Причины несчастных случаев

К утоплению могут привести разные причины (рис. 68—76), основные из них: незнание опасности при купании и плавании и неумение избежать их, выйти из тяжелого положения. Чаще всего к несчастным случаям приводят дальние заплывы, купание в шторм, купание в нетрезвом состоянии, неумение плавать, переохлаждение организма, разрывы надувных поддерживающих средств, отсутствие присмотра за детьми, хулиганство.

Недостаточное умение держаться на воде является лишь фактором, который вместе с другими причинами приводит к несчастному случаю. Часто малоопытные пловцы, попав в необычную обстановку теряются, стараются быстрее достичь берега, обессиливают и в конце концов тонут.

Во время купания, прыжков или внезапного падения в воду может наступить утомление вследствие сотрясения мозга, травмы черепа и позвоночника, других травм от сильного удара об различные предметы, которые находятся в воде (о скалу, камень, твердое дно).

При прыжках с высоты к несчастью может привести внезапный удар животом о водную поверхность (возникает рефлекторный травматический шок).

Много неприятностей приносят мышечные судороги – внезапные болевые сокращения отдельных мышц вследствие резкого напряжения, переутомления и переохлаждения.

Чаще всего возникают судороги мышц рук, шеи, живота, бедра, голени и стопы. При судорогах необходимо набрать в легкие достаточно воздуха, чтобы удержаться на воде, а одной или двумя руками размять мышцы, в которых чувствуется боль.

Рис. 68. Купание в незнакомом месте

Большие речные и морские суда составляют для пловца такую же опасность, как и транспорт для пешехода, кроме того, во время движения они создают водные завихрения, которые могут затянуть пловца на дно.

Немало неприятностей приносит, так называемый, лабиринтный кризис, который возникает во время ныряния.

Обучаясь плавать, подростки должны понять, что опасность, которую таит в себе вода, в большей мере зависит от состояния подготовленности пловца, а то, что угрожает опасностью человеку, который совсем не умеет плавать, может быть вообще безопасным для хорошего пловца. Лучший способ предохранения от несчастных случаев – это хорошее умение плавать, овладев всеми основными способами и специальными приемами плавания в сложных условиях, придерживаясь основных правил поведения на воде.

Рис. 69. Прыжки в воду в незнакомом месте

Рис. 70. Судороги при плавании

Рис. 71. Купание в штормовую погоду

Рис. 72. Плавание в судоходных местах

Рис. 73. Заплывание за ограждающие знаки

Рис. 74. Плавание на надувных предметах

Рис. 75. Баловство в воде

Рис 76. Лабиринтный кризис

Одной из причин утопления зачастую является острое кислородное голодание.

Парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе на уровне моря составляет 159 мм рт. ст. При падении парциального давления кислорода ниже 100 мм рт. ст. у здорового человека появляются признаки кислородного голодания.

У пловцов кислородное голодание чаще всего возникает при длительной задержке дыхания во время ныряния, особенно в глубину.

Развитию острого кислородного голодания способствуют интенсивная мышечная работа под водой, переохлаждение, переутомление, кровопотеря, гиповитаминоз.

Гибель ныряльщиков в большинстве случаев происходит вследствие внезапной потери сознания под водой от острого кислородного голодания.

Реакция организма на низкое парциальное давление кислорода определяется четырьмя факторами:

– скоростью развития кислородного голодания;

– степенью кислородного голодания;

– продолжительностью кислородного голодания; физическим состоянием организма.

Одна из особенностей острого кислородного голодания заключается в том, что при быстром снижении до критических величин парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе человек не ощущает грозящей ему опасности и не в состоянии противостоять ей, ибо быстро теряет сознание. Так как дыхательные пути ныряльщиков ничем не защищены, при потере сознания может произойти утопление.

Потеря сознания при остром кислородном голодании наступает при снижении давления до 70—56 мм рт. ст. Вероятность острого кислородного голодания при нырянии в глубину возрастает.

Развитие острого кислородного голодания характеризуется:

– субъективным состоянием эйфории и отсутствием критической оценки обстановки и своих действий;

– нарушением координации движений и способности к произвольным сокращениям мышц ног, рук;

– снижением болевой чувствительности, утратой восприятия слуховых зрительных раздражителей;

– потерей сознания.

При нырянии острое кислородное голодание чаще наступает к концу дистанции. Движения ныряльщика при этом замедляются, становятся не координированными, и он сбивается с направления. После своевременного извлечения из воды с восстановленным сознанием пловец обычно недоумевает, почему ему не дали возможность закончить упражнение.

Острому кислородному голоданию способствуют охлаждение в воде, а также повторные ныряния без достаточного восстановления.

Перед нырянием пловец обычно проводит гипервентиляцию. Путем гипервентиляции из легких вымывается углекислота. Благодаря этому при задержке дыхания происходит более медленное накопление углекислого газа до того уровня, который вызывает раздражение дыхательного центра и вынуждает прекратить задержку дыхания. Этим достигается увеличение времени задержки дыхания. Но такой метод таит в себе опасность: гипервентиляция практически не увеличивает насыщение крови кислородом, и при нырянии его содержание в крови и в тканях стремительно падает и может достичь величин, ведущих к потере сознания, прежде чем произойдет накопление углекислоты до уровня, который раздражает дыхательный центр и вынуждает прекратить задержку дыхания и сделать вдох. Обычно опытный ныряльщик знает свой предел задержки дыхания и вовремя прекращает ныряние.

Для обеспечения безопасности перед нырянием нужно выполнить лишь небольшую гипервентиляцию легких (6-8 глубоких выдохов и вдохов). Более длительная гипервентиляция не рациональна и может привести к головокружению и потере сознания во время ныряния.

Ныряние лучше проводить по крайней дорожке бассейна от глубокой его части в сторону мелкой. Каждому занимающемуся разрешается нырять только после выхода из воды предыдущего, при этом ныряние должно выполняться не по команде, а по личной готовности ныряющего. Выполнение ныряния требует строгого контроля: надо следить за ныряющим, идя по бортику, или назначить страхующего пловца, который будет плыть над ныряющим.

В связи с особой опасностью свободного ныряния в глубину ныряние в глубину ограничено: для мужчин – 15 м, для женщин – 10 м.

Весьма распространенной причиной утопления является так называемая травма ныряльщика (по медицинской терминологии). Имеется в виду прыжок в воду вниз головой в водоем с неизвестной глубиной и состоянием дна. При этом может произойти удар головой о дно или предметы, находящиеся на дне: камни, сваи, железный лом и т. п. В результате происходит перелом шейных позвонков, приводящий к смерти, утоплению или параличу (рис. 77).

Рис. 77. Пример «травмы ныряльщика»

Чтобы избежать травмы ныряльщика, следует проводить обучение прыжкам в воду и стартовому прыжку только в глубокой части бассейна, специально приспособленной для прыжков в воду. На массовых соревнования плаванию не все соревнующиеся владеют техникой стартового прыжка, поэтому старт лучше выполнять не со стартовой тумбочки, а из воды – толчком ногами от стенки бассейна. При этом вход в воду участников отдельных заплывов должен выполняться или по лестнице, или прыжком вниз ногами из исходного положения – сидя на бортике.

В заключение следует отметить важность и, более того, жизненную необходимость уметь хорошо плавать, знать способы спасения утопающих и уметь оказать им первую помощь, которая в большинстве случаев спасает человеку жизнь.

Спасательные средства

Спасательный инвентарь для оказания помощи многообразен – спасательные круги, шары, багры, «кошки», метательная веревка конструкции Александрова, спасательные пояса, жилеты, нагрудники и др.

Спасательные круги изготовливаются из пробки или пенопласта, обтягиваются материей и окрашиваются в яркие цвета. Диаметр круга около 80 см, масса пробкового до 7 кг, из пенопласта 3-4 кг. Для удобства применения по наружному краю круга прикрепляется веревка, за которую спасатель берется рукой и, производя несколько размахиваний, бросает его пострадавшему, находящемуся на расстоянии до 15 м от спасателя. Тонущий надавливает на край круга и ставит его в вертикальное положение для того, чтобы продеть руки и голову внутрь (рис. 78). Используя спасательный круг, пострадавший может поддерживать себя на поверхности, ожидая помощи, или передвигаться в нужном направлении, работая руками и ногами. Однако спасательные круги не могут быть применены для спасения тонущего вдали от места нахождения спасателя, так как тяжелый вес не позволяет бросить их на большое расстояние.

Рис. 78. Оказание помощи спасательным кругом

Шары выполняются также из пробки или пенопласта и окрашиваются в яркие цвета. Два шара соединены прочной веревкой длиной 50 см, к середине которой крепится веревка длиной 25—30 м для подтягивания пострадавшего. Шары бросают с расстояния 15—20 м, движением снизу вверх, захватив рукой за середину веревки, соединяющей шары (рис. 79).

Для оказания помощи тонущему, находящемуся на расстоянии 25—30 м, служит так называемый спасательный шнур, или «конец Александрова», который представляет собой тонкий, прочный шнур длиною 30 м. На одном конце шнура делается петля для руки спасателя диаметром до 30 см, на другом – петля для тонущего диаметром до 90 см с двумя ярко окрашенными поплавками

Рис. 79. Оказание помощи спасательными шарами

и небольшим грузом (мешочек с песком), позволяющим бросить конец на большое расстояние. Перед броском следует аккуратно сложить веревку петлями так, чтобы половина ее и большая петля с поплавками находилась в правой руке, а малая петля была закреплена на левой руке спасателя, свободная часть веревки лежит на земле. Бросок большой петли с грузом и поплавками выполняется маховым движением правой руки. Утопающий берется за поплавки или шнур, который подтягивается спасателем (рис. 80).

Багор служит для извлечения пострадавшего из воды, состоит из шеста с крюком, закрепленным на конце и прикрытым пробковыми или пенопластовыми шарами разного диаметра. Шары предохраняют пострадавшего от ушибов крюком и увеличивают плавучесть багра. В закрытых, открытых или наливных бассейнах обычно применяются деревянные или дюралевые шесты длиной 2-5 м.

Рис. 80. Метательная веревка, или «конец Александрова»

Рис. 81. Спасательный нагрудник

Спасательные пояса, жилеты, нагрудники и другие приспособления выполняются из водоотталкивающей ткани, отдельные отсеки, прошитые прочными нитками, заполняются пенопластом или пробкой (рис. 81).

Для отыскания и извлечения утонувших, применяются багры и четы-рехлапые кошки, а также легкие водолазные аппараты, состоящие из гидрокостюма, маски, ласт, акваланга. При погружении под воду водолаз привязывает к поясу шнур, конец которого находится в руках другого спасателя.

Если оказывающий помощь тонущему с лодки, то пострадавшего лучше вытаскивать с кормы, чтобы лодка не перевернулась или можно было отбуксировать пострадавшего к берегу.

Весь спасательный инвентарь должен располагаться на щитах недалеко от воды в местах массового купания или обучения не умеющих плавать детей.

Основные правила поведения на воде

Конечно, умение плавать предохраняет от гибели в воде, но нельзя забывать, что полная адаптация человека к водной среде невозможна, какого бы совершенства человек ни достиг в плавании и в освоении с водой. То есть умение плавать не гарантирует безопасность на воде, и статистика это подтверждает. Более 40% утоплений возникает в результате нарушения правил купания в открытых водоемах. Поэтому очень важна правильная организация занятий плаванием и соблюдение мер безопасности при отдыхе на водоемах. Ведь гораздо легче предотвратить несчастный случай, чем спасти тонущего.

Во многом предупреждению несчастных случаев способствует соблюдение элементарных правил поведения в воде:

– для купания выбирать специально отведенные для этого места;

не заплывать далеко от берега, за буйки, обозначающие границы безопасной зоны;

– не подплывать близко к судам (моторным, парусным), лодкам, баржам, плотам, несамоходным судам;

– не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

– не прыгать в воду в незнакомых местах;

– попав в сильное течение, не плыть против него;

– на глубоких местах не плавать на досках, камерах и надувных матрасах;

– не купаться в судоходных каналах, около гидротехнических сооружений, причалов;

– соблюдать чистоту мест отдыха у воды, не засорять водоемы, не оставлять мусор на берегу и в раздевалках;

– нельзя входить в воду после перегревания на солнце или сильного охлаждения тела до образования «гусиной кожи»;

– нельзя быстро погружаться и прыгать в воду после принятия солнечных ванн, бега, игр без постепенной адаптации к холодной воде;

– нельзя купаться или плавать при переполненном желудке и кишечнике;

– не купаться по одиночке. Категорически запрещается:

распивать спиртные напитки;

– входить в воду и купаться в нетрезвом состоянии;

– подавать крики ложной тревоги;

Во время занятий плаванием, особенно при обучении плаванию, тренеры и инструкторы должны поддерживать дисциплину и строго соблюдать следующие правила:

• Заниматься плаванием можно, только получив на это разрешение врача. Занимаясь плаванием, необходимо систематически (1 раз в 3 месяца) проходить медицинский осмотр.

• Плавание разрешается только в местах, отведенных для этой цели: в бассейнах, на учебных пляжах, водных станциях и других местах, отвечающих условиям безопасности и гигиены.

• Заниматься плаванием можно только в чистой воде при температуре не ниже +18 °С. Длительность занятия в воде должна увеличиваться постепенно.

• Не умеющие плавать должны заниматься плаванием в специально отведенных местах глубиной не более 0,6-0,9 м и обязательно под присмотром умеющих хорошо плавать. Все упражнения в воде, а также первые попытки плыть должны выполняться в сторону берега.

• Входить в воду и выходить из нее можно только по разрешению проводящего занятие. До начала занятий в воде и после их окончания надо обязательно проводить поименную перекличку присутствующих. К изучению прыжков в воду и ныряния можно приступать только научившимся плавать.

Наряду с соблюдением общих мер безопасности на воде, на занятиях плаванием тренер или инструктор должен хорошо знать те условия и упражнения, которые особенно опасны и вероятность утопления при которых велика.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх