• I. Поколения Демократии.
  • II. Кризис Демократии.
  • III. Инструменты Власти.
  • IV. Демократия Диалога.
  • V. Советы плюс Бюджет.
  • VI. Глобальное противостояние.
  • Глава 3. «Взгляд за окно».


    На дворе лето 2005-го года, Россия. В прессе идут обычные споры, «Что делать?» и «Кто виноват?». Кто зовёт в СССР, кто хочет строить национальное государство, кто-то грезит либеральным «раем».

    США зависли в точке неопределённости своей финансовой системы, то ли доллар рухнет и похоронит мировую экономику, то ли рухнет евро и похоронит Евросоюз.

    Китай начал потихоньку отпускать юань в свободное плаванье и тоже хочет получить свой кусок пирога от нового мирового передела.

    В мире назревает целый букет кризисов, но один из фундаментальных, это кризис демократии.


    I. Поколения Демократии.


    Так уж повелось, что когда говорим «демократия» большинство понимает под этим некий идеальный хрестоматийный образ, берущий своё начало, чуть ли не с античных времён. Мало кто задумывался о различных типах демократии, но даже задумавшись не пытался оценить их с точки зрения когнитивных моделей. Кроме того, термин «демократия» став собирательным, в России начала 21-го века стал ругательством. Начнём с того, что рассмотрим основные типы демократии.

    Исторически первой демократией являлась прямая демократия в древней Греции, которая собственно и дала название Демос — народ (греч.) Кратос — Власть (греч.). Прямая демократия — это власть большинства, осуществляемая на мажоритарных принципах голосования. В основе её лежат референдумы, опросы, одноэтапные выборы. Прямая демократия являлась передовой для своего времени системой власти, но ей присущи некоторые недостатки. Прежде всего, это то, что она работала только в локальных группах ограниченных территориально. А так как продуктивность сельского хозяйства и транспорта в то время была низка, то и плотность населения была низкой, даже в городах. Как следствие этого, прямая демократия могла охватывать только малые группы людей. Как формировалась ОКМ при прямой демократии? Разумеется, путём собрания и участия в обсуждении и голосовании носителей КМч. При этом результирующая ОКМ не всегда высекалась в камне в виде законов, зачастую она существовала в нейронной сети людей в виде норм поведения и неписаных правил. Таким образом, при прямой демократии происходит прямое взаимодействие КМч людей и ОКМ этого социума содержится в операбельной среде этого социума. Если вспомнить племена и СУ-1, то аналогия более чем наглядная. То есть прямая демократия, это демократия первого поколения, которая по своей сути является родственной СУ-1.

    Раз уж заговорили про поколения демократий, то здесь прервемся и введём обозначение. Обозначать их будем как ПД (Поколения Демократии). Таким образом, прямая демократия это ПД-1.

    Возникнув как властный инструмент локальных групп ПД-1 вскоре трансформировалась в ПД-1,5. По сути ПД-1,5 аналогична СУ-1,5, для неё характерны были локальные ОКМ которые в главных принципах стыковались с другими ОКМ. Такая система впервые возникла как союз городов. Выбираемый властный иерарх фактически интегрировал ОКМ отдельных поселений и содержал в своей нейронной сети (мозге) ОКМ всего союза, т.е. ПД-1,5 была операбельна, так же как и ПД-1.

    Распространение СУ-2, несмотря на свою антидемократическую суть, не могло остановить развитие Демократии. Уже в Древней Греции и Риме возникла ПД-2. Из истории мы знаем, что помимо императора в Риме правил и сенат. Это была так называемая элитарная демократия. Для неё характерно возникновение узкого слоя профессиональных политиков, которые собственно и взаимодействуют своими КМч формируя при этом ОКМ элиты. В элитной демократии рядовые граждане отстранены от политического процесса их КМч как правило не учитываются и не участвуют в процессе формирования ОКМ социума. Глобальный контур обратной связи в таком социуме реализуется через смену элитной группы. В таком социуме имеется ОКМ социума и ОКМ элиты, если они совпадают, то ситуация стабильная, если они имеют существенную разницу, то начинаются волнения в конечной стадии завершающиеся переворотом и установлением новой элиты, у которой ОКМ более соответствует текущей ОКМ социума. Это происходит в первую очередь из-за того, что члены новой элиты несут в себе КМч сформированную ОКМ социума, и соответственно ОКМ элиты первое время очень близка ОКМ социума.

    Однако спустя некоторое время расхождение между ОКМ нарастают и процесс повторяется. Следует заметить, что начиная с ПД-2 ОКМ впервые перешла на неоперабельную среду. Именно законы драконта (драконовские законы) высеченные на камне являются первой кодификацией афинского (аттического) права осуществлённые архонтом Афин Драконтом в 621 году до н.э. По свидетельству Аристотеля, шесть молодых архонтов (фесмотеты — городские чиновники) позднее 683 г. до н. э. были уполномочены гражданами Афин переписать законы. Если это отвечает действительности, то кодекс Драконта, который принято датировать 621 г. до н.э. не был первым записанным сводом афинских законов, но он возможно был первым всеобъемлющим кодексом или переработкой предыдущих законов, которая была вызвана всплеском преступности. Относительно гражданского строя и условий формирования демократической элиты интересны записи Аристотеля.

    «Гражданские права были отданы тем, кто мог представить вооружение. Они избирали девять архонтов и казначеев из лиц, имевших не менее десяти мин свободного от долгов имущества, на другие должности, менее важные, из числа тех, кто имел собственное вооружение. Что же касается стратигов и иппархов, они должны были представить незадолжалое имущество не менее, чем в сто мин, и иметь от жены законных сыновей старше десяти лет; за них, до отдачи отчета, должны ручаться пританы, стратиги и иппархи предыдущей смены, взяв четырех поручителей того же податного класса, к которому принадлежат стратиги и иппархи. В совете же заседать должны четыреста один человек, на кого падет жребий из гражданской общины. В жеребьевке и на эту должность, и на другие принимают участие те, кто старше тридцати лет, и два раза один и тот же человек не должен занимать должности, пока все не пройдут ее; тогда опять сызнова производилась жеребьевка. Если же кто из советников в случае заседания совета либо народного собрания не явится на него, то, если имел он достояние в 5000 медимнов, он платил 3 драхмы, если был всадником — две, а зевгитом — одну. Совет же Ареопагитов был стражем законов и наблюдал за чиновниками, управляют ли они по законам. Всякий обиженный мог вносить жалобу в совет Ареопагитов, указав, против какого закона ему нанесена обида. Долги же, по-прежнему, влекли за собою кабалу, и земля была в руках немногих».[16]

    Что обращает на себя внимание, так это наличие вооружения и собственности, т.е. ценной признавалась КМч только человека обладающего определённым спектром компетенции. Ведь естественно раб или малоимущий не мог иметь развитого спектра компетенции. Для элитарной демократии (ПД-2) был важен имущественный ценз. С точки зрения рациональности, такая тактика была оптимальна на то время. Человек, достигший определённого имущественного положения мог оптимально модифицировать ОКМ, действуя, прежде всего в своих интересах (своей КМч) он, взаимодействуя с другими, вычленял и усиливал совпадающие сегменты, что действовало в интересах всего социума. Вынесение ОКМ ПД-2 на неоперабельные носители сделало возможным формирование системы судов, благодаря неизменяемости и однозначной, в большинстве случаев, трактовке. Именно тогда и зародился институт Права, который, по сути, является институтом фиксации ОКМ на неоперабельной среде и обеспечивает соблюдение членами социума, с отличными КМч, норм ОКМ социума.

    Сенат Древнего Рима также был элитарной демократией, сенатором мог фактически стать только состоятельный и образованный гражданин. Отличие элитарной демократии Древнего Рима от греческой заключалось в том, что выбор представителя осуществлялся не на основе жребия (случайной выборки), а на основе публичных выступлений кандидата, что подразумевало либо ораторские качества претендента, либо подкуп им избирателей. Но от этого демократия быть элитарной не переставала.

    Возникновение СУ-3 отразилось также и на Демократии. Многие слышали такое название как представительская демократия, именно она сейчас наиболее широко представлена и является по сути ПД-3.

    Представительская демократия отличается от элитарной демократии тем, что нет как такового имущественного ценза, а есть интересы групп, выраженные через своих представителей. Группа, как правило, представляет территориальное образование, но современные избирательные технологии массового воздействия, зачастую с помощью манипулирования сознанием избирателей, через СМИ, приводит к тому, что группы эти чаще всего финансовые или политические. Фактически с развитием СМИ становится возможным создание информационных потоков от одного ко многим и как следствие возникает возможность навязывания своей КМч большой группе, которая затем и принимает соответствующее решение. При этом, так как использование СМИ и политтехнологий требует денег, то система в пределе вырождается в элитарную демократию ПД-2, а точнее смешанную ПД-2,5. ПД-3 содержит свою ОКМ исключительно в неоперабельной среде, в операбельной среде нейронной сети находится только та часть, которая отвечает за соблюдение границ очерченных ОКМ социума, т.е. Конституции и Законов, но только в виде общих норм, а не деталей. Таким образом, ОКМ ПД-3 по сути является тоже элитарной, но в круг элиты попадают прежде всего группы осуществляющие формирование состава представителей. Таким образом, территориальное формирование состава представителей, при условии невмешательства внешних финансовых и политических групп это, по сути, ещё ПД-3, но по мере увеличения влияния внешних консолидированных групп она в пределе вырождается в ПД-2.

    В этой связи крайне показательна Россия в 2004-м 2005-м году. В управлении государством произошло смещение в СУ-2,5. То же самое происходит с демократией, то, что назвали «управляемой демократией» с ликвидацией территориальных мажоритарных депутатов и формированием Думы исключительно по партийному принципу, есть ни что иное, как возвращение к элитарной демократии ПД-2.

    Но как помним, ПД-2 органически склонна к переворотам и восстаниям, при которых происходит замена элиты, причем, как правило, физически.

    Вернемся вновь к ПД-3, характерной особенностью ПД-3 является то, что если она сформирована в соответствии с некими идеальными требованиями, а именно, равномерная территориальная представленность и равномерная представленность по родам деятельности, то у нас получается орган, операций над ОКМ, который наиболее точно соответствует социуму. Подобная попытка была предпринята в СССР. Такой орган как Съезд народных депутатов формировался именно на таких принципах, но вот его решение формировалось и готовилось ЦК КПСС, по сути, элитарной структурой. В этом и была ахиллесова пята СССР, так как за фасадом ПД-3 фактически управляла ПД-2 которая и была неадекватна среде, что и привело к августу 1991 года. Из этого следует, что революция 1991-го по направленности была демократической и направлена против ПД-2 в пользу ПД-3. Межрегиональная депутатская группа фактически и была та структура, состоящая из представителей разных групп как территориальных, так и профессиональных, она, на тот момент времени, наиболее точно отражала ОКМ социума. Именно она и одержала победу в борьбе с ГКЧП (ПД-2).

    События октября 1993 года фактически стали контрреволюцией, в которой ПД-2 взяла реванш за поражение в 1991-м. Тут не стоит обращать внимание на персоналии, если они были с ПД-3 в 91-м и с ПД-2 в 93-м говорит лишь о том, что они использовали средства ПД-3 для того чтоб самим стать представителями элиты.

    Вообще успешно работающие ПД-3 удалось создать в ряде стран. Это, прежде всего страны северной Европы. В свое время Швецию называли социалистической страной Запада, они, по сути, и были и остаются настоящей социалистической страной. Они на практике реализовали многие из принципов, которые в СССР только декларировались ЦК КПСС.

    Но Мир продолжает усложняться, в конце 20-го века планета вступила в Сеть. Если до эпохи Интернета информационные потоки через СМИ были преимущественно однонаправленными и вертикально ориентированными (от элиты к социуму), то с появлением Интернета, поголовной телефонизации, мобильной связи информационные транзакции стали настолько разнообразны и дешевы, что стала возникать новая социальная среда. При этом ОКМ социума начала существенно меняться, а элита продолжала оперировать старыми инструментами, прежде всего СМИ. СМИ оставались и остаются эффективным средством влияния на социум до тех пор, пока есть люди, использующие его как информационный канал, в основном это люди старшего поколения и с низким образовательным уровнем. Люди с высоким интеллектуальным потенциалом всё больше используют Интернет и другие сетевые технологии. В определённых кругах интеллектуалов смотреть телевизор и читать бумажные газеты уже считается дурным тоном. Из бумажных носителей признаются только книги, в остальном же это информация представленная в электронном виде. Власть, использующая ПД-3, а уж тем более ПД-2 всё более отчётливо замечает, что теряет контроль над обществом, она замечает, что оно расслоилось, на тех кто живёт по старинке, но сам, как правило, малоценен в новом мире и тех кто резко ушёл в интеллектуальный отрыв. Причём власть пока может манипулировать всё более истончающейся прослойкой стареющих представителей эпохи фабричных труб. ПД-3 приспособлена управлять обществом индустриальной эпохи[17], но не поколением Сети. Это всё предвестник нового кризиса, кризиса демократии.


    II. Кризис Демократии.


    Вся история Развития, в том числе и человечества, состоит из цепочки кризисов. Кризис это естественный эволюционный процесс. Каждый раз сценарий его один и тот же, система адаптируется под изменившиеся условия, затем условия меняются, иногда постепенно, иногда резко, система становится неадекватна среде, происходит поиск нового решения, система вновь становится адекватна среде и процесс повторяется. Однако тут следует учесть, что на частоту кризисов оказывает прямое влияние скорость изменения среды. Чем выше скорость изменений в среде, тем выше частота кризисов. Бескризисное развитие возможно только в том случае, если система сама будет в состоянии точно предсказывать будущую траекторию развития и менять себя загодя. Т.е. система станет Разумной. До тех пор нам предстоит переживать кризисы. Возможно, уже этот станет последним, и с воцарением ПД-4 мы увидим «Новый Мир». Но о ПД-4 чуть позже, а сейчас рассмотрим механизмы Демократии в части её возможности адекватно обрабатывать ОКМ.

    ПД-1 имело одну ОКМ общую для всех членов социума, профессий в то время было не много и возможностей по обработке всей ОКМ одним человеком было достаточно. В это время КМч примерно равнялась ОКМ социума. В условиях прямой демократии несмотря на имущественные ограничения можно говорить о том, что народ управлял социумом, т.к. КМч каждого признанного гражданином принималась к рассмотрению, т.е. это была система истинного народовластия. Следующая ПД-1,5 в принципе тоже была прямой демократией, но при этом из-за возросшей численности мнение каждого гражданина в общей ОКМ союза городов (поселений) интегрировалась, так как общая ОКМ союза была результирующей от взаимодействия ОКМ отдельных поселений.

    Первый кризис Демократии произошел при переходе от ПД-1,5 к ПД-2. Если судить по приводившемуся высказыванию Аристотеля, то получается, что напряжение в вопросе того, кого считать элитой в древней Греции решался с помощью случайной выборки и ротацией участников жребия. Для небольших групп с малым числом профессий этот метод был вполне приемлем и поэтому этот кризис был, по-видимому, относительно мягок. Однако уже в древнем Риме с его сенатом всё было гораздо кровопролитней.

    Но вернемся к рассмотрению обработки ОКМ в ПД-2.

    Для того чтоб понять, как обрабатывается ОКМ, является ключевым понять принципы формирования элиты. Если в Древней Греции это была случайная выборка и КМч усреднено можно считать близкой ОКМ социума, то уже в Древнем Риме стали возникать наследственные династии политиков. Здесь снова следует вспомнить спектр компетентности, если политика становится профессией, то логично было бы предположить, наличие некоего острого пика специализации. Да такой пик был, это как правило были ораторские способности, ведь профессиональному политику надо было с одной стороны заручиться поддержкой плебса, с другой стороны уметь навязать свою КМч или по крайней мере предложить в качестве основы для ОКМ. Именно здесь начинает проявляться интегрирующая функция профессионально политика, для своей успешности он должен говорить то, что от него хотят услышать избиратели, но для этого он в своей КМч должен иметь модели КМч своих избирателей, по крайней мере, в общих чертах. Если он говорит своим избирателям то, что они хотят от него услышать, то значит, он имеет КМч включающую и элементы их КМч. Таким образом, если конкурируют два и более политиков перед аудиторией, то большее количество голосов при всех других равных, наберёт тот, который сможет интегрировать в свою КМч наибольшее количество КМч избирателей, т.е. он позиционирует свою КМч как некую ОКМ группы избирателей. Избиратели оценивают его синтетическую ОКМ, и чем меньше разница её и КМч избирателя, тем большим сторонником он является политика. Отсюда следует, что главной профессией профессионального политика в идеале является изучение КМч своих избирателей и формирование некоей общей ОКМ с последующим взаимодействием ОКМ других политиков. Именно так должна в идеале работать ПД-2, но реальная жизнь вносит существенные коррективы, причина этих корректив в том, что человек может иметь не одну, а много КМч. Точнее она одна, но другие КМч он может использовать как инструмент для реализации своих целей. Т.е. говоря попросту он может лгать. Его КМч включает КМч` для плебса как инструмент для реализации своей КМч отличной от декларируемой. Именно в этот момент родилась политическая коррупция. Политик элитарной демократии всегда решает простенькое уравнение, какую КМч отстаивать свою или плебса КМч`. В том случае, если отстаивание своей КМч не влечёт непосредственной угрозы от плебса, то он будет преследовать свой интерес. Об интересах своих избирателей он будет помнить только в том случае, если постоянно будет существовать угроза за подмену КМч` декларированной плебсу на свою не декларированную КМч. Т.е. ответственность постоянная и непрерывная единственный способ блокировать возможность политической коррупции. Политическая коррупция как инструмент служит, как правило, действующей иерархии власти, так как именно она контролирует финансовые потоки и за счёт этого консервирует своё состояние. Т.е. решая за счёт политической коррупции тактические вопросы, действующая власть не даёт проходить КМч` к взаимодействию, тем самым противоречия в системе социум-элита нарастают. Как следствие этого резкий сдвиг, выражающийся через восстание и резню элиты, которая не отражала интересы своих избирателей.

    Совершенно очевидно, что причиной набегания ошибки в ОКМ элиты, относительно ОКМ социума является политическая коррупция. Причина же политической коррупции заключается в том, что действующая власть стремится сохранять свой статус-кво с помощью наименьших усилий. В условиях СУ-2 ПД-2 превращается в комплиментарную ветвь власти, осуществляющую внутреннюю легитимизацию власти. В условиях, когда члены социума не могут за счёт горизонтальных связей верифицировать истинность ОКМ элиты, то власть считается легитимной до тех пор, пока диспропорции между ОКМ элиты и ОКМ социума не достигнут размеров при которых недовольные управлением не начнут спонтанно формировать группы, которые вначале носят сетевую структуру, затем быстро структурируются в иерархию. Возглавляют эту новую иерархию новые претенденты на место элиты. Они становятся лидерами в протестной иерархии потому, что наиболее адекватно интегрируют КМч участников оппозиции. Разрешение ситуации возможно несколькими путями:


    * происходит переворот, и новая элита сменяет прежнюю при этом ОКМ элиты становится равен ОКМ социума.

    * прежняя элита уничтожает лидеров оппозиции и меняет свою ОКМ до ОКМ социума.

    * прежняя элита уничтожает лидеров оппозиции, но не меняет свою ОКМ до ОКМ социума, через короткое время формируется новая элита оппозиции, при этом более радикально настроенная. В конечном итоге всё кончается переворотом с резнёй.

    * Прежняя элита, не дожидаясь острой фазы, меняет ОКМ элиты до ОКМ социума. При этом, кооптируя оппозиционную элиту в состав действующей элиты.


    Из всех этих сценариев видно, что в любом случае ОКМ социума побеждает ОКМ элиты и задача элиты сводится к качественному и своевременному интегрированию ОКМ социума. В тот момент как она начинает сдерживать развитие социума, тогда и подписывает себе приговор. Эффективная тактика элиты заключается в опережающем развитии ОКМ элиты.

    Теперь рассмотрим ПД-3 и представительскую демократию в частности. Депутаты представительного органа действуют аналогичным образом при завоевании голосов, но в представительской демократии существует, как правило, и механизм отзыва депутата, если его действия не будут соответствовать интересам избирателей. Т.е. формально в ПД-3 заложен механизм блокирования политической коррупции снизу, однако, как правило, он не работает, что в общем превращает депутата в торгующего КМч как и в ПД-2. Однако есть и существенные отличия. Отличия, прежде всего, заключаются в наличии консолидированных групп имеющих свою ОКМ. Так, например партии, депутатские объединения и фракции являются такими группами имеющими свою ОКМ. В результате этого в ПД-3 взаимодействие идёт не на уровне КМч, а на уровне альтернативных ОКМ. Которые, по сути, являются, в той или иной мере, отражением интегральной суммы КМч обширных групп населения. Собственно политическая коррупция в ПД-3 переходит на уровень групп и политических партий. Но впервые возникает иерархия ОКМ включающая в себя и альтернативные ОКМ. Таким образом, оппозиция в ПД-3 также входит в элиту и в идеальной схеме в случае разбалансировки ОКМ текущей Власти и ОКМ социума, текущей Властью становится одна из оппозиционных групп, чья ОКМ наиболее близка к ОКМ социума. Это всё в идеале, на практике, как и в ПД-2 текущая Власть старается сохранить статус-кво несмотря ни на что, как следствие политическая коррупция. Во второй половине 20-го века с развитием таких СМИ как радио и телевидение появилась ещё одна возможность, это массовое манипулирование КМч избирателей. Специально сгруппированные факты и авторитетные мнения в состоянии оказать существенное влияние на КМч. В результате таких комбинированных мер стало возможно сохранять статус-кво текущей власти на достаточно длительный период, при этом не набегала большая погрешность между ОКМ элиты и ОКМ социума. Известный футуролог Фукуяма поторопился объявить о конце Истории. Но он поторопился, всё только начиналось.

    Взломала эту идиллию, Сеть. Конец 20-го века был ознаменован взрывообразным развитием средств коммуникации. Мобильная связь стала общедоступной, Интернет сделал возможным и главное дешевым создание собственных СМИ. Это привело к тому, что множество людей и ранее маргинальных групп получили возможность публиковать свои КМч и ОКМ. Зачастую они сильно отличались от официальной ОКМ элиты, нарастание их числа поставило под вопрос внутреннюю легитимизацию Власти. Кроме того, возникшие горизонтальные связи и дешевизна информационных транзакций привела к возможности формировать ОКМ социума напрямую как в прямой демократии ПД-1. Сформированная таким образом ОКМ как правило очень отличалась от ОКМ элиты. В условиях Сети альтернативная ОКМ стала набирать сторонников, при этом начала формироваться новая элита, сетевая. Сетевая элита по своей сути и организации принципиально отличается от традиционной иерархической элиты. Прежде всего, она отличается тем, что не структурирована и её ОКМ носит распределённый характер, причём она записана как в сетевых неоперабельных носителях, так и в операбельных нейронных сетях широкого и зачастую неопределённого круга читателей.

    Всё это признаки надвигающегося очередного кризиса Демократии. Даже такие признанно демократические страны как США стали испытывать проблемы с легитимностью. Прежде всего, это происходит из-за того, что каждая из групп в противоборстве с другой группой использует сетевые методы, но они, используя оружие которое, не понимая как оно работает, сами себе роют яму, причём с энтузиазмом. Выборы 2000-го и 2004-го года в США показали, что у демократии в США тоже есть проблемы легитимности.

    Аналогичные ситуации складываются по всему миру, возникают новые сетевые субкультуры и среды, так например «Живой Журнал» (www.livejournal.com) стал не только культурным, но и политическим явлением. Его структура оказалась удобной для формирования новых групп и развития новых ОКМ, инвариантность социума и связность возросли. Произошло то, о чём говорил в середине 80-х годов 20-го века немецкий философ Юрген Хабермас[18] развитие коммуникаций привело к возникновению нового качества, прежде всего в способе и структуре взаимодействия КМч и ОКМ. Именно коммуникативные среды и форумы как одно из средств привело к возникновению нового качества, когда напрямую и в реальном времени взаимодействуют много КМч и формируют новую ОКМ, причём за счёт большого числа и целевой специализации участников, зачастую эти ОКМ существенно превосходят то, что может предложить текущая Власть. Эти ОКМ публично доступны широкому и не определённому кругу, в результате наблюдается развитие тех ОКМ которые наиболее адекватно отображают реальность, при этом ОКМ элиты начинает существенно им уступать. Традиционные средства противодействия пригодные для иерархической оппозиции ПД-3 абсолютно бесполезны против сетевой демократии, в ней нет лидеров, которых можно ликвидировать или кооптировать, есть ОКМ которая, находясь с одной стороны в операбельной среде, с другой стороны отчуждена от конкретных носителей.

    Читатель наверное понял, что речь идёт о Демократии нового типа, а наиболее начитанные даже знают как она называется, да, это делиберативная демократия. ПД-4 является демократией Сети, демократией диалога, демократией прямого взаимодействия КМч большого числа людей, при этом зародившаяся в таком взаимодействии ОКМ находится везде и нигде одновременно. Что же это за новая Демократия идущая на смену ПД-3 в виде представительской демократии?

    Но вначале рассмотрим инструменты Власти.


    III. Инструменты Власти.


    В первой главе уже рассматривались вскользь такие инструменты Власти, как насилие и деньги. Но их на самом деле не два, а три. Третий инструмент Власти — Знания, в общем виде адекватная ОКМ. Я с большим удовольствием приведу две цитаты из книги Элвина Тоффлера «Метаморфозы Власти».


    ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

    Самые распространенные предположения, касающиеся власти, по крайней мере в западной культуре, подразумевают, что она — вопрос количества. Но хотя некоторые из нас, это очевидно, обладают меньшей властью, чем другие, этот подход игнорирует то, что сейчас может быть важнейшим фактором из всех, — ее качество.

    Власть бывает разного ранга и у некоторых ее видов, несомненно, низкая детонация. В горячих битвах, которые вскоре пронесутся по нашим школам, больницам, деловому миру, профсоюзам и правительствам, те, кто поймет «качество», получат стратегическое преимущество.

    Не подлежит сомнению, что насилие — воплощенное в ноже уличного грабителя или ядерной ракете — может дать пугающие результаты. Тень насилия, или силы, запечатленная в законе, стоит за каждым действием правительства, и, в итоге, любое правительство полагается на солдат и полицию в деле придания силы своей воле. Эта вездесущая и необходимая угроза официального насилия в обществе помогает поддерживать систему в рабочем состоянии, обеспечивая рядовые контракты в области бизнеса применением силы или угрозой такового, снижая уровень преступности, создавая механизм для мирного решения разногласий. Парадоксально, но эта завуалированная угроза насилия дает возможность сделать ежедневную жизнь ненасильственной.

    Но насилие в целом наталкивается на серьезные препятствия. Прежде всего оно подстрекает нас носить с собой баллончик с «мейсом»[19] или запускать гонку вооружений, которая увеличивает степень риска для всех. Даже когда оно «срабатывает», насилие порождает сопротивление. Жертвы и уцелевшие ждут первого удобного случая, чтобы нанести ответный удар.

    Главная слабость грубой силы кроется в ее абсолютной негибкости. Насилие может быть использовано лишь для наказания. Если быть кратким, оно — низкокачественная власть.

    Богатство — более удобный инструмент власти. Сила толстого бумажника значительно многостороннее. Вместо просто запугивания или наказания он может предложить превосходно градуированные награды — выплаты и вознаграждения деньгами или чем-то подобным. Богатство может использоваться как в позитивном, так и в негативном плане. Оно, следовательно, значительно гибче силы. Богатство — власть среднего качества.

    Однако самую высококачественную власть дает применение знаний. Актер Шон Коннери в кинофильме, действие которого разворачивается на Кубе в период диктатуры Батисты, играет британского наемника. В одной незабываемой сцене военачальник тирана говорит: «Майор, назовите ваше любимое оружие, и я вам его предоставлю». На что Коннери отвечает: «Мозги».

    Власть высокого качества — это не просто возможность дать затрещину. Не просто возможность сделать по-своему, принудить других делать то, что хочется вам, даже если они предпочитают иное. Высококачественная власть предполагает значительно большее. Она предполагает эффективность — достижение цели с минимальными источниками власти. Знания часто могут использоваться для того, чтобы заставить другую сторону полюбить вашу последовательность операций при выполнении действия. Они могут даже убедить человека в том, что он сам придумал эту последовательность.

    Следовательно, именно знание — самое многостороннее из трех основных источников управления в обществе — производит то, что высшие военные чины в Пентагоне любят называть «самым главным оружием рядового». Оно может быть применено для наказания, вознаграждения, убеждения и даже изменения. Оно может превратить врага в союзника. Лучше всего то, что, обладая верными знаниями, можно, в первую очередь, обойти нежелательные ситуации, а также избежать излишних трат сил и средств.[20]


    ТРАЕКТОРИЯ ВЛАСТИ

    Суть в том, что во время промышленной революции верхние слои общества перестали полагаться, как это было изначально, на низкокачественную власть, даваемую силой, и перешли к власти среднего качества, предоставляемой деньгами.

    Деньги не могут дать немедленного результата, как кулак в зубы или пистолет под ребро. Но по причине того, что они могут быть применены и для вознаграждения, и для наказания, деньги — более многогранный, гибкий инструмент власти, особенно когда конечная угроза насилия остается на месте.

    Деньги не могли стать основным рычагом управления в обществе раньше, поскольку подавляющее большинство человечества не было частью денежной системы. Крестьяне доиндустриального века сами обеспечивали себя продуктами питания, одеждой и крышей над головой. Но по мере того как заводы заменили фермы, люди перестали сами выращивать себе еду и их выживание стало зависеть от денег. Эта всеобщая зависимость от денежной системы как отличная от самообеспечения трансформировала все властные взаимоотношения.

    Насилие, как мы увидели, не исчезло. Но его формы и функция претерпели изменения, поскольку деньги стали главной мотивацией для рабочей силы и основным орудием управления в обществе на три индустриальных столетия.

    Именно этим объясняется, почему и социалистическое, и капиталистическое общества «фабричных труб» оказались в большей степени скупыми и стяжательскими, одержимыми деньгами, чем значительно более бедные доиндустриальные культуры. Жадность, без сомнения, уходит в прошлое. Но именно индустриализм вывел деньги на первое место среди инструментов власти.[21]


    Как видно из двух приведенных цитат все три типа инструмента Власти преследуют одну и ту же цель, принудить социум к действиям в рамках ОКМ элиты. Т.е. формализуя, мы приходим к тому, что функция Власти сводится к навязыванию социуму своей ОКМ и принуждению к определённым действиям в рамках этой ОКМ. В общем виде власть кого либо, над кем либо, это навязывание КМч управляющего управляемому. При этом управляющий может использовать три инструмента воздействия на КМч управляемого.

    Насилие по отношению к управляемому производит в КМч управляемого изменения, которые будучи учтены, приводят к прекращению насилия. В результате ОКМ управляемого изменяется, в ней появляется сегмент, который фиксирует угрозу насилия в случае не выполнения или выполнения каких либо действий. Причём следует заметить, что один управляемый может передать этот сегмент своей КМч другому управляемому. Демонстративные наказания и демонстративные казни это один из способов массового влияния на КМч управляемых.

    Как совершенно очевидно Насилие как инструмент Власти преобладал в эпоху массового распространения СУ-2 и ПД-2. Этот инструмент был наиболее прост и не требовал наличия сложной КМч у управляющего. Нарастание сложности социума вынудила использовать более сложный инструмент, деньги.

    Экономическое принуждение более поздний инструмент воздействия на КМч для изменения её в заданном направлении. Фактически этот инструмент стал доминировать с приходом СУ-3 и ПД-3. Насилие никуда не исчезло, но оно уступило значительную часть своей сферы экономическому принуждению. Экономическое принуждение является своего рода платой за формирование того или иного сегмента КМч побуждающей управляемого к определённым действиям выгодным и отвечающим интересам КМч управляющего. Т.е. в сфере оперирования когнитивными моделями мы видим появление торговой этики, когда принятие определенной КМч оплачивается ресурсами. В этой связи краеугольным камнем управления и навязывания своей КМч является наличие значительных ресурсов пригодных к торговым транзакциям. Наличие большого количества денег, или того, что ими считается, даёт обладателю этого ресурса сразу большие возможности по навязыванию своей КМч и более полному представлению её в ОКМ социума. Вот откуда и выражение «Деньги правят миром». Здесь следует сделать оговорку, что это справедливо для так называемого капиталистического общества, в котором признаётся право на значительные капиталы и частную собственность. В социалистических странах типа СССР механизм был несколько сложней, в нём присутствовали в равной степени все три инструмента власти. Насилие как уголовная статья за тунеядство, экономическое принуждение через заработную плату и систему распределения и имелась значительная часть третьего инструмента в виде идеологии, т.е. Знания. «Кодекс строителя коммунизма» по сути, был инструментом прямого навязывания ОКМ. С этой точки зрения СССР был более передовой социальной структурой, так как в нём использовался внеэкономический и не силовой способ прямого воздействия на КМч. Все эти товарищеские суды, месткомы и другие структуры фактически напрямую воздействовали на КМч без инструментов посредников. Всё ограничивалось прямой передачей символов, изменяющих КМч. Собственно именно в этой плоскости лежали принципиальные структурные различия социалистической и капиталистической системы.

    Сейчас подойдя вплотную к такому инструменту как Знания, в управлении КМч, вернемся немного назад в первую главу и вспомним, что Знания это то, что человек относит к той части описания внешнего мира, которой он может управлять и прогнозировать поведение. Т.е. Знания всегда находятся в зоне Материя, а не в зоне Информация. В зоне Информация находятся явления и модели не имеющие описания и не позволяющие прогнозировать поведение системы, а следовательно и манипулировать ими. Если есть два человека с разным Знанием, то тот, кто обладает большим, будет в состоянии манипулировать тем, у кого Знание меньшее. Это произойдёт вследствие того, что его КМч более развита. Правда тут следует сделать оговорку, что это справедливо при равных волевых качествах этих людей.

    Знание как инструмент Власти, при применении, действует напрямую от одной КМЧ или ОКМ к другой КМч. При этом в качестве посредника используются символы. Это могут быть слова в радиопередаче, это может быть видеоряд в ТВ программе, это могут быть символы на экране монитора. Впервые инструмент «Знание» возник с возникновением речи и напрямую связан с Информацией и коммуникациями. Совершенно естественно, что в то время, когда произошло взрывообразное развитие коммуникаций и средств обработки Информации, роль Знания существенно повысилась. Именно в это время появились такие понятия как «ноу-хау» и знаменитое «Знание — Сила» Фрэнсиса Бэкона. Причём примечательно, что в обществе, в котором Насилие в тот момент преобладает, актуален другой афоризм «Власть вырастает из ствола винтовки» Мао Цзэдуна, ну а уже упоминавшийся афоризм «Миром правят Деньги» относится к другому обществу.

    Общество начала 21-го века купается в сетях коммуникации и потоках Информации и это уже приводит к тому, что главенствующей Силой Власти становятся Знания. Нет, разумеется, Деньги и Насилие никуда не делись, но вот доля Знания в общем инструментарии Власти продолжает стремительно нарастать. Однако тут следует сделать оговорку, так как ОКМ элиты в СУ-2 и СУ-3 развивается медленнее чем социума, то складывается интересная ситуация. У элиты есть инструменты Насилие и Деньги, а у социума есть возможность принимать и управление от Знания. Всё это создаёт удивительные предпосылки возникновения сетевой элиты базирующейся на Знании и коммуникациях, которая в один прекрасный момент полностью перехватит управление социумом. Причём отвратить или отсрочить это невозможно, это объективный процесс как восход Солнца.

    Может ли элита в этих условиях сохранить себя? Да может, но для этого ей надо стать сетевой элитой, изменить принципы формирования управления и нарастить свои Знания. Т.е. если пользоваться определением Льюиса Кэрола, для того чтоб элите остаться на месте, надо бежать изо всех сил. Ни деньги, ни Насилие не спасут её от выбрасывания из элитной ниши, только Знания могут обеспечить определённые гарантии. Причём тут следует отметить не только, а может и не столько иметь возможность оперировать большими массивами фактов, а прежде всего способность к продуцированию новой Информации. Для основной массы элиты из ПД-3 и СУ-3 может быть определено место глии в головном мозге. Сами нейроны не могут функционировать и обеспечивать себя, а вот клетки глии как раз и реализуют, в том числе и эту функцию, кроме этого именно глия отвечает за динамическое регулирование ресурсов в мозге.

    Мы стоим на пороге, на пороге «Нового Мира». Сейчас уже совершенно очевидно, что существует СУ-4, ПД-4 и властный инструмент Знания. Сведём все, что нам известно в одну таблицу.



    Новая формация, получившая название «нейросоц» была вычислена вначале на кончике пера, но когда стали ясны его параметры, то с удивлением почти все его элементы были обнаружены, в том или ином виде, в обществе начала 21-го века.

    Для того чтоб не было споров о происхождении термина нейросоц сразу раскрою его, это слияние двух слов «Нейро» и «Социум». Нейро потому, что в основе лежат принципы, использованные Природой при построении нейронных сетей в которых нет главных нейронов, но в тоже время нет и уравниловки. Ну а «Социум» понятно, почему возник. Что касается самой истории возникновения термина, то в переписке сначала мы использовали термин «Социальный Нейроквад», и те исследования, которые мы вели, я назвал нейросоциоматикой, затем Сергей Щеглов предложил усечь нейросоциоматику до нейросоца. Вот так и появился этот термин, через полтора года он стал широко известен и фактически ассоциируется с СУ-4.

    Умному читателю, а не умный и читать эту книгу бы и не стал, не составит труда оценить, в каком положении находится наше общество. Я умышленно это не буду этого делать. Я дал инструмент, а уж выводы пусть каждый делает сам.


    IV. Демократия Диалога.


    Людей много, и у каждого свои планы. А у территории может быть только одно будущее на всех. Поэтому необходимо согласовывать эти частные планы будущего, искать варианты сложения планов, которые усиливают друг друга (синергия), искать варианты так скомбинировать противоречащие на первый взгляд планы, чтобы они не мешали друг другу. В условиях быстрых изменений согласование планов жителей и предпринимателей путем выдвижения устраивающих людей представителей раз в четыре года или пять лет — это слишком мало.

    Поэтому мир начинает переход к делиберативной демократии. Слово «deliberation» по-английски означает, размышление, взвешивание, обдумывание, обсуждение, дискуссию, диалог, рассудительность, осмотрительность. То есть, тщательное коллективное обдумывание. В такое обдумывание вовлекаются по возможности все жители территории, которых касается данный вопрос. Проводятся собрания в кварталах, районах, периодические собрания городских представителей. При этом по разным вопросам интересы жителей и предпринимателей могут представлять разные люди.

    Используется скользящее планирование, то есть, имеется план на период (например, на пять лет), но каждый год он пересматривается и корректируется.

    Дело в том, что каждый житель что-то знает лучше других. Не нужно (да и невозможно) согласовывать все со всеми. Нужно спрашивать людей о тех аспектах, той стороне планов, которые касаются именно их, и именно они лучше всех смогут дать сигналы о подтверждении (верификации) этого аспекта, или о том, что они отвергают такой вариант (фальсификация).[22]


    Исследователи-обществоведы давно заметили такой эффект: когда локально собирается некоторое количество людей и перед ними ставится некая проблема, то проявляется эффект синергии или как ещё называют «мозговой штурм». В работе таких групп важным является, что за счёт множества информационных транзакций между участниками группы формируется ОКМ решаемой проблемы, которая, как правило, полней чем КМч одного человека.

    Это происходит из-за взаимодействия разных спектров компетенции, и именно в этих группах рождаются новые Знания, так как вторичные пики двух и более людей могут сложиться и дать всплеск в области, в которой они не являлись первичными специалистами, но вместе смогли найти новое решение. Эти так называемые «фабрики мысли» в настоящее время работают во многих местах, как правило они создаются для решения технических и иных естественнонаучных проблем, но кто сказал, что их нельзя использовать для решения проблем управления социумом. И надо заметить давно используют, ведь по сути Правительство и есть такая команда которая призвана решать эту задачу. Но тут при внимательном взгляде можно увидеть, что при формировании Правительства параметры спектра компетенции, как правило, не берутся в расчёт, в результате чего юристы руководят рыбным хозяйством, а строители экономикой или ещё чем. Причём нередка ситуация, когда в правительстве представлены специалисты одной специализации и, как следствие, их спектр компетенции имеет серьёзные изъяны. В этих условиях качество работы таких коллегиальных органов резко снижается.

    Один из возможных вариантов решения этой проблемы был продемонстрирован в бразильском городе Порто-Аллегри. Там на принципах делиберативной демократии построили систему местного самоуправления. И эта система стала прообразом будущего демократического общества. Не случайно, что именно в Порто-Аллегри проходит альтернативный Давосу съезд демократических активистов из разных стран. Выстроенная в городе система уполномоченных иерархических форумов практически полностью изменила облик города как внешне, так и политически.

    Ключевым принципом диалоговой (делиберативной) демократии является создание распределённой сетевой ОКМ. В которой каждая ОКМ структурируется исходя из территориального признака. Получается фрактальная структура ОКМ, где несколько младших ОКМ формируют ОКМ среднего уровня, а они в свою очередь ОКМ верхнего уровня. От классических иерархических пирамидальных структур эта отличается принципом текущей легитимности. Под текущей легитимностью понимается то, кому подчиняется и от кого зависит в своей каждодневной деятельности руководитель. В системах ПД-2 и ПД-3 он зависел от вышестоящего, т.е. его легитимность и возможность политической коррупции, в межвыборный период, определялась вышестоящим в элите. В ПД-4 это определяет нижестоящий, в этом случае руководитель просто вынужден служить нижестоящим, т.е. вектор его служения направлен не к элите, а к социуму, что делает его «слугой народа», а не прислужником начальства.

    Базовый принцип диалоговой демократии предельно прост, граждане с ограниченного территориального участка общаются между собой и обозначают проблемы подлежащие решению, а также намечают пути их решения. При этом они выбирают из своего состава территориального модератора (координатора) который, по их мнению, обладает всеми необходимыми качествами и его КМч наиболее соответствует ОКМ локальной группы. Затем выбранные на форуме координаторы образуют форум следующего уровня, на котором их КМч взаимодействуют и образуют ОКМ среднего уровня, из своего состава они выбирают нового модератора (координатора) который владеет уже ОКМ среднего уровня. При этом следует обратить внимание на то, что спектр его компетенции будет наиболее широк и оптимален для ОКМ данного уровня. Постоянная динамическая система выборов обеспечивает текущую легитимность в направлении социума. Координаторы среднего уровня уже формируют ОКМ верхнего (городского) уровня и мэром становится координатор, чья КМч наиболее соответствует общей ОКМ города и наиболее интегрально отражает КМч жителей города. Такой подход позволяет создать ОКМ нескольких уровней и многоуровневую элиту, при этом за счёт сегментирования ОКМ, на подобную чешуе структуру, она может лучше учитывать специфику отдельных групп и территориальных зон.

    В качестве наглядного примера иллюстрирующего построение местного самоуправления на принципах диалоговой демократии в условиях России предлагаю рассмотреть некий проект «Советы плюс Бюджет». Забегая вперёд, сразу скажу, что в одном из российских городов Северо-запада некоторые принципы, описанные ниже, используются и дали хороший результат.


    V. Советы плюс Бюджет.


    Основной принцип заключается в дроблении управленческой задачи и решения на соответствующие уровни иерархии социума.

    Властно-распорядительные полномочия в системе местного самоуправления, на принципах диалоговой демократии, реализуются классически для демократических систем, делегированием снизу вверх. Каждый нижестоящий делегирует полномочия по принятию решения на вышестоящий уровень. При этом система инициации выборов спонтанна и определяется простым большинством нижестоящих желающих реализации демократического права. Таким образом, неэффективные управленческие решения моментально оцениваются нижестоящими и до тех пор, пока не будет найден лучший управленец, для этого уровня, выборы перманентны. Данная система позволяет самым активным и эффективным управленцам подняться по административной иерархии. На каждом уровне будет повышаться компетентность в вопросах организации местного самоуправления. Вместе с тем критерием оценки для нижестоящих качества выбранного руководителя, будет его возможности по привлечению средств для соответствующего уровня, справедливое их распределение и расходование с учётом интересов всех нижестоящих.

    Административная иерархия предусматривает наличие в ней аппарата поддержки административных функций, секретари, менеджеры и другие. В обязательном порядке эти элементы имеются городском комитете местного самоуправления и в районных Советах.

    Нижестоящие Советы также в случае необходимости, если обслуживают большие городские конгломераты, могут создавать свои административные структуры, но финансирование их они осуществляют из своих средств. Так, например Совет микрорайона может арендовать комнату или квартиру с компьютером и одним постоянным или несколькими служащими, которые осуществляют непосредственное взаимодействие с разными уровнями по текущим вопросам. Совет квартала может ограничиться одной комнатой, компьютером и принимать граждан в определённое время, не имея постоянного штата. Домовой комитет может принять решение об определении размера компенсации за амортизацию компьютера и ведение счета дома.

    Главный принцип административной иерархии, власть делегируется снизу, средства поступают сверху.

    Нижней административной единицей самоуправления является управдом (управляющий домом) он избирается старшими подъезда из своего числа, на неограниченный срок и является распорядителем лицевого счета дома. Размер вознаграждения за деятельность определяют нижестоящие, размер вознаграждения публичен и доступен в системе «МИАСС». (Муниципальный Информационно-Административный Сервер Самоуправления)

    Следующей в иерархии единицей является «квартальный» который управдомы избирают из своего числа, размер вознаграждения за работу также определяют нижестоящие управдомы.

    Управляющий делами микрорайона избирается из состава квартальных, его вознаграждение определяют «квартальные».

    Минимэр, он же председатель районного Совета, выбирается из состава префектов и является главным распорядителем района города, размер его вознаграждения определяют префекты.

    Минимэры образуют в городской администрации городской комитет (Совет) местного самоуправления, который под руководством Сити-менеджера и мэра осуществляет управление городом, и вырабатывают общегородские программы.



    Рис.34 административная иерархия



    Второй после формирования административной иерархией компонентой является иерархическое формирование бюджетного плана.

    Основной принцип при формировании бюджетного плана заключается в том, что жильцы гораздо лучше знают о проблемах микроуровня и могут сформулировать детальную постановку задачи, вплоть до подъезда, лестничной площадки, конкретной ямы и трубы. Это не отменяет привлечение специалистов для оценки капитального ремонта и состояния коммуникаций, но позволяет во многих случаях текущую работу возложить на самих жильцов, тем более они заинтересованная сторона.

    Жильцы совместно со старшими подъездов и управдомом формируют план расходов дома, в котором наряду с обязательными пунктами, как оплата тепла, воды, канализации, вывоз мусора и других регулярных работ, предусматривают статьи по ремонту, кровли, подвала, подъездов, лифтов, благоустройство возле дома, жильцы в праве сами определять на какие цели расходовать деньги с лицевого счета дома. Управдом в расходовании средств подотчетен только старшим подъезда и жильцам дома. В бюджетном плане дома на год все расходы ранжируются по их приоритету, так обязательные являются приоритетными, приоритет дополнительных определяют сами жильцы, причём длинна списка не ограничена, исполнение его определяется наполнением городского бюджета.

    Сформированный таким образом бюджетный план дома направляется на рассмотрение Совета квартала, на основании представленных домовых бюджетных планов, а так же расходов квартала, формируется бюджетный план квартала. В бюджетном плане квартала предусматриваются расходы на междомовые коммуникации, на ремонт подъездных путей, организации детских площадок и благоустройство. Принцип формирования по приоритетам аналогичен домовому, сначала обязательные расходы, дворники, аварийный ремонт и т.п., далее дополнительные исходя из приоритетов.

    Бюджетный план квартала поступает в Совет микрорайона, где формируется объединённый бюджетный план микрорайона. Принцип по приоритетам аналогичен, вначале обязательные, затем дополнительные расходы. Бюджетный план микрорайона дополняется расходами на ремонт и прокладку дорог в микрорайоне, ремонт и строительство систем инфраструктуры микрорайона, трансформаторные подстанции, котельные, коммуникации.

    Бюджетный план района города формируемый в районом Совете содержит в себе статьи связанные с инфраструктурой района, включая культурные, образовательные, спортивные учреждения. Расходы на эксплуатацию коммуникаций, подстанций, насосных станций, скважин и других систем жизнеобеспечения района города.

    Бюджетный план города формируется исходя из представленных районных бюджетных планов и общегородских проектов, определяемых городским комитетом по местному самоуправлению. К числу таких проектов относится содержание муниципальной милиции, пожарной службы, медицины, организация свалок и мусоросжигательных заводов, крупные инфраструктурные вложения городского масштаба и других проектов определяемых комитетом по местному самоуправлению.

    После формирования объединённого городского бюджетного плана, он направляется в бюджетно-финансовый комитет, где переводится в электронную форму и обсчитывается по нормативам. Сформированный таким образом бюджет имеет электронное представление и доступен всем жителям города через систему «МИАСС». На основании плана налоговых и иных поступлений в местный бюджет определяется плановая доходная часть бюджета. Вычтя из Бюджетного плана плановую доходную часть, будет получен размер желательных внешних субвенций. Чем более общая доходная часть приближена к расходной, тем больше проектов и пожеланий жителей можно реализовать.

    Возможные пути это увеличение доходов территории и/или увеличение внешних субвенций.

    Однако возможна реализация и дефицитного бюджета, просто в этом случае будут реализованы самые насущные и важные проекты.

    Бюджетное планирование с помощью компьютерной системы создаёт условия уполномоченной демократии.


    Исследователи процессов самоуправления заметили, что при внедрении моделей общественного соучастия в планировании, население сначала испытывает энтузиазм, но затем (через год-два) его участие в разных собраниях и прочих акциях самоуправления начинает падать.

    Дело в том, что если мнение дают высказать, но не всегда принимают во внимание, человек перестает участвовать в «бесполезной говорильне».

    Тогда был принят вариант «уполномоченного соучастия». Городская администрация бразильского города Порто-Аллегри приняла на себя обязательство планировать бюджет города (каждый год) в строгом соответствии с приоритетами, которые задали жители на своих собраниях.

    В результате ситуация изменилась, и процент участвующих в обсуждениях начал увеличиваться год от года. И действительно — на собраниях решались самые жизненные проблемы, что более ценно для жителей того или иного квартала — наладить освещение, сделать газоны или заделать дырки в асфальте.

    В процессе этих обсуждений люди научились формулировать свои желания, точнее осознали, что же им в действительности нужно, научились искать взаимоприемлемые варианты. Было сделано немало открытий, как можно скомбинировать ограниченные бюджетные средства с тем, чтобы достичь наибольшего эффекта.[23]


    Выстроенная подобным образом система не сразу начинает работать в заданном режиме. Необходимо время в 1-2 года и поддержка властей, чтобы запустить этот механизм. Но будучи запущенным, он работает автоматически.

    В моём доме, когда выбирали управдома, то активность была маленькой, сейчас спустя год, собрания жильцов превратились в конструктивные и заинтересованные собрания, на которых решаются важные вопросы, при этом двор стал ухоженным и более благоустроенным. Т.е. активность граждан напрямую зависит от результативности их активности.



    Рис.35 Уровни бюджетного плана



    Бюджетное исполнение это поток финансовых средств по иерархии от городского комитета по местному самоуправлению вниз, вплоть до лицевых счетов домов.

    Утверждённый бюджет города в электронной форме находится в системе «МИАСС», все жители города, советы всех уровней видят бюджет как кровеносную систему, наложенную на карту города, по которой двумя цветами растекаются обязательные и дополнительные средства. Фактически «МИАСС» отражает текущее движение средств по разным уровням.

    Средства движутся следующим образом:


    1. Поступившие на счёт городского комитета по местному самоуправления средства разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду плюс резервный фонд. Причём формирование обязательных расходов приоритетное, размер отчислений в резервный фонд определяет комитет и городской Совет депутатов. Из этих средств также удерживаются деньги на содержание аппарата городского комитета по самоуправлению и вознаграждение минимэрам. Далее средства направляются в районные советы.


    2. Поступившие на счёт районного Совета средства снова разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду, плюс резервный фонд, размер резервного фонда определяет минимэр, но в процентном отношении не более городского. Часть средств направляется на содержание аппарата районного Совета и на вознаграждение УДМ (префектов). Далее средства направляются на счета Советов микрорайона.


    3. Поступившие на счёт Совета микрорайона средства снова разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду плюс резервный фонд, размер резервного фонда определяет префект, но в процентном отношении не более районного. Часть средств может направлять на содержание аппарата Совета микрорайона и на вознаграждение квартальных. Далее средства направляются на счета Советов кварталов.


    4. Поступившие на счёт Совета квартала средства снова разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду плюс резервный фонд, размер резервного фонда определяет квартальный, но в процентном отношении не более микрорайонного. Часть средств может направлять на содержание аппарата Совета квартала и на вознаграждение управдомов. Далее средства направляются на лицевые счета домов.


    5. Поступившие на лицевой счёт дома средства непосредственно расходуются на нужды жильцов дома уполномоченным на то управдомом. Управдом является последним звеном в бюджетном исполнении, фактический окончательный контроль за расходованием средств осуществляют жильцы.


    В данной системе бюджетного исполнения является прозрачной как сама процедура поступления и распределения средств, так и размер издержек управления, т.к. в системе «МИАСС» доступны все данные, по каждому уровню. Контроль снизу, это самый надёжный и объективный контроль за расходованием средств и выполнением работ, а так же соответствия работ и их стоимости. Кроме того, доступность информации по всей иерархической сети позволяет выявлять необоснованно завышенные по отношению к средним платежи.



    Рис.36 Уровни бюджетного исполнения


    Четвертая компонента местного самоуправления это «Подрядный конкурс».

    С помощью этой компоненты реализуется конкурентная рыночная среда среди организаций, осуществляющих коммунальные услуги.

    Для реализации этого городской комитет по местному самоуправлению регистрирует предприятия отвечающие требованиям по оказанию услуг населению. Круг формальных требований и условия регистрации определяются городским Советом депутатов и комитетом по местному самоуправлению. Каждому предприятию присваивается идентификатор и ведётся учёт выполненных им работ с подсчётом интегральной суммы баллов начисляемых за качество и сроки. Эта интегральная оценка каждого предприятия позволяет учитывать при согласовании цены, т.к. это помогает оценить соотношение цена/качество.

    Вся информация об активном финансировании и ближайших планах финансирования доступна через систему «МИАСС», что фактически превращает данный раздел в аукцион/биржу, т.к. каждое из предприятий может выставить своё предложение напротив выделенных бюджетом средств и описанием проекта. Решение о выборе подрядчика принимает руководитель совета соответствующего уровня, при этом выбор гласен. Если выбор будет не оптимален, с точки зрения нижестоящих, то они вправе поменять управленца принявшего не оптимальное решение. Таким образом, для принятия оптимального решения, руководитель должен советоваться и вступать в диалог с нижестоящими управленцами, для выработки согласованной позиции, иначе он рискует своим местом в иерархии самоуправления. По мере обучения он будет всё более оптимально реагировать на ситуацию.

    Описанный алгоритм это хорошо известный в прикладной математике и в нейронных сетях приём, обучение сети с обратным распространением ошибки.

    Как следствие со временем сеть из управленцев начинает всё более быстро и точно реагировать на изменения среды.

    Предприятия для обслуживания городского хозяйства могут иметь как традиционную систему организации, так и на основе матричных или динамических управленческих структур. В некоторых случаях, не касающихся привлечения спецтехники и специалистов, в целях экономии, жильцы часть работ могут выполнять сами на субботниках, закупая только расходные материалы. Так озеленение, косметическая побелка, покраска и другие работы могут выполняться жильцами самостоятельно.

    Одним из следствий внедрения подрядной биржи является снижение расходов и оптимальное рыночное ценообразование на услуги. Существующие практически повсеместно нерыночные принципы при распределении заказов и подрядов создают условия для коррупции, в том числе и политической. Поэтому организация на формальных условиях подрядной биржи решает попутно и серьёзную политическую проблему, связанную с коррумпированностью власти.

    Естественно местная власть и использующие нерыночные средства структуры будут сопротивляться введению честной конкуренции, но введение будет несомненно поддержано широкими слоями граждан и не аффилированных с властью предпринимателей.



    Рис.37 Уровни биржи подрядов


    Приведённые компоненты местного самоуправления являются базовыми системообразующими, но могут дополнятся другими дополнительными функциями на тех же принципах, что и описанные.

    Обязательным условием функционирования данной системы местного самоуправления является наличие городского информационного центра с системой «МИАСС» (Муниципальный Информационно-Административный Сервер Самоуправления), а так же развитой системы доступа.

    Во многих городах представляется оптимальным использовать объединённые городские компьютерные сети, объединённые высокоскоростной оптической линией «Метронет», в тех местах, которые ещё не охвачены, можно использовать радиодоступ и модемы.

    Система «МИАСС» представляет из себя сложную комплексную базу данных построенную на принципах группваре (групповая работа множества людей) и специальную программную оболочку интерфейс, позволяющую взаимодействовать с сервером любому человеку через наглядный интерфейс.

    Система «МИАСС» фактически содержит в себе компьютерную модель города, его финансовых потоков, проектов, заказчиков, исполнителей, каждодневного общения сотен и тысяч людей. При этом многие вопросы могут решаться без фактического присутствия, путём размещения информации в форуме соответствующего уровня или электронным письмом.

    Подобная система хорошо вписывается в государственную программу «Электронная Россия» и имеет успешный практический опыт внедрения в Эстонии, в виде проекта «е-Демократия».


    VI. Глобальное противостояние.


    Наше время стало временем, когда изменяется кардинальным образом сама глубинная суть всего человечества. Ставший расхожим штамп о крахе двухполярного мира и установлении однополярного мира оказался всего лишь штампом. Как было показано ранее социализм и капитализм это по сути разные варианты одной СУ-3.

    На самом деле мир как был двуполярным, так им и остался. Полюсами является социумы с СУ-2 (2,5) с одной стороны и СУ-3 (3,5) с другой стороны. Во времена существования СССР полюс представленный СУ-3 был размыт и образовывал как бы «облако заряда» и это делало взаимодействие с СУ-2 более мягким. С исчезновением СССР, полюс СУ-3 принял четко очерченные границы, и противостояние СУ-2 с СУ-3 приняло ярко выраженные черты. Противостояние находится в культурной, религиозной, экономической и военной сфере. Все войны и Революции конца 20-го и начала 21-го веков, так или иначе, являются проявлением этого противостояния.

    Характерной особенностью всех видов противостояний разных систем является использование технологий Сети.

    Террористическая организация «Аль-Каеда» по сути является сетевой организацией с распределённым детерминированным управлением. Функции её номинального главы Усамы бен Ладена по большей части представительские и консолидирующие. Решения о проведении и организации множества террористических актов принимались без его участия, на основании только некоторых сформулированных им целевых постановок задачи. Ликвидировать эту сеть с помощью ликвидации такой фигуры как бен Ладен невозможно, т.к. запущенные им в сеть принципы и установки продолжают жить в нейронных сетях множества членов и формальный лидер может быть легко выбран из их числа.

    Парадокс, но СУ-2 борется с СУ-3 с помощью системы построенной на принципах СУ-4. Хотя, если серьёзно задуматься, то никакого парадокса в этом нет. Прямой военный конфликт СУ-2 и СУ-3 всегда приводит к поражению СУ-2. В этих условиях и с учётом развития коммуникаций СУ-2 создала СУ-4 разделяющую базовые принципы и цели СУ-2. Связующим звеном в этом случае служит Религия. Здесь мы затрагиваем очень важный момент, к которому ещё вернёмся в главе «Техноцерковь». Так как СУ-2Р оперирует с субъектностью находящейся в зоне Информация, за границей Материя/Информация, то соответственно она может влиять на множество точек Сети, если они разделяют данные религиозные верования. Таким образом, СУ-2Р образует квазисетевой каркас который и может направлять действия Сети разделяющей религиозные верования. Прямое управление СУ-2 сетевой структурой невозможно, даже если формальный лидер сети входит во властную иерархию СУ-2.

    Из всего сказанного следует, что наиболее оптимальными в борьбе с СУ-2 и её сетью СУ-4 могут быть только два подхода. Первый заключается в вырождении СУ-4 в СУ-2, т.е. всяческое способствование формированию властной иерархии и прямого управления. В случае, когда ячейки Сети в своей деятельности опираются не на базовые принципы и понятия, а действуют в соответствии с прямыми приказами, то они становятся уязвимы, т.к. появляется возможность, как захвата лидера, так и блокирования прямых каналов управления или формирование сигналов ведущих ячейку к заведомой гибели.

    Второй подход заключается в оказании влияния и взятием под контроль СУ-2Р. В этом случае возможна постепенная перенастройка сети. Начинается она с переключения на другую цель, а затем постулируется выполнение задачи.

    Но не только СУ-2 может использовать Сеть в войне. СУ-3 показала, что и она в состоянии используя сетевые методы взорвать СУ-2 (2,5) изнутри. Прошедшая череда так называемых «оранжевых» или «цветных» Революций тому наглядный пример.

    Характерной особенностью всех современных феодальных СУ-2 и неофеодальных СУ-2,5 является обеспечение своей легитимности с помощью формальных процедур СУ-3 — т.е. выборов. Но являясь, по сути, вертикальной пирамидой власти, правящая элита обеспечивает себе нужные результаты выборов путем прямых фальсификаций, политической коррупцией, либо с помощью пиар-технологий. Именно в этом случае СУ-3 и использует сетевую структуру для делегитимизации результатов выборов, что в свою очередь создаёт условия для смены элиты. Следует заметить, что Сеть, СУ-3 использует как среду, связывающую разрозненные небольшие группы. Но тут есть существенное отличие от СУ-2 в части управления. СУ-3 так же использует общие целевые установки сегментов Сети, но при этом формируются они не за счёт Религии, а за счёт целеуказывающего объекта и каркасной административной структурой консультантов. К каждой ячейке прикрепляется свой консультант, которые между собой образуют замкнутую жесткую сетевую структуру, именно на эту структуру как на каркас и натягивается тонкая сеть. Маркером и целеуказателем используется небольшая сетевая структура, которая и позволяет впоследствии произвести быструю консолидацию.

    Такие организации как «Отпор», «Кхмара», «Пора», «Оборона», «Кахар» и многие другие как раз и являются таким маркером целеуказателем. Эти организации кроме того, что являются маркером, выполняют и функцию отвлечения иерархических структур. Немногочисленные и плохо организованные (с точки зрения СУ-2) они не внушают серьёзного опасения. Однако в определённый момент, после прошедшей по сети команды, вокруг них в считанные часы могут сформироваться очень значительные силы и ресурсы.

    Следует признать, что надёжных средств, гарантировано защищающих СУ-2 от подобных сценариев, нет. Есть технологии тактической задержки и отсрочки, но кардинально противостоять такому сценарию можно только с помощью модернизации самой элиты до уровня СУ-3. В этом случае теряется сам смысл данного механизма, если реализуются ПД-3 , то в силу вступает не Насилие, а Деньги.

    Читатель, прочитав три главы, уже самостоятельно сможет построить карту управления и поколения демократии многих государств, при чём органично встроив в неё и тэйпы и жузы и племена. Многие, казалось бы, необъяснимые вещи становятся совершенно очевидны. Так, например, совершенно очевидно, что богатый молодой казах с высшим специальным образованием никогда не сможет стать главой жуза, но легко может возглавить партию или общественную организацию. То, что является несомненной ценностью в СУ-3, не является таковым в СУ-1,5. При планировании различных социальных процессов необходимо всесторонне учитывать и картировать все специфические особенности социума. Это избавит от огромного числа трагических ошибок. Вообще политик это, прежде всего социальный конструктор и социальный инженер, действия на основе интуиции и «наития» зачастую ведут в ловушку, которую расставил хитроумный политтехнолог, понимающий, как и почему крутятся шестеренки Власти.

    На этом аналитическая часть книги заканчивается, начинается синтез. Имея в своих руках набор инструментов, и понятий, попытаемся продолжить тенденцию в ближайшее будущее и сконструировать новую формацию. До сих пор новые общественные формации складывались стихийно и не осознавались социумом, сейчас есть уникальная возможность, создать своё Будущее, ОСОЗНАНО, т.е. Разумно.


    Примечания:



    1

    М.В. Сухарев «Взрыв сложности» "Компьютерра", № 43, 1998 г.



    2

    Элвин Тоффлер «Третья волна», ООО «Издательство АСТ». 2004,—781стр.



    16

    перевод А. М. Ловягина



    17

    Элвин Тоффлер «Метаморфозы власти» ООО «Издательство АСТ». 2004.-669



    18

    Ю. Хабермас «Теория коммуникативного действия»



    19

    В оригинале ссылка на сноску есть, а самой сноски нет. Скорее всего, это некий слезоточивый газ. (прим. выполнившего форматирование)



    20

    Элвин Тоффлер «Метаморфозы власти» ООО «Издательство АСТ». 2004.-669,с.36



    21

    Элвин Тоффлер «Метаморфозы власти» ООО «Издательство АСТ». 2004.-669,с.65



    22

    М.В. Сухарев «Стратегическое планирование для чайников»



    23

    М.В. Сухарев «Стратегическое планирование для чайников»









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх