• Фокус-покус
  • Кто первый встал, того и тапки
  • Заманчивое предложение
  • Время – деньги
  • Акт десятый

    Магия слова

    Фокус-покус

    Знаете ли вы, что такое эвфемизм? О! Это слово-фокус, слово-хитрость, слово-выручалочка. Эвфемизм – это более мягкое, завуалированное выражение, используемое вместо того, которое представляется слишком резким или прямолинейным. Так некоторые люди, говоря об умерших, вместо «он скончался» предпочитают выражение «он перешел в мир иной».

    Эвфемизмы получили широкое распространение в речи и бывают чрезвычайно полезны в общении. Они позволяют, никого не обижая, сказать именно то, что мы хотим. Однако при неправильном использовании эвфемизмы нередко не только смешны, но и приводят к неловким положениям.

    Так, например, в коммерции вместо слова «стоимость» обычно используется термин «вложения». Всех нас можно обвинить в том, что мы, предупреждая: «Я заскочу на пару минут», остаемся в гостях не только на десять минут, но и, порой, на два часа!

    Каждому приходилось видеть рекламные буклеты и объявления, в которых написано, что изделие стоит НЕ дорого с акцентом на НЕ, тогда как на самом деле его цена составляет тысячи фунтов стерлингов.

    «Я хочу подумать» зачастую означает «я НЕ хочу об этом думать». Или даже просто «НЕТ!». Если кто-то говорит, что он собирается обдумать ваше предложение, я советую вам, о чем бы ни шла речь, задать несколько дополнительных вопросов и выяснить для себя, что именно заставило вашего собеседника взять тайм-аут для размышлений, потому что за извинительным «мне нужно подумать» может скрываться резкое «нет», которое просто нелегко произнести.

    «Пришлите мне буклет. Подробности, пожалуйста, письменно» – такие выражения обыкновенно используют коммерсанты, чтобы смягчить скрывающееся за ними: «Меня не интересует ваше предложение».

    Для смягчения отпугивающих резких высказываний используются следующие выражения.

    Только. Всего лишь. Широко используются при объявлении цены любого товара.

    ¦ Всего лишь $1000 за квадратный метр!

    ¦ Только 30 000 рублей!

    Просто. Используется для смягчения в следующих случаях:

    ¦ Просто перенесите это туда, хорошо?

    ¦ Просто пять небольших платежей!

    ¦ Просто подпишите здесь.

    Попробуйте. Постарайтесь. Очень странные слова. Представьте себе, что вы стоите позади стула, а я прошу вас попробовать его поднять. Вы, несомненно, поднимете стул. А ведь я просил вас попробовать!

    Да что я лгу?! Нередко выступает эвфемизмом для «я вас обманываю».

    Поверьте мне! Уверяю вас. Выражения, которые неоднократно спасали экс-президента США Джорджа Буша.

    По возможности старайтесь устранять из речи различные слова-паразиты, которые, возможно, позволяют нам оттянуть время, подумать, но они в значительной мере обесценивают то, что мы пытаемся сказать. К словам-паразитам относятся:

    ¦ хм;

    ¦ э-э-э;

    ¦ в некотором роде;

    ¦ с определенной точки зрения;

    ¦ значит;

    ¦ ну, вы знаете;

    ¦ вы понимаете, что я имею в виду;

    ¦ вот;

    ¦ да уж.

    Встревающие в речь в самых неподходящих местах, они лишают наши высказывания убедительности и выразительности.

    В некоторых случаях, если человек хочет как-то ослабить впечатление, которое произведут его слова, он начинает речь с какой-то несущественной, не представляющей особого значения информации, а затем использует связующие выражения для перехода к тому, что он действительно хочет сказать.

    Если вы будете достаточно внимательны, то научитесь без труда понимать, что же хочет сказать ваш собеседник.

    Примеры слов, выступающих в роли таких связующих звеньев:

    ¦ кстати;

    ¦ но;

    ¦ а;

    ¦ однако;

    ¦ в данном случае;

    ¦ между прочим;

    ¦ ну и…


    За ними обычно следует важная информация.

    «Ты пойдешь домой по Лиговке?» Ответ: «Да». «Кстати, не заплатишь ли ты по пути за телефон?»

    «Мне понятна ваша точка зрения, но я думаю, что мы должны действовать так, как я сказал».

    Слово «но» представляет собой подлинную языковую проблему. Оно напоминает мне встроенный в человеческое сознание переключатель: услышав его, человек мгновенно занимает оборонительную позицию, поскольку понимает, что это коротенькое слово указывает на несогласие с его мнением. Постарайтесь устранить «но» из своей речи, заменив его на «и».

    «Мне понятна ваша точка зрения, и я думаю, что нужно сделать так, как я сказал».

    Очень часто существенной информации предшествует слово «однако».

    «Я уверен, ваша идея усовершенствования нашей продукции великолепна, однако вы не учли…»

    Для связи существенной и несущественной информации используются такие выражения, как «в данном случае» и «между прочим». Но еще чаще встречается «ну и.». Сначала сообщается информация, которую человеку принять легко, а затем вслед за небрежным «ну и» идут неприятные сведения.

    «Платежи составят всего лишь 100 долларов в месяц, ну и, конечно, нужно внести задаток в 200 долларов».

    В предшествующем предложении использовано вводное слово «конечно», которое как бы предполагает, что речь идет о чем-то само собой разумеющемся, самоочевидном для любого человека: задаток – вещь общепринятая, и того, кто об этом не знает, можно просто считать глупцом. Все приведенные слова и выражения призваны ослабить значение следующей за ними неприятной информации.

    Подчеркнуть какую-то мысль можно при содействии таких помощников, как:

    ¦ определенно;

    ¦ честно говоря;

    ¦ абсолютно необходимо;

    ¦ на самом деле;

    ¦ откровенно говоря;

    ¦ буквально.

    Но к использованию таких слов нужно подходить очень осторожно. Бывают случаи, когда их употребление наводит на мысль о недостоверности последующей информации.

    Сделать акцент, выделить голосом можно практически любое слово предложения, и, казалось бы, недвусмысленная фраза приобретает иное значение. Если вам предстоит важный разговор, желательно заранее продумать, как вы расставите акценты, чтобы быть полностью уверенным в том, что ваши слова будут поняты именно так, как вы того хотели.

    Прочтите предложение «Вы все еще наказываете своего ребенка?», ставя смысловое ударение на словах, выделенных курсивом, и прислушайтесь к тому, как по-разному оно звучит, как меняется его смысл.

    Вы все еще наказываете своего ребенка?

    Такое высказывание означает, что ребенка наказываете именно вы, а не кто-нибудь другой.

    Вы все еще наказываете своего ребенка?

    Подчеркивается, что вы никак не откажетесь от привычки наказывать ребенка.

    Вы все еще наказываете своего ребенка?

    Акцент сделан на том, что вы ребенка именно наказываете, а не ласкаете.

    Вы все еще наказываете своего ребенка?

    Главное в том, что именно своего ребенка вы наказываете чаще остальных.

    Вы все еще наказываете своего ребенка?

    Вас спрашивают о том, ребенка вы наказываете или может быть уже перешли на наказывание бабушек и дедушек.

    Вот сколько разных смыслов может быть вложено в одно и то же предложение при простом перемещении акцентов.

    Кто первый встал, того и тапки

    Быстренько, быстренько! Пять минут стоим!

    Человек обычно действует под влиянием сформировавшихся у него в мозгу механизмов автоматического реагирования. Мы всегда готовы исполнить чью-то просьбу, если она выражена словами «нужно» и «потому что».

    В 1978 году социальный психолог Э. Лангер вместе с коллегами провела интересный эксперимент, который заключался в том, что исследователи спрашивали у американцев, стоящих в очереди к копировальной установке, не пропустят ли их сделать копии вне очереди.

    Люди, естественно, не испытывали радости от того, что какие-то там ученые хотят проскочить вперед. Но стоило сказать: «Мне очень нужно быстро сделать пять копий, потому что я спешу», – и 94% откликались на просьбу и пропускали психологов вперед.

    Было замечено, что, какое бы слово ни стояло после «потому что», оно непременно оказывалось весьма действенным. Таким образом, Э. Лангер и ее сотрудникам удалось обнаружить способ делать людей более сговорчивыми. Аналогичные исследования, подтвердившие результаты американских психологов, были проведены и в Великобритании.

    Действие механизма автоматических реакций и приносит нам неоценимую пользу, и наносит непоправимый ущерб. По мере того как мы взрослеем, в памяти постепенно накапливается опыт принятия решений, который позволяет нам действовать в обыденных ситуациях мгновенно, не задумываясь и не анализируя каждый раз все возможные варианты.

    Представьте себе, что вам приходится ежеминутно останавливаться и принимать сознательные решения по поводу того, что раньше вы делали абсолютно автоматически. Вы постоянно испытывали бы дефицит времени. Вот почему нам так нужны автоматические навыки, дающие возможность не задерживать внимание на привычных вещах. Но, к сожалению, автоматизм навыков очень часто заводит нас в дебри ошибочных суждений.

    Все мы склонны излишне доверять специалистам. Если профессионал говорит: «Это правильно», – мы считаем его мнение единственно верным, хотя, в действительности, все может обстоять с точностью до наоборот. Кто может точно сказать, является человек экспертом в каком-то вопросе или нет? Но вера в мнение специалиста избавляет нас от необходимости самим анализировать всю поступающую информацию.

    Мы обычно верим авторитетам, людям с какими бы то ни было титулами, представителям власти – директору, председателю, профессору, начальнику. Мы на слово верим всем, кто носит форму – милиционеру, пожарному инспектору, медику. Даже просто хорошо одетому человеку. Вполне возможно, что мы ни в грош не ставили бы уроки тренера по гольфу, если бы он находился на игровой площадке в деловом костюме.

    Мы изначально расположены безусловно доверять людям, обладающим символами престижа: большим автомобилем, огромным письменным столом, обширным кабинетом, громадным домом – во всех этих случаях включаются механизмы автоматического реагирования. Однако к советам таких людей следует подходить очень осторожно, потому что любой из них может представить себя специалистом, человеком, обладающим властью, и воспользоваться нашей доверчивостью в своих интересах. А вот дети в такие ловушки никогда не попадаются. Они еще не овладели механизмами автоматического реагирования, и у них с языка всегда готово сорваться коварное «почему?». Нам всем, вероятно, полезно было бы почаще спрашивать: «Почему? Кто это сказал?».

    У любой медали две стороны, и мы должны хорошо осознавать, что, используя механизмы автоматического реагирования, можно с легкостью убеждать в своей правоте других людей. Достаточно одеться в соответствии с ситуацией.

    Заманчивое предложение

    Купите лук, зеленый лук, капусту и морковку!

    На наше решение может повлиять и различие между двумя или несколькими предложениями. Если мы, например, хотели сделать какую-то большую покупку, нас легко убедить купить и что-нибудь поменьше. Проведите над собой такой эксперимент. Возьмите три ведра или банки и налейте в них воду разной температуры: горячую (только не слишком), теплую и холодную. Опустите одну руку в горячую воду, а другую – в холодную. Спустя 30 секунд, перенесите обе руки в теплую воду. Вы сразу ощутите, как по-разному ее воспринимают руки: после холодной воды теплая вода кажется горячей, а после горячей – холодной! Все дело в разнице начальных температур. Различие – главное, на что мы обращаем внимание.

    То же самое относится и к процессу убеждения. Когда мы собираемся купить что-то дорогостоящее (автомобиль, дом или чью-то идею), нас довольно легко уговорить купить и что-либо чуть-чуть поменьше, стоящее немного дешевле; в таком случае покупатель даже не интересуется ценой.

    Вы отправляетесь покупать автомобиль, стоящий многие тысячи. Решившись на такую покупку, вы хорошо осознаете, что по сравнению с ней стоимость каких-то особых колес или аудиосистемы просто мизерна. Ключевой момент – в сравнении. То же самое происходит и при покупке костюма. Опытный продавец обязательно уговорит вас приобрести в дополнение к нему подходящую рубашку, галстук или шарф, едва вы закончите выбирать костюм. Обычно, если уж заключена сделка на покупку дома, цена ковра или штор просто не обсуждается.

    Думаю, вы и сами припомните множество ситуаций в бизнесе и личной жизни, когда вам приходилось применять этот прием или кто-то использовал вас в качестве объекта воздействия.

    Многие из нас, вероятно, не задумываясь, покупали шнурки, крем или сушилку для обуви, не успев выйти из магазина, где только что приобрели пару башмаков. Остается только сожалеть о том, что продавцы очень часто предлагают нам сделать покупку с таким неприязненным видом и с такой неуверенностью, что нам удается уйти из магазина, не купив чего-нибудь лишнего.

    Подумайте только, что было бы, если бы они относились к своей работе с энтузиазмом и выполняли ее с умом! В цивилизованном мире не было бы дома, где не образовался бы склад шнурков и кремов для обуви!

    Давайте обсудим еще несколько способов, позволяющих окружающим побудить нас предпринять какие-то действия и дающих возможность нам убедить другого человека совершить тот или иной поступок. Немаловажную роль играют взаимные обязательства и услуги.

    Во всех крупных аэропортах, на всех железнодорожных вокзалах и просто на улице можно встретить членов религиозных сект, раздающих цветы, которые в совокупности должны бы стоить целое состояние. Но, на самом деле, такая «благотворительная» деятельность может оказаться очень прибыльной.

    «Бессребреники» пользуются методом взаимных услуг и обязательств. Живя в цивилизованном мире, мы очень часто оказываемся в ситуации, когда обязаны сделать для кого-то нечто равноценное, что он когда-то сделал для нас. Итак, продавец цветов «подарит» вам цветок, а затем попросит вас о пожертвовании. Подарив что-то вам (в данном случае цветок), он как бы обязывает вас к ответной любезности, и вы чувствуете себя не вправе ему отказать. Обычно человек, взявший цветок, в скором времени выбрасывает его, а продавцы-дарители подбирают и снова пускают в дело.

    Точно так же работает и метод бесплатных образцов. Мы чувствуем себя обязанными вернуть то, что получили. Бесплатные образцы – очень эффективный способ продажи изделий не только потому, что это честный способ дать покупателю возможность опробовать вещь прежде, чем он ее купит, но и потому, что в нем изначально заложена некоторая обязательность покупки.

    Вообще говоря, метод взаимных обязательств очень выгоден, ибо, как правило, ответный дар всегда бывает больше первоначального, даже если первоначальный гостинец вам совсем не нужен. Принцип внутренних обязательств и выгоды заложен и в методе «продажи с убытком», поскольку, прося о крупной услуге, человек как бы обязывает противоположную сторону уже только тем, что уменьшает объем своей просьбы безо всяких упреков и споров. Человек, к которому была обращена просьба, испытывает некоторое облегчение и благодарность к просящему за то, что она стала намного скромнее, и чувствует себя обязанным ее выполнить.

    Дарение бесплатных образцов – данный прием широко используется во многих супермаркетах и магазинах. Каждому из нас приходилось наблюдать его в действии, когда, скажем, в магазине продавец винного отдела с лотком пластмассовых стаканчиков и двумя откупоренными бутылками вина, красного и белого, предлагает посетителям отведать последние достижения виноделов Нового Света? Все эти приемы широко распространены именно благодаря своей эффективности!

    Время – деньги

    Куй железо, не отходя от кассы!

    Если мы пытаемся убедить в чем-то другого человека, привлечь его на свою сторону, необходимо предоставить ему некоторое время для принятия решения. Чтобы обсудить предложение, поспорить по каким-то конкретным моментам, согласиться на уступку, тоже нужно время, поскольку компромиссы порой достаются очень и очень трудно. По завершении дискуссии человек должен чувствовать, что он хорошо исполнил роль, сделал все, что было в его силах.

    То же самое можно сказать о домочадцах, коллегах, директорах и управляющих других предприятий – всех, с кем нам приходится иметь дело. Нельзя считать потерянным впустую время, затраченное на обсуждение какого-либо вопроса. Если человек хорошо понимает проблему или ясно видит открывающиеся возможности, он с гораздо большей вероятностью отважится на принятие решения.

    Таков удивительный побочный эффект процесса торга. Если кто-то соглашается с вашим предложением, идет ли речь о покупке товара или о чем-то другом, он с большей готовностью откликнется и на вашу просьбу. Если двери согласия все-таки открываются, они надолго остаются распахнутыми.

    Вспомните, что зачастую компании пользуются услугами одних и тех же поставщиков в течение многих лет, хотя иногда бывает, что они подводят с поставками, неправильно оформляют документы и вообще ничем не лучше других производителей тех же комплектующих. Но давнишнее решение сохраняет свою силу и договоры о поставках перезаключаются из года в год.

    А наши дети? Нужны годы и годы, чтобы убедить их в необходимости убирать за собой со стола и участвовать в других семейных делах. Когда они, в конце концов, поймут это, то будут делать все сами без дополнительных напоминаний. Если однажды решение принято, согласиться с ним во второй раз значительно легче. Эти слова стоят того, чтобы их повторить еще раз и выделить жирным шрифтом:

    Если однажды решение принято, согласиться с ним во второй раз значительно легче.





     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх