ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Экономический подъем Соединенных Штатов в XIX веке, прежде всего, связан со строительством сети железных дорог.

На самом деле вовсе не железные дороги послужили толчком к экономическому расцвету Североамериканских Соединенных Штатов, как уверяют многочисленные фильмы и романы. Как утверждает лауреат Нобелевской премии в области экономических наук Роберт Фогель, американская экономика добилась бы этого и без железных дорог.

Фогель построил модель развития американской экономики без строительства железных дорог. Результат был бы более-менее тем же, только достигнутым иным путем. Огромные объемы пшеницы, стали и угля транспортировались бы по рекам и каналам, люди бы перемещались по дорогам на повозках, влекомых лошадьми, а потом и на автомашинах. При этом автомобилестроение, не имея конкуренции в лице железнодорожного транспорта, развивалось бы куда интенсивнее, поскольку техническая основа для этого имелась. Промышленность и города развивались бы иначе и в других местах – вдоль рек и каналов, а не по линии железных дорог, но эффект их отсутствия был бы гораздо меньше, чем полагают многие. Подсчитано, в частности, что валовой национальный продукт снизился бы к 1890 году всего на 5 процентов.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх