Загрузка...



  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 19 Запредельности не существует
  • ГЛАВА 20 Спанда
  • ГЛАВА 21 Ни это, ни то
  • ГЛАВА 22 Единая субстанция
  • ГЛАВА 23 Все знание беспричинно
  • ЭПИЛОГ Просветления НЕТ
  • ЧАСТЬ 3

    Покров просветления

    ЗА ПРЕДЕЛАМИ «ОСОЗНАЮЩЕГО» «НЕТ ТАКОГО СОСТОЯНИЯ, КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТСЯ… ПРОСВЕТЛЕНИЕМ».

    (Будда («Алмазная сутра»))

    «НЕ ДУМАЙ, ЧТО ТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОСОЗНАЕШЬ СВОЕ СОБСТВЕННОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ»

    (Будда («Алмазная сутра»))

    ВВЕДЕНИЕ

    Просветление

    Эта часть возвращает нас не только к началу и названию книги «ТЕБЯ НЕТ», но также и к корням человеческого желания искать наслаждение (просветление), избегать страдания (омраченности) — словом, выживать.

    Чтобы прорваться сквозь покровы отвердевшего сознания, которое действует как семена, приносящие иллюзию личного просветления, позволяющего нервной системе лучше выжить, начнем с того, что назовем просветлением нечто противоположное.

    Покров личного просветления в современных «духовных» кругах проявляется в том, что каждый учитель предлагает собственную версию просветления и путей его достижения. Появляется все больше школ с широким ассортиментом технологий, таких, как мантра, связь с просветленным мастером, теории выживания в мире (имеются в виду все миры), школы, гарантирующие просветление (наподобие диплома или сертификата, если вы окончите курс). Все эти покровы (теории) приспосабливаются к условиям 20-го и 21-го столетия, чтобы выжить, и каждому учителю ради выживания более, чем когда бы то ни было, необходимо быть просветленным. Иными словами, если цель нервной системы — организация хаоса и лучшее выживание, и если организация — это общество индивидов, то в структуру организации тоже «вшито» выживание. Это укрепляет ее положение в смысле знаменитой книги 1970-х годов Лоренса Дж. Питера: «Принцип Питера». «Второй принцип Питера — иерархию следует сохранить любой ценой». Поэтому понимание нирваны и просветления изменилось в соответствии с желанием выживания как организаций, так и людей (учителей и учеников), использующих эти организации для лучшего выживания. Поэтому неудивительно, что они не только не обсуждают, но и игнорируют тот факт, что в головах их последователей «духовность» или религия смешивается со всем подряд — от государства до совершения добрых дел или служения; это приводит к псевдо-духовному образу жизни, сама же суть вопроса игнорируется.

    Как-то раз, когда «я» был у Нисаргадатты Махараджа, он заорал на меня: «Разве Муктананда разрешил тебе сидеть здесь и задавать все эти вопросы? Разве он действительно обсуждает факты? НЕТ. Он держит всех на периферии колеса, а сам остается в центре».

    Эта печальная ситуация привела к представлению о «просветлении» и нирване, как о чем-то вроде самоисцеления. Это, как мы увидим в последнем разделе книги, ведет нас к трем утверждениям и двум вопросам.

    СУЩЕСТВУЕТ НЕ-Я, КОТОРОЕ СТАНЕТ ПРОСВЕТЛЕННЫМ.

    НЕ СУЩЕСТВУЕТ ЛИЧНОГО ИДИВИДУАЛЬНОГО ПРОСВЕТЛЕНИЯ.

    НИРВАНА ОЗНАЧАЕТ УГАСАНИЕ. И КАК МОЖЕТ САМОСТЬ, КОТОРОЙ НЕТ, ОБРЕСТИ ЧТО-НИБУДЬ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ОПИСАНИЕМ ТОГО, ЧЕГО НЕТ?

    И ДО ПОЯВЛЕНИЯ ОСОЗНАЮЩЕГО… ЕСТЬ ЛИ ТЫ?

    СУБСТАНЦИЯ

    Прежде всего, что мы видим и знаем, включая видящего, знающего и воспринимающего, существует ТА СУБСТАНЦИЯ. Поэт 10-го века святой Джанадева назвал ТУ СУБСТАНЦИЮ божественной субстанцией. Это ТО, из чего и посредством чего появляется Вселенная. Мы можем прибегнуть к метафоре для «описания» этой СУБСТАНЦИИ: представь себе, что все создано из воды, и существуют биллионы морозильников, в которых образуются биллионы льдинок. Таким же образом наш мир кажется образованным из различных субстанций, имеющих различные размеры и формы. На самом же деле все они созданы из ТОЙ СУБСТАНЦИИ (воды).

    «Представь» себе океан. На поверхности океана можно увидеть волны, пузырьки и капли воды. Все это непрерывно движется, перемешивается, несется в разные стороны. Кроме того, «представь» себе, что каждая волна, каждый пузырек, каждая капля воды в океане имеет собственную точку зрения, вымышленную историю, мировоззрение — одним словом, она воображает, что она отделена от остального океана.

    Но если бы «мы» оказались в океане и начали медленно погружаться глубже, шум волн, течения, брызги и т. д., постепенно бы стали слабее.

    Погрузившись еще глубже, мы обнаружим, что рябь на поверхности океана исчезла, и вода почти неподвижна. Взглянув наверх, мы сможем «увидеть» там, вдали волны, рябь и пузырьки. Но отсюда, «снизу», легко «увидеть», что пузырьки, волны и т. д. созданы из одной и той же воды (СУБСТАНЦИИ). Кроме того, по мере погружения или «возвращения тем же путем, каким мы пришли» пузырек «я» на поверхности океана осознается как не-я, и «мы» понимаем, что я вовсе не то «я», которым «я» считал себя, а СУБСТАНЦИЯ, из которой образованы все пузырьки «я» и все остальное.

    Это погружение или «возвращение тем же путем, каким мы пришли» хорошо показывает, что такое НЕ-Я и ТЕБЯ НЕТ.

    В глубине океана волны, пузырьки, капли «я» — это СУБСТАНЦИЯ, из которой и посредством которой все они появились и кажутся движущимися и образованными из разных субстанций. Однако, хоть они и считают себя отдельными, они все равно остаются СУБСТАНЦИЕЙ, из которой они созданы, неизменной и всегда остающейся той же самой.

    ПОГРУЖАЙСЯ

    ОСВОБОЖДЕНИЕ: ПОСЛЕДНЯЯ ИГРА

    Внутри контекста миража существует множество игр. И «я» думаю, что, если ты читаешь эту книгу, то тебя интересует последняя игра.

    Пойми, что все это — мираж, и все заключено в контекст миража, включая концепции оков, смерти, просветления, пробуждения, духовности, освобождения и духовных путей.

    Действительно, в силу своей иллюзорной природы мираж воображает, что он существует, так же, как и все эти концепции; поэтому он страдает и воображает, что находится в оковах.

    Духовность, а за последние 150 лет и психология, ставит своей целью разрешение этой проблемы. У духовности есть предписанные ритуалы, по имени мантры, янтры, тантры и т. д. Психология пытается разрешить проблему путем работы с вашей матерью, вашим отцом и т. д.

    Однако все это мираж. А так как это мираж, то нет ни оков, ни освобождения, ни просветления, ни духовности, ни духовных путей.

    Великая иллюзия природы миража — «сказать», что все это сон, иллюзия, мираж. Однако каким-то образом «я», который «знает» или «видит» эту иллюзию, не понимает, что «оно» тоже является частью миража. Тот, кто «постигает», что все это — иллюзия, является частью иллюзии; СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НИЧТО НЕ РЕАЛЬНО — ВСЕ, ВКЛЮЧАЯ ДУХОВНЫЕ ПУТИ, ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ИЛЛЮЗИИ.

    То, что «ты» называешь «собой», существует лишь внутри контекста миража.

    И пока ты веришь, что ТЫ ЕСТЬ, и веришь в этот мираж, ты будешь верить, что духовные или психологические игры могут спасти тебя, и мираж, из-за власти сжатия, прочно приклеит тебя к этой бесконечной игре.

    Конечно, игра в освобождение, или духовная игра внутри миража кажется выходом из него; но скоро мы увидим, что эта игра — самая большая ловушка. Мы увидим, что эта духовная игра-мираж лишь отягощает природу миража большим числом правил, традиций, страхов, надежд, разочарований и фрустраций. Впервые прийдя к Нисаргадатте Махараджу, «я» спросил: «Чего Махарадж хочет от меня? Я все сделаю». Он посмотрел на меня, как на ненормального, и сказал: «Ты что, не понимаешь? Я не играю в эти игры (духовность, учительство, ученичество и т. д.). Если они тебе нужны, иди куда-нибудь в другое место. Если хочешь остаться — оставайся. Если хочешь уйти — уходи». Пожалуйста, пойми, что я не знал, что и «я», и все эти «духовные пути» — мираж. Я был в полном шоке.

    Поэтому пойми, что духовность и духовные пути — часть иллюзии. Взгляни сквозь ложь «обещаний» просветления на слова «Йога Васиштхи»: «Все образовано из сознания, ничего не существует вне сознания».

    Прежде сознания есть НИЧТО, и поэтому Нисаргадатта Махарадж назвал эту Вселенную «булавочным уколом», пузырьком, плавающим в НЕБЫТИИ. И это облако космической пыли создает иллюзорную природу я есть. ТЕБЯ НЕТ; ТЫ ЕСТЬ ТА БЕЗГРАНИЧНОСТЬ, в центре которой плавает песчинка по имени Вселенная. Осознай пустоту за пределами космической песчинки, которую «ты» называешь «собой» и материальной Вселенной.

    ВСЯ ДУХОВНОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ «Я ЕСТЬ»

    ОТРИЦАЮЩИЙ

    Одно из последних упражнений, о которых «я» могу вспомнить, было поисками того, кто задает все эти вопросы. Когда «я» («осознающий») искал, никого не нашлось, а «осознающий» «оказался» еще одной структурой, или сгустком СУБСТАНЦИИ.

    Нисаргдатта Махарадж часто называл его «отрицающим». Его также можно называть «спрашивающим». Обе эти ипостаси «осознающего» следует растворить.

    ИЗУЧЕНИЕ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОТРИЦАЮЩЕГО-СПРАШИВАЮЩЕГО

    Волински: Где в твоем теле находится концепция по имени «мое» сознание, содержащая концепцию по имени отрицающий-спрашивающий, и какое определение эта концепция по имени «мое» сознание могла бы дать концепции отрицающего-вопрошающего?

    Ученик: Это путь к освобождению, словно открывается дверь, за которой видна суть вещей.

    Волински: Эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию «спрашивающего, я есть и отрицающего», обладающую качествами концепции пути к освобождению и концепции открывающейся двери, за которой видна суть вещей — какие предположения концепция по имени «мое» сознание сделала обо всех остальных концепциях?

    Ученик: Что процессы задавания вопросов и отрицания необходимы для того, чтобы достичь освобождения и конца пути.

    Волински: Итак, эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию «спрашивающего, я есть и отрицающего», являющуюся путем к освобождению, ведущим к концепции конца пути. Какими были бы последствия для концепции по имени «мое» сознание, если бы она поверила во все это?

    Ученик: Это помогло бы ей направить внимание на этот процесс как на путь к освобождению, и жить верой и надеждой, что превыше разума.

    Волински: Эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепции «спрашивающего, я есть и отрицающего», концепцию «веры и надежды, что превыше разума», концепцию направления внимания, концепцию пути к освобождению и конца этого пути — если бы все это, вместе с «осознающим» и знающим обо всем этом, было образовано из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с этим ничего общего — что тогда…?

    Ученик: ____ (Молчание) ___Смеется.

    Волински: Как эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепции «спрашивающего, я есть и отрицающего», концепцию пути к освобождению и конца пути, в концепцию «веры и надежды, что превыше разума» — как бы могла концепция по имени «мое» сознание применить это к себе?

    Ученик: Она бы сконструировала собственный внутренний опыт, соответствующий процессу задавания вопросов и отрицания.

    Волински: Этот конструктор — где ты его чувствуешь внутри тела?

    Ученик: В голове.

    Волински: Итак, если концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепции «спрашивающего, я есть и отрицающего», как в путь к освобождению, который где-то кончается, которая способна жить верой и надеждой, что превыше разума, а также конструктор, который хочет создать подходящую конструкцию сознания — если бы все эти концепции вместе с «осознающим» и знающим обо всех этих концепциях были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего — что тогда…?

    Ученик: Смеется __ (Молчание).

    Волински: А если бы концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепции «спрашивающего, я есть и отрицающего», в концепцию «духовного» пути, или пути к освобождению, имеющим конец, которая также включает конструктора, чтобы создавать подходящие конструкции, который, конечно, обладает обладает концепция по имени «мое» сознание — если бы концепция по имени сознание поверила во все это, как бы она обманывала себя?

    Ученик: Утверждая, что это обязательно приведет к нужному результату.

    Волински: Итак, если бы концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию я есть, которая верит в концепцию процесса задавания вопросов «спрашивающим-отрицающим», ведущего к концепции пути к освобождению, имеющего конец и обязательно приводящему к нужному результату, и в концепцию «веры, что превыше разума»; эта концепция, включающая в себя конструктора, чтобы конструировать подобающие структуры и воспринимать все через их фильтры… Если бы «осознающий» и знающий обо всем этом были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ — что тогда…?

    Ученик: ___ (Молчание).

    Волински: Если бы концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию я есть, которая верит в концепцию «спрашивающий-отрицающий», как в путь к освобождению, у которого есть конец, которая включает в себя конструктора, чтобы конструировать подобающие структуры, и которая верит вопреки разуму… Если бы если бы концепция по имени «мое» сознание поверила во все это — о чем бы тогда концепция по имени «мое» сознание не захотела знать?

    Ученик: Что ее нет, что она исчезает.

    Волински: Почему концепция по имени «мое» сознание не хочет знать об этом?

    Ученик: Ее нет…она исчезла.

    Волински: Концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепции по имени «появление» и «исчезновение», в концепцию по имени я есть, в концепцию по имени «спрашивающий-отрицающий», в процесс задавания вопросов как в путь к освобождению, имеющий конец и гарантирующий нужный результат, и конструктор, который ставит фильтры и обеспечивает веру превыше разума… Если бы все это, в том числе и «осознающий», и знающий обо всем этом, было образовано из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей к ним отношения — что тогда…?

    Ученик: ___ (Долгое молчание)

    Волински: Концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепции «спрашивающий-отрицающий», путь к освобождению, конец пути, конструктора, в концепцию гарантированного результата и «веры, что превыше разума» — чего бы концепция по имени «мое» сознание не захотела испытать?

    Ученик: Исчезновения этих концепций.

    Волински: Почему концепция по имени «мое» сознание не хочет испытать исчезновения всего этого?

    Ученик: … ничего не осталось, этого не может быть___(Молчание)

    Волински: Концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепции бытия и небытия, исчезновения и появления, концепцию я есть, концепцию «спрашивающего-отрицающего», концепцию процесса задавания вопросов, ведущего к концепции конца пути, в конструктора, в фильтры, в «веру, что превыше разума» — если бы знающий обо всем этом и «осознающий» все это вместе со всеми этими концепциями были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, — что тогда…?

    Ученик: (Смеется) ___ (Молчание).


    ИЛЛЮЗИЯ «КТО Я?»

    ЭТО ОШИБКА — ДУМАТЬ, ЧТО ТЫ УЗНАЕШЬ, КТО ТЫ.

    КОНЦЕПЦИЯ «Я» ВООБРАЖАЕТ, ЧТО ОНА УЗНАЕТ ЭТО И ТОГДА СТАНЕТ ТЕМ, КЕМ ИЛИ ЧЕМ ОНА ЯВЛЯЕТСЯ.

    НО НЕ СУЩЕСТВУЕТ «Я», КОТОРОЕ БЫЛО БЫ ТОБОЙ.

    ПОЭТОМУ, КОГДА ВСЕ ИСЧЕЗАЕТ ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ТО ЖЕ САМОЕ ПРОИСХОДИТ С «Я», КОТОРОЕ ЧУВСТВУЕТ ИЛИ ВООБРАЖАЕТ СЕБЯ ЧЕМ-ТО СУЩЕСТВУЮЩИМ.

    СОЗНАНИЕ — ТО, ИЗ ЧЕГО ОБРАЗОВАНЫ И ОСОЗНАЮЩИЙ, И ОСОЗНАННОСТЬ.

    ПРЕД-СОЗНАНИЕ — «РЕАЛЬНОЕ» — НЕ ОБЛАДАЕТ НИ ОСОЗНАЮЩИМ, НИ ОСОЗНАННОСТЬЮ.

    СПРОСИ: «ДО ПОЯВЛЕНИЯ ОСОЗНАЮЩЕГО — ЕСТЬ ЛИ ТЫ?»

    ТА СУБСТАНЦИЯ ПРЕДШЕСТВУЕТ СОЗНАНИЮ.

    «ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕМ ЖЕ ПУТЕМ, КАКИМ ПРИШЕЛ» ПРЕДШЕСТВУЕТ САМОМУ СОЗНАНИЮ.

    НИСАРГАДАТТА МАХАРАДЖ СПРАШИВАЛ: «ЗА ВОСЕМЬ ДНЕЙ ДО КОНЦЕПЦИИ, КЕМ ТЫ БЫЛ?»

    В ЭТОМ ПРЕД-СОЗНАТЕЛЬНОМ «СОСТОЯНИИ» БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТИ ТЕБЯ НЕТ.


    МИРАЖ

    ТЫ — МИРАЖ, НЕ ЗНАЮЩИЙ О ТОМ, ЧТО ОН МИРАЖ — ПОДОБНО ВОДЕ, ПОЯВИВШЕЙСЯ В ПУСТЫНЕ, — ВОДЕ, КОТОРОЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

    ТЫ — МИРАЖ, НЕ ЗНАЮЩИЙ О ТОМ, ЧТО ОН МИРАЖ; ПОЭТОМУ ТЫ ВЕРИШЬ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ.

    ЭТО ПРОСТО СЖАТИЕ СОЗНАНИЯ, ОБРАЗОВАВШЕЕ ТО, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ, КОТОРАЯ СОЗДАЕТ МИР И ТО «Я», КОТОРОГО НЕТ.

    И КОГДА ОНА ДЕЛАЕТ ЭТО, ОНА ВЕРИТ В СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО, ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ, БУДУЩИЕ ЖИЗНИ.

    А ЕЩЕ ОНА ВЕРИТ В РАЗЛИЧИЯ, В ПЛАН, УРОКИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ВЫУЧИТЬ, И Т. Д.

    ЭТА ИСТОРИЯ МОЖЕТ ТЯНУТЬСЯ ВЕЧНО.

    ТЕЛО СНОВИДЕНИЙ

    Тело-ум, созданные из сознания, не хороши и не плохи. Это отражение сгустка ТОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ. И, хотя после «постижения» ТЕБЯ НЕТ, мир представляется карточным домиком или отброшенным покровом, плавающим в НЕБЫТИИ, — карточный домик тоже создан из этого НЕБЫТИЯ.

    Именно сжатие создает иллюзию тела сновидений, созданного из сознания;

    Жизненная Сила, оживляющая механизм восприятия, оживляет и это тело сновидений.

    Поэтому мы обычно не «видим» или не замечаем природу тела сновидений; мы не осознаем, что оно образовано из ТОЙ НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СУБСТАНЦИИ.

    Пойми, что все восприятие определяется этим воображаемым разделением СУБСТАНЦИИ, которая становится концепцией по имени сознание, хотя оно образовано из ТОЙ СУБСТАНЦИИ. Если тебе «повезет», иллюзия индивидуальной сущности рассеется, как темнота в комнате, где включили свет.

    Подобно этому, мир сновидений, тело и механизм восприятия исчезнут, и появится ТА ПУСТОТА, и пробудит твою природу — ПУСТОТУ, СВОБОДНУЮ ОТ САМОЙ СЕБЯ

    (НИ ТО-НИ ЭТО) — и ТЕБЯ НЕТ.

    СУБСТАНЦИЯ «КАК БУДТО» СТАНОВИТСЯ СОЗНАНИЕМ — СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВСЕ ЕСТЬ МИРАЖ, СОЗДАННЫЙ СОЗНАНИЕМ, КОТОРОЕ ОСТАЕТСЯ ТОЙ СУБСТАНЦИЕЙ. КАК НЕВОЗМОЖНО ОТДЕЛИТЬ СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ ОТ СОЛНЦА, ТАК ЖЕ НЕВОЗМОЖНО ОТДЕЛИТЬ СУБСТАНЦИЮ ОТ СОЗНАНИЯ.

    И ОТТОГО КОСМИЧЕСКАЯ ПЫЛЬ ЭТОЙ ВСЕЛЕННОЙ ВОЗНИКАЕТ НА ЭКРАНЕ НЕБЫТИЯ, КАК СНОВИДЕНИЕ.

    ПРОБУЖДЕНИЕ РАЗРУШАЕТ ВСЕЛЕННУЮ, СОН ПОДДЕРЖИВАЕТ МИРАЖ И ВСЕ ЕГО СВОЙСТВА, ПОМОГАЯ ЕМУ ПРЕБЫВАТЬ В ДОБРОМ ЗДРАВИИ.

    «ПОИСКИ РЕАЛЬНОСТИ — САМАЯ ОПАСНАЯ ВЕЩЬ НА СВЕТЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНА РАЗРУШАЕТ МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ».

    Нисаргадатта Махарадж

    Я ЕСТЬ — ЭТО ВОРОТА.

    ОСТАВАЙСЯ С «Я ЕСТЬ» ДОСТАТОЧНО ДОЛГО — И, МОЖЕТ БЫТЬ, ОНО ТОЖЕ ИСЧЕЗНЕТ.

    Главная мысль в учении Нисаргадатты Махараджа звучит так: если достаточно долго оставаться с Я ЕСТЬ, созданным из сознания, то исчезнет все остальное, и это приведет к сознанию.

    Это приводит к пониманию, что все создано из ТОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ.

    Когда становится «понятно», что воспринимающий ТО единое сознание, и само сознание — ОДНА И ТА ЖЕ СУБСТАНЦИЯ, тогда «обретается» НЕБЫТИЕ, предшествующее сознанию, и все исчезает.

    НЕ СУЩЕСТВУЕТ ТЕБЯ ОТДЕЛЬНО ОТ ВОСПРИЯТИЯ ТЕБЯ.

    НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОТДЕЛЬНОГО «Я», НЕЗАВИСИМОГО ОТ ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ЭТО «Я».

    Кажется, что существует отдельное «я», обладающее убеждениями и восприятием.

    В действительности, «я», его убеждения, восприятие, знания, воспоминание, мировоззрение, суждения, причинно-следственные связи, прошлое, настоящее, будущее и убеждение Я ЕСТЬ возникают совестно в «том», что обычно называют восприятием.

    Не существует «тебя» вне восприятия «тебя», возникающего из ПУСТОТЫ.

    НЕ СУЩЕСТВУЕТ САМОСТИ ОТДЕЛЬНО ОТ ЛИНЗ.

    Не существует отдельной самости или «я», обладающего мировоззрением, системой координат, или линзами, через которые оно смотрит.

    Именно линзы, или система координат, являются частью самости, глядящей через них. Самость не является чем-то отдельным от линз, через которые она смотрит, и от мира, который она видит.

    Когда самость, линзы и мир «воспринимаются» как ОДНА И ТА ЖЕ СУБСТАНЦИЯ, тогда нет ни самости, ни «я», и ТЕБЯ НЕТ.

    ДАЖЕ ВИДЯЩИЙ, ИЛИ ОСОЗНАЮЩИЙ, ИЛИ НАБЛЮДАЮЩИЙ ЗА ПУСТОТОЙ СВОБОДНЫ ОТ САМИХ СЕБЯ И НЕ СУЩЕСТВУЮТ.

    НЕТ НИ ДО (ПРОШЛОГО), НИ ПОСЛЕ (БУДУЩЕГО).

    Они существуют лишь внутри восприятия самости-линз-воспринимаемого мира. Эта концепция прошлого-настоящего-будущего обосновывает Я ЕСТЬ, созданное из сжатого сознания, которого тоже НЕТ.

    НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОТДЕЛЬНОГО «Я», ИЛИ ВОСПРИНИМАЮЩЕГО, СУЩЕСТВУЮЩЕГО ОТДЕЛЬНО ОТ ВОСПРИЯТИЯ.

    ЕСЛИ НЕТ ВОСПРИНИМАЮЩЕГО, ТО НЕТ «ТЕБЯ». ЭТО «ТЫ» ПОЯВЛЯЕТСЯ-ИСЧЕЗАЕТ-ПОЯВЛЯЕТСЯ-ИСЧЕЗАЕТ, ПОДОБНО ИНТЕРВАЛУ МЕЖДУ КАДРАМИ ФИЛЬМА.

    НЕ СУЩЕСТВУЕТ ТОГО «Я», КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТОБОЙ.

    «КТО Я?» — ИЛЛЮЗИЯ, ЧТО ТЫ УЗНАЕШЬ, КТО ТЫ.

    ИЛЛЮЗИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО «ТЫ» ВООБРАЖАЕТ, ЧТО «ЭТО» МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ «ЗА ПРЕДЕЛАМИ».

    НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ «ЗАПРЕДЕЛЬНОСТИ», НИ «Я», КОТОРОЕ МОЖЕТ ТАМ ОКАЗАТЬСЯ.

    С любовью,

    Ваш воображаемый брат,

    Стефен

    ГЛАВА 19

    Запредельности не существует

    Это огромная иллюзия — думать, что есть нечто запредельное, куда «ты» можешь попасть. Нет ни «тебя», ни «запредельности». Великая иллюзия вопроса «КТО Я?» заключается в том, что «ты» можешь узнать, кто «ты», и стать чем-то вроде «просветленного». На самом деле «тебя» НЕТ.

    ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЗАПРЕДЕЛЬНОСТИ

    Волински: Где в твоем теле находится концепция по имени запредельность?

    Ученик: Во всем теле.

    Волински: Какое определение концепция по имени «мое» сознание могла бы дать концепции запредельности?

    Ученик: Запредельность — это когда ты переносишься в иное место, иное пространство, иной мир.

    Волински: Какие предположения концепция по имени «мое» сознание сделала о концепции запредельности, концепции пространства, концепции переноса в иное место?

    Ученик: Что запредельность — это место, в которое я хочу попасть и остаться там.

    Волински: Концепция, которую сознание называет «запредельностью, местом и пространством, в которое я хочу попасть» — каковы последствия этих концепций для «моего» сознания?

    Ученик: Из-за них сознание чувствует себя здесь не слишком хорошо и пытается попасть «туда», в запредельность — она похожа на рай, и хочется оказаться там.

    Волински: А если бы концепция по имени «мое» сознание, и концепция запредельности, и концепция ухода туда, и иного мира, в который хочется попасть и остаться там, потому что это подобие рая — если бы все это было просто концепциями, образованными из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, — что тогда…?

    Ученик: Тогда все рушится.

    Волински: А если бы концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию места, и в концепцию по имени «запредельность», и в концепцию по имени «рай — место, куда хочется попасть — иной мир», и т. д. — если бы «мое» сознание поверило в это, как бы тогда поступила концепция по имени «мое» сознание?

    Ученик: Она бы попыталась чего-то достичь, куда-то перенестись, чем-то стать.

    Волински: А если бы концепции «запредельности, места, рая, пространства, перемещения, достижения, желания перенестись туда» были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, — что тогда…?

    Ученик: …. просто пустота.

    Волински: Если бы «мое» сознание поверило в концепции по имени «запредельность, место, пространство, иной мир, я хочу попасть туда, перемещение, рай» — как бы концепция по имени «мое» сознание обманывала себя?

    Ученик: Внушая себе, что существует какая-то беспредельность, какое-то место, куда можно попасть.

    Волински: А если бы все эти концепции были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, — что тогда..?

    Ученик: … тогда все бессмысленно_____ (Молчание)

    Волински: А как может обманываться концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепции запредельности, места, иного мира, рая и духовных путей, помогающих попасть туда?

    Ученик: Говоря другим, что все это правда, что так должно быть, и нужно стремиться туда.

    Волински: А если бы концепция «если изо всех сил стремиться туда, то обязательно окажешься там» и все прочие концепции были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, — что тогда…?

    Ученик: Все… (молчание)… исчезло.

    Волински: Эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепции «запредельности, места, пространства, стремления, духовных путей, желания попасть туда» — о чем эта концепция по имени «мое» сознание не хочет говорить?

    Ученик: О том, что все это — чушь.

    Волински: Почему концепция по имени «мое» сознание не хочет говорить о том, что все это чушь?

    Ученик: Потому что самой концепции сознания больше не будет, если она поймет это.

    Волински: А если бы концепции «быть» или «не быть» были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, — что тогда…?

    Ученик: Просто концепции ___ пустота __ (молчание).

    Волински: Если бы концепция по имени «мое» сознание поверила в концепции запредельности, места, пространства, иного мира, рая, духовных путей, стремления попасть туда и остаться там, в концепции по имени «быть» или не «быть» — о чем бы концепция по имени «мое» сознание не захотела знать?

    Ученик: О том, что и знать-то нечего.

    Волински: Почему концепция по имени «мое» сознание не хочет знать о том, что и знать-то нечего?

    Ученик: Она хочет уцепиться за что-нибудь, она хочет иметь точку опоры.

    Волински: А если бы все эти концепции, в том числе и концепция по имени «уцепиться за что-нибудь, и желание иметь точку опоры», были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, — что тогда…?

    Ученик: … просто пустота.

    Волински: А если бы концепция по имени «мое» сознание поверила в концепции запредельности, места, пространства, рая, духовных путей, стремления попасть туда, перемещения, бытия, небытия, опоры, отсутствия опоры — если бы концепция по имени «мое» сознание поверила во все это, чего бы она не смогла пережить?

    Ученик: Того, что все это абсурд.

    Волински: А если бы все эти концепции, в том числе и концепция абсурда, были частью «моего» сознания, и если бы даже «я», которое слышит и ощущает это, также были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, — что тогда…?

    Ученик: … просто пустота ___ (молчание) ____ (молчание).

    МЫ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОВО ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ТОГО, ЧЕГО НЕТ.

    В УТВЕРЖДЕНИИ «ВСЕ ЭТО ИЛЛЮЗИЯ» НЕТ НИЧЕГО НОВОГО; ОДНАКО ОНО ПОЗВОЛЯЕТ «КОМУ-ТО» ВООБРАЖАТЬ, ЧТО ВСЕ, ЧТО ВИДИТ «Я» — ЭТО ИЛЛЮЗИЯ, НЕ ПОНИМАЯ ПРИ ЭТОМ, ЧТО ВИДЯЩИЙ ТОЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ИЛЛЮЗИИ.

    НЕТ ОБРЕТЕНИЯ, НЕТ ПОТЕРИ

    Мой близкий друг Карл Робинсон пришел к Нисаргадатте Махараджу и спросил его: «Следует ли мне вернуться в Америку или остаться в Индии?» Махарадж ответил:

    ОСТАНЕШЬСЯ ЛИ ТЫ В ИНДИИ ИЛИ ВЕРНЕШЬСЯ В ШТАТЫ — ТЫ НИЧЕГО НЕ ПРИОБРЕТЕШЬ И НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯЕШЬ.

    Это основная мысль: все «духовные» практики создало «я» с целью улучшить свое выживание. Если ты хочешь что-либо получить, ты занимаешься эго-йогой; если что-то случается, оно просто случается.

    Ученик: Если я занимаюсь духовной практикой, я обрету просветление?

    Волински: Ты продолжаешь говорить о просветлении так, словно это предмет, которым можно завладеть.

    Ученик: Ну, мне не нравится мое нынешнее состояние, и, когда во время медитации оно становится лучше, я хочу, чтобы оно оставалось таким постоянно.

    Волински: Ты находишься за пределами состояния. Состояния — это продукты и отражения Я ЕСТЬ. Они не являются тобой. Для того «я», которое ты считаешь собой, существует приобретение (обладание состоянием) и потеря (утрата состояние). Все является ОДНОЙ СУБСТАНЦИЕЙ. Как можно что-то приобрести или потерять? Какие у тебя предположения по поводу приобретения и потери?

    Ученик: Что они реальны?

    Волински: А если бы они были просто концепцией, не имеющей отношения к реальности, что тогда…?

    Ученик: ___ (Молчание) ___

    ВОПРОС:

    КАКОЙ ОСОЗНАЮЩИЙ ОСОЗНАЕТ ОСОЗНАВАЕМЫЙ ОБЪЕКТ?

    И (ИЛИ) ЕСЛИ ОСОЗНАЮЩИЙ ОБРАЗОВАН ИЗ ТОЙ ЖЕ САМОЙ СУБСТАНЦИИ, ЧТО И ОСОЗНАВАЕМОЕ (ОБЪЕКТ), ЧТО ТОГДА…?

    ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО «МОЕ» СОЗННИЕ МОЖЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА СОЗНАНИЕ ДРУГОГО ИЛИ ОБЛАДАЕТ НАМЕРЕНИЕМ И ВЫБОРОМ, — ВСЕ РАВНО, ЧТО ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО КАПЛЯ ВОДЫ В ОКЕАНЕ МОЖЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ДВИЖЕНИЕ ОКЕАНА, ИЛИ В ТО, ЧТО КАПЛЯ ВОДЫ МОЖЕТ ВЫБИРАТЬ, ИЛИ ОБЛАДАТЬ НАМЕРЕНИЕМ, ОТЛИЧНЫМ ОТ НАМЕРЕНИЯ ОКЕАНА.

    ЕСЛИ СОЗНАНИЕ «ОБРЕТАЕТ ПОНИМАНИЕ», ЧТО ВСЕ ЕСТЬ СОЗНАНИЕ, ТОГД СОЗНАНИЯ НЕТ. НЕБЫТИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СОЗНАНИЮ.

    КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО — БЫТЬ, ПОТОМУ ЧТО ОНО ПОДРАЗУМЕВАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ТАК ЖЕ, КАК НЕБЫТИЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ НЕ-СУЩЕСТВОВАНИЕ.

    СОЗНАНИЕ ОБЪЕДИНЯЕТ ОБЕ ЭТИ КОНЦЕПЦИИ; НО ПРЕЖДЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСОЗНАЮЩЕГО, СОЗНАНИЯ НЕТ.

    И ТЕБЯ НЕТ.

    ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОСОЗНАЮЩЕГО

    «Подлинная и глубочайшая реальность не имеет отношения к сознанию. Это неизменный принцип, лежащий в основе всех изменений. В нем нет различий между субъектом и объектом, между “я” и “оно”». («Шива-сутра», стр. v).

    Итак, все образовано из ТОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ — можно назвать ее Богом, сознанием, СУБСТАНЦИЕЙ или как-нибудь еще. Иллюзия заключается в том, что она кажется разными субстанциями; каждый покров (образованный из сознания) кажется отличным от самого себя. Когда покровы рассеиваются, и «видно», что они являются сознанием, «ТЕБЯ НЕТ». Когда сознание постигает, что существует лишь сознание, тогда сознания больше нет, потому что ТЕБЯ НЕТ за пределами сознания, и НЕКОМУ сказать: «Это сознание». Значит, ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ не существует.

    ГЛАВА 20

    Спанда

    ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ; НО НА САМОМ ДЕЛЕ КОНЦЕПЦИЯ «ТЫ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЛИШЬ ВМЕСТЕ С МЫСЛЬЮ «Я ЕСТЬ».

    ТЕБЯ НЕТ. КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ПОЯВЛЯЕШЬСЯ И ИСЧЕЗАЕШЬ; ОДНАКО, ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСОЗНАЮЩЕГО ТЕБЯ НЕТ.

    ТЕБЕ ИЗВЕСТНО «Я ЕСТЬ» ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА «Я ЕСТЬ» ВОЗНИКАЕТ; ТОГДА ТЫ ВООБРАЖАЕШЬ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ; ТОГДА ТЫ ПРЕДПОЛАГАЕШЬ, ЧТО ТЫ ВСЕГДА БЫЛ, ЕСТЬ И БУДЕШЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ, ТЫ ПОЯВЛЯЕШЬСЯ И ИСЧЕЗАЕШЬ, НО «ТЕБЕ» ИЗВЕСТНО ЛИШЬ ПОЯВЛЕНИЕ, А НЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ. НА СТАДИИ ПОЯВЛЕНИЯ «ТЫ» НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО «ТЫ» ПОСТОЯННО ИСЧЕЗАЕШЬ. ОДНАКО НЕТ НИ ПОЯВЛЕНИЯ, НИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ.

    ЭТО ТОЖЕ ИЛЛЮЗИЯ «Я».

    ЭТА ИЛЛЮЗИЯ, ИЛИ ВИБРАЦИЯ, ИЛИ ДРОЖЬ НАЗЫВАЕТСЯ СПАНДА

    ИЛЛЮЗИЯ СПАНДЫ (ДРОЖИ)

    Спанда — это дрожь, или вибрация, или появление-исчезновение-появление-исчезновение — мелькание, когда кажется, что «мир» появляется и исчезает. Появление и исчезновение происходят одновременно, а, в конечном итоге, их вообще нет. Покров Я ЕСТЬ позволяет нам «знать» только Я ЕСТЬ, но не позволяет узнать или ощутить МЕНЯ НЕТ.

    «Вселенная — это просто раскрытие (немеза) Высочайшего [СУБСТАНЦИИ]. В процессе этого раскрытия возникают интервалы». («Шива-сутра», стр. viii).

    Таким образом «возникает» иллюзия причины-следствия; процесс, посредством которого нервная система (сжатое сознание) воображает, что существует «предыдущее» событие, являющееся причиной последующего; она даже создает концепцию о том, что сейчас — это часть временного континуума, хотя прошлое, настоящее и будущее растворяются в небытии.

    Между появлением и исчезновением есть ксана (в переводе с санскрита — «момент»), происходящий, согласно «Йога-сутре» Патанджали, 10 раз в секунду, а, согласно другим ученым, таким, как Ицхак Бентов, 17 раз в секунду. В этот момент появляется «СЕЙЧАС» в качестве сжатого и уплотненного сознания на экране самого себя, наблюдающего за появлением и исчезновением вместе с «я», переживающего их и знающего о них. Вместе с появлением Я ЕСТЬ возникает покров восприятия, прошлого, времени, пространства и т. д.

    «Вселенная появляется и исчезает, но интервал, называемый ксана, настолько мал, что существование Вселенной кажется непрерывным. Мы видим постоянное свечение электрической лампы, подключенной к источнику питания с переменным током, но мы знаем, что этот свет не является непрерывным, и периоды света сменяются периодами тьмы в течение очень краткого временного интервала. Разрывность присуща не только самадхи[19] — она свойственна всем переживаниям и мыслям, начиная с уровня сознания и кончая уровнем атомов. Там, где есть проявленность, там должна быть разрывность или чередование…»

    (Таймини, «Учение йоги», стр. 299–300).

    СПАНДА, КАК ГЛУБИННАЯ ПРИРОДА СУБСТАНЦИИ

    В первых строках этой части описывается спанда-сакти, представленная немезой (возникновением) и нимезой (растворением) изначальной энергии…подразумевая, что индивид также представляет собой немезу-нимезу.

    «Немеза и нимеза сменяют друг друга лишь в переносном смысле. На самом деле, они происходят одновременно». («Спанда карикас», стр. xviii).

    Для линейного мышления это кажется процессом появления-исчезновения-появления-исчезновения, и его можно описать только таким образом. Однако появление-исчезновение происходит одновременно, как (ЕСТЬ — НЕТ) и образуют одно целое.

    Это, наверное, одна из тех вещей, которые труднее всего описать с помощью слов, но «я» попытаюсь.

    ВНУТРИ «Я ЕСТЬ» НЕИЗМЕННО ПРИСУТСТВУЕТ «МЕНЯ НЕТ», СОСТАВЛЯЮЩЕЕ С НИМ ОДНО ЦЕЛОЕ. ЯДРО, ЗАКЛЮЧЕННОЕ ВНУТРИ Я ЕСТЬ-МЕНЯ НЕТ — ЭТО И «Я ЕСТЬ», И «МЕНЯ НЕТ» («НЕ Я ЕСТЬ»).

    Когда ты находишься в состоянии Я ЕСТЬ, оно является основным (фигурой), а МЕНЯ НЕТ — фоном. Когда ты находишься в состоянии МЕНЯ НЕТ, тогда НЕБЫТИЕ и не «Я» является основным (фигурой), а Я ЕСТЬ — фоном. Между появлением Я ЕСТЬ (присутствием) и МЕНЯ НЕТ (отсутствием), ТЕБЯ НЕТ, и ты не являешься ни Я ЕСТЬ, ни МЕНЯ НЕТ: НЕ Я ЕСТЬ. Иными словами, Я ЕСТЬ (присутствие) — МЕНЯ НЕТ (отсутствие) являются одним целым.

    Правда заключается также в концепции феноменов и ноуменов. Оба они содержатся внутри одной и той же сущности вместе с «я», «знающим» о них.

    До этого нет ни ноуменов, ни феноменов, ни Я ЕСТЬ, ни МЕНЯ НЕТ, ни присутствия, ни отсутствия, и ТЕБЯ НЕТ.

    Это относится также и к концепциям «внутреннего» и «внешнего». Ясно, что «внутренний» мир образован из ТОЙ ЖЕ САМОЙ СУБСТАНЦИИ, что и «внешний» мир, и когда они «воспринимаются» как одно и то же, они исчезают. Однако ясно, что вначале у нас есть некая структура убеждений, независимо от того, верим ли мы в то, что «внешний» и «внутренний» мир различны, или в то, что они созданы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ (об этом будет сказано позже).

    Однако концепция «внутреннего» мира заключена в концепции «внешнего» мира, вместе с субструктурой по имени «они различны, и они существуют». Любая попытка исправить эту ситуацию предполагает, что эти концепции правдивы, вместо того, чтобы понять, что и «внутренний», и «внешний» мир появляются как единое концептуальное образование вместе с «я», знающим о них.

    Например, если ты обманываешь себя тем, что, подобно многим последователям философии Нью-Эйдж, веришь, будто «внутреннее» создает «внешнее», тогда «внутреннее» станет для тебя фигурой, а «внешнее» — фоном. Если же ты «видишь», что и тот, и другой выросли из одного и того же семени, тогда конфликт между «внутренним» и «внешним» исчезнет.

    Следовательно, это просто изощренная иллюзия — думать, что «ты», или «Я ЕСТЬ», появляется и исчезает последовательно и поочередно. Это еще один «шаг» по направлению к «постижению» спанды.

    Однако, прежде тебя, мира, исчезновения того и другого и единства этих процессов ТЕБЯ НЕТ.

    «В действительности ничего не возникает и не исчезает. Лишь божественная Спандасакти, будучи свободной от последовательности и причинности, проявляется различным образом, как будто она становится видимой, как будто она становится невидимой… Мир заключен в принципе спанды и рожден им. То, что мир заключен в принципе спанды, не означает, что мир является чем-то иным… Заключение внутри и рождение — лишь ограниченные понятия, присущие человеческому языку». («Спанда карикас», стр. xviii-xix).

    Точно так же есть только ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ, создающая иллюзию множества субстанций. Поэтому как может «ты» «быть», когда сама концепция БЫТЬ-НЕ БЫТЬ возникает лишь в качестве идеи того «я», которое верит, что оно образовано из иной субстанции, чем все остальное, и которого НЕТ.

    «Реальность не является ни субъектом психологии, ни психофизическим восприятием, ни просто пустотой. Реальность, или спанда, является глубинной основой субъекта психологии… которую никогда невозможно свести к объекту». («Спанда карикас», стр. xix).

    Существует субъект психологии («я»), возникающий позже, верящий в то, что он ЕСТЬ. Это великий покров иллюзии. Проникнуть сквозь покров бытия — не-небытия — значит, постичь СУБСТАНЦИЮ, которая затем появляется в видимой форме, создает сновидческий мир богов, богинь, домов, людей, духовных путей — всего того, чего не может БЫТЬ, потому что все они — ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ, и поэтому их НЕТ.

    «Когда ограниченное эго… индивида растворяется, он постигает истинную суть принципа спанды». («Спанда карикас», стр. хх).

    В этом суть «Адвайта (ЕДИНОЙ-СУБСТАНЦИИ) Веданты». Для «постижения» истинной сути принципа спанды необходимо растворить субличности, а потом и первую из них — Я ЕСТЬ.

    «Восприятие пустоты не означает отсутствия воспринимающего, так как без воспринимающего было бы невозможно восприятие пустоты. Этот воспринимающий и есть принцип спанды». («Спанда карикас», стр. хх).

    Внутри принципа спанды также находится наблюдатель. Однако, хоть он и наблюдает за принципом, он тоже является частью принципа. Он кажется отдельным от спанды, но он образован из той же субстанции, что и спанда. Восприятие ПУСТОТЫ — все еще видимость, или интервал между Я ЕСТЬ (присутствием) и МЕНЯ НЕТ (отсутствием), лежащие в основе миража. Воспринимающий — это сжатая ПУСТОТА «воспринимающая сама себя». Без него не было бы ни ПУСТОТЫ, ни восприятия, ни воспринимающего.

    «Немеза и нимеза представляются последовательными. Последовательность означает время, но… [СУБСТАНЦИЯ] превыше времени. Следовательно, немеза и нимеза не могут сменять друг друга. Это просто два выражения Божественного [СУБСТАНЦИИ]… Это просто спанда, одновременно являющаяся и немезой, и нимезой», («Спанда карикас», стр. 21).

    И немеза, и нимеза (проявление и поглощение) одновременно обозначают «выражение» СУБСТАНЦИИ. Это не два противоположных принципа. Обе концепции: существование и не-существование мира — заключены одна в другой и созданы ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИЕЙ.

    «Когда происходит немеза, или раскрытие истинной природы Божественного, тогда… мир исчезает. Когда происходит нимеза, или сокрытие истинной природы Божественного, тогда… мир появляется». («Спанда карикас», стр. 23).

    Еще раз повторю: концепция исчезновения содержится внутри концепции появления, а концепция появления — внутри концепции исчезновения. Они являются одним целым, и оба представляют собой концепции и ничего более.

    ТЕОРИЯ ИНТЕРВАЛА

    «Йогин должен быть способен оставаться в состоянии нируддха [интервала] достаточно долгое время, чтобы его сознание могло прорваться сквозь «облако», или пустоту, и возникнуть на следующем уровне». (Таймини, «Учение йоги», стр. 285).

    И снова следует заметить, что эта «пустота» — форма в своей наиболее тонкой форме, и содержит в себе семена форм.

    Интервал, пустое пространство, пауза

    Тело состоит из воды более, чем на 90 %. Подобно тому, как течения в океане появляются и исчезают, так же и «я», вместе с наблюдателем или знающим об этом «я», возникает и исчезает. Существует интервал, или пустое пространство, перед следующим наблюдателем, или знающим, или появляющимся и исчезающим «я».

    ТА СУБСТАНЦИЯ, посредством которой и из которой образовано все, «проявляется» в виде волн и капель воды. Тогда «с точки зрения» волн и пузырьков, или «я», ОНИ ЕСТЬ.

    Однако, когда знающий об этом «я» исчезает, их нет, и ТЕБЯ НЕТ. НО ты не знаешь, что ТЕБЯ НЕТ. Только когда возникают знающий «я» и само «я», тогда они предполагают, что они были, есть и будут; но когда они исчезают, тогда их НЕТ и ТЕБЯ НЕТ.

    Надеемся, что это поможет ясно понять: спанда, или вибрация, или появление и исчезновение только кажутся существующими. Это ведет нас к двум важным вопросам:

    После того, как йогин вошел в состояние самадхи, почему при его (или ее) возвращении в сознание «я» вновь появляется прежнее содержание психики?

    Что такое самадхи, и почему в любом восьмеричном пути — как в буддизме, так и в йоге — самадхи считается последней ступенью?

    Ответ на первый вопрос: Это иллюзия — верить, что пустота, или великая пустота, — то, что ты хочешь обрести. Однако пустота содержит в себе едва заметные семена образов и впечатлений физической реальности и идею «я». Перефразируя «Сутру сердца», можно сказать, что форма (мысль, или «я») есть пустота, а пустота есть форма (мысль, или «я»). Они являются одним и тем же.

    Самадхи БЕЗ семян означает НЕ-Я. Это самадхи происходит без концентрации на объекте (обладающем семенами) и сжигает сырые семена. Как будет объясняться дальше, самадхи с семенами «достигается» при концентрации на объекте. Но самадхи с семенами содержит в себе также семена сознания «я».

    «Когда» «осознающий» видит пустоту и постигает, что он создан из ТОЙ ЖЕ САМОЙ СУБСТАНЦИИ, что и пустота, тогда, возможно, вскоре «осознающий» поглотится и исчезнет. Однако, такое самадхи (которое некоторые медитирующие по ошибке принимают за сон), лишено семян, потому что и семя по имени «осознающий», и семя, заключенное внутри пустоты, являющейся формой, исчезают. Однако самадхи является последней ступенью (состоянием) восьмеричного пути, потому что самадхи — последнее состояние, о котором можно что-то сказать.

    Кратко говоря, даже пустота, или самадхи с семенами, представляют собой состояния и часть иллюзии, непригодные для нирваны.

    Когда Нисаргадатту Махараджа спросили: «Вы находитесь в самадхи?», он ответил: «Нет, самадхи — это состояние, а я не нахожусь ни в каком состоянии». Это один из самых хитроумных «моментов» «постижения».

    «За пределами» этого, «там», «где» «осознающего», или спанды, больше нет — находится нирвана, которая есть угасание.[20]

    «ЗА ПРЕДЕЛАМИ» ПУСТОТЫ

    «Сфера пустоты также состоит из самскар (образов, впечатлений, намерений) читты [ума]; в противном случае тот, кто пробуждается (от состояния пустоты) не смог бы вернуться к обычной жизни с ее обязанностями». (Сингх, «Пратьябхиджняхрдайям», стр. 62).

    Пустота, вместе со знающим о ней, содержит впечатления, образы, концепции, привычки и т. д. Поскольку пустота — это также часть ума, так как для нее требуется воспринимающий, или знающий о ней, то ПУСТОТА содержит еле заметные семена восприятия. Вот почему при сжатии интервала (ПУСТОТЫ) мы получаем плоды (образы и впечатления), которые в стране йогов называются самскарами, а среди приверженцев психологии — паттернами. Когда пустота, отсутствие пустоты и «осознающий» «воспринимаются» как одно и то же, наступает освобождение от иллюзорного желания достичь ПУСТОТЫ.

    Вот почему Будда сказал: «ЖАЖДУЩИЕ НИРВАНЫ, НЕВЕЖЕСТВЕННЫ — ЖАЖДУЩИЕ САМСАРЫ НЕВЕЖЕСТВЕННЫ». ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО НИРВАНА ЕСТЬ САМСАРА — САМСАРА ЕСТЬ НИРВАНА.

    ГЛАВА 21

    Ни это, ни то

    «В действительности ничего не появляется и не исчезает. Лишь Спанда, будучи свободной от последовательности и причинности, проявляется различным образом, как будто она появляется, как будто она исчезает». («Спанда карикас», стр. 22).

    «… нирвикальпа, т. е., она превосходит сферу мысленных конструкций… «(«Спанда карикас», стр. 50).

    Выход за пределы мысленных конструкций иногда называется «нирвикальпа самадхи»; за пределы мысленных конструкций, включающих интервал; когда «осознающий» этот интервал осознает, что он появляется и образован из ТОЙ ЖЕ САМОЙ СУБСТАНЦИИ, что и интервал, и, значит, его тоже НЕТ. Иными словами, ни пустоты, содержащей семена мыслей, ни самих мыслей больше нет.

    ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОЖДЕНИЯ И СМЕРТИ

    «Мир жизни и смерти исчезает для того, кто, выйдя из состояния транса, превращает обычное сознание в сознание, подобное (самадхи), зажав его в тиски принципа спанды, который постигается посредством немезы самадхи…» («Спанда карикас», стр. 66).

    Это самое главное: концепции рождения и смерти и концепция, которую мы называем существованием, действуют наподобие транса. Когда эти концепции отброшены, иллюзия смерти исчезает. Это значит, что, даже когда в окне пустоты показывается смерть, после пробуждения в «этом мире», йогин увидит пустоту, а не иллюзию неосознанных убеждений, проявляющихся в различных формах.

    В тибетском буддизме говорится, что все непрожаренные семена показываются в момент смерти, став сильнее в 20 раз. Неудивительно, что страх смерти так силен. Однако, если увидеть, что все, что показывается в окне пустоты, образовано из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ, наступит угасание или нирвана, подобно тому, как гаснет пламя свечи. Поэтому часто говорят, что в момент смерти вы окажетесь именно там, куда, как вы верите, вы попадете после смерти. Это не совсем точно; вы окажетесь в цветущем и плодоносящем лесу, выросшем из непрожаренных семян, проросших в момент смерти.

    Это просто принцип спанды, возникающий одновременно и как сознание, и как отсутствие сознания — ни того, ни другого НЕТ. Поэтому, визуализации и воспоминания о прошлых переживаниях — это просто воспоминания, требующие наличия «я». Они используются для хитроумных доказательств того, что ты есть — я есть. Они усиливают механизм выживания, созданный для того, чтобы поддерживать самого себя.

    «Нет ни одного слова, мысли, объекта или состояния, которое бы не было… [образовано из СУБСТАНЦИИ]». («Спанда карикас», стр. 126).

    НЕ СУЩЕСТВУЕТ СОСТОЯНИЯ, КОТОРОЕ НЕ СОЗДАНО ИЗ СОЗНАНИЯ, ВКЛЮЧАЯ И «Я», ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ ЭТО СОСТОЯНИЕ.

    СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СОЗНАНИЯ ТОЖЕ НЕТ.

    КОГДА «ТЫ» ПОЙМЕШЬ, ЧТО ТЫ — МИРАЖ, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ОН МИРАЖ, — ВСЕ ИСЧЕЗНЕТ; НАСТАНЕТ ПРОБУЖДЕНИЕ (ОТ СНА).

    ГЛАВА 22

    Единая субстанция

    «Поэтому Абсолютная Реальность [СУБСТАНЦИЯ], собственное бытие которой есть сознание, подобная… вездесущей Реальности, проявляется как субъект посредством нисхождения Бога в неживые существа, как объекты, такие как грусть, радость и т. д.; они кажутся различными, хотя, по сути, они одинаковы…и неотделимы от [универсального сознания]». (Сингх, «Пратьябхиджняхрдайям», стр. 17).

    Все состояния — от ненависти до блаженства, от любви до прощения, от страхи до тоски, от ПУСТОТЫ до самадхи — просто различные аспекты сознания, или уплотненной мини-ПУСТОТЫ. Проникнув сквозь все эти слои (покровы), или иллюзорные состояния — даже самадхи — «ты» окажешься за пределами облака по имени Вселенная, и за пределами «я». «Здесь» исчезает воспринимающий, и не остается ни состояний, ни уровней, ни покровов.

    «Все объективные феномены, доступные наблюдению, как внешние, так и внутренние, проявляются в форме… сознания… В 17 сутре сказано, что… самость есть ни что иное, как Шива [СУБСТАНЦИЯ], из которого создана сущность Вселенной». («Шива-сутра», стр. xxii).

    Когда «видно», что и «осознающий», и само осознание являются сознанием, ТЕБЯ НЕТ. Этот мир воспринимается, как облако, плавающее в чистом небытии по имени сознание; «ты» находишься за его пределами и не имеешь с ним ничего общего.

    Сначала облако-Вселенная сначала «видна» как НЕ-это, а чистое небытие сознания — как «я». Затем и облако, и небытие становятся одним, и ТЕБЯ НЕТ.

    ГЛАВА 23

    Все знание беспричинно

    «Все знание беспричинно, не основано ни на чем и обманчиво. С точки зрения абсолютной Реальности это знание не принадлежит ни одному человеку. Полностью отдавшийся этому созерцанию постигает [СУБСТАНЦИЮ]… Это средство достичь сердца — мистического центра реальности». (Сингх, «Виджнянабхайрава», стр. 90–91).

    Сердце — это небытие. Это сознание создает иллюзии и покровы, заставляющие верить в причину и следствие. Это тело, воспринимаемое воспринимающим и образованное нервной системой, создает иллюзию причинно-следственных связей. Это нервная система и воспринимающий создают иллюзию причин и следствий, которых не существует. Есть лишь ТА ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ.

    «ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ — ПРИЧИНА ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО».

    Нисаргадатта Махарадж

    ДХАРМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТБРОШЕНЫ.

    («Алмазная сутра»)

    ДХАРМЫ, ПРАВИЛА, ПУТИ, «ДУХОВНЫЕ» ИГРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СЛЕДУЕТ ОТБРОСИТЬ И «УВИДЕТЬ», ЧТО ОНИ — СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЕ ПОКРОВЫ СОЗНАНИЯ.

    НЕТ НИ ЖИВЫХ, НИ НЕЖИВЫХ…

    ЖИВЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЖИВЫМИ, ДАЖЕ КОГДА ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ ЖИВЫМИ.

    («Алмазная сутра», стр. 25)

    ЭПИЛОГ

    Просветления НЕТ

    Как можно закончить книгу под названием «ТЕБЯ НЕТ»?

    Так как личного просветления нет, может быть, слова Будды будут подходящими.

    Как-то Будду спросили: «Ты достиг?» Будда ответил: «Я не могу утверждать, что я достиг, потому что я достиг». («Алмазная сутра»).

    Важнейшая мысль высказывается также в «Гуру-Гите»: «Те, кто утверждают, что знают меня, не знают меня».

    … Не существует ничего, кроме СУЩНОСТИ (СУБСТАНЦИИ).

    Почему не существует личного просветления? Потому что ТЕБЯ НЕТ. А если ТЕБЯ НЕТ, как можешь «ты», которого НЕТ, обладать, быть или иметь какую-то вещь или состояние — например, просветление?

    И как может кто-либо утверждать, что он достиг, если ЕГО НЕТ?

    ВСЕ ЧАСТИ-(ЦЫ), ИЛИ СУБЛИЧНОСТИ — НАБЛЮДАТЕЛЬ, ОСОЗНАЮЩИЙ, СОЗНАНИЕ И Т. Д. — ЭТО ПРОСТО РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВНУТРИ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ, СОЗДАННЫЕ СУБСТАНЦИЕЙ. КОГДА ОНИ РАССЕИВАЮТСЯ, ТЕБЯ НЕТ.

    Я ЕСТЬ подобно песчинке, плавающей в НЕБЫТИИ, которая, хоть и кажется отличной от НЕБЫТИЯ, является ТОЙ ЖЕ САМОЙ СУБСТАНЦИЕЙ и чистым НЕБЫТИЕМ. Но даже НЕБЫТИЕ ничего не значит, потому что его тоже НЕТ. Почему? Потому что требуется «я», или я есть, или «осознающий», чтобы сказать, что НЕБЫТИЕ было или есть. Это может превратить ничто в нечто, которого нет. Поэтому не только концепции Я ЕСТЬ, но и концепции бытия, так же, как и концепции нирваны, не существует.

    Будда сказал:

    «ХОТЯ БЕСЧИСЛЕННЫЕ СУЩЕСТВА ДОСТИГЛИ НИРВАНЫ, НИ ОДНО ИЗ СУЩЕСТВ НЕ ДОСТИГЛО НИРВАНЫ».

    («Алмазная сутра»)

    Итак, в конце этой книги я хочу вспомнить, как я спросил Бабу Пракшананду о том, как достичь освобождения. Сначала он спросил меня, что я подразумеваю под освобождением. Я сказал что-то вроде «блаженства, единства, слияния» и т. д. В тот момент, когда эти слова слетали с моих губ, «я» уже понимал, что это просто концепции. Тогда он сказал мне:

    «ТЫ НЕ ЖЕЛАЕШЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА ТЫ БУДЕШЬ СВОБОДЕН, НЕ БУДЕТ ТЕБЯ, ЗНАЮЩЕГО ОБ ЭТОМ».

    С любовью,

    Ваш воображаемый брат,

    Стефен


    КСТАТИ…

    НЕТ НИ ЦЕНТРА, НИ ОТСУТСТВИЯ ЦЕНТРА.

    НЕТ НИ ИСТОЧНИКА, НИ ОТСУТСТВИЯ ИСТОЧНИКА.

    НЕТ НИ ИЗНАЧАЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ, НИ ОТСУТСТВИЯ ИЗНАЧАЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ.

    НЕТ НИ НАЧАЛА, НИ ОТСУТСТВИЯ НАЧАЛА.

    НЕТ НИ БЫТИЯ, НИ НЕБЫТИЯ.

    И, КСТАТИ, НЕТ НИ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ, НИ МНОГИХ СУБСТАНЦИЙ, ИЛИ, КАК СКАЗАЛ БУДДА, «НЕ СУЩЕСТВУЕТ ГЛУБИННОЙ РЕАЛЬНОСТИ» ПОТОМУ ЧТО ТОГДА БЫЛО БЫ «Я», СПОСОБНОЕ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ.

    ВСЕ ЭТО — ПРОСТО ИГРА КОНЦЕПЦИЙ, И ИХ НЕТ, И ТЕБЯ НЕТ.


    ПОКА!


    Примечания:



    1

    В оригинале: There is No thing. (No — нет, thing — вещь, предмет; nothing — ничего).



    2

    Пожалуйста, помните, что это — лишь метафора, а не то, что есть!!!



    19

    Понимание того факта, что посредством вибрации мы постоянно входим в состояние самадхи и выходим из него, обсуждалось в «моей» предыдущей книге «Дао хаоса».



    20

    Еще раз, пожалуйста, поймите, что выразить это словами почти невозможно.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх