Александр Бумагин Свободу Лягушкам СМОЖЕТ ЛИ НОВЬ,, МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕРВИС ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ С КОПИРАЙТОМ?

В середине апреля одной социальной сетью стало больше. FreeFrog, на которую уже потрачен миллион долларов, изначально задумывалась ориентированной на музыку. Если верить анонсу, именно универсальный язык музыки объединит миллионы людей и позволит свободно обмениваться любимыми произведениями.

Неужели еще один файлообменник, подумалось мне?! А как же копирайт? - спросил я Веру Врублев-скую, соосновательницу FreeFrog. Вера сослалась на пользовательское соглашение, а котором четко сказано, что вся ответственность лежит на пользователях. Решение, конечно, стандартное, но от проблем с законом спасает не всех. Впрочем, FreeFrog намерена вести переговоры со звукозаписывающими лейблами о легальной продаже музыки, и вообще создатели ресурса обещают блюсти авторские права: будет работать специальная служба, отслеживающая незаконный контент. А участие в сети FreeFrog подразумевает обмен лишь той музыкой, которую пользователи сами и сочиняют.

Одна из предпосылок успешности начинания такова: есть огромная армия музыкантов, пишущих музыку дома, и есть много людей, которые ищут новую музыку любимого жанра. Авторы, слушатели, а также продюсеры и другие люди музыкальных профессий смогут здесь находить друг друга. Музыканты - делать и выкладывать на ресурс видеоклипы, а при желании и продавать их (равно как и любую сбою атрибутику, вроде

футболок и бейсболок). Кроме того, владельцы FreeFrog хотят заняться концертной деятельностью. Со временем обещают даже вести прямые трансляции через Интернет и продавать билеты на концерты.1

Пока же сервис нацелен на тех, кто сочиняет музыку, надеясь, что слушатели придут сами. Сергей Нестерович, который решает для FreeFrog технические вопросы, сравнивает эту социальную сеть с «¦Библиотекой Мошкова», где есть раздел «Самиздат». «Практика показывает, - говорит Нестерович, - что «Самиздат- является хорошим стартом для знакомства с постоянным издателем. Издательства целенаправленно прочесывают эту площадку, потому что им самим удобно, когда потенциальные авторы собираются в одном месте». Сергей довольно лаконично формулирует главную задачу FreeFrog - нужно снизить входной барьер для музыкальных исполнителей и авторов, которые хотели бы не только творить, но и зарабатывать на этом, «У нас денег потребуется значительно меньше, - поясняет Нестерович, - так как мы убираем посредника в лице продюсера. Мы своего рода eBay для тех, кто занимается музыкой».

Идея создать FreeFrog возникла полтора года назад. Рождалась «Лягушка» в муках. По словам Врублевской, сначала за дело взялся сильный программист, поработавший в крупных проектах. Он составил ТЗ, бизнес-планы и расписал всю технику, необходимую для организации сервиса. Потом, правда, этот человек погрузился в саои личные проблемы, где и остался. Появилась и тоже пропала команда из Питера, а с августа прошлого года «внутриутробное развитие» FreeFrog перешло под надзор Сергея Нестеровича, которому пришлось все делать в цейтноте.5

Удивительно, но даже сами создатели не могут сказать, при чем здесь, собственно, лягушка. «Были разные варианты, - говорит Врублевская, - FrogMusic, RockFrog, а потом FreeFrog… Хотелось уйти от набивших оскомину слов «MP3», «цифра». А лягушка… Не знаю почему. FreeFrog - красиво звучит. Может быть, потому, что она забавная и веселая».

1 Разумеется, любые продажи с помощью FreeFrog подразумевают отчисления держателям проекта. Подробности, правда, мне сообщить отказались.

2 Нестерович является также техническим пирв*ааром компании Спгопорау Генеральный директор Chronapay - Павел Вру-блевский муж Веры Врубпевской. Не исключено, что в критический момент проблемы FreeFrog были решены по-семейному.


события

Свободу Лягушкам!

Весело ли будет Свободной Лягушке прыгать по сетевым просторам (болотам?), обретет ли сервис популярность, сказать трудно. Людям, похоже, стали поднадоедать социальные сети. Врублевская, однако, уверена, что пользователям просто-напросто приелся старый круг общения, a FreeFrog поможет найти что-то новое. Валентин Матвеев, еще один создатель сети, более прагматичен, считая популярность FreeFrog лишь вопросом маркетинга. «У социальных сетей огромная растущая аудитория, - говорит он, - и сети эту аудиторию делят. Выходить на рынок с новым продуктом всегда непросто. Хоть с социальной сетью, хоть с кукурузными хлопьями». Коммерческая успешность FreeFrog связывается с тем, что на Западе приаыкли платить за музыку, a FreeFrog не собирается жить в рамках Рунета. К лету, когда новая социальная сеть, как ожидается, наберет с полсотни тысяч пользователей, ее попробуют активно продвинуть за рубежом. Запланированы презентации в разных странах, в США - точно. По оценкам Нестеро-вича. когда FreeFrog крепко встанет на ноги, она лишь на 30% будет состоять из россиян.

Уже через год владельцы ожидают 10 млн. регистрации, Причем это должны быть десять миллионов сочиняющих, слушающих и покупающих музыку, а не использующих FreeFrog, дабы скачать или выложить раздобытый по случаю новый альбом какой-нибудь Мадонны, которая, мягко говоря, не одобряет принципов МРЗ-вольницы. Очень смелые планы…

ои предположения о нравах пользователей были небезосновательными: зарегистрировавшись во FreeFrog, я обнаружил, что «неправильная» музыка на сайте не замедлила появиться, «правильная" - тоже.

Создатели анонсировали FreeFrog как ресурс, нацеленный на самых активных интернетчиков в возрасте от четырнадцати до тридцати. С этим лозунгом, однако, вышла неувязочка: на поверку оказалось, что активистам младше восемнадцати дорога на сайт заказана.3 Кроме возрастного ограничения, на этапе регистрации для защиты от роботов возведен стандартный барьер из «кагтгчи", a e-mail хоть и спросили, но письма с просьбой перейти по ссылке и -одтвердить регистрацию мне не пришло 'собственно, не пришло вообще никакого письма). Далее предлагалось заполнить "one «Любимая музыка».

Прикинувшись почитателем русского -аоодного творчества, я, кажется, остался "аковым в одиночестве. Самые многочисленные группы на FreeFrog - фанаты рока и рэпа. А еще отдельно существуют группы Русский рэп, rap и реп. То есть налицо проблема, схожая с дублированием городов,

школ и вузов на «Одноклассниках». Конечно, репу по сему поводу можно и не чесать: никто не мешает вступить во все эти (и любые другие) группы сразу.

Через двенадцать дней после старта у «Лягушки» было 960 пользователей (среди них - 830 человек из России, 50 из США и один шутник с острова Святой Елены). За это время общими усилиями меломаны закачали 650 музыкальных и 45 видеофайлов. Мадонны там не оказалось, но другие знаменитости встречались, и вовсе не изредка. Появились и сторонние ссылки на «контрафакт», так что дозорной службе, о которой говорили авторы проекта, будет чем заняться.

руют использовать сервис в своих интересах, либо позаботиться о защите авторства, либо обратиться к владельцам сети за разъяснениями, Вообще, создатели предусмотрели в соглашении чуть ли не все на свете, в том числе и вашу безвременную кончину, тем или иным образом связанную с аккаун-том в FreeFrog. Ну просто убойный ресурс какой-то.

Дизайн сайта, увы, не безупречен. Однако часть изъянов, похоже, можно отнести к издержкам молодости проекта. К примеру, в разделах «Музыка» и «Видео» отсутствует поиск, он есть только в разделе «Группы». Хуже другое: значительная часть пиктограмм

FREEFROGHEСОБИРАЕТСЯЖИТЬВРАМКАХРУНЕТА. КЛЕТУ, КОГДАСОЦИАЛЬНАЯСЕТЬНАБЕРЁТСПОЛСОТНИТЫСЯЧ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЕЁПОПРОБУЮТПРОДВИНУТЬЗАРУБЕЖОМ

Отдельно хочется сказать о пользовательском соглашении. В нем встречаются довольно любопытные фразы, например такая: «Сайт создан для НЕКОММЕРЧЕСКОГО использования» (сохранено выделение из оригинала). Тем не менее, зайдя на сайт, пользователь сразу же увидит кнопки разделов «Моя корзина», «Мои покупки» и «Мой кошелек». Вспомним слова разработчиков о том, что администрация крайне заинтересована, чтобы на их площадке торговля между посетителями кипела. Впрочем, санкционированная коммерческая деятельность а соглашении прописана.

Еще одно условие приобщения к музыке: «Вся информация, размещенная пользователями на сайте FreeFrog, за исключением той, которая защищена авторским правом, переходит в собственность администрации сайта FreeFrog». Можно порекомендовать начинающим музыкантам, которые плани-

I ВЕРА ВРУБЛЕВСКАЯ

на сайте не оригинальна, Не знаю, что тут с авторством, но на Boonex.us иконки используются точно такие же, а если присмотреться, одинаково выглядят шрифты и некоторые другие элементы оформления. Вид профиля пользователей ресурсов совпадает на 100%, отсюда следует, что дизайнеры FreeFrog использовали некий далеко не эксклюзивный шаблон. Заметил это совпадение один из пользователей FreeFrog, и, на мой взгляд, очевидная схожесть с другим ресурсом - не лучший способ создания уникальной, как утверждается, социальной сети. Применение готовых решений само по себе не является предосудительным, вот только возникают сомнения в том, что i на проект действительно истрачен миллион долларов: во всяком случае, выглядит все не на миллион. А вот в то, что «Лягушка» делалась в сжатые сроки, охотно верится.

У Веры Врублевской, на чьи деньги создается FreeFrog, за плечами работа с другими музыкальными сервисами, так что, вероятно, к возможным проблемам, включая иски правообладателей, создатели сервиса готовы. Насколько полезной будет специализированная социальная сеть для доморощенных талантов и их поклонников, покажет лишь время. Но очевидно, что «населенность лягушатников» разных музыкальных направлений будет сильно отличаться. Ска- j жем, те же почитатели народного творчества (не такие, как я, «засланные казачки», а настоящие), заглянув на FreeFrog раз, другой, третий и не найдя единомышленников, просто-напросто забудут сюда дорогу. Есть также опасность, что пользователи проигнорируют платные услуги, и тогда встанет вопрос об окупаемости FreeFrog. Впрочем, обо всем этом можно будет аргументированно рассуждать, когда проект переживет стадию головастика. Если переживет. ¦

3 Думаю и сами разработчики понимают - любой подросток. регистрируясь, может поставить себе возраст хоть 18. хоть 45


радиционно говорят о конвергенции услуг (например, голоса и данных), технологий, сетей, операторской и ИТ-инфраструктуры. При этом отчего-то забывают про конвергенцию устройств. Меж тем больше половины электронных устройств (плееры, КПК, смартфоны и т, д.) уже овладели коммуникационными способностями. Разнообразие интерфейсов, возможностей в интеграции и сопряжении с другими девайсами растет с космической скоростью. В то же время однородная аудитория (люди с «трубкой»), которая

имеет специфику, которая ставит под вопрос роль операторов связи в ней. В простейшем виде value chain включает в себя: производителя и/или аггрегатора контента, контент-провайдера, транспортную сеть, сервис-провайдера, провайдера доступа («последняя миля»). Сейчас в отрасли активно идут процессы интеграции участников цепочки. Они совместно участвуют а выработке стандартов, согласуют роли, функции и доли в доходе от продажи услуги конечному потребителю: получение общей прибыли невозможно при отсутствии любого из игроков.

Так кто же из участников рынка определяет потребительский тренд? Если производитель мобильных терминалов не разработает яркий экран с высоким разрешением и малым энергопотреблением, кому нужен мобильный видеоконтент? Если из-за несовершенства мобильной операци-: онной системы нельзя будет запускать корпоративные приложения, то кто будет их разрабатывать?

Вендоры - вот важнейшая движущая сила рынка. Они больше всех заинтересованы в том, чтобы продуктовая линейка обновлялась, чтобы ста-

Евгений Солома™ н,

директор по развитию «Коминфо Консалтинг», руководитель программы «МВА-Телеком», бизнес-школа МИРБИС

ОПЕРАТОРЫ И ПРОВАЙДЕРЫ: КТО КОГО КУПИТ В ЦЕПОЧКЕ СТОИМОСТИ. ЧАСТЬ II

Ключевые тренды нового телекоммуникационного рынка включают сосуществование множества различных технологий, конвергенцию услуг, стандартов и сетей, переход к интегрированным коммуникациям. Сейчас вокруг нас тысячи коммуникационных устройств, цикл жизни которых на рынке не превышает года. Они устаревают, часто не успев окупить затрат на свою разработку, так как стандарты и возможности по созданию новых сервисов бегут вперед, обгоняя рынок. Как же тогда, в условиях такого относительно инертного рынка, разработчикам технологий и конечных товаров не обанкротиться?

была благодатным полем для традиционных операторов, все больше сегментируется. Рынок пользователей «медийно-телекоммуникационных» услуг и устройств делится на узкие, обособленные, фрагменти-рованные клиентские группы, отличающиеся профилем потребления. Работать на таком рынке гораздо труднее. Ключевым словом для бизнеса становится «дифференциация»: чтобы выделиться и выжить среди равных, необходимо не только найти свою нишу, но и защитить ее. Для этого операторы уже сейчас используют концепцию персонализированных, настраиваемых и так называемых blended-сервисов.

Основой потребительской мотивации стал интерактивный и self-generated контент. IP-трафик ежегодно удваивается, Видеотрафик уже несколько лет растет экспоненциально. Но смогут ли операторы в таких условиях сохранить свою ведущую роль в «цепочке стоимости"? А если нет, то кто займет их место?

«Цепочка стоимости» (value chain) для контент-сервисов

Чтобы контролировать рынок, надо доминировать в цепочке, контролировать звенья, приносящие наибольший доход. И чем больше звеньев под контролем - тем лучше. В процессе перехода к эпохе Tel-со 2.0 меняются роли игроков в цепочке, и положение оператора становится менее значимым. В текущей ситуации самые большие деньги в цепочке стоимости (до 50% от того, что платит конечный потребитель) получает производитель контента. Провайдерам доступа, транспортной сети, сервис-провайдерам, другим участникам достается только по 7-10%. Однако интрига даже не в том, кто и сколько контролирует, а в том, что раньше цепочка стоимости была линейная, полностью оправдывай свое название. Сейчас же она превращается в сеть стоимости. Эта сеть становится интегрированной и объединяет игроков, превращая их в единую «экосистему». В нее вовлечены производители терминалов, разработчики операционных систем, приложений и другие типы игроков.

рое оборудование снималось с обслуживания. Это они придумали большинство ведущих концепций развития сетей, включая NGN. Цель вендора банальна - получение доходов за счет продаж железа и софта операторам. Одним из самых активных разработчиков глобальных концепций проникновения Интернет в повседневную жизнь является компания Cisco. Именно она дала старт крупнейшим мировым инициативам в области телемедицины, дистанционного образования, домашних сетей, контент-сервисов. Зачем она это делает? Для того чтобы косвенным образом стимулировать рост !Р-трафика, спрос на свое оборудование, на свои сетевые архитектурные решения и маршрутизаторы.

Операторы же часто не могут окупить инвестиции, несут основные риски и «попадают на деньги», так как рынок услуг, для предоставления которых закупается оборудование, зачастую еще просто не сформирован. И, по всей видимости, операторы будут вынуждены мириться с этой тенденцией. ¦









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх