Верховный авторитет основателей и лидеров культов

Один из важных признаков культов можно определить ответом на вопрос, каким авторитетом и какой властью основатели и лидеры культов пользуются в отношении к членам своих движений. Мы не говорим здесь об обыкновенном уважении, которое могут иметь рядовые члены к своим руководителям. Уважение к лидерам должно проявляться во всяком обществе и во всякой организации. Слово Божие учит нас уважать как гражданские власти, так и церковных иерархов. Создатели культов имеют в виду такую власть и такие права, какими не пользовались даже Христовы апостолы.

Дело в том, что во многих культах их основатели считаются богами, Христами, мессиями, пророками и непогрешимыми вождями. Претензии на власть со стороны некоторых основателей и лидеров культов настолько высоки, что, кроме ближайших сотрудников, остальные члены являются практически рабами. Эти члены должны работать, как рабы, почитать лидеров как почитают рабы господ и во всем исполнять их волю. Все это начинается тогда, когда лидер культа ставит себя на место Бога или Христа.

Есть данные в истории Церкви о том, что известный по книге Деяний апостолов Симон волхв начал считать себя впоследствии Богом в человеческом теле и Спасителем мира. Он ходил по городам Римской империи, распространяя свое дуалистическое учение, которое было подобно учению гностиков. Его преемник Менандер, о котором мало известно, тоже считал себя Богом. Бехаулла, основатель универсалистского культа бехаев, считал себя «Божественным Явлением, солнцем Правды, освещающим мир сердец и душ и воспитывающим помышления, нравственность и характеры людей». Согласно священным книгам бехаизма, Бехауллу нужно славить так, как славят вездесущего и безгрешного Бога. Мы уже говорили о том, что основатель хлыстовщины в России Даниил Филиппович считал себя воплощением самого Бога Саваофа, а своего преемника Ивана Суслова именовал собственным Сыном Божиим. Делая такие заявления, не удивительно, что они ожидали от своих последователей беспрекословного повиновения.

Интересен случай в Америке, когда в 1914 г. один человек африканского происхождения по имени Джордж Бэйкер объявил себя Богом. Вначале мало людей ему верило. В 1927 г. в его группе насчитывалось около сорока человек. Однако Бэйкер не унывал. В тридцатых годах, во время экономической депрессии, он переменил свое имя на Отца Божественного и начал усиленно заниматься благотворительной деятельностью. Он кормил бедных, находил работу для безработных и делал много других добрых дел. Люди начали приходить к нему. К 1936 г. у него было 160 миссионерских точек в разных штатах Америки. Его последователи не шутили, когда говорили о нем, как о Божественном.

А этот Отец Божественный вел себя в самом деле так, как будто бы он был действительно необычным человеком. Он управлял организацией, как настоящий самодержец. Кроме многих дорогих автомобилей, у него был также специально оборудованный автомобиль с престолом. Божественный называл его «престольным автомобилем». Когда он ехал на своем «престольном автомобиле», то, нажав кнопку, мог открыть крышу машины и показать себя сидящим на престоле. Бэйкер даже провозглашал, что он никогда не умрет, и многие его последователи в это верили. Однако в 1965 г. он умер к удивлению десятков тысяч своих последователей. После его смерти культ перестал существовать.

В 1950 г. в Голландии простой рыбак по имени Лоуренс ван Воортхуицен также объявил себя Богом и тоже провозгласил, что никогда не умрет. Нашлись люди, которые ему поверили, и таким образом образовался культ лоуменшенов — людей Лоу. Этот невежественный человек учил, что Библия людям не нужна и спасутся только те, кто будет следовать за ним. Однако, несмотря на заявление о своем бессмертии, он умер в 1967 г. к удивлению всех своих последователей. Культ лоуменшенов тоже вскоре исчез.

Лидер индуистского культа под названием «Миссия Божественного света» гуру Махарадж Джи считался и продолжает считаться своими последователями богом во плоти. Мы знаем, что индусы верят в существование многих богов и поэтому в этом случае одна претензия не служит опровержением другой. Члены «Миссии Божественного света» называют своего гуру вождем, выводящим людей из тьмы к свету, и подателем совершенного знания.

Этот гуру прибыл в Америку в 1971 г. в возрасте 14 лет. Он основал свою миссию, объявив себя воплощением бога в двадцатом веке. Махарадж Джи приобрел себе многих последователей, которые буквально поклонялись ему. Молодой американец Джим рассказывал позже о том, что однажды в 1973 г. он и другие поклонники стояли в очереди шесть часов для того, чтобы приблизиться к своему гуру и поцеловать его «лотосные ноги». Мы можем только сказать: «Какое богохульное превозношение одного человека над другими и какое унижение его последователей!»

Есть те, кто не называет себя богами, но считает себя мессиями или пророками. Например, так думал о себе лидер культа «Народный Храм» Джим Джонз, который в 1976 г. переселил своих последователей из Америки в Гайану. В конце ноября 1978 г. весь мир облетела ужасная весть о том, что около девятисот членов его культа и сам Джонз погибли, отравив себя ядом. Джонз некоторых уговорил, некоторых принудил выпить яд. Поводом для этого был слух о мнимом нападении отряда американской разведки на сторонников культа Джонза.

В молодости Джим Джонз был знаком с Джорджем Бэйкером, который называл себя Богом и Отцом Божественным. Джонзу тоже захотелось такого же почета. Однако Джонз не стал называть себя Богом, считая достаточным говорить о себе как о новом воплощении Христа. Этот самозванный мессия был абсолютным диктатором своих несчастных жертв, которых он в конце концов погубил.

Госпожа Мэри Бэйкер Эдди, основавшая культ «Христианская наука» в Бостоне в 1875 г., говорила о себе следующее: «Бог приготовлял меня много лет для принятия этого окончательного откровения абсолютного божественного Принципа научного умственного исцеления». Этот культ существует до сих пор, и авторитет г-жи Эдди для членов культа является таким же высоким, каким был во время ее жизни.

Основатель культа «Дети Божий» Давид Берг, назвавший себя Моисеем (сокращенно Мо), тоже выдавал себя, если не за мессию, то за человека, который был призван Богом для исполнения особой мессианской роли. Берг основал свое движение на христианском учении, но затем уклонился от нравственного учения Христа, сделав его развратным и оккультным движением. Вместо того, чтобы жить по Библии, члены культа стали жить по учению периодических посланий Берга, следуя его личному примеру.

Берг был таким же абсолютным диктатором для своих последователей, какими были лидеры других необычных культов. Члены «Детей Божиих» его боялись и подчинялись не только в вопросах учения, но также и в самых мелких жизненных делах. Одна девушка по имени Джанис Эванз прожила несколько лет как член этого культа. Она рассказывала, что однажды Бергу, считавшему себя знатоком всего, взбрело на ум запретить своим подопечным употребление шелковой нити для чистки зубов, которой люди часто пользуются в Америке. Джанис не подчинилась и решила не прекращать употребление шелковой нити. Когда руководитель группы увидел это, он строго обличил ее в неподчинении своему высокоуважаемому лидеру.

О Сюзанне Аламо, руководительнице движения «Христианское учреждение» ее последователи говорили, что каждое слово ее исходит «прямо от престола живого Бога», а Пол Эрдман, лидер культа «Семья Любви» в штате Вашингтон, почитался своими последователями как представитель Христа на земле, благородной целью которого было создание истинной семьи Божией. Имея такие сведения об этих лидерах, нам понятно, что Сюзанна Аламо и Пол Эрдман были абсолютными диктаторами в своих культах.

Одна бывшая последовательница корейского мессии Сан Муна рассказывала: когда однажды Мун посетил гостиный дом своего культа в Калифорнии, то все, что бы он ни употребил и к чему бы ни прикоснулся, было поделено потом между его приверженцами, которые его обслуживали. Эти вещи в их глазах стали священными реликвиями. Его поклонники пожелали сохранить эти вещи для своего потомства, как верующие хранили в средние века «стружки с креста Господня». Слуги Муна были настолько убеждены в его превосходстве, что у них сложилось следующее впечатление о нем:

«Мун имел нечто величественное в своей осанке. Когда он заходил в комнату, мы чувствовали, что будто нас ветром придувало к стене. Он распространял невидимую силу вокруг себя. Чувствовалось, что, если кто-то выстрелит в него, пуля свернет в сторону. Нельзя было без благоговения приблизиться к нему или прикоснуться к вещи, которой он касался. Он обладал какой-то мистической силой. Нам говорили, что, когда он бывает в зоопарке, все звери бегут в ту сторону, где он находится. Когда он подходит к аквариуму, все рыбы подплывают к нему. Он имеет власть над всем существующим. Я чувствовала, что каждый листочек дерева, каждая песчинка, действительно, оживают в его присутствии»[15].

Как мы уже упоминали во второй главе, в городе Кульдже (Западный Китай) в пятидесятых годах нашего столетия среди русского населения возник культ под руководством Ивана и Нины Курганаевых. Это была группа около сорока человек, отделившихся от церкви Пятидесятников. Люди называли их курганаевцами.

По свидетельству друзей автора этой книги, которые были членами курганаевского культа, Иван Курганаев три года прожил затворником. Он не выходил из дому и все это время «очищался», чтобы стать достойным говорить с Богом. После этого он был объявлен святым посредником между Богом и людьми. Никто не имел права даже его касаться, поэтому все дела и связь с членами культа находились в руках Нины. Обычно люди обращались к ней, чтобы узнать «волю Божию», а она докладывала мужу, который «говорил» с Богом. Ответы мужа Нина передавала людям. Главную роль, конечно, во всем играла жена Ивана Курганаева, без разрешения которой ни один член культа не мог сделать и шага. Диктаторство их было абсолютным.

Интересные сведения даны на эту тему в книге «Труд и мирная жизнь» Семена Федоровича Рыбина, который был одно время личным секретарем и переводчиком лидера канадских духоборов Петра Васильевича Веригина. В ней довольно ярко нарисован портрет Веригина, который пользовался безграничной властью среди своих подчиненных. Все, что бы он ни делал, сходило ему с рук, потому что у духоборов с самого начала был обычай почитать своих вождей как Христа. Чтобы показать это, мы приведем три следующих случая.

Однажды среди лета духоборы собрались на свое богослужение утром на открытом воздухе. Из-за жаркой погоды собрание должно было начаться в 7 часов утра и закончиться, когда начнет припекать солнце. Народ собрался вовремя, а Петр Веригин, который должен был руководить собранием, не пришел. Накануне вечером он приехал сюда с новенькой «племянницей» и утром спал. Прошло шесть с лишним часов. Народ томился от голода и жары. Наконец, один из приближенных вождя на свой риск предложил начать богослужение после часа дня. Оно началось и продолжалось до четырех часов дня. Незадолго до окончания вдруг явился Петр Веригин со своей свитой. Рыбин описывает следующим образом то, что произошло дальше:

«Это что такое? — крикнул вождь в страшном гневе. — Кто вам позволил начинать без меня богомоление, проклятые вы людишки?» Народ, пораженный, как громом, притих и оборвал богомоление. После долгой и жестокой нахлобучки и проклятий в адрес богомолов вождь становится на свое место и читает «Отче наш», и богомоление «законное» начинается снова. По окончании литургии вождь читает проповедь об учении Иисуса Христа, его любви к униженным и обиженным, о полном равенстве людей... Собрание закончилось в 7 часов вечера, и народ, не евши, не пивши, расходился с поникшей головой, чувствуя тяжесть проклятий на своей душе, а за что?»[16]

Следующим примером является случай, когда Веригин был на собрании в селе Надежда и много ораторствовал о том, что люди должны быть добрыми и никому не делать зла. Он говорил, что, если даже он прикажет кому-то из своих последователей побить какого-то человека, они не должны этого делать. Рыбин описывает дальше:

«Почтенный старичок Гриша Глебов внимательно слушал, а потом громогласно и торжественно сказал: «Петюшка (так обычно обращались духоборы к своему лидеру. — Я. П.), я заявляю перед вами и всем миром: если вы прикажете мне убить человека, я с радостью убью». Петр Веригин долго хохотал и, потрепав старика по спине, сказал: «Это неправильно, Гриша!» Но по всему было видно, что такая безграничная преданность была по душе вождю. Глебов, как и многие другие, гордились этим»[17].

Когда однажды случился конфликт из-за земли между духоборами и канадским правительством, Петр Веригин в гневе заявил:

«Раз у нас отбирается земля силой, то духоборам придется топить в реке своих детей и стариков, потому что нет другой возможности существовать». Это заявление, как пламя, пронеслось по всем газетам Канады, и многие, помня походы голышманов, боялись, что духоборы приведут эту угрозу в исполнение. Некоторые полагали, что вождь заболел психически.

Один старичок Ваня Быканов, лет 80, глубоко верующий, исполнил эту угрозу: подойдя к громадной реке, он прочел «Отче наш» и, сказав: «Господи, благослови!», потихоньку стал заходить в воду все глубже и глубже, пока не скрылся с головой и «поплыл на тот свет, в небеса, на суд Божий». Так старик закончил свой тяжелый и тернистый земной путь. Он был мирным и добрым работником и переносил много оскорблений и насмешек от людей, считавших его «простачком»»[18].

Рыбин приводит много других случаев, которые показывают, какие страдания переносили люди из-за безграничной власти своего вождя. Слово Божие ясно показывает, каков должен быть авторитет служителей Христа и как должны верующие относиться к ним. Мы видим это на примере самих апостолов и на основании учения, которое они оставили. Поведение апостолов, о чем мы читаем в Новом Завете, показывает, что они не были диктаторами. Они старались быть такими служителями, какими хотел их видеть Христос. Их авторитет заключался не в господстве над народом Божиим, а в силе Божией, проявляемой в их служении и в высоконравственной жизни.

Правдиво и прекрасно высказался по этому поводу ап. Петр в своем Первом послании в 5 главе. Прежде всего он дает наставление пастырям, чтобы они не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия пасли Божие стадо. Он подчеркивает необходимость примерной жизни самих служителей. А после этого Петр увещевает верующих повиноваться своим пастырям ради справедливости и порядка. В заключение Петр говорит: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Призыв Петра подчиняться друг другу имел в виду и то, что пастыри тоже должны считаться с народом Божиим ради единства в деле Божием. Руководящее положение не дает никакого права на диктаторство.


Примечания:



1

Irving Hexam & Klara Poewero Understanding Cults and New Religions. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans. 1986, p. 73—74



15

Ronald Enroth, Youth, Brainwashing and the Extremist Cults/ Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1977, p. 108.



16

С. Ф. Рыбин, Труд и мирная жизнь (Сан-Франциско, Калиф.: «Дело», 1952), с. 198—199.



17

Там же, с. 210—211.



18

С. Ф. Рыбин, Труд и мирная жизнь (Сан-Франциско, Калиф.: «Дело», 1952), с. 225—226.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх