новости: Новости

Кандидат раскинул сети

Нынешние выборы президента США прошли без особых эксцессов. Местами были зафиксированы проблемы с машинами для голосования, но в целом обошлось без громких скандалов.

Можно отыскать массу причин, почему Барак Обама обошел Маккейна. Однако, по мнению издания Wired, помимо всего прочего, 44-й избранный президент США стоял во главе самой высокотехнологичной предвыборной кампании за всю историю. Штаб Обамы организовал в Интернете целую социальную сеть (my.BarackObama.com), объединившую десятки тысяч волонтеров, которые участвовали в предвыборных мероприятиях и призывали голосовать за своего кандидата.

Строить социальную сеть Обамы помогал "звездный" персонаж - один из сооснователей Facebook Крис Хьюз (Chris Hughes). Он покинул компанию ради приглашения, поступившего из лагеря демократов, и сумел создать для заказчика мощный предвыборный инструмент. Сервис позволял вести учет того, когда и с кем проводилась агитационная работа. В итоге у демократов были сведения о сочувствующих, противниках и колеблющихся.

Для координации работы волонтеров Маршалл Ганц и Рут Вэйгман (Marshall Ganz, Ruth Wageman) из Гарварда разработали специальную систему для подготовки добровольцев и планирования акций, в которых они участвовали. Учитывались групповые и индивидуальные мероприятия, информация собиралась в едином центре, а с избирателями поддерживалась обратная связь. Огромную армию волонтеров по всей стране направляли пятьсот нанятых демократами людей.

Штаб Маккейна, конечно, тоже использовал плоды высоких технологий, но не с таким размахом. Кроме того, свои интернет-проекты республиканцы запустили относительно поздно. К тому же, по признанию самих сторонников Маккейна, не всегда людям было понятно, как всем этим нужно пользоваться. АБ

Прошу к столу

Мicrosoft продолжает работать над экспериментальным компьютером Surface. Очередной прототип интерактивного стола научился отображать сразу две картинки: основную на самом столе и дополнительную на любом полупрозрачном объекте, размещенном над его поверхностью. Новинка получила официальное название SecondLight, а сами разработчики любовно именуют эту технологию "волшебной линзой".

Базовое устройство Surface представляет собой мощный компьютер под управлением Windows Vista, оснащенный проектором и несколькими инфракрасными камерами, спрятанными под полупрозрачной столешницей. Проектор формирует изображение на поверхности стола, а камеры отслеживают прикосновения к ней рук пользователей. SecondLight добавляет картинке еще один слой. Так, во время демонстрации на стол была выведена фотография автомобиля. Разместив поверх нее лист тонкой бумаги, пользователь мог увидеть каркас соответствующего участка машины. Изображение на столешнице оставалось неизменным, поэтому лист можно было положить на поверхность стола или приподнять и удерживать в руках. Еще интереснее опыт с полупрозрачной линзой: с ее помощью удавалось одновременно увидеть исходное изображение на столе и дополнительное на линзе.

Раскрывается фокус просто. Столешница представляет собой особую жидкокристаллическую панель, меняющую степень прозрачности под воздействием электрического тока. Под столешницей установлено два проектора - один формирует основную картинку, другой проецирует дополнительную. Переключение поверхности стола между прозрачным и матовым состоянием происходит с высокой частотой (примерно 60 раз в секунду), поэтому наблюдателю кажется, что он видит сразу два изображения.

Устройство вполне справляется с выводом двух независимых видеопотоков на оба экрана. А инфракрасная камера, работающая, когда столешница прозрачна, позволяет отслеживать прикосновения к "волшебной линзе".

Очевидно, что SecondLight способен стать превосходным инструментом для обучения. Например, фотография животного на столе может сопровождаться энциклопедической справкой, а снимок звездного неба дополняться названиями небесных объектов, видимыми только на "линзе". В Microsoft верят в свою разработку, предрекая ей и подобным устройствам многомиллиардный рынок уже к 2013 году. А пока оригинальный Surface набирается опыта в торговле и гостиничном бизнесе. ЕЗ

Право высказаться

Три кита мира информационных технологий - Microsoft, Google и Yahoo - после двух лет обсуждений и переговоров выступили с "Глобальной сетевой инициативой" (Global Network Initiative), от которой во многом будет зависеть свобода слова в Интернете.

Сетевых титанов уже не раз критиковали за пособничество онлайн-цензуре, введенной властями некоторых стран (например, Китая). За каждой из трех корпораций числятся грешки, которые можно рассматривать как содействие ущемлению свободы слова. Теперь же компании пообещали, что больше не будут участвовать в этом неприглядном деле.

Вкратце суть "Глобальной сетевой инициативы" заключается в том, чтобы поддерживать право юзеров на выражение собственного мнения. Договор не позволяет подписавшим его компаниям или организациям разглашать информацию о пользователях в тех случаях, когда речь идет о конфликтах, так или иначе связанных со свободой слова. Кроме того, участники инициативы обязуются тщательно оценивать политическую обстановку в каждой стране, уличенной в ущемлении прав человека, прежде чем начинать там бизнес.

"Глобальная сетевая инициатива", безусловно, разрабатывалась в интересах юзеров, однако некоторые специалисты считают, что на практике она будет малоэффективной. Критики указывают прежде всего на отсутствие механизмов, которые обеспечили бы соблюдение установленных правил. Более того, сейчас нет даже четких директив, обязывающих интернет-компании информировать пользователей о том, где и как хранятся конфиденциальные данные. И все же авторы проекта полагают, что по мере роста числа участников инициатива поможет защитить свободу слова во всем мире. Уже в ближайшее время затею американских компаний могут поддержать два европейских телеком-гиганта - France Telecom и Vodafone. ВГ

Особо ценный сотрудник

Говорят, что незаменимых работников нет. Однако порой грамотного специалиста найти так трудно, что между конкурирующими компаниями разгорается настоящая битва за кадры. В похожей ситуации недавно оказались IBM и Apple.

Все началось с того, что вице-президент подразделения IBM по разработке блэйд-серверов Марк Пейпермастер (Mark Papermaster) решил покинуть корпорацию и устроиться на работу в Apple. Голубому Гиганту Пейпермастер отдал больше четверти века, внеся солидный вклад в создание вычислительных систем корпоративного класса и процессоров с архитектурой Power. Понятно, что по должности Пейпермастер имел доступ к широчайшему пакету конфиденциальной технической документации. Поэтому неудивительно, что на заявление об уходе IBM отреагировала судебным иском, обвинив своего бывшего сотрудника в нарушении пункта контракта, запрещающего ему в течение года работать на конкурентов. В IBM говорят, что огромный опыт Пейпермастера может помочь Apple в разработке серверов и микрочипов, аналогичных по возможностям продуктам корпорации.

Сама Apple дает достаточно сдержанные комментарии: Марк будет курировать подразделение, специализирующееся на плеерах iPod и мобильниках iPhone, сменив на этом посту Тони Фэйделла (Tony Fadell). Многие обозреватели полагают, что Пейпермастер займется разработкой новых процессоров, которые в перспективе найдут применение в "яблочных" гаджетах. Это предположение подтверждает тот факт, что в текущем году Apple за 300 млн. долларов приобрела фирму P.A. Semi, специализирующуюся на создании микрочипов. У Semi нет своих производственных мощностей, зато есть команда талантливых специалистов, ранее принимавших участие в проектировании серверных процессоров, таких как Intel Itanium, AMD Opteron и Sun UltraSPARC. Пейпермастер, обладающий огромным багажом знаний, вполне мог бы возглавить эту команду.

Возможна и еще одна причина, по которой Apple переманила Пейпермастера у IBM. Компания Джобса сейчас активно развивает веб-сервисы, а для поддержания их работы необходима мощная серверная платформа. С другой стороны, аналитики говорят, что в рамках текущей стратегии Apple делает упор на сектор потребительской электроники и вряд ли захочет тягаться с крупнейшими поставщиками серверного оборудования, имеющими устоявшуюся клиентскую базу. Так или иначе, но опыт Пейпермастера безусловно пригодится Apple. А вот IBM, попытавшаяся было вернуть столь ценного кадра, пообещав увеличить ему зарплату, все-таки осталась ни с чем. ВГ

Берегите лес

Читателям ежедневной американской газеты Christian Science Мonitor уже в апреле следующего года придется отказаться от привычного утреннего удовольствия отгородиться от домочадцев бумажным листом. Газета намерена сменить модель распространения и полностью уйти в онлайн. Последнее время дела у издания шли неважно: тираж с более чем 220 тысяч в 1970 году сократился до 52 тысяч в нынешнем, и CSM едва сводила концы с концами. Возможность смены формата рассматривалась в течение последних двух лет, а разразившийся финансовый кризис, видимо, подтолкнул к окончательному решению. Проведенные опросы и анализ посещаемости сайта дают основания полагать, что изрядная доля читателей сможет безболезненно переключиться на интернет-версию. Текущий показатель - полтора миллиона посещений в месяц - руководство газеты рассчитывает увеличить к 2013 году в четыре раза. Особо консервативным читателям предложат еженедельный журнал, который будет включать развернутые статьи.

Символично, что для Christian Science Monitor этот год юбилейный: она была создана в 1908 году основательницей Церкви христианской науки Мэри Бейкер Эдди (Mary Baker Eddy). С момента рождения газета находилась под крылышком этого религиозного движения, что не помешало ей завоевать репутацию серьезного общественно-политического издания и получить семь престижных Пулитцеровских премий.

Несмотря на то что некоторые более мелкие американские издания уже променяли бумагу на онлайн, CSM в этом ряду выделяется. Во-первых, это первая газета национального масштаба, решившаяся на полный отказ от печатных тиражей. А во-вторых, большую часть прибыли газете приносит распространение по подписке, а не реклама. Так что инициатива сопряжена с определенным риском. Конечно, руководство надеется, что читатели не разбегутся и будут исправно подписываться на новый еженедельник, но только жизнь расставит все по своим местам. ТВ

Трудно быть богом

Гений компьютерных развлечений Уилл Райт снова попал в яблочко: количество проданных копий игры Spore уже исчисляется миллионами. Желающих почувствовать себя в роли бога хоть отбавляй, тем более что в основе киберхита вроде бы лежат научные теории. В "Галактическое издание" даже включен компакт-диск с записью передачи канала National Geographic, где несколько биологов обсуждают "прорыв в воссоздании генетических механизмов". Увы, на самом деле все не так замечательно. Корреспондент журнала Science Джон Боханнон (John Bohannon) задался целью выяснить, действительно ли связь Spore с наукой столь тесна, как говорят создатели проекта.

Игровой процесс в Spore разделен на несколько стадий. Персонаж начинает путешествие к вершине пищевой пирамиды с одноклеточного микроорганизма в первичном бульоне, выходит на сушу в стадии животного, вскоре формирует племя и через цивилизованное общество продвигается к космической экспансии. Чтобы получить квалифицированную оценку, Боханнон обратился к ученым. Он разослал копии Spore двум эволюционным биологам, взявшим на себя первые две стадии, социологу (для проверки третьего и четвертого этапа) и астрофизику из NASA, на долю которого пришлась межзвездная одиссея.

Для получения максимального балла от Spore не требовалось полного соответствия природным процессам, достаточно было не допускать грубого искажения фактов. Однако и это условие в игре не выполняется. Стадии микроорганизма и животного пестрят "двойками" и "колами". Базовые принципы генетики и естественный отбор в Spore не имеют ничего общего с действительностью. Чуть лучше обстоят дела с биологией клетки, воспроизведением потомства и следованием общей идее эволюции. Несмотря на чудовищные упрощения, микромир Spore вызвал у тестеров скорее симпатию: происходящее на экране по крайней мере отдаленно похоже на то, что видит исследователь на предметном столике микроскопа. Но на стадии животных расхождения с природой оказываются слишком велики. Отсутствие общих предков (у каждого существа в Spore свой собственный одноклеточный "прадед") и естественного отбора ставят крест на использовании игры в качестве наглядного пособия для знакомства с теорией эволюции.

Этапы племени и цивилизованного общества заслужили более высокие оценки: "хорошо" по социологии и "троечку" по культурной антропологии. Последняя обусловлена отсутствием в игре племен как таковых, поскольку племя появляется в результате родства, которого в Spore тоже нет. Игрок сталкивается с разделением труда, общественным мнением и даже религией.

Наконец, космическая стадия оказалась самой достоверной. Средняя оценка за астрофизику - "хорошо" (получить высший балл помешали сверхсветовые скорости), тогда как астробиология получила "удовлетворительно" (разумная жизнь в галактике Spore встречается в каждой звездной системе).

Подводя итог, Боханнон с сожалением констатирует, что заявленная связь проекта с наукой не более чем маркетинговый ход. Что же до вышеупомянутой беседы Райта с биологами, то последних, как оказалось, просто ввели в заблуждение. Автор статьи отыскал ученых, принимавших участие в передаче National Geographic: давая интервью, они думали, что обсуждают аспекты эволюционной теории, и понятия не имели, что их речь будет использована в рекламе компьютерной игры. ЕЗ

Синхронное вождение

Современные автомобили буквально нашпигованы средствами безопасности, помогающими водителю, оказавшемуся в экстренном положении. Но порой даже они бессильны: что делать, если на дорогу неожиданно выбежал ребенок? Ситуация патовая: тормозить уже поздно, а свернуть невозможно из-за движущегося параллельно потока машин. Избежать наезда или аварии в данном случае поможет разве что чудо. Впрочем, возможно, удастся обойтись и вполне земными технологиями: во всяком случае, так считают немецкие исследователи, разрабатывающие новую интеллектуальная систему, которая при возникновении форс-мажорных ситуаций возьмет управление автомобилем на себя.

Работу комплекса обеспечивает специализированный софт, координирующий маневры участников движения в чрезвычайных ситуациях. Находящиеся поблизости машины, которые движутся в одном направлении, объединяются в группу и в режиме реального времени обмениваются друг с другом информацией о своем положении, скорости, обнаруженных помехах и пр. Данные снимаются при помощи бортовых датчиков, камер и GPS.

Внутри каждой группы выбирается машина-координатор, отвечающая за принятие решений. Она сможет распознавать внештатные ситуации практически одновременно с автомобилем, находящимся в непосредственной близости от места возможного происшествия, что позволит вовремя оповестить всех участников движения. В приведенном выше примере система могла бы дать команду синхронного поворота сразу нескольким машинам, позволив таким образом избежать и наезда на ребенка, и столкновения автомобилей друг с другом.

В отличие от современных электронных систем обеспечения безопасности, призванных оказывать содействие водителю, оставляя за ним право окончательного выбора, новый комплекс полностью берет управление в свои руки. Впрочем, технология, предложенная немецкими учеными, пока находится на ранней стадии развития. Исследователи уже реализовали функции формирования групп автомобилей и теперь пытаются улучшить алгоритмы оценки дорожной ситуации и выбора наиболее эффективных маневров. Проблема в том, что в реальных условиях система будет работать, только если ею оборудованы все транспортные средства. Поэтому, даже если инициативу поддержит большинство автопроизводителей, пройдут многие годы, прежде чем автомобили обзаведутся "коллективным мышлением". ВГ

Золотой челнок

Золотой наночелнок, способный за один проход переносить всего четыре электрона, изготовили физики из Университета Бата в Великобритании. Это устройство может стать основой нового большого класса наноэлектромеханических устройств (NEMS), пригодных в том числе для обработки и хранения информации.

Идея перемещать электроны по схеме небольшими порциями с помощью механических челноков, а не гонять их постоянно в виде тока по проводам, была высказана около десяти лет назад. Такой способ обещал резкое снижение потребляемой схемой энергии за счет перемещения небольшого количества электронов только тогда, когда это необходимо.

Первые попытки реализовать идею на практике нельзя назвать успешными. Сначала челноки изготавливали из кремниевых балок, которые заставляли вибрировать переменным током. Но балки получались слишком громоздкими - порядка нескольких десятков нанометров. К тому же работали они лишь на своей резонансной частоте и требовали много энергии на раскачку. В другой работе в качестве челнока попытались использовать похожую на футбольный мяч молекулу фуллерена С60. Но ее диаметр (около нанометра) оказался слишком мал, и получить надежные доказательства, что она действительно работает как челнок, двигаясь взад-вперед, не удалось.

В новой работе в качестве челнока был использован золотой шарик диаметром 20 нм. Его закрепили в зазоре между двумя золотыми электродами с помощью монослоя гибких органических молекул, работавших как пружины. Когда к электродам прикладывали напряжение, золотая наночастичка начинала колебаться, каждый раз перенося с собой электроны от отрицательного электрода к положительному. Из-за своих малых размеров и кулоновского отталкивания электронов частичка переносила за один цикл не больше четырех электронов. Их количество можно было легко варьировать, меняя напряжение между электродами.

Ученые сняли вольт-амперные характеристики своего челнока и убедились, что они полностью согласуются с теорией: ток через наночелнок пропорционален рабочей частоте, которую можно варьировать, изменяя массу частички или эластичность ее молекулярного подвеса. Однако этот ток можно изменять и задавая смещение на третьем электроде, почти так же, как в обычном полевом транзисторе. Поэтому из комбинаций подобных наночастичек и электродов можно строить самые разные NEMS-устройства, работающие на частотах от единиц до сотен гигагерц.

Теперь ученые заняты реализацией транзистора, в котором третий электрод будет управлять количеством электронов, переносимых золотым челноком за одно колебание. Такое устройство сможет работать при комнатных температурах, передавая электроны строго по одному. ГА

Метод пряника Кнута

Живая легенда мира информационных технологий Дональд Кнут (Donald Knuth) известен не только своими классическими монографиями по программированию, но и оригинальным чувством юмора. Разменяв восьмой десяток, он не утратил жизнелюбия, по сей день регулярно отпуская профессиональные шуточки. Чего стоит хотя бы устремленная к числу "пи" система нумерации версий пакета TeX. К той же категории относится и выплачиваемая им награда размером в один шестнадцатеричный доллар (эквивалентный, как нетрудно догадаться, 256 центам) за каждую ошибку, обнаруженную читателями в его книгах. Вот уже на протяжении сорока лет Кнут собственноручно выписывает чеки. И хотя отдельные гонорары составляли несколько сотен долларов (на сей раз обычных американских), а общая сумма к 2005 году превысила 20 тысяч "зеленых", лишь немногие читатели обналичивали полученный чек, предпочитая сохранить его на память. Тем не менее нынешней осенью мэтр сообщил о решении прекратить выплаты.

Пойти на это Кнута заставили мошенники, не раз пытавшиеся опустошить его банковские счета посредством тех самых наградных чеков. Создатель систем TeX и METAFONT далек от мысли, что в этом замешаны его читатели: но, по его мнению, роль сыграло то, что чеки часто выставлялись напоказ. Номера, напечатанные на бланках, мошенники могли использовать для незаконного получения денег. По признанию самого Дональда, за последнее время в результате подобных действий он был вынужден закрыть уже три чековых счета.

Впрочем, и из этой ситуации автор "Искусства программирования" вышел с улыбкой. Отныне читателей, отыскавших ошибку, будет ждать "почет, а не расчет" (в оригинале "kudos, not escudos"). Вместо чеков Кнут будет рассылать собственноручно подписанные депозитарные сертификаты на ту же сумму в организованном им воображаемом банке страны San Serriffe, квартирующем на планете Пинкус (государство San Serriffe появилось в результате первоапрельской шутки британской газеты Guardian в 1977 году). Также почетный список получателей, обновляемый лично Кнутом, размещен в его разделе на сайте Стэнфордского университета. По словам ученого, переход к виртуальным наградам вряд ли кого-то огорчит, поскольку за последние пару лет лишь девять человек решили обналичить полученные чеки.

Перенесший в 2006 году операцию по удалению злокачественной опухоли, Кнут продолжает читать лекции, писать книги и развивать проекты TeX и METAFONT, а значит, прием багов продолжается. ЕЗ

Фосфорная память

Важного успеха в разработке компонентов квантовых компьютеров добилась команда физиков из университетов Оксфорда, Принстона и Беркли. Ученые научились записывать, хранить и считывать квантовую информацию с помощью единственного атома фосфора-31.

Квантовый компьютер, как и обычный, должен уметь не только обрабатывать, но и хранить данные. И если для обработки информации могут подойти электроны, способные кодировать единицу квантовой информации (кубит) в состоянии своего спина, то для ее хранения электроны приспособлены плохо. Легкий электрон сравнительно быстро "забывает" квантовое состояние своего спина, поскольку сильно реагирует на тепловые колебания окружающих электромагнитных полей. Хранить квантовую информацию лучше в спинах сравнительно тяжелых и неповоротливых атомных ядер, которые вдобавок хорошо экранированы от окружения своими электронными оболочками. А значит, надо научиться передавать квантовое состояние спина электрона спину ядра, а затем, при необходимости, считывать его.

Оказалось, что для этого прекрасно подходят атомы стабильного изотопа фосфора-31, введенные в качестве примесей в идеальный кристалл изотопа кремния-28. Обычный химически чистый кремний, использующийся в полупроводниковой промышленности, кроме основного изотопа кремния-28 содержит еще почти пять процентов кремния-29, а также кремний-30. У ядер кремния-28 спин нулевой, и они не мешают фосфору, но спин ядер кремния-29 уже не нулевой, так что он неизбежно взаимодействует со спином ядер фосфора, способствуя его разрушению. Поэтому ученым пришлось потратить массу усилий, чтобы получить изотопически чистые монокристаллы кремния-28.

У фосфора на один электрон больше, чем у кремния, и его спин связан со спином ядра. С помощью пары импульсов, лежащих в радио- и микроволновом диапазоне частот, удалось переписать квантовое состояние спина электрона фосфора в состояние спина его ядра. Те же импульсы в обратной последовательности считывали состояние ядра, передавая его в квантовое состояние электрона. Вероятность успеха операций записи-чтения достигала 90%, что очень неплохо для опытов подобного рода. Но самое замечательное, что при температуре 5,5° выше абсолютного нуля кубит мог сохраняться ядром фосфора до двух секунд, а это в тысячи раз дольше, чем в самой лучшей квантовой памяти, созданной до сих пор.

Авторы метода уверены, что дальнейшее улучшение химической и изотопической чистоты кремния позволит хранить квантовые состояния в фосфорной памяти гораздо дольше, вероятно, даже в течение нескольких лет. А поскольку ее можно изготавливать почти так же, как и обычные кремниевые чипы, у этой памяти есть очень хорошие шансы найти применение в квантовых компьютерах будущего. ГА

Ключевое действие

К новостям о взломе электронных систем безопасности уже не привыкать. Но развитие технологий порождает новые риски и в мире осязаемых вещей - и помнить об этом необходимо каждому. Так считает группа американских ученых, продемонстрировавших метод воссоздания ключей по фотографии. Случайно или намеренно запечатленные, они в достаточном количестве отыщутся даже на популярных фотохостингах.

Первыми "воришками", сумевшими проделать этот трюк, стали исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего. В рамках проекта Sneakey они разработали оригинальный процесс создания дубликата, исходным материалом для которого может служить даже случайная фотография связки ключей, сделанная мобильным телефоном. Процесс делится на два сравнительно простых этапа. Сначала изображение искомого объекта нормализуется с применением специальных алгоритмов при минимальном вмешательстве оператора (пользователь лишь расставляет несколько контрольных точек). После этого остается только измерить глубину бороздок, чего, в совокупности со знанием марки и типа ключа, будет достаточно для воссоздания его точной копии "в металле". Проект реализован в популярном пакете MATLAB, а в ходе пробных испытаний метод доказал свою эффективность как при использовании снимков, сделанных мобильным телефоном, так и фотографий, полученных с помощью телеобъектива с расстояния 60 метров.

Подводя итог, авторы Sneakey честно признают, что не открыли Америку. Производители замков давно осведомлены о возможности воссоздания ключей по фотографии и иногда прибегают к ней - правда, пользуясь снимками высокого качества, сделанными отнюдь не в полевых условиях. Кроме того, в Sneakey процесс автоматизирован только для простенькой модели ключа с пятью или шестью бороздками, самой распространенной в США. Тем не менее исследователи воздержались от публикации исходников, заметив, однако, что повторить их опыты при должных знаниях не так уж трудно. Поэтому авторы призывают относиться к своим ключам с не меньшей осторожностью, чем, скажем, к кредитным картам. По крайней мере до тех пор, пока производители не добавят замкам еще одну степень защиты. ЕЗ

Взмыленные электроны

Рекордного значения подвижности электронов в органическом полупроводнике удалось добиться команде японских физиков из университетов Токио, Киото и Осаки. Новый полупроводник обещает в недалеком будущем радикально улучшить свойства гибких электронных схем, дисплеев и солнечных элементов.

Все органические полупроводники сильно страдают от малой подвижности электронов, что тормозит развитие органической электроники. Поэтому специалисты с энтузиазмом восприняли сообщение об увеличении подвижности электронов в популярном органическом полупроводнике - конденсированном порфириновом медном комплексе - до 0,27 см2/В·с, что на порядок больше предыдущего рекорда.

Чтобы увеличить подвижность электронов, ученые модифицировали полупроводник, добавив к его молекулам с одного конца гидрофобную, а с другого гидрофильную цепочку. Это сделало молекулу амфифильной, как мыло или любое другое моющее средство, молекулы которых способны присоединяться к жирам и одновременно легко смываться водой. Амфифильные молекулы из-за несовместимости их концов стремятся выстроиться в регулярные структуры, что и повышает подвижность электронов, которые теперь движутся в более упорядоченной среде, а потому реже рассеиваются.

Новый органический полупро­вод­­ник эффективно поглощает видимый свет, а зна­чит, подойдет для изготовления дешевых тонкопленочных сол­нечных элементов. Сам способ увеличения подвижности применим и к другим органическим полупроводникам, так что новые рекорды, вероятно, еще впереди. ГА

Здравый смысл победил

В конце октября Апелляционный суд США по федеральному округу отказал в удовлетворении апелляции Бернарда Билски и Рэнда Уорсоу (Bernard Bilski, Rand Warsaw) по делу, касавшемуся получения патента на способ страхования рисков при торговле. Ранее в выдаче патента заявителям уже отказала Палата по патентным спорам.

Это дело касается такого важного вопроса, как критерии патентования, или, проще говоря, механизма, позволяющего не допустить охраны патентом общеизвестных и повсеместно применяемых идей или концепций. При первоначальном рассмотрении спора Палата отказала в выдаче патента на том основании, что способ взаимодействия контрагентов при заключении сделок, описанный в заявке, не может охраняться, поскольку не соответствует этим критериям.

При рассмотрении заявления суд фактически отменил многочисленные тесты на патентоспособность, которые использовались ранее, признав применимым только так называемый критерий "устройства или преобразования". По мнению суда, патентной защите подлежит только такой процесс, который может быть связан с определенным устройством или механизмом или трансформирует какой-либо объект в другое состояние.

По мнению представителей Software Freedom Law Center, это решение является первым гвоздем в крышку гроба софтверных патентов, которыми в США охраняется множество тривиальных принципов, используемых в программах. Разумеется, заумное описание маскирует эту тривиальность, однако многие заявки по своей оригинальности подобны "методу тренировки кота", на который выдан один из патентов. Он заключается в использовании лазерной указки для привлечения внимания животного, начинающего охотиться за пятнышком света. Один из судей, рассматривавших дело, привел этот случай в качестве примера "патентного абсурда".

Надо сказать, что в России законодательство запрещает патентовать компьютерные программы, но запрет относится только к патентованию в качестве изобретения, тогда как на "полезные модели" и "промышленные образцы" патенты выдаются. Чтобы обойти запрет, используется принцип, во многом сходный с тестом "устройства или преобразования": программа может быть запатентована в составе "устройства", то есть вместе с ним. При этом никого не смущает, что "устройством" часто является обыкновенный компьютер. Кроме того, иногда в качестве изобретений патентуются блок-схемы алгоритмов, а в качестве "промышленных образцов" - внешний вид интерфейса.

Так что в России положение с софтверными патентами примерно такое же, как и в США, вот только организаций, подобных Software Freedom Law Center, у нас в стране, увы, нет. К тому же в российской практике пока еще не было сколько-нибудь заметных судебных процессов, связанных с патентованием: можно вспомнить разве что дело по обвинению директора компании "Суперфон" в нарушении патента на способ показа рекламы с помощью сотового телефона. Тогда обвиняемого даже взяли под стражу. Впрочем, такие патенты получают вовсе не для того, чтобы кого-то засудить: они используются главным образом при досудебном урегулировании, проще говоря, для переговоров о том, сколько отступных должен заплатить нарушитель патента. ПП

Не вертись, а то разденут

Любопытную программу удалось создать ученым из Университета Брауна. Софт позволяет всего по нескольким позам определить формы тела человека, одетого даже в просторную мешковатую одежду.

Сначала просто не верится, что человека можно легко "раздеть", не используя рентген, инфракрасное излучение или какие-либо другие просвечивающие технологии. Но оказывается, наши тела не так уж разнообразны: почти все возможные варианты включает достаточно подробная трехмерная модель SCAPE, созданная ранее в Стэнфордском университете. Разработка, основанная на базе данных из более чем двух тысяч сканов человеческих фигур, учитывает изменения формы тела из-за напряжения мышц в различных позах. Модель SCAPE содержит несколько параметров, позволяющих описать практически любую фигуру.

Этот набор параметров и вычисляет новая программа. Дело в том, что когда мы двигаемся, наклоняемся или поднимаем конечности, те или иные части тела рельефно проступают даже в просторной одежде. Различные положения тела накладывают ограничения на возможный набор параметров модели, а достаточное количество зафиксированных поз позволяет определить фигуру с необходимой точностью.

Приложения у новой программы самые разнообразные. Представьте пришедшую в магазин модницу, которой теперь достаточно будет немного повертеться перед камерой, чтобы ее виртуальная копия оказалась в компьютере. А уже на этого аватара можно примерить одежду и сразу посмотреть на экране, как она будет сидеть. Впрочем, еще больше этому будут рады мужчины, для которых шопинг часто превращается в пытку. Также технология сможет найти применение в медицине и игровой индустрии.

Разумеется, возможности программы не безграничны, но, например, определить, что под чадрой прячется террорист-мужчина, она позволяет, тем самым вселяя надежду на скорое внедрение разработки. ГА

Не в фокусе

Новый метод получения изображений с разрешением несколько нанометров при использовании обычного оптического микроскопа предложили ученые из Национального института стандартов и технологий США. Способ быстр, прост, дешев и будет полезен во многих областях - от производства полупроводниковых чипов до биотехнологий. Как известно, из-за дифракции световых волн с помощью обычного оптического микроскопа принципиально невозможно разглядеть объекты меньше, чем половина длины световой волны. Но изображения, полученные с различной фокусировкой перед плоскостью объекта и за нею, отличаются друг от друга, то есть содержат некую дополнительную информацию об объекте, которую можно попытаться извлечь и использовать.

Эту идею реализовали на практике американские ученые с помощью специальной программы, которая по серии расфокусированных снимков создает конечное изображение. Например, в ходе экспериментов таким образом было получено изображение наночастицы золота диаметром 60 нм.

Для реализации нового способа, названного Through-focus Scanning Optical Microscope (TSOM), достаточно иметь хороший микроскоп с управляемым фокусом, камеру и компьютер, что позволит уложиться в довольно скромный бюджет, примерно 50 тысяч долларов, что на порядок меньше, нежели стоимость электронного или атомно-силового микроскопа. ГА

Ультракомандир

Ученые из Аризонского университета провели любопытные эксперименты с новым методом стимуляции головного мозга, основанным на применении ультразвука. Специалисты отмечают, что в настоящее время большинство способов воздействия на нейроны требует использования имплантируемых электродов, в связи с чем существует риск повреждения нервных тканей. Новая технология лишена этого недостатка. Американцам удалось выяснить, что ультразвук относительно низкой частоты и интенсивности позволяет влиять на нейронные связи и высвобождать нейромедиаторы из синапсов. Именно благодаря нейромедиаторам, передающим сигналы между нейронами, головной мозг успешно выполняет все возложенные на него функции.

Ученые были крайне удивлены тем, что стимуляция головного мозга возможна при небольшой мощности - существенно ниже той, что используется в традиционных ультразвуковых исследованиях. Правда, пришлось повозиться с подбором характеристик волн, которые должны проходить через кости черепа. Пока, впрочем, работы далеки от завершения, и все же американцы надеются, что рано или поздно медицинские системы, работающие по предложенному принципу, будут успешно применяться при профилактике депрессий, реабилитации пациентов с черепно-мозговыми травмами и для лечения тяжелых недугов, таких как болезнь Альцгеймера. ВГ

Лес для фотонов

Нанопокрытие, почти на порядок снижающее отражение от кремниевых солнечных батарей и тем самым значительно повышающее их эффективность, разработали ученые из Ренсселерского политехнического института.

Кремниевый солнечный элемент без покрытия поглощает лишь 67% падающего на него солнечного света. Треть фотонов просто отражается от поверхности, впрочем, как и у других материалов с большим показателем преломления. С этим давно пытаются бороться, применяя, например, различные покрытия, похожие на те, что используют для просветления оптики. Обычно это несколько прозрачных слоев с различными показателями преломления толщиной порядка длины волны падающего света. За счет интерференции такие покрытия могут сильно снизить отражение, но лишь для света с определенными длинами волн и падающего под определенными углами. Увеличив число слоев, можно несколько расширить рабочий диапазон, однако стоимость покрытия при этом заметно возрастает. Есть и другие методы снижения отражения, вроде создания поверхностей с рифлением, но и они сильно усложняют конструкцию солнечного элемента и повышают его стоимость. В новом покрытии тоже целых семь слоев из диоксидов кремния и титана толщиной 50-100 нм. Но теперь слои не сплошные, а набраны из наклонных нанопрутьев, работающих как плотный лес, в котором "запутываются" фотоны. Свойства слоев подобраны так, чтобы не только хорошо пропускать падающий свет, но и мешать ему отражаться от следующего слоя. Это помогло добиться поглощения более чем 96% падающего света во всем видимом диапазоне и для всех возможных углов. А значит, можно сильно упростить конструкцию солнечных батарей и не поворачивать их вслед за солнцем.

Новые покрытия можно приспособить и для работы с солнечными элементами из других полупроводников и гетероструктур, которые эффективнее кремния преобразуют попавшие в них фотоны. Поэтому авторы не сомневаются, что новое покрытие без дела не останется. ГА

Неизведанной троPOI

В конце октября сразу два крупнейших российских разработчика ПО для навигационных устройств - компании "Навигационные системы" и "Центр навигационных технологий" - представили обновленные версии своих фирменных пакетов.

Развиваемый "Навигационными системами" комплекс "Автоспутник", доросший до версии 3.2, использует карты Tele Atlas, на которых отражена сеть автодорог протяженностью более 160 тысяч километров с интегрированными "точками интереса" (POI), включающими заправки, объекты общепита и т. п. Новая версия программы обрела дополнительные интерактивные функции: помимо получения актуальной информации о пробках, пользователь может записывать собственный маршрут движения. Функция онлайн-мониторинга позволяет следить за перемещением друзей (если, конечно, те дали разрешение). Для хранения и обмена треками открыт специальный раздел на сайте "Автоспутника". Этот же сервис позволяет актуализировать список дорожных POI, включающий извечных "врагов" водителя: посты ДПС; камеры, следящие за скоростным режимом; "лежачих полицейских" и пр. Владельцы навигаторов с выходом в Интернет могут настроить обновление в автоматическом режиме; также файл можно скачать и скопировать в устройство самостоятельно. Помощь в поддержании списка объектов в свежем состоянии могут оказывать все желающие. Для этого необходимо вручную сделать отметки на карте, экспортировать данные в файл и отправить его модераторам "Автоспутника", которые примут решение о целесообразности включения меток в следующую версию списка дорожных POI.

В "Центре навигационных технологий" тоже не сидели сложа руки: минорное обновление "Навител Навигатора" может похвастаться широким охватом территории России (использованы карты, приобретаемые у "Роскартографии") и Украины (там стратегическим партнером является местное ГНПО "Картография"). В новой версии обновлен список POI; кроме того, программа получила интерфейс с возможностью отображения в трехмерном режиме крупных транспортных развязок, что позволяет видеть, на каком уровне эстакады в данный момент находится автомобиль.

Обе компании уделяют большое внимание доставке информации о пробках. Помимо сведений, получаемых от сторонних поставщиков, юзеры могут сами передавать информацию о заторах. Информация аккумулируется на серверах компаний, обрабатывается, проверяется и отображается на карте, помогая своевременно оповещать водителей о том, на какие магистрали лучше не соваться.

Уже в этом году пользователи "Автоспутника" и "Навител Навигатора" могут ожидать появления карт с нанесенными внутридворовыми территориями и проездами, что позволит ювелирно прокладывать маршруты до самых дверей дома или офиса, а не только до ближайшей к ним улицы.

Не забыты и поклонники смартфона Apple iPhone 3G, который имеет встроенный GPS-модуль. По заявлениям представителей отечественных компаний, им пока не удается получить лицензию для адаптации навигационных пакетов под айфон. Так что придется набраться терпения: преимущества российской навигации удастся вкусить не раньше второй половины следующего года, когда будут решены вопросы лицензирования, а сам софт - портирован на новую платформу. СБ

Новости подготовили

Галактион Андреев Сергей Беляев Александр Бумагин Татьяна Василькова Владимир Головинов Евгений Золотов Денис Коновальчик Игорь Куксов Павел Протасов Жанна Сандаевская Дмитрий Шабанов









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх