13-Я КОМНАТА: Шакалить, шакалить и шакалить

Автор: Леонид Левкович-Маслюк

На наших страницах мы обсуждаем любые вопросы, касающиеся работы с информацией. Почему бы не взглянуть и на самый детский информационный вопрос: что нужно знать, чтобы осмысленно ориентироваться в жизни? К примеру, как мы обычно оцениваем международные новости? Возьмем недавнее обострение обстановки в Ливане. СМИ громко покричали несколько дней, тема исчезла из заголовков - и все. И не зная хотя бы тезисно истории вопроса лет за двадцать, просто не поймешь, что же там произошло-то - и как это соотносится с нашей собственной жизнью. Хорошо, если ты в 1970–80-е был в этих местах военным переводчиком или спецом из ГКЭС. Отлично, если варился в ближневосточной военной, дипломатической, криминальной, религиозной каше в 1990-е, великолепно, если варишься в ней прямо сейчас. Тогда ты, конечно, полностью понимаешь смысл происходящего. Но у тех, кому не повезло угодить в центр событий, выбор таков: рыться в источниках и вникать либо проглотить, что дают. Обычно, увы, глотаем.

Но наша нейросеть не любит пустот. Она всегда создает суррогат понимания - даже на основе случайных обрывков случайной информации. Поэтому глотать, что дают, хоть и легко, но очень вредно для сохранения рациональной картины мира в собственной голове. Рационально мыслящему остается одно - сознательно решить: отказываюсь от понимания этого маленького куска реальности, ибо он для меня не так уж важен.

О’кей, международная обстановка далеко - поглядим, что ближе. Кавказ: Чечня, Ингушетия, Дагестан. Осетия Северная и Осетия Южная. Абхазия. Как там все устроено внутри, откуда и куда катится, как и чем все эти земли и народы связаны друг с другом, со страной в целом, с внешним миром? Многие ли могут утверждать - не обманывая себя! - да, я в целом представляю картину - не лозунги или мнения, а ключевые факты, основные процессы? Увы, немногие (себя, кстати, не могу к ним причислить). А отказ от вникания в это - уже очень заметный провал в якобы рациональной картине мира.

Теперь - экономика. Кто готов самому себе сдать экзамен по таким билетам: зарубежные рынки и наши внутренние цены; почему мы экспортируем зерно (СССР его массово ввозил!), но скорбим о гибели сельского хозяйства? От чего зависит выбор между сырьем и хайтеком, и есть ли этот выбор вообще?.. Ставим галочки - "важно"/"неважно", отмечая: каждое "неважно" - отказ от рационального взгляда на мир и в этой части тоже.

Вскользь упомянем и самую чувствительную повседневность: медицина, право, всякое там домашнее хозяйство… господи! а воспитание детей? А их обучение? Ну и наконец, наука и хайтек. Здесь нам, научникам и айтишникам, совсем уж неприлично отказываться от внятной позиции по массе вещей - а откуда ее, эту позицию, возьмешь? Ведь нельзя же быть специалистом по всему.

Да, список можно продолжать бесконечно - в него входит все, что бывает в жизни. Но как-то неловко все время выбирать - "неважно", "неважно", "неважно". А каждое "важно" потребует очень заметных усилий и времени - в сумме непосильных.

Что же делать? Может быть, сначала выделить некие базовые принципы, а потом на их основе все ранжировать по важности? Или попробовать вообще обойтись без этих сомнительных знаний, а действовать, опираясь на что-то другое? Например, на моральные постулаты. Или на понимание мира через подлинную литературу, искусство, религию. Или - на философию. Сначала изучить философию, а потом начинать жить. Клево. Спасибо, профессор, thank-you-very-much!!! Это хороший путь - но, к сожалению, слишком часто требуется нечто более конкретное.

Владимир Ленин в 1918 году призывал коммунистическую молодежь "учиться, учиться и учиться" - всему, что познало человечество. Уже тогда это было малореально. А сегодня - сегодня желающим хоть на самое остронасущное реагировать сознательно и не плыть по течению приходится, по моим наблюдениям, прямо-таки… в общем, смотри заголовок. В строго интеллектуальном смысле, конечно: носиться по информационному полю, стараясь урвать фактов здесь, урвать знаний там, переварить-осмыслить… Да, тяжело. Да, несолидно. А как иначе?









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх