2. Генетически запрограммированный познавательно-творческий потенциал человека и характер культуры

Варианты «отношения» культуры к познавательно-творческому потенциалу как к объективному фактору могут быть различными.

Во-первых, культуру всякого общества можно отнести к одному из двух классов:

·    культуры, в которых эта проблематика не осознаётся никем;

·    культуры, в которых эта проблематика осознаётся хотя бы некоторыми.

Во-вторых, в каждом из двух названных выше классов культур также возможны варианты:

·    культуры, алгоритмика которых безразлична к деятельности индивидов, направленной на освоение их познавательно-творческого потенциала, в том смысле, что каждый со своим познавательно-творческим потенциалом делает всё, что ему угодно: хочет — осваивает и развивает, а хочет — занимается чем-то другим;

·    культуры, алгоритмика которых направлена на подавление познавательно-творческого потенциала большинства в угоду тем или иным меньшинствам — вплоть до генетического закрепления эффекта подавления или уничтожения познавательно-творческого потенциала;

·    культуры, алгоритмика которых направлена на как можно более полное освоение познавательно-творческого потенциала всеми и развитие его в последующих поколениях.

Три последних утверждения следует понимать в том смысле, что они касаются основной статистической массы живущих в соответствующей культуре, а в «хвостах» статистического распределения могут быть и отличия от доминирующего характера, которые могут оказывать своё воздействие на изменение характера культуры в целом, а могут и не оказывать сколь-нибудь ощутимого воздействия на характер культуры в целом, вследствие чего культура сохраняет своё качество в преемственности поколений.

Однако такое понимание в статистическом смысле не относится к первым двум утверждениям, поскольку первые два утверждения разделяют множество культур на два класса по качественному признаку, а не по количественным, с какими имеет дело математическая статистика и теория вероятностей.

Если говорить о культурах, алгоритмика которых направлена на подавление познавательно-творческого потенциала большинства, то встаёт вопрос о характере субкультуры меньшинства, в интересах которого так или иначе подавляется познавательно-творческий потенциал большинства. Субкультуры такого рода меньшинств, с поправкой на то, что они ? субкультуры неких социальных групп, а не культуры общества в целом, также могут быть соотнесены с описанной выше классификацией.

Если вдаваться в этнографический и исторический анализ (его в настоящей записке мы опустим), то можно увидеть, что разные по своему характеру культуры обладают разной устойчивостью в преемственности поколений.

И среди них есть самоубийственные варианты, переход к которым означает гибель общества в течение жизни одного — нескольких поколений. Термин «гибель общества» в данном случае подразумевает не только вымирание носителей самоубийственной культуры, но и поглощение выживших иными культурами и утрату ими прежнего культурного своеобразия в большей или меньшей мере. Однако наряду с этим можно выявить и общую тенденцию развития культур, устойчивых в преемственности поколений. Эта тенденция состоит в переходе к культуре, в которой:

·    проблематика освоения личностного познавательно-творческого потенциала всеми в русле Промысла Божиего осознаётся каждым психически здоровым индивидом;

·    алгоритмика личностно-эгрегориального и личностно-социального взаимодействия направлена на освоение познавательно-творческого потенциала всеми в русле Промысла Божиего.

Если кризисное развитие России на протяжении нескольких веков, в интегральной культуре которой наличествовало и наличествует множество субкультур, относящихся ко всем выше перечисленным типам и их подтипам, соотнести с тем фактом, что Вы читаете настоящую записку, то это означает:

Русская многонациональная региональная цивилизация — лидер человечества в этом процессе, поскольку в культурах прочих региональных цивилизаций и их народов эта проблематика публично по её существу не обсуждается.

Осознанность проблематики познавательно-творческого потенциала и ориентация культуры как информационно-алгоритмической системы на освоение его всеми означает, что в обществе неизбежно должна возникнуть и развиваться метрологически состоятельная[11] теория познания и творчества, соотнося которую с Жизнью, каждый бы мог осваивать свой личностный познавательно-твор­чес­кий потенциала, помогать в этом деле другим и воспитывать детей так, чтобы их познавательно-творческий потенциал безпрепятственно раскрывался и осваивался.

Т.е. в жизни общества теория познания и творчества (компонента культуры, общественное достояние) должна выражаться в эффективных познавательно-творческих навыках всех людей — в их личностной культуре психической деятельности (это — неотчуждаемое и неотъемлемое личное достояние).

Познание и творчество взаимосвязаны:

·    познание включает в себя познание существующего и познание возможностей существования того, что ещё не существует, по крайней мере в пределах восприятия субъекта;

·    а творчество включает в себя воплощение в жизнь выявленных в процессе познания возможностей осуществления чего-либо.

Организация психической деятельности человека такова, что познание и творчество в своей основе носят внелексический характер. Но исторически реально членораздельная речь — основной канал информационного обмена людей друг с другом, и соответственно языковая культура в виде изустно передаваемых преданий и сказаний, а с появлением письменности — и текстов — скелетная основа культуры всех человеческих обществ. Поэтому те познавательно-творческие достижения, которые не нашли своего адекватного метрологически состоятельного выражения в языковой культуре общества, большей частью утрачиваются, хотя некоторая часть из них может передаваться другим людям (в том числе и в преемственности поколений) на основе внеязыковых средств в личностном общении носителей соответствующих достижений: большей частью на тех же принципах, на основе которых мама-кошка учит жизни своих котят. В особенности это касается навыков, а не теоретических знаний: освоение навыков требует от индивида выработки в нём самом соответствующей личностной культуры психической деятельности алгоритмики получения и переработки информации и управления на её основе своим организмом (прежде всего) и обстоятельствами в жизни.

Хотя практически любой навык может быть описан словами (вопрос только в том, сколько слов потребуется для передачи того минимума информации, который позволит освоить навык на основе изустного повествования или текста), но неизбежно наступает момент, описываемый древнегреческой поговоркой: «Здесь Родос — здесь и прыгай»[12] — она представляет собой метафорическое выражение принципа «практика — критерий истины».

В культурах, алгоритмика которых направлена на то, чтобы все владели эффективными познавательно-творческими навыками (их совокупность можно назвать «методологией познания и творчества») вопрос об описании методологии познания и творчества может не вставать, как в нашей культуре не встаёт вопрос об описании навыка ходьбы на двух ногах. Не будет этот вопрос вставать и в культуре, алгоритмика которой достаточно эффективно и уже давно подавила познавательно-творческий потенциала большинства, подобно тому как не вставал бы вопрос об описании ходьбы на двух ногах в гипотетически воображаемой субкультуре тех, кого во младенчестве ослепили и вырастили со спелёнутыми ногами.

Освоение личностью познавательно-творческих навыков от этого гипотетического кошмара в стиле дурных сказок жанра «фэнтази» отличается тем, что генетическая программа развития организма человека, которой сопутствует процесс личностного становления, предполагает освоение определённых жизненных навыков в определённые возрастные периоды: отсюда в русском языке поговорка «не научился Ванечкой — Иван-Иванычем не научишься». Если в эти возрастные периоды соответствующие навыки не востребованы, то не будут развиты ни несущие их структуры организма, ни информационно-алгоритмическое обеспечение их деятельности. В более зрелом возрасте эти, не востребованные своевременно, навыки либо не могут быть освоены вообще, либо не могут быть освоены в полной мере. Это своего рода эквивалент ослепления и пеленания из приведённой выше аналогии в стиле «фэнтази», который в силу каких-то причин может нести алгоритмика культуры, направленная на подавление познавательно-творческого потенциала большинства.

Соответственно, если этому большинству в жизни общества сопутствует некое меньшинство, чья субкультура в меньшей степени подавляет познавательно-творческие навыки, а тем более, если субкультура меньшинства стимулирует их развитие, то у этого меньшинства тоже нет причин задумываться о том, как в лексике выразить метрологически состоятельно методологию познания и творчества. Более того, у них может быть потребность в том, чтобы этого не было сделано, поскольку распространение в обществе познавательно-творческих навыков лишает их монополии на некий корпоративный социальный статус. Поэтому:

Разрешение проблемы адекватного метрологически состоятельного описания методологии познания и творчества становится актуальным в процессе осмысленно волевого перехода от культуры, подавляющей познавательно-творческий потенциал общества, к культуре, в которой проблематика его освоения в наиболее полной мере в русле Промысла осознаётся всеми психически здоровыми людьми и алгоритмика которой направлена как на его наиболее полное освоение живущими, так и на развитие его в последующих поколениях.

Однако это далеко не самая простая задача, поскольку:

·    Познавательно-творческие навыки не существуют как некий формализованный универсальный алгоритм процесса познания, в который в его практическом применении в конкретике жизни надо всего лишь тупо подставить исходные данные, сформулировать требования к результату познавательно-творческого процесса[13] (или выбрать подходящее в управляющем «меню»), после чего запустить алгоритм в действие и ждать выдачи заказанного результата. В силу этого обстоятельства невозможно метрологически состоятельно описать то, что объективно не существует.

·    Познавательно-творческие навыки всегда выражаются в конкретных действиях в конкретной обстановке, которые сами по себе их затмевают, вследствие чего описание познавательно-творческих действий в их конкретике не является описанием познавательно-твор­чес­ких навыков — методологии познания и творчества как таковой.[14]

Оба высказанных положения относятся и к обратному процессу — освоению познавательно-творческих навыков на основе описаний.


Примечания:



1

 Если убрать знаки вопроса, то в заглавие вынесен афоризм В.О.Ключевского.



11

 Жизнь современной цивилизации такова, что одной из основ успеха всякого вида деятельности (а не только научной) является обеспечение его метрологической состоятельности. Метрологическое обеспечение жизни цивилизации привело к появлению специализированной научной дисциплины, получившей название «метрология». Метрология — наука об искусстве измерений и обеспечении метрологической состоятельности всех видов деятельности. Реально же в основе метрологической состоятельности деятельности в настоящей науке и во всех её приложениях к решению практических задач лежат четыре фактора:

·   Первый — объективная метрика Мироздания, его размеренность.

·   Второй — эталонная база, созданная наукой метрологией.

·   Третий — генетически запрограммированная идентичность чувств подавляющего большинства людей, которая выражается в издревле известном афоризме «человек — мера всех вещей» (в качестве пояснения: благодаря этому зелёный цвет — зелёный, а красный — красный для всех, кроме дальтоников; но и восприятию дальтоника различие цветов многих ситуациях может быть доступным, если он вооружится спектроскопом).

·   Четвёртый — адекватность Жизни как таковой мировоззрения и миропонимания индивида, ведущего или осваивающего познавательно-творческую деятельность.

Метрологическая состоятельность теорий практически выражается в том, что разные люди в своей деятельности на основе метрологически состоятельных теорий способны прийти к результатам, соответствующим теориям. Метрологическая несостоятельность теорий практически выражается в том, что теории объективно неприменимы для достижения обещаемых ими результатов.

Однако и деятельность на основе метрологически состоятельных теорий может быть неуспешной вследствие ошибочности субъективизма людей.



12

 Предание возводит её происхождение к такому сюжету. Некто после путешествия на остров Родос вернулся в Афины и начал там рассказывать, как ловко он прыгал на Родосе в воду со скалы. Выслушав его, кто-то из собеседников не поверил ему, но тот продолжал настаивать на том, что, будучи на Родосе, он мастерски нырял со скалы в море. В результате путешественник нарвался на предложение: «Здесь Родос — здесь и прыгай», от которого уклонился. Однако это предложение вошло в культуру Эллады и сохраняется на протяжении многих веков в культуре человечества в качестве идиомы.



13

 Сформулировать метрологически состоятельные требования к результату — это само по себе отдельная познавательно-творческая задача.



14

 Пример, иллюстрирующий это положение, находим в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, когда на вопрос Понтия Пилата: “Зачем же ты, бродяга, на базаре сму­щал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?”— Иешуа ответил: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чём-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-види­мо­му, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся и голова пройдёт”.

В этом ответе — всё, кроме описания методологии: и познание, творчество, и их результаты.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх