных норм метеорологических условий в учебном помещении.

    7. Ответить на контрольные вопросы.

    Устройство и принцип работы приборов

    Измерение температуры воздуха в помещениях обычно сочетают с определением его влажности и производят по сухому термометру психрометра.

    Для измерения влажности используется стационарный и аспира-ционные психрометры. Стационарный психрометр (рис. 16) состоит из сухого и влажного термометров.

    К последнему подведена вода из мензурки. Резервуар с ртутью (спиртом) влажного термометра обвязан тонкой тканью, концы которой находятся в открытой части мензурки. Вода, испаряясь на поверхности резервуара термометра, поглощает тепло, вследствие чего показания влажного термометра меньше, чем сухого. По разнице этих показаний определяют относительную влажность по таблице (Приложение 2). В гигиенической практике чаще используется аспирационный психрометр Ассмана (рис. 17).



    Рис. 16. Стационарный психрометр: 1 – сухой термометр, 2 – влажный термометр



    Рис. 17. Аспирационный психрометр Ассмана: 1 – головка, 2 – термометр, 3 – трубка защитная

    Он состоит из двух ртутных термометров со шкалой на 50 °C. Шарик одного термометра обернут тонкой тканью (кисеей, марлей, батистом). Оба термометра заключены в металлическую оправу, шарики термометров находятся в двойных металлических гильзах, что исключает влияние теплового излучения на показания термометров. В головке прибора помещается вентилятор с часовым механизмом, продувающий воздух мимо шариков термометров с постоянной скоростью (около 4 м/с).

    Прибором пользуются следующим образом: при помощи пипетки увлажняют обертку влажного термометра, держа психрометр вертикально головкой вверх во избежание заливания воды в гильзы и головку прибора, заводят ключом механизм прибора до отказа и помещают его в рабочую зону помещения (высота от пола 1,5–2 м). Через 3–5 минут во время работы вентилятора производят отсчет. Записывают показания сухого и влажного термометров.

    Абсолютная влажность а по показаниям аспирационного психрометра вычисляется по формуле:



    где Рвл – максимальная влажность водяных паров при температуре влажного термометра (Приложение 1), МПа;

    в – постоянный психрометрический коэффициент, равный

    66,510-6 МПа/°С; tc – показания сухого термометра, °С;

    tвх – показания влажного термометра, °С;

    Ратм – атмосферное (барометрическое) давление, МПа;

    Ратм ср – среднее атмосферное давление, равное 0,1 МПа.

    Зная абсолютную влажность а и максимальную влажность Рс при температуре сухого термометра (находится также по Приложению 1), можно определить относительную влажность воздуха:



    Относительная влажность воздуха определяется также по психрометрической таблице (Приложение 2) или по психрометрическому графику (рис. 18).

    Для прямого определения относительной влажности служат гигрометры и гигрографы.



    Рис. 18. Психрометрический график



    Рис. 19. Волосяной гигрометр

    Волосяные гигрометры (рис. 19) основаны на способности человеческого волоса удлиняться (благодаря гигроскопичности) во влажном воздухе и укорачиваться в сухом воздухе. Изменение длины волоса под влиянием относительной влажности воздуха передается с помощью системы передач стрелке прибора, указывающей на шкале процент относительной влажности. Предел измерения от 0 до 100 % при изменении температуры от —50 до +50 °C. Гигрографы используются для регистрации во времени относительной влажности воздуха. Приемной частью гигрографа служит пучок специально обработанных волос, укрепленных в рамке прибора. Изменение длины пучка волос под влиянием относительной влажности передается стрелке с пером, заполненным чернилами, которое пишет на диаграммном бланке, надетом на барабан, приводимый в движение часовым механизмом. Предел измерения относительной влажности от 30 до 100 % при температуре от —50 до +50 °C. Точность отсчета по прибору составляет 1 % относительной влажности.

    Для измерения скорости движения воздуха использует анемометры различных конструкций. Выбор типа анемометра определяется величиной измеряемой скорости движения воздуха. Для измерения больших скоростей движения воздуха используют чашечные (предел измерения от 1 до 30 м/с) и крыльчатые (от 1 до 10 м/с). Чашечные анемометры (рис. 20) воспринимают движение воздуха четырьмя алюминиевыми полушариями; крыльчатые – колесом с пластинками, вращающимися под давлением тока воздуха. Это движение передается стрелкам, движущимся по градуированным циферблатам, по которым производят отсчет.



    Рис. 20. Чашечный анемометр

    Измерения скорости движения воздуха производят следующим образом. Записав исходное положение стрелок на циферблатах (прибор на нуль не ставится) и отсоединив с помощью рычажка на боковой стороне движущуюся часть прибора от стрелок, помещают прибор в ток воздуха таким образом, чтобы ось вращения колеса была параллельна (а ось крыльев или чашек – перпендикулярна) направлению потока воздуха, и дают крыльям или чашкам анемометра преодолеть инерцию прибора и набрать максимальную скорость. Затем обратным поворотом (сдвигом) рычажка включают стрелки и в этот момент отмечают положение стрелок (одновременно отмечают время). Записав новое положение стрелок, вычитают первые показания из вторых и делят полученный результат на время экспозиции прибора (в секундах). Если шкала анемометра градуирована не в метрах, то полученный результат (число делений в секунду) умножают на поправку, указанную в прилагаемом к прибору паспорте, или пересчитывают по тарировочному графику, прилагаемому к техническому описанию анемометра (Приложение 3).

    Контрольные вопросы

    1. Какие параметры определяют состояние микроклимата в учебном помещении?

    2. Какими методами определяются параметры микроклимата в данной работе?

    3. Каковы конструкция и принцип действия приборов для измерения параметров микроклимата?

    4. Каковы значения санитарных норм параметров микроклимата?

    Лабораторная работа № 2

    Тема: Определение концентрации запыленности воздуха весовым методом.

    Цельработы: ознакомиться с нормированием запыленности воздуха, методами и приборами контроля запыленности, измерить запыленность на имитационной установке ОТ-1 и оценить ее соответствие санитарным нормам.

    Оборудование: аналитические весы, установка ОТ-1, секундомер.

    Порядок выполнения работы

    1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями (п. 2.6).

    2. Изучить устройство и принцип действия установки ОТ-1, аналитических весов.

    3. Подготовить протокол измерений:



    4. Выполнить измерения.

    4.1. Взвесить фильтр на аналитических весах, для чего: открыть дверцу; фильтр пинцетом осторожно поместить на чашку так, чтобы он не касался стенок; закрыть дверцу, правую нижнюю ручку перевести в положение 0; левую ручку вращать мягко от себя, пока подвижная стрелка не остановится на красной риске равновесия; прочитать показания (мг) по подвижной шкале в месте, указанном неподвижной стрелкой; левую ручку мягко вращать на себя до исходного нулевого положения, затем правую ручку перевести в положение Z; осторожно снять взвешенный фильтр.

    Полученную массу обозначить как m1.

    4.2. Вставить фильтр в оправу так, чтобы он был равномерно, без складок, прижат по всей окружности.

    4.3. Оправу с фильтром вставить в аллонж и прижать патроном. Патрон вставить в воздухозаборное отверстие.

    4.4. Включить вентилятор и сделать дозатором два щелчка, вращая вправо. Через смотровое окно убедиться в наличии запыленности в камере.

    4.5. Включить аспиратор, ручкой управления установить скорость движения воздуха 3 л/мин (по верхнему краю поплавка), засечь время начала опыта.

    4.6. Через 5 минут прекратить отбор воздуха из камеры, выключить аспиратор и вентилятор.

    4.7. Осторожно вынуть патрон из отверстия и убедиться в наличии на фильтре осадка.

    4.8. Держа аллонж осадком вверх, освободить оправу от патрона. Вынуть оправу, сложить фильтр вдвое осадком внутрь и в таком виде еще раз взвесить (согласно п. 4.1). Полученный вес обозначить m2.

    5. Посмотреть значения атмосферного давления (барометр у доски) и температуры воздуха.

    Произвести расчет массовой концентрации пыли n по формуле:



    где Т – температура анализируемого воздуха, К (°С+273);

    В – атмосферное давление, мм. рт. ст.;

    Q – скорость воздуха, л/мин;

    t – время отбора пробы воздуха, мин.

    6. Результаты вычислений и измерений занести в протокол.

    7. Выполнить технические рисунки схемы установки ОТ-1 и принципа весового метода определения запыленности.

    8. Сделать вывод о запыленности в камере на основании сравнения полученного значения и данных табл. Л.1 (СН-245—69).

    9. Ответить на контрольные вопросы.

    Устройство и принцип работы приборов

    Одной из составных частей загрязнения воздуха рабочих помещений является пыль. Работа в условиях запыленного воздуха может привести к заболеваниям легких или отравлениям. Вредное воздействие пыли на организм человека определяется двумя факторами: химический состав пыли и ее вдыхаемое количество. По характеру действия на организм пыль подразделяется на ядовитую (ртутная, свинцовая и т. д.) и раздражающую (угольная, древесная). Ядовитая пыль, растворяясь в биологических средах (слюна, слизистые дыхательных путей, кожный секрет), действует как введенный в организм яд. Раздражающая пыль действует на легочные пузырьки-альвеолы и может привести к хроническим заболеваниям легких.

    Исследованиями гигиенистов доказано, что тяжесть заболеваний зависит не от числа пылинок в воздухе, а от общей их массы. В связи с этим для санитарно-гигиенической оценки степени запыленности воздуха на рабочем месте необходимо знать массовую концентрацию пыли, то есть массу пыли в единице объема воздуха (мг/м3).

    Весовой способ определения запыленности основан на том, что определенный объем запыленности воздуха протягивается через фильтр; зная массу осевшей на фильтре пыли (определяется взвешиванием) и количество протянутого через фильтр воздуха, можно определить концентрацию пыли в воздухе. Схема установки для определения запыленности воздуха весовым методом показана на рис. 21.



    Рис. 21. Схема установки для определения запыленности воздуха весовым методом:

    1 – аллонж (воронка, позволяющая зажать фильтр 2); 3 – соединительная трубка; 4 – реометр (прибор для измерения расхода газа); 5 – камера

    Установка ОТ-1 предназначена для создания запыленности воздуха и определения концентрации пыли весовым методом (рис. 22).



    Рис. 22. Схема установки ОТ-1: 1 – пылевая камера; 2 – приборный отсек; 3 – бункер-дозатор; 4 – отверстие для отбора пробы; 5 – окно для визуальной оценки запыленности; 6 – аллонж (воронка с фильтром); 7, 8 – ручки управления

    Установка состоит из пылевой камеры, в которой моделируется запыленное производственное помещение, и приборного отсека, в котором находятся: электроаспиратор, реометры, ручки управления, двигатель вентилятора и аллонж-воронка с фильтром.

    Устройство пылевой камеры: в передней открывающейся дверце камеры имеется два отверстия: бункер-дозатор, в который засыпается исследуемая пыль, и отверстие для отбора пробы, а также окно для визуальной оценки запыленности. Внутри камеры имеется вентилятор для перемешивания пыли, поданной из дозатора с воздухом. Здесь же расположено оптическое световое устройство, позволяющее зрительно определять наличие пыли в камере.

    Таблица Л.1


    Контрольные вопросы

    1. На какие виды подразделяется пыль по характеру действия на организм?

    2. В чем состоит принцип весового метода определения запыленности воздуха?

    3. Каково устройство пылевой камеры?

    Лабораторная работа № 3

    Тема: Исследование освещенности в учебных помещениях.

    Цель работы: изучить приборы и методы определения освещенности в учебном помещении при естественном и искусственном освещении; оценить освещенность в учебном помещении в соответствии с санитарными нормами.

    Оборудование: люксметр типа Ю-116 (Ю-117), два хронометра или двое часов с секундной стрелкой, план учебного помещения с указанием расположения светильников, количества и типа ламп.

    Порядок выполнения работы

    1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями о способах измерения освещенности (п. 2.5).

    2. Изучить устройство, принцип работы и правила пользования люксметром. Выполнить технический рисунок прибора.

    3. Подготовить протокол измерений:



    4. Выполнить измерения.

    4.1. По хронометрам (секундомерам) отметить момент времени; через условленное время одна группа студентов измеряет освещенность внутри помещения Ев, другая – наружную Ен.

    4.2. По формуле (5) подсчитать значение КЕО, ефакт.

    4.3. По Приложениям 4–7 найти величину требуемой по СанПиН етабл с учетом характера зрительной работы.

    4.4. Используя затемнение, определить на рабочем месте с помощью люксметра Ефакт, с помощью формулы (6) Еврасч , с помощью Приложения 8 Етабл общего искусственного освещения.

    4.5. Выключить общее освещение, выключить местное освещение и определить на рабочем месте с помощью люксметра и Приложения 8 соответственно Ефакт, и Е табл.

    5. Занести в протокол результаты замеров, расчетов и табличные данные.

    6. Сделать вывод о соблюдении санитарных норм освещенности в учебном помещении.

    7. Ответить на контрольные вопросы.


    Устройство, принцип работы и правила пользования люксметром Для количественной оценки естественного освещения в помещении используется независимый от времени дня и атмосферных условий коэффициент естественной освещенности (КЕО). Для его определения необходимо предварительно измерить освещенность внутри помещения на рабочем месте Ев и одновременно наружную освещенность Ен. Измерения освещенности Ев проводят в горизонтальной плоскости на уровне высоты стола (0,8 м от пола). Для измерения наружной освещенности Ен должна использоваться горизонтальная площадка, где небосклон не затенен близко стоящими зданиями или деревьями. В случае невозможности точного определения наружной освещенности замеры можно провести снаружи окна в горизонтальной плоскости, при этом показания прибора нужно удвоить, так как вторая половина небосвода закрыта зданием. Для определения фактического коэффициента освещенности Єфакт используется формула:

    евфакт = вн)-100. (5)

    Требуемое значение КЕО етабл согласно СанПиН определяется по Приложению 7 с учетом характера зрительной работы, объема различения, типа освещения.

    Для оценки искусственного освещения определяют по прибору Евфакт. и с помощью расчетной формулы Еврасч :



    где N – число светильников,

    n – число ламп в светильнике;

    Фi световой лоток одной лампы, лм (определяется по Приложениям 4–6);

    u – коэффициент использования окраски стен и потолков (в среднем 0,35—0,5);

    z – поправочный коэффициент светильника (принимается равным 0,75—0,90);

    S – площадь освещаемого помещения, м;

    k – коэффициент запаса, принимаемый равным 1,3.

    Для сравнения с фактическим и расчетным требуемое значение искусственной освещенности определяет по Приложению 7. Для более полной характеристики искусственного освещения определяют также местную освещенность. С этой целью выключают общее освещение и определяют с помощью люксметра Ефакт одного светильника на рабочем месте.

    Для измерения фактической освещенности снаружи и внутри помещения используется объективный люксметр типа Ю-116 (рис. 23).



    Рис. 23. Объективный люксметр

    Принцип действия прибора основан на явлении фотоэлектрического эффекта. При освещении фотоэлемента 1 в замкнутой электрической цепи, состоящей из фотоэлемента и измерителя магнитоэлектрической системы 2, возникает ток, величина которого пропорциональна падавшему на фотоэлемент световому потоку. Соединяют фотоэлемент с измерителем электрическим шнуром с полярной вилкой. Прибор имеет два основных предела измерения: до 30 и до 100 лк (нижняя и верхняя шкалы). Переход от одного предела к другому осуществляется с помощью соответствующих шунтов (клавиши 3 на панели).

    Для измерения больших значений освещенности на фотоэлемент устанавливают фильтры 4 (КМ, КР и КТ), повышающие пределы измерения в 10, 100 и 1000 раз. Для пересчета показаний шкалы люксметра с использованием фильтров справа от шкалы находится таблица 5. Люксметры градуированы для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания, поэтому при измерении освещенности естественного света и люминесцентными лампами необходимо вводить поправки. Для естественного света коэффициент равен 0,8, для люминесцентных ламп ЛБ – 1,15, для ЛО – 0,88, для ДРЛ – 1,2.

    Контрольные вопросы

    1. Какие виды освещения допускаются в учебном помещении?

    2. Какими методами определяется освещенность в данной работе?

    3. Каков принцип действия люксметра?

    4. Что такое физическая освещенность, расчетная освещенность, требуемое значение освещенности?

    Лабораторная работа № 4

    Тема: Изучение первичных средств тушения пожаров.

    Цель работы: ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей, с нормами их запаса для образовательных учреждений.

    Оборудование: огнетушители ОХП-10, ОВП-10, ОУ-2, ОП-5 (или их макеты), пожарный щит с инвентарем (или его макет), гидропульт, пожарный ствол.

    Порядок выполнения работы

    1. Ознакомиться с п. 3.1 и приведенными ниже краткими теоретическими сведениями.

    2. Изучить устройство и принцип действия огнетушителей.

    3. Заполнить табл. Л.2, Л.3 с помощью Приложения 10.

    Таблица Л.2

    Область применения огнегасительных веществ



    Примечание. Область применения огнегасительных веществ:

    а) дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.;

    б) горючие жидкости (мазут, краски, масла);

    в) легко воспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин);

    г) спирты;

    д) электроустановки под напряжением;

    е) ценные вещи (картины, документы, книги и т. п.);

    ж) одежда на человеке.

    Таблица Л.3

    Ручные огнетушители



    4. Выполнить технический рисунок основных частей огнетушителей ОХП-10, ОУ-2, ОП-5.

    5. Рассчитать необходимое количество первичных средств тушения пожаров для образовательного учреждения, заполнив табл. Л.4 с помощью Приложения 9.

    Таблица Л.4 Нормы первичных средств пожаротушения для______________



    6. Ответить на контрольные вопросы.

    Краткие теоретические сведения

    В качестве первичных средств пожаротушения применяют воду, песок, асбестовое полотно (или куски кошмы, грубого сукна), различные огнетушители.

    Вода обладает хорошими огнегасящими свойствами вследствие высокой теплоемкости и большой теплоты парообразования. Резервуар для воды должен быть объемом не менее 0,2 м3 и укомплектован ведрами. Воду нельзя применять для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, имеющих меньшую, чем у воды, плотность (бензин, керосин, минеральные масла) и для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением.

    Песок используют для тушения небольших очагов воспламенения электропроводки и горючих жидкостей (мазута, красок, масла и т. п.). Хранят его в ящиках (вместимостью 0,5, 1 или 3 м3) вместе с совковой лопатой во всех цехах и производственных помещениях.

    Асбестовое полотно должно быть размером не менее 1x1 м. В местах хранения лековоспламеняющихся и горючих жидкостей оно может быть увеличено до 2x1,5 м или 2x2 м. Асбестовое полотно набрасывают на горящую поверхность и тем самым изолируют ее от окружающей среды. Используют его также для защиты от огня ценного оборудования, закрытия печей и отверстий в трубах с горючими материалами. Хранят в водонепроницаемом футляре (чехле), один раз в три месяца просушивают и очищают от пыли.

    Огнетушители являются наиболее надежным средством при тушении загораний до прибытия пожарных подразделений.

    В настоящее время промышленностью изготавливаются несколько типов огнетушителей, предназначенных для тушения загораний в различных условиях. В качестве огнегасящего вещества в огнетушителях используется химическая и воздушно-механическая пена, углекислота, специальные порошки.

    Ручные химический и воздушно-пенный огнетушители представлены на рис. 24.

    В огнетушителе ОХП-10 пена образуется в результате химической реакции, происходящей при смешивании щелочной и кислотной частей заряда. Пена под давлением, которое создается в корпусе огнетушителя, выбрасывается струей через насадку. В огнетушителе ОХП-10 кислотная часть заряда заключена в полиэтиленовый стакан, закрытый резиновым колпаком, а щелочная часть заряда находится в корпусе. Огнетушитель предназначен для быстрого тушения небольших загораний твердых и жидких веществ, за исключением щелочей – калия, натрия, магния, а также спирта. Нельзя использовать его на оборудовании, находящемся под напряжением. Огнетушитель рекомендуется использовать на стационарных объектах, на транспорте, на сельскохозяйственных машинах и агрегатах. Осматривают огнетушители один раз в месяц; заряд проверяют один раз в год.



    Рис. 24. Ручные огнетушители: а – химический пенный огнетушитель ОХП-10; б – воздушно-пенный огнетушитель ОВП-10

    Чтобы привести огнетушитель ОХП-10 в действие, нужно повернуть рукоятку на 180° в вертикальной плоскости (при этом откроется клапан кислотного стакана) и перевернуть огнетушитель вверх днищем. Кислотная часть заряда выливается в корпус и смешивается со щелочной частью заряда; образующуюся струю пены направляют на очаг пожара.

    Принцип действия воздушно-пенного огнетушителя основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь выдавливается газом через каналы и сифонную трубку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасываемым воздухом, и образуется пена. Она попадает на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Для приведения в действие воздушно-пенного огнетушителя необходимо снять пломбу, выдернуть чеку, направить насадку на очаг пожара и нажать на рычаг.

    Ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2 (ОУ-5, ОУ-8) предназначен для тушения загораний в небольшом количестве всех видов горючих и тлеющих материалов (кроме кинопленки на нитрооснове), а также электроустановок, находящихся под напряжением. В качестве огнетушащего средства в ОУ-2 применяется углекислый газ. Его огнетушащие свойства основаны на снижении концентрации кислорода в воздухе до такой величины, при которой горение прекращается, а также понижении температуры зоны горения. Углекислый газ имеет ряд достоинств: он не портит соприкасающиеся с ним предметы, неэлектропроводен, не изменяет в процессе хранения своих качеств.

    К недостаткам углекислого газа следует отнести его токсичность при больших концентрациях в воздухе, поэтому углекислотный огнетушитель нельзя применять в малых помещениях. Зарядом в углекислотных огнетушителях служит жидкая углекислота, которая в момент приведения огнетушителя в действие быстро испаряется, образуя твердую углекислоту («снег») и углекислый газ.

    Огнетушитель углекислотный представляет собой стальной баллон, в горловину которого встроена рукоятка с раструбом (рис. 25).

    У огнетушителя ОУ-2 раструб присоединен к корпусу шарнирно. Кроме того, огнетушитель имеет предохранительное устройство мембранного типа, которое автоматически разряжает баллон огнетушителя при повышении в нем давления сверх допустимого.



    Рис. 25. Углекислотный огнетушитель ОУ-2

    Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб в горизонтальное положение и нажать на рычаг, а затем направить струю заряда на огонь. При работе углекислотного огнетушителя нельзя касаться раструба, так как температура его за счет испарения жидкого углекислого газа понижается до —70 °C. В случае попадания пены в глаза их следует промыть чистой водой или 2 %-ным раствором борной кислоты.

    Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 (рис. 26) предназначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях, тракторах и других машинах. Огнетушитель эффективно работает при температуре от —50 до +50 °C.

    Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в следующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азот, углекислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создает избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.

    Чтобы привести в действие огнетушитель ОП-5 необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара и нажать на курок; через 5 секунд приступить к тушению пожара.



    Рис. 26. Порошковый огнетушитель со встроенным газовым источником

    давления ОП-5

    Контрольные вопросы

    1. Какие существуют первичные средства пожаротушения?

    2. Как устроены ручные огнетушители ОХП-10, ОУ-2, ОП-1?

    3. Каков принцип действия каждого огнетушителя?

    4. Какие существуют ограничения использования указанных огнетушителей?

    Лабораторная работа № 5

    Тема: Действия педагога и учащихся на пожаре в образовательных учреждениях. Составление плана эвакуации и инструкции к плану эвакуации людей в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.

    Цель работы: изучить порядок и последовательность действий учителя в случае возникновения пожара; разработать план эвакуации для заданного помещения; составить инструкцию к плану эвакуации людей в случае возникновения пожара.

    Порядок выполнения работы

    1. Ознакомиться с п. 3.2. и приведенными ниже краткими теоретическими сведениями.

    2. Ознакомиться с планом эвакуации людей в случае возникновения пожара (Приложение 11) и примерной инструкцией к нему (табл. Л.5).

    3. Разработать план эвакуации людей в случае возникновения пожара (для определенного этажа образовательного учреждения).

    4. Составить примерную инструкцию к плану эвакуации людей в случае возникновения пожара.

    5. Сделать краткие выводы по работе.

    6. Ответить на контрольные вопросы.

    Краткие теоретические сведения

    Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что их отличает пассивно-оборонительная реакция: вместо того, чтобы покинуть горящее здание или позвать на помощь, ребенок от страха прячется в укромных уголках комнаты. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Наличие огнетушителей, автоматической системы пожарной сигнализации, аварийных выходов и планов эвакуации, исправность телефона – все это может спасти жизни детей в случае беды.

    Но не только в техническом отношении все должно быть исправно. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в последующей жизни человека. Поэтому взрослое население должно привить детям навыки осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

    Последовательность действий персонала и учащихся школы при пожаре включает 5 этапов:

    тревога (включение звуковой сигнализации);

    вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, милиции;

    эвакуация из школы;

    сбор всего состава школы в отведенном месте;

    перекличка (проверка учащихся и персонала школы).

    Кроме того, по прибытии пожарной команды персонал и учащиеся старших классов могут принимать посильное участие в тушении пожара (под руководством командира пожарного подразделения).

    Тревога. Любой человек – ученик или работник школы – при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о пожарной тревоге (серия звонков) в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания.

    Вызов пожарной охраны. О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону 01. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).

    Эвакуация. Услышав тревогу, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Далее классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т. п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.

    Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.

    Сбор. Место сбора – у входа в школу. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там, не расходясь.

    Перекличка. По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам. Каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски. При этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.

    Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, должен дать команду на отключение электропитания школы и немедленно проследовать к входу в школу, где он принимает рапорт от всех школьных подразделений. По прибытии пожарной охраны директор школы встречает начальника караула и немедленно информирует его о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.

    Таблица Л.5

    Примерная инструкция к плану эвакуации студентов и сотрудников на случай возникновения пожара в_(название учреждения)



    Инструкцию составил_

    С планом эвакуации и распределением обязанностей ознакомлены:

    1. (Ф. И. О.) ______________________________________________

    2. (Ф. И. О.) ______________________________________________

    3. (Ф. И. О.) ______________________________________________

    4. (Ф. И. О.) ______________________________________________

    Контрольные вопросы

    1. Как оформляется план эвакуации в случае возникновения пожара и инструкция к нему?

    2. В каких случаях нужно вызывать пожарную помощь?

    3. Какие действия и в какой последовательности необходимо выполнить учителю в случае возникновения пожара?

    Лабораторная работа № 6

    Тема: Расследование и учет несчастных случаев с учащимися образовательных учреждениях.

    Цель работы: ознакомиться с порядком расследования и учетом несчастных случаев с учащимися; научиться составлять акт о несчастном случае с учащимся по форме Н-2.

    Порядок выполнения работы

    1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями (п. 1.5).

    2. По заданию преподавателя рассмотреть несчастный случай и заполнить акт по форме Н-2.

    3. Ответить на контрольные вопросы.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте краткую характеристику следующим определениям: опасный производственный фактор, вредный производственный фактор, профессиональное заболевание, производственная травма.

    2. Что понимается под термином «несчастный случай»? Виды несчастных случаев.

    3. Назовите классификацию производственных травм.

    4. Какие несчастные случаи с учащимися подлежат расследованию и учету?

    5. Каков порядок расследования несчастных случаев с учащимися?

    6. Какие несчастные случаи, произошедшие с учащимися образовательных учреждений, оформляются актами по форме Н-1 и Н-2?

    7. Каковы обязанности учителя и руководителя образовательного учреждения при несчастном случае с учащимся?









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх