• Адам
  • Каин
  • Енох
  • Ной
  • Нимрод
  • Мелхиседек
  • ПРАОТЦЫ

    Адам

    В третий день творения Бог отделил воду от суши и назвал сушу землёю, а воду морем. И увидел Бог, что это хорошо. И тогда Он велел произрасти из земли деревьям, приносящим плоды, и травам, сеющим семя. От этого покрылась она зеленью, и наполнился воздух шелестом листьев и трав.

    В четвёртый день Бог сказал: «Да будут на небе светила, освещающие землю!» И стало так. Для дня Бог создал солнце, а для ночи — луну со звёздами. И увидел Бог, что это хорошо. В пятый день Он сказал: «Пусть произведёт вода пресмыкающихся, и птицы да полетят над землёю по тверди небесной!» И сотворил Бог рыб, плавающих в глубине вод, и птиц, летающих по небу.

    И был вечер, и было утро, наступил день шестой. В этот день Бог трудился, создавая всякого рода земных зверей. А на закате дня Он из земного праха сотворил человека и вдохнул в него дыхание жизни. Человек был создан по образу и подобию Божьему и получил такую душу, благодаря которой по уму и пониманию превосходил всех животных земных, водных и летающих. Имя ему было Адам.

    Так завершил Бог дела Свои к седьмому дню и в этот день ничего уже не делал, отдыхая от трудов. Точно так же Он на вечные времена велел поступать людям, запретив им трудиться в седьмой день недели, поскольку Сам в этот день ничего не творил и не создавал.

    Бог насадил райский сад в Едеме на востоке, взял Адама и поселил его в раю, чтобы он возделывал и хранил его. И были там всякие деревья приятные на вид и хорошие для пищи. А посреди рая Бог поместил два дерева — дерево жизни и дерево познания добра и зла. Он сказал человеку: «Со всякого дерева в саду ты можешь рвать плоды его, но не ешь плоды с дерева познания добра и зла, ибо ты умрёшь в тот день, когда попробуешь их!»

    И стали приходить в Едем все животные полевые и все птицы небесные, которых создал Господь. Адам каждому из них давал имя. Льва он назвал львом, а змея змеем, и так каждый стал жить под тем именем, которое получил. Но никто из них не годился Адаму в помощники. Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному — сотворим ему помощника, такого же как он!» Бог навёл на Адама крепкий сон; а когда он уснул, взял одно из его рёбер и создал из него женщину. Так стали они жить вдвоём — Адам и его жена, наречённая Евой (что значит «Жизнь», ибо ей предстояло стать матерью всех живущих). Оба были наги, но не стыдились этого, потому что не знали, что такое зло.

    Из всех зверей, созданных Господом, змей был хитрее всех. Однажды змей сказал женщине: «Почему вы не едите плодов с дерева познания добра и зла?» — «От того, — отвечала она, — что нам запретил это Господь, мы умрём, едва попробуем их». Но змей возразил: «Нет, не умрёте. Бог запретил вам вкушать от плодов этого дерева, потому что знает: в тот день, когда вы их попробуете, ваши глаза откроются, и вы будете как боги, знающие добро и зло». Женщина увидела, что дерево хорошо для пищи и что плоды его приятны для глаз; сорвала их и ела. Она дала также мужу своему, и он ел. Взглянув друг на друга, мужчина и женщина увидели вдруг, что наги, и устыдились. Они сшили смоковные листья и сделали себе пояса.

    Тут они услышали голос Господа Бога, проходящего по раю во время прохлады дня, и скрылись между деревьями. Господь позвал Адама: «Адам, где ты?» Он сказал: «Я услышал Твой голос и скрылся, потому что я наг». — «Кто открыл тебе, что ты наг? — спросил у него Господь. — Не ел ли ты плодов с дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Адам признался: «Жена дала мне их, и я ел». А женщина отвечала: «Змей обольстил меня, и я ела». Господь сказал человеку: «За то, что ты послушался жены и съел запретный плод, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни твоей жизни; в поте лица будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо ты прах и в прах возвратишься!»

    Вслед за тем Господь сделал людям кожаные одежды и одел их. Он сказал ангелам: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. Как бы не простёр он своей руки и не взял также плодов от дерева жизни, чтобы жить вечно». И выслал Господь Адама из Едема, повелев ему возделывать землю, из которой он взят. А у райского сада поставил херувима с пламенным мечом — охранять путь к дереву жизни.

    Каин

    После того как Адам и Ева покинули рай, у них родились сыновья Каин и Авель. Авель стал пастухом, а Каин был первым, кто изобрёл хлебопашество. Младший Авель старался быть справедливым и стремился к добру. Он был уверен, что Господь видит все его дела. Каин же, напротив, был человек порочный и имел в жизни только одну цель — получать выгоду.

    Однажды братья принесли дары Господу. Каин положил на алтарь несколько колосьев, а Авель выбрал из своего стада лучшего ягнёнка. И принял Господь дары Авеля, а Каинов дар не принял. Каин спросил: «Почему твоя жертва принята, а моя отвергнута?» Авель ответил: «Моя жертва принята потому, что я люблю Бога, а твоя не угодна Ему от того что ты любишь одного себя!» Сердце Каина наполнилось завистью, и когда братья отправились в поле, он напал на Авеля и убил его.

    Спустя какое-то время Господь спросил Каина: «Где брат твой Авель?» Каин отвечал: «Не знаю. Разве я сторож брату своему?» Господь сказал: «Что ты сделал? Проливший кровь брата, будешь ты навеки проклят, и не будет земля родить для тебя, и не будет давать силы для роста семян, что ты бросишь в неё. И будешь ты изгнанником и скитальцем на земле». Каин склонил лицо своё и пошёл от глаз Господа. От него произошли все пастухи, скитающиеся со своими стадами, все люди, играющие на гуслях и свирелях и блуждающие в поисках заработка, а также все кузнецы — ковачи орудий из меди и железа.

    Енох

    Наряду со священными книгами большое влияние на мироощущение иудеев в эллинистическую эпоху оказывали апокрифы (греческое слово апокриф означает нечто сокровенное, спрятанное в тайнике). Апокрифические книги не входили в священный канон и часто распространялись тайком. Авторство их приписывалось обычно различным популярным деятелям древности (патриархам, Ездре или пророкам). Вследствие этого, а также благодаря тому, что в них шёл разговор на жгучие и глубоко волновавшие всех темы — о первопричине зла, о посмертном воздаянии, о конце времён, о грядущем Мессии, о страшном Суде, — они пользовались большой популярностью. Ведь, как известно, канонические книги касались этих проблем вскользь, либо вовсе обходили их. Позже некоторые апокрифы были включены в христианскую Библию, хотя и не считаются священными.

    Самым знаменитым апокрифом этой поры является, несомненно, Книга Еноха. Енох был десятым по счёту потомком Адама и жил ещё до Потопа. В Книге Бытия о нём (как и о всех праотцах народов) сказано всего несколько слов, но слова эти очень многозначительны. О конце Еноха сообщается так: «И ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24). Из этой фразы заключали, что Енох за свою праведность избежал общей участи смертных и живым взошёл на небо. Его судьба издавна привлекала внимание тех, кто размышлял над мировыми загадками. Поэтому далеко не случайно неизвестный автор апокрифа (он жил, как считают, во II в. до Р. Х.) приписал своё творение именно Еноху.

    Содержание Книги Еноха вкратце следующее. По прошествии многих лет после изгнания из рая, дети Адама и Евы размножились по всей земле и стали рождаться у них красивые и прелестные дочери (иногда уточняют, что женщины эти относились к потомству Каина; в его роду якобы на каждого родившегося мальчика приходилось сто девочек). Тогда некоторые из ангелов, сыновей Божьих, увидели их и сказали друг другу: «Давайте выберем себе жён среди дочерей человеческих и родим детей». От этих браков стали рождаться великаны, отличавшиеся огромной силой и жадностью. Великаны стали нападать на людей, грабить их и убивать. Земля наполнилась стоном и плачем. Среди падших ангелов был один по имени Азазел, отличавшийся большой хитростью и коварством. Придя к людям, он учил их многим грешным занятиям. Мужчин он обучал изготовлению мечей и войне, а женщин — умению нравиться, употреблению белил и румян. Мужчины стали влюбляться в женщин, и от этого возникла между ними вражда. Они убивали в ссорах друг друга, и всюду лилась кровь. Сатана, глядя на это, радовался безмерно, так как хотел, чтобы люди окончательно отвернулись от Бога и попали под его власть.

    Из всех людей один только Енох, сын Иареда, был угоден Господу и ходил по Его законам. Господь послал сон на Еноха и открыл ему во сне будущее мира. Еноху привиделось, что он оторвался от земли и вознёсся на небо. Здесь пред ним предстал огромный дворец, стены которого были огонь, пол — кристаллическая твердь, а крыша — звёздное небо. В этом дворце Енох увидел престол Божий и Господа, восседавшего на нём. От Него исходил ослепительный свет. Бесчисленное число ангелов летало вокруг Господа, а среди них четыре наипервейших архангела, повелевавших по воле Господа всеми остальными.

    Еноху открылись их имена, и он узнал, что первый из архангелов Уриил — ему подчиняются молнии, дана сила колебать землю и устраивать землетрясения. Второй архангел — Рафаил, повелевающий душами людей и всеми земными духами. Третий архангел — Гавриил — начальник ангелов и страж рая, а четвёртый архангел — Михаил, имеющий силу от Господа укрощать всё земное зло.

    Уриил приблизился к Еноху и увлёк его прочь от небесного дворца. Енох увидел пустынную местность, а в ней глубочайшую пропасть, объятую огнём. Уриил сказал: «Сюда, когда придёт назначенный день, Господь заключит падших ангелов во главе с Сатаной и будет здесь произведён над ними суд за все их грехи против людей и Бога. Сюда же будут низвергнуты души всех грешников, которые не получат оправдания в день Страшного Суда и обречены будут на вечные муки».

    Уриил отошёл от Еноха, а Рафаил приблизился к нему, повёл к высокому горному хребту и указал на четыре глубоких провала в земле, стены которых были гладки и отполированы, как стекло. Рафаил сказал: «Это ад — место, назначенное Господом для того, чтобы собирать сюда души умерших людей. Они будут находиться здесь до дня Страшного Суда. Когда же придёт этот Суд, Господь вынесет каждому человеку свой приговор в зависимости от его грехов или святости».

    Енох заглянул в первый провал, и Рафаил сказал ему: «Здесь собираются праведники — все те, кто жил по закона Божьим». Вслед за тем они приблизились ко второму провалу. Рафаил сказал: «Сюда собираются все те, кто в своей жизни не был ни праведником, ни грешником. Господь даровал им воду и избавил от мук, но они останутся здесь до конца света». У третьего провала Рафаил сказал: «Это место мучения раскаявшихся грешников. Несмотря на их муки, у многих из них ещё есть надежда в день Суда получить прощение от Господа и попасть в рай». Наконец Рафаил указал на последний провал и сказал о нём Еноху: «Те, что мучаются здесь — нераскаявшиеся грешники. Их судьба уже предрешена. В день Суда они выйдут отсюда лишь затем, чтобы сменить свои муки на ещё более страшные. Их бросят в огненную пропасть, которую ты уже видел, и оставят там навсегда».

    Енох сказал: «Да будет прославлен Господь наш! Но где будет проходить этот суд, о котором ты говоришь?» Тогда приблизился к нему архангел Михаил, повёл его в другое место земли и указал там на горный хребет огненный, горевший день и ночь. Енох взошёл на него и увидел семь великолепных гор. Три горы были на востоке, возвышаясь одна над другой, три — на западе, а между ними находилась седьмая. Её вершина была подобна трону и окружена деревьями. Михаил сказал: «Эта высокая гора, которую ты видел и вершина которой подобна престолу Господа, есть Его престол. Здесь сядет Господь, когда Он сойдёт на землю для Своего Суда».

    Они приблизились к деревьям, которые окружали престол Господень. Между ними было одно дерево, благоухавшее так сладко, что Енох удивился и сказал: «Посмотри на это дерево: прекрасны на вид и приятны его листья и плоды, и цветы, и ветви. Скажи мне, что это за дерево?» Михаил отвечал: «К этому дереву с драгоценнейшим запахом не позволено прикасаться ни единому из смертных до времени Великого Суда. Только тогда праведники в награду за свою святость получат право срывать с него плоды. И, съедая их, обретут жизнь вечную. Их не коснётся более ни печаль, ни горе, ни труд, ни мучение». Слыша это, Енох опять обрадовался доброте Господней. Тут к нему приблизился архангел Гавриил и повёл в другую землю. Енох увидел плодородное место, орошаемое реками, а посередине — сад. В этом саду росло множество больших деревьев, расточающих прекрасный аромат и великолепных по виду. Посередине возвышалось дерево особенно прекрасное. Гавриил сказал Еноху: «Это земной рай, а это дерево, на которое ты обратил внимание, есть дерево познания добра и зла. От него вкусили предки твои Адам и Ева. После Страшного Суда Господь преобразит землю, и она будет вся как земной рай, и будут жить на ней одни праведники вместе с ангелами небесными, а грешники сгорят в огне».

    Енох спросил Гавриила: «Ясна мне будущая судьба грешников и праведников, и знаю я теперь, что ждёт тех и других. Но Кто будет Судьёй над ними и как будет решаться их судьба?» Тогда Гавриил увлёк Еноха обратно на небо, к чертогу Господнему, и, взглянув на Бога, Енох увидел Человека, сидящего рядом с Ним. Лицо его было прекрасно и подобно лицу ангела. Гавриил сказал: «Это Сын Божий. В день Суда он спустится на землю и воссядет на престоле Господнем, который ты уже видел. Тогда разверзнется земля и выйдут из неё все мертвецы и пойдут к Нему. А он изберёт между ними праведников и святых, а грешников отторгнет от себя и низвергнет в огненную пропасть. И тогда наступит царство Божье, и Сын Божий будет править в нём».

    Ной

    Когда Господь увидел, что все мысли и поступки человека направлены только на зло, Он пожалел о том, что создал его. И сказал Господь: «Истреблю с земли всех людей, а с ними вместе истреблю всех зверей полевых и всех птиц небесных. Я раскаялся, что сотворил их».

    Из всех людей один только Ной был угоден Богу, так как он был человек праведный и непорочный. Бог сказал Ною: «Пришёл конец всему живому, ибо земля наполнилась от него злодеяниями. И вот, Я истреблю всё живое на земле. Ты же сделай себе большой ковчег и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай отверстие в ковчеге вверху, а сбоку устрой вход и прикрой его крепкой дверью. Когда Я наведу на землю потоп, чтоб истребить всякую живую тварь, войди в ковчег со своей женой, твоими сыновьями и с жёнами сыновей твоих. Введи также в ковчег по паре от всех видов зверей, чтобы они остались с тобою в живых. И из птиц возьми по паре, из всякого рода их, и из всех пресмыкающихся по земле пусть войдут от каждого рода их по паре, чтоб остаться в живых. Возьми себе всякой пищи, какой обычно питаются, и будет она пищей для тебя и для них».

    Ной сделал всё так, как повелел ему Бог. Когда пришёл назначенный час, Бог сказал ему: «Войди ты и семейство твоё в ковчег, ибо тебя одного увидел Я праведным передо Мною». Ной, его сыновья Сим, Хам и Иафет, а также их жёны укрылись в ковчеге. По желанию Господа, они взяли с собой по паре от каждого вида зверей, по паре от каждого рода пресмыкающихся и по паре от каждой разновидности птиц. Когда все разместились внутри, Ной плотно закрыл дверь и стал ожидать потопа.

    Через семь дней отворились небесные окна и разверзлись все источники великой бездны. На землю хлынули потоки воды, которые текли не переставая сорок дней и сорок ночей. И столько пролилось воды, что скрылись под ней самые высокие горы; лишь ковчег плавал по поверхности бушующего моря. В эти дни лишилось жизни всё, что имело дыхание: все звери, и все птицы, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли. Остались только те, кто был с Ноем в ковчеге.

    Вода усиливалась на земле сто пятьдесят дней. Наконец Бог вспомнил о семействе Ноя и о всех птицах, зверях и гадах, бывших с ними. Он навёл на землю ветер и остановил наводнение. Закрылись небесные окна, перестал литься дождь, вода стала быстро убывать. Вскоре показались из моря вершины гор, а на седьмой месяц ковчег остановился на горах Араратских. Ной открыл окно и выпустил голубя. Но вода заливала ещё всю землю. Не найдя суши, голубь прилетел обратно в ковчег. Ной помедлил семь дней, и опять выпустил голубя. Голубь возвратился к нему в вечернее время, держа во рту свежий масличный лист. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил ещё семь дней, в третий раз выпустил голубя, но тот уже не возвратился к нему. Тогда Ной открыл кровлю ковчега и увидел, что поверхность земли обсохла.

    Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, и пусть выйдут с тобой жена твоя, сыновья твои, и жёны сыновей твоих. Выведи всех животных, которые были с тобою — пусть разойдутся они по земле». Ной сделал всё, как велел ему Бог. Сойдя на землю, он устроил жертвенник и принёс на нём жертву. Господь ощутил приятное благоухание и сказал Себе: «Не буду больше проклинать землю за человека, и не буду поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся никогда».

    Нимрод

    От сыновей Ноя произошло новое поколение людей, населившее землю после потопа. Поначалу все они имели один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли большую равнину между реками Тигром и Евфратом и поселились на ней. И сказали они друг другу: «Наделаем кирпичей, построим город и башню до неба, чтобы прославить этим подвигом своё имя на вечные времена». Сговорившись, они приступили к делу. Но Господь не захотел, чтобы оно было доведено до конца. Он сошёл на землю и сделал так, что каждый стал говорить на своём собственном наречии. Строители перестали понимать друг друга, одни делали одно, другие — противоположное; их работа разладилась. Наконец люди бросили недостроенную башню и разошлись в разные стороны. А основанный ими город получил название Вавилон, что значит «смешение», так как здесь Господь смешал все языки.

    В дальнейшем история о вавилонской башне была увязана в агадических преданиях с именем Нимрода. Об этом Нимроде (который был сыном Хуша, сына Хама, то есть приходился правнуком Ною) в Книге Бытия сказано буквально следующее: «Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силён на земле, он был сильный зверолов перед Господом Богом, потому и говорится: „сильный зверолов, как Нимрод, перед Господом“. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10: 8–10). Другими словами, Нимрод был первым царём в Месопотамии, и именно в его владениях развернулось строительство пресловутой Вавилонской башни.

    Позднейшие предания расцветили этот краткий рассказ многочисленными деталями. Необычайную силу Нимрода стали увязывать с кожаными одеждами Адама. Изготовленные, как уже говорилось, самим Богом, эти одежды почитались среди людей за величайшую святыню и передавались из поколения в поколение. От Ноя они должны были перейти к Симу, однако Хам украл их у брата. Когда Нимрод получил одежды от своего отца Хуша и одел их, он вдруг обрёл необычайную силу. Когда между потомками Хама и потомками Иафета началась война, Нимрод нанёс врагам полное поражение. За это потомки Хама провозгласили его царём. Советники подали Нимроду мысль построить столицу на Восточной равнине. Он так и сделал, и назвал город Сеннаар, потому что, как он сказал: «Бог истребил моих врагов». Возгордившись, Нимрод содеял больше зла, чем любой другой человек после Потопа, ставя идолов из камня и дерева, которым все должны были поклоняться. Открытым восстанием против Бога стало и затеянное им строительство Вавилонской башни. Нимрод сказал: «Я отомщу Ему за гибель моих предков. Если Он пошлёт на нас второй Потоп, моя башня станет выше Арарата и спасёт меня». Вскоре башня поднялась на семьдесят миль, и на восточной стороне было поставлено семь лестниц, по которым люди поднимались наверх с кирпичами; и на западной стороне было поставлено семь лестниц, по которым они спускались вниз. Чтобы пресечь эту дерзкую затею, Бог сделал так, что вместо одного языка люди сразу заговорили на семидесяти и совершенно перестали понимать друг друга. Работы прекратились. Что же до Башни, то остатки же её в виде величественных руин в течение многих веков сохранялись вблизи Вавилона.

    Мелхиседек

    Мелхиседек (правильнее Малкицедек) — один из загадочных образов Библии. На её страницах он упомянут всего дважды, но каждое из этих упоминаний исполнено глубокой значимости. Первый раз мы встречаемся с Мелхиседеком в 14-й главе Книги Бытия. В ней рассказывается о том, как герой нашего следующего рассказа патриарх Авраам возвращается к себе в Мамре после большой победы, одержанной им над Еламским царём Кедорлаомером. И вот, когда он прибыл в долину Шаве, «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: „Благословен Авраам от Бога Всевышнего“, — и благословил его, и сказал: „Благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои“. Авраам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 18–20). Второе упоминание о Мелхиседеке встречается в Псалтыри. Это обращение к царю с чертами Мессии: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109: 4).

    Всё в этих словах многозначительно. Прежде всего, обращает на себя внимание место царствования Мелхиседека. Салим — это будущий Иерусалим, столица сначала Израильского, а потом Иудейского царства. Далее, необычен статус Мелхиседека — он является одновременно царём и первосвященником, причём служит он не какому-то ханаанскому божку, но Господу Богу (Яхве). Сам чин его, соединяющий царское и священническое достоинство, присущ только Мессии (на что и намекает 109 псалом). Эти данные дали толчок для противоречивой традиции. Одни агадические предания превозносили Мелхиседека как образ древнейшей, доавраамовой праведности и даже отождествляли его с Симом, сыном Ноя. По иной версии Мелхиседека чудесным образом, без плотского общения родила престарелая жена Нира, брата Ноя. Укрытый ангелами, он пережил потоп в Эдеме, для того чтобы исполнить затем свою миссию и быть священником вовек (или до явления грядущего Мессии).

    Некоторые иудейские секты чтили в Мелхиседеке прообраз будущего Мессии. Так в одном из кумранских текстов избранники Яхве именуются «людьми жребия Мелхиседека», мессианское время искупления обозначается как «год благоволения Мелхиседека», а сам Мелхиседек выступает как небожитель, глава «вечных ангелов» и совершитель эсхатологического возмездия.

    Христиане позже видели в Мелхиседеке подобие Иисуса Христа, о чём прямо говорит Павел (Евр. 7: 1–4). Апостол полагал, что старое священство иудейских первосвященников уступило теперь место вечному священству Христа «по чину Мелхиседека» (Евр. 7: 5–24). В самом акте благословения Авраама хлебом и вином видели прообраз Евхаристии.

    Впрочем, некоторые современные историки считают, что ореол святости возник вокруг Мелхиседека по чистому недоразумению. Его имя в буквальном переводе означает будто бы «Бог Цедек — мой Царь». Цедек, по этой версии, был городским богом Селима и не имел к единому Богу евреев никакого отношения. Олицетворением Цедека считалась планета Юпитер.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх