ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Коллектив педагогов школы – фактически трудовой коллектив, имеющий определенные задачи, программу деятельности, план «выпуска продукции». Как и всякий коллектив, он является частью нашего общества, созданной для выполнения определенной функции – воспитания учащихся. Ему свойственны те ведущие отношения, которые присущи обществу, та доминирующая атмосфера, которая характерна для общества, та определяющая система человеческих ценностей, которая в нем принята.

Важнейшее свойство эффективного коллектива учителей – единство педагогических взглядов. Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру, которая определяется содержанием деятельности коллектива. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива.

В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его.

Педагогический труд разделен:

1) между учителями разных предметов, работающими в одном классе;

2) между учителями, ведущими один и тот же предмет в разных классах;

3) между учителями, работающими в одном классе, и его классным руководителем;

4) между педагогами, руководящими различными кружками, секциями, факультативами, обществами, клубами учащихся;

5) между педагогами, отвечающими за определенный участок или направление в воспитательной работе школы, и т. д.

Успешная работа педагогического коллектива зависит от хорошо налаженной кооперации труда учителей. В первую очередь речь идет о кооперации между учителями одного предмета в рамках методического объединения, что позволяет наладить обмен опытом, взаимодополнение и взаимозаменяемость в методической работе и во внеурочной работе с учащимися по предмету. Важна и кооперация между учителями разных предметов, работающим и в одном классе. Она позволяет сводить к минимуму перегрузку учащихся, осуществлять согласованный дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от степени их учебной подготовленности, воспитанности и других факторов. Весьма полезна кооперация между классными руководителями параллельных классов и классов одной возрастной ступени.

Она дает возможность лучше использовать для организации воспитательной работы индивидуальные возможности классных руководителей, предупреждает соперничество и возникновение группового эгоизма в отдельных классах, создает условия для сближения различных коллективов. Разделение и кооперация труда требуют от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения вместе с коллегами сосредоточиваться на объединяющем их в данный момент или на данном отрезке времени деле.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх