Средства

Тень понуждает женщину исследовать райский сад и дает ей для этого изысканные и могучие средства. Это, в первую очередь, спрятанный до поры до времени светильник, символизирующий способность женщины видеть реальную суть происходящего. Иными словами, — это ее способность к осознанию. Свет — всегда символ сознания, отличающегося особой ясностью и остротой; в нашем случае его символом служит светильник. Горючее, добытое из земли, или масло, получаемое из плодов, сгорая в лампе, превращаются в теплый, мягкий и ласковый свет. Это не жесткий свет солнечных лучей высокой интенсивности, а ласковое женское тепло природного света. Одно из его названий — Свет Жизни.

Другой инструмент — очень острый нож. Следует заметить, что Психея использует лишь одно из имеющихся у нее средств. Мне кажется, что в этом месте мифа содержится очень мудрый совет. Женщина осторожно и мягко проливающая свет в сложных ситуациях, способна творить чудеса; женщина, держащая в руках нож, способна убить. Так что же последует: преображение или убийство? Это критический момент выбора, момент истины, особенно для современной женщины. Если первым в ход пойдет нож, он причинит много вреда. Если же в первую очередь будет использована лампа, тогда есть шанс для осознания и внутреннего роста. Обращаясь со своими инструментами осторожно, женщина может совершить чудесное открытие и обнаружить бога любви, Эроса, в его истинном обличье. И тогда она будет довольна уже тем, что ее свет порождает чудо. Страстно желая женщину, мужчина часто испытывает потребность получить от нее свет, чтобы обнаружить свою истинную природу и божественность. Каждая женщина держит в своих руках эту неуловимую и в то же время могучую власть.

Что же такое лампа и что она помогает обнаружить? В лучшем случае мужчина знает, что он из себя представляет, и понимает, что где-то внутри него скрыто божественное величие и могущество. Но в момент, когда женщина зажигает светильник, он чувствует зов жизни, ощущает призыв к тому, чтобы, осознавая свою мужскую силу, проявить ее. Естественно, он дрожит! Кроме того, он ждет от женщины подтверждения своей состоятельности. Мужчина, потерпевший поражение и обнаруживший свою несостоятельность в лазах реальной или внутренней женщины, может оказаться в ужасном состоянии, так как обычно именно присутствие женщины напоминает мужчине о самом лучшем, что имеется в нем.

Во время второй мировой войны на Алеутских островах образовалось несколько изолированных друг от о друга мужских групп. Из-за неожиданно возникших к проблем с транспортом они лишились отдыха и покоя. Кроме того, они не имели возможности развлекаться и принимать гостей. Больше половины мужчин получили нервные срывы. Они перестали бриться, отпустили в волосы и прекратили делать все необходимое, чтобы поддерживать опрятный внешний вид. Это произошло потому, что рядом не было женщины, Психеи, смотрящей на Эроса, чтобы напомнить о его силе и состоятельности.

Упавшему духом мужчине может быть достаточно какого-нибудь знака внимания, а иногда — просто женского взгляда, чтобы обрести ощущение собственной ценности. В этом, наверное, проявляется одно из самых тонких мест в мужской психологии. Большинство мужчин получают глубинное ощущение своей мужской состоятельности от женщины, жены или матери или если они обладают высокой степенью рефлексии, — о своей анимы. Зажигая светильник, женщина видит сама и показывает мужчине его ценность.

Однажды я присутствовал при семейном скандале момент, когда женщина энергично схватила нож. Ее муж имел целый список провинностей и в этом списке обвинение в том, что он поздно приходит домой с работы, было далеко не первым. Он возмутился "Неужели ты не понимаешь, что я торчу на этой чертовой работе, чтобы побольше заработать и обеспечить семью?" Женщина опустилась на место. Она что-то услышала. Место ножа заняла лампа. Он продолжал "Я не пошел бы на работу, если б не ты. Я ненавижу свою работу и хожу туда только ради тебя и детей. " Таким образом внезапно в их семейных отношениях открылась новая сторона. Женщина подняла светильник и взглянула на происходящее. И то, что она увидела, ей пришлось по душе.

Мужчина очень зависит от женщины, освещающей семейную жизнь, ибо сам не обладает способностью раскрыть ее смысл. Жизнь для него часто суха и скучна до тех пор, пока кто-либо не привнесет в нее определенный вкус. Всего несколько слов, произнесенных женщиной, могут придать значимость целому дню напряженного труда и вызвать у мужчины чувство благодарности. Мужчина знает и хочет этого, он изо всех сил к этому стремится, давая возможность женщине пролить хотя бы немного света. Приходя домой и рассказывая о том, что произошло за день, он фактически просит женщину о том, чтобы она придала смысл его деятельности. Основное призвание женщины — хранить свет.

Прикосновение к свету или сознанию — серьезное и жестокое испытание; часто осознание становится для мужчины весьма болезненным — может быть поэтому он так сильно остерегается женщин. Главная причина «петушиного» поведения мужчины — тщетные усилия скрыть свой страх перед женщиной. Чаще всего, задача женщины — привести мужчину к постепенному осознанию существующих отношений. Почти всегда именно она произносит такую или похожую фразу: "Давай сядем и поговорим о том, что между нами происходит." В большинстве случаев именно женщина стимулирует личностный рост и развитие отношений. Мужчина всего о этого боится, но еще больше боится это потерять.

Мы можем двояко понимать функцию или символику масла в светильнике Психеи. Можно говорить о масле, уменьшающем трение, то есть, о средстве, смягчающем и облегчающем напряженную и запутанную ситуацию; можно — о попадании в котел с кипящим маслом. В смутном мужском восприятии женственности эти два разных смысла не всегда ясно отличаются друг от друга.

Однажды я сидел в обществе старого, как мир, еврейского патриарха и разговаривал с ним о том, как в его доме исчезла жизнь. Дети выросли и ушли из дома, сам он давно отошел от активной деятельности, и в его опустевшем жилище давно поселились мрак и пустота. Я ощущал что-то неладное и спросил его, существуют ли в его доме какие-то ритуалы. "Нет никаких ритуалов ответил он, — много лет назад мы перестали их соблюдать. В них нет никакого смысла." Я посоветовал ему попросить жену зажечь Субботние свечи вечером следующей пятницы4. "Вздор!" — воскликнул он. Но я настоял и был очень удивлен тому что он рассказал мне на следующей неделе, когда мы встретились вновь. "Я не знаю, что случилось, — сказал он, — но когда я попросил жену зажечь Субботние свечи, она зарыдала и сделала то, что я просил. С тех пор дом для нас преобразился и стал совершенно» иным!" А произошло вот что. Во-первых, в доме был восстановлен старинный ритуал, а во-вторых, женщина вновь обрела свое древнейшее право создавать мягкий свет, который согревает, одушевляет и привносил смысл. Немногие женщины понимают, насколько сильно в мужчине желание чувствовать рядом женственность. Однако, это не должно обременять женщину, и ей не стоит ставить это обстоятельство во главу угла, оставаясь внутренне одинокой. Как только мужчина обнаруживает в себе внутреннюю женственность, он перестает требовать от находящейся рядом женщины, чтобы она жила только ради него. Но если женщина стремиться сделать мужчине самый драгоценный подарок, если она действительно хочет насытить величайший мужской голод (голод, который мужчина редко демонстрирует, но который постоянно существует), она будет очень женственной именно в тот момент, когда мужчина будет страстно желать этого драгоценного качества. Истинная правда заключена в том, что получив от женщины ощущение женственности в тот момент, когда больше всего в нем нуждается, мужчина может снова взвалить свою ношу на плечи и нести ее, не чувствуя усталости.

Афродита решила задачу эволюции сознания весьма необычным способом! То, что считалось раньше цепью оплошностей и ошибок, превратилось в изумительный путь внутреннего развития. Хитрая и неискренняя в глубине души, Афродита в приступе ревности сделала все, чтобы заставить Психею обручиться со Смертью — чудовищем, обитающим высоко в горах. Она послала своего сына, бога любви Эроса, устроить свадьбу, но тот случайно укололся одной из своих стрел и без памяти влюбился в Психею. После этого в критический момент откровения сама Психея поранилась любовной стрелой Эроса и влюбилась в бога любви!

Что же представляет собой состояние «влюбленности», если влюбленный становится настолько сильным, чтобы творить чудеса, не обращая внимания на волю судьбы. Прежде чем попытаться разгадать эту тайну, следует обратить внимание, что любовь и влюбленность — это два разных понятия, которые не следует путать.

Любить — значит пройти от начала до конца весь опыт соединения одного человеческого бытия с другим. Это означает видеть в любимом человеке реальную личность и ценить его за ординарность, недостатки, самобытность и значимость самой человеческой личности. Если мы когда-либо сможем продраться сквозь туман проекций, в которых проводим большую часть жизни, то начнем воспринимать обыкновенное как исключительное. Вся беда состоит в нашем ослеплении собственными проекциями; мы редко видим другого человека таким, какой он есть, оценив его глубину и благородство. Такая любовь длится долго и существует наряду с ординарностью повседневности ("ординарность") в английском языке — производное от слов "упорядоченность"). Определенный смысл такой любви содержится в поговорке: "Все перемелется — мука будет." Любовь проявляется в каждом событии повседневной жизни, она не нуждается в сверхчеловеческом масштабе5. Человек работает, общается, ошибается, спасается и живет, захваченный ежедневны потоком событий.

Если же человек влюблен, он как бы соприкасается со сверхчеловеческим уровнем бытия. Он уносится прочь от суеты повседневности на божественный простор, где уже нет места для человеческих ценностей. Нас как бы захватывает неизвестно откуда взявшийся вихрь и бросает в совершенно иной мир, где человеческие ценности не имеют никакой цены. Если любовь это 110 вольт сетевого напряжения, то влюбленность это 100000 вольт сверхчеловеческой энергии, которая не может постоянно находиться в домашних условиях. Влюбленность — это удел богов и богинь, она существует вне времени и пространства.

Уже было сказано о том, что Психея оказалась первой из смертных, кому удалось увидеть бога любви во всей его прелести и остаться живой, чтобы рассказать об этом. В этом сердцевина нашего рассказа — смертная девушка влюбляется в бога и, не потеряв веру в любовь, остается верной своей человеческой природе Возвышенный конец этого повествования — прямое следствие того, что Психея осталась верной себе и своей любви6.

Давайте проведем мысленный эксперимент: представим себе, что на земле не осталось никого, за исключением вас и еще одного человека. Исследуйте свое отношение к этому человеку в течение дня и обратите внимание, какую он представляет для вас ценность. Пройдет совсем немного времени, и этот человек становится для вас воплощением чуда. Такая концентрация внимания на одном объекте, имеющая неземное происхождение, характерна для состояния влюбленности. В этом состоянии может оказаться каждый человек, но лишь случайно, иногда и в течение короткого времени. Оно совсем не похоже на любовь, где "все перемелется", которая длится долго и существует в домашних условиях". (Если бы кто-нибудь двадцать лет назад мне сказал, что я сведу воедино любовь и долгий срок, я был бы шокирован и, скорее всего, сильно разозлился. Но средний возраст привносит небольшие крупицы мудрости).

Случилось так, что и Эрос, и Психея укололись волшебной стрелой и очутились в мире влюбленных. Произошло чудо, которое неизбежно повлекло за coбой страдания. Психея избавилась от брака со Смертью, Эрос раскрыл свой божественный облик. Психея изгнана из рая; страдающий Эрос улетел прочь к матери. Влюбленность лишает людей обыкновенного человеческого покоя, но придает им огромную энергию, необходимую для развития личности.

Раньше опыт соприкосновения с божественным началом в первую очередь имел религиозный контекст; сейчас, имея индивидуальный опыт глубоких переживаний, мы ушли далеко от этих представлений. В наше время для обычных людей романтическая любовь — это практически единственная возможность соприкосновения с божественным началом. Влюбленность — это исключительная возможность смотреть на человека и видеть стоящую за ним божественную сущность. Нет ничего удивительного в том, что, влюбляясь, мы превращаемся в слепых. Мы находимся рядом с реальным человеком, но обращаем свое внимание на нечто более великое и возвышенное, чем обычное человеческое бытие. С точки зрения психологии это означает, что затронуты некие пласты нашей психики, сформировавшиеся еще до этого мифа. Если вы соприкоснулись с содержанием архетипа, то можете быть просто уничтожены. Миф говорит нам, что может случиться так что простой смертный может подвергнуться воздействию архетипа. Он может пережить это воздействие лишь радикально изменившись. Смертные соприкасаются с неземной реальностью и продолжают жить рассказывая о том, что им удалось пережить. В этом контексте можно понять, что означает ранение стрелой бога любви. Каждый человек мог испытать это потрясающее воздействие, приводившее к глубинным изменениям психики. Влюбленность — невероятный по силе воздействия жизненный опыт, который можно сравнить разве что со взрывом.

Жители Азии не имеют никакого понятия о влюбленности. Они вступают в отношения спокойно, постепенно, без драматизма, не тронутые стрелами Эроса. Браки всегда готовятся заблаговременно. Согласно традиции, жених не видит свою невесту до окончания брачной церемонии, пока она не снимет украшающие ее наряд цветы и гирлянды. После этого, следуя тщательно расписанному для новобрачных сценарию, жених ведет невесту в дом. Он сохраняет энергию, которую мы тратим в период влюбленности, до тех пор, пока не войдет в брачный чертог, где боги и богини придадут ему огромную силу.

Наша история — о женщине, которая соприкоснулась с чем-то более грандиозным, по сравнению с обычным человеческим опытом. Остальная часть мифа повествует о том, как Психея пережила это божественное прикосновение.

Раскрытие своей божественной сущности привело Эроса к невыносимым страданиям. Наступил конец райской жизни, ибо обнаружилась его истинная сущность — не божественного жениха на гибельной свадьбе или творца райских наслаждений, а живого воплощения любви. Это раскрытие оказалось для него весьма чувствительным и не менее болезненным, чем слава обманщика и хвастуна, вделавшего меньше, чем обещал. Как странно, что наши наилучшие способности могут причинить столько боли! Вряд ли все можно предвидеть заранее, но, тем не менее, именно так и происходит во многих жизненных ситуациях. Мой учитель рассказал мне случай, вполне подходящий для иллюстрации того, о чем говорилось выше. Очень возбужденный молодой человек пришел на консультацию после шести месяцев анализа. "Тони, все это ужасно!" — "Что случилось? Плохие новости?" — спросил Тони, не менее возбужденный. — " Но что же случилось, скажи мне, наконец!" — "Тони, мой невроз исчез, я не знаю, как жить дальше!" Смысл этого примера абсолютно ясен. Потеря старого способа адаптации к реальности — плохая новость для человека, даже если он может адаптироваться по-новому гораздо лучше. Как Эрос, так и Психея оказались глубоко травмированы при наступлении следующего этапа эволюционного процесса, хотя для каждого из них рана оказалась благотворной и полезной.

По иронии судьбы, именно в тот момент, когда приходит влюбленность, вы должны признать индивидуальность и уникальность личности другого человека и, как следствие этого, — его потребность в собственном личностном пространстве и некоторой дистанции. Отдалившись друг от друга, вы сразу начинаете осознавать наличие этой дистанции, ощущать разобщенности и осложнение отношений. Как правило, у человека (мужчины или женщины) возникает страшное чувство слепой подчиненности, едва он вообразит в своем партнере бога или богиню. Вслед за этим приходят изоляция и одиночество.

Эрос выполнил свое обещание: у Психеи родился ребенок. Конечно это была девочка, а не мальчик, и не богиня, а простая смертная. А Эрос покинул Психею. Так происходит и в реальной жизни: на смену райским наслаждениям приходит обыденное и земное.

Когда подобные события происходят в реальности очень часто ранний брак превращается в печальную драму. Как только женщина обнаружит, что мужчина не является создателем и творцом рая, как она предполагала, едва она раскроет уловки и секрет его «невидимости», оба супруга переживают сильное потрясение. Оно несет в себе огромный потенциал расширения сознания, но проявляется в болезненных переживаниях. И мужчина, и женщина покидают райский сад и находят твердую основу в человеческой жизни и человеческом измерении. И очень здорово, что все именно так и происходит, ибо люди делают больше хорошего, совершая человеческие поступки, чем божественные деяния. Однако цена этому — человеческое страдание.

Итак, Эрос улетел к матери, Афродите и с этого момента будет занимать очень мало места в нашей истории. Бедная Психея отныне продолжит свое странствие в одиночестве, хотя у нее гораздо больше помощников, чем она думает. Даже великая пожирающая свекровь, Афродита, продолжает заботиться о ней на всем извилистом и запутанном пути. В это время мужчина может разорвать брачные узы и вернуться в родительский дом. Или, не сделав это физически, он может погрузиться в непрерывное молчание, перейти на поверхностный уровень общения и не включаться эмоционально. Это означает, что он вернулся в материнский дом — если не к реальной матери, то к своему материнскому комплексу. В это время власть над сознанием женщины берет в свои руки Афродита.

Рассматривая Эроса в качестве анимуса — мужской части женской психики — мы можем вспомнить, что именно Эрос сделал так, что в раю Психея находилась в бессознательной власти анимуса до тех пор, пока не зажгла светильник. Когда это случилось и раскрылась полная идентичность Эроса с анимусом, он улетел обратно в свой внутренний мир, к которому принадлежал.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх