3. Для чего и как создаются идеологии?

В заголовок этого раздела вынесены два вопроса взаимосвязанных в жизни. Очерёдность постановки вопросов именно такова, как они поставлены в заголовке. И в зависимости от того, каков ответ на первый вопрос, таков ответ и на второй. Поэтому начнём с рассмотрения альтернативных последовательностей ответов на эти вопросы.

АЛЬТЕРНАТИВА ПЕРВАЯ. Некоторым субъектам идеологии нужны для того, чтобы их посредством безраздельно властвовать над обществами, паразитировать на их жизни и труде, препятствуя людям в их становлении в качестве человеков и низводя их до уровня объектов манипулирования — средств достижения целей, которые ставят заправилы идеологической системы.

В случае успеха инициаторов такого рода идеологической агрессии состояние общества описывается стихотворением, неоднократно публиковавшимся в годы перестройки в центральной печати СССР:

Стадо

Мы — стадо, миллионы нас голов,

Пасёмся дружно мы и дружно блеем,

И ни о чём на свете не жалеем.

Баранье стадо — наш удел таков?

В загон нас гонят — мы спешим в загон.

На выпас гонят — мы спешим на выпас.

Быть в стаде — основной закон [17];

И страшно лишь одно — из стада выпасть.

Когда приходит время — нас стригут;

Зачем стригут — нам это непонятно.

Но всех стригут, куда ж податься тут,

Хоть процедура эта крайне неприятна.

А пастухам над нами власть дана…

Какой-то всадник нам кричал,

Что в стадо нас превратил колдун.

А для чего нам надо знать,

Что мы — люди, волей колдуна,

Превращены в баранов?

Так сочна на пастбище хрустящая трава;

Так холодна вода в ручьях журчащих;

Зачем нам надо знать о кознях колдовства,

Когда так сладок сон в тенистых чащах?

Да, хлещет по бокам пастуший кнут,

Что ж из того: не отставай от стада;

А у загонов прочная ограда,

И пастухи нас зорко стерегут.

Но всё ж вчера пропали два барана;

А от костра, где грелись пастухи,

Шёл запах и тревожащий, и странный;

Наверно, тех баранов за грехи сожрали волки!

Это пострашнее, чем колдунов невинные затеи.

Мы стадо, миллионы нас голов,

Идём, покачивая курдюками,

Нам не страшны проделки колдунов.

Бараны мы. Что можно сделать с нами?

К этому остаётся добавить, что в случае успеха инициаторов такого рода идеологических проектов человекообразные бараны убеждены в том, что именно они и есть полноценные люди… И эти притязания не состоявшихся в качестве человеков человекообразных на вселенский статус человека пострашнее [18], чем «колдунов» “невинные” затеи сами по себе…

Как возникают такого рода идеологии, кратко и ясно сказал А.С.Пушкин в “Гавриилиаде”:

С рассказом Моисея

Не соглашу рассказа моего:

Он вымыслом хотел пленить еврея,

Он важно лгал, — и слушали его.

Бог наградил в нём слог и ум покорный,

Стал Моисей известный господин,

Но я, поверь, историк не придворный,

Не нужен мне пророка важный чин!

Но надо иметь ввиду, что по отношению к Богу истинному и исторически реальному Моисею эти строки неуместны [19]. Однако по отношению к тому изображению Моисея, которое предстаёт читателю из Библии и по отношению к одному из богов Библии [20], они вполне адекватны. Это — тоже одно из достижений «колдунов» от идеологии в их “невинных” затеях…

Этому идеологическому проекту может сопутствовать пропаганда якобы деидеологизация жизни общества, выражающаяся в давлении на психику людям с детства разнородного шоу-бизнеса, соответствующего эпохе: когда-то это был культ боёв гладиаторов, а в наши дни эту задачу решают такие типы как Евгений Петросян, Максим Галкин и множество других паразитов [21], накачанных СМИ в качестве кумиров общества.

Подводя итог первой идеологической альтернативе, можно сказать:

Если ставится цель порабощения, то порождаемая поработителями идеология неизбежно должна быть заведомо лживой для того, чтобы убеждённые в её истинности порабощённые были бы не способны к самоорганизации общественного самоуправления, выявлению проблем и их разрешению, и в силу этого пребывали бы в зависимости от рабовладельца и в идеале воспринимали бы его как своего благодетеля. Далее вопрос только в том, как убедить людей в истинности заведомой лжи. Но это уже работа не идеологов как таковых, а политтехнологов прежде всего.

Тем не менее люди замечают, что кто-то так или иначе пытается более или менее успешно «компостировать мозги» им самим и окружающим. И такого рода действия вызывают их естественное недовольство. Поэтому «колдуны» от идеологий вынуждены имитировать борьбу с самими собой. 13 октября 2006 г. сайт NEWSru.com сообщил следующее:

«В одной из недавних телепередач Александр Дворкин — руководитель Центра Иринея Лионского, созданного по благословению Патриарха Алексия II и занимающегося проблемами новых религиозных движений, сект и культов, высказался “за то, чтобы сейчас немедленно ввести в уголовный кодекс статью за манипуляцию сознанием, за психологическое насилие”. По его мнению, статья должна предусматривать “ответственность юридическую и ответственность уголовную”.

По странной логике, не понятной тем, кто уважает чужие права и свободы, Дворкин предложил сначала ввести статью, по которой судили бы невиновных (для него понятия “сектант” и “уголовник”, по-видимому, являются вещами одного порядка [22]), а уж потом, “накопив определённый опыт, выходить с законодательной инициативой и вводить юридическое определение секты” [23].

Корреспондент сайта “Мир религий” попросил высказаться по поводу возможности введения в уголовный кодекс такой статьи российских лидеров пяти мировых религий. Им был также задан вопрос, не привлекут ли в этом случае к уголовной ответственности также и СМИ, занимающиеся манипуляцией сознания через рекламу и насаждающие в статьях и передачах ту или иную идеологию?» (http://www.newsru.com/religy/13oct2006/manipulatia_print.html).

Представители российского руководства пяти конфессий [24] высказались отрицательно в отношении введения такой статьи в уголовный кодекс. Действительно, с одной стороны все они так или иначе занимаются именно тем, статью против чего предлагает ввести в действие А.Дворкин [25], а с другой стороны юридически весьма затруднительно разграничить:

· «компостирование мозгов» — программирование психики другого человека или множества людей (от чего А.Дворкин предлагает защититься посредством юридической практики);

· бескорыстную беседу о смысле жизни, в результате которой человек или множество людей изменят свои убеждения и начнут видеть и понимать Жизнь иначе, что неизбежно выразится и в изменении их поведения.

В силу последнего обстоятельства — невозможности юридически определённо разграничить беседу о смысле жизни и «компостирование мозгов» — юриспруденция и практика применения законодательства не могут быть решающим средством в деле защиты общества и индивидов от «компостирования мозгов» «колдунами» от идеологий.

Поэтому тем, кому неприемлема жизнь под властью первой идеологической альтернативы, необходимо САМИМ подумать о содержании второй идеологической альтернативы и путях и методах её реализации.

АЛЬТЕРНАТИВА ВТОРАЯ. Каждый индивид должен быть способен обратить в ничто любые попытки «колдунов» от идеологий превратить его в барана. И тем самым общество будет защищено от возможности обращения его в «стадо».

Но это — одно из многих в истории благих пожеланий. Как известно, «благими намерениями вымощена дорога в ад», — из чего можно понять, что одних благих намерений для выработки и воплощения в жизнь второй идеологической альтернативы недостаточно. К ним необходимо добавить что-то ещё.

Чтобы понять, почему это так и в чём суть второй альтернативы, следует отвлечься на некоторое время от идеологий и их «плюрализма» и обратиться к истокам происхождения идеологий.

Всякая идеология — порождение двух свойств личности, выразившей идеологию общественной в целом значимости (а равно и претендующей на такое выражение):

· реальной, а не показной и не декларируемой нравственности личности;

· личностной культуры познания и адекватного осмысления Жизни.

Это означает, что благонамеренные субъекты, не овладевшие эффективной личностной культурой познания и адекватного осмысления Жизни, даже при своём численном многократном превосходстве обречены на поражение в противоборстве с объективно злонамеренным субъектом, чья личностная культура познания и осмысления Жизни достаточно адекватна объективным закономерностям бытия.

Собственно в этом и состоит тайна идеологического «колдовства», реализующая описанную выше первую идеологическую альтернативу в истории человечества в отношении многих обществ, каждое из которых может быть охарактеризовано приведённым ранее стихотворением “Стадо”.

По сути это означает, что упражнения «мозговых трестов» политических партий «Россионии» в области написания трактатов, выражающих партийные идеологии, вовсе не гарантируют народам России и человечеству в целом благоденствия в будущем, поскольку о культуре познания и осмысления Жизни партийные и околопартийные идеологи, а также и их арбитры (типа С.Э.Кургиняна) ничего не говорят.

Кто-то из них не говорит о личностной культуре познания и осмысления Жизни из лицемерия, тем самым умолчанием охраняя монополию «колдунов» от идеологии на некую такого рода личностную культуру, но в большинстве своём они не понимают того, что всякая идеология — выражение реальной нравственности и личностной культуры познания и осмысления Жизни идеологов.

И это молчание говорит не в пользу благонамеренных партийных лидеров, которым поняли наконец-таки, что партии без идеологий не состоятельны. Это говорит не в пользу партийных лидеров и идеологов потому, что благонамеренные вожди и идеологи в своём большинстве учились в вузах СССР и проходили курс философии диалектического материализма, в котором был особый раздел «Теория познания» — «Гносеология». И при всех пороках философии диалектического материализма как такового и советской системы преподавания философии всё же можно было понять своим умом один раз и запомнить на всю жизнь простую но значимую мысль:

Теория познания — главная теория во всём множестве теорий Науки и Религии.

И потому:

Если существующие исторически сложившиеся версии теории познания в чём-то не адекватны Жизни, то теорию познания надо совершенствовать либо создавать с нуля новую.

Если же теория познания адекватна Жизни и однозначно понимаемо описывает методологию познания, то она может быть подспорьем к тому, чтобы люди сами осваивали свой познавательно-творческий потенциал и помогали в этом нелёгком деле другим [26].

Если культура общества на это ориентирована, и методология познания — одна из основ обязательного образования, то каждый человек, получивший образование в этом обществе, как минимум защищён от обращения его в барана «колдунами» от идеологий, а как максимум способен выразить идеологию с нуля сам. Поскольку в таком обществе монополия «колдунов» на освоение и владение методологией познания не существует, то всё общество защищено от обращения его в стадо человекообразных баранов теми или иными «колдунами».









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх