Загрузка...



ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР

Правильный удар представляет собой кратковременное нажатие на какую-либо точку. Для того, чтобы нанести правильный удар, вовсе не обязательно замахиваться издали. Более того, траектория и скорость доставки удара к поражаемой точке, т.е. ударной части, почти не сказывается на эффективности. Главным здесь является направление вектора сброса силы и обусловленная им форма сложения кисти или ударной части.

Существует два основных вида ударов — жесткий и хлыстовой. Жесткий изучается первым. Для его выполнения необходимо, чтобы, выпрямляясь, конечность превращалась в жесткую конструкцию, через которую, как через бильярдный кий, передается ударный импульс — волновой сброс энергии.

Айкидоки хорошо знают эту форму на примере упражнения ОРЭНАИ-ТЭ — «несгибаемая рука». По условию упражнения, в этот момент через руку производится «выдох КИ». Такая рука — или нога, принципиальной разницы нет — является достаточно надежным оружием, способным практически без потерь передать импульс на цель и поразить ее; но при этом необходимо сохранять подвижность соединения этого «оружия» с телом.

Подвижность нарабатывается постепенно. Из конечности формируется «оружие» нужной конфигурации, и им выполняются все атаки, при которых оно будет наиболее эффективным. В процессе отработки полезно чередовать удары рукой-«оружием» и атаки настоящим оружием, аналогичным этой форме руки. Так, кулаку соответствует булава, ладони — сабля, пальцам — нож и т.д. Это позволяет наиболее полно вжиться в образ и выставить оптимальную траекторию удара, не травмируя рук.

Наработке жесткой конструкции способствует упражнение «железная статуя», где поэтапно прорабатывается напряжение всего тела — от пяток до кончиков пальцев — смотря чем вы решите опереться на стену. Далее — поэтапно:

1. Займите необходимое вам положение перед каким-либо упором, например стеной и, сформировав «оружие»,

2. Упритесь «оружием» в препятствие так, чтобы вектор сброса силы соответствовал траектории вашего удара.

3. Давите на упор, пытаясь сдвинуть его с места. Никакого движения и изменения положения тела быть не должно — статуя не может шевелиться, — тем не менее вы трудитесь изо всех сил. Обратите внимание на то, какая система растяжек и распорок создается в вашем теле, как перераспределяется вес тела, какие мышцы напряжены. Следует добиться максимального напряжения: потом это парадоксальным образом облегчает вам расслабление «ненужных» мышц. Следующим этапом является «Пружина» (рис. 134).

Рис. 134.

1. Выставив свою «конструкцию» в полуметре — метре от упора,

2. «Падайте» на стену, сохраняя конструкцию и стараясь удерживать вектор силы на необходимой траектории. Сброс происходит в момент контакта с упором. Удар не должен нарушать жесткости конструкции — она же металлическая. Постепенно можно переходить к падению на пол.

«Пружинное» отжимание, часто демонстрируемое Джекки Чаном в своих фильмах, является одним из вариантов этого упражнения.

3. «Прыгайте» от стены, как пружина. Конструкция прогибается, но остается жесткой — нельзя определить, в каком именно суставе происходит изгиб. Со стеной может соприкасаться любая часть тела, через которую вы можете сделать сброс — кроме кулака или ступни это может быть плечо, спина, бедро, голова (рис. 135).

Рис. 135.

Следующим этапом является уменьшение величины жесткой конструкции. Теперь ваши ноги будут достаточно гибкими — жесткость сохраняется только выше пояса. Добейтесь нанесения сильного удара торчащей рукой за счет наклонов и поворотов корпуса.

Потом граница жесткости отодвигается еще дальше. Гибкими становятся спина и живот. Это не значит, что ноги, спина и живот должны трястись как холодец. Гибкость и вялость — не одно и тоже. Ваша расслабленность — это готовность к мощному сбросу энергии в момент контакта с целью. Далее — в активную работу включается плечо, что позволяет работать прямыми руками как палками. Затем мы вводим в действие локоть и получаем уже знакомую по каратэ и боксу дубинку в виде кулака, насаженного на предплечье. Но на этом не следует останавливаться — включайте запястье, идите дальше, до самых кончиков пальцев. Все тело должно стать гибким — но готовым моментально вонзиться в точку контакта.

Тело бойца не должно оставаться неподвижным. Силу движению дает именно корпус, конечности лишь «доставляют» ее к цели и там «сбрасывают», «проводят» или другими способами воздействуют на противника. Подвижный корпус дает еще и преимущество в защите, затрудняя прицеливание и, с другой: стороны, облегчая уходы и гашения (рис. 136).

Рис. 136.

Вы как бы «сваливаетесь» с бьющей конечности противника, «падая» вперед, на него — НА-ПАДАЯ, и вкладываете силу этого на-падения в удар (рис. 137).

Рис. 137.

В отличие от бокса, вложение силы в удар происходит не по среднему кругу, я по малому, что затрудняет использование вкладывания бойцом силы против него (рис. 138).

Рис. 138.

Поэтому направление удара редко оказывается перпендикулярным цели, а форма сброса[11] может быть самой разной — от простой черпающей до сложной спирально-восьмерочной формы «мытья кувшина».

1. Секуще-режущая форма.

Рис. 139.

Воздействие производится вскользь, прорезая поверхность цели подобно полозу саней, возникающая сила направления от себя, под углом к направляющим движения.

2. Раскрывающаяся форма.

Рис. 140.

Ударная часть как бы взрывается, распускается под действием огромного сброса энергии. 3. Рвущая форма. Движение направляется по касательной к цели, как и секущая, но, в отличие от нее, «зачерпывает» поверхность цели боевой частью, т.е. не режет, а зачерпывает, рвет.

Рис. 141.

4. Хватающая форма.

Рис. 142.

Воздействие производится под углом, близким к прямому, боевая часть резко напрягается, как бы захватывая поверхность цели. Лучше всего это видно на примере кулака (рис. 143).

Рис. 143.

5. Сверляще-штопорная форма.

Похожа на хватающую, но сопровождается спиральным закручиванием руки, ввинчивающей удар в цель. Сверлящая форма — при центре силы, двигающемся вдоль вектора удара. При сверлящей форме вектор силы проходит точно через руку, а в штопоре — нет, центр силы находится вне оси руки.

Рис. 144.

Эффект, ожидаемый от удара, может быть 4-х видов:

1. Дробящий эффект.

Рис. 145.

Полностью уничтожается пораженный участок, иными словами, после прямого удара такого типа в лицо человек оседает на месте, кости в точке удара ломаются.

2. Секуще-режущий эффект.

Рис. 146.

Ощущение резкой боли в месте контакта, поражение поверхностное, иногда страдает только кожа и близлежащие мышцы.

3. Проникающий эффект.

Рис. 147.

Повреждаются непосредственно внутренние органы за местом контакта, поражение сходно с компрессионно-гидравлическим — будто этот самый несчастный орган положили в полиэтиленовый пакет и с размаху шлепнули о стену. Этот эффект особенно популярен в Син-И.

4. Таранный эффект.

Рис. 148.

Энергия сбрасывается сквозь цель — это то, что так любят в американском кино, когда пятки подлетают выше головы, а сам прилипает к стенке метрах эдак в 5-ти от вас, т.е. удар является также и очень мощным толчком, воздействующим на противника как на единое целое.

Удар не должен уходить от цели по той же траектории, по которой он пришел. Вместо этого он должен проноситься дальше, замыкая круг. Такой способ позволяет сохранить инерцию удара и использовать ее для нанесения следующего. Нанесение удара по малому кругу и по большому[12], на первый взгляд существенно различаются, хотя форма воздействия и эффект могут быть одним и тем же (рис. 149).

Рис. 149.

Если мы будем делать ставку на одну форму удара или добиваться какого-либо определенного эффекта, мы обязательно будем проигрывать, потому что невозможно сказать, почему один удар лучше или хуже другого, без учета ситуации, в которой он был нанесен. К тому же, аналогичные ситуации могут быть решены самыми разными способами. Если бы существовал строго определенный ответ на каждое действие, невозможно было бы существование такого количества разных стилей, ни такого количества разных приемов.

Особо хотелось бы остановиться на использовании в качестве основного разрушительного оружия локтей, наносящий наибольшее количество таранных ударов. Удары и защита локтями присутствуют почти во всех системах боевых искусств, но могут быть использованы с большим трудом, так как, согласно их требованиям, корпус требуется держать вертикально, а стойку сохранять широкой и приземистой, что сильно затрудняет их применение (рис. 150).

Рис. 150.

Активные действия локтями требуют мобильной, прыжковой работы ног и включение в удар рукой всего корпуса (рис. 151).

Рис. 151.

Это позволяет локтю действовать очень широко и активно охотиться за прорывающимися сквозь первые линии мощными атаками противника. Так, в американском футболе нападающий легок и быстр, а защитник мощен и массивен. От него только требуется выполнить быстрый и короткий рывок, что локоть с успехом и выполняет (рис. 152), поражая короткими поперечными атаками те цели, которые оказываются в пределах его досягаемости. Ему нет нужды гоняться за целями, противник «дает» ему их сам (рис. 153).

Рис. 152.Рис. 153.

Одновременно с этим удары локтем развивают мускулатуру торса и используются как база для наработки движений рук. Включая в движение корпус, локти используются также для бросков и перемещений (рис. 154).

Рис. 154.

Большой простор фантазии дает работа локтем и кистью по принципу «наматывания-разворачивания», когда локти и кисть рассматриваются как два конца деревянного портновского метра, на который наматывается ткань (рис. 155).

Рис. 155.

Используя локти наравне с остальными частями и трезво отдавая себе отчет в их возможностях, мы, по принципу «родственных связей», можем довести количество одновременных угроз до 6-ти или 7-ми[13] (рис. 156а, б).

Рис. 156а.Рис. 156б.

Примечания:



1.

Агашин Ф.К. Биомеханика ударного движения. М., Наука, 1977.



11.

Форма сброса — непосредственная форма воздействия на цель во время кимэ, определяется тем, какую именно траекторию проходит кулак в то время, когда он поражает цель.



12.

Большой круг предусматривает вращение корпуса вокруг оси или центра.

Малый круг — центр вращения вынесен за пределы тела, так называемый «шар», который рекомендуют вообразить себе специалисты по «тай цзи».



13.

Угроза — действие, потенциально опасное для противника, требующее принятия ответных мер. Типа положения «шах» в шахматах. Таким образом, угроза — это атака или атакующее положение до вложения силы корпуса, до начала сброса.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх