• О боли и страхе
  • Групповое наведение
  • Контроль над болью
  • Гипнотическая анестезия. Наведение первое
  • Гипнотическая анестезия. Наведение второе
  • Комментарии к наведению
  • Работа с головными болями
  • Ответы на вопросы
  • Наведение «Осень»
  • 5. ГИПНОТИЧЕСКАЯ АНЕСТЕЗИЯ

    О боли и страхе

    Когда вы работаете с человеком, испытывающим физическую, хроническую или какой-либо другую боль, то в этом состоянии можно различать много элементов и компонентов, и их нужно отделять друг от друга, чтобы справиться с болью эффективно. Боль чаще всего предупреждает тело о том, что в нем что-то не так, и сообщает человеку, улучшается или ухудшается какое-то уже имеющееся состояние. У боли, таким образом, две основные цели: предупреждать и контролировать состояние тела. Известны случаи, когда люди рождались без рецепторов боли и очень страдали от этого.

    Когда я рассказываю это пациенту с хроническими болями, у него сразу появляется новый взгляд на ситуацию. Боль перестает быть ужасным врагом и становится помощником. Под этим скрывается и другое сообщение: если вы получили информацию о том, что где-то что-то не так, то у вас нет больше необходимости чувствовать боль. Мы не говорим прямо, но это часть нашего сообщения.

    Одним из элементов боли является страх, они очень тесно переплетены. Когда люди чувствуют боль, они тут же начинают испытывать страх, что перестанут быть здоровыми, работоспособными, независимыми. Боль несет в себе страх потерять внутреннюю целостность. Причины боли и страха разные, поэтому с каждым из них необходимо работать отдельно.

    Обычно я начинаю работать со страхами, потому что они доставляют наибольшие неудобства. С болью можно работать по-разному. Можно провести персонификацию боли, можно работать с цветовым представлением боли, можно вынести ее за пределы тела пациента или преобразовать в какой-то объект. Я люблю давать страху какие-то реальные очертания: преобразовать его в чудовище, тайфун, в какого-то страшного человека, во что угодно, что можно увидеть, услышать, почувствовать и дать человеку понять, что это не самый страшный его враг. Может быть, страх и не является вашим другом, но если вы воспринимаете его как своего врага, то затрачиваете много энергии для того, чтобы обеспечивать собственную безопасность. Если страх преобразуется в чудовище, то оно имеет какой-то цвет. Огню, например, можно дать другую «пищу». Кто-то из моих пациентов сказал, что страх – это темнота, которая окружает его повсюду. Но он сумел заглянуть за эти черные облака, окутывавшие его.

    Многие хронические больные воспринимают возможность поговорить о своем страхе с такой радостью, что даже одно это дает терапевтический эффект. Пациенты, зараженные СПИДом, порой имеют некоторый план, который включает в себя намерение совершить самоубийство. Чаще всего их останавливает не страх боли, а боязнь остаться живыми, но потерять независимость и трудоспособность. Я не хочу сейчас говорить о моральном аспекте этих мыслей. По их мнению, самоубийство принесет им облегчение, и эта мысль великолепно укладывается в их модель мышления. Нам необходимо преобразовать их страхи в какой-то объект, который перестанет парализовывать, перестанет быть врагом пациента.

    Следующий этап – отделить физиологическую боль от того, что на самом деле является лишь страхом. Уже сама эта мысль может заметно уменьшить боль, и даже если в боли всего один процент страха, то работа с ним может принести хотя бы маленькое, но ощутимое облегчение. Хроническим больным вы тем самым создаете основу, на которую они могут опереться. Хроническая боль съедает всю нашу жизнь.

    Должна сказать, что никогда не снимаю боль до конца. Но я уверена, что человек может управлять болью. Это совсем не одно и то же.

    Физиологическая боль основана на трех компонентах: собственно боль, воспоминание о боли и предчувствие боли. Мы отлично помним боль, например, которую испытывали в зубоврачебном кабинете. Мы помним и более тонкие ощущения, например, когда облизывали край конверта и порезали язык или губу. Или когда нам делали укол, доза была достаточно большой и медсестре приходилось прикладывать усилия, чтобы «протолкнуть» лекарство в нашу руку. Поэтому, работая с хронической болью, вам необходимо отвести в сторону предчувствие боли и забыть воспоминания о боли, чтобы каждое болевое ощущение было новым, чтобы вы не помнили новой боли, не предчувствовали новую боль… Вы не будете ждать, что такое может произойти еще раз. Вам будет даже интересно, как долго это болевое ощущение продлится. Когда вы начинаете думать: «Интересно, долго ли продлится это ощущение?» или «Сильной ли будет эта боль?» – вы полностью меняете определение боли.

    Все это является подготовкой в моей работе с болью. Все, что я предлагаю пациенту, всегда правда, на которую просто изменился угол зрения. Это, естественно, создает мне репутацию в глазах пациента, между нами устанавливается доверие. Я пытаюсь сообщить пациенту: «Я понимаю, что такое боль, и стараюсь научить тебя такому же взгляду на нее».

    Теперь переходим к следующему этапу работы и обсуждаем, как же можно управлять болью. Обычно подготовка, занимающая целое занятие, вызывает у пациента нетерпение: что же последует за этим? Я предлагаю пациенту описать мне боль так, чтобы я ее действительно почувствовала. Например, приходит ко мне человек с болью в ногах, и я предлагаю: «Почувствуйте боль в своих ногах, усильте ее, сделайте так, чтобы я поняла, какова она». Клиент рассказывает о боли, которая словно разрывает его ноги, как его пятки чуть ли не осыпаются, и я чувствую, как ему больно, сопереживаю и хочу, чтобы он знал это. Я это делаю отчасти для того, чтобы он произнес значимые для него слова и описал ощущения. Я продолжаю поощрять пациента и предлагаю ему усилить боль, рассказывая мне обо всех ощущениях, потому что должна понять, с чем он имеет дело. Если человек концентрирует свое внимание на боли, то она естественно становится более реальной, более интенсивной. В этот момент я добивалась именно интенсивности ощущений. Когда я вижу по лицу, по глазам, что болевые ощущения достигли достаточно высокого уровня, то говорю пациенту: «Ну, хорошо, достаточно, а теперь верните все в прежнее состояние». Одновременно я сообщаю две важные вещи: мы можем управлять болью – если можно усиливать, то можно и уменьшать боль. Причем это делается в условиях отсутствия сопротивления, в процессе работы.

    Я показываю, что боли пациента я не боюсь и готова работать с нею. Боль всегда влияет на близких больного. Он часто описывает свое состояние, а невозможность ему помочь делает эти признания еще более мучительными.

    Теперь поговорим о гипнозе и об использовании трансовых состояний для работы с болью. Можно использовать директивные внушения: «Боль пропадает, вы больше ее не чувствуете». «Если вы обожгли руку, то можете опустить ее в холодную воду, и ваша боль пройдет». Прямое внушение хорошо тогда, когда человека настигла внезапная, сильная и резкая боль и если вы при этом можете представить себя как доверительную фигуру, фигуру власти. Очень эффективно работают врачи в приемных покоях, которые выработали достаточно властную, уверенную манеру разговора: «Так, прекратите, уберите эту боль у себя, чтобы я мог вас осмотреть!» Люди так хотят облегчения, что с удовольствием пойдут навстречу этому внушению и откликнутся на него. Одна из моих сестер работает врачом на «скорой помощи», она выработала и часто использует такой голос и его возможности.

    Представляете: она – врач в белом халате, профессионал, а вы – пострадавший, который испытывает сильную боль и страх и ищет какого угодно облегчения и утешения. Однако мы работаем с пациентами другого типа, с людьми, более готовыми взаимодействовать, и работа возможна в перспективе. Поэтому в нашей ситуации косвенные внушения и обучение помогают гораздо больше.

    Проанализирую некоторые конкретные интервенции.

    Амнезия. Вы забываете боль. Помните, мы уже использовали такую модель: «Вы забываете, что нужно помнить, и вспоминать, что нужно забывать». Мы забываем вспоминать об очень многом и так же можем забыть вспомнить боль. Например, я обуваю туфли, в которых мне не очень удобно, и хожу целый день, забыв о том, как больно и неудобно ноге. Человек, страдающий от головной боли, порой забывает о ней, начиная смотреть телевизор.

    Очень часто в хронической боли присутствует предчувствие боли. Вы просыпаетесь утром и говорите себе: «Ой, так неохота вставать, ведь сейчас все заболит!» Но если вы забудете об этом предчувствии, то боль не придет. В Америке лет 15 назад очень широко использовались жесткие пластмассовые бигуди примерно двух сантиметров в диаметре, которые удерживали волосы с помощью штыречков, торчащих в разные стороны, как иглы дикобраза, и резинки. Перед сном женщина накручивала волосы на бигуди и всю ночь совершенно не чувствовала боли, а ведь это настоящая пытка – спать на таких штырьках. Даже если у вас, в России, не было подобных примеров, вы наверняка можете вспомнить нечто похожее.

    Мы забываем чувствовать, как очки давят на переносицу. После того как вы переходите на контактные линзы и привыкаете к ним, вы можете еще долго «поправлять» очки на переносице привычным жестом – вы просто забыли вспомнить. Все эти примеры еще раз доказывают, что вы можете забыть вспомнить хроническую боль.

    Другая техника – диссоциация. Можно попробовать вернуться в то место или время, в котором еще нет боли. Можно попробовать вынести боль в какое-то другое место. Или отдать свою боль чудовищу, которое олицетворяет ваш страх, и вынести их обоих за пределы себя.

    Хронический больной часто не помнит то время, когда у него что-то не болело, и очень большим облегчением бывает возможность вспомнить тот период, когда он был свободен от боли. Один юноша, мой пациент, очень любил вспоминать, как он ехал в горах на маленьком грузовичке и ветер обдувал его лицо. Эта картика представляла образ времени, в котором он был здоров.

    Другой способ – перемещение боли. Можно передвинуть боль из ноги в руку, из ступни – в колено. Иногда мы делаем это автоматически. Вы забивали гвоздь и стукнули себя молотком по пальцу – автоматически закусили губу, тем самым «перемещая» боль в другое место. Когда вы передвигаете боль из ступни в колено, не уменьшая ее, вы уже приобретаете способ контролирования боли. Теперь вы можете, например, накопить боль из всего тела в каком-нибудь одном месте.

    Следующий способ, который мне нравится больше всего, – «подмена». Попробуйте подменить ощущение боли на какое-то другое, не столь болезненное. Я упоминала о человеке, у которого невероятно сильно болели ноги: взрывались от боли кости и растирались в порошок пятки. Его любимая техника заключалась в том, чтобы представлять, как теплое масло стекает по его ногам. Ему очень приятно чувствовать, так снимается острота боли. Один из образов, который мы с ним создали, – капли дождя, стекающие по открытой форточке на подоконник. Они капают по одной капельке, но образуют наконец небольшую лужицу. Мой пациент использует эту технику самостоятельно: представляет, что масло так же, как вода, стекает по его ногам и образует приятную теплую лужицу. Вместе с маслом с его ног стекает боль – все это естественно происходит как гипнотическая галлюцинация. Когда боль сильнее, то капли бегут быстрее, когда слабее, то медленнее.

    Мы автоматически умеем менять свои ощущения: если вы споткнулись и ушибли коленку, то начинаете ее растирать. Больные артритом знают, насколько приятно бывает одеть на больную руку теплую перчатку или погрузиться в теплую ванну. Я не добавляю эти ощущения, а только усиливаю их.

    Еще одна техника – интерпретация или переименование. Естественно, если мы накручиваем волосы на бигуди и потом спим на них или обуваем тесные ботинки, то вовсе не для того, чтобы испытывать болевые ощущения.

    Я была подростком, когда отец взял меня и моего брата на экскурсию к очень глубокому кратеру. Мы с братом захотели спуститься вниз и сложить из камней свои инициалы. В это время было не очень холодно, но шел снег, который тут же таял на руках, лице и одежде.

    Если бы мне кто-нибудь предложил спуститься в кратер и под снегом и дождем таскать какие-то камни, я бы отказалась – это трудно, больно и неприятно. Камни были достаточно тяжелыми, и мы поранили об них руки. Но мы получали удовольствие от всего процесса.

    Еще одна очень полезная техника – искажение времени. Мы все занимаемся этим: наше внутреннее время не связано со временем по часам, его восприятие меняется в зависимости от обстоятельств.

    Таким образом, можно «сжимать» периоды боли и «продлевать» периоды без боли. Мне очень нравится образ набегающих на пляж волн. Волна накатывает и отступает, затем следующая, и опять, и опять… И тишина… Поэтому можно удлинить промежуток между волнами. Мы все, наверное, наблюдали волны: одна захватывает больший кусочек пляжа, другая – меньший… Вы можете попробовать представить себе эту картинку в виде диаграммы, в которой ровные участки сменяются всплесками. Можно увеличить ровные участки за счет роста «всплесков» в высоту. Тогда болевые ощущения могут усилиться, но лишь на короткое время. Идеалом тогда будут кратковременные сильные болевые «всплески», а затем – долговременное «плато» без боли.

    Фактически, мы берем естественное предчувствие периода боли и заменяем его на предчувствие периода без боли. Это достаточно сильное изменение точки зрения, помогающее облегчить страдания пациента. Ждать боль гораздо тяжелее, чем чувствовать боль, зная, что она закончится в следующий момент.

    Следующий прием – внушение уменьшающейся боли. Может быть, ваша боль уменьшится совсем немножко, может быть, только на один процент. (Интересно, вы сможете понять, что она уменьшилась на один процент?) Интересно, боль меньше, чем была на прошлой неделе? Меньше, чем вы ощущали минуту назад? Интересно, на сколько надо уменьшиться вашей боли, чтобы вы обратили внимание на это уменьшение? Если бы мы оценивали эти изменения по десятибалльной шкале и отсчитывали по ней изменения в сторону уменьшения: десять, девять, восемь, семь… – в какой момент вы почувствовали бы улучшение?

    Вам нужно добиться, чтобы пациент начал экспериментировать с болью. Если он начнет воспринимать ее как что-то, захватывающее его всего целиком, то он сдастся. Необходимо изменить его взгляд на боль – предложить ему новую возможность отношения к боли, возможность экспериментировать с ней.

    Еще одна грань управления болью такова: боль может становиться настолько сильной, что начинает беспокоить вас в самые разные моменты жизни, в том числе во сне. У человека должно быть достаточно времени, чтобы хорошо высыпаться и восстановить свою энергию.

    Это практически новый вопрос, потому что почти у каждого хронического больного бывают нарушения сна. Получается замкнутый круг, и я всегда настаиваю, что полноценный сон – одна из главнейших возможностей облегчения состояния.

    Иногда люди описывают сон как засыпание и просыпание. Сон также может быть похож на транс – погружения и выныривания. В других случаях человек может просыпаться среди ночи и снова засыпать или вертеться без сна всю ночь. Тогда я предлагаю относиться к этим перерывам во сне следующим образом. Иногда вам бывает нужно встать рано утром, а вы просыпаетесь на час раньше и понимаете, что у вас еще есть час времени – какое восхитительно ощущение! Теперь, если вы проснулись в два часа ночи, можете подумать: «Как здорово! Я могу еще спать более четырех часов!»

    Люди могут спать где угодно: в машине, в самолете, на полу, в бигуди, в постели. Поэтому вы можете проспать очень много своей боли. Не забывайте, что цель боли – отслеживать нездоровые участки в вашем теле. Поэтому я прошу вас научиться перед отходом ко сну смотреть на свою руку, не важно какую, входить в состояние транса и говорить себе: «Соединение моего большого и указательного пальца говорит о том, что я хорошо выспался, у меня не было боли. Если соприкоснутся большой и средний палец, значит, у меня что-то немножко болело. Соединение большого и безымянного пальца означает, что у меня ночью действительно что-то сильно болело и нужно быть осторожным. А большой и мизинец означают, что боли было очень много, мне нужно позаботиться о себе и сделать сегодняшний день более легким для себя». Утром вы обязательно должны посмотреть на свою руку и понять, можно ли сегодня вести себя достаточно свободно или необходимо сделать день более легким из-за той боли, которую вы испытали. Таким образом, вы сможете отслеживать состояние своего тела, отслеживать боль, не теряя сна и не ухудшая своего общего самочувствия.

    Многие из нас, у кого были маленькие дети, знают, что можно великолепно выспаться, но в течение всей ночи отлично представлять, как спит рядом малыш.

    Вопрос из зала: Каким образом Вы работаете с людьми, у которых боль является признаком расстройства психики?

    Бетти: В настоящее время у меня как раз есть такой пациент. Поскольку он испытывает боль в бедре, то у него есть различные варианты вторичной выгоды. С такими людьми я обычно работаю двояко. Сначала необходимо рассмотреть присутствие вторичной выгоды, но нельзя делать это напрямую. У моего пациента таким образом появляется возможность не работать. Я еще раз хочу напомнить, что никогда не снимаю боль, а учу людей работать с ней, использовать ее более эффективно. Например, я никогда не снимаю головную боль, потому что иметь ее иногда даже полезно. В Америке есть шутка: «Только не сегодня ночью дорогой, очень голова болит!»

    Сначала я даю пациенту возможность самостоятельно работать с болью, а потом уже стараюсь помочь ему разобраться в его психологических проблемах. Это сложно, потому что у таких людей всегда бывает сформирована достаточно стройная схема, которая великолепно работает в жизни, она их устраивает и защищает в полной мере.

    Сейчас я хочу продемонстрировать транс, продолжающий тему изменения температуры рук. Поэтому аудиторию я прошу восстановить для себя прежнее состояние на том уровне, который позволяет интеллектуально отслеживать происходящее и все запомнить. После этого мы будем работать в парах, поэтому ваш нынешний транс – это в значительной мере подготовка к тому, который вы будете наводить на вашего партнера.

    Может быть, вы будете делать это другими словами или используете другой способ для наведения транса на вашего партнера, но он должен научиться изменять физические ощущения каким-то удобным способом.

    Групповое наведение

    Сейчас я попрошу всех вас разрешить самим себе войти в транс. Найдите вашу любимую позу. Если солнце бьет в глаза, то можете передвинуться на другое место или закрыть глаза. Сейчас, усевшись поудобнее, вы можете решить, как вам лучше войти в транс: с открытыми глазами, а может быть, с закрытыми. Может быть, вы попробуете и так, и так: сначала откроете глаза и посмотрите вокруг, а затем закроете и сравните, как вам удобнее. Я хочу, чтобы вы сами решили, будут ли ваши руки лежать тяжестью на ваших коленях или становиться все более и более легкими, может быть, какая-то рука приподнимется. И каждый раз, когда вы принимаете решение о том, каким образом вы войдете в транс, вы будете подходить на одну ступенечку ближе к трансу. Может быть, приятнее опустить плечи или отвести их назад. Попробуйте глубоко-глубоко, но очень медленно вздохнуть или же дышать регулярно, но чувствовать каждый вздох. Может быть, вам лучше будет видеть какие-то цвета перед глазами или просто темноту. Может быть, если вы будете делать это с открытыми глазами, перед вами все будет расплываться, а может быть, будет отчетливым и ясным… Почувствуете ли вы ощущение от материала на ваших коленях… от того, что к плечам… прикасается кофта или рубашка к шее… Разве не приятно входить в состояние транса и чувствовать все эти ощущения… Или вы просто захотите забыть обо всем этом… Может быть, вы захотите посмотреть на свои руки и заставить их соединиться… Может быть, руки у вас при этом разойдутся… или, может быть, вы забудете о своих руках вовсе…

    И каждое решение, которое вы принимаете… потихоньку приближает вас к глубокому трансу… как будто вы катитесь с горки… Может быть, вы представите, что плывете… может быть, представите тепло и уют… Может быть, вам поможет, если вы вспомните что-нибудь из прошлого… вспомните время, когда вы были в каком-нибудь другом месте… У всех нас когда-нибудь замерзали руки… и, возможно, будет интересно почувствовать разницу в температуре ваших рук… Или вы вспомните, по-настоящему вспомните, что значит держать снег в своих ладонях… вы только что взяли пригоршню снега и чувствуете его на пальцах… ваша рука становится холоднее, холоднее… пальцы не чувствуют себя одинаково… Вы уже не различаете разницу между холодным снегом, прикасающимся к вам, и тем, который успел растаять в ваших ладонях… Иногда растаявший снег капелькой бежит вниз по вашей кисти… и вы уже не чувствуете холодную воду на своих ладонях… Не позволяйте своим рукам замерзнуть слишком сильно, но вспомните, как интересно ощущать холодок на своих ладонях… Такое интересное ощущение… кажется, что кожа очень замерзла, но сама рука остается теплой… и вы чувствуете, как по пальцам бежит кровь, но с внешней стороны ваши руки замерзли… и вы уже не можете почувствовать тепло крови, которая бежит внутри ваших пальцев… А в другой руке у вас, может быть, нет снега… другая рука, может быть, сохранила тепло… Какое удивительное отличие в ощущениях между рукой, которая держит снег, и рукой, которая сохраняет тепло… Обе – ваши руки, но чувствуют они себя так по-разному… Вы можете вспомнить, когда ваши руки замерзали по-настоящему… до какой степени замерзали ваши ладони… вы могли даже не чувствовать пальцев… Очень хорошо…

    Все, что нужно, чтобы погрузиться в транс – вспомнить различные ощущения, различные моменты вашей жизни… очень полезно учиться вспоминать, когда ваши руки замерзали… Может быть, одна была холодной, а другая теплой… Очень полезно научиться этому… Возможно, вы захотите попрактиковаться в этом… попрактиковаться в том, чтобы вспомнить, как одна ваша рука замерзала, а другая была теплой… Очень полезно научиться вспоминать подобное… Когда у людей замерзают руки, они складывают их, засовывают под мышки, дуют на них, чтобы согреть… Когда руки начинают согреваться, вы чувствуете отличия в ощущениях… и в конце концов ваша рука согревается… Она чувствует себя приятно, так же, как и другая, которая не теряла тепла…

    Очень полезно… учиться все это вспоминать и вспоминать, чтобы учиться… потому что все вы можете вспомнить этот момент, когда одна рука замерзала… Вспомните, как потихонечку теплела ваша рука… как она начинала чувствовать себя так же, как и другая… (пауза) И когда вы будете готовы… вы можете начать выходить из транса… Вы будете удовлетворены тем, что узнали на этом семинаре… Вы учитесь и научитесь еще большему, узнаете что-то о себе и о трансах… и особенно вам будет интересно узнать еще что-нибудь о холодеющей руке… потому что это полезно… Даже если рука не очень замерзла, это тоже полезно… Все вы учитесь использовать самогипноз, транс… очень хорошо… потому что этот транс вы вызвали в себе сами… Я же всего лишь помогала вам вспомнить и научиться вспоминать, как чувствует себя замерзающая рука…

    Поэтому я хочу попросить вас подготовиться к выходу из этого транса с ощущением чего-то приятного… с надеждой на то, что вы научитесь еще чему-то… испытывая удовольствие от того, что вы узнали… Разве не удивительно то, как вы входите в транс… и практически засыпаете… головы опускаются и кажется, что вы абсолютно ничего не слышите… Но вот наступает время выйти из транса – и пожалуйста, вы очнулись… Но до того момента вы даже не шелохнетесь… вы сидите спокойно, полностью погруженные в себя… Я знаю, что иногда непросто отказаться от этого состояния… но впереди еще много-много интересных трансов… в течение которых вы многому научитесь… Я хочу, чтобы вы вспомнили, как чувствует себя холодеющая ладонь… приятный холод в ладони… Хорошо?.. Сделаете?.. Молодцы…

    Контроль над болью

    Думая о чем-то, что вас ужасно злит, вы сжимаете кулаки и даже можете почувствовать свой гнев в какой-то области своего тела, у вас поднимается давление и происходят некоторые изменения в нервной системе.

    Когда я навожу транс, мой голос обычно становится тише. Поэтому ваша задача – прислушиваться и находить различия в том, как я произношу некоторые слова: тихо или более громко и четко. Это будут как бы два инструмента: один, который играет пониже и создает музыкальный фон, и другой, исполняющий отдельную, самостоятельную партию. В сущности, можно даже произвести некоторые изменения в кровеносной системе, для этого достаточно вспомнить что-то, чего вы стыдитесь. Одна лишь эта мысль приведет к тому, что ваше кровообращение изменится и вы покраснеете. Этот же механизм позволяет нам управлять болью.

    Иногда мы обнаруживаем на теле синяки и совершенно не можем сказать, откуда они взялись. Это означает, что в тот момент, когда получили синяк, вы были чем-то заняты и ваше бессознательное сказало вам: «Ничего страшного, мы сейчас заняты!» То есть даже сейчас вы уже умеете контролировать боль. И мы с вами научимся использовать наше умение.

    Гипнотическая анестезия.

    Наведение первое

    (Бетти начинает работать с двумя субъектами, Валерием и Верой).

    Сейчас я хочу, чтобы вы сели поудобнее и приготовились погрузиться в приятный транс. Я хотела бы, чтобы вы не перекрещивали руки, так как мы будем концентрироваться именно на руках. Есть много способов погружаться в транс. Можно подумать о том, как ощущается прикосновение кончиков пальцев к материалу брюк… Вы можете слушать мой голос… и воображать, что вы парите… можно представить себе солнечное тепло… можно вообразить, как вы лежите на пляже или гуляете в лесу… во всех тех местах, где вам комфортно и где вы чувствуете себя расслабленными… И мой голос проникает в ваш разум без всякого усилия… Здесь, конечно, есть люди, и вы слышите некоторый шум… и это не имеет ни малейшего значения… а то, что действительно имеет значение, – это ваша возможность глубоко погрузиться в приятный транс и насладиться этим лежанием на пляже… или тем, что вы сидите здесь… и тем, как ваши руки лежат на коленях…

    И хотя я не спросила разрешения дотронуться до вашего запястья, но вы видели, что раньше я это уже делала… Вы знаете, что это мой излюбленный способ помогать вам погружаться в транс… И я собираюсь сейчас дотянуться и приподнять ваши руки, Валерий и Вера… Обе руки, левая и правая, остаются на коленях… На левом бедре лежит левая рука, на правом бедре – правая рука… Вы можете почувствовать некоторую разницу в том, как руки опираются на колени, в их весе… Вы чувствуете разницу в том, какое тепло дарят ваши руки коленям… чувствуете разницу ощущений там, где ладонь прикасается к бедру, и в ее тыльной стороне… Вспомните, как ощущается вес часов на руке… Вы носите их уже полдня и перестали замечать разницу… Вспомните и почувствуйте это тогда, когда вспомните… В правой руке немного другое ощущение… она без часов… и ладонь теплая, а тыльная сторона прохладная…

    А я сейчас перегнусь и очень осторожно возьму твою правую руку, Вера, и приподниму ее без всякого усилия… Вот так, правильно… Рука почти парит… Вес левой руки отличается от веса правой… Вот так… И твои веки… и ощущение в груди, когда вдыхаешь и выдыхаешь… Очень хорошо… И может быть, ты позволишь руке стать полегче, даже еще легче… без всякого усилия… Правая становится все легче и легче, а левая отдыхает на коленях… И когда рука поднимается, ты опускаешься немножко глубже… Вот так… Ты чувствуешь разницу в легкости… ощущаешь тепло моей руки, которая еле касается твоей… Вот так… очень хорошо… И ты чувствуешь воздух под ладонью и над ладонью… И вес левой руки на колене и ее тепло… И ты можешь сидеть здесь, Вера, и чувствовать легкость правой руки… Как интересно… и можно ее еще немного приподнять, чтобы еще немного глубже погрузиться… без всякого усилия… Вот так… И ты сидишь здесь… и рука подвешена… ничего, если я немного поговорю теперь с Валерием?.. Пока ты наслаждаешься этим чувством погружения… все глубже и глубже…

    И Валерий в это время может сидеть и решать, остаться ему на том же уровне или погрузиться немного глубже… И что нужно сделать для этого, ты решишь сам… Ты сидишь… руки твои отдыхают на коленях… ты видишь, как подвешена Верина рука… и, может быть, ты даже почувствуешь это ощущение легкости в твоей правой руке… Можно я ее приподниму?.. Ты почувствуешь ее вес… она оказывается тяжелой… и я приподнимаю эту очень тяжелую руку и опускаю ее… очень осторожно… Можно наблюдать, как она опускается обратно на колено… вот так… и ниже… Когда она опустится на колено… можно вздохнуть очень глубоко и закрыть глаза… вот так… очень хорошо… и остаться в этом состоянии, чтобы научиться тому, чему ты можешь научиться… чтобы практиковаться в том, в чем ты можешь практиковаться… чтобы ощутить разницу… чтобы по-настоящему насладиться этими ощущениями…

    Теперь, Вера, я очень-очень осторожно дотрагиваюсь до тыльной стороны твоей ладони… Ты чувствуешь тепло моей руки… Теперь, если хочешь, можешь опустить ее на колено или не опускать… Не правда ли, интересно: она как бы живет своей собственной жизнью… Ты чувствуешь разницу – прохладу своей правой руки, Валерий и Вера… А левая рука совсем пригрелась на колене… Это левая рука… а это правая рука… И ты чувствуешь воздух вокруг этой руки так, будто рука зачем-то потянулась в холодильник… Ты чувствуешь прохладный воздух… и как внутри руки циркулирует кровь… и как кровь отливает от кожи… кожа охлаждается… И когда ты опускаешь руку обратно на колено… чувствуешь что-то, похожее на кусочек льда в ладони… Сначала на ладони этот холод… а потом лед начинает таять… И сначала ты чувствуешь отдельные капли на ладони… а потом уже не ощущаются отдельные капли талой воды… и холод льда полностью превращается в холод талой воды у тебя в руке, но не слишком холодной… а просто такой, чтобы почувствовать разницу… между тыльной стороной правой руки, как будто ее протянули в холодильник… или она держит кусочек льда… или на улице в зимний день, когда вы забыли перчатки… Погружайтесь так глубоко, как вам хочется… Вы можете ощутить прохладу, приятный холодок… но не слишком холодно, нет… А внутри кровообращение и там тепло… но верхний, наружный слой… ваша кожа прохладная, и вы держите льдинку и чувствуете ветер… Ветер еще больше охлаждает вашу руку снаружи… это не причиняет неудобства… только самую малость больно на поверхности кожи… самую малость… Я смотрю и вижу, что вы действительно чувствуете этот холод… настоящий холод… и я не хочу, чтобы вам было больно от этого холода… ну если только самую малость… Вот так…

    И я хочу, чтобы вы на 30 – 40 секунд попробовали сделать так, чтобы эта температура совсем опустилась… чтобы снаружи рука ощущалась так, как будто она находится во льду… как будто и на ладони, и на тыльной стороне лед… Левая рука все еще теплая… а на правой пальцы замерзли… как жалко, что нет с собой варежек… Левой руке так приятно и тепло… и кровообращение все время продолжается… А в правой руке оно продолжается, но только в глубине… снаружи она такая холодная… На 40 секунд попробуйте сделать ее холоднее… еще холоднее… чтобы стало почти больно, но лишь самую малость… начиная с этой секунды… (ждет 40 секунд) А левой руке все еще комфортно и тепло…

    И если хочешь, можно придвинуть левую руку к правой, чтобы почувствовать разницу… чтобы согреть правую руку и почувствовать холодок левой рукой… А теперь я хочу, чтобы ваша правая рука опять почувствовала тепло… почувствовала ощущение ускоряющегося кровообращения… А вот и варежка оказалась снова на руке и согревает ее… и вы чувствуете тепло левой руки и правой, и вы можете начать ощущать тепло ладони… шершавость и тепло материала, из которого сделана одежда… И убедитесь хорошенько, что ваша правая рука опять согрелась и чувствует себя комфортно… Ей тепло точно так же… ну, не совсем так же, но почти так же… И вы чувствуете тепло ладоней… и, может быть, даже немного их влажность… и это уже не ото льда, а от тепла… от тепла вашей одежды… вот так… И кровообращение ускоряется, и температура становится та же самая…

    И оставайтесь в трансе… и восхититесь немного самим собой… Ведь вы узнали что-то новое… Скажите себе: «Да! Я научился это делать!.. Я чувствую, у меня получилось… как интересно… и как полезно!.. И будет еще интереснее…» Всегда-всегда помните и никогда не забывайте насладиться тем, чему вы научились. Когда вы учитесь сейчас, когда вы будете учиться потом… каждый раз… вы почувствуете прохладу в руке и вспомните, как у вас получилось… и сможете опять… И теперь в своем темпе… своим собственным способом… можно все внутри переорганизовать, разложить по полочкам… И можно начинать выходить из транса… Вы хорошо поработали… у вас хорошо получилось… Вот вы и вернулись…

    Гипнотическая анестезия.

    Наведение второе

    Мне хотелось бы продолжить работу над развитием транса, изменяющего физиологические ощущения. Я сейчас буду работать с кем-то одним, но желательно, чтобы вся аудитория тоже участвовала. Когда я буду работать с субъектом, постарайтесь представить себя на его месте, тем самым вы будете наводить на себя транс, и чем глубже вы погрузитесь в работу, тем больше информации вынесете из этого семинара.

    (Участвовать в демонстрации вызывается молодая женщина, и они с Бетти обсуждают, понадобится ли сейчас перевод.)

    Хорошо, тогда смотрите на меня, а слушайте переводчицу. Иногда это мешает. Иногда запутывает человека то, что он смотрит на одного человека, а голос слышит с другой стороны. Я знаю, каково это, потому что мне постоянно приходится это испытывать. Но, с другой стороны, это интересно, потому что мой голос как бы раздается с чужих уст. И слова, которые я говорю, приобретают свой смысл только на некотором расстоянии от меня. И ты сейчас делаешь как раз то, что я хочу. Так что сядь, пожалуйста, поудобнее, ноги на пол… Очень хорошо, замечательно (говорит немного протяжнее)… И ты ощущаешь, как руки лежат на коленях… и как ноги стоят на полу… и чувствуешь разницу, когда вдыхаешь и выдыхаешь… И есть разница ощущений в груди… когда ты сидишь и ждешь следующей ступени, а руки лежат на коленях… И ты смотришь на меня… ты знаешь и чувствуешь, что погружаешься несколько глубже в транс… И (вздыхает) давай начнем с начала, чтобы у нас получился приятный транс… И ноги на полу… ты чувствуешь вес своих рук… и вес своих ног… и ощущение, которое дает пояс, стягивающий талию… и манжеты на запястья… И день проходит… и ты забываешь ощущение этих манжет на запястьях… и забываешь вспоминать, как чувствуются ботинки на ногах… и забываешь вспоминать разницу ощущений в груди между вдохом и выдохом… Хорошо… И чувствуешь тяжесть своих век…

    И с каждым вдохом ты все больше расслабляешься, как будто дыхание, которое входит в грудь, проходит через все тело… (Говорит медленнее.) И еще комфортнее… еще расслабленнее… И если ты действительно сосредоточишься, то можешь почувствовать ощущение кольца на безымянном пальце правой руки… а ощущение в левой руке, где нет кольца, немножко другое… (Говорит тише.) И ты можешь почувствовать вес этого кольца… и как это интересно, что ты носишь это кольцо целыми днями и забываешь почувствовать это ощущение… И с каждым вдохом… вот так… можно пойти еще поглубже… Хорошо… И ты вдыхаешь… и выдыхаешь… и чувствуешь (говорит медленнее), как небольшие участки твоего сознания растекаются… и каждый кусочек, который отстраняется, позволяет тебе погружаться все глубже… глубже и глубже… Хорошо…

    (Речь немного оживляется.) И ты хочешь пойти глубже, чем раньше… узнать что-то новое… научиться чему-то новому… Хорошо… Ты можешь все еще отслеживать… но это отслеживание… оно где-то сбоку, а внутри ты можешь так много всего испытать… (опять говорит медленнее) Вот так… Некоторые люди любят представлять себе (говорит протяжнее) в это время воронку… водоворот, который закручивается и увлекает с собой все глубже и глубже… Вот так… хорошо… А некоторым нравится представлять себе прогулку по длинной-длинной тропе… Когда они идут по ней… то могут оглянутся и посмотреть, насколько далеко они зашли… Вот так… А некоторым нравится брать (говорит протяжнее) в руки катушку с нитками или представлять кокон, внутри которого гусеничка… И этот кокон распускается, распускается… и происходят изменения… Очень хорошо… И еще немножко глубже, немножко дальше… немножечко дальше…

    И когда ты будешь совсем готова… научиться даже большему… ты можешь дать мне знать… и теперь, если хочешь, можешь приподнять руку, вдохнуть глубоко-глубоко… или кивнуть головой… чтобы мы обе знали… (Пациентка кивает головой.) Вот так… хорошо… А теперь вернись обратно… туда, где ты была… потому что так приятно вернуться обратно в глубину и понять, как хорошо тебе удалось войти в контакт… и как у тебя все замечательно получается… И тогда ты сможешь обернуться и вернуться опять туда, где ты была и, быть может, даже еще глубже… Хорошо… И как ты видела уже, наблюдая за тем, что я делала раньше… я сейчас дотянусь до твоего запястья… дотронусь до твоего правого запястья… и приподниму твою руку… приподниму повыше… Вот так… И я чувствую вес этой руки… а ты чувствуешь давление моих пальцев, приподнимающих ее… приподнимающих это тяжелое запястье… И ты знаешь, что когда она опустится на колено (медленно опускает руку клиентки), у тебя еще лучше будет получаться… Вот так… Прекрасный, приятный, глубокий транс… Разве ты могла такое себе представить… когда она дотронулась до колена… И ты чувствуешь, что моя рука отпускает ее… Очень хорошо… вот так…

    (Говорит протяжно.) И когда ты сидишь здесь в этом приятном глубоком трансе… и чувствуешь, как ощущаются правая рука и левая рука… ты ощущаешь разницу… Левая рука лежит на колене… и ощущает его тепло… приятное уютное тепло… как будто колено греет солнышко… как будто на тебе уютная и теплая меховая рукавичка… мягкая и теплая рукавичка на левой руке… Вот так… И ты чувствуешь мою руку, которая прикасается еле-еле… мягко и комфортно… (восклицает) а правая рука… на другом колене… она по-другому все ощущает… она лежит немножко боком… и ты чувствуешь воздух, обтекающий ее… и прохладу воздуха в комнате… А правая рука… чувствует себя не так, как левая… ты ощущаешь разницу… так… и кровообращение… оно начинает меняться… и кожа чувствует прохладу… И прохлада появляется в кончиках пальцев… поднимается выше… проходит через тыльную сторону руки… через ладонь… через большой палец… как будто на руку дует прохладный ветерок… осенний ветерок… а ты забыла перчатку… И ты остаешься в трансе… и развивается ощущение этой прохлады в руке… но это комфортно… это приятно… Я не хочу, чтобы было больно… И ты помнишь, какое ощущение бывает, когда рука мокрая… когда она опускается в холодную воду… и холод начинается с наружной стороны руки… и проходит сквозь кожу… к венам… вовнутрь руки… делая ее все прохладнее… И если в руку взять маленькую льдинку… прохлада от ладони идет ко всей руке… И ты видишь, как этот лед тает в ладони… но ты уже не чувствуешь, как он тает… потому что рука становится все холоднее… и это правая рука… И довольно скоро… еще скорее, чем ты ожидала… рука почувствует себя такой холодной и такой онемевшей… Ты даже не ощутишь прикосновения моих пальцев… ты знаешь, что я до нее дотрагиваюсь… чувствуешь давление… но это совсем другое ощущение… Это прикосновение к холодной, онемевшей руке, когда ощущается только давление… Вот так… почти неприятно… почти больно… и холоднее… И ты ходишь по улице в зимний день… и не хочешь, чтобы рука была отморожена… и не хочешь, чтобы было больно и холодно…

    И если хочешь, то можешь согреть эту руку… согреть ее ладонью другой руки… И заметить разницу… в ощущениях в левой руке и правой руке… (Клиентка греет правую руку левой.) Вот так… Ты можешь ощутить прохладу правой руки теплой левой рукой… И это приятное ощущение – согревать саму себя… приятно почувствовать себя комфортнее… Вот так… хорошо… И ты можешь почувствовать, как правая рука начинает согреваться от левой руки… и это приятно… и левой руке тоже приятно согревать и успокаивать правую руку… Ты можешь ощутить перетекание тепла из теплой левой руки… когда она согревает правую руку… и можешь почувствовать, как оживают ощущения в правой руке… и даже покалывание… такое щекотание… ощущение изменения кровообращения… Хорошо… вот так…

    И теперь я хочу, чтобы ты опять попрактиковалась… чтобы научиться еще большему… Пусть левая рука передвинется на свое колено… а правая останется на месте… чтобы она опять по-другому, но охладилась… (Левая рука клиентки возвращается на левое колено.) Вот так… И пусть левая рука (касается руки) лежит себе спокойно, уютно, тепло… хорошо… Замечательно у тебя получается… В глубине души, разума… ты можешь запомнить образы этих рук… как будто в учебнике анатомии… ты видишь мускулы своей руки… как выглядят твои мускулы… как ловко она сделана… какая сложная конструкция… Полюбуйся этой сложной конструкцией мускулов в своей руке… в пальцах… как будто ты смотришь на рисунок в учебнике анатомии… или вспоминаешь… вспоминаешь урок в школе, когда показывали картинку… А теперь приподнимем этот слой… и увидим следующий… увидим нервы и кровеносные сосуды… артерии… они пронизывают мускулы руки… Как это все замечательно устроено… и так ясно все видно… и можно понять… А в это время рука становится все прохладнее и прохладнее… Эта перемена… она и в мускулах… и в сосудах… и в кровообращении… Без страха… потому что ты ведь знаешь все, что происходит… И кровообращение на этой анатомической картинке… Ты же знаешь, что это здоровое кровообращение… и просто происходит изменение… И оно может прекратиться и опять начаться… и опять вернуться к прежнему… Ты можешь наблюдать за переменами в кровообращении… а рука в то же время холодеет… И ты знаешь, что кровообращение остается здоровым… а снаружи рука такая холодная… так онемела… как будто она мокнет в прохладной воде… в холодной воде… как будто весь жар… все тепло из нее уходит… Вот так.. хорошо… И если хочешь… можно экспериментировать… и сделать ее еще холодней… пока не станет почти больно… и когда ты дойдешь до этой точки… до этой точки «почти боли»… тогда можно кивнуть… или вздохнуть глубоко… Хорошо… почти больно… В верхнем слое кровообращение замирает… замедляется… становится холоднее… И когда становится почти больно… и когда ты это почувствуешь, то можешь кивнуть головой или глубоко вздохнуть… Хорошо… вот так… Очень хорошо глубоко вздохнула…

    Холодно сейчас в руке? Ты можешь приоткрыть глаза и посмотреть на свою руку, пока остаешься в трансе. Оставайся в трансе… всего на секундочку открой глаза… (Клиентка бросает быстрый взгляд на руку и закрывает глаза.) Вот так… рука осталась прежней… а ощущение в ней такое холодное… но выглядит она все так же… может быть, лишь чуть-чуть краснее… Можно опять приоткрыть глаза… оставаясь в трансе… и посмотреть на свою руку… оставаясь в трансе… (Клиентка опять бросает быстрый взгляд на руку и закрывает глаза.) Хорошо… А теперь можно сложить и убрать анатомические картинки, на которых изображена твоя рука… все картинки, где кожа, мускулы и сосуды, которые ты помнишь еще со школы… Свернуть и убрать их… А рука все еще холодная… И еще разок… ты можешь взять левую руку и подвинуть ее к правой… чтобы согреть ее… Вот так… И чувствуешь тепло левой руки, перетекающее в правую… Левая рука заботится о правой… согревает ее… И ты переносишь это приятное ощущение тепла и покоя из левой руки в правую… И не забудь согреть кольцо… потому что оно совершенно застыло… стало очень холодным… И нужно не забыть согреть его опять… так, чтобы безымянный палец тоже согрелся… Вот так… хорошо…

    И хорошо ли, тепло ли, удобно ли сейчас твоей правой руке?… (Пауза примерно полминуты.) Тепло… возвращается в твою правую руку вместе со всеми ощущениями… Ты ощущаешь, как левая рука приятно согревает правую… очень приятно… Я хочу, чтобы ты сидела удобно, расслабленно и руки лежали удобно… Вот так… И через какое-то время ты распределишь все, чему научилась… там внутри… приберешь это все… так, как тебе будет удобно, там, в голове… Приберешь все эти новые знания… И так приятно то, чему ты научилась… Ты порадуешься этому… и сможешь снова все это воссоздать… в любое время, когда захочешь… только припомнив… или глубоко-глубоко вздохнув… Вот так…

    И одна из самых приятных вещей в этом трансе состоит в том, что в него можно то войти поглубже, то выйти… вперед и назад, туда и обратно… чтобы все больше начинать осознавать, что в комнате люди, и разные негромкие звуки, и шумы… А потом можно вздохнуть и опять погрузиться поглубже, туда, где приятно и комфортно… И так приятно работать с трансом… погружаться в него и выходить… входить и выходить… в любое время, когда захочешь… И можно чуть-чуть вынырнуть, зная, что всегда можешь погрузиться… и оставаться в трансе, зная, что всегда можешь вынырнуть и начать осознавать звуки и людей в этой комнате… и наши два голоса: мой и ее (переводчицы)…

    И осознавая, что ты всегда можешь погрузиться и вынырнуть… и убедившись, что правая рука чувствует себя уютно и что ногам уютно… (глубоко вздыхает) и всем мускулам в теле удобно… как на той картинке из учебника анатомии, где все тело такое отдохнувшее… можно расслабить одну мышцу, другую… так, чтобы выйти из транса отдохнувшей, взбодрившейся… и полной энергии… и даже не полностью осознающей то, чему ты научилась… Но главное осознающей, что ты научилась большему, чем осознаешь… и даже большему, чем можешь сейчас вспомнить… Вот так… Теперь слышны шумы в этой комнате… и можно вздохнуть и вынырнуть… (Участница открывает глаза.)

    Бетти: Привет! Ты вернулась?.. Вся вернулась?.. Сколько тебе времени нужно, чтобы вернуться в транс? Много?

    Участница (помолчав): Немного, если сейчас. Если позже, то много.

    Бетти: Ты знаешь, сколько времени мы работали?

    Участница: Двадцать минут?

    Бетти: Сорок, почти сорок пять.

    Участница удивлена.

    Бетти: Что бы ты хотела сказать мне или аудитории?

    Участница: Что это очень приятное состояние. Я действительно чувствовала погружения и выныривания.

    Бетти: А что происходило с твоей рукой?

    Участница: Очень сильно замерзли кончики пальцев и чувствовалось легкое онемение. В первый раз я даже не смогла согреть правую руку полностью. Это получилось только во второй раз.

    Бетти: Было ощущение холодной перчатки на руке?

    Участница: Да, мне казалось, что я не могу сейчас ею пошевелить. И особенно сильное впечатление было, когда я на нее посмотрела. Я подумала, что по-настоящему ее отморозила.

    Бетти: Ты замечательно поработала. Но было почти больно, да? Я не хотела, чтобы тебе было больно.

    Участница: Я чувствовала онемение в руке, а не боль.

    Бетти: Ты отлично поработала! Я хочу, чтобы ты знала: без твоей помощи я не смогла бы тебя чему-то научить. Ты сотрудничала, и я очень благодарна тебе за это. Спасибо. Ты знаешь, что теперь можешь научить и своих пациентов? Отлично.

    Комментарии к наведению

    Теперь я прокомментирую то, что здесь происходило. Существуют разные способы погрузить человека в хороший, приятный транс. Цель данного наведения – заставить клиента на каком-то уровне отделиться от самого себя, в то же время оставаясь сконцентрированным на себе. Поэтому вначале я говорила о том, что клиентка отпускает отдельные кусочки сознания. Я упомянула водоворот, так как для многих людей это очень яркий образ погружения «все глубже и глубже». Я говорила об одном очень сложном образе – о разматывающемся коконе, мы еще будем возвращаться к нему. Разматывающийся кокон скрывает внутри себя какое-то чудо, какой-то подарок. Это своего рода сообщение второго уровня. Следующий образ, который я использовала, – прогулка вдоль длинной-длинной лесной тропы. «…И ты можешь оглянуться и увидеть, как далеко ты зашел…» Эта фраза дает замечательные результаты при работе с пациентами, потому что можно обсуждать самые разные вопросы, работать с самыми разными проблемами, а потом обернуться и посмотреть, как далеко ты зашел. «Какое-то время назад ты даже не умел ходить. А когда научился, это был такой восторг, ты улыбался и радовался собственному успеху. И при этом ты уже не мог за собой так хорошо следить и падал. А теперь посмотри, как далеко ты зашел. И когда ты впервые учился писать собственное имя и правильно держать карандаш в пальчиках, то следил за тем, чтобы все буквы наклонялись в одну сторону, чтобы они все присоединялись друг к другу. И как сложно было научиться нажимать на карандаш так сильно, чтобы он писал, но недостаточно для того, чтобы он сломался. И это было так трудно. И теперь смотри, как далеко ты зашел».

    Вы видите, что даже в этом маленьком наведении на втором уровне все время присутствует сообщение для слушающих или для клиента. Мы часто забываем похвалить себя или восхититься собственными достижениями. Вся структура эриксоновской терапии основывается на успехах и ресурсах самого пациента. «И смотрите, как далеко мы с вами зашли…» Мы умеем ходить, не задумываясь о том, как мы это делаем. Мы можем написать собственное имя, даже не глядя. Мы умеем делать потрясающие вещи: вспомните, как впервые учились шнуровать ботинки. Это действительно трудно. А теперь мы это делаем, даже не замечая. Иногда бывает трудно объяснить кому-то, как это делать. Я всегда хочу, чтобы мои пациенты ценили самих себя и свои успехи. А где же еще им услышать, насколько они преуспели и сколькому научились, как не в трансе? Поэтому во многие свои наведения я включаю подобные реплики и хотела бы, чтобы и вы учли этот опыт в своей работе. Кроме того, иногда я использую в наведениях незавершенные фразы. Некоторые люди любят считать… некоторые люди любят подниматься по лестнице… некоторые люди любят ездить на лифте… некоторые люди боятся ездить на лифте… некоторые люди боятся подниматься по лестнице… У чисел, у лестниц, у лифтов общее то, что где-то есть начало и конец. «Пять, четыре, три, два, один – и некуда идти». Мне бы хотелось, чтобы пациент шел так далеко, как захочет. Поэтому я предпочитаю не устанавливать какие-то четкие границы и в таких ситуациях использую незавершенные фразы.

    Продолжим анализ. Пациентка положил руки на колени. При этом левая рука касалась колена своей тыльной стороной, а правая рука – ребром ладони и была слегка сжата. Когда руки располагают таким образом, то уже с самого начала в них совсем разные ощущения. И, естественно, я буду работать с анестезией той руки, которая меньше прилегает к колену. Иногда я даже нарочно прошу одну руку положить ладонью вверх, а другую – ладонью вниз.

    Дальше. Пациентка «держит» в руках льдинку. Вы наверняка помните, как это бывает. Сначала вы чувствуете капельки, потом невозможно различить отдельные капли, они собираются в лужицу, а затем, когда они начинают стекать по руке, она уже настолько немеет, что не чувствует этого. Вам всем случалось опускать руку в ледяную воду и чувствовать, как холод пронизывает ее, проникая все глубже и глубже. Я всегда говорю своим субъектам, что кровообращение в глубине руки не прекращается и всегда будет здоровым, потому что не хочу, чтобы они испугались. Они должны понимать, что это естественное явление. Особенно важно успокоить пациента, если ему предстоит хирургическая операция. Он должен быть уверен, что, несмотря на анестезию, на то, что где-то в организме что-то не так, в целом все хорошо.

    Потом я предлагаю пациентке немного согреть правую руку левой. И здесь опять два уровня сообщения. Конечно, она может в любой момент согреть свою руку. Но я хотела, чтобы она согрела ее именно другой рукой, потому что многие пациенты, да и многие люди, не отдают себе отчета в том, насколько они могут согреть и успокоить самих себя. А в эриксоновской терапии вы в любой момент можете прибегнуть к ресурсам самого пациента и активизировать их так, чтобы тот получил к ним доступ в любое время. Таким образом, я хотела сказать пациентке, что она сама в любое время может согреть и утешить себя, дать себе все, что необходимо. Даже не обязательно в трансе. Но если ваш субъект погружен в транс, то нужно воспользоваться этим максимально. Поэтому не упускайте возможности дать ему какие-то способы опираться на самого себя. Я часто это подчеркиваю, так как даже последователи Эриксона иногда не придают этому моменту должного значения. Все, что вы делаете, должно быть направлено на то, чтобы пациент становился сильнее и мудрее, чтобы у него появилось умение и желание прибегать к собственным ресурсам. Это почти соответствует принципу «ты мне, я тебе». Отец никогда не наводил на меня транс без того, чтобы я чему-то научилась. Так что, если ваш пациент, такой замечательный, такой готовый к сотрудничеству, так любезно отправляется в транс, то было бы просто неблагодарностью с вашей стороны не дать ему при этом как можно больше полезных умений и возможностей.

    Итак, она согревает одну руку другой, набирается сил, еще раз для себя отмечает, что сама может сделать все, что ей нужно, удовлетворить все свои запросы. Потом мы опять возвращаемся, и я использую метафору с учебником анатомии. Для некоторых людей этот способ оказывается очень действенным. У всех по-разному устроено сознание. Но все мы в детстве видели анатомические атласы, в которых наблюдали, насколько замечательно и ловко организованы мускулы, нервная и кровеносная система. Кроме того, она любуется сама собой, тем, как устроена ее рука, а каждому человеку иногда необходимо осознавать, что он очень даже неплохо устроен. Пациентка имеет возможность увидеть свою руку с необычной точки зрения.

    После этого я просила пациентку приоткрыть глаза, хотя она сопротивлялась какое-то время. Это дает очень сильные впечатления, о чем она и говорила после транса. Обычно я прошу всех пациентов приоткрывать глаза во время транса, чтобы они убедились: от этого их ощущение глубины транса не изменится. Когда я говорю пациентам, что постоянно нахожусь в трансе, они не верят, считают, что я шучу. Но им достаточно испытать это самим, и мне уже не понадобится доказывать. Кроме того, это укрепляет доверие между нами.

    Моя цель – научить моих пациентов впадать в транс в любом месте, в любое время и так, чтобы никто, кроме них, об этом не догадывался. Мы с вами провели много времени вместе, и теперь вы уже наверняка можете сказать, когда я в трансе, а когда нет. Но если бы я не хотела этого, вы бы никогда не узнали. Именно поэтому я всегда прошу своих пациентов открыть глаза; сначала им кажется, что это так трудно, как будто нужно ломом поддевать веки, чтобы они открылись.

    Когда пациентка согревает руки во второй раз, важно не забыть о кольце. Ведь если бы руки действительно побывали в воде, то оно было бы очень холодным. А я хотела, чтобы ее руки согрелись полностью.

    Когда пациент выходит из транса, очень полезно спросить, сколько времени, по его мнению, он был в трансе. Как правило, люди называют меньшее время. Я почти вижу, как он думает: «Я-то знаю, что транс длился 10 минут, ну ладно, скажу, что 20». И все равно ошибаются. Как было и в этот раз.

    Работа с головными болями

    Воображение и разум – это огромная сила. Чем дольше вы думаете о чем-то, тем более реальной эта вещь для вас становится. Сила воображения как бы забегает вперед, опережая сознание. Голливуд заработал миллиарды долларов, используя этот принцип. Вы спокойно смотрите фильм и едите воздушную кукурузу, а в этот момент герои подходят к какой-то таинственной двери, чтобы открыть ее. Первая мысль зрителя: «Не открывайте!» – и сердце начинает биться быстрее, потому что воображение уже нарисовало ужасные картины того, что скрывается за дверью.

    Мой отец говорил своим пациентам, что если у них болит голова или они не могут избавиться от навязчивой мысли, то нужно представить, что в комнату входит голодный и тощий рычащий тигр с огромными зубами. Он спрашивал: «Как вы думаете, у вас все еще болела бы голова?» Чаще всего пациент отвечал: «Боюсь, что я бы уже не смог этого почувствовать». И тут же отмечал, что голова болеть перестала.

    Ответы на вопросы

    Вопрос: Вы считаете необходимым во время транса говорить именно о руках пациента?

    Бетти: Подчеркивание различий между правой и левой рукой не является необходимостью при наведении транса. Главное при наведении транса – изменение. Изменения в правой руке гораздо заметнее при сравнении двух рук, чем сами по себе. При желании можно точно так же работать с временной шкалой. «Вы чувствуете легкое онемение в руке, теперь вернитесь в тот момент, когда она была теплой…» Или при работе с головной болью: «Перенеситесь на машине времени в будущее, в котором у вас не болит голова, а теперь оглянитесь назад на себя сегодняшнего…» Или: «Попробуйте изменить боль от острой и пульсирующей к тупой и тянущей…» Или, если боль пульсирующая: «Постарайтесь сосредоточиться на промежутке между двумя пиками…» Главное здесь – изменения. А если вы учите анестезии, опираться на различия ощущений в руках очень удобно.

    Вопрос: Не могли бы вы сказать что-нибудь о фантомных болях?

    Бетти: В литературе об эриксоновском методе обычно приводится два примера папиной работы с фантомными болями. И я еще раз хочу подчеркнуть, насколько важен здесь процесс подготовки. В одном из описанных случаев папа в мельчайших подробностях обсуждал с пациентом, какие ощущения, тот переживает при фантомных болях и как удивительно ощущение боли в том месте, которого просто нет. Они обсудили и то, что, вероятно, нервные окончания верхней части руки создают эти боли, так как нервных окончаний руки до локтя больше не существует. Потом они заинтересовались тем, что если в организме существует механизм, обеспечивающий болью несуществующие нервы, можно ли воспользоваться тем же механизмом, чтобы обезболить эти самые нервы. Потому что боль чувствуется не в тех местах, где отсечены нервные окончания, а там, где ничего нет. Здесь в каком-то смысле предпринимается попытка исцелить подобное подобным. Если существует механизм, обеспечивающий болью то, чего не существует, то нужно выдвинуться в то же пространство и обезболить то, чего не существует.

    У одного из пациентов была настоятельная потребность чесать то место, которое у него отсутствовало. И с ним Эриксон занимался очень длительной подготовкой. А потом в трансе он предложил пациенту вспомнить удовольствие, получаемое от всласть почесанных чешущихся мест. Пациент сначала ощущал огромное желание почесать какое-то место, потом сами почесывания, а потом полное и почти безмерное утоление этого желания. Но для обычной фантомной боли, как правило, применяется анестезия на втором уровне – анестезия несуществующего места. Мы еще поговорим о фантомных болях позже.

    Наведение «Осень»

    (Для участия в демонстрации выходит женщина по имени Ирина.)

    Бетти: Когда мы раньше входили в состояние транса, какая часть вам больше нравилась?

    Ирина: Когда было много кинестетических впечатлений.

    Бетти: А какие из них вам более всего понравились?

    Ирина: Все, что было связано с природой, облаками, небом, водой и воздухом.

    Бетти: Вам приятны прикосновения воды к вашей коже в трансе?

    Ирина: Да!

    Бетти: А теплые прикосновения солнца?

    Ирина: Не жаркого, а теплого!

    Бетти: А холодный ветерок?

    Ирина: Легкий, холодный… Бриз… Холод не нравится.

    Бетти: Приятно ли вам шуршание листьев под ногами, когда вы идете по ним, или прикосновения к ним?

    Ирина: Запах и шуршание! Осень, глубокая осень… Земля, листья, краски…

    Бетти: Запах такой замечательный… Здесь такая замечательная группа, все так внимательны и добры. Я даже иногда забываю о том, что нужно давать время переводчику на его работу. Мне кажется, что я вас хорошо знаю, но все же ни разу не спрашивала, как вас зовут.

    Ирина: Ирина.

    Бетти: Мне кажется, что я вас так давно знаю. Вам нравится осень…

    Ирина: Мягкая осень.

    Бетти: Мне тоже нравится мягкая осень. Приятное похрустывание листьев.

    Ирина: Запахи… Мягкая листва, хочется зарыться в нее…

    Бетти: А может быть, попрыгать на куче листьев?

    Ирина: Может быть… Хотя лучше понежиться на ней…

    Бетти: Хорошо. Вы готовы к хорошему трансу, в котором испытаете различные ощущения? Возможно, это будет ощущение, что вы лежите в куче мягких листьев. Вы уверены?

    Ирина: Я вижу очень много листьев вокруг, не одну маленькую кучу, а ковер из листьев. А вокруг деревья…

    Бетти: Там есть тропинка, ведущая между деревьями?

    Ирина: Я увидела поляну. Деревья очень высокие, вверху густая крона, но все просматривается. Много воздуха и простора. Много мягких листьев. И все замечательно пахнет.

    Бетти: И множество цветов…

    Ирина: Да, да… Желтый, красный, зеленый, коричневый…

    Бетти: Тогда, может быть, вы подготовитесь и решите для себя, что вам хочется посетить подобное место в своем воображении и при этом полностью исключить из этого аудиторию. Потому что я видела, как вы вчера вошли в состояние очень приятного транса. Вы могли бы сделать это и сегодня. Вы хотели бы?

    Ирина: Да, конечно!

    Бетти: Поэтому, пожалуйста, глубоко вздохните! Перед вами уже есть образ прекрасного места, в которое вам хочется попасть. Образ этот вам очень ясен. Он и мне понятен. Это осень, но еще не холодная. Небо очень синее. Листья на деревьях такие разноцветные и яркие. Вот так, очень хорошо, Ирина.

    Запах листьев, запах земли. Ощущение воздуха… Мой воздух – часть листьев, часть ветерка… Вы можете пойти туда без меня или со мной… Пойти туда глубоко, приятно, с удовольствием… уходя от меня… сами по себе… Глядя на листья… желтые, зеленые… вы увидите, как лист отрывается от дерева и, кружась, падает перед вами… Листья ложатся, укрывая ковром землю, и вы чувствуете их под ногами… Вы идете вперед… Солнце теплое, приятное… и воздух так приятно прикасается к вам… Очень хорошо, Ирина… И это может быть идеальное место, построенное из многих мест, в которых вы были или, может быть, воображали… сложенное из многих, многих мест. Там так приятно… Очень хорошо… Вы, может быть, захотите погулять по вашему приятному лесу… и постоять в тени дерева… и почувствовать солнце… такое теплое… и почувствовать разницу в ощущениях… в ощущении, когда вы стоите в тени и когда выходите на солнце…

    И почему вы здесь… в этом осеннем приятном лесу… вместе с моим голосом, который шуршит, как листья на деревьях… Вы можете оставаться здесь и учиться… Вам хотелось бы выучить что-то новое?.. Вот так… Потому что вы можете оставаться в этом приятном месте, с голубым небом, с приятной мягкой осенью… И вам нравится запах листьев, их шуршание, их цвета, кора деревьев… Вы все еще видите зеленую траву, на которую падают листья… Вот так… Вы можете сидеть здесь и быть там… подготовиться к тому, чтобы узнать что-то новое… почувствовать, как руки ваши лежат на коленях, хотя сами вы в лесу… Вы чувствуете разницу в ощущениях на ладонях… и сверху руки… Внутри рука чувствует себя по-другому… Ваша левая рука отличается от правой… Ощущения сверху левой руки отличаются от ощущений верха правой руки… И ладонь левой руки чувствует себя иначе, чем ладонь правой руки… а ощущения поверх левой руки тоже отличаются от правой… И вы можете ощутить прохладу правой руки… сверху рука холоднее, чем чувствует это ладонь… Она чувствует себя прохладнее, чем левая рука…

    Оставаясь в этом прекрасном лесу, вы можете научиться новым, приятным ощущениям… Вы можете ощущать прохладу на своей правой руке… но не холод… потому что вам не нравится холодный ветер… А может быть, к левой руке прикасается лучик света… но вам не жарко… вам не нравится жаркое солнце… Вы можете вспомнить ощущение прохлады на правой руке и усилить его… прохладнее, прохладнее… не делайте это очень холодным… Вот так… Когда вы почувствуете приятные отличия, но тем не менее резко различающиеся в ощущениях… вы сумеете открыть глаза и посмотреть на свои руки почти с удивлением… Вот так… Практически с удивлением, потому что руки лежат на коленях, но чувствуют себя так по-другому… Они на ваших коленях… но чувствуют себя обдуваемыми прохладным ветерком… И это так непонятно… Но какая разница… вы просто научились это делать очень хорошо… ради эксперимента… Вы, может быть, ради интереса захотите усилить это ощущение прохлады… Могу я прикоснуться к вашей правой руке? (Ирина слегка кивает.)

    Вы можете чувствовать мои прикосновения к своей руке. Я касаюсь ваших пальцев, и они чувствуют себя еще прохладнее, но это ощущение приятно. Вы почти не чувствуете моих пальцев. Может быть, так происходит потому, что вы ощущаете прохладу? Когда руке немножко холодно, она хуже чувствует. Оставляйте это ощущение приятным, но достаточно прохладным, чтобы учиться этому. Она достаточно прохладна? Очень хорошо. А теперь вы можете согреть ее достаточно, чтобы она была по температуре такая же, как и левая рука. И как интересно ощущать возвращающееся тепло, как будто в руку начинает вливаться кровь. Вы осознаете новое ощущение, оно приятно. А теперь руки чувствуют себя одинаково.

    Как замечательно вы поработали, вы знаете это? Вы можете сохранить это воспоминание, образ леса, образ особенного места, в которое всегда можно вернуться. Может быть, вы услышите пение птиц, а может быть, это просто шуршание листьев… и яркие цвета… Очень хорошо… Не забывайте, как вы сумели сделать одну руку более прохладной, чем другая… Вы этого не забудете… Можете снова поглядеть вниз на свои руки и убедиться, что они такие же… такие же… Очень хорошо, Ирина… Можно закрыть глаза еще на минутку… Я хочу, чтобы вы немножко… немножко своего внутреннего времени… использовали для того, чтобы вернуться в этот прекрасный лес, с шуршанием листьев… и убедились, что то, чему вы научились, хорошо закрепилось в вашем сознании… чтобы вы могли пользоваться этими навыками снова и снова… Через несколько мгновений… это так много занимает вашего внутреннего времени, столько, сколько вам нужно… В следующий раз, когда вы увидите лес с листьями и услышите их шуршание… в своем воображении или в реальности… вы улыбнетесь и подумаете о том, как многому вы смогли научиться, как много вы сумели сделать… Вы можете выйти из вашего транса в любое время, когда захотите… потому что вы так много сделали… так многому научились… Я вам очень благодарна… Вот так… Я знаю, как нелегко возвращаться… Вы просто замечательно это сделали…

    Бетти: Спасибо Вам! Какой замечательный субъект для транса! Ей действительно хотелось выучить что-то новое, и она сделала это. Я не всех видела, но заметила, что многие вошли в состояние транса и, наверное, были в своем собственном месте, со своими собственными ощущениями и переживаниями.

    Ирина, если хотите, можете что-нибудь сказать, прокомментировать свой транс.

    Ирина: Мне хотелось бы рассказать об интересных наблюдениях. Было два момента, когда появилось ощущение, что либо Вы чувствуете, что со мной происходит, либо Вы очень хорошо знаете физиологию человека. Однажды Вы говорили про тепло в руках, в кистях рук – и буквально за секунду до этого тепло начало струиться по рукам. Было ощущение, что Вы меня читаете изнутри. Когда Вы сказали, что правая рука холоднее, а левая теплее, я поняла, что Вы опять констатируете то, что уже есть.

    Потом мне совершенно не хотелось открывать глаза и смотреть на руки, и постоянно было ощущение, что меня что-то раскачивает изнутри – невероятное удовольствие. Настоящее наслаждение.

    Бетти: Большое Вам спасибо за Ваш замечательный рассказ. Вы, конечно, знаете, что можете сделать это еще раз?

    Ирина: Да, знаю.

    Бетти: Вы все замечательно сделали.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх