• Функции физической культуры и спорта в обществе как средства нейтрализации техногенно-информационной гиподинамии и социально-психологической напряженности
  • Функциональная характеристика видов деятельности человека и физкультурно-спортивных упражнений
  • Представительство боевых искусств в перечне физкультурно-спортивных упражнений и характеристика единоборств
  • Место спортивной борьбы в системе упражнений физической культуры и спорта
  • Контрольные вопросы:
  • Введение

    Функции физической культуры и спорта в обществе как средства нейтрализации техногенно-информационной гиподинамии и социально-психологической напряженности

    В связи с достижениями научно-технического прогресса тезис Ф. Энгельса о том, что «Жизнь – это особая форма существования белковых тел», необходимо трансформировать в представление о том, что «Жизнь – это расширенное воспроизводство высокомолекулярных самоадаптирующихся соединений». В таком определении содержится первопричинность изобилия жизненных форм и их многочисленности, а также тот факт, что к размножению способны не только белковые тела, которые к тому же способны адаптировать свои функции к изменяющимся условиям окружающей среды.

    Таким образом, если для самосохранения субъекту как минимум необходимо прокормиться (воспроизвести себя), то для решения проблемы расширенного воспроизводства его деятельность оказывается намного сложнее, более проблемной и обязательно конфликтной.

    Жизнь человека подчинена единым законам природы. Основными из них являются:

    – борьба за собственное выживание, которая включает в себя добывание пищи, поддержание нормальной температуры тела и водного режима, сооружение жилища (укрытия), защиту от агрессора (хищника);

    – борьба за продолжение рода, которая включает в себя конкурентную борьбу за полового партнера;

    – непосредственное продолжение рода, куда входит забота о потомстве, охрана его жизни.

    Технический прогресс снял значительную долю физических нагрузок на организм, что выдвинуло пагубную для человека как биологического существа проблему века – гиподинамию. Привыкший к незначительным нагрузкам человек не сможет вынести неожиданных физических нагрузок, которые окажутся для него дистрессорными (Г. Селье, 1979) и поэтому гибельными.

    Культурный человек, учитывая этот фактор, должен, помимо основной производственной деятельности (особенно если она малоподвижна), заниматься физической культурой как средством, стимулирующим все функциональные структуры, перестраиваться, ориентируясь на более высокие нагрузки (П.К. Анохин, 1978).

    В этом аспекте физическая культура и спорт являются наиболее действенным средством в борьбе с гиподинамией (В.К Бальсевич, 1996 и др.).

    Каждому живому существу природой выделена избыточная адаптационная энергия для борьбы за самосохранение (поддержание внутреннего химического и температурного равновесия – гомеостазиса – и ограждение себя от внешних разрушающих сил).

    При отсутствии естественных для дикой природы экстремальных социальных условий (беспощадная борьба за самку, борьба за жизненное пространство и жизнь потомства) у человека зачастую накапливается значительное количество нереализованной избыточной адаптационной энергии, которая, как правило, выплескивается в виде различных правонарушений, направленных против личности.

    Уместно обратить внимание на тот факт, что большинство детей любит смотреть или читать «ужастики», а вся кинематография «кормится» за счет боевиков и триллеров, что свидетельствует об их высокой востребованности у взрослого населения, о наличии глубинной готовности организма противостоять стрессам такого рода и о дискомфорте при их отсутствии.

    К сожалению, подобные «произведения» воспитывают молодежь с непредсказуемым поведением, выведенным на подсознательный уровень.

    Участие человека в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях с их этическими нормами ставит физическую культуру и особенно спорт на первое место среди средств по снятию социально-психологической напряженности и направлению избыточной адаптационной энергии в безопасное и полезное для общества русло (Ю.А. Шулика и др., 2002).

    Функциональная характеристика видов деятельности человека и физкультурно-спортивных упражнений

    Виды деятельности человека вообще, а также виды физкультурно-спортивной деятельности можно разделить на 5 основных групп с подгруппами (Г.Г. Наталов, 1976; Ю.А. Шулика, 1996) (схема 1.).


    Схема 1.

    Классификация  видов деятельности (в том числе видов спорта) (три первых иерархических уровня)

    * – к кондиционным упражнениям относятся действия, измеряемые (фиксируемые) по системе CGS (в мерах веса, расстояния и времени).


    Если обратить внимание на суть данной классификации, то станет ясно, что каждый вид бытовой, производственной, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности имеет в себе особенности ее пространственно-двигательного содержания, эмоционально-психологических и физических нагрузок. На верхнем уровне данной классификации размещен признак, обусловливающий выбор данного вида деятельности почти неосознанно, на генетическом уровне. Конечно, имеется в виду выбор, приведший к долгосрочной и эффективной деятельности.

    Представительство боевых искусств в перечне физкультурно-спортивных упражнений и характеристика единоборств

    В вышеперечисленных биологических задачах большую роль играет защита себя и близких от прессинга более активных и агрессивных конкурентов. Такова биологическая сущность жизни без ее идеализации. Мы все участники «великого конкурса жизни» (А.Н. Бернштейн, 1991).

    Бытует мнение о том, что материальное изобилие снимет эту проблему. Оно ошибочно. Избыточная адаптационная энергия, выданная природой каждому живому существу, все равно будет искать себе выход. Неспроста в благоденствующих и цивилизованных странах существует феномен спонтанного хулиганства в виде коллективных футбольных погромов с выездом в чужие страны.

    В любой биологической популяции, независимо от уровня жизни, появляется определенный процент агрессоров – захребетников и даже каннибалов (В. Свинцов, 1994). Эта прослойка в человеческом обществе вступает в конфликт с его законами и представляет серьезную опасность для его членов.

    Прессинг агрессивного конкурента, особенно в раннем возрасте, зачастую проявляется в физическом воздействии, что требует от объекта нападения определенных навыков защиты и функциональной готовности их реализовать.

    Если женщине, с присущим ей неистребимым инстинктом самовыражения, умение защитить себя необходимо, в основном, в отношении назойливых и неэтичных поклонников или насильников, то мужчинам, с присущим им инстинктом самоутверждения, приходится защищать свою честь, честь своей девушки, свою жизнь и жизнь близких. Защищать себя и даже нападать ради самозащиты (превентивная защита) приходится задолго до перехода в юношеский возраст.

    Всем известно необъяснимое, на первый взгляд, стремление к противоборству в детском и юношеском возрасте. У каждого человека этот инстинкт проявляется в разной мере и в формах. Наиболее действенными в плане реализации инстинкта противоборства (как одной из базальной потребности мужчины) являются боевые искусства.

    Как видно на схеме, наиболее сложным видом деятельности являются единоборства, поскольку включают в себя не просто кондиционные и координационные показатели, но и необходимость реализовывать их в ситуациях жестко-контактного противоборства.

    Чем же отличается термин «единоборство» от термина «боевые искусства»?

    Во-первых, боевые искусства включают в себя более широкий круг деятельности, необходимый в бою. В них, кроме непосредственного взаимного контакта с противником, входят: стрельба из различных видов оружия, боевые передвижения с использованием технических средств и без них, шанцевые работы и маскировка, система выживания.

    По установившейся традиции к боевым искусствам относят и демонстрационно-артистические упражнения Ушу – Таолу и условно-контактные, координационно-операционные упражнения специальных (боевых) разделов таких систем, как дзюдо, каратэ-до и САМБО. Однако ни одно из них не способно выработать в человеке качество помехоустойчивости к стрессу, который возникает в условиях опасности для жизни и здоровья человека (R.E. Farmer L.H. Monahan, 1980).

    Если стресс (Г. Селье, 1979) является стимулятором для адаптации организма и его психики к сложным условиям среды (включая и нападение человекоподобного), то дистресс может привести к гибельному разрушению биологической системы. В частности, подобно гибели шоковое состояние (ступор), когда человек в условиях надвигающейся опасности теряет способность двигаться.

    Для предотвращения случаев такого реагирования наилучшим средством является единоборство, поскольку оно постепенно, в щадящих режимах готовит человека к перенесению больших физических и психологических нагрузок в конфликтных условиях. Именно поэтому оно является наиболее действенной частью боевых искусств так же, как спорт является наиболее действенной частью физической культуры.

    Место спортивной борьбы в системе упражнений физической культуры и спорта

    Ещё на заре человечества орудия использовались, прежде всего, как средства убийства на охоте, нападения и защиты в межплеменных конфликтах. С развитием первобытного общества совершенствовались орудия труда, а также и орудия нападения, о чем свидетельствуют многочисленные археологические данные.

    На наскальных рисунках, на барельефах, украшавших стены крепостей и дворцов времен Древнего мира, изображены приемы борьбы с использованием оружия и без него, в парных и групповых боевых ситуациях (Спортивная борьба, 1968, 1978; Л.В. Кун, 1982).

    Сведения об использовании приемов нападения и защиты с применением и без применения специальных орудий имеются с периода ранних цивилизаций (Азбука карате, 1990; В.П. Волков, 1940; Джиу-джитсу, 1970; И.Б. Линдер, И.В. Оранский, 1992; Ушу, 1990).

    Информация об Античном периоде свидетельствует о планомерной боевой подготовке, в том числе и в овладении приемами единоборств. Культ такой подготовки подтверждается, в частности, проведением гладиаторских боёв, в которых имели место парные и групповые бои с использованием каждой стороной неравноценного оружия. Это намного усложняло ход подготовки бойцов. О популярности таких зрелищ свидетельствуют факты участия в них патрициев и даже императора Коммода. Впоследствии в рыцарских турнирах также принимали участие аристократы и короли.

    Неравное экономическое и социальное положение крестьян и рядовых горожан, в сравнении с феодалами, вынуждало первых искать способы защиты от вооруженных притеснителей. Это был период зарождения боевых искусств с использованием подручных средств и без них для защиты от вооруженного профессиональным оружием врага. Этот процесс шел как на Востоке, так и на Западе.

    Появление защиты в виде панцирей у профессиональных воинов на время ослабило интерес высших слоев общества к боевым искусствам без использования оружия.

    В дальнейшем такое отношение объясняется появлением огнестрельного оружия и увлечением аристократии фехтованием на шпагах, рапирах, саблях со спортивным уклоном. Конечно, существовала и боевая подготовка фехтовальщиков с использованием во второй руке кинжала, плаща. Но эти способы были доступны только профессионалам и аристократии (А.Е. Тарас, 1996).

    Все эти факты свидетельствуют о прямой зависимости путей развития боевых искусств от субъективных интересов высших слоев общества.

    С появлением автоматического стрелкового оружия и необходимостью в связи с этим отказаться от действий в строю роль индивидуальной обученности рукопашному бою повысилась. В этот период отмечено возрождение интереса к боевым искусствам у таких государственных структур, как полиция, особенно тайная, служба разведки.

    Во всех странах войска специального назначения, воздушно-десантные войска, морская пехота, разведка, контрразведка, полиция, жандармерия, национальная гвардия и т.п. проходят достаточно сложную по содержанию боевую подготовку, значительную часть которой составляет раздел самозащиты без оружия и рукопашный бой.

    Использование единоборств как видов спорта в целях подготовки к службе в РККА началось в СССР путем включения борьбы в состав Всесоюзного комплекса ГТО.

    В правоохранительных силовых структурах была принята система САМБО, в которую входила борьба самбо.

    С 80-х годов даже в Советской армии и МВД унификация подготовки была нарушена, и «ассортимент» видов боевых искусств, предлагаемых к использованию в государственных силовых ведомствах, неоправданно расширился.

    Однако содержание профессиональной деятельности сотрудников государственных и негосударственных силовых структур привело специалистов прикладной физической подготовки к комплексному использованию ударной и борцовской техники в виде ведомственных видов безорудийного рукопашного боя (Военно-спортивная классификация и правила соревнований по армейскому рукопашному бою, 1997; Ю.Ф. Стацюра и др., 1992).

    Кроме ведомственных видов безорудийного рукопашного боя, в мире появились и другие спортивные виды комплексного единоборства такие, как Ушу – саньда, Кудо, Комплексный бой, Спортивный рукопашный бой (С. Иванов, Т. Касьянов, 2003), Бой «без правил» – Микс-файт М-1.

    Поскольку планомерной, программной подготовки по безорудийному рукопашному бою пока не ведется, в этих соревнованиях выступают представители различных видов единоборств.

    По данным педагогических наблюдений и анализа соревновательной документации, борцы самбо и греко-римского стиля являются лидерами среди чемпионов и призеров во всех видах современного рукопашного боя, что дает основание считать их базовыми для дальнейших занятий другими видами единоборств и боевых искусств.

    В особенности полезной для овладения любым видом борьбы является борьба греко-римского стиля (неспроста она ранее именовалась «классической»). Объясняется этот факт тем, что правила соревнований вынуждают спортсменов бороться в плотном захвате, а это предопределяет использование бросков, реализуемых за счет грудной моторики, обеспечивающей базовые для всех видов борьбы движения туловищем (в отличие от техники дзюдо с использованием более свободной связи через кимоно).

    Контрольные вопросы:

    1. Каковы жизненные потребности человека и качества, необходимые для их осуществления.

    2. Дать краткую характеристику аэробных упражнений на преодоление.

    3. Дать краткую характеристику скоростно-силовых упражнений на преодоление.

    4. Дать краткую характеристику демонстрационно-артистических упражнений.

    5. Дать краткую характеристику игровых неконтактных упражнений.

    6. Дать краткую характеристику игровых контактных упражнений.

    7. Дать краткую характеристику упражнений ударных единоборств.

    8. Дать краткую характеристику упражнений контактных единоборств.

    9. Дать краткую характеристику деятельностных сопряженных упражнений.

    10. Дать краткую характеристику деятельностных координационно-операционных упражнений.

    11. Дать краткую характеристику деятельностных интеллектуально-операционных упражнений.

    12. Назначение и состав боевых искусств.

    13. Место единоборств в составе боевых искусств.

    14. Характеристика различных видов единоборств.

    15. Социальные функции физической культуры и спорта.

    16. Физиологические функции физической культуры и спорта.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх