|
||||
|
Начнём с общебиологических явлений, поскольку биология вида «Человек разумный» — фундамент его социальности и культуры, вследствие чего, адекватное понимание сути и перспектив человечества без понимания взаимосвязей социальных и общебиосферных явлений — невозможно. Всякий биологический вид многоклеточных может быть отнесён к одной из двух категорий: · виды, в которых информационно-алгоритмическое обеспечение поведения взрослых особей полностью запрограммировано генетически (таковы растения, моллюски, кишечнополостные, насекомые) — оно передаётся в готовом к употреблению виде по наследству от поколения к поколению на основе генетического механизма вида и «инсталлируется» в организме в процессе выполнения генетической программы развития организма, начиная от момента образования зиготы (первой клетки нового организма); · виды, в которых информационно-алгоритмическое поведение взрослых особей включает в себя две составляющие: 1) генетически обусловленную, которая (как и в первом случае) передаётся в готовом к употреблению виде от поколения к поколению и «инсталлируется» в процессе выполнения генетической программы развития организма; 2) индивидуально нарабатываемое особью в процессе взаимодействия со средой на протяжении всей её жизни. Виды, относимые ко второй категории, отличаются друг от друга как общим объёмом и функционально ориентированным составом каждой из компонент информационно-алгоритмического обеспечения поведения взрослых особей, так и соотношением их долей. Кроме того, среди видов, относящихся к этой категории, есть виды, в которых отсутствует какая бы то ни было забота и воспитание со стороны представителей старших поколений в отношении молодняка, вследствие чего все особи нарабатывают внегенетически обусловленную компоненту своего информационно-алгоритмического обеспечения самостоятельно (таковы почти все рыбы и многие «яйцекладущие»[4]). Но в этой же категории есть виды, в которых забота родителей или иных представителей старших поколений о молодняке и воспитание старшими младших в большей или меньшей мере выражены, благодаря чему некоторая доля внегенетически обусловленного информационно-алгоритмического обеспечения перенимается молодняком у других особей (и прежде всего у взрослых) или вырабатывается под их руководством в процессе внутрипопуляционного общения. Соответственно этим видовым особенностям и внегенетическая составляющая информационно-алгоритмического обеспечения во многих видах не однородна по своему составу и включает в себя две взаимосвязанные компоненты: · первая представляет индивидуальные наработки особей, которые если и распространены в популяции достаточно широко, то только благодаря тому, что все их носители выработали их более или менее единообразно (в этом единообразии проявляется объективность Меры — матрицы возможных состояний) независимо друг от друга во взаимодействии со средой; · вторая наличествует не во всех биологических видах и невозможна без первой — она включает в себя такие наработки, которые распространяются в популяции за счёт того, что наработки одних особей перенимаются в готовом к употреблению виде другими особями, чьё непосредственное взаимодействие с факторами среды, послужившими причиной возникновения в популяции соответствующих наработок, — не является обязательным, по крайней мере, в ходе перенятия этих наработок у других. По сути вторая компонента внегенетической составляющей информационно-алгоритмического обеспечения в совокупности с первой представляет собой культуру вне зависимости от природы и характера тех каналов информационного обмена между особями, на основе которых наработки одних становятся достоянием других (без первой компоненты культура не может ни возникнуть, ни развиваться и, если первая компонента в ней подавлена, то такая культура обречена на деградацию вплоть до полного исчезновения). Как уже неоднократно говорилось в материалах Концепции общественной безопасности (КОБ)[5]: культура человеческих обществ — совокупность всего информационно-алгоритмического обеспечения жизни людей, не передаваемого от поколения к поколению в готовом к употреблению виде на основе генетического механизма вида «Человек разумный».[6] И по существу своему первая из двух названных выше компонент культуры представляет собой генетически запрограммированный познавательно-творческий потенциал в процессе его реализации. Но сама возможность культуры и потенциал её развития тоже запрограммированы генетически. Во всём многообразии биологических видов в биосфере Земли человек (Homo sapiens — «Человек разумный») выделяется наибольшим объёмом и наибольшей долей внегенетически обусловленного информационно-алгоритмического обеспечения особей. При этом культура человечества наиболее многогранна и содержит такой объём информации, что один индивид не в состоянии освоить её во всей полноте и детальности не только до вступления в пору взрослости, но и за всю жизнь: объёмы информации в ней на порядки превосходят «информационную ёмкость» индивида, по крайней мере при том способе существования, который ведёт человечество ныне и вело в обозримом историческом прошлом. Это соотношение объёма информации в культуре и «информационной ёмкости» индивида — объективная данность, — фактор, вынуждающий людей к объединению и взаимопомощи в делах и в жизни вне зависимости от того, осознают люди этот факт и осознанно волевым порядком строят своё поведение соответственно, или же — вопреки нему осознанно либо бессознательно пытаются упражняться в индивидуалистическом превознесении друг над другом. В культуре всякого человеческого общества можно выделить её фундаментальную часть — то, что определяет суть (характер) жизни общества, и нечто сопутствующее и быстро (по отношению к продолжительности жизни поколений) преходящее. Если рассматривать жизнь общества на исторически продолжительных интервалах времени, то к фундаментальной части можно отнести такие компоненты культуры, как: · жизненные идеалы[7] и верования (поскольку они очень сильно взаимосвязаны и во многом обуславливают друг друга, то мы их объединили в одном пункте), · фактически действующие организационно-этические принципы и выражающие их нормы поведения, на которых строится взаимодействие людей в обществе и общественные институты (исторически реально они могут очень далеко отходить от идеалов), · наработки фундаментальной науки, прикладные знания и навыки, на основе которых строится вся хозяйственная деятельность людей в этом обществе. При этом необходимо отметить, что фундаментальная часть, сохраняя свою значимость в жизни общества в преемственности поколений, содержательно изменяется в ходе общественно-исторического развития. И хотя культура во многом изменчива и пластична, что выражается в изменении её элементов на протяжении жизни одного поколения, в ней имеются элементы,неизменные в преемственности поколений: в силу разных причин как биологического и природно-географического, так и социально обусловленного характера. Такие элементы культуры становятся факторами давления среды обитания на биологический вид, и к ним генетический механизм вида при смене поколений так или иначе подстраивает генетику соответствующей культурно своеобразной популяции[8]: те индивиды, которые не вписываются в этот процесс адаптации — подчинения личности устойчивой в преемственности поколений культуре, — либо отторгаются обществом носителей этой культуры, либо погибают в нём, либо прилагают усилия к целенаправленному изменению культуры так, чтобы они сами и другие люди, в чём-то им аналогичные, могли жить в изменённой ими культуре этого общества.[9] «Человек разумный» — единственный биологический вид в биосфере Земли, биологическое и культурологическое будущее которого (вплоть до свершения следующего эволюционного шага в биологической эволюции осмысленно-целесообразно по своему осознанному выбору) во многом обусловлено его осознанно-осмысленным отношением к самому себе непосредственно (а опосредованно — к самому себе через его отношение к Мирозданию), его собственными устремлениями. И потому: Особая тема в социологии и культурологии как одной из её ветвей — это вопросы о том, 1) что именно из генетически запрограммированного потенциала развития человека мы не осваиваем по причине невостребованности этих генетически заложенных способностей в исторически сложившейся порочной культуре, и 2) как изменить культуру, чтобы она стимулировала полное освоение генетического потенциала, предопределённого Промыслом. Возможность дать адекватнее ответы на эти вопросы обусловлена прежде всего прочего тем, как культура (представляющая собой информационно-алгоритмическую систему) «относится»[10] к познавательно-творческому потенциалу людей, составляющих культурно своеобразное общество. Примечания:1 Если убрать знаки вопроса, то в заглавие вынесен афоризм В.О.Ключевского. 4 Не в биологически строгом значении этого термина, как обозначения одного из отрядов млекопитающих (иначе «однопроходные»), а в том смысле, что родители совокупились, самки отложили яйца в почву и покинули место яйцекладки. Погодные условия обеспечили энергетическую поддержку развития зародышей. Когда настало время, потомство вылупилось, после чего каждая особь оказывается наедине со средой обитания. Так размножаются морские черепахи, крокодилы и некоторые другие виды. Если икру считать разновидностью яиц, то большинство видов рыб, ракообразных, земноводных живут так же. 5 Упоминаемые и не упоминаемые в тексте настоящей записки материалы Концепция общественной безопасности в её представлении ВП СССР опубликованы в интернете на сайтах: www.dotu.ru, www.vodaspb.ru, http://subscribe.ru/catalog/state.politics.bkz, http://mera.com.ru, а также распространяются на компакт-дисках в составе Информационной базы ВП СССР. 6 Эта формулировка в Концепции общественной безопасности — определение. И человечество — не единственный вид в биосфере Земли, несущий культуру: см. в частности публикацию “Орангутаны — культурное племя” в газете “Известия” от 8 января 2003 г. (интернет-адрес публикации: http://www.izvestia.ru/science/article28471). 7 Хотя они могут и не быть воплощёнными в жизнь, но пока они не забыты или не искоренены из глубин психики людей, общество не утрачивает своей самобытности. 8 Если смотреть с точки зрения биологии на жизнь человечества, то «Человек разумный» — единственный биологический вид, популяции которого могут быть разграничены не только природно-географическими факторами, но и культурологическими факторами даже при совпадении природно-географических ареалов обитания. 9 Вследствие этого культура может стать и «полем боя», и «орудием» войны. 10 Культура всё же не субъект, и не может осмысленно или эмоционально относиться к чему-либо, как это свойственно человеку, по какой причине мы взяли это слово в кавычки. Но в её алгоритмике присутствует то, что лучше всего характеризуется словом «отношение». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|