Загрузка...



ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

В первой главе мы намеренно не давали строгих дефиниций характера и темперамента, потому что соотношение двух этих составляющих психофизиологического облика человека – во многом вопрос не до конца проясненный.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия. Мы могли не раз в этом убедиться, когда, например, рассматривали типологию Эрнста Кречмера. В психологической науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных направления:

1 Отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий).

2 Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус).

3 Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий).

4 Признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Но коль скоро мы об этом заговорили, необходимо дать более или менее строгие определения обоим понятиям. Многообразию человеческого поведения в различных жизненных ситуациях мы обязаны своеобразному сочетанию различных подструктур нашей личности: эмоциям, воле, характеру, интеллекту, мотивам, отношениям и т. п.

Темперамент – это одна из таких подструктур. Понятием «темперамент» охватывается совокупность динамических и эмоциональных характеристик личности. В число динамических характеристик включают такие, как скорость протекания психических процессов и их устойчивость (к примеру, скорость мышления и устойчивость внимания), ритм и подвижность нервных процессов (то есть быстрота их смены). Динамические характеристики определяют энергетический уровень поведения – интенсивность, скорость, темп. К числу эмоциональных характеристик поведения относят такие свойства, как импульсивность, эмоциональную возбудимость, реактивность, силу эмоций, тревожность и др.

Отличительной чертой темперамента является его устойчивость. Это означает, что темперамент мало подвержен изменениям как на протяжении всей жизни, так и в каких-либо конкретных ситуациях. Он является взаимодействием двух факторов – наследственности и среды, причем наследственность в данном случае играет едва ли не определяющую роль. Поэтому утверждение, что в процессе воспитания темперамент может быть принципиально изменен, является верхом наивности и неграмотности. Это базовая, стержневая основа нашей личности, крайне жесткая и стабильная. Можно сказать, что это биологический фундамент, на котором строится наша личность. Какая-то корректировка фундаментальных свойств личности, по всей видимости, возможна, но весьма и весьма незначительная.

Характер – более широкое понятие, означающее совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся на протяжении жизни, обусловливая типичные для нее способы поведения. Природа характерологических свойств исключительно сложна. Первооснову характера, или его внутреннее ядро, составляют стержневые врожденные нравственно-духовные побуждения и склонности. Вокруг этого стержня структурируются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства, образующие другое ядро – генотипическое, или природное. На основе нравственно-духовных и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих стереотипов, установок, реакций. Так понимал формирование характера выдающийся русский психолог Александр Фёдорович Лазурский (1874-1917).

Существуют и другие подходы. Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, например, объяснял динамический потенциал характерологических черт сублимацией различных форм либидо. Психоаналитическая типология склонна связывать характер со стадиями психосексуального развития. Другую направленность динамическая теория приобрела в трудах выдающегося психолога XX века Эриха Фромма (1900—1980). Фундаментальную основу характера человека он видит в специфических типах его отношений с миром. Эти ориентации определяют суть характера, выражают способ проведения психической энергии.

Чтобы не утонуть в деталях и истолкованиях, коротко сформулируем два генеральных направления в развитии характерологии. Одно из них – духовно ориентированное (по Лазурскому) и оперирующее понятиями «побуждение», «нравственно-духовные склонности», «диспозиции» – мы уже коротко рассмотрели. Второе, гораздо более близкое автору этих строк, исходит из того, что за поведенческими характерологическими проявлениями лежат пласты глубинных индивидуальных свойств и побуждений человека. Такой подход очень четко прослеживается в работах Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889—1960). Понятия «потребность», «мотив», «мотивация» являются ключевыми в его естественнонаучной методологической ориентации.

Откровенно говоря, жесткое разграничение характера и темперамента, стремление дать каждому из них строгие дефиниции нам кажется достаточно неплодотворным. В свое время мы уже писали, ссылаясь на П. Б. Ганнушкина, что исчерпывающе истолковать характер, оставаясь в рамках нормальной общей психологии, не представляется возможным. Побуждения, потребности, нравственно-духовные склонности – вещи, конечно, очень важные, но имеющие, на наш взгляд, в большей степени узкотеоретический интерес. Высокие абстракции и громоздкие схемы с нанизыванием разнообразных ядер мало что объясняют. На практике они работают плохо. Поэтому мы убеждены, что без привлечения обширного психопатологического материала исследователю не обойтись. Данные клиники нередко позволяют увидеть привычное в новом свете, и тогда многое становится на свои места. Такой подход можно было бы назвать психиатрическим, объединяющим характер с доминирующими природными свойствами темперамента. В этом направлении немало сделано: большую известность и широкое практическое применение получили типологические модели акцентуированных характеров К. Леонгарда и А. Е. Личко. Например, Личко описывает такие типы акцентуаций характеров у подростков, как гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Ниже мы разберем эту типологию достаточно подробно.

Разумеется, мы не настолько наивны, чтобы полностью отождествлять темперамент и характер. Очевидно, что последний в значительно большей степени определяется средой в самом широком смысле этого слова и легче поддается коррекции. Но отрывать его от «почвы», от врожденных структур, наследуемых генетически, было бы большой ошибкой. Здесь нужен, безусловно, комплексный подход.

Имея в виду все вышесказанное, мы все-таки будем рассматривать характер в основном в рамках традиционной психологии, как это обычно принято.

Не подлежит никакому сомнению, что общим моментом для характера и темперамента является зависимость от психофизиологических особенностей человека, прежде всего – от типа нервной системы. Формирование характера весьма существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Характер развивается на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакций и т. д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее воспитать у себя смелость и решительность, чем холерику; холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чем сангвинику, чтобы стать общительным, и т. п.

Однако, как считает Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной односторонности развития. Специализация воспитания, например, меланхолика могла бы привести лишь к тому, что он превратился бы в гипермеланхолика, в мимозоподобное существо. Старательное культивирование свойств флегматика могло бы дать в финале малоподвижный вариант умственной деятельности, сопровождающийся отсутствием гибкости, и т. п. Этого не происходит, поскольку по мере развития личности и под давлением социума соотношение характера и темперамента претерпевает некоторые изменения. Целенаправленная и сознательная коррекция некоторых своих характерологических черт постепенно начинает приносить плоды. Вероятно, И. П. Павлов имел в виду именно это, когда отличал флегматиков деятельных от флегматиков ленивых.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхолическим переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера – работоспособностью. «Работать нужно всегда, – говорил он, – и каждый честный артист не может сидеть сложа руки под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя».

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает доминировать безраздельно, а становится динамической стороной личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, то есть системой условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к окружающей обстановке, в результате чего могут изменяться процессы возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов, а следовательно, и функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности.

Когда пытаются очертить характер конкретного человека, то говорят, как правило, не о том, что он поступил мужественно или, скажем, проявил редкую порядочность и откровенность. Говорят проще и прямее: это человек смелый, правдивый и откровенный, имея в виду, что названные качества – неотъемлемые свойства личности данного человека, черты его характера, которые почти всегда проявляются в соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет с высокой вероятностью предвидеть его действия и поступки. О человеке с характером нередко говорят: «Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе – такой уж у него характер».

Сплошь и рядом бывает так, что случайные душевные движения или импульсивные поступки решительно расходятся с базовыми чертами личности. Ориентироваться имеет смысл только на существенные и устойчивые черты. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность – неотъемлемые свойства его характера. Порой даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не становятся нытиками и пессимистами.

Характер не остается неизменным, раз и навсегда заданным – он непрерывно изменяется на протяжении индивидуальной жизни. Заметную роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства. Формирование характера, как правило, происходит в группах, отчетливо различающихся по своей направленности и ценностным установкам (семья, дружеская компания, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности преимущественно культивирует в своей cреде, у ее членов будут развиваться соответствующие черты характера. Последние также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, как он в ней интегрируется.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым. Каждый социум формулирует свои собственные задачи, которые он полагает существенными и необходимыми. Именно на них происходит «обкатка» характеров. Поэтому такое понятие, как «характер», теснейшим образом связано с решением этих объективно существующих задач, с тем, как личность себя по отношению к ним позиционирует. Таким образом, характер – это не просто элементарное проявление твердости или упорства (упорство может обернуться обыкновенным упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Умение внятно сформулировать жизненные цели – главное условие выработки характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности – это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный и высоконравственный человек, так и человек с низкими и нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одними только побуждениями, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя и придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сложившемся характере ведущим компонентом является система убеждений, определяющая долгосрочную направленность поведения человека, его настойчивость в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека, но только при том условии, что эти интересы устойчивы и глубоки. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с неким личностным дефектом в плане самостоятельности и цельности. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности и настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают неожиданные грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов – городками, а Д. И. Менделеев на досуге делал чемоданы. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер может быть адекватно понят только как определенное единство направленности и образа действий. Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои собственные, особенные приемы. Это несходство как раз и определяет специфику личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения – его потребность в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (инициативность, соревновательная активность, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (нежелание рисковать, боязнь ответственности, стремление избежать любых проявлений активности и т. д.).

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Разнообразие человеческих характеров велико. Это сразу становится видно при выполнении любой работы: один делает все быстро, другой – медленно и основательно, тщательно обдумывая и действуя наверняка, а третий сразу же принимается за дело, не утруждая себя ненужными размышлениями, и только спустя какое-то время, не решив проблему с наскока, спохватывается и координирует свои действия с учетом сложившихся обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть произвольно вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются; как было отмечено выше, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю. М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная личностная черта, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте характера только тогда можно говорить как об устойчивой, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь шла бы просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает стереотипный навык, привычку: стремление в определенных условиях всегда действовать определенным образом. Такая черта, как альтруизм, может проявляться в привычке оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Привычка не всегда может перейти в черту характера, это лишь предрасположенность к действию соответствующим образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершение любого поступка включаются волевые механизмы, задействуются чувства. Привычка насквозь стереотипна и не испытывает потребности в этих компонентах. В то же время, обусловливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Чтобы стать альтруистом, надо постоянно оказывать людям помощь, хотя первый альтруистический поступок мог быть вызван случайным порывом. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С. Л. Рубинштейна, – это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие переводит их затем в устойчивые свойства.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила – слабость; твердость – мягкость; цельность – противоречивость; широта – узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, «астеничности» в достижении цели, неустойчивости взглядов, трусости и т. д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т. д., в то время как его мягкость проявляется в гибком приспособлении к меняющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные черты гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным; если же они резко контрастируют, то – противоречивым. Когда хотят выделить свойство, свидетельствующее о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии его деятельности, то говорят о широте или полноте характера. О таком человеке можно сказать, что ничто человеческое ему не чуждо. Как правило, это люди экспансивные, умеющие всегда с большой душевной щедростью тратить себя так, что при этом они не только не теряют, а наоборот, обогащаются. В противоположность им люди с «узким» характером склонны к самоограничению, сужению сферы своих интересов, притязаний, деятельности.

При этом единство характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного итого же человека могут проявляться различные и даже противоположные свойства. Человек может быть в одно и то же время нежным и требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение «человек с характером» рассматривалось как синоним выражения «волевой человек». Воля связана преимущественно с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность и волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, то есть в тех ситуациях, где в наибольшей степени проявляется волевое начало. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, ее направляющее, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства, в свою очередь, обусловливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой стороны, нередки случаи, когда слабовольного человека называли «бесхарактерным». С точки зрения психологии, это не совсем так – и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т. д. Использование понятия «бесхарактерный» означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях эмоциональной жизни. На это указывал К. Д. Ушинский: «Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой – сами эти чувства становятся устойчивыми особенностями личности, составляя таким образом характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является весьма показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления – все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером тому служат многочисленные образы лишних людей в мировой литературе (Онегин, Печорин, Рудин и др.). О Рудине было сказано метко: «Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой». Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных способностей, а от специфического сочетания особенностей интеллекта и характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексными и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (как, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т. д.), эмоциональной (оптимизм, жизнерадостность и т. д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т. д.) сфер могут быть рассмотрены как составные особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную взаимозависимость. Если человек смел, то есть основания предполагать, что он будет обладать инициативностью (не боясь неблагоприятного исхода при реализации задуманной им идеи), самоотверженностью и щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, конформности, доверчивости, дружелюбия и пр.

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек прежде всего постоянно опасается, «как бы чего не вышло», а все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта – альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение посредством интеллекта, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить суть характера, показать его основные проявления. Писатели и художники, желая дать представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии «Борис Годунов») исчерпывающую характеристику Шуйского – «лукавый царедворец». Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типические черты характера, что их имена стали нарицательными (Хлестаков, Манилов, Обломов, Рахметов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера. Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразуюшие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в целой системе отношений:

1 В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т. д.).

2 В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т. д.).

3 В отношении к себе (скромность – самовлюбленность, самокритичность – самоуверенность, гордость – приниженность и т. д.).

4 В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость и т. д.).

Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Например, если человек проявляет грубость, то это касается исключительно межчеловеческих отношений; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность) и об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся его чертами. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме чувств товарищества, дружбы, любви и т. д.

В характерологическом отношении наиболее существенно не столько количество, сколько качество: на какой основе и как устанавливает человек контакт с другими людьми, как относится он к людям различного общественного положения – к вышестоящим и нижестоящим, к старшим и младшим, к лицам другого пола. При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто властный отпечаток на их характер; при этом возможно как взаимное уподобление, когда люди в результате длительной совместной жизни становятся похожими друг на друга, так и возникновение черт противоположных, но взаимодополняющих одна другую. Однако в качестве ведущих выступают такие отношения, такие формы общения, которые формируются в содержательной деятельности.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющими в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности, в свою очередь, обусловливает отношение человека к собственной личности. Оценочное отношение к другому человеку является основным условием самооценки. Отсюда следует, что отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования самосознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности не только меняются предмет, методы и операции этой деятельности, но происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх