Загрузка...



  • ГЛАВА 5. Организация вскармливания детей первого года жизни
  • 1. Современные заменители женского молока
  • 2. Лечебное питание детей первого года жизни
  • 3. Введение прикорма при искусственном вскармливании
  • ГЛАВА 6. Питание детей старше одного года
  • ГЛАВА 7. Питание детей с осложнениями в состоянии здоровья
  • 1. Питание детей с гипотрофией
  • 2. Питание при рахите
  • 3. Питание детей с анемией
  • 4. Питание детей с атопическим дерматитом
  • 5. Питание детей с поражением центральной нервной системы
  • 6. Питание детей с некоторыми нарушениями пищевого поведения
  • ГЛАВА 8. Контроль эффективности питания
  • Раздел II

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ДОМЕ РЕБЕНКА


    ГЛАВА 5. Организация вскармливания детей первого года жизни

    1. Современные заменители женского молока

    Оптимальным физиологическим питанием для детей первого года жизни является материнское молоко. Однако дети первого года жизни, поступающие на воспитание в дома ребенка, являются в большинстве своем социальными сиротами и, как правило, лишены грудного вскармливания с первых месяцев жизни, а иногда и с рождения. Использование донорского молока в современных условиях не рекомендуется.

    В связи с этим единственной альтернативой грудному вскармливанию при организации питания этой категории детей могут служить современные заменители грудного молока.

    В настоящее время в России сложилась ситуация, характеризующаяся богатым ассортиментом этих продуктов. Врач-педиатр имеет широчайший выбор смесей для питания детей. Часто это затрудняет выбор смеси для конкретного ребенка. Вместе с тем правильный подбор питания с учетом здоровья и развития ребенка, его предрасположенности к той или иной патологии являются оптимальным подходом к профилактике функциональных нарушений и заболеваний детского возраста и часто становятся основой терапевтических воздействий. К сожалению, в ряде регионов России вместо современных адаптированных смесей в питании воспитанников домов ребенка все еще используют частично адаптированные и неадаптированные молочные смеси, что может иметь отрицательные последствия для здоровья детей. Применение кефира и коровьего молока способно оказать негативное влияние на функционально незрелые почки ребенка, вызвать микродиапедезные кровотечения из кишечника и, как следствие, – развитие железодефицитной анемии. Использование кефира способно привести и к изменению кислотно-щелочного равновесия.

    В зависимости от назначения (в соответствии с состоянием здоровья ребенка) заменители грудного молока подразделяются на две категории: смеси для питания здоровых детей и специализированные продукты лечебного питания.

    Большинство современных смесей для вскармливания здоровых детей получено путем изменения состава коровьего молока. Кроме того, имеется адаптированная смесь на основе козьего молока (Нэнни, Новая Зеландия).

    Приближение состава смеси к женскому молоку достигается снижением общего количества белка; введением сывороточных белков (сывороточные смеси) или технологической обработкой казеина (казеиновые смеси); формированием жирового компонента с использованием растительных жиров; оптимизацией углеводного компонента, коррекцией витаминного и минерального состава; обогащением биологически активными соединениями (таурином, карнитином и др.); снижением общей зольности и осмолярности.

    Состав современных смесей в значительной степени варьирует в зависимости от того, является ли смесь «стартовой» (т. е. предназначена для вскармливания детей первого полугодия жизни) или «последующей» (для детей старше 6 мес). Существуют также адаптированные смеси, которые используют для кормления детей от рождения до 1 года. Состав молочных смесей должен обеспечивать потребности детей первого года жизни в основных нутриентах и энергии (табл. 45).

    Таблица 45

    Нормы потребления пищевых веществ и энергии (утверждены Коллегией МЗ РФ 31.05.91 г.)

    При выборе адаптированной молочной смеси педиатр должен ориентироваться на возраст ребенка, особенности его здоровья. Прежде всего следует обращать внимание на белковый компонент. Известно, что избыточное поступление белка в организм ребенка первого года жизни оказывает повреждающее воздействие на его функционально незрелую пищеварительную и мочевыделительную систему. В связи с этим в «стартовых» смесях количество белка должно находиться в пределах 1,4–1,7 г/100 мл смеси. «Последующие» смеси, предназначенные для питания детей второго полугодия жизни, содержат большее количество белка (1,8–2,4 г/100 мл), что соответствует функциональным способностям детей этого возраста.

    Европейские и отечественные адаптированные смеси содержат сывороточные белки, которые образуют нежный сгусток в желудке ребенка, более легко перевариваются и усваиваются (Агуша-1, Мамекс, Мамекс 2, Фрисолак, Хумана-1, Bebi и др.). В современных заменителях грудного молока соотношение сывороточных белков и казеина составляет 60:40 (допустимо 50:50). Существуют также казеиндоминирующие формулы, в состав которых сывороточный белок не вводится, а хорошее усвоение белка достигается высокотехнологичными особенностями его обработки. К таким смесям относятся Симилак, Нестожен.

    Большое значение придается обогащению смесей таурином, особенно для детей первых 6 мес. жизни. Он необходим для созревания центральной нервной системы, сетчатки глаз, надпочечников, эпифиза, гипофиза, слухового нерва. Таурин оказывает мембраностабилизирующее и антитоксическое действие, влияет на сократительную способность миокарда, синтез желчи и улучшение всасывания липидов. Наиболее высокая потребность в этой аминокислоте у ребенка существует в первые месяцы жизни, особенно у детей, имеющих перинатальную патологию ЦНС, функциональную и морфологическую незрелость. Чрезвычайно важен таурин для детей из группы риска развития синдрома внезапной смерти.

    В последнее время уделяется большое внимание нуклеотидам в обеспечении роста и деления клеток, созревания иммунной системы, органов пищеварения. Содержание нуклеотидов в женском молоке значительно выше, чем в коровьем. В России имеется ограниченное количество смесей с нуклеотидами (Мамекс, СМА с нуклеотидами, Энфамил-1, Симилак формула плюс-1 с нуклеотидами).

    Жировой компонент современных смесей (3,5–3,7 г/100 мл) формируется за счет введения растительных жиров, являющихся источниками незаменимых полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК). Оптимальное соотношение ПНЖК необходимо для формирования и созревания структур головного мозга, зрительного анализатора, правильного физического развития ребенка. Оптимальным считается соотношение линолевой и а-линоленовой жирных кислот 10:1. Это способствует правильному липидному обмену и формированию клеточных мембран. Жирные кислоты участвуют в синтезе простагландинов, лейкотриенов и других соединений, регулирующих важнейшие функции организма. Декозогексаеновая и арахидоновая кислоты в значительном количестве содержатся в головном мозге и зрительном анализаторе.

    Важнейшими структурными компонентами клеточных мембран являются фосфолипиды, которые введены в состав некоторых молочных смесей (Мамекс, Мамекс 2).

    Компонентом, улучшающим тканевую ассимиляцию липидов, является карнитин, входящий в состав большинства современных заменителей грудного молока.

    Оптимальным углеводным компонентом молочных смесей является лактоза – основной углевод женского молока, или сочетание лактозы и декстринмальтозы. Лактоза предотвращает рост патогенной кишечной флоры, стимулирует рост бифидумбактерий в кишечнике ребенка. Кроме того, смеси, содержащие 100 % лактозы (Нутрилон, Мамекс, Туттели, Сэмпер Беби-1 и др.), малосладкие и не вызывают у ребенка привыкания к сладкой пище, снижают риск развития кариеса, ожирения. Введение в смесь декстринмальтозы, являющейся пребиотиком, способствует росту бифидофлоры, а также снижает осмолярность смеси. Добавление в заменители грудного молока декстринмальтозы или солодового экстракта обеспечивает также более длительный насыщающий эффект (Агуша-1), позволяет увеличить интервалы между кормлениями, способствует более спокойному поведению ребенка между кормлениями.

    Сравнительно новым в питании детей является применение смесей, обогащенных пре– и пробиотиками. В качестве пробиотика чаще всего добавляют бифидобактерии (НАН с 6 до 12 мес. с бифидобактериями, Лактофидус), молочная смесь Туттели обогащена лактобактериями. Эти смеси могут использоваться для профилактического питания детей группы риска развития дисбиотических нарушений.

    Пребиотики – это неперевариваемые ингредиенты пищи, избирательно стимулирующие рост полезной микрофлоры кишечника. Этими свойствами обладают олигосахариды, которые присутствуют в грудном молоке, клетках растений и лишь в незначительном количестве – в коровьем молоке. Олигосахариды, введенные в молочные смеси, достигают толстого кишечника и подвергаются там ферментации бифидобактериями, в процессе которой их масса увеличивается.

    Таким образом, применение молочных смесей, содержащих олигосахариды, способствует формированию бифидофлоры в кишечнике ребенка, нормализует процесс пищеварения, является профилактикой запоров, влияет на иммунитет ребенка, находящегося на искусственном вскармливании. Использование таких смесей наиболее целесообразно у детей из группы риска развития функциональных нарушений кишечника, с постгипоксическими состояниями, функциональными нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, часто и длительно получающих антибактериальную терапию. Олигосахариды входят в состав отдельных смесей, таких как Мамекс, Мамекс 2, Нутрилон Омнео.

    Содержание необходимого количества витаминов и эссенциальных микроэлементов является неотъемлемой частью полноценного питания. С этой целью в адаптированные молочные смеси дополнительно вводят водо– и жирорастворимые витамины, а также микроэлементы (железо, цинк, медь, йод, марганец) с учетом их биодоступности. В основном концентрация витаминов и микроэлементов в смесях обеспечивает рекомендуемую среднесуточную потребность.

    Следует обратить особое внимание на содержание в смеси йода, поскольку большинство регионов России характеризуется его дефицитом. Запасы железа, наряду с медью, у ребенка доношенного, от нормально протекавшей беременности сохраняются до 4–6 мес. Считается, что смеси, содержащие железа более 0,7 мг/100 мл, способны оказать неблагоприятное влияние на пищеварительную систему ребенка первых трех месяцев жизни. Высокообогащенные железом смеси (0,7–1,2 мг/100 мл) представляется целесообразным использовать у детей группы риска по развитию анемии. Однако необходимо напомнить, что применение обогащенных железом смесей нельзя рассматривать как самостоятельный метод лечения железодефицитной анемии. Эти смеси можно использовать в качестве профилактики анемии и как питание, дополняющее медикаментозное лечение.

    Во многих современных заменителях грудного молока имеется селен (Мамекс, Хайнц молочная, Энфамил-1, Нэнни и др.), который входит наряду с витамином С, (3-каротином в антиоксидантный комплекс, защищающий клетки от воздействия ксенобиотиков, токсичных метаболитов. Кроме того, селен важен для функционирования иммунной системы, поджелудочной железы. Роль селена и потребности в нем организма ребенка в последние годы интенсивно изучаются.

    Как правило, смеси обогащены достаточным количеством витамина D, обеспечивающего профилактику рахита, а также другими жиро– и водорастворимыми витаминами.

    Известно, что в коровьем молоке содержится значительное количество минеральных солей. Поэтому при оптимизации минерального состава снижают общее количество солей, кальция, калия, натрия, достигают их лучшего соотношения. Оптимальным для предупреждения рахита у детей является соотношение кальция и фосфора 2:1.

    Общая зольность не должна превышать 0,3–0,4 г/100 мл смеси. При назначении искусственного питания педиатру важно учитывать осмолярность молочной смеси, которая должна быть в пределах 290–320 мОсм/л. Ограниченная концентрационно-выделительная способность почек детей грудного возраста требует контроля водно-солевой нагрузки (не выше 100–125 мэкв/л), что важно для детей из группы риска развития патологии мочевыделительной системы.

    В группу адаптированных молочных смесей кроме «стартовых» входят современные заменители грудного молока, предназначенные для питания детей от 0 до 12 мес.

    Некоторые из адаптированных молочных смесей представлены ниже.

    Сывороточные:

    • Агуша-1 жидкая;

    • Дамил;

    • Мамекс;

    • Нутрилон;

    • Фрисолак;

    • Хумана-1;

    • Сэмпер Беби-1;

    • Энфамил-1;

    • Хипп-1;

    • Хайнц;

    • Туттели;

    • Bebi (Колинска);

    • Нан с железом;

    • Малютка истринская.

    Казеиндоминирующие:

    • Симилак формула плюс-1 с нуклеотидами;

    • Симилак 0-12;

    • Симилак 6-12 с железом;

    • Энфамил;

    • Нестожен.

    Во втором полугодии жизни потребности ребенка в питательных веществах и энергии увеличиваются, возрастают также и возможности пищеварения. Для питания детей, старше 6 мес, применяются «последующие» смеси, которые являются частично адаптированными. В них выше содержание белка (2–2,8 г/100 мл), соотношение сывороточных белков и казеина ближе к таковому в коровьем молоке. Часть «последующих» смесей не содержит таурина.

    Учитывая возрастающие энергопотребности ребенка второго полугодия жизни, в «последующих» смесях увеличено содержание углеводов (8–8,7 г/100 мл). Для обеспечения лучшего насыщающего эффекта допускается введение крахмала и других углеводов (Мамекс 2 ночная формула).

    Введение большего количества белка и углеводов определяет высокую калорийность смесей (67–74 ккал/ /100 мл). «Последующие» формулы обогащаются железом до 1–1,3 мг/100 мл. Минеральный и витаминный состав отвечает потребностям детей второго полугодия жизни.

    Ряд производителей предлагает трехэтапную систему вскармливания. Например: Хипп Пре предназначен для вскармливания детей с рождения до двух-трех месяцев, Хипп-1 – с двух недель до 5 мес, Хипп-2 – с 5 мес. до трех лет. Хумана-1 разработана для новорожденных и грудных детей первых шести месяцев жизни; Хумана Фольгемильх-2 рекомендуется детям с 6 мес. до 2 лет; Хумана Фольгемильх-3с конца первого года до трех лет. Отсутствие жестких рамок в сроках введения смесей, возможность применения специальных продуктов до трехлетнего возраста при трехэтапной схеме позволяют педиатру индивидуализировать подход к назначению питания ребенка.

    Большинство представленных на российском рынке заменителей грудного молока – сухие инстантные (быстрорастворимые) смеси. Они легки в приготовлении, длительно хранятся. Значительно меньше жидких заменителей грудного молока (Агуша-1, Агуша-2, Туттели). Эти продукты готовы к применению, что исключает ошибки при приготовлении смесей, однако они имеют относительно короткий срок хранения.

    Молочные смеси подразделяются, кроме того, на пресные и кисломолочные. Так же как и пресные смеси, кисломолочные делятся на адаптированные «стартовые» (Агуша-1 кисломолочная) и «последующие» (Агуша-2 кисломолочная). В состав кисломолочной Агуши входят бифидобактерии в сочетании с ацидофильной палочкой. Их способность подавлять рост патогенной микрофлоры кишечника позволяет рекомендовать эти смеси с первых месяцев жизни. Сухая кисломолочная смесь НАН кисломолочный, обогащенная бифидобактериями, используется для детей от 0 до 12 мес.

    Позитивные свойства кисломолочных смесей известны. Это высокая пищевая ценность (хорошее усвоение белка) и низкие антигенные свойства; подавление патогенной и условно патогенной кишечной флоры; нормализация перистальтики кишечника; стимуляция секреторной деятельности желудочно-кишечного тракта; иммуномодулирующие свойства; противораковый эффект. Низкое содержание лактозы делает возможным их применение у детей с лактазной недостаточностью.

    Вместе с этим применение неадаптированных кисломолочных смесей способно привести к нарушению кислотно-щелочного равновесия, их переваривание требует напряжения метаболических систем; у некоторых детей могут возникать и усиливаться срыгивания. По мнению И.М. Воронцова, применение кисломолочных смесей не рекомендуется в питании детей с гастроэзофагеальным рефлюксом.

    К числу неадаптированных кисломолочных смесей относятся бифи-кефир, кефир, йогурты, «Наринэ». Неадаптированные кисломолочные смеси характеризуют высокий уровень белка, относительно низкое содержание углеводов, высокая кислотность (60-100°Т) и осмолярность. В связи с этим неадаптированные кисломолочные смеси не рекомендуется вводить в рацион здорового ребенка до 8 мес. жизни.

    Следует подчеркнуть, что кисломолочные смеси не должны превышать 50 % от суточного объема заменителей женского молока в питании ребенка.

    2. Лечебное питание детей первого года жизни

    Большая роль в комплексном лечении болезней детского возраста принадлежит диетотерапии

    ((И.Я. Конь).)
    Роль диетотерапии

    Занимает ведущее место при наследственных энзимопатиях (фенилкетонурия, галактоземия, лактазная и дисахаридозная недостаточность, целиакия и др.), пищевой аллергии, гипо– и гипервитаминозах.

    Играет важную роль наряду с медикаментозным лечением при болезнях печени, поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта; сахарном диабете, ожирении, болезнях почек и мочевыводящих путей, анемии, рахите.

    Имеет только вспомогательное значение при инфекционных болезнях, острых и хронических заболеваниях бронхолегочной системы, туберкулезе, хирургической патологии, в том числе ожоговой болезни, диффузных болезнях соединительной ткани.

    Особое значение диетотерапия имеет при проведении профилактических и реабилитационных мероприятий в домах ребенка. Это связано с тем, что в структуре патологии воспитанников домов ребенка значительное место занимают заболевания, обусловленные морфологической, функциональной и метаболической незрелостью организма детей. Однако применение специализированных продуктов лечебного питания здесь пока еще достаточно ограниченно. Чаще всего в практике педиатра дома ребенка назначение специализированных продуктов связано с непереносимостью ребенком тех или иных компонентов питания (белков молока, лактозы, глиадина, насыщенных жирных кислот, фенилаланина) или необходимостью коррекции двигательной активности кишечника и функции пищеводно-желудочного сфинктера.

    Смеси на основе изолятов соевого белка

    Эти смеси (Винни-соя, MDмил СОЯ, Нутрисоя, НАН соя Алсой, Фрисосой, Изомил-Симилак, Хумана-SL, Хайнц соевая смесь и др.) содержат все необходимые ребенку пищевые вещества и являются полноценным продуктом для искусственного вскармливания. Для улучшения аминокислотного состава в соевые смеси вводят метионин. Содержание витаминов и микроэлементов повышено, так как из соевых смесей они хуже усваиваются. Особенностями смесей на основе белков сои являются также отсутствие лактозы, что позволяет использовать их в питании детей с непереносимостью коровьего молока, первичной и вторичной лактазной недостаточностью, галактоземией.

    Смеси на основе белковых гидролизатов

    Гидролизные смеси подразделяются на две группы:

    1) смеси на основе высокогидролизованных белков (Дамил Пепти, Алфаре, Пепти Юниор, Прегестимил, Нутрамиген, Фрисопеп);

    2) смеси на основе частично гидролизованных белков (Хипп-ГА, Хумана ГА).

    Продукты первой группы не содержат среднецепочечных пептидов и лактозы (исключение – Фрисопеп) (табл. 46). Это позволяет использовать их для вскармливания детей с тяжелой аллергией на белки коровьего молока и непереносимостью лактозы.

    Ряд смесей содержит среднецепочечные триглицериды, что существенно повышает усвоение жиров (Алфаре, Пепти-Юниор, Прегестимил). Высокая усвояемость аминокислотного и жирового компонентов дает возможность рекомендовать их при синдроме кишечной мальабсорбции и при гипотрофии.


    Таблица 46

    Состав смесей на основе гидролизата белка

    Примером современной лечебной смеси может служить Дамил Пепти на основе гидролизата сывороточного белка. Она может стать основой пищевого рациона детей с аллергией на белки коровьего молока, сои и непереносимостью лактозы. В качестве углеводного компонента эта смесь содержит декстринмальтозу, крахмал, что повышает ее насыщающий эффект, и сахарозу. Жировой компонент представлен смесью растительных масел, обеспечивающих присутствие ПНЖК. Смесь содержит полный набор витаминов, минеральных солей и микроэлементов, а также таурин.

    Смеси на основе частично гидролизованных белков используют при вскармливании детей с легкими проявлениями аллергии на белки молока, а также для профилактики пищевой аллергии у детей из группы риска. В состав этих смесей входит лактоза, в состав некоторых (Хипп-ГА) – олигосахариды, что способствует развитию нормальной микрофлоры кишечника.

    В настоящее время существуют гипоаллергенные смеси в виде «стартовых» и «последующих» продуктов, что позволяет осуществлять наиболее физиологически обоснованный подход к питанию детей (Хипп-ГА-1, Хипп-ГА-2, Хумана ГА-1, Хумана ГА-2).


    Низколактозные и безлактозные смеси

    Эта группа смесей применяется в питании детей с лактаз-ной недостаточностью. Различают первичную (как правило, врожденную) лактазную недостаточность и вторичную, возникающую чаще всего после перенесенных кишечных инфекций. Диетотерапия первичной лактазной недостаточности предусматривает применение безлактозных смесей, при вторичной могут использоваться низколактозные смеси (Нутрилон низколактозный). В качестве безлактозных смесей могут использоваться продукты на основе полностью гидролизованных белков (Дамил Пепти, Алфаре и др.), соевые смеси (Хумана-SL, Нутрисоя и др.). Кроме того, существуют и специальные безлактозные смеси Хумана ЛП и ЛП+СТ, Мамекс безлактозный, НАЛ безлактозный (табл. 47).

    Таблица 47

    Состав некоторых безлактозных смесей


    Эти продукты являются заменителями грудного молока, отвечающими современным требованиям, и содержат все необходимые нутриенты. Например, Мамекс безлактозный (см. табл. 46) содержит оптимальное количество белка (1,46 г/ /100 мл), адаптированный состав и количество жиров (?6:?З = 1:10) и углеводов (мальтодекстрин), обогащен фосфолипидами и нуклеотидами, L-карнитином и таурином, оптимален по осмолярности (165 мОсм/л). Подобные смеси могут в течение длительного времени служить основой питания детей с непереносимостью лактозы.

    Смеси с добавлением полисахаридов-загустителей

    Эти смеси предназначены для лечения и профилактики срыгиваний у детей. В качестве загустителя используют камедь рожкового дерева (Фрисовом, Нутрилак АР, Нутрилон АР) и крахмал (Лемолак). Кроме того, клейковина рожкового дерева обладает значительной эффективностью в отношении других функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта (разрыхляет химус, стимулирует рост микрофлоры, повышает вязкость и объем каловых масс, стимулирует перистальтику, адсорбирует газы). Это способствует профилактике запоров и кишечных колик у детей.

    3. Введение прикорма при искусственном вскармливании

    Питание заменителями грудного молока обеспечивает потребности ребенка первых трех-четырех месяцев жизни. Однако в дальнейшем возникает необходимость в расширении рациона, введении новых групп продуктов (фруктов, овощей, злаков, мяса и др.). У воспитанников домов ребенка, находящихся на искусственном вскармливании, прикорм можно при необходимости вводить в более ранние сроки, чем у детей, получающих материнское молоко. Это связано с тем, что «искусственники» в определенной мере адаптированы к чужеродным пищевым продуктам. Вместе с тем дети, питающиеся современными адаптированными молочными смесями, получают достаточное количество белка. Поэтому чаще всего не возникает необходимости в раннем введении творога и мяса. В случае вскармливания детей первых месяцев жизни частично адаптированными или неадаптированными молочными смесями прикорм следует вводить в более ранние сроки.

    Рекомендуемые примерные сроки введения прикорма и объем отдельных блюд и продуктов приводятся в табл. 48.




    Зрелость органов пищеварения проверяется на основании переносимости фруктовых соков и пюре. Первым соком, вводимым в рацион ребенка, является яблочный (с 3–3,5 мес). После привыкания к нему вводят другие монокомпонентные соки и фруктовые пюре.

    В качестве основного прикорма рекомендуется овощное пюре. Однако в ряде случаев (низкая масса тела, склонность к срыгиваниям и т. д.) целесообразно сначала назначать кашу (безглютеновую), а затем – овощное пюре. Введение в питание кефира и цельного молока не рекомендуется ранее 7 мес. Более предпочтительным является использование кисломолочных смесей и «последующих» продуктов (в том числе для разбавления безмолочных каш).

    В настоящее время в России имеется широкий ассортимент отечественных и зарубежных продуктов и блюд прикорма промышленного производства. Они характеризуются определенными преимуществами перед блюдами прикорма, приготовленными в условиях пищеблока дома ребенка (экологическая безопасность исходного сырья, более сбалансированный и постоянный состав, обогащение эссенциальными нутриентами, удобство в использовании).

    Не так давно в России появились и с успехом применяются для профилактического и лечебного питания каши с пробиотическими и иммуномодулирующими свойствами, способствующие подавлению роста патогенной и условно-патогенной микрофлоры (каша Даниа «кисломолочная с фруктами», «Туттели», обогащенная лактобактериями GG, и др.).

    Каша Даниа «кисломолочная с фруктами» (табл. 49), применяющаяся в питании детей с 8 мес, сочетает в себе качества кисломолочной смеси и злакового прикорма, обогащена витаминами и минеральными веществами. Она содержит йогуртовую культуру. Кисломолочная болгарская палочка, входящая в состав каши, подавляет условно-патогенную и патогенную микрофлору, обеспечивает заселение кишечника ребенка бифидум– и лактобактериями. Применение подобных продуктов представляется перспективным для детей, имеющих дисбиотические нарушения, а также для профилактики их возникновения на фоне лекарственной терапии.

    Таблица 49

    Пищевая ценность каши Даниа «кисломолочная с фруктами»

    Контроль за питанием детей первого года жизни

    Для контроля за качеством питания детей первого года жизни необходимо ежемесячно (а по показаниям – и чаще) проводить расчет и ревизию питания, сопоставляя полученные данные с возрастными физиологическими нормами. На основании этих расчетов вносятся необходимые коррективы по количественному и/или качественному составу рациона.

    В группах первого года на каждого ребенка заполняется индивидуальная карта (учетная форма 124у), где обозначаются часы кормления, указывается количество каждого вида пищи. Сотрудник, осуществляющий кормление (групповая медицинская сестра, воспитатель), отмечает фактическое количество съеденной ребенком пищи (по каждому виду).

    На кафедре поликлинической педиатрии РМАПО разработана и широко применяется компьютерная программа ревизии и коррекции питания детей первого года жизни. Она позволяет оценить физическое развитие ребенка и в соответствии с ним качество питания по калорийности, основным нутриентам, витаминам, микро– и макроэлементам, а также произвести коррекцию питания по всем значимым нутриентам.

    ГЛАВА 6. Питание детей старше одного года

    При организации питания детей старше одного года необходимо ориентироваться на нормы потребления основных пищевых веществ и энергии, принятые для детей раннего и дошкольного возраста (табл. 50).

    Таблица 50

    Потребность детей раннего и дошкольного возраста в основных пищевых веществах и энергии

    Известно, что при большинстве соматических и наследственных заболеваний потребности ребенка в основных пищевых веществах и энергии практически не отличаются от потребностей здорового ребенка.

    В пищевом рационе должны постоянно присутствовать молоко и молочные продукты. Важно, чтобы ребенок систематически получал разнообразную пищу с достаточным содержанием белка, минеральных солей, витаминов и других веществ. Кормить ребенка необходимо всегда в определенное время в соответствии с возрастным режимом: завтрак в 7–8 ч, обед – в 12–13 ч, полдник – в 16–17 ч, ужин – в 19–20 ч. В промежутках между отдельными приемами пищи детей не следует подкармливать, особенно сладостями. Исключение может быть сделано лишь по отношению к несладким сортам фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10–15 мин до еды можно дать четверть стакана простой воды комнатной температуры, которая обладает выраженным сокогонным эффектом.

    Наиболее высока потребность детей в белке. Дошкольники должны получать в сутки 3–4 г белка на 1 кг массы тела. При этом важно выдерживать правильное соотношение белков растительного и животного происхождения. На долю последних должно приходиться не менее 65 % всех белков, получаемых с пищей.

    В раннем и дошкольном возрасте уровень потребности в жирах приближается к уровню потребности в белках (4 г на 1 кг массы тела). В пищевом рационе особую биологическую ценность представляют растительные жиры, количество которых желательно выдерживать на уровне 20–25 % от общего содержания жира.

    Количество углеводов в суточном наборе продуктов должно примерно в 4 раза превышать количество белков. Таким образом, в питании дошкольников, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях, оптимальным считается соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4.

    Детей раннего и дошкольного возраста следует кормить 4 раза в день, распределяя калорийность пищевого рациона следующим образом: завтрак 25–30 % всей суточной калорийности, обед – 30–40 %, полдник – 10–15 %, ужин – 25 %.

    При планировании меню для детей в домах ребенка необходимо ориентироваться на нормы питания, принятые для интернатных учреждений (табл. 51).

    Таблица 51

    Нормы питания воспитанников детских интернатных учреждений (По К.С. Ладодо, Г.Ю. Сажинову)

    Такие продукты как молоко, хлеб, сахар, масло, мясо надо использовать каждый день; рыба, яйца, сыр, сметана, творог могут использоваться не каждый день, но в течение недели ребенок должен их получить 1–3 раза.

    Нужно систематически контролировать работу пищеблока, добиваясь того, чтобы блюда не повторялись. Ребенок не должен в один день получать по два мучных или крупяных блюда. Отдельные блюда необходимо правильно сочетать даже в течение дня. Так, например, если в обед был суп, заправленный крупой, то на гарнир ко второму блюду следует предложить овощи.

    Овощные салаты можно вводить в любой прием пищи.

    Дети дошкольного возраста, не страдающие различными отклонениями в развитии и поведении, могут получать всю пищу в обычной кулинарной обработке. Для улучшения вкуса пищи в качестве приправ можно добавлять свежую, консервированную или сухую зелень (петрушка, укроп, сельдерей), зеленый лук, щавель, ревень и др. Из рациона целесообразно исключить лишь перец, острые приправы и пряности.

    При отсутствии свежих фруктов и овощей можно использовать компоты, соки, фруктовые и овощные пюре.

    Количество жидкости, которую ребенок ежедневно получает, должно составлять примерно 80 мл на 1 кг массы тела с учетом жидкости, содержащейся в пище. В жаркое время года количество потребляемой жидкости следует увеличить до 100–120 мл на 1 кг массы тела. Для питья детям нужно давать воду комнатной температуры, кипяченую и несладкую.

    Для сохранения питательной ценности продуктов, используемых в детском питании, необходимо строго соблюдать хорошо известные правила их кулинарной обработки.

    Большое значение в правильном питании детей раннего дошкольного возраста имеют объемы предлагаемых ребенку блюд. Они достаточно строго нормируются (табл. 52).

    Таблица 52

    Рекомендуемые объемы порций для детей различных возрастных групп

    Дефицитное несбалансированное питание служит основой развития алиментарно-зависимых состояний.

    К ранним клиническим признакам недостаточности питания относятся изменения в поведении ребенка: повышенная утомляемость, возбудимость, плаксивость, нервозность. При этом наблюдаются небольшие дистрофические изменения кожи и ее придатков и слизистых оболочек.

    Выраженными симптомами недостаточности питания являются нарушения аппетита, дисфункции органов пищеварения, бледность, дистрофические изменения кожи и слизистых, уменьшение выраженности подкожно-жирового слоя, снижение темпов нарастания массы тела, а в более тяжелых случаях – и длины тела (табл. 53).

    Таблица 53

    Клинические проявления некоторых алиментарно-зависимых состояний

    Правильное питание играет решающую роль в профилактике заболеваний, наиболее часто встречающихся в домах ребенка. В первую очередь это относится к ожирению, гипотрофии, гиповитаминозу, атопическому дерматиту, анемии, рахиту и другим заболеваниям.

    Питание, построенное в соответствии с особенностями заболевания, нередко оказывает определяющее влияние на течение и исход болезни.

    ГЛАВА 7. Питание детей с осложнениями в состоянии здоровья

    1. Питание детей с гипотрофией

    При всех формах гипотрофии диетотерапия осуществляется в два этапа. На первом – бережное кормление ребенка для диагностики его толерантности к пище и особенностей пищевого поведения. На втором этапе составляется оптимальный пищевой рацион, обеспечивающий репаративные процессы, а также рост и развитие организма.

    Период выяснения толерантности (переносимости) к пище – один из самых ответственных моментов в лечении гипотрофии. Большая пищевая нагрузка, введенная преждевременно, вызывает у ребенка с гипотрофией срыв и приводит к острому расстройству пищеварения.

    Клиническими критериями адекватности пищевой нагрузки являются удовлетворительный аппетит и отсутствие диспептических явлений. Кроме того, адекватность диетотерапии контролируется кривой нарастания массы тела, данными копрограммы и сахарной кривой.

    Для каждого больного гипотрофией должен быть разработан индивидуальный подход к диете и ее расширению. У больных гипотрофией особенно тщательно должен соблюдаться принцип постепенного введения новых продуктов. В первые дни этого периода белки и углеводы назначают в расчете на среднюю массу тела ребенка (фактическая масса тела ребенка плюс 20 % от этой массы), в последующем – на долженствующую массу тела.

    2. Питание при рахите

    При наличии у ребенка признаков рахита необходимо использовать продукты с высоким содержанием кальция и фосфора. В рацион этих детей целесообразно вводить кисломолочные продукты, благотворно влияющие на процессы усвоения пищевых веществ, в том числе кальция. При этом, выбирая исходные продукты, следует обращать внимание на содержание в них витамина С, солей кальция и фосфора. Этими компонентами богаты черная смородина, шиповник, лимон, апельсин, кизил, вишня, черешня, хурма. Все блюда желательно обогащать хорошо измельченной огородной зеленью. Необходимо также часто использовать в питании яичный желток, богатый жирорастворимыми витаминами, солями кальция, фосфора, микроэлементами. Кроме того, в нем содержится витамин D (от 200 до 500 ME в 100 г). В качестве полноценного животного белка и кальция в пищевой рацион систематически вводятся творог и мясо.

    Для контроля за соответствием питания возрастным и индивидуальным потребностям ребенкав основных пищевых веществах и энергии необходимо постоянно проводить расчеты фактического рациона больного с последующей его коррекцией.

    3. Питание детей с анемией

    Очень важно обеспечить ребенка, больного анемией, достаточным количеством белка, железа и таких минеральных веществ, как медь, цинк, марганец и др., являющихся основным материалом для построения гемоглобина. Основными источниками указанных компонентов являются мясные продукты, в том числе печень, язык.

    В питании детей с железодефицитной анемией рекомендуется широко использовать соки и пюре из плодов, богатых железом и аскорбиновой кислотой, которая способствует лучшему усвоению железа. С этой целью можно давать детям сироп шиповника с железом, а также витаминизированные напитки, содержащие широкий комплекс витаминов и минеральных веществ. Овощные пюре также желательно готовить из овощей с более высоким содержанием железа и витамина С (свекла, сладкий перец, зелень петрушки, укропа и др.). В качестве гарниров рекомендуются каши из круп, более богатых железом, – предпочтительны овсяная и гречневая.

    Помимо диетотерапии необходимо использовать лекарственные препараты железа, которые дают сразу после кормления, желательно в сочетании с аскорбиновой кислотой, а также с натуральными или консервированными (лучше специализированными – для детского питания) соками из черной смородины, облепихи, цитрусовых.

    Таблица 54

    Основные источники железа и витамина С (мг 100 г)

    В табл. 54 приводится перечень продуктов, являющихся основными источниками железа и аскорбиновой кислоты. Однако здесь следует подчеркнуть, что диетотерапия не должна иметь самостоятельного значения в лечении железодефицитной анемии. Она может рассматриваться лишь как один из вспомогательных компонентов терапии.

    4. Питание детей с атопическим дерматитом

    Из пищевого рациона детей, страдающих атопическим дерматитом, исключают продукты, содержащие пищевые добавки (красители, консерванты, эмульгаторы), а также бульоны, острые, соленые, жареные блюда, копчености, пряности, консервированные продукты, печень, рыбу, икру, морепродукты, яйца, сыры острые и плавленые, мороженое, кетчуп, грибы, орехи, тугоплавкие жиры и маргарин, газированные фруктовые напитки, квас, кофе, какао, мед, шоколад, карамель, торты, кексы.

    По степени аллергизирующей активности пищевые продукты можно разделить на три группы (табл. 55).

    Таблица 55

    Степень аллергизирующей активности пищевых продуктов

    Следует подчеркнуть, что практически любой пищевой продукт может вызвать аллергическую реакцию, в связи с чем исключение продукта из рациона питания осуществляется только при его доказанной непереносимости.

    Употребление комбинированных продуктов, в состав которых входит аллергенный компонент даже в минимальном количестве, может также приводить к обострению заболевания. Вопрос о введении в питание минимальных количеств аллергенного продукта или пищи, содержащей измененный белок, решается индивидуально (например, некоторые дети с аллергией на белки коровьего молока могут переносить кефир, кисломолочные продукты).

    При определении непереносимости пищевых продуктов и лекарственных препаратов целесообразно учитывать вероятность перекрестной аллергии. Например, у детей с аллергией на белки коровьего молока может наблюдаться аллергическая реакция на говядину и некоторые ферментные препараты, приготовленные на основе слизистой оболочки желудка и поджелудочной железы крупного рогатого скота; при наличии аллергии к плесневым грибам нередко выявляется гиперчувствительность к дрожжесодержащим пищевым продуктам и т. д.

    При отсутствии положительной динамики течения атопического дерматита в течение 10 дней после назначения элиминационной диеты или возникновении рецидивов заболевания целесообразно пересмотреть диету.

    Длительность исключения аллергенного продукта определяется индивидуально и должна составлять не менее 6-12 мес. По истечении этого срока проводится аллергологическое обследование, позволяющее определить возможность его включения в рацион.

    Эффективность специализированной диеты существенно зависит от полноты выявления и исключения из рациона питания всех причинно-значимых продуктов. При этом непременным условием является их замена равными по питательной ценности и калорийности продуктами, максимально обеспечивающими возрастные физиологические потребности детей.

    5. Питание детей с поражением центральной нервной системы

    Особого внимания к составлению пищевых рационов требуют дети с различными нарушениями со стороны центральной нервной системы.

    При судорожном синдроме дети должны получать более калорийное питание – количество углеводов в их рационе может быть повышено. Их рацион должен быть обогащен солями кальция, магния и витаминами группы В. Поэтому им чаще следует давать блюда из таких круп, как овсяная, гречневая, пшеничная, чаще включать в рацион субпродукты, богатые витаминами группы В, молоко и особенно молочные продукты, являющиеся главными поставщиками кальция, бобовые и огородную зелень как источник солей магния.

    Для детей с отечным синдромом рационы должны строиться со значительным ограничением поваренной соли и умеренным ограничением углеводов. В их питании лучше использовать специальную профилактическую соль с пониженным содержанием натрия.

    Дети со спинно-мозговой грыжей при ликворее нуждаются в повышенном поступлении белковой пищи.

    Некоторые дети с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы могут получать только жидкое питание или в виде пюре. Кулинарная обработка блюд для этих детей требует повышенного внимания и изобретательности. В ряде случаев для них приходится готовить специальные напитки, обогащенные белками и жирами, тщательно протирать мясо, рыбу, творог и другие продукты. Для питания этих детей следует использовать специализированные высокобелковые продукты, а также гомогенизированные детские фруктовые, овощные, плодоовощные и мясные консервы[3]. Режим питания для этих детей устанавливается более щадящий: промежутки между отдельными кормлениями сокращаются до 2–2,5 ч с уменьшением объема разовых порций.

    При организации питания детей с поражением центральной нервной системы, независимо от вида патологии, рекомендуется использовать поливитаминные комплексы.

    6. Питание детей с некоторыми нарушениями пищевого поведения

    Отклонения в пищевом поведении воспитанников интернатных учреждений встречаются очень часто и отличаются большим разнообразием. Прием пищи часто осуществляется ребенком не только для утоления голода. Дети едят за компанию, от скуки, от жадности.

    Обычно выделяется три вида расстройства пищевого поведения: понижение аппетита вплоть до полной его потери, повышение, иногда в форме так называемого волчьего аппетита, и извращение.

    Значительное понижение аппетита наблюдается при различных острых заболеваниях ребенка. В этом случае отсутствие аппетита не должно вызывать особой тревоги. На этом фоне возрастает сопротивляемость организма инфекции, он как бы сам таким образом стимулирует защитные силы. После снижения температуры аппетит у детей быстро восстанавливается без каких-либо вмешательств. Однако снижение аппетита при хронических заболеваниях должно вызывать беспокойство, поскольку это может быть одним из ранних признаков обострения болезни.

    «Волчий голод» (чрезмерное потребление пищи) чаще всего наблюдается при заболеваниях или травмах центральной нервной системы (опухоли, ранения мозга, энцефалит), психических и эндокринных расстройствах и др. Иногда чрезмерный аппетит связан с привычкой к перееданию. Он возникает у детей, воспитывающихся в домах ребенка, социальных приютах и детских домах, в результате различных переживаний, вынужденных разлук с близкими и т. п. Коррекция переедания сводится к лечению основного заболевания или устранению психотравмирующих факторов.

    Извращение аппетита у детей выражается в стремлении ребенка есть непищевые вещества (мел, известь, золу и т. п.) и часто сочетается с необычным отношением ребенка к различным запахам (стремление нюхать бензин, ацетон и др.). Извращение аппетита обычно наблюдается при дефиците в растущем организме железа и других микроэлементов, обусловленном неполноценным питанием. Это состояние может вызываться различными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, опухолями мозга, психическими расстройствами и др.

    Однако нарушения аппетита гораздо чаще, чем при заболеваниях, развиваются в результате неправильного воспитания ребенка.

    Аппетит является сложным поведенческим актом, и он реагирует практически на любые изменения в окружающей среде. При правильном режиме кормления к определенному времени у ребенка появляется чувство голода, поэтому необходимо кормить ребенка по часам. Часы кормления обязательно должны быть постоянными, так как к очередному кормлению у детей появляется чувство голода, и они едят с удовольствием. Если имеется нарушение в режиме питания или между кормлениями даются какие-либо сладости (печенье, конфеты), то к моменту приема пищи у ребенка не возникает чувства голода.

    При кормлении детей необходимо уделять внимание сервировке стола. Красиво оформленное блюдо, подготовка к кормлению повышают аппетит. Однако не следует затягивать прием пищи более чем на полчаса. Ребенок не должен долго ждать, пока накроют на стол, подогреют еду и т. п.

    Насильственное кормление ведет к возникновению у ребенка отрицательной реакции на принятие пищи. Она может распространяться на обстановку, в которой происходит приготовление к приему пищи, может быть связана с определенным лицом. При насильственном кормлении дети сжимают губы, выталкивают пищу изо рта, и в конце концов все это приводит к рвоте. Если такие кормления повторяются несколько раз, то у ребенка возникает отрицательный условный пищевой рефлекс.

    Иногда воспитатели, стремясь накормить ребенка, прибегают к рассказыванию во время еды сказок, пению. Этим на время удается ослабить силу отрицательного пищевого рефлекса, однако в этих случаях пища значительно хуже переваривается и усваивается. Необходимо иметь в виду, что при отказе от еды воспитанники становятся тем более упрямыми, чем дольше их заставляют есть насильно. У детей могут быть колебания аппетита, поэтому категорически запрещается докармливать ребенка с помощью уговоров или насильно.

    У детей с осложнениями в развитии возникают различные затруднения при формировании навыков еды. Это может быть связано с задержкой интеллектуального развития или с серьезными физическими недостатками. Иногда обслуживающий персонал продолжает обращаться с ребенком трех-четырех лет как с грудным младенцем, кормить его из бутылочки жидкими смесями, забывая о том, что он нуждается в другой пище и других приемах ухода.

    Затруднения в приеме пищи у ребенка с болезнью Дауна связаны с недостаточностью тонуса мышц рта и шеи. Чтобы сделать сосательное или глотательное движение, ребенок должен сомкнуть губы и переместить язык вверх и назад.

    Больным с детским церебральным параличом трудно управлять движениями губ, головы и тела, они с трудом могут сидеть, им тяжело держать предметы и подносить их ко рту.

    Ребенка, у которого затруднены сосание и глотание, надо научить закрывать мягко и плотно рот. Для этого проводят массаж губ и внутренней поверхности рта. Массажные движения должны быть короткими и ровными от щек, подбородка и носа к ротовому отверстию.

    Ребенок с отставанием в развитии затрачивает на прием пищи гораздо больше сил, чем его здоровые сверстники. Во время кормления он может даже заснуть. Таких детей надо кормить чаще, систематически контролируя общий объем съедаемой пищи.

    Если ребенок испытывает трудности в «управлении» своим ртом, следует помочь ему, придерживая челюсти. Большой палец взрослого, если он сидит сбоку от ребенка, располагается около козелка, а указательный под нижней губой. Если взрослый находится напротив малыша, указательный палец размещается около козелка, а большой под нижней губой. Во время еды взрослый старается осторожными движениями помочь ребенку открыть и закрыть рот, как бы постоянно контролируя движения рта и языка. После того как малыш овладеет навыками жевания и глотания, нужно постепенно прекратить поддерживать его челюсть.

    Дети очень часто испытывают трудности с глотанием. Для профилактики поперхивания или возможности подавиться пищей существует несколько приемов. Во-первых, при кормлении ребенка надо посадить так, чтобы его шея и нижняя челюсть образовывали прямой угол. Во-вторых, следует сделать внутреннюю поверхность ротовой полости менее чувствительной к воздействию пищи. Для этого массируют наружную и внутреннюю поверхность рта короткими ровными движениями 5–7 мин каждый день (в перерывах между приемами пищи) до получения желаемого эффекта.

    Следует иметь в виду, что есть пища, которой дети с отклонениями в развитии могут подавиться. Это орехи, кукуруза, леденцы, неспелые груши, сырая морковь, сырые яблоки, виноград, сосиски (целые или большими кусками), волокнистая пища, большие куски мяса. К безопасной пище относятся каши, отварная морковь, ломтики вареного яблока, отварная свекла, яичница, отварной картофель, омлет, ломтики спелой груши, макаронные изделия.

    При кормлении ребенка с отклонениями в развитии следует соблюдать определенные меры безопасности:

    • нельзя давать детям волокнистую пищу;

    • надо удалять из рыбы и мяса птицы все мелкие косточки;

    • не надо давать белый хлеб – он быстро превращается во рту в плотный комок, которым ребенок может подавиться;

    • следует резать пищу тонкими ломтиками, так как при этом вероятность подавиться меньше, чем если она порезана кубиками или кружками; мясо и курицу надо резать поперек волокон на небольшие кусочки;

    • кормить детей кусочками надо только в присутствии взрослых и только тогда, когда ребенок сидит, а не лежит или играет;

    • на тарелку надо класть немного пищи, так как ребенок, увидев гору еды, может сразу запихнуть ее в рот и не будет пережевывать каждый кусок.

    Некоторые дети могут есть почти непрерывно и едят всякий раз, когда им предлагают что-нибудь съестное. Жевание и сосание вызывают у них приятные ощущения, и они сосут и жуют все, что им попадает в рот. В этом случае надо давать ребенку столько еды, сколько ему положено по возрастным нормам. И как только он ее съест, следует убрать все съестное со стола. А чтобы дети не сосали и не жевали посторонние предметы, их надо постоянно занимать каким-нибудь делом и проводить оральную десензитизацию.

    Дети могут постоянно выплевывать пищу, и это может означать, что кормление доставляет им неприятность. Нужно выяснить причины этого поведения: возможно ребенок хочет есть самостоятельно. Однако в основе этих отклонений в поведении могут лежать и нарушения моторики. Движения ложкой могут быть слишком трудными для малыша, и надо помочь ребенку их освоить.

    При кормлении ребенка с отклонениями в развитии возникает множество самых различных трудностей:

    • ребенка, у которого отсутствует сосательно-глотательный рефлекс, нужно постоянно кормить с ложки. Ложку в этом случае подносят обычно спереди. Она должна быть круглой и мелкой, лучше из прочного металла;

    • дети часто выталкивают ложку или часть пищи изо рта, высовывая при этом язык. Предотвратить подобные явления можно, если во время еды прижимать язык тыльной стороной ложки. Этот прием не дает ребенку возможности высовывать язык и помогает лучше справляться с пищей;

    • при еде не надо соскребать ложкой пищу с верхней губы, щек или зубов. Вместо этого следует побуждать ребенка снимать пищу с ложки язычком. При этом в ложку надо брать небольшой кусочек пищи;

    • дети, страдающие параличами, должны научиться крепко держать ложку и координировать свои движения. Помочь малышу контролировать свои движения во время еды можно различными способами: взрослый надавливает ладонью на грудину или придерживает плечо ребенка, некоторым помогает довольно высокий стол.

    Если ребенку трудно справиться с чашкой, ему дают чашку с двумя ручками и учат поддерживать ее двумя руками.

    Облегчить прием пищи можно с помощью специальных устройств. Их выпускается довольно много, но важно выбрать наиболее подходящие для каждого ребенка. Некоторым детям можно разрешить есть руками. Во время еды детям следует надевать специальные фартуки с карманами для падающей пищи. Чашки должны быть или «неваляшками» или с широким и тяжелым дном.

    ГЛАВА 8. Контроль эффективности питания

    При оценке эффективности питания большое значение придается контролю за динамикой физического развития детей, которое находится в прямой зависимости от качества питания. Наряду с такой оценкой учитываются и абсолютные показатели прироста массы тела за каждый месяц. Особенно важно следить за динамикой этого показателя у детей групп риска.

    Нервно-психическое развитие детей оценивается по возрастным показателям. При этом обращается внимание на своевременное развитие психических и моторных функций, речи, навыков самообслуживания, игровой и трудовой деятельности, готовность к обучению в школе.

    Из лабораторных данных, которые могут служить критериями эффективности питания, важное значение имеет клинический анализ крови, он позволяет своевременно выявить наличие железодефицитной анемии (низкий уровень гемоглобина, цветного показателя, количества эритроцитов), аллергии (лейкопения, эозинофилия, замедленная СОЭ), гиповитаминозов (лейкопения).

    Копрологическое исследование дает представление о степени перевариваемости пищи в желудочно-кишечном тракте ребенка. Обнаружение в кале мышечных волокон, большого количества непереваренной клетчатки, крахмала, нейтрального жира, жирных кислот свидетельствует о несоответствии пищи функциональным возможностям органов пищеварения. При этом могут отмечаться снижение аппетита, диспептические расстройства.

    Повышение содержания в общих анализах мочи солей, продуктов азотистого обмена, высокий уровень осмолярности свидетельствуют об увеличении нагрузки на почки в результате избыточного содержания в рационе питания солей и азота.

    В качестве оценки адекватности питания может служить уровень заболеваемости детей, особенно острыми респираторными инфекциями и кишечными заболеваниями, так как при неправильном питании снижается иммунитет и уменьшается сопротивляемость детского организма.

    В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что рациональное питание обеспечивает не только нормальный рост и развитие детского организма, но и необходимые условия для полноценной реабилитации детей с отклонениями в развитии.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх