7. Практика таолу

Работе с формой мы уделим особое внимание. Здесь мы попытаемся изучить те самые методы, которые позволят нам "изменять ткань реальности" и таким образом понять иллюзорность этого мира, осознать себя актером, постичь "игры разума".

Что касается самой формы, то можно использовать любую нам доступную. Важны наши "игры" с этой формой.

Технически наиболее простыми являются формы стиля Ян. В продаже есть кассеты с этими формами. Будем считать, что вы купили подобную кассету и изучили ее содержимое. А может вы посещали уроки тай-чи и изучили форму там. Это, скорее всего 24. На кассетах чаще всего встречаются следующие формы — 24, 37, 88 и 48. На мой взгляд, лучше всего подходят 48 и 37 формы. Там много круговых движений, в отличие от прямолинейной 24. Можно также использовать комплекс "Тринадцать базовых движений".

Самое важное то, что вы изучили форму на столько, что в состоянии выполнить ее самостоятельно без остановки. В ваших движениях пока ничего нет, кроме попугайского повторения. Это то, что китайцы называют "парчовым кулаком". Но не стоит отчаиваться — "Путь в тысячу ли начинается с первых шагов". Легко смеяться тому, кто ничего не делает. И китайцы зря смеются. Не надо было скрывать секреты. А если скрыли, то не стоило распространять стиль. Держали бы и его в тайне. Получается, люди годами занимаются, а на деле ничего не добиваются.

Методы работы с тао.

1. Наиболее важные элементы.

В единоборствах разделяют три уровня движений. Первый — движение конечностью или отдельной частью тела. При таком типе все части тела двигаются независимо друг от друга. Что касается ци, то она концентрируется только в ударной конечности. При этом используется мышечное напряжение. Ци, которая применяется в данном случае, будет "жесткой".

Второй — движение телом. В данном случае вы двигаетесь как единый монолит. Конечности двигаются только вместе с телом. Ци либо распределяется по всему телу, либо концентрируется в нижнем дань-тянь. Сила удара генерируется либо поясницей, либо исходит от стоп. Метод начала движения от поясницы называется "шаром тайцзи", генерация от стоп — "цзинь шелкового кокона". Ци в данном случае может быть и "мягкая" и "жесткая". Сила удара определяется не мышечной концентрацией, а четкой координацией движений. На втором типе работают все внутренние стили.

Третий — движение связано с дыханием, сознанием и чередованием мышечного напряжения и расслабления. По телу как бы прокатывается волна. Ее сила такова, что противник отлетает от вас при попытке нанести удар. Вы же вообще ничего не делаете, никаких движений. Ци в данном случае будет "мягкой".

1) Правило 6 внешних координаций.

Кисть двигается одновременно со стопой, локоть с коленом, бедро с плечом. Речь идет об одноименных частях тела. Помимо этого, кисть никогда не выходит за носок стопы, локоть не выходит за линию плеч, за исключением некоторых движений. Локоть всегда прикрывает подмышечную область, даже тогда, когда мы высоко поднимаем руку над головой. Локоть не выходит за линию одноименного колена. Плечи и таз всегда параллельны земле. Движение всегда параллельно земле, нельзя двигаться как скачущий мяч, то есть нельзя произвольно то подниматься, то опускаться. Исключение составляют заведомо высокие или заведомо низкие позиции. Например "золотой фазан" (позиция на одной ноге — хэ бу), или "низкая позиция кнута" (падающий шаг или шаг слуги — пу бу).

Одноименное колено никогда не выходит за носок. Нога в колене не сгибается больше, чем на 90 градусов, за некоторым исключением. Голова всегда поворачивается вместе с туловищем. Для этого необходимо представить, что у вас нет шеи. При перемещении вес полностью переносится на опорную ногу. Перемещаемая нога идет только вместе с корпусом. Голову держим так, будто она подвешена за волосы. Позвоночник принимает правильное положение, описанное в первой книге. Ноги всегда плотно прижимаются к земле 9 точками стопы. Линия плеч и бедер всегда параллельна земле.

2) Правило 3 внутренних координаций.

Сознание управляет дыханием, дыхание управляет движением. В начале следует добиться правильного положения тела во время выполнения комплекса. Сам комплекс построен таким образом, что все вышеперечисленные компоненты получаются сами собой. Необходимо сознательно проработать эти компоненты. Ни в коем случае нельзя выполнять сразу все элементы. Их следует вводить по одному. Когда вы можете выполнить 6 внешних координаций, следует включить дыхание в упражнение. Общее правило дыхания — к себе вдох, от себя выдох, вверх — вдох, вниз — выдох.

3) Правило "глазного духа" яншэнь.

Когда удалось соединить дыхание и движение, присоединяется сознание. Правило яншэнь: "Куда направлен взгляд — туда направлена ци, куда направлена ци — туда направлена сила ли". На первых этапах взгляд направлен на ударную конечность, на более поздних этапах, взгляд расфокусирован и никуда не направлен.

Для отработки всех вышеперечисленных компонентов рекомендуется выполнять форму ежедневно по 20 раз. Можно начинать с 5 раз за тренировку. За одну тренировку рекомендуется выполнить форму не меньше 10 раз. В этом случае, чтобы выполнить 20 форм, делается 2 тренировки за день. Если вы практикуете 88 или 108 формы, то их можно выполнять по 10 раз в день и 5 раз за одну тренировку.

В среднем для отработки всех изложенных компонентов уйдет от 3 до 6 месяцев.

4) Правило прямой конечности.

Следует помнить, что конечности никогда полностью не разгибаются. Это очень важный момент, который поможет избежать травм.

При отработке всех вышеперечисленных компонентов используем 1 тип шаолиньского дыхания цигун. В тай-чи его называют дыханием позднего неба. При этом концентрируемся на нижнем дань-тянь.

2. Новые компоненты игры с формой.

1) Расслабление — сун.

Форма выполняется с максимальным расслаблением тела. Движение идет от пупка, конечности двигаются вместе с корпусом. Во время выполнения упражнения представляют пух на ветру. Ваши руки и ноги уподобляются ему. Нога ставится очень мягко. Одним из критериев легкости является возможность бесшумно выполнять форму на скрипящих половицах.

2) Медленность.

Форма выполняется максимально медленно. Если в норме на 24 или 48 формы уйдет от 3,5 до 7 минут, то здесь время доводится до 40–45 минут. 108 или 88 формы выполняются от 1 до 1,5 часов.

3) Круговое движение.

Любые движения идут по дуге или кругу. При этом форма выполняется в утрированном виде. Все движения доводятся до абсурда.

4) Плавность, равномерность, непрерывность.

Необходимо добиться, чтобы движения были плавными и равномерными. А также как бы перетекали одно в другое. Посторонний наблюдатель не должен заметить прерывистости или остановки. Иногда это сравнивают с вытягиванием нити из шелкового кокона. Стоит остановиться, а затем снова продолжить движение, как нить порвется. Некоторые мастера говорят о том, что тай-чи родилось в семье ткачей.

5) Три силы.

Всегда есть три вектора силы. Два идут вдоль позвоночника и один вдоль ударной конечности. Нижний вектор это укоренение стоп, верхний — подвешивание макушки. Средний — направленная вдоль конечности сила цзинь.

6) Выполнение формы на большой скорости.

Форма выполняется за 5-10 секунд. Речь идет о 24, 37 и 48 формах.

7) Зеркальное отражение.

Все формы являются правосторонними. Следует отметить, что в большинстве форм чаще наносят удары правым кулаком и правой ногой. Зеркальная форма является левосторонней, то есть симметричной правосторонней. Зеркальная форма повторяет все вышеизложенные компоненты.

8) Три уровня выполнения формы.

Различают высокий, средний и низкий уровни. Высокие стойки позволяют увеличить скорость выполнения формы, а также уменьшить физическую нагрузку. При выполнении высокого варианта тао, следует уменьшить амплитуду движений. Однако здесь очень маленькая устойчивость. Низкий уровень дает сильную физическую нагрузку. При этом амплитуда движений максимальна. На этом уровне очень трудно расслабить мышцы тела. Этот уровень очень устойчив, но при этом страдает маневренность и скорость. Средний уровень оптимален для тренировки. С него рекомендуется начинать. В результате необходимо соединить все в единое целое. В этом случае не имеет значение высота стоек. Сила, устойчивость и маневренность будут одинаковы на всех трех уровнях.

9) Принципы сюй (пустое) чи (полное) и ган (мягкое) жоу (жесткое).

На данном этапе применяют 2 и 3 типы дыхания цигун в шаолиньской традиции. Затем используют дыхание 5 врат и боевое дыхание хэнн-хаах. Рассмотрим эти принципы с использованием 2 типа дыхания. Ганн и жоу — на вдохе тело напрягается, а конечности расслабляются. При этом руки движутся к телу. На выдохе тело расслабляется, а конечности напрягаются. В первую очередь речь идет об ударной конечности. Сюй и чи немного сложнее для понимания. Рассмотрим их на примере правосторонней позиции гунбу. Передняя опорная правая нога будет полной. На нее переносится до 70 % веса тела, то есть основная масса. Задняя нога будет пустой. Теперь руки. Правая рука должна быть пустой, а левая полной, то есть ударной. Основным в сюй и чи будет то, что если правая нога полная, то правая рука пустая, левая нога пустая, левая рука полная и так далее.

10) Принцип перемен.

Смысл этого принципа заключается в том, что каждая тренировка происходит в зависимости от настроя занимающегося и может быть использован любой из вышеперечисленных элементов или все сразу.

Показателем правильности занятий будет такое ваше состояние сознания, при котором вы вписываетесь в окружающее на столько, что незаметны для людей, животных и птиц.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх