• 7.1. Объективные и субъективные предпосылки создания глобального общества
  • 7.2. Роль Интернета в мировом информационном пространстве
  • 7.3. Глобальные ожидания и опасения человечества
  • Вопросы для обсуждения
  • Глава 7

    «ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Все прогрессы реакционны, если рушится человек.

    (Андрей Вознесенский)

    7.1. Объективные и субъективные предпосылки создания глобального общества

    Идея установления общемирового порядка и управления жизнедеятельностью людей из единого центра – не новая для человечества. В разные исторические периоды и в разных масштабах она была опробована Александром Македонским, Юлием Цезарем, Чингиз-ханом, Наполеоном, а также в ходе европейской, особенно английской, колониальной экспансии и при создании великих империй, например Римской.

    В начале ХХ века широко рассматривалась идея создания единой общечеловеческой «нации будущего». В 1913 г. известный фантаст Герберт Уэллс призвал все нации отказаться от независимости и передать власть единому Мировому правительству. В этой акции виделись только блага, связанные с возможностью остановить войны между государствами и дружно строить на планете новый мир.

    Идею установления единого порядка на Земле пытались реализовать марксисты-ленинцы – через «мировую революцию», затем – гитлеровский национал-социализм, успевший продемонстрировать всему миру достоинства «нового порядка». Итогом этих попыток стали мировые («горячие» и «холодные») войны, десятки миллионов погибших, страдания сотен миллионов людей, откровенный геноцид в отношении отдельных социальных групп и народов. С заявками на приведение мира к единому порядку выступают также фундаменталисты ряда мировых религий и лидеры тоталитарных сект.

    В течение многих столетий человечество настойчиво искало варианты благополучного разрешения своих проблем через изменение общественного строя, через замену одних властных порядков другими. Людей постоянно грела вера в возможность достижения жизненного благополучия через изменение социально-государственного устройства. Искать причину своих бед внутри себя человеку было сложно. Логичнее казалось обвинить во всем внешние обстоятельства и добиваться их перестройки – как можно быстрее и как можно радикальнее.

    Поэтому любая революционная идея такого рода с обещаниями коммунистического или капиталистического «рая» беспрепятственно проникала в умы людей, надежно «овладевала массами». Их авторы были самыми популярными пророками ХХ века. В итоге прошлое столетие дало такой калейдоскоп переходов от одной системы правления к другой, какого не знала вся человеческая история. Социальные преобразования непрерывно сотрясали планету. Все появляющиеся на политической арене силы, не скупясь, обещали людям благополучие, порядок, «сытость», в качестве приправы – разные вариации свободы. Им охотно верили – даже тем, кто приходил с подобными обещаниями не в первый раз. Однако закономерность проявилась лишь в одном: неизменно эти «благодетели», ввиду обнаружившейся несостоятельности предлагаемых ими социальных схем, рано или поздно были вынуждены оставить власть. Никому не удалось обеспечить счастливую жизнь путем изменения общественного строя – как писал Ф. Ницше, заставить «истину стоять вверх ногами».

    В течение веков были опробованы, казалось бы, все мыслимые и немыслимые варианты организации жизни людей. Только в некоторых, очень немногих, странах удалось создать достаточно высокий уровень материального благополучия, но не то психологическое состояние, которое позволяло бы людям называть себя счастливо живущими. Постепенно осознаются слова Ф. Ницше о том, что любая трансформация общественного устройства есть не более чем смена «смирительной рубашки» или «бунт в тюрьме», неизбежно заканчивающийся, даже при кажущемся успехе бунтовщиков, лишь усилением охраны, установлением более жестких правил содержания заключенных. ХХ век дал возможность России убедиться в истинности этих слов с особой наглядностью.

    Однако отдельные политики наиболее сильных стран убеждены, что если не удается создать идеальный порядок в отдельных странах, удастся на планете в целом; нужен – мировой порядок.

    Мир должен перенять американскую систему… Сама американская система может выжить в Америке, лишь став системой всего мира.

    (Гарри Трумэн, 1947 г.)

    К концу 70-х годов прошлого столетия в общественное сознание активно внедряется понятие «глобализация» (от англ. global – всеобщий, охватывающий весь земной шар). Интерес к ней подогревается все более очевидной необходимостью сплотиться для решения общепланетарных проблем, связанных, в частности, с нарастанием ядерной опасности, экологическими кризисами, обострением политических и экономических противоречий между ведущими странами мира на апогее «холодной войны», продолжающимся распространением голода и эпидемий на планете. Казалось, через полное единение человечество добьется, наконец, того, что не удавалось осуществить в отдельных странах и регионах. Одновременно эта идея как бы раскрывала причины всех предыдущих неудач. Она стала, по сути, последним идеологическим прибежищем, «последней надеждой и опьянением» (Ницше), тех, кто неуклонно верил в возможность создания счастливой жизни на Земле через общественные преобразования.

    Кроме того, к этому времени принципиально изменились возможности человечества в деле решения столь грандиозной задачи, сложились другие технические условия и иная система политических, экономических и информационных отношений между странами, появились и новые идеологии объединения мира. Стремление к единой цивилизации в который раз стало идеей социальных реформаторов, их теорией и практикой.

    Однако следует различать полезность глобализации связи, транспорта, торговли и опасность глобализации в сфере национального сознания, образа жизни и самовыражения.


    Предпосылки глобализации информационного общества

    Объективные возможности создания единой мировой информационной системы определяются достижениями научно-технической революции в информационной и телекоммуникационной сфере. Научно-техническая революция обеспечила построение индустриального общества и подготовила следующую революцию – информационную и телекоммуникационную, которая, в свою очередь, сделала определяющей тенденцией превращение мирового сообщества в информационную цивилизацию.

    Современная техника принципиально изменила представление о времени и пространстве. У человека появилась возможность.

    за считанные часы перелетать с одного континента на другой; непрерывно поддерживать связь с партнерами в любой точке земного шара;

    с помощью автоматизированных переводов преодолевать языковый барьер;

    на любом расстоянии осуществлять общение «глаза в глаза», видеть своего собеседника;

    осуществлять передачу любой информации фактически в реальном масштабе времени;

    многократно увеличить скорость поиска и обработки информации. К концу ХХ века появились определения, характеризующие человечество как «мир без границ», или общество «планетарного мышления». Оно достигло состояния, при котором имеет место «соприкосновение всех со всеми». Совсем недавно подобное было возможно только в семье или деревенской общине.

    Вот что говорит министр РФ по связи и информатизации Л. Д. Рейман: «Пятьдесят лет тому назад, если вы хотели переслать 30 страниц текста на расстояние 5 тысяч километров, то вам потребовалось бы десять дней и стоило бы это около 30 долларов за услуги почтовой связи.

    Двадцать лет тому назад вы бы, наверное, прибегли к услугам факса. Это заняло бы у вас примерно час, и стоимость составляла где-нибудь 50 долларов.

    Сегодня, если говорить о самых лучших сетях передачи данных, на это требуется не более 3 секунд и стоимость составит около 3 центов.

    Таким образом, стоимость упала в тысячу раз, скорость возросла в 300 тысяч раз. Колоссальное увеличение скорости при одновременном снижении стоимости, появление практической возможности передачи мультимедийной информации в реальном времени, увеличение скорости систем поиска и обработки информации в миллион раз – это основы будущего развития всех сфер жизни общества». Информационные процессы занимают центральное место в выработке и осуществлении управленческих решений практически во всех без исключения сегментах государственной деятельности. Без использования передовых информационных технологий невозможно рассчитывать на успех в оборонной сфере, работе экономических институтов и финансово-банковских структур, борьбе с преступностью, при решении проблем образования, здравоохранения, экологии… Налицо – осознанное и системное насыщение информационными технологиями всего глобального пространства, в котором осуществляется деятельность человечества. Эти тенденции и достижения составили объективные предпосылки образования глобального информационного пространства.

    Но было бы ошибкой приравнивать элементы глобализации в информационной сфере к результатам глобализации общества.

    Субъективные предпосылки глобализации. Объединительные и разъединительные процессы в самых разных вариантах пронизывают всю историю человечества, и, видимо, для жизнедеятельности они неизбежны. Однако всегда остаются вопросы. по чьей инициативе и в чьих интересах они проводятся, кто выступает основным субъектом в этих процессах? Относительно очевидными были ответы на эти вопросы во времена великих империй и царствований. В современном мире утверждения идеологов глобализации о том, что она осуществляется ко всеобщей взаимной выгоде – не более чем удобный информационный миф.

    По мнению некоторых российских аналитиков, устройство современного глобального миропорядка идет под руководством и в интересах США и той меньшей части человечества, которую принято относить к «золотому миллиарду». Глобализация – это политическая и экономическая операция западных стран, направленная на утверждение своего господства в мире. По сути вместо существовавшей в течение веков и рухнувшей во второй половине ХХ века мировой колониальной системы теперь, «под прикрытием» информационной глобализации, создается система неоколониализма. Она, как и ее предшественница в XIX веке, стремится закрепить для одних стран более высокий уровень жизни за счет использования чужих ресурсов и эксплуатации других народов.

    Глобализация экономики позволяет западному миру эксплуатировать всю планету методами, которые по форме выглядят как экономические. а по сути дела не являются таковыми.

    (А. А. Зиновьев)

    Что не удалось марксистам, императорам и национал-социалистам, с большим успехом осуществляется США и странами восьмерки – через диктатуру капитала и такие ее структуры, как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, транснациональные корпорации, движение «всемирных федералистов», многочисленные экономические форумы.

    В начале XXI века из 100 наиболее крупных компаний приходится.

    на США – 55, с капиталом 5948 млрд долл. (65,6 %);

    на Великобританию – 15, с капиталом 1279,6 млрд долл. (24,2 %);

    на Германию – 7, с капиталом 364,5 млрд долл. (4 %);

    на Францию – 6, с капиталом 349,6 млрд долл. (3,8 %);

    на Италию – 3, с капиталом 156 млрд долл. (1,7 %);

    на Японию – 5, с капиталом 369,7 млрд долл. (4,4 %);

    на Швейцарию – 5, с капиталом 382 млрд долл. (4,2 %).

    Финляндия, Гонконг, Испания, Тайвань и Южная Корея – по одному концерну.

    (Из доклада И. Рау, президента ФРГ, 13 мая 2002 г.)

    Подобная глобализация по сути является монополизацией и приносит странам Запада и прежде всего США сотни миллиардов долларов дополнительных доходов, которые и составляют основу повышения уровня жизни в этих странах. Не случайно в докладе ООН за 1999 г. «Глобализация с человеческим лицом» отмечается, что в ходе объединительных процессов контраст между развитыми и развивающимися странами не сокращается, а усиливается. Динамика разрыва в уровне доходов на душу населения между пятью богатейшими и пятью беднейшими странами выглядит на этапе осуществления идеи глобализации следующим образом: 30:1 – в 1960 г.; 60:1 – в 1990 г.; 74:1 – в 1997 г.

    Главные субъекты глобализации проводят настойчивую дополнительную информационную операцию, прежде всего через подконтрольные СМИ, доказывая приоритетность глобальных («общечеловеческих») интересов над национальными и необходимость руководства мировой экономикой из единого центра, обладающего правом централизованного распределения капиталов, товаров, рабочей силы, сырьевых ресурсов. Упоминаются в этих рассуждениях и сырьевые запасы нашей страны. Интересен вопрос: где находится этот центр, и кому принадлежат контролирующие ситуацию в мире транснациональные компании?

    По данным на 2002 г. в первой десятке крупнейших компаний мира – две британские компании, остальные – из США (их активы даны в млрд долларов):

    1. «Дженерал электрик» – 326,6.

    2. «Майкрософт» – 326,6.

    3. «Эксон Мобил» – 299,9.

    4. «Воллмарт» – 273,2.

    5. «Ситигруп» – 255,3.

    6. «Пфайцер» – 249,0.

    7. «Интел» – 203,8.

    8. «Бритиш петролеум» (англ.) – 200,8.

    9. «Джонсон и Джонсон» – 197,9.

    10. «Ройял Датч-Шелл» (англ.) – 189,9.

    Экономическая экспансия и информационная обработка общественного мнения открыто подкрепляется и силовыми действиями против тех, кто глобализации противится. Об этом, в частности, свидетельствуют боевые действия последних десятилетий против Югославии, Афганистана, Ирака. На очереди, вероятно, Иран, Северная Корея.

    Имея неоспоримое экономическое и военное преимущество – к примеру, военный бюджет Пентагона превышает суммарный военный бюджет 12 наиболее крупных стран мира, – американцы и в информационной области обладают очевидным лидерством и будут, видимо, обладать им в обозримой исторической перспективе. Используя данное превосходство, они могут с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать развитие и поведение остальных стран, влиять на общественные настроения в этих странах, их внешнюю и внутреннюю политику – по сути, управлять большинством стран мира как своего рода «информационными колониями». Государства, пытающиеся проводить собственную политику (Китай, Куба, Венесуэла, Никарагуа и др.), при любом удобном случае объявляются «недемократическими».

    7.2. Роль Интернета в мировом информационном пространстве

    Интернет – уникальная совокупность локальных, региональных, национальных и общемировых компьютерных сетей и универсальная технология обмена информацией – является важнейшим символом и главным связующим средством глобального информационного пространства. Совсем недавно эта система возникла как частная программа, но теперь стала средством информационного обмена многих и многих миллионов людей на всех континентах Земли.

    Сегодня Интернет.

    делает доступными материалы учебных заведений и отдельных преподавателей всем студентам вне зависимости от их трудоспособности, а также географического положения и времени обращения к этим материалам;

    позволяет использовать огромный потенциал искусства, литературы и науки, выходит далеко за стены библиотек и музеев;

    обеспечивает обращение в интерактивном режиме за медицинскими и социальными услугами;

    предоставляет возможность полноценно работать через электронные магистрали, находясь у себя дома;

    дает возможность фирмам и отдельным специалистам получать заказы на выполнение тех или иных работ фактически со всего мира;

    позволяет смотреть последние фильмы, читать новые книги, журнальные и газетные статьи на мониторе своего компьютера;

    обеспечивает возможность получать государственную информацию прямо от первоисточника и вступать в контакты с управленцами, которые принимают важнейшие решения регионального и федерального уровня, а также обращаться в банк, магазин непосредственно из своего дома;

    позволяет государственным и деловым структурам обмениваться информацией электронным путем, снижая объем бумажного документооборота и улучшая качество услуг.

    Таким образом, Интернет дает возможность получения, хранения и передачи информации практически во всех сферах человеческой деятельности.

    Отношение к Интернету неоднозначно. Для одних он – полезный универсальный источник разнообразной информации, новое условие организации жизнедеятельности на более высоком уровне. Для других – «мировая паутина», опутывающая и губящая души молодых людей, «интернет-тенета», «электронный концлагерь», «всемирная сплетница», «оружие инквизиторов». Очевидно, справедливость есть в суждениях обеих сторон.

    Интернет почти неподконтролен цензуре. И с этим связаны не только его позитивные возможности, но и проблемы. Он расширяет свободы человека, дает ему возможность получить недоступную по другим каналам информацию и открыто высказать свое мнение, когда это невозможно сделать через газету, радио, телевидение. Но подобная бесконтрольность одновременно позволяет в самой циничной форме распространять электронную порнографию, фашистские или сектантские идеи, в том числе сатанинской направленности. Сегодня далеко не редкость – появление сайтов, пропагандирующих ксенофобию, ненависть ко всем «цветным», предлагающих набор рекомендаций, где и как нужно расправляться с инородцами, или содержащих материалы прослушивания разговоров видных политиков, бизнесменов, деятелей культуры.

    До сих пор некоторые коммуникации, осуществляемые через Интернет, не ориентированы на действующие законы или институциональные и групповые нормы, направляющие деятельность людей в их обычных, несетевых, отношениях. Более того, Интернет – среда развития виртуальных обществ, часто являющихся альтернативными тем, что существуют в реальной жизни. Поэтому активность индивидов, осуществляющих коммуникации через Интернет, чаще переориентируется от взаимодействия с реальными друзьями, родственниками, коллегами, соседями на коммуникации с виртуальными партнерами.

    Помимо профессиональных аспектов и познавательных задач Интернета существуют задачи пропаганды и агитации, осознанного влияния на умы и настроения людей, манипуляции их сознанием и поведением, наконец, глобального информационного противостояния и информационной безопасности. И успех в решении этих задач (как, впрочем, и профессионально-познавательных) напрямую зависит от того, кто платит и, следовательно, получает возможность «заказывать музыку», то есть содержание информационных потоков в Интернете.


    Кто сегодня господствует в «мировой паутине»

    Соединенные Штаты Америки, будучи мировым лидером в информационной сфере и имея целью создание подвластного им глобального сообщества, первостепенное значение придают контролю над все более и более опутывающей мир информационной сетью. Интернет видится одним из средств расширения влияния США в мире. Эта информационная система уже сегодня находится под фактическим контролем военных специалистов США. По замыслам американского руководства, дальнейшее повышение ее эффективности позволит включить каждую школу и библиотеку любой страны мира в Интернет. Это расширит новые возможности для утверждения американского лидерства в мире.

    Сегодня США предоставляют для «всемирной паутины» широчайший банк данных, пропагандирующих американский образ жизни. С помощью Интернета осуществляется также экспансия английского языка и американской культуры. Эту сеть используют и военно-разведывательные службы США для подрывных и других секретных операций, в том числе для размещения на определенных сайтах провокационной информации.

    Возможности контроля со стороны США за потоками информации в Интернете определяются и тем, что наиболее используемое в этой системе программное обеспечение разработано, в основном, американскими компаниями. В частности, корпорация Билла Гейтса уже объявила о предоставлении десяткам государств исходных кодов программного обеспечения для персональных компьютеров. Но эти коды остаются доступными только разработчикам и закрытыми для пользователей. Значит, поставщики данного продукта могут свободно «войти» в любой компьютер и получить интересующую их информацию. А с помощью дополнительных технических средств можно получить доступ даже в изолированные от Интернета правительственные компьютерные системы, сети спецслужб и министерства обороны любого государства.

    Таким образом, с учетом технологического превосходства США информационная интеграция через Интернет с другими странами создает реальные условия для использования единого информационного пространства в интересах США, а при необходимости, и осуществления эффективного информационного воздействия на любой регион.

    Анализ данных открытой печати позволяет предположить, что предпринятые некоторыми хакерскими группами компьютерные атаки на информационные системы вооруженных сил и специальных служб различных государств были в значительной степени спровоцированы США. Целью этих акций было создание для соответствующих американских ведомств условий, позволяющих выявить источники информационных угроз в компьютерной области и их потенциальные возможности, а также проверка эффективности и безопасности своих информационных систем.

    Российские дипломаты неоднократно распространяли среди членов Совета Безопасности ООН проекты договора о контроле над информацией в киберпространстве. Однако США и их союзники отвергают эти предложения, считая их попыткой страны, проигравшей информационную войну, обеспечить свою безопасность.

    Еще одна задача в информационной сфере является приоритетной для США. Она состоит в придании Интернету потенциала, делающего эту всемирную, почти неподконтрольную другим странам сеть способной не только конкурировать со СМИ, но и превосходить их по своему влиянию на простых людей и политические элиты всех государств.

    Интернет – удобная площадка для проведения разведывательных и подрывных, протестных и информационно-террористических акций. Сеть имеет разветвленную архитектуру, по которой циркулируют значительные по объему сведения научно-технического, военного, экономического и политического характера. Именно поэтому в США особое внимание уделяется вопросам защиты национальных информационных сетей от несанкционированного вторжения зарубежных пользователей, усиления наблюдения за Интернетом спецслужбами. Уже сейчас закладываются маршруты информационных потоков, которые могли бы контролироваться американскими спецслужбами (полицейский режим). Начата реализация программы контроля точек входа в Интернет, фиксируются корреспонденты, обращающиеся через Интернет к отдельным американским базам данных и автоматизированным информационным системам.


    Индивидуальная и государственная защита от негативного воздействия сети

    Оценивая последствия информационных воздействий Интернета, нужно выделить два вида угроз.

    Первый – психологический. Он связан с фактами деформации душевного состояния конкретных людей и, как следствие, общественного сознания в целом.

    Второй – технический, определяющий информационную (значит, и национальную) безопасность государства, защиту его баз данных и секретов.

    Психологами признается феномен «затягивания» молодых людей Интернетом, появления у них зависимости от неограниченного потребления информации, как от наркотика. Люди порой сутками готовы не возвращаться из виртуального мира в мир реальный. Появилось даже название этой зависимости, уже как болезни, – «сетемания».

    Существует ряд признаков такой зависимости.

    компульсивное влечение к виртуальному миру, жажда самого процесса пребывания в нем;

    потеря количественного контроля (как и при наркомании), когда пропадает чувство времени пребывания в виртуальном мире, а его малые дозы уже не приносят удовлетворения;

    формирование болезненного синдрома при вынужденной отмене контактов с компьютером (подобен состоянию воздержания от спиртных напитков у алкоголиков). Человек утрачивает интерес к реальной жизни и без возможности вернуться к компьютеру испытывает острую депрессию.

    Известен культ потребительства. И этот культ может проявляться не только в отношении к вещам, но и к информации. Кроме того, у человека, особенно подростка, складываются особые отношения с компьютером. Он получает некую власть над виртуальным миром и его персонажами, компенсируя этим свою незащищенность и никчемность в реальной жизни.

    Иногда чувство вины за что-либо заставляет подростка бежать из реального мира (от родителей, учителей, уличного окружения) в виртуальный, невольно принуждая искать там условия для отвлечения и самоутверждения. Подобные отношения с окружающим миром предопределяют развитие всех форм неадекватной зависимости. Чаще всего именно среда, утратившая естественность понимания человека и отношения к нему, выталкивает находящегося к тому же в сложной внутренней ситуации подростка в наркоманию, игроманию, сетеманию, а то и подводит к суициду или преступлению.

    Интернет сам по себе не является угрозой информационно-психологической безопасности человека. Опасна утрата чувства меры и естественности в отношениях с ним, как с подчиненным человеку средством.

    Следует различать две типичные ситуации:

    когда человек использует компьютер рационально, как инструмент достижения более высоких целей;

    когда компьютер превращается в самоцель, а человек – в приставку к нему.

    Защищаться нужно от второй ситуации, сохраняя чувство хозяина положения в выборе целей и норм отношения с компьютером. Для этого важно не терять ощущения приоритетности, естественности для человека реальной жизни, и вторичности, ситуативности виртуальной. Предпочитать живое общение компьютерному, получать «глаза в глаза» главную «человеческую» информацию, которая не передается словами и тем более текстом на мониторе.

    Необходимо помочь человеку научиться защищаться от любых искусственных зависимостей, помочь ему найти радость в многообразии реальной жизни, а не в ее суррогатных, в том числе информационных, заменителях.

    Еще одна опасность связана с возрастающим, к сожалению, количеством жертв компьютерных знакомств, сделок, мошенничества. Об этом часто сообщают СМИ.

    Интернет и государственный уровень информационной безопасности. В России Интернет активно развивается более десяти лет. Уже обеспечено подключение к сети сотен тысяч компьютеров индивидуальных, корпоративных и государственных пользователей. И спрос на услуги глобальной информационной сети в нашей стране продолжает расти все ускоряющимися темпами. США и сам Билл Гейтс нам помогают.

    Но стремительное развитие международных компьютерных сетей и широкое их использование в государственных структурах России обостряет сопутствующую этим процессам проблему обеспечения информационной безопасности.

    Основные угрозы для пользователей глобальной информационной сети на этом уровне могут быть связаны с возможностью:

    проведения хакерскими группами компьютерных атак на информационные системы вооруженных сил, специальных служб, других государственных органов;

    несанкционированного проникновения в системы управления всех уровней и видов;

    распространения негативно влияющей на общественное сознание и социально значимые установки людей пропагандистской информации (например, фашистского или сектантского толка), а также недобросовестной рекламы;

    проведения противозаконных коммерческих операций и построения в Интернете пирамидальных мошеннических структур;

    несанкционированного вторжения в потоки конфиденциальной информации юридических лиц и органов власти;

    нарушения прав и законных интересов личности в процессе информационного обмена.

    По мнению специалистов, с учетом специфики состояния данной проблемы в России к числу наиболее общих защитных мероприятий следует отнести:

    повышение общего уровня информационной культуры населения страны и организацию более качественной подготовки специалистов, допущенных к работе с компьютерной техникой и информацией ограниченного доступа. В настоящее время их уровень квалификации существенно уступает квалификации отечественных и зарубежных компьютерных мошенников, осуществляющих многочисленные попытки противоправного вмешательства в работу национальных сетей;

    более четкое определение правового статуса различных информационных объектов, исключающее их бесконтрольное использование;

    проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию отечественных программных и технических средств, обеспечивающих достаточную защищенность баз данных. Привлечение для этих целей иностранных инвестиций и материалов, с одной стороны, позволяет развивать сетевую инфраструктуру, а с другой – ставит Россию в зависимость от зарубежных владельцев и разработчиков этих материалов;

    подготовку достаточного количества специалистов, непосредственно занимающихся разработкой новых технологий и программ, обеспечивающих защиту информации;

    налаживание эффективного взаимодействия правоохранительной системы РФ с международными организациями и правоохранительными органами зарубежных стран, осуществляющими борьбу с компьютерными преступлениями.

    Дальнейшее развитие Интернета в России будет определяться не только состоянием технической базы, но и государственной политикой, поиском места и форм участия различных органов власти в деятельности мировой информационной системы, а также созданием соответствующей нормативно-правовой базы.

    7.3. Глобальные ожидания и опасения человечества

    О проблемах и перспективах глобализации в последние годы много говорят и пишут, идет активная дискуссия в обществе. Во всех странах мира есть как противники, так и сторонники этого процесса. С одной стороны, ширится международное протестное движение «антиглобалистов», акции которого носят иногда отнюдь не безобидный характер. С другой стороны, растет число сторонников глобализации, причем не только в развитых странах Запада. Это в основном образованные и эрудированные люди, понимающие эффективность информационной и технологической интеграции и неизбежность развития интеграционных процессов в мировом масштабе.

    Поскольку тема настоящего пособия – информационная безопасность, мы сосредоточимся на возможных угрозах и опасностях в этой области, связанных с глобализационными процессами.

    Потребность в поддержании определенных отношений с людьми, общении с ними – одна из базовых для человека. «Человек не мыслим без людей». Постоянно влекомые этой потребностью, мы готовы для ее удовлетворения идти все дальше, непрерывно расширяя круг общения. За этим расширением нам видится возможность получения новых впечатлений, дополнительных знаний и опыта, масштабов поддержки и самовыражения. Однако на этом пути скрыта большая опасность. Двигаясь к глобальным отношениям и надеясь на их преимущества, мы не замечаем предела, после которого обесцениваются более важные для нас семейные отношения, отношения взаимопомощи в учебном и производственном коллективах, внутриэтнические и национальные связи. Окупятся ли эти потери выгодами глобального общества?

    От каждого технического достижения и каждого очередного варианта общественных перестроек и преобразований люди ждут лучшего. Но не всегда это «лучшее» входит в каждый дом, в каждую человеческую душу. Подобное происходит и в процессе выстраивания общемирового порядка. Видимо, для кого-то ожидания «лучшего» от глобализации оправдаются. Но, скорее всего, – для меньшей части человечества, причем за счет большинства.


    Структура глобального мира

    Развитие глобализации повлекло ускорение поляризации мира на группу наиболее развитых стран («золотой миллиард») и остальное человечество, увеличение разрыва между продвинутыми и отсталыми государствами, между богатыми и бедными.

    Перестраивая якобы «несовершенный мир», идеологи глобализации стремятся к утверждению нового мирового порядка, установлению полного контроля над ресурсами планеты со стороны транснациональных корпораций, а также к управлению мировыми процессами из единого центра. Важной частью этого порядка является осуществление контроля над людьми и их размещение для лучшей управляемости по определенным стационарным уровням.

    С большой долей вероятности можно утверждать, что новый мир будет иметь подобие кастового строения. Причем «деление на касты» произойдет, во-первых, между странами; во-вторых, между людьми (как внутри населения отдельных стран, так и в мире в целом).

    Уже сегодня заметна дифференциация стран по трем уровням (группам).

    Первый уровень – страны – «господа», основу функционирования которых составляют передовые информационные и управляющие технологии, имеющие транснациональное значение. Главные предметы их экспорта – знания, финансовые и информационные услуги. Эти страны и составят единый управляющий центр мировой цивилизации. Им будет принадлежать доминирующее место в определении характера любых преобразований в мире, в распределении его благ.

    Второй уровень – страны – «рабочие лошадки» индустриального типа с относительно высокими темпами жизнедеятельности и средней интенсивностью внешних связей. Главным продуктом экспорта этих стран являются промышленные товары. Их благополучие зависит от структуры и ситуации в мире намного сильнее, чем у стран – «господ».

    Третий уровень – страны – «рабы», выполняющие аграрно-сырьевые функции. Они имеют наиболее контролируемые извне связи с внешним миром. Основные продукты их экспорта – национальные сырьевые ресурсы и сельхозпродукция. Эти страны полностью зависимы от заказов и влияния развитых стран и от ситуации на мировых рынках.

    Деление людей и племен на касты имеет глубокие традиции. Оно сопровождает практически всю историю человечества. Мир знал плебеев и патрициев, рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и капиталистов. Все известные революции, даже прямо обещавшие «равенство и братство», не сумели отменить кастовое строение общества, а лишь, вольно или невольно, приходили к новым его вариантам. При всех разговорах о всеобщности прав и свобод человека в демократическом обществе глобальная цивилизация тоже не сможет обойтись без своего рода кастового деления.

    Американский писатель О. Хаксли в романе «Прекрасный новый мир» еще в первой половине ХХ века предсказал единое технократическое общество, живущее по строго очерченным стандартам и состоящее из ряда генетически запрограммированных каст – от высших до низших. Представители каждой из них выполняют определенные функции и ведут различный по количеству и качеству благ, но в целом потребительский, образ жизни.

    По мнению многих авторов, идея общемирового порядка изначально предполагает наличие в структуре нового общества трех, пусть не всегда четко выраженных, групп населения. Данное деление запрограммировано не столько биологически, сколько социально.

    Первую группу образует привилегированная, относительно стабильная и достаточно закрытая часть населения. Она – владелец основных общественных богатств. У ее представителей – более высокий интеллектуальный потенциал, собственная субкультура, более высокие возможности реализации своих потребительских и поведенческих запросов за счет положения в обществе.

    Вторую группу – более массовую – составляет так называемый средний класс. К этой группе населения относятся люди, заработок которых позволяет обеспечить семью. Однако для этого им приходится много трудиться (порою в 2–3 местах), не имея времени ни на что иное, кроме работы. Благодаря сконцентрированности на работе средний класс считается главной опорой государства.

    По словам профессора МГУ В. П. Пугачева, среднему классу отведена роль трудолюбивого зайца, всю жизнь бегущего за привязанной впереди него красивой, сочной морковкой, которую ему лишь иногда, чаще к концу жизни с помощью больших усилий, изловчившись и оттолкнув других, удается немного откусить. Съедают ее обычно другие – организаторы соревнования. В этой погоне «зайцу» некогда задуматься о бессмысленности жизненной гонки и поднять голос против несправедливости и безнравственности самой этой затеи.

    Третью группу образуют те, кому предписана роль исполнителей наиболее непривлекательных видов труда – если у них вообще есть работа. Их потребительский идеал, по мнению Пугачева, – телевизор, пиво, секс и автомобиль.

    Соответствующая дифференциация будет иметь место не только в производственной сфере, но и в организации образования (особенно, при подготовке конкретных специалистов с учетом уровня и широты их будущих возможностей, т. е. функциональной специализации), культуры, досуга, перспективы участия в политической жизни и т. д.

    Подобный характер развития событий таит в себе серьезные угрозы для социального прогресса в сфере прав и свобод человека и механизмов их реализации. Отдельные их проявления мы видели осенью 2005 – весной 2006 г. в Париже.


    Чем обмениваются люди в глобальном общежитии

    В ходе глобализации, к сожалению, подтверждаются библейские слова о том, что люди чаще обмениваются злыми делами, чем добрыми. Все доброе не переходит от одних к другим, не распространяется на всех людей. Только у немногих остается высокий уровень жизни, достойное вознаграждение за труд, хороший отдых, возможность в полной мере пользоваться достижениями техники. Но зато люди очень быстро обменялись и сделали общими преступность, безработицу, наркоманию, коррупцию, новые болезни (вроде СПИДа), продукцию шоу-бизнеса и др.

    То же происходит и в информационной сфере. Далеко не все имеют возможность постоянно пользоваться Интернетом и с его помощью создавать «виртуальный рай», успешно решать проблемы своего бизнеса. Все средства массовой информации ориентированы на распространение негативных «горячих» новостей, которых в нашем «мире без границ» достаточно. Люди охвачены непрерывной чередой трагических сообщений. Землетрясение в Турции или Японии, пожар на шахте в Кузбассе или самосожжение членов секты в США, авиакатастрофа в Иране или наводнение в Индии…

    Такие новости отзываются в каждом из нас, заставляют внутренне напрягаться, приучают к жестокости.

    Людей наполняют страхом сообщения о финансовых кризисах, экологических катастрофах, действиях террористов, дырах в озоновом слое; об опасностях опытов по клонированию человека, приближения к Земле очередных комет, затопления земли водами таящих ледников, происках внеземных цивилизаций и местных колдунов. Многие из таких сообщений – обычные «утки» конкурирующих СМИ, но они делают свое «злое дело», не давая людям отключиться от непрерывного внутреннего напряжения. В некоторые моменты из-за подобного информационного давления страх становится реальным состоянием части людей. Это отмечают службы психологической и психиатрической помощи после сообщений об очередных катастрофах в какой-либо части света.

    Мы с карандашом и секундомером в руках пытались ответить на вопрос: много ли доброго, радостного получают люди из сообщений СМИ? Разве что сообщения о ликвидации очередной катастрофы, отступлении губительного циклона, умелых действиях спасателей. Или – об осуждении очередного маньяка, диктатора или проворовавшегося политика. Это – не радость по поводу нового шага к счастливой жизни, а вздох облегчения оттого, что на какое-то время остановлено движение к пропасти и еще большее горе на этот раз миновало.

    От великого множества материалов о катастрофах, происшествиях, криминальных событиях, всевозможных ужасах, скандалах человек, не обладающий определенной культурой восприятия информации и нужным иммунитетом, действительно может заболеть, сойти с ума, потерять способность реально воспринимать ситуацию, отделять ложь и фальшь от правды в информационном потоке. Он лишается внутреннего спокойствия, уверенности в себе, становится предрасположенным к восприятию разного рода иррациональных идей, мифов, образцов поведения, предлагаемых надуманными кумирами. У некоторых наступает паралич воли, характерный для человека-зомби.

    Казалось бы, информатизация невероятно увеличила возможности человека знать и понимать происходящее в мире. Однако известный итальянский журналист Дж. Кьеза отмечает, что хотя мы живем в обществе информации, но люди в своей основной массе понимают происходящее меньше, чем 30 лет назад. За последние десятилетия сформировалась такая система коммуникации, в которой все централизовано и монополизировано. Раньше отсутствие глобальной связи давало возможность разным группам в разных странах интерпретировать происходящее по-своему, с учетом понятных конкретным людям деталей и особенностей. Мировая унификация сообщений через средства массовой информации формирует единое мышление. А оно часто сориентировано заказчиком на поверхностную, упрощенную интерпретацию происходящего. Чтобы быть общедоступной, информация должна стать примитивной. От людей уже требуется не понимание, а механическое дублирование информации, поступившей по каналам СМИ. Непонимание сути происходящего выгодно манипуляторам.


    Человек вселенской толпы

    У Р. Тагора есть выражение: «человек добр, а люди жестоки». Становясь одним из многих, мы постепенно, не замечая того, теряем доброту—исконно присущее нам душевное качество—и становимся злее, циничнее, черствеем сердцем. Это – типичный поворот к психологии человека толпы. Сливаясь с другими, попадая под влияние окружающих его людей или массовых информационных установок, субъект как бы снимает с себя ответственность за происходящее, освобождается от свойственных ему индивидуальных качеств, становится лишь частью (объектом) чего-то внешнего. Он ждет готовых решений – желательно простых, четких, как воинские команды. Человек не может быть в такой ситуации самим собой, он вынужден приспосабливаться, действовать «как все», для этого – лгать, притворяться, намеренно отказываться от своей личной уникальности. В толпе любого масштаба навязывание единых стандартов неизбежно предполагает равнение на фигуру заведомо среднюю, ординарную, которая не только не есть личность, но и не хочет быть ею из чувства самосохранения. Толпа, как известно, чаще «выравнивается» по худшим образцам.

    Норвежский ученый К. Лоренц обнаружил, что у животных скученность ведет к нарастанию негативизма в отношениях между особями. Эта тенденция, по его же данным, наблюдается и у жителей крупных городов – они чаще проявляют агрессивность, бесчеловечность, равнодушие при виде совершаемого среди белого дня насилия. По К. Лоренцу, общее недружелюбие в больших городах возрастает пропорционально плотности скопления людей – например, оно особенно выражено на вокзалах, заполненных площадях и перекрестках улиц.

    Столь же опасной для внутреннего состояния людей и их отношений между собой может стать скученность не только физическая, но и информационная. От ощущения постоянного информационного контакта всех со всеми избавиться не менее трудно, чем от нахождения в контакте с другими людьми на географическом пространстве.

    По мере глобализации человечество становится одной постоянно действующей толпой и в поведении людей все очевиднее проявляются признаки соответствующей психологии. Они теряют внутреннюю самостоятельность и способность к индивидуальной оценке ситуации, легко попадают под влияние магической власти призывов и готовы, «ради общего дела», послушно следовать, как свойственно толпе, на выборы для голосования за «раскрученного» кандидата, на митинг, к месту конфликта, связанного, например, с расправой над «инородцем», и даже на самоуничтожение.

    Для понимания особенностей жизни единого человечества важным представляется еще один феномен, описанный К. Лоренцем. Речь идет о так называемом «экспедиционном бешенстве» (известном и как «полярная болезнь»), которое поражает преимущественно небольшие группы людей, вынужденных длительное время жить совместно, как единое целое.

    В таких группах, по наблюдению К. Лоренца, также довольно быстро увеличивается агрессивность людей, и нарастание агрессивности тем опаснее, чем лучше знают друг друга члены группы. Происходит резкое снижение пороговых значений стимулов, необходимых для проявления агрессии. Даже малейший жест или случайное слово могут вызвать неадекватную реакцию. Знание членами группы этого феномена и даже формальная готовность к возможному его действию не спасают положения.

    По-видимому, эти наблюдения актуальны и для некоторых форм нашего земного бытия, где люди все лучше узнают друг друга, становятся ближе друг к другу и уже ощущают себя членами одного космического экипажа. Сможем ли мы бороться с «полярной болезнью»? Или она будет взрывать наше единство, и тем чаще, чем больше люди будут знать все обо всех?


    В глобальном мире – глобальные проблемы

    Есть еще одна, крайне неприятная в стратегическом отношении проблема: глобализация делает земную цивилизацию не только единой, но и единственной. Во время существования многих локальных культур при катастрофе в одной из них человечество имело возможность спасения с помощью другой. В условиях глобальной цивилизации все происходящее становится абсолютным и окончательным, вне ее ничего больше на Земле не будет. Это – как единственный ребенок в семье: когда он погибает, род прекращается. В данном случае – род человеческий.

    В народе говорят: маленькие детки – маленькие бедки; большие дети – большие беды. Логика этой формулы полностью подходит к процессу глобализации. Когда-то он знал лишь локальные и не угрожавшие его существованию происшествия, теперь приходится иметь дело с глобальными проблемами, грозящими общепланетарной катастрофой и ставящими уже вопрос: быть или не быть человечеству? Мировой, транснациональный характер приобретает все большее количество проблем. О них уже можно говорить применительно ко всем сферам жизни – от состояния окружающей среды до международной преступности; от высокой вероятности прихода к власти политических авантюристов, способных дестабилизировать мир уже на планете в целом до возможности распространения новых видов болезней, от которых нет лекарств и методов лечения; от увеличения психической ущербности детей во всем мире до стремления ряда стран обрести ядерное оружие в ответ на давление лидеров глобализации.

    В информационной сфере к таким угрозам следует отнести перенасыщение и несбалансированность сферы общения, информационную избыточность и асимметричность информационных потоков в бытовой, трудовой и досуговой областях жизнедеятельности.

    Сегодня уже больше говорят об избыточности информации, чем о ее нехватке, жалуются на невозможность справиться со скоростью и темпами нарастания объемов информации, с «информационным мусором».

    Многие аналитики начала XXI столетия уже соглашаются с пророчеством американского футуролога Э. Тоффлера, сделанным почти полвека назад, что человечество погибнет не от нехватки сырьевых ресурсов и пищи, а от психологической перегрузки. В этом же направлении работает все более очевидный синдром беспокойства населения планеты, обусловленный усиливающейся дегуманизацией человеческого сообщества и общей неуверенностью в своем будущем.

    В итоге реальным следствием быстрого формирования глобального общества на основе происходящей информационной и телекоммуникационной революции оказываются не увеличение стабильности в мире и внутреннего благополучия населения планеты, но, напротив, нарастание проблем, деформирующих внутренний мир отдельных людей и ставящих под угрозу будущее человечества в целом. Поэтому, оценивая первые этапы мирового единения, приходится больше говорить не о том, что удалось сделать хорошего, а о том, где образовался очередной провал и является ли произошедшее обратимым.


    Духовная деградация человека – главная проблема безопасности

    Информационное общество, как никакое другое, имеет возможность формировать реальное единомыслие людей, добиваться от них нужного мировосприятия, закладывать общие стереотипы поведения, программировать необходимые желания – то есть создавать в масштабах всего мира человека-зомби, управляемого через средства коммуникации. Уже не семья и окружающая среда, не жизненный опыт поколений формируют личность, а информация, поступающая по тем или иным каналам.

    Причем если прежние диктаторские (колониальные) режимы, пытаясь сформировать нужного им человека, покоряли его физически, воздействуя на тело и биологические потребности, то информационное воздействие нацелено внутрь человека – на его душу и сознание. Это уже попытка более глубинного порабощения. На фоне унификации «обездушенного» человека фактически исчезают его способности к интуиции, наитию, озарению, следовательно, и к подлинному творчеству. Духовное и творческое оскудение неразрывно связаны между собой.

    Фронтальное наступление на внутренний мир человека обеспечивается сегодня массовой культурой, СМИ, бурным развитием поведенческих (бихевиористских) наук, методов и технологий управления поведением граждан, расширением возможностей постоянного контроля над действиями и даже мыслями индивида. Современные компьютерные сети позволяют накапливать и использовать обширную информацию о каждом человеке – его здоровье, политических установках и общественной активности, личных связях, финансовом положении, поездках и встречах. Собирать такую информацию с различных электронных досье можно сравнительно быстро и к тому же незаметно для самих граждан. На фоне нынешних технологий управления массовым сознанием методы тотального контроля при режимах Сталина и Гитлера выглядят примитивными. Новые возможности дает введение индивидуального налогового номера (ИНН). Планируется переход от многих расчетных карточек к одной, содержащей всю информацию о человеке. На Западе идет разработка специальных чипов, то есть миниатюрных электронных схем, которые можно вживлять в тело и которые в перспективе призваны заменить все досье и необходимые карточки. Все это работает на усиление контроля над людьми и нивелирование их поведения. «Нивелирование европейского человека таит в себе величайшую нашу опасность», – предупреждал столетие назад Ф. Ницше.

    В условиях глобального общества наступление на внутренний мир человека будет вестись единым фронтом, без каких-либо возможностей для оппозиции и альтернативных влияний. Что в этой ситуации ждет человеческий род? Устоит ли человек? Или окажутся правы те, кто утверждает, что в наступающую эпоху при все большей унификации знаний и внешних установок сознание людей будет деградировать, и они превратятся в существа, едва ли достойные называться человеком?

    Отличительной особенностью современной цивилизации является неизбежное вторжение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности. Именно они – основное строительное средство процесса глобализации и, главное, разрушения внутреннего мира человека, если он не готов противостоять этому.


    Человечеству необходимы различия между людьми и странами

    Жизнь возможна только в форме вечного движения, обновления, колебаний, непрерывных переходов из одного состояния в другое. Переходы – источник и двигатель жизни. Важнейшим условием постоянного обновления являются различия – между людьми, народами, цивилизациями. Только при встрече отличающихся друг от друга феноменов возможны удивление, нарушение привычного равновесия, неизбежная борьба, затем взаимная ассимиляция – пусть в каких-то частностях, – означающая переход в иное состояние, на другой уровень существования. Это очень трудный, мучительный, часто трагический путь, но он единственно возможный; только он – жизнь. Жизнь в любом своем проявлении, большом и малом, не терпит монополии. Глобализация же настойчиво ликвидирует последние различия между народами.

    Для манипуляторов сегодня важнейшая политическая задача – заставить всех говорить на одном языке в каждом государственном образовании, а затем и в планетарном масштабе. Уже есть немало доводов в пользу того, что землянам выгодно говорить только на английском. Все другие языки должны отмереть за ненадобностью?

    В настоящее время активно уничтожаются фундаментальные различия между Востоком и Западом, всегда являвшиеся важнейшим фактором исторического развития. Во второй половине ХХ века основные государства Востока бросились в погоню за развитыми странами Запада по уже накатанной колее. И немало преуспели в этом. Если уж изменил себе Восток, всегда отличавшийся особым духовным климатом, значит, можно сказать: мир становится единым и одинаковым, а рационализм – его всевластным хозяином. С какой непохожей на нее системой может встретиться в перспективе глобальная цивилизация, с кем вступит в борьбу, где найдет «разнообразие живое», чем будет обновляться, и что ассимилировать?

    Характерна в этом отношении судьба народа майя, очаг которого, по выражению французского биолога ХХ века Т. Шардена, «оказался изолированным и поэтому потух полностью». То же можно сказать о положении некоторых племен, проживающих в изоляции, без каких-либо контактов с иными сообществами и остающимися многие века на уровне первобытного состояния.

    По мнению Л. Н. Гумилева, «так называемые «изолянты», например, пигмеи тропических лесов Африки, считавшиеся находившимися «на ранних стадиях цивилизации», по сути, являются конечными, а не начальными фазами этногенеза». Иначе говоря, они пришли к положению «изолянтов» через сохранение полного внутреннего единства и отсутствие связи с чем-либо иным, существенно отличающимся от них по образу жизни. Не грозит ли единой и единственной на Земле рациональной цивилизации будущее «изолянта»?

    По свидетельству Платона, цветущая Атлантида начала свой путь к гибели после того, как один всевластный монарх подчинил себе всех остальных правителей и установил на острове жестокую деспотию. Единая сила воцарилась в древней стране. Спустя время следствием этого стали вседозволенность, развращенность, утрата духовности, общая деградация – и тех, кто находился на вершине пирамиды, и тех, кто должен был составлять ее основание. Остров погиб в пучине страстей, а затем – в морской пучине. Собственно, такова же судьба всех известных истории империй – от Римской до Советской. Это – общая закономерность. К сожалению, видимо, неосуществима на привычной нам основе золотая мечта о том счастливом времени, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». Все интеллектуальные программы такого рода оборачиваются тем, что вместо ожидаемого счастья или «светлого будущего» приходят еще большие страдания и даже трагические развязки. При их реализации неизбежно получается нечто подобное описанному Е. Замятиным в романе «Мы» «Великому Единому Государству», жизнь в котором подчинена «Часовой Скрижали», предписывающей, когда всем одновременно спать, когда вставать,

    когда работать, когда заниматься любовью. Долг каждого в этом Государстве – быть счастливым. За исполнением данного долга, как и других предписаний, строго следят недремлющее око Хранителей и сам Благодетель. «Единственной плодородной почвой» в этом «счастливом» мире оказывается, по утверждению писателя, асфальт.

    Кто или что в XXI веке сможет стать альтернативой безудержному движению к подобному миропорядку? Сегодня в противовес процессу глобализации происходит естественная активизация обратных устремлений – федерации распадаются, на их месте возникают отдельные самостоятельные государства. Но это временное протестное движение – в перспективе мелким странам тем более не устоять перед напором магистральной тенденции.

    Исламский фундаментализм, претендующий на роль основного противника «вестернизации» мира, тоже стремится к мировому господству, только на другой основе. Ему нужно, чтобы «мечетями заросли все континенты». И, конечно, – не ради веры, а ради власти и тех же властных выгод. Для него вера в этой борьбе – не цель, а средство.

    Видимо, при всем «умалении» человека современной действительностью надежды нашего мира на иное будущее могут быть связаны только собственно с человеком, с его богатым внутренним духовным миром, который должен и сможет противостоять информационным и иным угрозам.

    Вопросы для обсуждения

    1. Почему тысячелетиями людям не удается создать оптимальное для жизни общественное устройство?

    2. Что вы слышали о движении «антиглобалистов», как к нему относитесь?

    3. Что такое «золотой миллиард», кто определяет, по каким критериям люди входят в него?

    4. Как изменились ваши интересы и психологическая безопасность под влиянием Интернета?

    5. Чем опасно нивелирование под единый стандарт информационных систем всех людей и стран?

    6. Какова роль духовности в обеспечении безопасности человека и всего общества?









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх