• ВЕРЬ СЕБЕ
  • О ГРАНИЦАХ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
  • ВАЖНО НЕ СОБЫТИЕ, А НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ
  • ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ...
  • ЧЕЛОВЕК ИСУДЬБА

    ВЕРЬ СЕБЕ

    Воздух выдержит только тех, Только тех, кто верит в себя. Ветер дует туда, куда прикажет тот, кто верит в себя. Из песни группы "Наутилус Помпилиус"

    Одним из важнейших показателей и условием полноценной жизни личности является ее способность доверять своему "Я", своей природе, своему призванию. Только тот, кто верит себе, по-настоящему способен доверять другим и всей жизни в целом. Только тот, кто верит себе, способен выступать соавтором своей судьбы. Только тот, кто верит себе, может освободиться от страхов и стать внутренне свободным. О важности доверия себе писал и Л. Н. Толстой в статье «Верьте себе": "Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу я и все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос: так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые предоставляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими... Не бойтесь этого разногласия, а, напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всеми окружающими выразилось самое лучшее, что есть в вас,то Божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования...

    Помню, как я, когда мне было 15 лет, переживал это время, как вдруг я пробудился от детской покорности чужим взглядам, в которой жил до сих пор, и в первый раз понял, что мне надо жить самому, избирать путь, самому отвечать за свою жизнь перед тем началом, которое дало мне ее... Но это продолжалось недолго. Я не поверил себе, а поверил всей той внушительной, самоуверенной, торжествующей мудрости людской, которая внушалась мне сознательно и бессознательно всем окружающим. И мое первое побуждение заменилось очень определенными, хотя и разнообразными желаниями успеха перед людьми...

    Я не поверил себе тогда, и только после многих десятков лет, потраченных на достижение мирских целей, которых я или не достиг, или которых достиг и увидел бесполезность, тщету, а часто и вред их, я понял, что то самое, что я знал 60 лет тому назад и чему не поверил тогда, и может, и должно быть единственной разумной целью усилий всякого человека...

    Да, милые юноши, искренно, самостоятельно, не под влиянием внешнего внушения, а самостоятельно и искренно пробудившиеся к сознанию всей важности своей жизни, да, не верьте людям, которые будут говорить вам, что ваши стремлениятолько неисполнимые мечты молодости... да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего Божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека".


    НЕБЕЗУПРЕЧНЫЙ ГОРШОК

    У одного человека в Индии, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя. Треснувший же горшок доносил только половину.

    В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок очень стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен.

    После того как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:

    Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.

    Почему? Чего ты стыдишься?

    В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моем боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий, — удрученно сказал горшок.

    Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку, и, будучи сострадательным, сказал:

    — Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.

    Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути. Это немного успокоило его. Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилось половина его воды, и поэтому он снова принес извинения водоносу из-за своей несостоятельности.

    Тут водонос сказал горшку:

    — Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке, и я обратил его на пользу. Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украшать стол моего учителя. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!


    ПРИНЦ И МАГ

    Притча от Дж. Фаулза

    Жил-был юный принц, который верил во все, кроме трех вещей: он не верил тому, что существуют принцессы, не верил, что существуют острова, и не верил в Бога. Его отец, король, говорил ему, что таких вещей не существует. Поскольку во владениях отца не было ни принцесс, ни островов и никаких признаков Бога, юный принц верил своему отцу.

    Однажды принц отправился в небольшое путешествие. Он пришел в соседнее государство. Здесь, к своему удивлению, он с любого берега видел острова, и на этих островах были странные и волнующие создания, которым он не осмеливался дать имя. В то время как он искал лодку на берегу, к нему подошел мужчина в смокинге.

    Скажите, а это правда острова? — спросил у него юный принц.

    Конечно, это самые настоящие острова, — ответил человек в смокинге.

    А эти странные и беспокойные создания?

    Все они настоящие и неподдельные принцессы.

    Тогда Бог тоже должен существовать! — воскликнул принц.

    Бог — это я, — поклонившись, ответил человек в смокинге. Юный принц вернулся домой так быстро, как только мог.

    Итак, ты вернулся, — приветствовал его отец.

    — Отец! Я видел острова, я видел принцесс, и я видел Бога! — с упреком сказал принц.

    Король, однако, был невозмутим.

    — Никаких островов и принцесс не существует, не говоря уже о Боге.

    — Но я их видел!

    Скажи мне, как был одет Бог.

    Он был в смокинге.

    А рукава у него случайно не были закатаны?

    Принц стал припоминать и подтвердил, что рукава были закатаны до локтей. Король улыбнулся:

    — Так я и знал. Это обычная одежда мага. Тебя обманули, сынок. Принц снова отправился в соседнее государство, пришел на берег и дождался появления человека в смокинге.

    — Мой отец король, сказал мне, кто Вы, — воскликнул юный принц возмущенно. — Вы обманули меня в прошлый раз, но теперь это Вам не удастся. Теперь я знаю, что это ненастоящие острова и не настоящие принцессы, потому что Вы — всего лишь маг.

    Человек в смокинге рассмеялся.

    — Да, мой юный друг, тебя обманули. Но это сделал не я, а твой отец. В королевстве твоего отца тоже есть острова и принцессы. Но ты заколдован своим отцом и не можешь увидеть их.

    В глубоком раздумье вернулся принц во дворец. Придя к отцу, он спросил, глядя ему в глаза:

    Отец, это правда, что ты не король, а маг? Отец улыбнулся и закатал рукава:

    Да, сынок, я — маг.

    Тогда человек на берегу был Бог.

    Нет, человек на берегу — другой маг.

    - Я должен знать истину, истину, которая лежит за магией!

    — За магией нет никакой истины, — заявил король.

    Принцу стало очень грустно. Он сказал: «Я убью себя». Тогда при помощи магии король вызвал Смерть. Смерть встала в дверях и знаками подзывала к себе принца. Принц содрогнулся. Он вспомнил о прекрасных, но ненастоящих принцессах и о ненастоящих, но прекрасных островах.

    — Что же делать, — сказал он. — Я смогу выдержать это. Я согласен.

    — Прекрасно, сын мой, — обрадовался король, — вот и ты начинаешь становиться магом.


    СВОЕНРАВНАЯ ЦАРЕВНА

    Суфийская притча

    Некогда жил-был один султан. Все, чему его научили с детства, и во что он верил, было для него несомненной истиной. Но сам он был ограниченным и недалеким человеком, хотя во многом был справедлив.

    У него было три дочери.

    Однажды он призвал их к себе и сказал:

    — Все, чем я владею, принадлежит или будет принадлежать вам. От меня вы получили жизнь. Только от меня зависит ваше будущее, а, значит, и ваша судьба.

    Две старшие дочери, полные признательности и доверия к его словам, согласились с ним.

    Но третья дочь, самая младшая, сказала:

    Хотя долг обязывает меня повиноваться тебе, все же не могу поверить в то, что моя судьба всегда должна зависеть от твоей воли.

    Мы проверим это, — сказал султан и тут же приказал заточить девушку в маленькую келью. В своей тюрьме принцесса провела несколько лет, в то время как ее послушные сестры привольно жили и наслаждались богатствами, которые могли бы принадлежать и ей.

    Заточив свою дочь, султан сказал себе: «Моя дочь томится в келье по моей воле, а не по своей. Это в полной мере доказывает для всякого здравомыслящего ума, что не от нее, а именно от меня зависит ее судьба».

    Жители той страны, прослышав о том, что случилось с царевной, говорили друг другу: «Все мы знаем нашего правителя, и ничего дурного за ним не замечали. Раз он обошелся так со своей собственной дочерью, которая есть его плоть и кровь, значит, она сказала или сделала что-то очень плохое».

    Они искренне думали так, потому что не достигли того уровня, чтобы обсуждать притязания султана на абсолютную правоту всегда и во всем.

    Время от времени султан навещал свою дочь. Он заставал ее каждый раз все более ослабевшей и изможденной. Но ничто не могло сломить ее.

    Наконец, султан потерял терпение:

    — Твое упорное непослушание, — сказал он ей однажды, — только раздражает меня и, возможно, ослабит мой авторитет. Я могу убить тебя, но у меня доброе сердце, поэтому я решил изгнать тебя из моего царства в дикую пустыню, где живут только звери и такие же безумцы, как ты, которые не смогли ужиться в нашем разумном обществе. Там ты скоро поймешь, можешь ли ты существовать без своей семьи, и если сможешь, то предпочтешь ли этот образ жизни нашему.

    Его указ был тут же выполнен, и царевну прогнали из владений султана. Она оказалась на свободе, в дикой местности, в обстановке, ничуть не похожей на ту, к которой привыкла с детства. Но скоро принцесса поняла, что пещера может стать домом, орехи и фрукты, сорванные с дерева, так же вкусны, как поданные на золотых тарелках, что тепло исходит от солнца. Эта местность имела свой собственный климат и жила своей жизнью. Постепенно девушка приспособилась к новым условиям. Воду она брала из ручья, на земле отыскивала овощи, а огонь добывала из тлеющего дерева.

    «Здесь, — сказала она себе однажды, — все элементы жизни находятся в гармонии друг с другом, составляют завершенность, которая ни целиком, ни в частностях неподвластна воле моего отца-султана». И вот однажды заблудившийся путешественник, оказавшийся богатым и предприимчивым человеком, повстречался с царевной. Он полюбил ее, увез в свою страну, и там они поженились. Спустя некоторое время они снова вернулись в ту дикую местность и построили там огромный процветающий город, воплотивший в полной мере их мудрость, находчивость и веру. «Безумцы» и другие изгнанники, населявшие дикую пустыню, многие из тех, кого считали сумасшедшими, смогли существовать в полной гармонии со всем, что их окружало. Слава об этом городе разнеслась по всему свету. Его могущество и красота затмили красоту и могущество государства, которым правил отец царевны. По желанию всех жителей царевна и ее муж стали правителями этого нового и идеального царства.

    В конце концов, старый султан решил посетить загадочный и чудесный город, возникший в пустыне и населенный, как он слышал, теми, кого он и ему подобные презирали.

    Итак, он прибыл в город. Низко склонившись в поклоне, султан приблизился к подножию трона, на котором восседала молодая чета и, подняв глаза, чтобы увидеть тех, чья справедливость, богатство и понимание превзошли его собственные, услышал тихий

    голос своей дочери:

    - Видишь, отец, каждый человек имеет свою судьбу и возможность выбирать.

    БУДЬТЕ САМИ СВЕТОМ ДЛЯ СЕБЯ

    Буддийская притча

    Будда умирал. Сорок лет он шел, и тысячи следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал: «Это мой последний день. Если у вас есть, что спросить, спрашивайте. Настал час, когда каждый должен идти своим путем».

    Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда — любимый ученик — заплакал, как дитя, у него из глаз катились слезы. «Что нам теперь делать? — ответил Ананда. — Ты был здесь, мы шли в твоем свете. Все было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой все было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать?» И он снова принялся плакать и стенать.

    «Послушай, — ответил Будда. — Сорок лет ты шел в моем свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что если бы я прожил еще сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идешь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь».

    Последние слова, слетевшие с уст Будды, были: «Будьте сами светом для себя».


    РОЖДЕНИЕ КАПУСТЫ

    Притча от Р. Дарио

    Это произошло в садах земных наслаждений — задолго до искушения, которого не выдержала Ева. Лучезарным утром Господь создал цветы. И вот прекраснейшей из новосотворенных роз — как раз тогда ее губы, алеющие чистотой, впервые потянулись к солнечной ласке — явился злой дух.

    Ты прекрасна.

    Да! — ответила роза.

    Прекраснейшая и счастливейшая, — продолжал дьявол. — Какое изящество, цвет, аромат! Только...

    Что — только?

    Никакой пользы! Посмотри сюда — ветви дерева унизаны желудями. Не стану спорить, густая крона дубов прекрасна, но этого мало. Не только приют предоставляют сотням живых существ эти деревья, но и пищу. Да, роза, красота — это еще не все...

    И роза испытала искушение — а женщине еще предстояло его испытать — и возжелала пользы, да так сильно, что даже побледнела. На другой день вышел Господь в сад.

    — Отец, — обратилась к нему королева цветов, трепещущая и прекрасная, — я хочу приносить пользу!

    — Приноси, дитя мое, — ответил Господь и улыбнулся. Так мир обрел капусту.

    МНОГОНОЖКА И ЛИСА

    Притча в изложении Ошо

    Многоножка гуляла на своей сотне ног, поэтому ее и называют многоножкой. Это чудо, гулять, имея сотню ног, ведь даже с одной-то парой управляться так непросто! А справиться с сотней ног — это и вправду почти невозможно. Но многоножке это без труда удавалось! Лисе стало любопытно, ведь лисы всегда любопытны, как ум. Лиса посмотрела, изучила, проанализировала и не могла этому поверить.

    Постой! — попросила она. — Ты меня озадачила, и я хочу тебя спросить. Как ты всем этим управляешь, как ты решаешь, какую ногу за какой надо переставлять? Сотня ног! Ты ходишь так плавно. Как у тебя получается такая гармония?

    Я ходила всю жизнь и никогда не задумывалась об этом, — ответила многоножка. — Дай, я подумаю.

    И вот она закрыла глаза и впервые многоножка стала двумя. Она всегда жила и ходила, и жизнь ее была цельна. Она стала субъектом и объектом, она стала двумя и затем попыталась пойти. Это оказалось трудно, почти невозможно. Она упала наземь, потому что как вы управитесь с сотней ног?

    Лиса рассмеялась и заявила:

    — Я знала, что это трудно, я знала это заранее!

    А многоножка горько заплакала. Со слезами на глазах она воскликнула:

    — Это никогда раньше не было трудно, но ты придумала проблему. Пожалуйста, не задавай другим стоножкам этого вопроса. Я ходила всю свою жизнь, и никогда не было никаких проблем, а теперь ты меня попросту убила. Теперь я никогда не смогу снова ходить.

    Неизвестно, что стало с этой многоножкой. Если она оказалась так же глупа, как и некоторые из людей, то она должна быть где-нибудь в больнице, искалеченная, парализованная навечно. Но я не думаю, что многоножки настолько глупы. Она, скорее всего, выбросила этот вопрос из головы. Она, надо полагать, сказала лисе:

    — Прибереги свои вопросы для себя, а я буду просто ходить.

    Она, вероятнее всего, поняла, что, живя разделенной, она не уйдет далеко.

    СВОЙ СВЕТ

    Иудаистская притча

    Молодой раввин жаловался раввину из Ризхина: «В часы, когда я посвящаю себя занятиям, я чувствую жизнь и свет, но как только я оставляю их, все уходит. Что мне делать? "

    Раввин из Ризхина ответил: «Ты подобен человеку, пробирающемуся через лес темной ночью: какое-то время другой человек с лампой сопровождает его, но на перекрестке они расстаются и первому приходится нащупывать путь одному. Вот если бы у тебя был свой свет, ты не боялся бы никакой темноты».

    О ГРАНИЦАХ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

    Ответ на вопрос о границах свободы очень важен для определения всей нашей жизненной позиции. Допустим, человек считает, что все, что происходит в его жизни, определяется не им самим, а судьбой, Богом, природой или еще чем-либо (терминология здесь не важна). При такой позиции понятно, что этот человек будет «плыть по течению» и не будет даже пытаться что-нибудь изменить. Или другая ситуация, когда кто-то считает, что в этой жизни происходит все по воле человека. В этом случае возникает другая проблема: человек сталкивается с теми событиями, которые происходят "сами по себе", независимо от его планов, прогнозов и расчетов (стихийные бедствия, несчастные случаи, экономические кризисы и т. д.), в результатесплошные разочарования, так как свобода действий ограничивается неподвластными человеку факторами.

    Мудрая позиция, на наш взгляд, выражается в понимании своих ограничений, в способности быть гибким, относясь к происходящему не по нашей воле с терпением, в умении изменять то в своей жизни, что возможно, желаемо и не наносит ущерба другим людям. Эта позиция может быть выражена в своеобразной молитве, которая часто используется авторами художественных произведений: "Боже, дай мне терпения принять то, что я изменить не могу, дай мне сил изменить, что я могу изменить, и мудрости отличить одно от другого».

    Понимание свободы и ее границ позволяет нам преодолевать те ограничения, которые мы впитали с детства. В этом смысле показательна следующая история: "Укротитель животных в цирке способен повелевать слонами, используя очень простую хитрость: когда животное находится еще в юном возрасте, он привязывает одну из его ног к стволу дерева. Независимо от того, насколько сильно он борется, молодой слон не в состоянии освободить себя. Постепенно он начинает думать, что ствол дерева "сильнее" его. Когда он становится взрослым, обладающим огромной силой, достаточно просто привязать его тесемкой к молодому деревцу, и он даже не будет пытаться освободить себя».

    Как и у слонов, наши ноги часто связаны хрупкими нитями. Но с детства мы привыкаем к силе «ствола дерева» и не осмеливаемся бороться, не понимая, что для обретения свободы достаточно простого храброго действия.

    ЛИСТ И ВОРОБЕЙ

    Притча от С. Шепеля

    Жил-Был один листик. Однажды сильный ветер сорвал его с дерева, и он полетел то вверх, то вниз. Маленький воробышек, который в этом году только вылупился, спросил его: «Почему ты упал с дерева?»

    — Я не упал, мне просто надоело висеть на нем — ответил листик.

    - А куда ты летишь? — опять спросил любопытный воробей.

    - Куда хочу, туда и лечу. Захочу — полечу вверх, захочу — вниз. Я свободный лист, — сказал листик.

    Надо сказать, что он был слишком гордый и высокомерный, чтобы признать, что не умеет летать, и что он полностью подчинен внешним влияниям, например, ветру, а, может, он и в действительности так думал.

    Когда ветер немного стих и листик упал в ручеек, воробышек вновь спросил его: «А почему ты перестал летать и упал в воду и куда теперь направляешься?»

    Я не упал, — обиженно ответил листик, — мне просто надоело летать и захотелось поплавать, а плыву я, куда захочу, ведь я свободный лист и сам решаю, что мне делать.

    А почему ты не поплывешь в другую сторону? — поинтересовался воробышек.

    Сколько раз тебе можно объяснять, раз я не плыву туда, значит, не хочу, ведь я делаю лишь то, что хочу сам, — раздраженно ответил листик и поплыл дальше по течению.

    Через несколько дней воробышек уже научился летать и, совершая свой третий полет, увидел своего старого знакомого листика, но тот так изменился, что птенец не сразу и узнал его.

    Привет, листик, — пропищал он, — как дела? Почему ты пожелтел, кто с тобой это сделал?

    Никто ничего со мной не делал, мне просто захотелось сменить свой цвет, вот я и стал желтым, — ответил листик.

    Воробышек поверил листику и после этого случая стал считать листья высшими существами, ибо не мог понять, как можно летать без крыльев и плавать без рук и ног, а уж тем более по своему желанию менять цвет.

    Но вот наступила осень, и все чаще и чаще стали слетать с деревьев листья, но воробышек никогда не видел, чтобы они летели против ветра, а кода они попадали в ручей, никто из них не плыл против течения, разве что очень сильный ветер толкал их. И никогда он не видел, чтобы какой-нибудь лист остался зеленым и «захотел» не менять свой цвет. Он повзрослел, приобрел жизненный опыт и вместе с этим изменил свое отношение к листьям, живущим в иллюзии самоуспокоения, что они управляют своей жизнью.

    А еще он узнал, что есть другие существа, которые считают себя ни от чего не зависящими — это люди. Их поведение и жизнь в целом зависят от внезапных порывов эмоций, чувств и желаний, которые исходят неизвестно откуда и несут неизвестно куда, и никто, за исключением немногих, не пытается бороться с ними, и есть только единицы, покорившие их. А еще они считают людей, чей ветер желаний и чувств дует в другом направлении, странными лишь потому, что их несет не в том направлении, что и их.

    Он так и не смог понять, почему они так себя ведут. Почему им, таким слабым, но потенциально таким сильным, так нравится утешать себя сказкой о своем всемогуществе вместо того, чтобы пытаться противостоять порывам "ветров» или даже научиться управлять ими. Ведь люди — существа, которым это подвластно, которые сами могут решать, в каком направлении им странствовать по безбрежным водам жизни.

    И он решил, что лучше признать, что ветер может снести его и изменить намеченный путь, но иметь возможность противостоять ему, чем говорить, что ветер не властен над тобой, и ты летишь именно туда, куда хочешь, когда в действительности он несет тебя.


    ВОРОБЕЙ И КУРИЦА

    Суфийская притча

    Разговорились как-то воробей и курица. Воробей сидел на каменной ограде, а курица прохаживалась внизу.

    Послушай, тебе не надоело все ходить и клевать? — спросил воробей. — Ведь ты летать разучилась.

    Неправда! — обиделась курица.

    Она изо всех сил замахала крыльями и взгромоздилась на ограду.

    — А вот скажи, не надоело тебе все летать и прыгать? Живи в курятнике. Хозяйка будет подсыпать зерно в твою кормушку — клюй, не зная забот.

    Тут подул сильный ветер. Курица, как ни держалась за ограду, все-таки слетела вниз. А воробей расправил крылышки, полетал вокруг, да и снова сел на ограду.

    — Теперь видишь, — сказал он, — ты большая и сильная, но надеешься в жизни только на кормушку. Вот и в полете ты хотела опереться на каменную стену, а я опираюсь только на свои крылья, и в жизни сам себе опора.

    ЧЕЛОВЕК, ВЫШЕДШИЙ НА ПОИСКИ СВОЕЙ СУДЬБЫ

    Суфийская притча

    Жил да был человек, каких было много как до него, так и после, который решил изменить свою жизнь. «Что толку, — говорил он себе, — пытаться делать или не делать что-то, если я не знаю своей Судьбы?»

    Ему надо было с чего-то начать, и он отправился в путь.

    Прошло совсем немного времени, и он пришел в чайхану и увидел там дервиша.

    - О Преподобный Муж Пути! — обратился Ахрам к дервишу. — Я нахожусь в поисках своей Судьбы и хотел бы узнать, где мне лучше начать столь важный поиск.

    - Люди чаще верят в то, что это возможно, чем добиваются этого, — отвечал дервиш, — и лучше бы тебе спросить, как распознать свою Судьбу.

    — Ну, я-то точно распознаю свою Судьбу.

    Дервиш согласился путешествовать вместе с ним, и они отправились вдаль по дороге.

    Вскоре они подошли к дереву, из которого доносилось жужжание.

    Пчелы оказались в ловушке. Если ты отломишь эту ветку, —

    ты освободишь их. Это было бы добрым поступком, и кто знает, к чему он может привести.

    Ахрам отвечал:

    Старик! Я вижу ты совсем не от мира сего! Разве не сказано: не отвлекайся от цели на пустяки?

    Как пожелаешь, — сказал дервиш.

    Спустилась ночь, и они легли спать. Поутру их разбудил проезжающий мимо человек на осле, к бокам которого были приторочены две большие банки.

    Куда ты следуешь? — спросил дервиш.

    Я еду на рынок, хочу продать там этот мед. Вчера, проезжая мимо одного дерева, я услышал жужжание, сломал ветку, и рой вылетел оттуда. Внутри я нашел мед.

    Ахрам сказал дервишу:

    — Возможно, мне следовало прислушаться к твоему совету. Но, с другой стороны, может, это было другое дерево и меня бы просто изжалили!

    Идя дальше по дороге, они взошли на мост. Внезапно из воды высунулась рыба и уставилась на них.

    Я проглотила острый камень. Есть одно растение, оно растет на берегу, которое может мне помочь. Если бы вы были так добры, сорвать его и бросить мне.

    Говорящая рыбина! — сказал Ахрам. — По-моему, это какой-то фокус. Я не могу поставить себя в такое смешное положение. В конце концов, я нахожусь в поисках своей Судьбы.

    Они вошли в город, и вскоре они увидели, как на площадь въехал всадник крича: «Чудо! Я ехал через мост, и тут со мной заговорила рыба. Она попросила меня бросить ей несколько травинок. Как только я сделал это, она выплюнула брильянт!»

    Ахрам выкрикнул:

    Откуда тебе знать, что это брильянт?

    Я ювелир!

    — Вот так всегда! — возроптал Ахрам. — Богачи получают всё больше и больше, а я, не имевший возможности помочь рыбине, потому что был занят важными поисками, вынужден выпрашивать кусок хлеба!

    В следующий раз они остановились поесть возле камня. Из-под камня доносилось скрытое шуршание, и Ахрам услышал, что под ним было множество муравьев.

    — Если бы нам удалось сдвинуть этот камень. Если бы кто-нибудь мог помочь нам.

    Ахрам посмотрел на дервиша и промолвил:

    — Какое я имею отношение к муравьям? Прежде всего я должен найти свою Судьбу!

    Дервиш снова промолчал.

    На следующий день они услышали радостные крики приближающейся толпы. Оказалось, что пастух наткнулся на муравьев, отодвинул камень и нашел там сокровище из золотых монет!

    Дервиш сказал Ахраму:

    — Воистину ты глуп, ибо трижды не сумел сделать тех простейших вещей, что могли бы принести тебе ту удачу, о которой ты мечтаешь! Ты глуп, потому что ты готов ко встрече со своей Судьбой еще меньше тех, кто просто делает добро, не мечтая о Судьбе и исполнении своих желаний. Ты глуп, потому что вместо того, чтобы следовать свой Судьбе, ты удалился от нее своим поведением и неспособностью видеть то, что находится у тебя под носом. И, наконец, ты глуп, потому что не понял, кто я, и не обратил внимания на то, что я говорю, чего не говорю и что даю понять.

    Ахрам пришел в ярость:

    Каждый может быть мудрецом, после того как все уже случилось! Если ты такой умный, почему ты сам не смог воспользоваться теми ситуациями, что нам попадались, скажи на милость?

    Разумеется, я мог, — отвечал дервиш. — Но я не мог извлечь из них пользу для себя, потому что у меня совсем другая задача. Видишь ли, я — твоя Судьба!

    С этими словами дервиш растворился в воздухе, и с тех пор его никто не видел.


    СУДЬБА

    Даосская притча

    Шел как-то Учитель по улице. Вдруг у ворот одного дома ему послышался то ли плач, то ли пение. За ударом по струнам циня последовали слова: «О отец! О мать! О природа! О люди!..»

    Слабевший голос спешил допеть строфу.

    - Почему пел ты такую песню? — войдя в дом, спросил Учитель.

    - Я искал того, — ответил мужчина, — кто довел меня до такой крайности, но не знаю — кто. Неужели отец и мать желали мне такой бедности? Небо ведь беспристрастно все покрывает, а земля беспристрастно все поддерживает. Неужели небо и земля были пристрастны ко мне, сделав меня Бедным? Я искал, кто это сделал, но не мог никого найти. Значит, то, что довело меня до такой крайности, — судьба.

    СКАЗКА ПРО ЛУНУ

    Притча от А. Поволоцкой

    Ночь. На улице стоят два человека.

    Чему вы улыбаетесь? — спрашивает один другого.

    Да вот, любуюсь Луной.

    Чем любуетесь?

    Луной, — человек показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы.

    Какой Луной? — спрашивает он.

    Да вот же она, — удивляется человек, — прямо перед вами, желтая такая.

    Желтая?! О Боже! Надо кому-нибудь рассказать! Через полчаса вокруг человека собирается толпа.

    Учитель, расскажи нам о Луне, — робко просит делегат от толпы.

    — Какого лешего тут рассказывать? — горячится человек. — Поднимите головы и все увидите сами.

    Кто-то, не отрывая от человека преданных глаз, торопливо пишет в своем блокноте: «Стоит лишь поднять голову, и взору откроется Луна — Желтый круг на фоне черного неба...»

    Ты чего это пишешь? — настороженно спрашивает человек.

    Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто?

    Какое, к черту, учение?! Просто подыми голову!!!

    «Поднять голову — не сложно, а просто...» — вновь начинает строчить новоявленный евангелист, но человек бьет его снизу кулаком в подбородок, и перед глазами пишущего мелькает желтое пятно.

    Что это было, Учитель???

    Луна.

    Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну!!!

    Он увидел Луну, — волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего подбородок «луновидца» хоровод.

    Человек, между тем, машет на все это дело рукой и уходит прочь,

    любуясь полнолунием...

    Через две тысячи лет кто-то читает «Лунное евангелие» и тяжело вздыхает.

    — А толку-то, — думает он. — В те времена Учитель был рядом и всегда мог дать тебе по зубам в нужный момент. Некоторые, прав да, утверждают, что одной книги достаточно, и что они собственными глазами видят Луну каждую ночь, но кому можно верить в наше время? А, может, и вообще сказки все это, вот чего я вам скажу...

    Часто человек пребывает в уверенности, что понимает мир и никто из окружающих не имеет и шанса развенчать эти заблуждения, поскольку просто не было случая усомниться в правильном его понимании.


    ПРИТЧА О КОСТЫЛЯХ

    Восточная притча

    После того как вследствие несчастного случая сельский председатель перестал владеть ногами, он был вынужден пользоваться костылями. Постепенно он так наловчился ходить на них, что стал делать это довольно быстро, и даже научился танцевать и выполнял на потеху своим соседям небольшие пируэты.

    Со временем ему пришла мысль научить ходить на костылях своих детей. В скором времени костыли стали в поселке признаком зажиточности их хозяина.

    В четвертом поколении никто в селе уже не мог ходить без костылей. В учебную программу в местной школе был внесен предмет «Костылеведение: теория и практика», а сельские ремесленники прославились производством своих костылей на всю Турцию. Поговаривали даже о создании электронной пары костылей на батареях.

    И вот перед сельскими старейшинами появился один юнец и потребовал ответ на такой вопрос: почему все должны ходить на костылях, если для этого Бог дал людям ноги? Те не пришли в восторг от того, что какой-то выскочка считает себя умнее их, и они решили проучить его.

    Так покажи нам, как это делается, — сказали они в ответ.

    Согласен! — воскликнул парень.

    Демонстрацию договорились провести в следующее воскресенье в десять часов утра на сельской площади. Молодой смельчак вышел на своих костылях на середину площади и, как только часы пробили десять, отбросил костыли в разные стороны. Толпа онемела, а парень отважно сделал шаг вперед — и упал лицом вниз на землю.

    Это только укрепило веру жителей села в то, что ходить без костылей совершенно невозможно.

    НА ДНЕ РЕКИ

    Притча от Ричарда Баха

    Когда-то на дне одной большой хрустальной реки стояла деревня, и жили в ней некие существа.

    Река безмолвно текла над ними всеми: молодыми и старыми, богатыми и бедными, хорошими и плохими. Текла своей дорогой и знала лишь о своем собственном хрустальном «я».

    И все эти существа, каждый по-своему, цеплялись за камни и тонкие стебли росших на дне реки растений, ибо умение цепляться было у них основой жизни, а сопротивляться течению реки они учились с самого рождения.

    Но одно существо, наконец, сказало:

    — Я устал цепляться. И хоть я не вижу этого своими глазами, я верю, что течение знает, куда оно направляется. Сейчас я отпущу камень, и пусть оно унесет меня с собой. Иначе я умру от скуки.

    Другие существа засмеялись и сказали:

    — Дурак! Только отпусти свой камень, и твое обожаемое течение так тебя перекувырнет да шмякнет о камни, что от этого ты быстрее помрешь, чем от скуки!

    Но он не послушался и, набрав побольше воздуха, разжал руки, и в тот же миг течение перекувырнуло его и ударило о камни. Однако существо все же не стало ни за что цепляться, и тогда поток поднял его высоко над дном и о камни его больше не било.

    А существа, жившие ниже по реке, для которых он был незнакомцем, закричали: «Глядите, чудо! Он такой же, как мы, однако он летит! Смотрите, Мессия пришел, чтобы спасти нас»!

    И тогда тот, которого несло течение, сказал:

    — Я такой же Мессия, как и вы. Река с радостью освободит нас и поднимет вверх, если мы только осмелимся отцепиться от камней. Наша истинная работа заключается в этом странствии, в этом отважном путешествии.

    Но они лишь громче закричали: «Спаситель! — все так же цепляясь за камни, а когда они снова взглянули вверх, его уже не было, и они остались одни и начали слагать легенды о Спасителе.

    В РУКАХ СУДЬБЫ

    Дзенская притча

    Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.

    По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:

    — После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орел, мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.

    Нобунага вошел в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монетку. Выпал орел. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

    Никто не может изменить судьбу, — сказал ему слуга после битвы

    Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орел.

    БОЛЬШАЯ ПУШИСТАЯ ГУСЕНИЦА

    Притча Крайона

    Лес кишел жизнью, и под листвой, устилавшей землю, большая пушистая гусеница обращалась к группе своих соплеменников — последователей. В общине гусениц менялось немногое. Обязанностью большой пушистой гусеницы было следить за тем, чтобы в общине уважали и поддерживали старые обычаи. Ведь они были священными.

    Говорят, — произнесла большая пушистая гусеница в перерыве между пережевыванием очередных порций неизменного листа, — что существует дух леса, который всем гусеницам дарует что-то новое и чудесное. — Чавк-чавк. — Я решила встретиться с этим духом, а потом рассказать вам, чего от нас ждут.

    Где ты найдешь этого духа? — спросил один из последователей

    Он явится мне, — сказала пушистая гусеница, — вы же знаете, что мы не можем ползать далеко. За рощей нет пиши. А без пищи никак нельзя. — Чавк-чавк.

    Итак, когда последователи разошлись, она громко позвала лесного духа, и вскоре великий дух бесшумно спустился к ней. Дух леса был прекрасен, но она не могла его толком увидеть, так как, насколько известно, гусеница так и не покинула свое уютное обиталище из листьев.

    Я не вижу твоего лица, — сказала большая гусеница.

    Поднимись чуть выше, — мягко ответил лесной дух. — Я здесь, и ты можешь увидеть меня.

    Но гусеница не сдвинулась с места. В конце концов, она была дома, а дух леса был здесь гостем.

    — Нет, спасибо, — сказала пушистая гусеница. — Сейчас не могу. Расскажи мне об удивительном чуде, которое, как я слышала, может произойти только с гусеницами — не с муравьями или сороконожками, — а только с гусеницами.

    — Это правда, — сказал лесной дух. — Вы заслужили удивительный дар. И если ты решишь, что он тебе нужен, я о нем расскажу.

    - Каким образом мы его заслужили, — спросила большая пушистая гусеница, доедая третий с начала разговора лист. — Я не помню, чтобы мы о чем-то договаривались.

    - Вы заслужили это тем, что всю свою жизнь неустанно стремитесь сохранить священные обычаи леса, — ответил лесной дух.

    - Еще бы! — воскликнула гусеница, — Л делаю это день за днем.

    Знаешь, я руковожу группой. Поэтому ты говоришь со мной, а не с кем-нибудь еще. — Услышав это замечание, лесной дух улыбнулся, но гусеница не видела его лица, поскольку не захотела покидать лист, на котором сидела. — Я издавна и до сих пор поддерживала священные устои леса, — сказала гусеница. — А что я получу?

    — Это удивительный дар, — ответил лесной дух. — Теперь ты можешь своими силами превратиться в прекрасное крылатое существо и полететь! Твои крылья будут удивительной расцветки, а твое умение летать будет удивлять всех, кто тебя увидит. Ты сможешь летать по всему лесу, куда пожелаешь. Ты повсюду сможешь находить пищу и встретишься с другими прекрасными крылатыми существами. Все это может произойти с тобой прямо сейчас, если только ты пожелаешь.

    — Летающие гусеницы! — в задумчивости протянула наша героиня. — Это невероятно! Если это правда, то покажи мне этих летающих гусениц. Я хочу посмотреть на них.

    - Это просто, — ответил лесной дух. — Поднимись повыше и осмотрись. Они повсюду. Они порхают с ветки на ветку, они проводят свою чудесную жизнь в лучах солнца, ни в чем не испытывая недостатка.

    В лучах солнца! — воскликнула гусеница. — Если ты и в самом деле лесной дух, то должен знать, что солнце слишком горячо для нас, гусениц. Мы можем просто испечься. Оно губительно для наших волосков... Нам нужно оставаться в тени — нет ничего хуже гусеницы с испорченными волосками.

    Когда ты преобразишься в крылатое существо, то солнце сделает тебя еще красивее, — мягко и терпеливо сказал дух. — Весь твой образ жизни совершенно изменится, и ты уже не будешь жить по-старому, как гусеница, ползая в лесу по земле, ты будешь порхать, как те крылатые существа.

    Гусеница какое-то время молчала:

    — Ты хочешь, чтобы я покинула свое уютное ложе здесь и поползла за доказательством наверх, к солнцу?

    - Если ты хочешь убедиться сама, то именно так тебе и придется сделать, — терпеливо ответил дух.

    - Нет, — сказала гусеница, — я не могу, понимаешь, мне нужно есть. Я не могу подниматься бог весть куда для того, чтобы поглазеть неизвестно на что, когда у меня здесь полно работы. Это же очень опасно! Да и к тому же, если бы ты действительно был духом леса, ты бы знал, что гусеницы смотрят вниз, а не вверх. Великий дух Земли даровал нам глаза для того, чтобы мы смотрели вниз и могли находить себе пропитание, — об этом знает каждая гусеница. То, о чем ты просишь, вовсе не подобает гусеницам, — с растущим подозрением в голосе сказала пушистая гусеница. — Мы не очень то заглядываемся наверх. — На мгновение она умолкла. — А каким же образом мы превратимся в эти крылатые штуковины?

    Тогда дух леса стал объяснять, как протекает процесс преображения. Он рассказал, что гусеница целиком должна отдаться эти; переменам, ибо, начав, нельзя будет все вернуть вспять. Он поведал, как гусеницы пользуются особенностями своей биологии, когда, будучи в коконе, превращаются в крылатых существ. Он сказал, что превращение потребует своего рода жертвы. Какое-то время им придется побыть в темноте и безмолвии кокона до тех пор, пока все не будет готово к тому, чтобы они смогли покинуть его уж прекрасным существом с разноцветными крыльями. Гусеница слушала молча, не перебивая, если не считать постоянного чавканья.

    - Насколько я понимаю, — наконец довольно грубо сказала гусеница, — ты хочешь, чтобы мы легли и добровольно отдали себя во власть какой-то биологической штуковины, о которой никогда не слышали. Мы должны позволить ей спеленать нас и месяцами держать в темноте?

    Да, — ответил дух леса, наперед зная, к чему клонит гусеница

    А ты, великий лесной дух, не можешь сделать этого за нас? Мы должны будем проделывать все это сами? Я думала, мы заслужили это!

    Да, вы заслужили это, — спокойно сказал дух, — и вы также обладаете силой, достаточной для того, чтобы преобразиться в новой энергии леса. Даже сейчас, когда ты сидишь на своем листике твое тело готово ко всему этому.

    А как же быть с днями, когда пища будет падать прямо с небес, воды расступятся, а стены городов падут и всем прочим в том же духе? Я же не дура. Хоть я большая и пушистая, но я тоже ведь не первый день живу на свете. Дух Земли всегда делает главную работу, а все, что требуется от нас, — следовать указаниям. Кроме того, ведь если бы мы все сделали, как ты просишь, то мы бы умерли от голода! Каждая гусеница знает, что есть нужно постоянно, чавк-чавк, чтобы выжить. Твое чудо кажется мне подозрительным.

    Гусеница подумала немного и, повернувшись в поисках очередного листа, сказала лесному духу: «Ступай». Дух леса тихонько исчез, а она все ворчала про себя: "Летающие гусеницы! Что за чушь, чавк-чавк». На следующий день гусеница издала воззвание и созвала свою паству. Воцарилась тишина, толпа с вниманием слушала то, что повествовал им о будущем их пушистый пастырь.

    - Дух леса - это злой дух! — заявила гусеница своим последователям. - Он хочет хитростью заманить нас в очень темное место, где мы наверняка все погибнем. Он хочет, чтобы мы поверили в то, что наши собственные тела каким-то образом могут превратить нас в летающих гусениц, и все, что для этого нужно, — на несколько месяцев перестать есть! — За этими словами последовал взрыв хохота. - Здравый смысл и история говорят нам, каким образом всегда действовал великий дух Земли, — продолжала гусеница. — Ни один добрый дух никогда не заключит вас в темное место. Ни один добрый дух не скажет, чтобы такие веши, которые подвластны только Богу, делали мы сами! Это проделки злого лесного духа. — Преисполнившись важности, гусеница добавила: — Я повстречалась со злым духом, но распознала, кто он на самом деле!

    После этих слов другие гусеницы одобрительно зашумели, взвалили большую на свои маленькие пушистые спинки и с ликованием стали кружить, прославляя за то, что она спасла их от верной погибели.

    Оставим это празднество гусениц и потихоньку поднимемся вверх, сквозь кроны деревьев. Удаляясь от шумного торжества, мы минуем лиственный свод, защищающий нижние этажи леса от солнца. Мы осторожно поднимаемся сквозь мрак листвы туда, где живут те, кто летает. По мере того как гомон празднующих гусениц затихает вдали, нам открывается величественный мир, в котором живут крылатые существа. Множество летающих гусениц самых удивительных расцветок свободно порхают с дерева на дерево в ярком свете солнечного дня. Их называют бабочками. Их крылья переливаются всеми цветами радуги, и некоторые из них раньше были друзьями большой пушистой темной гусеницы, оставшейся внизу. Они радостны, у них нет недостатка в пище. Все они преобразились благодаря дару великого духа леса.

    ЛЯГУШКИ

    Восточная притча

    Однажды лягушка из океана пришла и прыгнула в колодец. Там ее встретила лягушка, всю свою жизнь жившая в этом колодце. Она спросила:

    Интересно, а откуда ты пришла?

    Я пришла из океана. Колодезная лягушка спросила:

    А он больше, чем этот колодец?

    Конечно, в ее глазах было недоверие, в ее уме — сомнение: "Как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу? Океанская лягушка рассмеялась и ответила:

    Очень трудно сказать что-нибудь, так как там нет меры. Колодезная лягушка сказала:

    Тогда я дам тебе меру, чтобы ты смогла это сделать.

    Она нырнула на четверть глубины колодца, одну четвертую пути и спросила:

    — Этого хватает?

    Океанская лягушка засмеялась и сказала:

    — Нет.

    Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила:

    — Этого хватает?

    Океанская лягушка снова сказала:

    — Нет!

    Тогда та нырнула до самого дна колодца и торжествующе сказала:

    — Теперь ты не можешь сказать «нет».

    Океанская лягушка сказала:

    — Ты можешь обидеться, а я не хочу быть невежливой, но ответ по-прежнему тот же: нет!!!

    Тогда колодезная лягушка сказала:

    — Убирайся отсюда, ты, лгунья! Ничто не может быть больше этого колодца!

    ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ

    Восточная притча

    Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?»

    Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил

    — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

    — Все в твоих руках.

    РЫБА И ОКЕАН

    Восточная притча

    В Океане жила-была рыба. Однажды она услышала об Океане и решила, что должна потратить все силы своей жизни, но попасть туда.

    Рыба начала обращаться к разным мудрецам с вопросом: Как мне

    достичь Океана?»

    - Достичь Океана очень и очень непросто, — сказала одна мудрая рыба. — Для этого сначала нужно практиковать определенные позы и пройти по восьмеричному пути безупречного движения плавниками.

    - Путь в Океан лежит через изучение основ миров просветленных рыб, — важно сказала другая рыба-гуру.

    Третья учила, что единственный путь постижения Океана — это изучить и постоянно повторять мантру: «Рам-рам-рам...»

    Окончательно уставшая от разнообразных поучений рыба приплыла в заросли водорослей и там встретила маленькую неприметную рыбку, которая, услышав о ее поиске, сказала:

    - Океан, который ты ищешь, всегда был, есть и будет рядом с тобой. И ты тоже являешься частью Океана, только ты этого не замечаешь. Океан и внутри тебя, и снаружи тебя, и ты — его любимая часть.

    О МЕДВЕДЕ В ТЕСНОЙ КЛЕТКЕ

    Приводится по М. А. Павлову

    В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать 4 шага в одну сторону, повернуться и сделать 4 шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе». Бремя шло, зоопарк стали ремонтировать и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя — даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные 4 шага взад-вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повернулся и снова сделал 4 шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: 4 шага туда и 4 шага обратно.

    ВАЖНО НЕ СОБЫТИЕ, А НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ

    Человек страдает не столько от тог что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее

    М. Монтень

    В жизни многое происходит не по нашей воле, не так, как мы хоте; бы. Но есть то, что полностью зависит от насэто наше отношение к происходящему. При этом неважно, осознаем мы это или нет, ибо восприятие событий зависит именно от нас, от наших ценностей, убеждений установок, стереотипов и т. д.

    Что характеризует позицию мудрого человека? На наш взгляд, важнее шей ее чертой является гибкость, готовность к различным вариантам развития событий, которые может преподнести жизнь. Когда человек имеет жесткие установки; как, что и когда должно быть, он, таким образом, предъявляет к жизни свои требования, порой, крайне незрелые и необдуманны Он, словно маленький ребенок, ставит условия: «Хочу, чтобы было так-то. Когда же события складываются не по запланированному сценарию, такой человек, как правило, переживает раздражение, агрессию, недовольство. Зрелость личности особенно ярко проявляется в проблемных ситуациях. Так, каждый человек в жизни сталкивается с затруднениями и проблемами, однако мы отличаемся своим отношением к происходящему: некоторые в подобных ситуациях винят самих себя, другиеобстоятельства, третьиокружающих людей. Мудрый человек, столкнувшись с проблемой, стремится извлечь уроки на будущее, если нужно, переосмысливает свои взгляды, позиции. Он понимает, что по-настоящему закаляет не благополучие, а проблемы, которые необходимо разрешать, поэтому всегда гота к различным событиям, доверяет жизни, стремится развивать себя, находится в позиции внимательного и благодарного ученика...

    ПЯТЬ ЛЕКАРСТВ

    В одном торговом городе жил чиновник. Однажды он проходил по рыночной площади, и к нему приблизился какой-то оборванец. Выкрикнув бранные слова, бродяга плюнул в лицо чиновнику и убежал. От такого оскорбления и позора чиновник заболел, и его самочувствие ухудшалось день ото дня. Так бы и умер бедняга, но его друзья послам за лекарем, который славился своим умением исцелять душевные раны. Лекарь внимательно выслушал больного и дал ему пять лекарств, велев каждый вечер перед сном принимать одно из них.

    Принял чиновник первое лекарство. Настала ночь, и приснилась ему рыночная площадь и то, как оборванец плюнул ему в лицо. От нестерпимого унижения и позора страшно закричал больной и проснулся.

    На следующую ночь после принятия лекарства он увидел тот же самый сон, но вместо позора ощутил леденящий душу страх.

    Тот же сон приснился чиновнику и на третью ночь, но ни страха, ни позора он уже не почувствовал, а охватила его глубокая печаль.

    Удивился чиновник, но решил следовать указаниям лекаря до конца и на следующую ночь выпил четвертое лекарство. Тот же сон привиделся ему, но он уже не был мучителен, как в предыдущие ночи, и ощутил чиновник только чувство легкого удивления.

    На пятую ночь, неожиданно для себя самого, чиновник испытал радость. Не зная, что и думать, он поднялся с кровати и незамедлительно отправился к лекарю за советом и новыми лекарствами. — Что ты почувствовал после приема моих снадобий? — спросил целитель.

    — Все ночи мне снился один и тот же сон о том, как бродяга плюнул в меня, — ответил чиновник, — но каждую ночь этот сон вызывал у меня новое чувство: я испытывал то позор, то страх, то печаль, то удивление. А в последнюю ночь я ощутил радость и испытываю ее до сих пор. Теперь я растерян и не понимаю, что же я должен чувствовать на самом деле?

    Лекарь улыбнулся и сказал:

    — Что бы с тобой ни произошло, только от твоего выбора зависит, что ты будешь чувствовать. Что же касается плевка в лицо, то мудрый человек просто не обратит на него внимания, тем более, если обидчик — сумасшедший, и плевок его не более оскорбителен, чем порыв ветра, запорошивший пылью твои глаза...

    С КАКОЙ СТОРОНЫ ПОСМОТРЕТЬ

    Китайская притча

    В эпоху постоянных междоусобных войн в Китае жил простой крестьянин. Была у того крестьянина единственная лошадь. И вот однажды она исчезла. Собрались соседи, и каждый сочувствовал крестьянину:

    Какая беда, единственная лошадь пропала. Но крестьянин только сказал:

    - С какой стороны на это посмотреть.

    И что же? Вскоре лошадь вернулась и привела с собой целый табун диких лошадей. Соседи начали поздравлять крестьянина с удачей. А тот опять заметил:

    — С какой стороны на это посмотреть.

    Прошло некоторое время, и сын крестьянина, объезжая жеребца, упал и сломал ногу.

    — Какое несчастье, — твердили соседи.

    — С какой стороны на это посмотреть, — ответил крестьянин.

    Через несколько дней в деревню нагрянули чиновники и солдаты — забирать здоровых юношей в армию. У сына крестьянина была сломана нога, и его не взяли. Все соседи радовались за юношу. Ну, а крестьянин, как всегда, произнес:

    — С какой стороны на это посмотреть.

    ГОРЯЩИЙ ШАЛАШ

    Христианская притча

    Единственный человек, уцелевший после кораблекрушения, был выброшен волной на маленький необитаемый остров.

    Он лихорадочно молился о том, чтобы Бог спас его. Он каждый день высматривал горизонт в поисках приближающейся помощи. Однако, вымотавшись окончательно, решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от стихий и сохранить свои пожитки. Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем, гарь поднималась к небу. Самым ужасным оказалось то, что все было потеряно. Он был охвачен горем и гневом.

    — Бог, как ты мог так поступить со мной! — рыдая, кричал он.

    Рано утром на следующий день его разбудил звук корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его.

    Как вы узнали, что я здесь? — спросил утомленный человек своих спасителей.

    Мы увидели твой дымовой сигнал, — ответили они.

    Никто не знает, что хорошо, а что плохо, пока не проживет жизнь до конца. Даже если единственный маленький шалаш сгорит дотла, это может быть дымовой сигнал, вызывающий Божью милость.

    НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

    Восточная притча

    Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель

    я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой Бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать».

    О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ СЫРА

    Как-то раз мулла Насреддин говорит своей жене:

    - Пойди и принеси немного сыра. Он укрепляет желудок и возбуждает аппетит.

    У нас дома нет сыра, — ответила жена.

    Вот и хорошо, сыр расстраивает желудок и расслабляет десны, — сказал мулла.

    Жена с удивлением спросила:

    — Какое же из этих двух противоположных суждений правильное?

    — Если в доме есть сыр — то первое, если нет — второе, — ответил мулла Насреддин.

    О НЕПРЕХОДЯЩЕЙ СИЛЕ

    Суфийская притча

    Находясь в одном обществе, мулла Насреддин расхвастался: Вся сила, которой я обладал в молодые годы, полностью сохранилась в старости.

    Чем ты можешь это доказать? — спросили у него. — У нас во дворе стоит большая каменная ступа. УЖ как я в молодости ни старался, а сдвинуть ее с места не мог. И теперь то же самое. Сколько ни силюсь, мне никак не удается повернуть ее.


    В ЧЕМ ЖЕ РАЗНИЦА?

    Притча от С. Шепеля

    Однажды два предпринимателя, владевших маленькими фирм ми, собрались в другой город на подписание договоров, которые позволили бы им увеличить производительность и, соответственно, доходы. По пути в аэропорт они попали в аварию и опоздали на самолет, тем самым сорвав заключение контрактов. Надо сказать, что самолет, на котором они должны были лететь, потерпел крушение и все пассажиры погибли.

    Некоторое время предприниматели провели в больнице, залечивая свои раны, а, выздоровев, они принялись заниматься своими обычными делами. До конца своих дней им так и не представилось случая расширить свой бизнес и увеличить свои доходы, но один из них был счастлив, а другой нет.

    Вы, наверное, спросите: "В чем же была разница, ведь внешне их жизни не изменились»?

    Бот именно, что только внешне их жизни не изменились. Дел в том, что первый предприниматель всю оставшуюся жизнь сетовал на судьбу, разрушившую его грандиозные планы, а второй — до конца жизни благодарил Господа за сохраненную жизнь.

    ПАДАТЬ И ПОДНИМАТЬСЯ

    Суфийская притча

    Один ученик спросил своего наставника-суфия:

    Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

    Вставай!

    А на следующий раз?

    Снова вставай!

    И сколько это может продолжаться — все падать и подниматься

    Пока живешь.

    ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ...

    Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Спиноза

    Так уж устроена жизнь: мы делаем простой выбор — быть счастливым или быть несчастным, но и то, и другое требует одинаковых усилий! Теун Марез

    Счастливы те люди, которые умеют быть счастливыми. Они не ждут, когда счастье придет к ним, не привязывают его к определенным действиям и событиям. Как говорил Л. Н. Толстой, «счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». Другой мыслитель, Д. Леонард, высказывался в том же духе. Он писал: «Достижение цели важно. Но настоящий сок жизнисладкий или горькийнаходится не столько в наших усилиях, сколько в самом процессе жизни, в том, как мы ощущаем себя живыми». Это ощущение выражается в умении замечать лучшее в каждом моменте жизни, видеть красоту в себе, в других людях, в окружающем мире.

    Китайский мыслитель Хун Цзычэн (Хун Инмин) XVI—XVII вв. писал: «Когда дует свирепый ветер и льет проливной дождь, зверью и птицам неуютно. Когда ярко светит солнце и веет ласковый ветерок, деревья и травы дышат бодростью. Но надо понять: не бывает дня, чтобы сердце не наполнялось радостью.

    Счастья никакими ухищрениями не добьешься, учись находить в жизни радостьвот лучший способ привлечь счастье. Беды никакими стараниями не избегнешь. Гони от себя злобывот лучший способ держаться вдали от беды.

    Беды и радости притираются друг к другу. Когда они притрутся друг к другу без остатка, родится счастье. Такое счастье будет нерушимым. Сомнение и вера друг друга поправляют. Когда они полностью поправят друг друга, появится знание. Такое знание будет подлинным».

    СЧАСТЬЕ

    Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

    - Что еще слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек.

    Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.


    СЧАСТЬЕ В ХВОСТЕ

    Восточная притча

    Пес увидел щенка, гоняющегося за хвостом, и спросил:

    Что ты так гоняешься за хвостом?

    Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил про6лемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня. Я узнал, что лучшее для собаки — это счастье, и что счастье мое — в хвосте. Поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.

    Сынок, — сказал пес, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки, и что счастье — в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы ни делал, он следует за мной и мне не нужно за ним гоняться.

    НЕСЧАСТНЕЙШИЙ НА СВЕТЕ

    Притча Крайона

    Жил в деревне один старик. Он был одним из несчастнейших на свете. Вся деревня устала от него: он всегда был мрачен, всегда жаловался, всегда в плохом настроении, всегда кислый. И чем дольше он жил, тем более желчным становился, тем ядовитее были его слова. Люди избегали его — несчастье становилось заразительным. Не быть несчастным рядом с ним было как-то оскорбительно. Он создавал ощущение несчастья и в других.

    Но однажды, когда ему исполнилось восемьдесят лет, случилось невероятное — никто не мог в это поверить. Мгновенно всех облетел слух: «Старик сегодня счастлив, не жалуется, улыбается, у него даже лицо переменилось». Собралась вся деревня. Старика спросили: «Что случилось с тобой? В чем дело?» «Ничего, — ответил старик — Восемьдесят лет я старался стать счастливым, и ничего не вышло. Так что я решил обойтись без счастья. Вот почему я счастлив»

    СЧАСТЬЕ В ЯМЕ

    Народная притча

    Жили-были четыре брата. Пошли они как-то Счастье искать. Шли-шли и вдруг видят — яма. А в яме Счастье сидит.

    Чего, — спрашивает Счастье, — вам надо, братья? Первый брат говорит:

    Хочу все знать!

    — Это можно, — говорит Счастье, и дает ему «Всемирную энциклопедию».

    Второй брат говорит:

    - А я хочу стать богатым!

    — Почему бы и нет? — говорит Счастье, и дает ему двести медных монет.

    Третий брат говорит:

    А я самым сильным хочу стать!

    И это решаемо, — говорит Счастье и вручает ему гирю.

    — А тебе чего надобно? — спрашивает оно младшего брата.

    - А тебе? А то мы все о себе да о себе.

    - А мне бы из ямы этой выбраться.

    Ухватил младший брат Счастье, вытянул его из ямы и пошел своей дорогой. А Счастье за ним побежало.


    БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

    Дзен-буддийская притча

    Одного дзенского мастера спросили: «Что вы обычно делали до того, как стали Просветленным?" Он сказал: «Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца». Затем его спросили: «А теперь, когда вы стали Просветленным, что вы делаете?" Он ответил: «Что же еще я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца». Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил: «В чем же тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое, в чем же тогда различие?» Мастер засмеялся и сказал: «Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь все это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие: перед тем, как я стал Просветленным, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил. Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряженную с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится, нам будут нужны дрова. Учитель с каждым днем все больше стареет; ему нужно больше тепла. Необходимо хорошо отапливать его жилище. Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость».


    НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ

    Дзен-буддийская притча

    Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель — но не сон; еду - но не аппетит; лекарства — но не здоровье; слуг — но не друзей, женщин — но не любовь; жилище — но не домашний очаг; развлечения — но не радость; учителей — но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

    СЧАСТЬЕ ЗАБЫТЬЯ

    В зрелом возрасте Хуа-цзы потерял свою память. Он мог получить подарок утром и забыть об этом вечером; он мог дать подарок вечером и забыть об этом к утру. На улице он мог забыть идти, дома он мог забыть сесть. Сегодня он не мог вспомнить, что было вчера, а завтра — что было сегодня.

    Его семья забеспокоилась и пригласила прорицателя, чтобы он рассказал будущее Хуа-цзы, но безуспешно. Они пригласили шамана, чтобы совершить благоприятствующий обряд, но это ни к чему не привело. Они пригласили доктора, чтобы вылечить его, но и это не принесло улучшения.

    Был один конфуцианец из Лу, который согласился поправить дело. При этом он поставил одно условие, сказав: «Болезнь излечима, но мое искусство пронесено тайным через поколения и не рассказывается посторонним. Поэтому я запру его слух и останусь с ним наедине в его комнате на семь дней».

    Родственники согласились — и никто не узнал, какие методы применял конфуцианец, но многолетняя болезнь рассеялась в одно утро.

    Когда Хуа-цзы проснулся, он был очень зол. Он прогнал свою жену, наказал сыновей, погнался с копьем за конфуцианцем.

    Власти Сунн арестовали его и пожелали узнать причину.

    — Раньше, когда я забывал, — сказал Хуа-цзы, — я был без границ, я не замечал, существуют ли небо и земля. Теперь внезапно я вспомнил все бедствия и их преодоление, приобретения и потери радости и печали, любви и ненависти своих прожитых лет. Я боюсь, что все эти бедствия и преодоления, приобретения и потери, радости и печали, любви и ненависти поразят мое сердце. Найду ли я снова момент забытья?









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх