ИНТЕРНЕТ: Бизнес со счастливым концом

Автор: Александр Бумагин

Казалось бы, на рынке интернет-знакомств трудно предложить новую услугу. Все, кто может держать оружие, давно уже заново перезнакомились с одноклассницами, однокурсницами, на полную катушку работают и традиционные сайты знакомств, такие как "Мамба" или LovePlanet, исправно экспортируют наших одиноких соотечественниц сайты с англоязычным интерфейсом. Однако флагманы российского рынка интернет-дейтинга подсмотрели у зарубежных коллег еще один подход, а Александр Бумагин, рискуя собственной репутацией, заполнил анкету и пообщался с заинтересованными лицами.

Порой выйдешь на просторы Интернета, осознаешь всю его необъятность и недоумеваешь, как люди раньше общались? Как делились мыслями без блогов? Как рассказывали о том, где побывали, не выложив двухгигабайтную флэшку на фотохостинг? Как находили нужных людей без всепроникающей паутины социальных сетей? Как знакомились без "Мамбы" и LovePlanet?

Родители моей хорошей знакомой нашли друг друга после того, как один из них ответил письмом на объявление другого в газете. Настоящим бумажным письмом на объявление в настоящей бумажной газете. Несмотря на то что большая часть из нас отродясь не писала писем от руки, причины, которые приводят людей на сайты знакомств, за последние тридцать лет не изменились, а необходимость в посреднике не исчезла. И "Мамба", и LovePlanet демонстрируют бурный рост доходов: в пять раз за прошлый год выросла выручка LovePlanet (достигнув 100 млн. рублей), "Мамба" за первые шесть месяцев этого года заработала 222 млн. (против трехсот за весь прошлый год). Но даже очевидная активность пользователей, исправно отправляющих платные SMS, не останавливает интернет-свах от поиска новых путей. В октябре компания "Мамба" запускает платный сервис "МонАмур", рассчитанный на тех, кто хочет не просто познакомиться, а завести семью. Аналогичную услугу обещают пользователям и создатели LovePlanet, правда, в рамках существующего сайта.

Моя любовь

Идеология базовой бесплатности приводит на "Мамбу" много случайных посетителей, не отдающих себе отчета в том, кого или что они там ищут. Тем временем, согласно статистике, завязать серьезные отношения надеются больше десяти процентов пользователей. "Впрочем, потребность в серьезном общении тоже бывает разной, - уточняет генеральный директор компании Андрей Бронецкий. - У кого-то это происходит по принципу "можно сейчас, а можно и через пять лет". Такие люди никуда не торопятся, могут перебрать много вариантов. У других - полноценная семейная жизнь становится неким пунктиком в голове". Сервис "МонАмур" рассчитан, скорее, на последнюю категорию. А введенные разработчиками ограничения на поиск и абонентская плата в десять долларов в месяц (или двадцать, но уже за квартал) гарантируют, что случайных людей на этом сервисе не будет.

Бронецкий говорит, что "МонАмур" очень близок к зарубежному аналогу eHarmony. Роль дополнительного ограждения выполняет огромная анкета, которую приходится долго и вдумчиво заполнять, прежде чем получить доступ к любой (довольно скудной, впрочем) функциональности сайта. Конечно, анкету готовили психологи, но Бронецкий их имен не называет, не желая обидеть психологов других школ и опасаясь споров о том, чьи взгляды на человека более правильны[А еще, по словам Бронецкого, при составлении вопросов выяснилось, что психологи предпочитают очень сложные формулировки, которые непросто понять. Пришлось искать компромиссы.]. Цель анкетирования - создание психологического портрета пользователя и, как следствие, автоматический подбор наиболее подходящих ему контактов (разумеется, с учетом ожиданий партнеров). Анкета содержит в себе элементы проверки человека на откровенность, но врать напропалую не возбраняется. Просто при подборе контактов "лжецу" не придется рассчитывать на тех, кому важна открытость в общении.

Я экспериментировал с бета-версией сервиса, и в ней, по большому счету, учитывалось лишь четыре критерия из восемнадцати: возраст, регион, образование и семейное положение. Остальные четырнадцать тоже принимаются в расчет, но в полной мере их влияние можно будет оценить только с ростом количества пользователей.

Разработчики ожидают, что женщин на сайте будет больше, чем мужчин, поэтому у мужчин ограничение на количество контактов выше. В компании нам отказались назвать точные параметры ограничений на размер контакт-листа, однако опытным путем удалось выяснить, что мужчина может общаться сразу с двадцатью "невестами", тогда как самой везучей женщине достанется максимум десять "женихов". Создатели сайта понимают, что внимание между пользователями будет распределено неравномерно, однако заверили, что без контактов не останется никто.

Что касается непосредственно общения, то предусмотрено два режима. Первый - это обычный режим обмена сообщениями. По умолчанию же будет задействован поэтапный режим, когда на первом этапе пользователи обмениваются пятью вопросами из стандартного пула (ответы предполагают выбор из нескольких вариантов), на втором этапе знакомятся с ожиданиями партнера и сообщают ему о своих (выбирая, опять же, из имеющихся вариантов). Переписка наступает только на третьем этапе. В любой момент контакт можно закрыть, объяснив причину, однако на практике контакты, как правило, закрываются молча, без объяснений. Андрей Бронецкий не исключил того, что в будущем появится стандартный набор формулировок и для отказов.

Предполагается, что поэтапный подход облегчает процесс знакомства и формирования представления о партнере. Практика, правда, показала, что знакомиться и общаться по старинке заметно проще. Добрый десяток девушек, с которыми нам совместными усилиями удалось добраться до переписки, видят в хождении по этапам лишь досадную преграду привычному способу и лишь в одном случае такой подход был назван полезным. При этом механизма, который позволял бы сообщить конкретному партнеру о своем желании написать напрямую, пока не существует. В результате после обмена приветствиями я, как правило, получал предложение покинуть сайт и перейти на ICQ или в "Одноклассники"[Та еще вершина эргономики, между прочим. - Прим. ред.]. Бронецкий проблемы в этом не видит: "Наш сервис не предназначен для того, чтобы люди на нем жили или подолгу общались, как, например, на "Мамбе". Он нужен, чтобы люди друг друга нашли".

Единственная девушка, с которой мне удалось договориться о встрече, оказалась очень лояльным пользователем "МонлАмур" и почти слово в слово повторила слова Бронецкого о назревшей необходимости сервиса для серьезных знакомств. Впрочем, к "Мамбе" (которой руководит Бронецкий) и другим подобным сервисам претензии у нее есть: по ее словам, владельцы ресурса допускают попадание анкет пользователей в весьма сомнительные базы, и ей просто надоело получать предложения с непристойностями и осознавать, что для привлечения большого числа пользователей владельцы готовы на все. Чтобы этого избежать, она готова платить.

Директор компании "Медиа Мир" Михаил Гуревич рассказал, что похожая разработка имеется и у LovePlanet. "Единственное, что не вполне понятно, - добавляет он, - так это зачем наши коллеги захотели делать не связанный с их основным сервисом проект. У нас это будет выполнено в виде надстройки, как дополнительная платная возможность для всех зарегистрированных пользователей".

Иностранцы

Главное отличие eHarmony от российского аналога заключается в том, что за стыковочные механизмы eHarmony несут ответственность не анонимные психологи, а ученый Нил Уоррен. В 1997 год Нил вместе с профессором Геленом Бэкуолтером из Университета Южной Калифорнии провел первое национальное исследование брачных союзов. Результаты этого исследования и тридцатилетний опыт Уоррена как клинического психолога и легли в основу запатентованной формулы "совпадения" (eHarmony Compatibility Matching System). Впрочем, формула - а eHarmony сегодня работает в 191 стране - слегка модифицируется для каждого региона. Порядки в eHarmony строже, чем у нас: и этапов не три, а пять, и нечестность в ответах вполне может привести к отказу в обслуживании (кстати, если eHarmony не может найти подходящую пару, деньги пользователю возвращаются). Но и результативность впечатляет: согласно исследованиям Harris Interactive, каждый день только в США вступает в брак 236 человек, которые познакомились друг с другом на eHarmony.

В eHarmony научная работа продолжается и сейчас: в феврале прошлого года владельцы дейтинг-сервиса открыли исследовательскую лабораторию, которая занимается вопросами человеческих взаимоотношений. Насколько это помогает людям находить друг друга, конечно, еще вопрос, но у eHarmony исследовательская лаборатория есть, а наши собеседники, кажется, не видят в такой работе особой необходимости. А жаль: полезность существующих сервисов не вызывает сомнений, но они и устроены довольно просто, тогда как заявленный "МонАмур" или безымянная (и пока нереализованная) услуга от LovePlanet основаны, по идее, на довольно сложных механизмах и при неправильной настройке работать попросту не будут.

А на очереди у наших интернет-свах, очевидно, видеодейтинг. "Мамба" в сентябре уже тестировала видеочаты, так что, возможно, еще до конца года в Рунете поселится дальний родственник speeddate.com.


Хозяева…

По словам Бронецкого и Гуревича, и "Мамба", и LovePlanet по-своему уникальны - на Западе крупных ресурсов с такой идеологией нет, а самой успешной считается предоплатная модель доступа к базе контактов. Бронецкий перечисляет самые популярные проекты: Match.com, Yahoo! Personals и уже упоминавшийся eHarmony. В то же время Бронецкий не считает условно бесплатную модель "Мамбы" - когда пользователь годами может общаться на сайте, не потратив ни копейки, - ущербной. Те, кто хочет быстро получить максимум внимания, пользуются платными сервисами "Мамбы", и, судя по финансовым показателям проекта, таких людей хватает. Похоже устроен и LovePlanet. То, что этот бизнес является, по сути, паразитированием на человеческом одиночестве, наших собеседников не смущает.

- Все зарабатывают на одиночестве, - говорит Гуревич. - Всё, что не является хлебом, молоком и маслом, есть заработок на одиночестве. Есть, конечно, некие рамки. Скажем, у нас жестко банятся предложения проституток, а некоторые наши коллеги в этом вопросе более лояльны. И на таком подходе мы теряем кучу денег - вот где моральная позиция.

Гуревича, по его словам, переполняет гордость, если он узнает, что кто-то нашел себе партнера на LovePlanet. Схожие эмоции испытывает и Бронецкий, если дело касается "Мамбы".

- Это интересный проект, - поясняет он. - Есть не только азарт от бизнеса, но и ощущение того, что я делаю что-то полезное для людей. В конце концов, тема человеческих взаимоотношений так многогранна, что сама по себе не может не увлекать. Да, наш бизнес построен на прибыли от эмоций, от положительных эмоций. Но и отдача в виде пользы для посетителей не мала.

На "Мамбе" даже собирают истории об удачных знакомствах, случившихся на сайтах проекта. Сейчас там около десяти тысяч счастливых примеров.

…и гости

Гуревич полагает, что и пользователям стыдиться нечего.

- Человек в реальности не такой, как в душе, - говорит он. - В Интернете ему иногда проще быть собой. Он может показать свое я и получить отклик, найти понимание.

Гуревич уверен, что службы знакомств и социальные сети являют собой не что иное, как ответ на повсеместно навязываемую политкорректность. "В России с этим еще терпимо, - считает Михаил. - А вот, скажем в Израиле, если у тебя есть девушка, тебя все начинают спрашивать, а когда свадьба. У нас этот вопрос задают намного реже, у нас иная культура сексуальных отношений. Там есть место ханжеству. Cайты знакомств и социальные сети - это в первую очередь дейтинг. А дейтинг - это стремление подать и, если угодно, продать себя, потешить свое эго". Гуревич рассказал о статистике, согласно которой многие приходят на LovePlanet не ради контактов в реальности: этим людям достаточно лишь того, чтобы им просто сказали "да".

Статистика, впрочем, не отвечает на вопрос о том, так ли уж хороша подмена живого общения фикцией. "Если человек полностью заменяет реальное общение виртуальным - это суррогат, - говорит Бронецкий. - Я думаю, что любой дейтинг-сервис - это поиск. Ищите себе друзей в Сети, а потом встречайтесь, переходите на личный контакт. Я за то, что все должно быть в меру". Гуревич же не видит проблемы как таковой, утверждая, что статистика лишь констатирует то, что и без сайтов знакомств происходит в жизни. "Сегодня многие молодые люди не подойдут к понравившейся девушке на остановке, чтобы не чувствовать себя идиотом, - полагает Гуревич. - Это неудобно и неправильно. Сегодня так не принято. Сегодня парень с девушкой могут несколько часов сидеть рядом в самолете и слова друг другу не сказать. Люди боятся в реальности нанести удар по собственному эго".

Атака клонов

Очевидно, что "Мамба" и LovePlanet идут параллельными курсами, хотя и Гуревич, и Бронецкий утверждают, что дорога у каждого своя. Не обошлось и без легкой заочной пикировки на тему заимствования идей у конкурента (к примеру, "Мамба" была первой, а на LovePlanet раньше появились блоги). "Но самое главное, - говорит Гуревич, - что клонов не бывает вообще. Клон может быть в точке отсчета. Если я скажу, что хочу такой же сайт, как "Одноклассники", мне никто его не сделает, просто потому, что там работают другие люди, там - другие пользователи, которые иначе себя ведут".

Какой "клон" лучше, решает пользователь. И все же, прежде чем где-либо регистрироваться, оторвите взгляд от монитора и убедитесь в том, что в нескольких шагах от вас нет совсем никого, с кем можно начать общение.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх