• Как мы слушаем?
  • Почему мы не слушаем и не слушаемся?
  • Постановка… ушей
  • Принципы активного слушания
  • Приемы постановки ушей
  • Акт второй

    Ушки на макушке

    Как мы слушаем?

    У наших – ушки на макушке…

    Я думаю, каждый человек однажды ловил себя на том, что полностью отключился от собеседника и уставился в пространство. Порой собственные мысли захватывают нас так сильно, что мы, хотя и слышим звук произносимых слов, не способны вникнуть в их смысл, то есть на самом деле просто не воспринимаем собеседника. В такой ситуации человека может выдать остекленевший неподвижный взгляд.

    Человек как будто смотрит сквозь вас. Это сигнал к тому, что пора переключиться на другую тему, а еще лучше на другой вид деятельности.

    Частенько мы слушаем собеседника автоматически. Обычно это происходит не от пренебрежения к собеседнику, а просто от нашей усталости. Эти ситуации нередки в семейной жизни, когда супруги, приходя домой, не переключаются на другую обстановку.

    Вспомните сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда Зина объявляет своему мужу, Шурику, что полюбила другого? «Знаешь, Шурик, у меня сегодня в магазине увели перчатки, и я полюбила другого». После этого признания Шурик переспрашивает супругу о судьбе утраченных перчаток, поскольку главную информацию он и не услышал. В общем-то, ничего страшного, – скажете вы. Но некоторые люди могут воспользоваться вашей усталостью и получить от вас тот ответ, который нужен именно им.

    Например, к усталому отцу, который сидит за обеденным столом, подходит сын и затевает разговор:

    –Пап, устал, да?

    –Да.

    –А погода хорошая?

    –Да.

    –Мама классный борщ сварила, да?

    –Да.

    –Газета интересная?

    –Да.

    –Ну, я пойду погуляю?

    –Да.

    Все. Дело в шляпе. Положительный ответ получен, несмотря на «двойку» по географии.

    Как мы еще можем слушать? Мы можем слушать «одним ухом». А вы не задумывались, кого, интересно, слушает наше «второе ухо»? Оно слушает нас, любимых. «Второе ухо» обращено внутрь и занято внутренним диалогом.

    Говорящий обращается к нам, интересуясь (хотя, возможно, он и формулирует свой вопрос помягче): «Что я сказал?». В ответ мы извлекаем из своей удивительной памяти несколько последних произнесенных им слов в надежде посрамить вопрошающего.

    Вспомните, сколько раз, когда вы учились в школе, учитель, не утруждая себя деликатностью, грозно обращался к вам: «Иванов, ты меня слушаешь?». На что следовал неизменный ответ: «Конечно». – «Так о чем я только что говорил?» Быстро «отмотав назад ленту магнитофона-памяти» в своем мозгу, мы громко воспроизводили несколько последних слов любопытного педагога, что спасало нас от неприятностей. Поэтому не обольщайтесь особенно, если ваши дети, студенты, подчиненные пользуются этим приемчиком.

    Если вы слушаете более внимательно, вы способны не только воспроизвести последние фразы, но и ответить на вопросы. Вот здесь-то и начинается настоящее восприятие.

    Если мы в состоянии ответить на вопросы по поводу того, о чем шла речь, значит, мы не только слушали говорящего, но еще и обдумывали услышанную информацию. Если ваша должность или род занятий требуют, чтобы люди хорошо понимали сказанное вами, то, закончив говорить, обязательно задайте несколько вопросов, уточняющих, правильно ли они вас поняли.

    Если вы не хотите выглядеть диктатором, вам, безусловно, не следует задавать вопросы в стиле: «О чем я сейчас говорил?». Рекомендуем воспользоваться такими выражениями.

    ¦ Сергей Геннадиевич, думаю, вам понятна моя точка зрения. Теперь, пожалуйста, скажите мне, какую помощь окажет вам в работе новый компьютер?

    ¦ Вера, как вы думаете, как мои предложения повлияют на работу нашей редакции?

    ¦ Александр, как ты смотришь на создавшуюся ситуацию?

    Вы отнюдь не собираетесь поймать ваших слушателей на невнимании. Вы просто проверяете, как они восприняли услышанное.

    Еще более высокий уровень восприятия – это тот, при котором вы можете пересказать услышанное. Данный уровень восприятия несколько отличается от предыдущего, поскольку того, кто говорил, уже нет рядом, и он не может помочь слушавшему передать информацию третьей стороне.

    Если слушатель уверен в том, что сможет пересказать услышанное без потерь информации кому-то еще, мы уверенно утверждаем, что он активно и внимательно воспринимал сообщение, благодаря чему способен самостоятельно воспроизвести услышанное.

    Для того чтобы убедиться, что ваши слушатели были в достаточной степени внимательны, воспользуйтесь уточняющими вопросами.

    ¦ Евгений, вы сможете изложить это Игорю и Елене?

    ¦ Информацию необходимо передать Денису. Вы сделаете это, Евгений?

    ¦ Евгений, ты не мог бы сообщить своему брату о том, какие приготовления необходимо сделать к отъезду?

    Слушая ответы Евгения, вы поймете, способен ли он воспроизвести полученную информацию. Далее мы поговорим о том, как нужно наблюдать за собеседником, на какие сигналы его тела необходимо обращать внимание, чтобы овладеть данным уровнем восприятия.

    Высший уровень восприятия – слушать так, чтобы потом информацию передать другим, обучить на ее основе других людей, самостоятельно суметь ответить на вопросы, которые зададут уже ваши слушатели по поводу данной информации.

    Когда нам сообщают какую-либо информацию, и мы при этом мыслим себя не учениками, но будущими учителями, мы слушаем более активно. Читая, например, эту книгу, представьте себе, что вы – преподаватель, который готовится к занятию, чтобы научить своих слушателей тому, что он прочел.

    Почему мы не слушаем и не слушаемся?

    Я нашел информацию о том, что Ли Якокка, исполнительный директор автомобильной компании «Крайслер», любит повторять: «Различие между великой компанией и посредственной заключается в умении ее сотрудников слушать клиентов».

    Почему же люди далеко не всегда активно слушают друг друга? И более важный вопрос – что мы можем сделать в таких ситуациях, как нам поправить такое положение?

    Давайте разберемся в отвлекающих факторах.

    1. Фактор отсутствия интереса. Возможно, вашему собеседнику не интересен предмет разговора. Его не волнует обсуждаемая тема, и он просто отключился.

    2. Фактор отвлекания от сути. Слушающего могут отвлекать от беседы различные внешние факторы, начиная с того, что кто-то подошел к телефону, и заканчивая температурой в помещении. Дома отвлекающую роль обычно играет телевизор. Думаю, всем родителям приходилось видеть, что дети бывают настолько глубоко поглощены любимой программой, что просто не слышат мать или отца, зовущих их к ужину или пытающихся расспросить о школьных делах. Когда вы едете в автомобиле, отвлекающими факторами могут быть радио, шум транспорта, воющая сирена полицейской машины.

    3. Фактор ухода в себя. Пожалуй, одна из самых распространенных причин недостаточного внимания – разговор с самим собой, или, как его обычно называют, внутренний диалог, который, я уверен, знаком каждому из нас. Вы слушаете кого-то, говорящего со скоростью 10 слов в минуту. Ваш мозг способен воспринимать гораздо более быструю речь, и вы начинаете думать о чем-то своем. «Выключил ли я газ, уходя на работу?», «Куда бы поехать в отпуск?», «Что я должен сделать сегодня вечером?». Внутренний диалог становится столь напряженным, что, продолжая слушать говорящего, мы перестаем фиксировать поступающую от него информацию, не воспринимаем ее.

    4. Речевой фактор. На то, насколько внимательно способны мы слушать говорящего, большое влияние оказывает его манера говорить: язык (слишком сложный или, наоборот, слишком грубый, упрощенный), темп речи (слишком медленный для нашего сознания или чрезмерно быстрый) и т. п.

    Если речь говорящего монотонна, наше сознание впадает в спячку. Распространенными ошибками многих выступающих являются длинные монологи, отсутствие контакта со слушателями.

    5. Фактор жестов. Другая серьезная проблема – несоответствие жестов и поз оратора произносимым словам. Говорящий утверждает одно, а его тело кричит о чем-то совсем другом, выражение лица не согласуется со словами, движения, по большей части, кажутся неуместными. Возникает впечатление, что человек либо слишком скован, либо откровенно лжет.

    6. Визуальный фактор. Проблемы в восприятии возникают и при неспособности говорящего смотреть в глаза слушателям. О значении движений глаз и направления взгляда оратора мы поговорим в четвертой главе этой книги.

    7. Фактор самовыражения. Иногда человек перестает слушать, потому что ему самому хочется высказаться. Уверен, каждому из вас приходилось оказываться в таком положении. Вы отправились вечером куда-нибудь со своими друзьями, например, пообедать или просто выпить. Кто-то из компании рассказывает анекдот. Как часто случается, он, словно искра, высвечивает в вашей памяти другую, третью историю, и вы уже только делаете вид, что слушаете рассказчика, с трудом дожидаясь, пока он закончит, чтобы самому взять слово. Правда ведь? А на следующее утро мы обычно не может вспомнить ни одного из замечательно смешных анекдотов, услышанных накануне.

    В деловой обстановке нам нередко приходится общаться с одними и теми же людьми, разговаривать на одни и те же темы, и мы почти всегда заранее знаем, в какое русло повернет беседа.

    Нам известно, что ответит собеседник на обычно задаваемые вопросы, его традиционные реплики. И тогда мы просто ждем, пока он закончит речь, чтобы взять слово самим.

    8. Фактор наличия стереотипов. У некоторых людей выработалась привычка никого не слушать. Возможно, они выросли в семьях, где было принято не обращать внимания друг на друга, а может быть, им известно, или они полагают, что им известно, то, что вы собираетесь сказать.

    9. Фактор защиты. И наконец, неумение и нежелание слушать собеседника частенько оказывается результатом действия защитных механизмов, которые помогают человеку оградить себя от неприятных известий. Кто-то из руководства высказывает замечания в адрес одного из сотрудников, которому, наверняка, неприятно слышать критику в свой адрес, и он, защищаясь, просто отключается.

    Соответственно, не слушаемся мы, потому что плохо слушаем.

    Постановка… ушей

    Я бы этому дяде, с большими ушами, уши бы пооткрутил!

    Пианисту ставят руку, балеринам – ноги, мы с вами будем ставить уши. Да, это, конечно, юмор. Но надо же что-то делать! Так что мы с вами будем учиться активно слушать, вырабатывать внимание, ставить уши – это кому как угодно называть, смысл же всех этих названий один.

    Да, знать, почему люди вас не слушают, очень полезно. Но что же можно сделать, столкнувшись с такой ситуацией? Будем бороться за внимание слушателей.

    Привычка активно слушать других принесет вам немалую пользу. Прежде всего, вас полюбят окружающие. Большинство людей предпочитают говорить, а не слушать, и бывают чрезвычайно счастливы, если находят внимательного собеседника.

    Слушая активно, мы лучше запоминаем сказанное. Чуть-чуть позже я расскажу вам о методе, позволяющем сконцентрировать внимание в процессе восприятия и запомнить максимум из того, что говорится. Умение активно слушать и задавать вопросы – неотъемлемая часть умения убеждать людей. Пожалуй, проще всего убедить человека в чем-нибудь, оказать влияние на ход его мыслей и поступки, если внимательно его выслушать и задать подходящие вопросы.

    Слушая человека активно, мы побуждаем его к продолжению разговора. В наши дни, когда все вокруг твердят о том, какой мощной силой является информация, мы получаем максимальное ее количество, если предоставляем собеседнику возможность полностью высказаться. Если мы считаем, что информация – мощная сила, то активное восприятие – способ ее обретения.

    Если мы умеем активно слушать, мы всегда сможем порадовать собеседника приятным комплиментом, сказав. да просто ничего не сказав, а уделив ему достаточное внимание. И уж конечно, активное восприятие – простейший путь к запоминанию интересных и забавных анекдотов.

    Такое множество преимуществ! К тому же я выяснил, что обычно продвижение по службе получают не те, кто гладко говорит, а те, кто умеет слушать. То же самое и в личной жизни.

    Принципы активного слушания

    1. Когда нам нужна информация, которой располагает говорящий. Такая ситуация возникает и тогда, когда мы, убеждая кого-то, задали собеседнику открытый вопрос, и человек, отвечая, сообщает нужные нам сведения. Благодаря его информации мы сумеем сформулировать свои предложения так, чтобы в наибольшей степени удовлетворить его желания и потребности.

    2. Мы должны слушать внимательно, если собеседник важен для нас. Это может быть начальник, руководитель или просто старший товарищ, муж, жена или ребенок. Ни одному руководителю не понравится, если ему придется несколько раз повторить распоряжения из-за того, что мы не дали себе труда внимательно его выслушать.

    3. Мы должны слушать особенно внимательно всегда, когда существует опасность возникновения недоразумений. Они подстерегают нас в случаях, когда предмет разговора слишком сложен или абсолютно незнаком, когда у говорящего непривычный акцент. В таких случаях мы вынуждены слушать!

    4. Особого внимания требует эмоционально окрашенная речь. Яркую окраску речи придают такие эмоции, как гнев, растерянность, радость или печаль. Очень легко упустить смысл высказывания, попав под власть эмоций говорящего.

    Итак, повторим вкратце. Мы должны слушать активно тогда, когда речь ярко окрашена эмоциями, когда есть вероятность недопонимания, когда говорящий имеет для нас большое значение или когда нам нужна излагаемая им информация.

    Запомните правило: чем внимательнее мы слушаем окружающих и чем адекватнее реагируем на их слова, тем внимательнее они относятся к нам. Чем больше интереса мы проявляем к тому, кто говорит, тем более внимательно он будет слушать, когда мы возьмем слово.

    Приемы постановки ушей

    1. Прием «сладкая парочка». Давайте относиться к восприятию следующим образом: у нас два уха и один рот, поэтому и будем их использовать в заданном природой соотношении. Вы, наверное, видели шахматные часы? У них два циферблата, которые позволяют игрокам следить за временем, затраченным на каждый ход. Если бы мы могли при помощи подобных часов фиксировать, сколько времени мы говорим в беседе с другим человеком и сколько времени слушаем, то, думаю, мы куда чаще предоставляли бы другим возможность высказаться.

    Если у вас много деловых телефонных звонков, вы, вероятно, могли бы попробовать записать их на магнитофон, чтобы потом прослушать их с секундомером в руках, обращая внимание на то, сколько времени говорит каждый из собеседников. Гарантирую, вы получите впечатляющие результаты!

    2. Прием «гляделки». Слушая, лучше всего смотреть собеседнику прямо в глаза. Вы сразу показываете, насколько вы внимательны. Вам, полагаю, приходилось слышать, как отец говорит ребенку: «Ты будешь смотреть на меня, когда я с тобой разговариваю?!». Нам нравится видеть глаза собеседника, потому что по ним мы можем определить, как он реагирует на нашу речь. Из этого вовсе не следует, что нужно смотреть на человека в упор, пялиться на него. Просто время от времени смотрите ему в глаза, чтобы не терять контакта.

    3. Прием «заметки на манжетах». Способность запоминать – одно из наиболее замечательных свойств человека, хотя мы и не всегда сразу вспоминаем то, что нужно. Делая записки, памятки,мы оказываем памяти добрую услугу. В некоторых ситуациях бывает необходимо сначала попросить разрешения что-либо записать, однако редко кто отказывает в такой просьбе. Если вы собираетесь вести запись на магнитофон, заручиться согласием говорящего вдвойне необходимо.

    4. Прием «хороший конец». Если обсуждаемые идеи вызывают в нас энтузиазм или если мы не в силах дождаться, когда появится возможность высказаться, нас нередко обуревает желание помочь говорящему и мы стараемся закончить начатое им предложение. Оратора наши поползновения, безусловно, приводят в растерянность, тем более что мы не всегда верно передаем его мысль!

    5. Прием «черепаший ход». Вам, наверняка, знакома ситуация, когда в течение дня у вас состоялось несколько однотипных бесед с похожими между собой людьми и вы поддаетесь соблазну, услышав слова следующего собеседника, сделать поспешные выводы, которые якобы следуют из его предложения. Но здесь так легко ошибиться!

    6. Прием «положительный ответ». Главный элемент активного восприятия – умение дать собеседнику понять, что мы его внимательно слушаем, при помощи какой-либо реакции на его слова. Иногда достаточно простого «да-да», «понимаю», кивка головой. Вам приходилось, беседуя по телефону, время от времени спрашивать человека на другом конце провода: «Ты здесь? Ты меня слышишь?». Неприятный момент, правда? В такую минуту собеседники чувствуют себя неловко, но виноваты-то они оба. Вы – потому что не вовлекаете собеседника в разговор, он – потому что недостаточно явственно реагирует на ваши слова. При непосредственном общении обязательно нужно реагировать на слова собеседника и жестами, и позой.

    7. Прием «голубь мира». Все мы говорим по-разному: у нас разный акцент, свое построение фраз, индивидуальный темп речи, и побочные аспекты разговора могут захватить ваше внимание и помешать понять смысл того, что говорится.

    Одним из источников критичности работников юстиции является то, что члены суда стоят перед необходимостью принимать решение о виновности подсудимого, которого они видят в течение нескольких часов, при том что обычно им удается выслушать только ту часть доказательств, которая подтверждает их первое впечатление. Каждый из нас знает, как это происходит. Все мы полагаем себя экспертами по части мгновенных суждений, хотя опыт не раз доказывал, насколько часто мы ошибаемся.

    Независимо от собственного опыта и культурной среды, в которой мы воспитывались, страны, где мы выросли, у многих из нас сложились определенные стереотипы в отношении некоторых национальностей. Англичан зачастую воспринимают как людей мало-эмоциональных, с характерной презрительно вздернутой верхней губой; ирландцы кое-кому кажутся тугодумами, шотландцев считают нечестными посредственностями, а уэльсцев обвиняют в ксенофобии. Один мой друг, проводивший отпуск в Италии, был потрясен тем, что одна итальянская дама в беседе с ним сказала: «Я не понимаю, почему вы, англичане, отправляете всех детей в школы-интернаты!». Очевидно, это странное предубеждение распространено довольно широко.

    У американцев тоже есть свои стереотипы. Они говорят о «сырных головах», то есть тупицах, из штата Висконсина, грубиянах с Востока, моралистах Среднего Запада, невозмутимых жителях Калифорнии.

    Давайте откажемся от предубеждений и будем всегда внимательно вслушиваться в то, что нам пытаются сказать.

    8. Прием «хочу все знать». Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Все мы повинны в том, что нередко говорим: «Да, я понял», – хотя на самом деле не можем взять в толк, о чем нам хотят сказать. И нас на этом не раз ловили, не так ли? Давайте же наберемся отваги честно сознаться, что не понимаем того, о чем нам говорят. Я давно убедился, что правдивое признание впоследствии приносит немалые дивиденды.

    9. Прием «докопаться до сути». Очень часто в беседе мы выпаливаем множество вопросов, как бы скользя по поверхности целого ряда тем, но куда лучше задать несколько вопросов по одной проблеме. Например, в деловой беседе вы можете спросить: «Сколько отделений у вашей компании?». Вам ответят: «Десять». Вместо того чтобы поинтересоваться: «Сколько сотрудников у вас работает?», спросите: «А зачем вам десять отделений?». Убежден, что ответ на ваш вопрос будет чрезвычайно емким, и вы многое узнаете о состоянии дел в компании и ее планах на будущее.

    Продолжая задавать вопросы «почему» и «зачем» на ту же самую тему, вы получите массу интересной информации. Те же вопросы обычно используются и в разговоре с самим собой: они позволяют нам извлечь из глубин памяти немало полезных сведений, которые в противном случае остались бы невостребованными.

    10. Принцип «взять дыхание». Если вам приходилось бывать в театре, вы, наверняка, отметили, насколько заметно отличие великого актера от посредственного независимо от сюжета пьесы и объема роли. Великие актеры работают с тем же самым текстом, что и другие артисты. Различие же заключается в том, как произносятся слова, с какой интонацией, каковы паузы между ними. Паузы, драматические остановки и придают пьесе неповторимый аромат жизненности.

    Если вы хотите придать своим словам больший вес, не старайтесь огорошить собеседника мгновенным ответом, а сделайте короткую паузу, слегка вздохните.

    Собеседник убедится, что вы отвечаете продуманно, по зрелом размышлении, что ваша реплика не является «домашней заготовкой».


    Я посетил немало учебных семинаров и психологических тренингов. Как-то человек, который посещал семинар личностного роста вместе со мной, рассказал следующее.

    Он присутствовал на встрече с серьезным клиентом, где обсуждался вопрос о приобретении компьютерной системы стоимостью 200 000 фунтов стерлингов. Когда финансовому директору фирмы клиента назвали цену, тот решительно сказал моему ученику: «Нам нужна скидка не менее чем 10%». Его партнер по переговорам встретил такое требование молчанием. Спустя несколько секунд финансовый директор продолжил совсем другим тоном: «Ну хотя бы 5%».

    Если вы немного задержитесь с ответом, ваш собеседник очень часто продолжает говорить, сообщая новые сведения, которые, вполне возможно, будут вам интересны. Не нами сказано: искусство беседы заключается не в том, чтобы заинтересовать собою других, а в том, чтобы самому быть заинтересованным.





     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх