28. Именины

Цель: ознакомление учащихся с происхождением имени, с именинами.

Оборудование: на стены вывешиваются церковные святцы и плакат со значениями имен.

Действующие лица: Ведущая.

Сценарий: мероприятие может проводиться в классе, для этого сдвигаются столы, вдоль стены расставляются стульчики, дети располагаются на стульчиках.


Ведущая:

Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку: что есть у каждого человека на земле? (Дети называют свои ответы). Имя. Имя дается человеку при рождении. Первые имена появились много веков назад. Считается, что имя играет особенную роль в судьбе человека. У каждого имени есть свое значение. Предлагаю вам по очереди называть свои имена, а я буду говорить их значения. (Здесь необходимо подчеркнуть, что имя не переводится, а происходит от того или иного слова.)


Проводится обсуждение, от каких слов произошли имена учеников, ученики называют известные им значения имен. Можно рассмотреть значения имен родителей или близких учеников.


Ведущая:

Имена бывают мужские и женские. Сейчас я буду называть вам имена, а вы должны сказать, какое это имя – мужское или женское.

Елена (ж);

Иван (м);

Анастасия (ж);

Александр (м);

Захар (м);

Анатолий (м);

Наталья (ж);

Антон (м);

Ксения (ж);

Ермолай (м);

Роман (м);

Антонина (ж);

Валентина (ж);

Борис (м);

Макар (м);

Виталий (м);

Екатерина (ж)...


Ведущая:

Вы, наверное, заметили, что некоторые имена могут быть как мужскими, так и женскими. Сейчас я буду называть вам мужские имена, а вы должны сказать похожие на них женские.

Александр (Александра);

Антон (Антонина);

Валентин (Валентина);

Валерий (Валерия);

Василий (Василиса);

Виктор (Виктория);

Евгений (Евгения);

Федор (Федора);

Юлий (Юлия);

Ян (Яна).


Дети выполняют задание, называют известные им пары похожих мужских и женских имен.


Ведущая:

На Руси было сложено немало поговорок и пословиц об имени человека. Например:

В лицо человек сам себя не признает, а свое имя знает.

Без имени ребенок – чертенок.

С именем Иван, без имени – болван.

Тебе дано, а люди пользуются.

Русская православная церковь имеет именной календарь, называемый святцами. В нем перечислены даты поминовения святых, прославивших свое имя. Раньше при рождении ребенка его называли по святцам. Например, родилась девочка 25 января, ей давали имя Татьяна в честь святой Татьяны, поминаемой в этот день. Если в день рождения по именному календарю нет праздника, то выбирали имя, находящееся ближе всего к дате рождения ребенка. Вы можете посмотреть, когда празднуются ваши именины, по календарю, который висит у нас на стене. Если ваше имя встречается несколько раз в году, надо выбирать то, которое находится ближе всего к вашему дню рождения. День именин также называют днем ангела.


Дети подходят к календарю, находят свои именины.


Ведущая:

В день именин именинник принимал поздравления, подарки, в его честь пекли именинный пирог или каравай. Сейчас предлагаю спеть вам именинную хороводную песню «Каравай».


Дети становятся в круг и поют песню «Каравай», в которой поочередно упоминаются имена всех учеников. После этого дети возвращаются на свои места.


Ведущая:

В Древней Руси имена людей скорее напоминали прозвища. Имена давали по разным признакам:

по внешности человека: Косой, Черныш, Малый, Некраса...

по профессии: Кузнец, Портной, Рыбак...

по появлению в семье: Малый. Старшой, Ждан...

по чертам характера: Несмеяна, Храбр, Добрыня...

Сейчас эти имена больше напоминают фамилии, не правда ли? Назовите фамилии, произошедшие:

от названия профессии или орудия труда (Кузнецов, Рыбаков, Молотов...);

по чертам характера (Добряков, Милов, Хитров...);

от имени: (Иванов, Петров, Сидоров...);

от названия животных или птиц (Волков, Зайцев, Журавлев...).

Есть множество фамилий, произошедших от названий различных предметов или существительных. Есть фамилии, произошедшие от иностранных слов. (Предлагается детям разобрать их фамилии)


Ведущая:

Почти у каждого имени есть короткая форма. Сейчас я буду называть вам полные имена, а вы должны будете назвать короткий вариант имени.

Андрей;

Анастасия;

Алексей;

Антонина;

Борис;

Вероника;

Василий;

Вера;

Галина;

Георгий;

Дарья;

Дмитрий;

Евгения;

Екатерина;

Егор;

Зоя;

Игорь;

Ирина;

Константин;

Леонид;

Марина;

Никита;

Полина;

Павел;

Роман;

Сергей;

Татьяна...


Ведущая:

Вы уже заметили, что не все имена можно сократить, например Нина, Вера... Скажите, какими уменьшительными именами называют вас дома родители или друзья?


Дети называют уменьшительные формы своих имен.


Ведущая:

Я хочу прочитать вам стихотворение Надежды Веселовской о русских именах.

Как услышу имя «Василиса»,

В глаза зеленым светом полыхнет.

Листва и травы – сверху и донизу,

Луга, леса, цветение болот.

А Марью вижу только белым цветом,

Пустым, еще не затканным холстом,

А Катерину – красным, словно летом

Глядит полянка ягодным пластом.

Как имя Настя звонко и упруго,

Как будто тесто шлепнулось об стол!..

Давным-давно полна была округа

Таких имен, да, видно, срок прошел...

Но вот теперь, как к прошлому причастье,

Как связь времен, что заново сплелись,

Вновь подрастает много Кать и Настей

И Марьюшек, и даже Василис.

А это значит, гуще станет зелень,

И уродится ягода в свой срок,

И будет холст для вышивки набелен,

И, что ни праздник, выпечен пирог.

А давайте попробуем посмотреть на наши имена таким образом.


По очереди называются имена учеников класса и ассоциации, возникающие у детей эти имена.


Ведущая:

На этом наш праздник заканчивается.


Ведущая и дети прощаются.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх