• ВНЕШНИЙ МИР — ОТРАЖЕНИЕ НАШЕГО РНУТРЕННЕГО МИРА
  • О ПРИТЯЗАНИЯХ И ГОРДЫНЕ ЧЕЛОВЕКА
  • О СТРАХАХ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБ ЭМОЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБ УСТАНОВКАХ И ВОСПРИЯТИИ ЧЕЛОВЕКА
  • ЧЕЛОВЕК И ВНУТРЕННИЙ МИР

    ВНЕШНИЙ МИР — ОТРАЖЕНИЕ НАШЕГО РНУТРЕННЕГО МИРА

    Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к самому себе в каждый момент жизни.

    Л. Маслоу

    Внутренний мир человека отличается многогранностью. В нем таинственно переплетается доброе и злое, искреннее и показное, красивое и безобразное. Уместна в этой связи притча «Картина Леонардо", изложен мая П. Коэльо.

    «При написании картины с изображением тайной вечери с последним ужином Иисуса с апостолами Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса и Злов образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.

    Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

    Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

    И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человекамолодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.

    большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.

    Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:

    Я уже видел эту картину раньше!

    Когда?недоуменно спросил Леонардо.

    Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа..."

    Есть разные мнения относительно сути человека. Кто-то считает, что «сам человек не имеет перед собой прозрачной, ясной картины собственного устройства собственного внутреннего мира со всеми его подводными течениями, бурями, взрывами» (3. Фрейд). Другие полагают, что внутренний мир человека не имеет значения, а важны лишь его деяния. Нам же ближе позиция гуманистов, согласно которой внутренний мир человека определяет качество всей его жизни. У кого внутренний мир упорядочен, у того и внешняя жизнь гармонична.


    ПЧЕЛЫ И МУХИ

    Однажды мудрого старца спросили: — Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?

    Мудрец ответил:

    — Я познал из опыта, что в этой жизни существуют две крайние категории людей.

    Одна категория подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но в углу сада животное сделало нечистоту, тогда муха спустится, сядет на нее и начнет копаться, наслаждаясь зловонием, возникающим от ворошения, и не может оторваться.

    Если вы ее поймаете и спросите, где есть розы, то она не сможет вам ответить, потому что не знает, что это такое. «Я, — скажет она, — знаю, где есть помойки, туалеты, нечистоты животных и грязь".

    Одна часть людей похожа на мух. Это люди, которые научились думать и искать злое, не зная и не желая никогда стоять в добре.

    Другая категория людей похожа на пчел. Особенность пчелы — находить и садиться на красивое и сладкое. Скажем, например, что в помещении, полном нечистот, кто-то поставил в углу лукум. Если принесем туда пчелу, она будет летать и нигде не сядет до тех пор, пока не найдет лукум, и только там остановится.

    И если бы вы могли спросить пчелу, где есть помойки, то она не сможет вам ответить, потому что они ее не интересуют. Поэтому она их не замечает. Она сможет рассказать, где розы, а где фиалки; где мед, а где сахар.

    Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят хорошее.

    Люди грязные внутри замечают только грязь и всегда ее находят.

    Вам выбирать, к какому типу относиться.

    НАСТАВЛЕНИЕ ЛЕ-ЦЗЫ

    Страж Границы сказал Ле-цзы:

    — Мудрые люди наблюдают за выходящим, чтобы узнать входящего, и наблюдают за прошлым, чтобы узнать будущее. В этом и заключается естественный закон предвидения. Мера в себе самом, а подтверждение — в других.

    Если слова прекрасны, тогда и отклик прекрасен. Если слова безобразны, тогда и отклик безобразен. Если тело длинное, то и тень длинная. Если тело короткое, то и тень короткая. Произнеси имя - услышишь отклик. Поэтому будь осторожен в словах, так как с ними согласятся. Будь осторожен в поступках, так как за ними последуют.


    ДЕРВИШ И УЧЁНЫЙ

    Один ученый, известный человек в Басре, пришел навестить скромную обитель старого дервиша. Дервиш приболел и лежал в постели. Ученый подсел к нему и завел благочестивую беседу. Он долго и красочно говорил о том, как ужасен мир, погрязший в пороке.

    Дервиш выслушал его молча. Когда же ученый окончил речь, дервиш ответил:

    — Ты любишь мир слишком сильно. Не будь ты столь неравнодушен к нему, ты не поминал бы его так часто. Человек часто вспоминает о том, что дорого его сердцу.

    ЗЕРКАЛО

    Даосская притча

    Как-то во дворец забежала собака. Оглядевшись, она увидела множество собак вокруг себя. Собаки были повсюду. Будучи весьма разумной собакой, она оскалилась, чтобы на всякий случай защитить себя от этих миллионов окруживших ее собак и испугать их. Все собаки оскалились в ответ. Она зарычала — они с угрозой ответили ей.

    Теперь собака была уверена, что жизнь ее в опасности, и стала лаять. Ей пришлось напрячься, она стала лаять изо всех сил, очень отчаянно. Но когда она залаяла, те миллионы собак тоже начали лаять. И чем больше она лаяла, тем больше отвечали ей они.

    Утром эту несчастную собаку нашли мертвой... При этом во дворце кроме ее не было ни одной собаки. Дело в том, что человек, который построил этот дворец, покрыл все стены, полы и потолки зеркалами. Собака была там одна, в том дворце были лишь миллионы зеркал. Никто не дрался с нею, вообще не было никого, кто мог бы драться, но она увидела саму себя в зеркалах и испугалась.

    И когда она начала сражаться, отражения в зеркалах тоже вступили в борьбу. Она погибла в борьбе с миллионами собственных отражений, окружающих ее.

    ДЕРЕВО

    Индийская притча

    у дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался — подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидав дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение.

    Но во всех случаях дерево было только деревом.

    Мы видим мир таким, каковы мы сами.

    ОТ СЕБЯ НЕ УБЕЖИШЬ

    Лаосская притча

    Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться от того и от другого. Метод, который он нашел — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока его не настигла смерть. Ему не удалось понять, что если бы он просто остановился в тени, его тень сразу исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов.

    ДИСПУТ

    Дзенская притча

    В храме дзен мог остановиться любой странствующий монах, кому удавалось выиграть диспут о буддизме у кого-нибудь из уже живших там монахов. Если же он терпел поражение, ему полагалось идти дальше.

    В одном храме на севере Японии жили вместе два брата-монаха. Старший был ученым, а младший — глупым и кривым на один глаз.

    Однажды странствующий монах попросил приюта, вызвав их, как полагалось, на диспут о тонкостях учения. Устав за день от занятий старший брат приказал младшему пойти вместо себя. «Иди и предложи дискутировать молча», — предупредил он его.

    Молодой монах и странник вошли в храм и уселись там. Вскоре пришелец встал, и, зайдя к старшему брату, сказал:

    Твой младший брат — замечательный парень, он выиграл диспут.

    Расскажи мне, как это произошло, — попросил старший.

    Так вот, — начал странник, — сперва я поднял один палец, представляя Будду, Просветленного. Он же поднял вверх два пальца, обозначая Будду и его учение. Тогда я поднял три пальца, символизируя Будду, его учение и его последователей, живущих в гармонии. На это он потряс перед моим носом сжатым кулаком, показывая, что все они происходят из одного и того же осознания. Поэтому он победи/ меня, и я не могу здесь больше оставаться.

    Сказав так, путник ушел.

    Где он? — спросил, вбегая, младший брат.

    Я понял, что ты победил его.

    Я не победил, но зато сейчас я его отделаю!

    Ну-ка, расскажи мне о диспуте.

    Едва завидев меня, он тут же поднял один палец, нагло намекая на то, что у меня всего один глаз. Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым и поднял два пальца, поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза. Тогда этот бесстыжий негодяй поднял три пальца, показывая, что у нас всего три глаза на двоих. Тут я рассвирепел и только собрался его бить, как он сбежал.

    О ПРИТЯЗАНИЯХ И ГОРДЫНЕ ЧЕЛОВЕКА

    Мы редко думаем о том, что мы имеем, но всегда беспокоимся о том, чего нам не хватает.

    А. Шопенгауэр

    У каждого человека есть определенные ожидания от жизни. Для одного важно богатство, для другогослава, для третьегореализация своих задатков. С одной стороны, человек, не имеющий цели, лишает себя «чувства жизни», проявляя пассивность, и, как следствие, результаты его деятельности носят посредственный характер. С другой стороны, завышенные, неадекватные притязания могут породить у человека неудовлетворенность, стремление достичь желаемого во что бы то ни стало, когда цель оправдывает все средства. Такое отношение к жизни порождает огромные проблемы не только для отдельной личности (носителя данных качеств), но и для окружающих, порой, для целых народов.

    Так как же соразмерить свои желания? Ответ на этот вопрос должен найти каждый из нас сам. Важно помнить, что отсутствие всяких устремлений порождает стагнацию, внутренний застой, что сказывается на нашей жизни крайне негативно. Неадекватные же притязания создают другие проблемыповышенные и однозначные требования к жизни, другим людям, самому себе, и, разумеется, разочарование, которое возникает как следствие рассогласования между реальностью и нашими установками, теми «картинками», которые услужливо нарисовало наше воображение, подстегнутое необузданной амбициозностью, тщеславием, гордыней. Особые проблемы у людей, имеющих подобные взгляды на жизнь, возникают во взаимодействии с другими, когда они в общении проявляют недальновидность, высокомерие, черствость, что мешает им быть открытыми для нового опыта, полноценных и гармоничных отношений.

    ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

    Однажды царь Акбар начертил прямую линию и спросил своих министров: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?»

    Бирбал, считающийся самым мудрым человеком в государстве, подошел и начертил рядом с этой линией другую, но более длинную, тем самым, умалив достоинство первой.

    Лучшее — враг хорошего. Человек, всегда стремящийся к лучшему результату, каждый раз принижает собственные достижения.


    ВЫБОР

    Беседуя с монахом-отшельником, император утверждал, что благодаря богатству он избавлен от необходимости потакать чьим-либо желаниям или вкусам.

    — Вот как! — воскликнул тот. — Ну, а когда ты сегодня выбирал место для стоянки своего каравана, что было важнее: красота местности или наличие корма для вьючных животных?

    Ясное дело, изобилие трав решило мой выбор, — ответил купец

    Выходит, хоть ты и богат, а живешь так, чтобы скоту было по вкусу, — засмеялся отшельник.

    СТОИТ ЛИ ЗАЗНАВАТЬСЯ?

    Случилось как-то мулле Насреддину обратиться к каймакаму. Возмущенный чванливостью этой чиновной особы мулла Насреддин не стерпел:

    С чего это, любезный, ты так зазнаешься? Кто ты такой?

    Будто не знаешь, я — каймакам!

    Ну, хорошо, а потом кем станешь?

    Губернатором!

    Ну, а дальше?

    Министром!

    А еще позже?

    Садразамом.

    А дальше?

    Никем.

    А я уже сейчас никто. И стоит ли так зазнаваться?

    ЧАША ЖЕЛАНИЙ

    Суфийская притча

    Молодой император со своей свитой шел по городу. Народ падал ниц и ревел:

    — Виват, Император!!!

    А казначей следовал за ним и по взгляду повелителя осыпал народ золотыми монетами. Люди готовы были отгрызть друг другу уши, выколоть глаза, копаясь в грязи в поиске упавших денег, и вопили истошно в уповании, что перепадет еще монетка-другая:

    — Да здравствует Император!!!

    Стража следила за тем, чтобы все кланялись властелину, и отвешивала удары плетью по хребтам тех, кто перед ним не склонял головы. Один стражник обнажил меч, чтобы отрубить голову босо-грязному, оборванному непокорному монаху, который, гордо подняв голову, шел навстречу Императору. Когда блюститель замахнулся мечом, то услышал зычный голос господина: - Стой!!!

    Он в удивлении остановился. Как это так! Ведь Император сам приказал, и уже не одна голова вольнодумца покатилась с плеч.

    Но то, что произошло дальше, потрясло всех. Молодой Император сошел со своего скакуна, подбежал к этому наглецу, стал на Колени и поцеловал подол его засаленного халата.

    Свита была изумлена. Ахнул весь народ. Что за чудо! Императора как подменили. Только потом кое-кто из свиты узнал в этом дервише Императора-старшего. Несколько лет назад он отрекся от трона, передал власть сыну и ушел странствовать в поисках истины.

    — Здравствуй, отец. С возвращением...

    — Нет, нет, сын мой, я еще не возвратился. Я побывал на том Краю Земли, а теперь должен идти на другой край, и путь мой лежит через твою страну.

    — Это твои владения, отец!..

    — Нет, сынок, это твои владения.

    — Ты плохо выглядишь, отец, очень сильно похудел. Коня Императору!

    — Нет, нет, не надо. Ты же знаешь, я дал обет — ходить пешком и нищенствовать. Если очень хочешь помочь старому больному отцу, положи мне в эту чашу несколько медных монет, чтобы я смог купить хлеба. Больше твоему отцу ничего не надо.

    Смутился сын, увидев эту маленькую, грязную деревянную чашу для подаяния.

    Казначей! Прибежал казначей. — Наполни эту чашу. — Сынок, больше, чем эта чаша, я никакого подаяния взять не могу. После первой горсти народ загудел, увидев, что какому-то нищему подарили целое состояние. Каждый был готов задушить этого оборванца. Они кричали:

    — Виват Император! Такому нищему — такое богатство!

    А у казначея глаза на лоб полезли: монеты сыпались в чашу, а чаша оставалась пуста.

    — Что за чудный сосуд, отец? Казначей, ты что уставился?! Насыпай!

    И с каждой горстью он удивлялся все больше и больше. Пудовый мешок золота ушел в эту чашу, но она осталась пуста.

    — Но что за странный сосуд, отец?!

    — Сынок, ты видишь, в какую беду твой отец попал? Если можешь, накорми меня сегодня.

    Сын взял чашу, удивленно покрутил в руках, со всех сторон посмотрел и гневно со стуком поставил ее на пыльную дорогу, приказав:

    — Заполнить!

    Мешок за мешком несли слуги, пока казначей не сказал:

    — Повелитель! Золото закончилось!

    — Пошлите гонцов, пусть привезут еще! Пока не заполнится эта поганая деревяшка, не тронемся с места!

    Много тяжелых мешков было опустошено в эту чашу, но она по-прежнему оставалась пустой. На сороковом мешке не выдержал сын:

    — Что за сатанинский сосуд? Что за дьявольскую чашу ты принес, отец! Сорок лошадей золота ушло, а она до сих пор пуста! Как и чем она заполняется?

    — Ах, сын мой, я счастлив, ох, как я счастлив, что ты оказался догадливее меня. Ты на сороковом мешке золота спросил меня, что это за чаша. А я, чтобы понять это, кинул в нее всю свою жизнь, полмира, тысячи наложниц, все мыслимое и немыслимое богатство Земли. Сынок, и здоровье свое туда бросил. Я все бросил туда, а эта чаша осталась пуста. Потому что она изготовлена из моих желаний. Это чаша желаний.


    ПРИНЯТЬ НАЗВАНИЕ

    Даосская притча

    Муж по прозванию Филигранщик увиделся с Лао-Цзы и спросил:

    — Я слышал, что вы, учитель, мудрый человек, и поэтому пришел с вами повидаться. Меня не удержала и дальняя дорога. Прошел мимо сотни постоялых дворов, ноги покрылись мозолями, но не смел остановиться. Ныне же я увидел, что вы не мудрец: у мышиных нор остатки риса, бросать его как попало — не милосердно. У вас полно и сырого и вареного, а вы собираете и накапливаете без предела.

    Лао-Цзы с безразличным видом промолчал.

    На другой день Филигранщик снова увиделся с Лао-Цзы и сказал:

    — Вчера я над вами насмехался. Почему же сегодня мое сердце искренне от этого отказывается?

    — Я сам считал, что избавился от тех, кто ловко узнает проницательных и мудрых, — ответил Лао-Цзы. — Если бы вчера вы назвали меня волом, и я назвался бы волом; назвали бы меня конем, и я назвался бы конем. Если, встретив какую-то сущность, кто-то дает ей название, то, не приняв названия, примешь от такого беду. Я покорился не оттого, что был покорен, а покорился, не изменившись.

    Филигранщик пошел бочком, избегая его тени, вошел прямо в дом, не сняв обуви, и спросил:

    - Как же мне совершенствоваться?

    - Ведешь себя высокомерно, смотришь дерзко, — сказал Лао-Цзы. — Лоб у тебя высокий и простой, а рычишь, словно тигр, вид неестественный. Стоишь, будто конь на привязи. Умчался бы, а насильно себя удерживаешь. Кинешься — так стрелой, разбираешься — так в мелочах, прознал все хитрости, а смотришь безмятежно. Никто не найдет тебя достойным доверия. На окраинах бывают такие, и имя им — воры.


    ПОПРАВКА

    Суфийская притча

    Абдулла бен Яхья показал посетителю рукопись, написанную им самим. Тот указал: «Здесь ошибка!" Абдулла бен Яхья вымарал указанное слово и вписал его заново — так, как подсказал гость.

    Когда посетитель ушел, Абдуллу спросили:

    — Отчего вы пошли на это, зная, что исправление было ошибочным, и вписали неправильное слово на место правильного?

    Он ответил:

    — Этого требовала ситуация соблюдения социальных условностей. Человек этот ошибочно полагал, что помогает мне. Он-то думал, что выражение его неведения является свидетельством его познаний. В данном случае я соблюдал социальные нормы благовоспитанности и вежливости и не преследовал интересы истины. Если бы я выступал в роли наставника этого человека — тогда все было бы иначе. Лишь тупицы и зануды воображают, что их долг — наставлять каждого. Люди же отнюдь не ищут наставлений, а, как правило, хотят просто привлечь к себе внимание.


    ЯЗЫКОВЕД И ДЕРВИШ

    Суфийская притча

    — Эй, что случилось? — закричал дервиш, заглянув в колодец.

    — Видите ли, я языковед, — ответил голос. — Не найдя в темноте дороги, я, к несчастью, провалился в эту глубокую яму и теперь никак не могу отсюда выбраться.

    - Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и веревку, — ответил дервиш.

    — Постойте минуточку, — закричал языковед, — вы неграмотно выражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится.

    — Ну, что ж, если для вас слова важнее их смысла, вам лучше будет побыть там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно говорить, — ответил дервиш и пошел своей дорогой.


    УЧИТЕЛЬ И МУЛЛА

    Суфийская притча

    Однажды мулла, гордый обладатель лодки, пригласил школьного учителя своей деревни покататься с ним по Каспийскому морю. Школьный учитель уютно растянулся в лодке под тентом и спросил у муллы: Как ты думаешь, какая сегодня будет погода?» Мулла определил, откуда дует ветер, посмотрел на солнце, нахмурился и сказал: "Если ты мне спрашиваешь, то у нас будет буря». Школьный учитель в ужасе сморщил нос и сделал замечание: "Мулла, ты что, никогда не учил грамматики? Нужно говорить не "мне", а "меня"». Мулла, которого так отчитали, только пожал плечами и сказал: Какое мне дело до грамматики?» Учитель был в отчаянии: «Ты не знаешь грамматики! Это значит, что половина твоей жизни пропала даром».

    Как и предсказывал мулла, горизонт затянулся черными тучами, сильный штормовой ветер подстегивал волны, а лодку носило, как ореховую скорлупу. Громадные волны обрушивались на маленький челн. Тут мулла спросил учителя: «Ты когда-нибудь учился плавать? Учитель сказал: «Нет, зачем мне было учиться плавать?» Мулла, широко улыбаясь, сказал: «Тогда ты потерял всю свою жизнь: наша лодка того и гляди потонет».


    ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИТЧИ О НАРЦИССЕ

    Притча от О. Уайльда

    Когда Нарцисс погиб, нимфы леса — дриады — заметили, что пресная вода в ручье сделалась от слез соленой.

    — О чем ты плачешь? — спросили у него дриады.

    — Я оплакиваю Нарцисса, — отвечал ручей.

    — Неудивительно, — сказали дриады. — В конце концов, мы ведь всегда бежали за ним вслед, когда он проходил по лесу, а ты — единственный, кто видел его красоту вблизи.

    - А он был красив? — спросил тогда ручей.

    - Да кто же лучше тебя может судить об этом? — удивились лесные нимфы. — Не на твоем ли берегу, склонившись не над твоими ли водами, проводил он дни?

    Ручей долго молчал и, наконец, ответил:

    - Я плачу по Нарциссу, хотя никогда не понимал, что он — прекрасен. Я плачу потому, что всякий раз, когда он опускался на мой берег и склонялся над моими водами, в глубине его глаз отражалась моя красота.


    ГОТОВ УЧИТЬСЯ ТОТ, КТО НЕ ОСУЖДАЕТ

    Притча от П. Коэльо

    Великий учитель суфийской традиции Насреддин был приглашен на беседу. Насреддин назначил лекцию на два часа дня, и вокруг нее возник настоящий ажиотаж: тысяча билетов на места в зале были полностью проданы, а более шестисот человек остались снаружи, чтобы следить за беседой по внутренней телесети.

    Ровно в два часа вошел ассистент Насреддина и сообщил, что по непредвиденным обстоятельствам начало беседы переносится. Некоторые возмущенно поднялись, потребовали вернуть им деньги и вышли. Но даже при этом внутри зала и снаружи еще оставалось много народу.

    В четыре часа дня суфийского учителя еще не было, и люди начали понемногу покидать зал и получать обратно деньги: как-никак, рабочий день близился к концу, пора было возвращаться домой. Когда наступило шесть часов, из пришедших вначале 1700 зрителей осталось менее сотни.

    И тут, пошатываясь, вошел, наконец, Насреддин. Казалось, он был пьян в стельку и тут же подсел к сидевшей в первом ряду красивой девушке, и стал с ней любезничать.

    Люди начали подниматься со своих мест, удивляясь и негодуя: как же так, они прождали четыре часа подряд, а теперь этот человек ведет себя подобным образом? Пронесся неодобрительный шепот, но суфийский учитель не придал ему никакого значения; громким голосом он говорил о том, как сексуальна эта девушка, и приглашал ее съездить с ним во Францию.

    Выругавшись в адрес людей, которые жаловались, Насреддин попытался встать — и свалился на пол. Возмущенные зрители решили немедленно уйти, они говорили, что все это — не более чем шарлатанство, что они обратятся в газеты, которые напишут об этом унизительном зрелище.

    В зале осталось девять человек. И как только группа возмущённых покинула помещение, Насреддин встал. Он был трезв, его глаза излучали свет, от него исходила аура авторитета и мудрости.

    — Вы, здесь сидящие, и есть те, кому суждено меня услышать, - сказал он. — Вы выдержали два самых тяжелых испытания на духовном пути: терпение в ожидании момента истины и мужество принимать происходящее без осуждения и оценки. Вас я буду учить.


    ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

    Кто-то спросил Мастера Судзуки о его Учителе Йено:

    — Что было особенного в нем? Судзуки ответил:

    — Особенность Учителя, которую я никогда не забуду, заключалась в том, что он думал о себе как о совершенно обыкновенном человеке. Он был простым, обычным человеком, несмотря на свое мастерство, а это наиболее необычно, потому что каждый обыкновенный ум думает, что он необыкновенный.

    О СТРАХАХ ЧЕЛОВЕКА

    Свобода — это взгляд в лицо своему страху.

    А. Куатье

    Смелость — это не отсутствие страха; это власть над ним.

    М. Твен

    Страх сопровождает человека с древних времен. Нередко при определенных обстоятельствах он становится своеобразным «двигателем» научно-технического прогресса. Так, чтобы сделать свою жизнь более безопасной, люди стали строить дома, изобретали многие вещи, которые входили в их повседневный обиход, создавали лекарства. Однако страх нередко становился "кровавым генералом" многих событий в истории человечества, приводящих к многочисленным социальным конфликтам и войнам.

    Существует великое множество видов страха, справедливо будет, если скажем, что их столько же, сколько и людей. Тем не менее, у них есть общая особенность: они загоняют наше «Я» в угол, перекрывают нашу жизненную энергию, растворяют нашу веру в себя. Однако то, насколько страх овладевает человеком, во многом зависит от него самого. Ведь многие страхи являются плодом нашей фантазии, нашего невежества, ограниченности. Когда мы чего-то боимся, типичная реакция на этоуход от ситуации, вызывающей у нас тревожное состояние, боязнь; мы стараемся вытеснить это чувство из своего сознания или как минимум завуалировать его, сделать вид, что его не существует, создать видимость нашего бесстрашия. Такой способ избавиться от страха становится основным в нашем сознании. Однако чем глубже мы стараемся спрятать наш страх, чем дальше хотим от него удалиться, тем большую власть этот страх обретает над нами. В результате может появиться новый страхстрах страха (боязнь бояться).

    Человеком зачастую управляет не реальная опасность, а существующий в его воображении образ, порождаемый страхом. Когда мы боимся, мы передаем страху все полномочия по управлению нашей жизнью, теряя тем самым себя, свою независимость и волю. Но если в нас есть желание стать свободными, мы должны, в первую очередь, начать с себя, изучая природу и особенности своих страхов, тем самым, уменьшая их влияние, власть над собой.


    ВИСЕЛИЦА И КРЕСТ

    Притча от П. Коэльо

    Город Вискос был оплотом и пристанищем бродяг и разбойников до тех пор, пока наш великий законоучитель Ахав после своего обращения, совершенного святым Савинием, не превратил его в город, где ныне обитают только добропорядочные люди. Но каким образом Ахаву удалось исполнить свое намерение?

    Ни малейшей попытки не предпринял он, чтобы убедить кого-то, прекрасно знал природу человеческую — знал, что люди, которым свойственно принимать честность за слабость, начнут оспаривать его власть. Он поступил иначе — пригласил нескольких плотников из соседней деревни, вручил им чертеж и приказал, чтобы на площади, на том месте, где ныне высится крест, они построили нечто. Десять суток кряду, днем и ночью жители города слышали стук молотков и визг пил, видели, как плотники строгают и тешут дерево, забивают гвозди. И на одиннадцатый день посреди площади вознеслось гигантское нечто, закрытое полотном. На торжественное открытие этого «монумента» Ахав созвал всех жителей Вискоса.

    Речи он никакой произносить не стал, а просто сдернул покрывало, и все увидели виселицу. С помостом, с веревкой и со всем прочим, Виселица была покрыта пчелиным воском, так что в течение долгого времени снег и дождь были бы ей не страшны. Пользуясь тем, что на площади собралось множество людей, Ахав прочел установленные им законы: они защищали земледельцев, поощряли скотоводов, определяли награду для тех, кто откроет в Вискосе новые мастерские или лавки. И добавил под конец, что отныне и впредь жителям придется либо заниматься честным трудом, либо покинуть город. Больше он ничего не сказал, ни разу не упомянул только что открытый «монумент». Ахав был из тех, кто не верит в действенность угроз.

    Под конец этого «торжества" люди стали собираться кучками и большинство сочли, что святой обманул Ахава и, если он лишился прежней храбрости, надо его убить. В последующие дни многие строили планы, как бы это сделать, но при виде виселицы на площади невольно напрашивался вопрос: «Зачем она поставлена? Не для тех ли, кто не согласится жить по новым законам? Кто за Ахава, а кто — против него? И нет ли среди нас его лазутчиков?»

    Виселица смотрела на людей, а люди — на виселицу. Мало-помалу дерзость и отвага мятежников стали уступать место страху, ибо все знали, что Ахав пользуется славой человека, который, однажды приняв решение, выполняет его, чего бы это ни стоило. Кое-кто покинул город, другие попробовали себя на новой стезе прежде все; го потому, что им некуда было податься, а, может быть, и потому, что теперь высилось на площади это орудие казни. По прошествии некоторого времени настала в Вискосе тишь и благодать, а сам городок превратился в крупный центр торговли, благо и располагался он на границе — начал вывозить высокосортную шерсть и пшеницу наивысшего качества.

    Виселица простояла десять лет. Дереву ничего не делалось, только веревку с петлей время от времени заменяли новой. Ее так ни разу и не использовали. Ахав так ни словом и не обмолвился о ней.

    С её помощью он сумел превратить отвагу в трусость, доверчивость - в подозрительность, истории об отчаянных людях — в шепоток одобрения. И через десять лет, когда закон окончательно восторжествовал в Вискосе, Ахав приказал разобрать виселицу и на ее месте воздвигнуть крест.

    ВСАДНИКИ И НАСРЕДДИН

    Как-то раз Насреддин шел по пустой дороге. Наступила ночь, когда он заметил группу всадников, приближающихся к нему. У Насреддина разыгралось воображение, и он испугался, что они могут ограбить его или забрать в солдаты. Страх был настолько сильным, что он перемахнул через стену и свалился прямо в могилу.

    Путешественники, не осведомленные о причинах этих поступков, были заинтересованы и разыскали Насреддина.

    Почему ты здесь, и можем ли мы помочь тебе? — спросил один из них, когда увидел лежащего без движения человека.

    Все это более сложно, чем вы думаете; видите ли, я здесь из-за вас, а вы здесь из-за меня, — ответил Насреддин, понявший свою ошибку.

    САРА И СТАРЫЕ ТУФЛИ

    Притча Крайона

    Сара была просветленной женщиной новой эпохи. Она понимала необходимость ответственного отношения к жизни и знала, что ей надлежит найти причину своего пребывания на этой планете. Поэтому Сара спросила у наставников, что ей делать для того, чтобы найти свое место» (место, на котором она согласилась быть), и они ей все подробно рассказали. Она поняла, как это делается, и приступила к сотворению того, чем ей хотелось бы заниматься в Жизни.

    Сара хотела заниматься экологией, чтобы участвовать в улучшении условий жизни на Земле. Поэтому, когда внезапно появилась такая возможность, она смогла именно этим и заняться. Возможность представилась в виде работы в компании, занимавшейся передовыми экологическими системами. Сара была в восторге, она поверила в то, что сможет помочь очень многим людям. Компания, где ей предстояло осуществить цель всей жизни, располагалась в комфортабельном офисе на другом конце города, и ей нужно было ездить туда каждый день.

    «Вот зачем я здесь, — поняла она. — Мне так это нравится". На душе у нее было светло и радостно. Когда она приступила к работе, все оказалось прекрасно, за исключением одного. Обретая нынешнее воплощение на Земле, Сара получила боязнь замкнутого пространства. На работу ей нужно было добираться в метро, и дважды в день она испытывала приступ клаустрофобии. Каждое утро она входила в метро, и ее потихоньку начинал сжигать страх. Она впадала в панику, вспотевшими руками хваталась за поручень, и ее сердце бешено колотилось на протяжении всех двадцати пяти минут, которые занимала дорога до ее любимой работы.

    Месяц спустя Сара встретилась со своими наставниками и с болью призналась:

    — Это не для меня. Мне нужно поискать другую работу.

    — Как это, — спросили наставники, — не сотворила ли ты именно то, что хотела? Разве это не победа?

    — Л не могу больше ходить на эту работу из-за клаустрофобии, - ответила Сара. — Путь туда и обратно напрочь портит мне весь день!

    — Сара, — предложили наставники, — а что, если мы уничтожим страх, а не работу?

    — Не знаю, — сказала Сара в замешательстве, — с этим страхом я живу уже 35 лет, а работаю всего месяц.

    Как видите, Сара свыклась со своим страхом. Он, как старые туфли, был чем-то вроде друга — данностью, чем-то, что всегда было с ней. И, как старые туфли, он мог быть уродливым и изношенным, но она настолько привыкла, что уже и не хотела ничего менять.


    ВЕРА В ИСТИННУЮ ДОБРОТУ

    Притча от П. Коэльо

    Много-много лет назад жил в одной из здешних пещер некий отшельник, который впоследствии прославился под именем св. Савиния. В те времена Вискос был приграничным местечком, населенным разбойниками, укрывавшимися от правосудия, контрабандистами, проститутками, искателями приключений, которые подыскивали здесь себе сообщников, и наемными убийцами, отдыхавшими между двумя злодействами. Самым страшным и бессовестным из всех был араб по имени Ахав — он-то и взял власть над городком и его окрестностями, обложил непомерными податями земледельцев, которые все еще пытались жить достойно и честно.

    Однажды Савиний покинул свою пещеру, пришел к дому Ахава и попросился переночевать.

    - Разве ты не знаешь, что я — убийца, что у себя на родине я отправил на тот свет многих и что твоя жизнь не стоит для меня ничего? — рассмеялся Ахав. - Знаю, — ответил Савиний. — Но я устал жить в пещере. Пусти

    меня в дом хотя бы на одну ночь. Ахав знал, что слава святого не уступает его собственной, и это беспокоило его, ибо славу свою не желал делить ни с кем, а с таким немощным и хилым человеком — и подавно. И потому он решил в ту ночь убить его, чтобы показать всем, кто здесь хозяин, истинный и единственный.

    Они немного поговорили. На Ахава произвели впечатление слова святого, но он по натуре был человек недоверчивый и уже давно не верил в Добро. Разбойник указал святому отшельнику место для ночлега, а сам с угрожающим видом принялся точить нож. Савиний некоторое время наблюдал за ним, а потом закрыл глаза

    и уснул.

    Ахав точил нож всю ночь. А утром, когда отшельник проснулся,

    встретил его рыданиями:

    — Ты не испугался и не осудил меня. Впервые в жизни кто-то провел ночь рядом со мной, поверив, что я могу быть добр и способен приютить под своим кровом тех, кто в этом нуждается. Я поступил так потому, что ты поверил, будто я могу так поступить.

    И с той минуты Ахав оставил свой преступный промысел и взялся менять жизнь в округе. Вот тогда Вискос из прибежища разнообразных подонков общества мало-помалу стал превращаться в город, игравший важную роль в торговле между двумя государствами, между которыми был расположен.

    СТРАХ НАПОЛЕОНА

    Притча от П. Коэльо

    Молодой Наполеон дрожал подобно тростнику на ветру во время свирепых артобстрелов в Тулоне. Солдат, увидев его в это время, сказал другим солдатам:

    Взгляните на него, он боится смерти.

    — Да, я боюсь, — ответил Наполеон. — Но я продолжаю бороться. Если 5ы вы почувствовали хотя бы каплю страха, который чувствую я, вы сразу бы убежали.

    Учитель сказал: «Страх не является признаком малодушия. Этот страх позволяет нам быть смелыми и достойными перед лицом жизненных ситуаций. Тот, кто испытывал страх, и, несмотря на него, действовал, не позволяя ему запугать себя — доказывает свою храбрость. Но тот, кто в трудной ситуации не считался с опасностью, доказывает только свою безответственность».


    У СТРАХА НЕТ ЛЮБИМЧИКОВ

    Суфийская притча

    Однажды женщина привела своего маленького сына в школу к Насреддину и сказала: "Припугните его немножко, потому что мне он уже не подчиняется».

    Насреддин вытаращил глаза, начал пыхтеть, подпрыгивать и стучать кулаками по столу, пока перепуганная женщина не упала в обморок. После этого он выскочил из комнаты.

    Когда вернулся, пришедшая в себя женщина сказала ему: «Я просила вас напугать мальчика, а не меня!»

    — Мадам, у страха нет любимчиков! — ответил мулла. — Как видите, я и сам испугался. Когда угрожает опасность, она угрожает всем одинаково.


    МАГИЯ УМА

    Один странствующий человек случайно попал в рай (индийская традиция понимания рая — это деревья, выполняющие желания. Вы просто сидите под этими деревьями, желаете чего-либо, и ваше желание исполняется — промежутка между желанием и его исполнением нет). Человек устал и лег спать под такое дерево. Когда проснулся, он почувствовал голод и сказал: «Я очень голоден и хотел бы чего-нибудь съесть». И немедленно из ничего появилась пища. Человек сразу приступил к еде и насладился вкусом как никогда ранее в жизни! Человек был удовлетворен. Но тут у него появилась еще одна мысль.

    "Я хочу пить», — подумал человек.

    И немедленно появилось великолепное вино. Расслабленно потягивая вино в прохладе рая под тенью дерева, исполняющего желания, человек начал размышлять: «А что же происходит? Я сплю и вижу сон или вокруг меня духи, которые играют и шутят со мной?"

    Духи появились немедленно. Они были ужасные, невыносимо страшные.

    Человек испугался и подумал: «Теперь они меня убьют».

    И был убит.


    СТАКАН СОЕВОГО СОУСА

    Притча в изложении Ошо

    Это случилось в дзэнском храме в Японии. Однажды утром произошло очень большое землетрясение. Половина храма рухнула. Священник, претендовавший на то, что он настоящий человек дзэн, немедленно собрал своих учеников и сказал:

    - Посмотрите. Теперь вы должны увидеть, что представляет

    собой настоящее качество человека дзэн. Произошло землетрясение, но во мне ни на йоту не было страха. Я оставался таким, как

    будто ничего не происходило. И это еще не все. Вы, должно быть,

    видели, как после окончания землетрясения я пошел на кухню, поскольку испытывал жажду, и выпил большой стакан воды. Вы видели, что мои руки даже не дрожали, когда я держал стакан?

    Один ученик улыбнулся. Священник почувствовал раздражение

    и спросил:

    — Почему ты смеешься?

    - Ваше преподобие, то был не стакан воды. То, что вы выпили, был большой стакан соевого соуса!

    ОБ ЭМОЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА

    Большое самообладание говорит о большом сердце — душу великую нелегко стронуть с места.

    Б. Грасиан

    Эмоции сопровождают жизнь каждого человека. Мы смотрим в окно на хмурый дождьиспытываем грусть, выслушиваем незаслуженный упрек - чувствуем обиду, поправляем одеяло, укрывающее ребенка,наше сердце наполняет нежность... Перечислять можно долго. Справедливо было сказано, что там, где есть люди, там есть чувства.

    Эмоции имеют важное значение в жизни человека: они привносят в события, происходящие вокруг нас, определенное значение, позволяют оценить их, делают жизнь человека насыщенной, многогранной. При помощи эмоций, вернее, благодаря их проявлению в мимике, позе, жестах, люди определяют состояние друг друга, передают информацию о своих желаниях. Тем не менее, бывают ситуации, когда они не всегда желательны, так как при своей избыточности чувства могут дезорганизовать деятельность, проявляясь в нежелательных ситуациях или в негативной форме. Именно поэтому особенности своих эмоций важно знать каждому, чтобы их учитывать и по мере возможности ими управлять. Ведь, как заметил Б. Грасиан, «нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем победа над их своеволием".


    УМЕНИЕ МОЛЧАТЪ

    Четверо учеников школы Тэндай, близкие друзья, учились медитации. Они пообещали друг другу хранить молчание.

    Первый день молчали. Их медитация началась благоприятно. Но когда пришла ночь и керосиновые лампы стали совсем тусклыми, один из учеников не смог сдержаться и крикнул слуге: «Поправь эти лампы!»

    Второй ученик удивился, услышав, что первый заговорил.

    — Мы договорились ни говорить ни слова, — заметил он.

    — Вы, болваны, чего вы разговариваете? — спросил третий.

    — Один я молчу! — заключил четвертый.


    В ПЫЛУ АЗАРТА

    Мулла Насреддин продавал пирожки. К нему подошли два человека и, съев довольно много пирожков, начали пререкаться:

    — Деньги буду платить я, — говорил один.

    — Нет, я! — кричал другой. Потом спор разгорелся еще сильнее.

    - А я не допущу, чтобы платил ты, — ответил другой.

    - а я не возьму денег! — вскричал мулла Насреддин, увлеченный задором спорщиков.


    ВРАТА РАЯ И ВРАТА АДА

    Как-то к Дзэн-мастеру Хакуину пришел самурай, великий воин, и спросил: «Есть ли ад? Есть ли рай? Если есть рай и ад, то где врата? Где мне входить?» Он был простым воином. Воины всегда просты, без хитрости в душе, без расчета. Они знают только две вещи: жизнь и смерть. Он не пришел для того, чтобы выучить ту или иную доктрину. Он хотел узнать, где врата, чтобы избежать ада и войти в рай. И Хакуин ответил так, что только воин мог понять его ответ.

    — Кто ты? — спросил Хакуин.

    — Я самурай, — ответил воин. (Очень почетно быть самураем в Японии. Самурай — это совершенный воин, человек, который не будет сомневаться ни минуты, если потребуется отдать жизнь. Даже императоры отдавали им дань уважения.)

    Хакуин засмеялся и сказал: «Ты самурай, а выглядишь как нищий!" Гордость воина была задета. Он забыл, зачем пришел, и, выхватив свой меч, был готов убить Хакуина.

    — Это врата ада, — сказал Мастер. — Этим мечом, этим гневом, открываются эти врата.

    Воин понял мгновенно и убрал свой меч в ножны. — А так открываются врата рая, — сказал, улыбнувшись, Хакуин.


    ПРОСТО ИДИТЕ СВОИМ ПУТЁМ

    Буддийская притча

    Один из учеников спросил Будду:

    — Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать? Будда ответил:

    — Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?

    Ученик сказал:

    — Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка. Будда сказал:

    — Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.


    ПУСТАЯ ЛОДКА

    Дзенская притча

    Лин-чи рассказывал: «Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке; у меня была маленькая лодка: в одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там.

    Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев!

    Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплескивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моем Пути.

    В эту тихую ночь я подошел к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил: "Эта лодка тоже пуста"».


    МОЛЧАНИЕ

    Буддийская притча

    Проходил как-то Будда одной деревней. Собралось несколько человек — его противников — и принялись они горячо и зло оскорблять Будду. Он молча слушал очень спокойно. И из-за этого спокойствия им стало как-то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова, как музыку. Тут что-то не так. Один из них обратился к Будде: «В чем дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?» «Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, — ответил Будда. — Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из-за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело — решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет — в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязать. Я от них просто отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их себе. Я отказываюсь принимать их».


    ЧУВСТВА

    Говорят, что однажды собрались в одном уголке земли вместе все человеческие чувства и качества. Когда СКУКА зевнула уже в третий раз, СУМАСШЕСТВИЕ предложило: - А давайте играть в прятки!? ИНТРИГА приподняла бровь:

    — Прятки? Что это за игра??

    СУМАСШЕСТВИЕ объяснило, что один из них, например, оно водит, закрывает глаза и считает до миллиона, в то время как остальные прячутся. Тот, кто будет найден последним, станет водить в следующий раз и так далее. ЭНТУЗИАЗМ затанцевал с ЭЙФОРИЕЙ, РАДОСТЬ так прыгала, что убедила СОМНЕНИЕ, вот только АПАТИЯ, которую никогда ничего не интересовало, отказалась участвовать в игре.

    ПРАВДА предпочла не прятаться, потому что, в конце концов, ее всегда находят, ГОРДОСТЬ сказала, что это совершенно дурацкая игра (ее ничего, кроме себя самой, не волновало), ТРУСОСТИ очень не хотелось рисковать.

    — Раз, два, три, — начало счет СУМАСШЕСТВИЕ.

    Первой спряталась ДЕНЬ, она укрылась за ближайшим камнем на дороге, ВЕРА поднялась на небеса, а ЗАВИСТЬ спряталась в тени ТРИУМФА, который собственными силами умудрился взобраться на верхушку самого высокого дерева.

    БЛАГОРОДСТВО очень долго не могло спрятаться, так как каждое место, которое оно находило, казалось идеальным для его друзей. Кристально чистое озеро? Для КРАСОТЫ. Расщелина дерева? Так это для СТРАХА. Дуновение ветерка? Ведь это для СВОБОДЫ! Итак, оно замаскировалось в лучике солнца. ЭГОИЗМ, напротив, нашел только для себя теплое и уютное местечко. ЛОЖЬ спряталась на глубине океана (на самом деле она укрылась в радуге), а СТРАСТЬ и ЖЕЛАНИЕ затаились в жерле вулкана. ЗАБЫВЧИВОСТЬ, даже не помню, где она спряталась, но это не важно.

    Когда СУМАСШЕСТВИЕ досчитало до 999999, ЛЮБОВЬ все еще искала, где бы ей спрятаться, но все уже было занято. Вдруг она увидела дивный розовый куст и решила укрыться среди его цветов.

    — Миллион! — сосчитало СУМАСШЕСТВИЕ и принялось искать. Первой оно, конечно же, нашло ЛЕНЬ. Потом услышало, как ВЕРА спорит с Богом, а о СТРАСТИ и ЖЕЛАНИИ оно узнало по тому, как дрожит вулкан. Затем СУМАСШЕСТВИЕ увидело ЗАВИСТЬ и догадалось, где прячется ТРИУМФ. ЭГОИЗМ и искать было не нужно, потому что местом, где он прятался, оказался улей пчел, которые решили выгнать непрошеного гостя. В поисках СУМАСШЕСТВИЕ подошло напиться к ручью и увидело КРАСОТУ.

    СОМНЕНИЕ сидело у забора, решая, с какой же стороны ему спрятаться. Итак, все были найдены: ТАЛАНТ — в свежей и сочной траве, ПЕЧАЛЬ — в темной пещере, ЛОЖЬ — в радуге (если честно, то она пряталась на дне океана).

    Вот только ЛЮБОВЬ найти не могли. СУМАСШЕСТВИЕ искало за каждым деревом, в каждом ручейке, на вершине каждой горы и, наконец, оно решило посмотреть в розовых кустах, и когда раздвигало ветки, услышало крик — острые шипы роз поранили ЛЮБВИ глаза.

    СУМАСШЕСТВИЕ не знало что и делать, принялось извиняться, плакало, молило, просило прощения и в искупление своей вины пообещало ЛЮБВИ стать ее поводырем. И вот с тех пор, когда впервые на земле играли в прятки... ЛЮБОВЬ слепа, и СУМАСШЕСТВИЕ водит ее за руку...


    ГРЯЗНАЯ ДОРОГА

    Дзенская притча

    Как-то Тандзан и Экидо держали путь по грязной дороге. Лил сильный дождь. Подойдя к берегу реки, они повстречали девушку в шелковом кимоно с поясом, которая не могла перейти разбушевавшуюся реку. Девушка была очень красива. «А ну-ка», — сказал Тандзан и, взяв ее на руки, перенес через реку.

    Экидо не возобновлял беседы и молчал до вечера, пока они не достигли храма, где остановились на ночь. Там он уже не мог больше сдерживаться и сказал: «Мы, монахи, не должны приближаться к женщинам, особенно к таким молодым и красивым, ведь это опасно. Почему ты так сделал?»

    — Я оставил девушку там, на берегу, — ответил Тандзан, — а ты все еще несешь ее!

    ОБ УСТАНОВКАХ И ВОСПРИЯТИИ ЧЕЛОВЕКА

    Предрасположенность человека определенным образом воспринимать что-либо и действовать каким-то типичным способом связана с его установками. Установки позволяют человеку «экономить» время, так как, выработав однажды какой-либо способ оценки и поведения в подобных ситуациях, в будущем можно прибегнуть к этому опыту и действовать «не напрягаясь», чтобы выбрать тот путь, при помощи которого можно разрешить возникшие вопросы. Но, к сожалению, в основе некоторых наших проблем лежат сами установки, которые притупляют наше восприятие, делая его пристрастным и предвзятым, что лишает нас непосредственности, искренности и истины в познании самих себя и окружающего мира.


    ЖИЗНЬ ПР0СВЕТЛЁННОГ0

    Как-то у Бодхидхармы спросили: «Какова разница между жизнью великого мудреца и обыденной жизнью заурядного человека?»

    Бодхидхарма ответил: «Это подобно осенней паутине. Некоторые ошибочно принимают ее за пар, но в действительности это паутина, парящая в воздухе. Средний человек видит мудреца и считает его жизнь столь же обычной, как и свою собственную, в то время как просветленный человек видит нечто святое в жизни среднего человека».


    ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

    Восточная притча

    В стеблях травы жили крошечные букашки. Старшие из них учили младших:

    — Посмотрите на этого тигра, который лежит неподалеку. Это добрейшее существо, он никогда не делал нам ничего плохого. А вот баран — злейший хищник: приди он сюда сейчас — сожрал бы нас вместе с травой, на которой мы живем. Но тигр не только добр, но и справедлив — когда-нибудь он отомстит за нас.


    ПОЧЕМУ ТАК РЕДКО ПРИХОДИШЬ?

    — Почему ты так редко приходишь? — спросили у Насреддина.

    — Потому что слова «Отчего тебя так долго не было?» более приятны для моих ушей, нежели «Зачем ты снова здесь?» — ответил Насреддин.


    КОШЕЛЕК С ДЕНЬГАМИ

    Даосская притча

    Один крестьянин заметил исчезновение своего кошелька с деньгами. Обыскав весь дом, он не нашел кошелек и пришел к выводу, что его украли. Перебирая в памяти всех, кто приходил к нему в дом в последнее время, крестьянин решил, что знает вора: это был соседский сын. Мальчик заходил к нему как раз накануне исчезновения кошелька, и никто другой не мог бы совершить кражу.

    Встретив мальчика в следующий раз, крестьянин заметил в его поведении много подтверждений своим подозрениям. Соседский сын явно смущался его, прятал глаза и вообще имел вид нашкодившего кота. Словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нем вора.

    Но у крестьянина не было никаких прямых улик, и он не знал, что делать. Каждый раз, когда он встречался с мальчиком, тот выглядел все более виноватым, а крестьянин злился все сильнее. Наконец он так разгневался, что решил пойти к отцу воришки и предъявить ему формальное обвинение. И тут жена позвала его:

    — Посмотри, что я нашла за кроватью, — сказала она и подала ему пропавший кошелек с деньгами.

    На другой день крестьянин снова посмотрел на сына своего соседа: ни жестом, ни движением не походил он на вора.


    ОСЕЛ И ВЕРБЛЮД

    Осел однажды увидел верблюда и спросил его:

    — Почему у тебя такое уродливое горбатое тело?

    — Мнение создается из оценки, — ответил верблюд. — Ты трактуешь ошибочно то, что создало меня таким. Сознаешь ли ты это? Не считай мой горб недостатком. Я создан таким по причине и для определенной цели. Лук должен быть согнутым, а тетива прямой. А ослиное восприятие — от ослиной натуры!









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх