• Упражнение «Подзарядка»
  • Групповое наведение
  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    Мы говорили о концептуализации случаев – это одна из моих любимейших частей семинаров по эриксоновской терапии и гипнозу, потому что она помогает применять очень эффективный, но совершенно отличный от привычного способ мышления. Я прошу вас на время выйти из обычных рамок мышления и войти в совсем другую область, в которой вам будет абсолютно ясно, как можно рассадить десять растений в пять рядов, по четыре в каждом. Мне очень нравится приводить эту задачу, потому что она, кроме своего полезного действия, еще и очень развлекает.

    Стереотип, который нужно было переступить, состоит в том, что нельзя дважды считать одно растение. Ведь я этого не говорила, не правда ли? В общем, такая клумба выглядит как звезда, нарисованная без отрыва карандаша от бумаги. В каждой точке пересечения линий – очередное растение. Выходя из привычных рамок, человек открывает целый новый мир.

    Нужно уметь добираться до самого донышка проблемы, до того самого глубинного камня, на котором все держится. Тогда, понимая, на чем это все строится, можно создать хорошую интервенцию. Чаще всего самая большая проблема – это потеря надежды. Когда человек перестает надеяться, что дела его пойдут на лад, горе начинает превращаться в некоторую патологию. Терапевт при работе с такой проблемой должен создать интервенцию, которая даст надежду. И я никогда не обучаю этому, не рассказав свою любимую историю про пилота самолета.

    Мой муж много занимался безопасностью перелетов, исследовал причины самолетных аварий. Как-то он рассказал мне один случай, при котором, кстати, никто не пострадал. У одного самолета, стоявшего на взлетной полосе, внезапно отвалилось шасси. Муж, выясняя причины, установил, что в самолете было два пилота. Один из них, проверяя приборы, хотел подбодрить приятеля и сказал ему: «Выше нос!» Второй не расслышал его и понял фразу как просьбу дернуть за какой-то рычаг. Что он и сделал – и шасси отвалилось.

    Сейчас мне хотелось бы поговорить о том, на каком этапе вы находитесь после шести дней работы и учебы. Мне кажется, у вас должно быть ощущение, что вы все это время просидели в своем офисе, и вас бомбардировали пациент за пациентом со своими проблемами. И к каждому нужен был отдельный подход и внимание. Мне бы хотелось понять, как вы сейчас с этим справляетесь, как вы, терапевт, умеете заботиться о самом себе? Конечно, у вас должны быть какие-то границы. Я для себя определяю территорию таким образом: вот это моя граница, это – твоя граница, между ними нейтральная полоса, на которую мы оба можем выходить. Пациент в какой-то мере по определению является «нарушителем границы». Вы, естественно, все с этим сталкивались.

    Что еще вы делаете с неимоверным количеством материала, полученного от пациентов? Мы же узнаем от них ужасные вещи! Обычно это что-то такое, чего уже, к сожалению, нельзя изменить, что-то очень печальное. Поэтому иногда, даже четко представляя, где проходят ваши границы, вы можете услышать такой рассказ, который зацепит что-то в глубине души, как крючком.

    Для того чтобы «освободиться» от таких рассказов, я пересказываю их всюду и всем, естественно, соблюдая конфиденциальность. Обычно это продолжается до тех пор, пока история не потеряет свою остроту и перестанет меня так ранить.

    Еще один метод – «перезарядить» себя, как батарейку. Конечно, мы с вами должны уметь защищать себя. Иначе вы «сгорите на работе», и ваши любимые пациенты даже нравиться вам перестанут. Ведь это так соблазнительно – опереться на более сильного, и не стоит судить их строго за такие попытки.

    Я всегда позволяю своим клиентам впасть в некоторую зависимость от меня. Так же делал и мой отец: «Я стану вашей инвалидной коляской, если вы уверены, что вам это нужно. Потом я буду вашим костылем, потом тростью, а потом вы уйдете из моего офиса совсем и спустя шесть месяцев не будете помнить, как меня зовут. Так вот, я не хочу, чтобы вы забывали мое имя! Мне нужны ваши рекомендации». Многим моим пациентам в начале нашей работы невыносима сама мысль о том, что когда-то эта работа будет завершена, что когда-нибудь они забудут мое имя. Но спустя какое-то время все так и происходит, и в том числе благодаря действию некоторого внушения, заложенного в приведенном образце транса: пройдет время, и вы уйдете из моего офиса навсегда – здоровым и независимым.

    Упражнение «Подзарядка»

    Чтобы у вас была возможность подзарядиться и полностью осмыслить всю полученную информацию, проделаем сейчас интересное упражнение. Разбейтесь на группы по пять-шесть человек. У первых номеров в каждой группе будет самое трудное задание. Они будут говорить всем в группе, что им делать: отправить первого номера в транс, описать ему какое-нибудь прекрасное место, либо он сам будет рассказывать всем что-либо интересное или не особо приятное, но то, от чего хотелось бы избавиться, не слишком, правда, серьезное. Первый номер объясняет, как ему должны отвечать остальные члены группы, когда он будет перечислять, что его раздражает и выводит из себя.

    Вы, конечно, знаете такие ситуации, когда хочется пожаловаться и услышать в ответ: «Бедняжка!» Я понимаю, что это глупо, но мне это нравится. Меня это утешает. Мой сын это прекрасно усвоил. Если ему кажется, что я начинаю жаловаться без каких-либо уважительных причин, он подходит ко мне и говорит: «Бедняжечка!» – и я смеюсь. Собственно, задача первого – понять, что ему будет приятно услышать. «Ты был великолепен!», «Если бы у меня был цветок, я бы тебе его подарил!», «Какой классный мужик!», «Бедняжка!» Может быть, что-то еще. Кроме того, что первый номер должен определить, что ему будут говорить, он должен суметь еще и принять эти слова.

    В принципе, первый номер может сказать, что ему было бы приятно просто посидеть и просмотреть все пять минут в одну точку, а если он заснет, группа просто должна разбудить его по истечении этого времени. Первый выбирает сам. Так как самому первому номеру придется тяжелее всех, то когда все в группе побудут первыми, он может еще раз проделать упражнение. Но это по желанию.

    (Участники семинара выполняют упражнение, потом делятся впечатлениями.)

    Из обсуждения я поняла, что большинство действительно подзарядилось. Мне очень понравилась одна идея – первый номер заказал, чтобы группа его насмешила. Это было просто замечательно. Еще я видела, как люди трогали и обнимали друг друга, и это тоже хорошо, потому что часто мы забываем, как нам необходимы человеческие прикосновения. Даже крошечные груднички, если им не хватает тактильных ощущений, перестают прибавлять в весе.

    Еще одна идея тоже меня поразила. Женщина хотела испытать то, чего она никогда не испытывала: группа поднимала ее за ноги и за руки – даже завидно было смотреть.

    Большинство людей нерешительно, неохотно просят о том, чтобы им дали то, что им нужно. А посмотрите сейчас на свои лица – здесь как будто собрались другие люди.

    В моей жизни был такой период, когда я сама была еще молода и трое моих детей были совсем маленькими: удочеренной девочке годик, другому ребенку полтора года и третьему – два с половиной года. Приходилось очень тяжело работать. Я как-то пожаловалась папе: «Я все время готовлю, убираю и никто даже спасибо не скажет! Конечно, дети маленькие, чего еще ждать, они же не могут сказать!» Папа сказал: «Сядь за стол и скажи: „О, Бетти Элис, какая вкусная еда!“ После этого скажи: „Спасибо тебе, мне тоже так кажется!“ Я возмутилась: „Что ты мне предлагаешь, папа, зачем я буду с собой разговаривать?“ Папа ответил: „Во-первых, ты услышишь слова, которые тебе приятны. Конечно, было бы приятно услышать это от других, но и от себя тоже ничего. Во-вторых, ты подаешь хороший пример детям“. Я так и делала – помогало.

    Теперь я хотела бы поговорить об объективном наблюдении в эриксоновской терапии, результатом которого становится мудрость. Если вы спросите среднестатистического пациента о том, чего он хочет, он ответит: «Быть счастливым!» В этот момент я говорю, что это неправда, и получаю сфокусированное внимание своего пациента. Пациент готов получать информацию в форме естественного транса. «То, что вы действительно хотите получить, – это мудрость. Из нее и проистекает счастье. Просто быть счастливым – это все равно что надеть красный нос и пойти в клоуны. Что вам по-настоящему нужно, это быть мудрым». Я не пытаюсь настаивать. Пациент может ответить: «Да, наклею красный нос и пойду в клоуны!» Но даже в этот момент они на самом деле хотят иметь возможность быть счастливыми. Это значит, что им необходима мудрость – из нее проистекает все. Если вы объективно наблюдательны, то вы на пути к мудрости. Центральная тема в эриксоновской терапии, цель которой – снабдить клиента мудростью, заключается в том, чтобы распознавать и использовать реальность. Понимать реальность жизненно важно, а этого нельзя добиться без объективной необходимости. Нам нужно помочь своим пациентам перейти от розовых мечтаний к холодной и беспощадной реальности.

    Групповое наведение

    Сейчас мы проведем заключительное групповое наведение. Мне нужны два субъекта: вы, Юра, и Леонид, который просил поработать с ним уже два дня назад.

    Я хочу провести групповой транс, который будет направлен через моих субъектов на всю аудиторию. Это будет не похоже на обычный групповой транс, когда я обращаю внимание на каждого, но и не будет похоже на работу, в которой я концентрирую внимание на двух своих субъектах. Поэтому иногда я буду обращаться конкретно к Леониду, иногда – к Юрию, иногда – к группе, но не буду игнорировать ни одного из вас при работе с другими.

    Заранее прошу у всех вас разрешения прикасаться к вам, когда я буду ходить по аудитории. Если этого делать не следует, прошу вас сейчас покачать головой. И если я буду фокусировать свое внимание на Юрии или Леониде, если я буду обращать внимание на вас или на вас (обращается к аудитории), то для каждого это будет только новое ощущение глубины транса.

    Многие из вас уже в состоянии транса, вы знаете об этом? Леонид, вам может быть, будет интересно посмотреть, как Юрий входит в состояние транса, и понять, не можете ли вы определить, на каком он уровне, когда входит в транс. Когда он будет выходить из транса и смотреть на меня и не видеть меня при этом, он может открывать глаза и при этом все равно оставаться в трансе. И действительно интересно наблюдать… как с каждым вздохом… возможно… он погружается ниже и ниже… И те из вас, кто смотрит и видит… вы тоже можете войти в состояние транса… Вы можете погрузиться в такой приятный транс… что даже не будете обращать внимание на меня, когда я буду подниматься и ходить вокруг… потому что я не важна, Юрий… а что самое важное для вас, Леонид… смотреть на Юрия, не на меня… смотреть и удивляться… И когда он кашляет, то немного выходит из транса, но потом снова назад… и в этот раз еще глубже…

    А вы (обращается к аудитории)… вы можете погрузиться еще глубже… и поверить этому или нет… если вы смотрите на Юрия и Леонида… пока в глазах фигуры перестанут быть четкими и начнут растворяться… Вы сумеете выучить так много… А я больше всего люблю погружаться в транс, когда рука вдруг становится легче… и еще легче… и начинает подниматься… подниматься… вверх… вот так… И вы погружаетесь глубже… и еще глубже… без усилий… Вверх… рука поднимается… вот так… А все остальные в комнате… те, кто погружается в транс… вы тоже можете почувствовать, как рука хочет подняться вверх… вот так…

    Юрий, если я поднимусь и подойду к вам ближе… возьму вашу руку и приподниму ее слегка… вы сумеете погрузиться глубже?.. (Юрий слегка кивает головой; Бетти встает, берет Юрия за руку и легонько приподнимает ее.) …Слегка прикасаясь… вот так… (Бетти отпускает руку, которая продолжает медленно подниматься сама, а потом повисает.) И вы, Леонид… вы остаетесь в трансе и думаете о том, как бы погрузиться еще глубже… Ваши глаза могут оставаться закрытыми, а могут и открыться на секундочку, чтобы посмотреть на руку Юрия… на то, как она подвешена в воздухе… Разве не интересно… посмотреть, как это так… И когда вы погружаетесь все глубже и глубже… вам интересно, что вы почувствуете, потому что это произойдет и с вами…

    Юрий, я очень вам благодарна за то, как вы помогаете мне в этой работе… Вы можете поэкспериментировать со своей рукой… когда она пойдет вверх, вверх… а вы будете погружаться глубже, глубже… И когда вы пойдете очень глубоко, рука сначала приподнимется… а затем вы можете ее нежно опустить обратно на колено… и оказаться в глубоком, самом глубоком трансе… (Рука Юрия начинает медленно опускаться.) Вы погружаетесь глубже, чувствуя себя так приятно… может быть, вы окажетесь в том же месте с деревьями и поляной, где была Ирина… или на пляже… а может быть, будете просто отдыхать… Вот так… глубже… вот так… А могу я вас оставить на мгновение, не оставляя вас ни на мгновение, чтобы побыть с другими людьми, Юрий?.. А вы будете погружаться все глубже и все больше экспериментировать с этим состоянием… Спасибо, Юрий… А могу ли я, Леонид, оставить вас на мгновение… и не оставлять вас ни на мгновение… и позволить вам представить, как вы будете себя чувствовать, погружаясь еще глубже… зная, что я здесь и не здесь… зная, что вы можете это остановить, если захотите… открыть глаза, понимая что вы в полном сознании… Вы можете это сделать… но не стоит даже тратить на это свои усилия… Вы можете открыть глаза, прийти в полное сознание… (Леонид открывает глаза, смотрит на Бетти, после ее следующих слов закрывает их.) Но после этого мягко соскользнуть в глубь… Очень хорошо… И я буду ходить вокруг… и когда я буду ходить… может быть, вас это очень удивит… вас удивит то, как глубоко вы можете погрузиться в транс…

    (Бетти встает и начинает подходить к некоторым людям, сидящим в аудитории.) Как приятно погрузиться в глубокий транс… Вы хотите почувствовать, как будет висеть в воздухе ваша рука? Вы хотите это почувствовать? (Юноша, к которому подошла Бетти, отрицательно мотнул головой.) Хорошо. Потому что вы уже в таком глубоком, приятном трансе… Вы показываете всем и самому себе, что я вам совершенно не нужна для такого транса…

    Вы хотите почувствовать, как ваша рука будет парить в воздухе? (Женщина кивает головой, Бетти берет ее за запястье.) Сейчас я наклонюсь, и прикоснусь к вашей кисти, и приподниму вашу руку вверх… и вторую руку вверх… Вот так… очень хорошо… И вы можете поэкспериментировать, позволить ей пойти вверх или вниз…

    Ваша рука уже летала в воздухе. Вы хотите попробовать еще раз? Хорошо… Вот так… (Бетти прикасается к руке девушки, и она почти сразу приподнимается вверх.) Очень хорошо…

    Вы в таком хорошем трансе… Вы можете оставить глаза открытыми или закрыть их… Хотите поднять свою руку… вверх… вверх… вот так… совершенно без усилий… вверх… И оставим ее в том положении, в котором она чувствует себя удобно…

    А вы хотите испытать это?.. Я приподниму вашу руку… вверх… вверх… И вы можете оставить себя и уйти глубже, чем считали возможным… Рука ваша так спокойно находится в равновесии… и вам приятно… вы ушли глубоко… Вы чувствуете по-иному, но так же… Очень хорошо… И вы можете оставить руки поднятыми или опустить их… Очень хорошо…

    Очень хорошо, Юрий… Очень хорошо, Леонид… Я прикоснусь к вашей правой руке, Леонид… и приподниму ее… вверх… вверх… И это изменяет транс… делает его глубже и лучше… Вот так… удобно… И вы, Юрий, оставаясь в трансе… и остальные в комнате, оставаясь в трансе… вы можете оглянуться назад, на прошедшие дни… можете попробовать вспомнить все, чему научились… попробовать почувствовать удовольствие от того, что выучили больше, чем ожидали… Вы, Леонид… можете пойти еще на один шаг дальше… Я приподниму вашу руку еще раз… Она как будто отдыхает… как будто привязана к воздушному шарику… И вы можете ее поднять или опустить… она все равно будет чувствовать себя комфортно… Вы можете пойти так далеко… глубоко в собственную память… почувствовать все свое тело спокойно и удобно… Вам будет приятно в плечах… вам будет приятно в ногах… но ваши веки такие тяжелые и вы так глубоко дышите… Все, что вы выучили, и все, что вы сделали… это хорошо и приятно… этого так много… Вы можете посмотреть назад и убедиться, как вы это хорошо сделали… Кто бы мог подумать, Юрий, что вы смогли научиться поднимать… свою руку… и при этом опускаться глубже… вот так… Кто бы мог подумать… Ваши глаза закрыты… дыхание регулярно…

    Кто бы мог подумать, Леонид… что вы тоже так хорошо поработаете… вы все еще можете чувствовать мои пальцы у себя на кисти… они поднимаются… и вы все еще чувствуете поддержку моих пальцев…

    И все остальные могут чувствовать поддержку моего голоса… и поддержку того, что мы выучили, и поддержку друг друга… Но у вас нет необходимости в моем голосе, в моей поддержке… Вы научились столь многому… поэтому не торопясь… получите удовольствие от этого транса… последнего транса… следующего транса… То, что вы узнали… то, что вам еще предстоит узнать… Люди, которых вы встретили… голоса, которые вы слышали… образы, которые появлялись в вашей голове… образы, которые вы можете создать для себя… Как хорошо вы это делаете… Как много еще остается… Но самое хорошее еще впереди… и интеграция того, что вы выучили… и ваши способности… ваши желания… Вы можете вернуться, Юрий… Все это происходит сейчас и будет происходить… может быть, не так быстро, но быстрее, чем вы думали… Может быть, не так сильно, но сильнее, чем вы думали… И вы можете несколько мгновений… поздравить себя… почувствовать себя…

    Еще один глубокий вздох, Юрий… еще несколько мгновений по часам… для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему хорошо от того, что вы сделали… А затем вы можете начать выходить из своего транса… продолжая чувствовать себя очень приятно… Леонид говорил мне, что он хотел бы испытать действительно глубокий транс, где он мог бы отпустить себя… и понять тех, кто говорит о том, какой замечательный транс испытал… Мне кажется, что Леонид ушел глубже, чем предполагал…

    Леонид: А я смогу это потом повторить?

    Бетти: Конечно. Просто вспомните свои ощущения, вспомните давление моих пальцев на ваши кисти, и это сработает совершенно замечательно. Огромное спасибо вам, Леонид, и вам, Юрий.

    И я хочу, чтобы вы начали возвращаться. Вы замечательная группа. Когда я работаю несколько дней подряд с людьми, то чувствую, как все становятся ближе друг другу. Мы все стольким делимся друг с другом.

    По-настоящему хороший терапевт не принимает решение за пациента, а только вместе с ним. Он никогда не забывает, что имеет право распоряжаться только своей собственной жизнью. Задача терапевта предлагать, а пациента – выбирать.

    Я бы хотела вам пожелать, во-первых, реально оценивать свои возможности и, во-вторых, уважать мудрость других людей. Человек сможет принять решение именно в тот момент, когда он будет к этому готов.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх